Рисование драпировки акварелью. Как нарисовать карандашом драпировку (материю). Драпировка в натюрморте

Попробуем порисовать драпировку. Помните, как мы рисовали мятый лист бумаги ? Примерно то- же самое, но если в мятом листе грани и плоскости были четко очерчены и хорошо видны, то ткань- драпировка мягче, пластичнее. И тем не менее, и в первом и во втором случае в рисунке действуют одни и те- же законы, как при рисовании бумаги, так и при рисовании ткани, драпировки.
Подразумевается, что к этому моменту вы уже умеете рисовать геометрические фигуры . Рисунок по запланированному, фиксированному пространству. И вы уже знаете эти статичные формы, знаете как штрих ложить по их объему, как строится светотень. А вот драпировка- пока неизвестный предмет. Он может иметь любую форму, фактуру, принимать любые виды. Вот и подготовимся немного к тому, что иногда приходится передавать на бумаге такие формы, которые не являются фиксированными, пластичные.

Вот фото моей композиции. Пробуйте рисовать различные виды тканей- грубую, тонкую. Если использовать драпировку из плотной ткани, то рисовать ее несколько проще, она дает меньше изгибов- тот же принцип, как при рисовании мятого картона. Если использовать тонкую ткань, то и воспроизвести все градации ее складок труднее, но такая ткань может очень красиво ложиться или свисать на любые предметы, красиво огибая их, повторяя их форму.

А для начала просто попробуйте составлять композиции используя драпировку. Понаблюдайте как она "ведет" себя. Это пластичный материал, который свисая к низу образует красивые складки- волны. Если драпировка ложится на какой- либо предмет, то обязательно будет принимать его форму. И чем тоньше драпировка, тем отчетливее будет читаться под ней тот объем, который она огибает. Огибая предмет она будет стремиться дальше вниз, пока не займет статичное место в пространстве.

Возьмите мягкий материал- уголь, сангину и порисуйте наброски, поиски своей композиции. Посмотрите на рисунок справа. Здесь использована тонкая ткань. Можете использовать как предметы обихода, так и те геометрические фигуры, которые у вас уже есть и наблюдайте, как драпировка взаимодействует с окружающим миром, вашими предметами.

Драпировка свободно свисает со стула вниз, на ее пути встречается четкая геометрическая форма- куб. Драпировка ложится на плоскость куба и четко видно, как повторяет его форму. Дальше драпировка спускается ниже и встречает еще одну плоскость- плоскость стула. Останавливается там, но вскоре подходит к обрыву горизонтальной плоскости, очерчивает угод и устремляется вниз.

Ход работы: намечайте общий объем в листе, дальше место основных плоскостей как драпировки, так и тех предметов, которые учавствуют в вашей композиции. Дальше разбираем конструктивно. Прорисовывайте и невидимые грани, или замечайте, для правильного построения это нужно делать. Не забывайте о поиске пропорциональных соотношений и о перспективе.

Ближние к нам грани и углы выделяем. На изломах форм делаем акценты. Посмотрите на то, как я намечаю драпировку. Где форма статична и на дальнем плане- я не акцентирую. Если- же нужно показать, как движется драпировка вниз, огибая предметы или плоскости, которые встречает на своем пути, то это уже динамика, движение, действие- это нужно показать и выделить. И чем ближе к нам, тем отчетливее. Я акцентирую внимание на изломах драпировки- как она спокойно лежит на кубе и вот уже встречает грань куба, ломается и ниспадает дальше. Поделайте несколько таких поисков, меняя вид драпировки и ее расположение в композиции. Можно еще просто рисовать, как она свисает со стены.

Теперь приступим к основному рисунку нашей композиции. Используйте для натюрморта светлую драпировку, в идеале белую. Не нужно, что бы вас сейчас сбивал с толку тон ткани. Возьмите для начала плотную ткань, возможно использовать два вида ткани- плотную и тонкую, что- бы видеть разницу в рисунке между ними. Здесь использовать мягкий материал не стоит. Посудите сами- светлая по тону композиция рисуется темным и жирным материалом, который особо не скупится на том, дабы оставить ненужные излишки "себя" на бумаге. Это будет грубо, кроме того, вы быстро зачерните работу, без возможности исправить что либо в ней. Материал для работы тоже нужно подбирать под эстетические и художенственные требования композиции .

Дальше. Фото, которое было показано вначале, сделано днем при освещении двух видов: дневное и верхнее (лампа накаливания). А рисовать я буду вечером, при единственном источнике света- верхнем освещении. Почему: не привязывайтесь к натуре, не срисовывайте, не нужно ломая глаза сопоставлять фото и рисунок, можете сильно разочароваться. Мы будем не срисовывать, а думать, анализировать, делать рисунок. Когда научимся передавать пространство в листе, потом будем и документализировать. И для начала выберите единственный источник света.

Показываю начало своей работы слева. В полный рост, как говорится, весь планшет. Наши шаги:

1. Закомпонуйте композицию в листе. Проще сказать- ей не должно быть тесно в листе и она не должна плавать, теряться в нем. Ее место должно быть гармонично найдено. От краев планшета должны быть отступы- дайте место для воздуха, пусть композиция "дышит". Найдите ширину и высоту композиции, это самая первая и главная работа для нашего глазомера , прежде чем приступить к следующему шагу.

2. А следующий шаг- найти место в листе основным объемам и плоскостям, которые учавствуют в композиции. Глазомер работает в полную силу. Находите пропорции при помощи "трех точек". Учитывайте то, что здесь может присутствовать и элементы перспективы. Чувствуйте эти нюансы, не обязательно вычерчивать их, сводя все параллели в точку схода. Создайте видимость ее.

3. К этому добавим разбор композиции конструктивно. Предметная плоскость не должна "заваливаться", фигура или драпировка лежит на ней, а не плавает в воздухе. Важно ощущение правильной передачи "конструкции" натюрморта. Если не можете просто намечать- выстраивайте! После пары раз таких выстраиваний вы поймаете суть.

4. Изломы форм, углы, пересечения линий и плоскостей, ближние грани- выделяем, и чем они к нам находятся ближе, тем будут передаваться активнее. Можете намечать и тени, находите им место. Они рисуются не "наабум", тени тоже имеют свое место, свою конструкцию, ибо прямым образом зависят от того предмета, который их "отбивает" или "отбрасывает" и от того предмета, на который тени ложатся.

5. После всего пройденного самое время разделить тени и свет. Возьмите карандашик и положите свет на все тени и полутени, которые учавствуют в композиции. Здесь уже показано, что тени и свет отделены, тем же штришочком. Плюс к этому в первом рисунке начинают выводиться тени активнее, постепенно находя соотношения силы этих теней между собой.


Вы помните, как мы работали с мятым листом бумаги? Сначала мы нашли пространство вокруг самого листа, а затем спокойно поместили его в это пространство. Но там и предмет- то по сути был один, и расстояния несколько поменьше. Если вы взяли для начала несложную композицию, малые размеры и тональные отношения у вас строятся по принципу- раз, два, три, то- есть: предметная плоскость, лист бумаги, стена. Но если выбрали композицию примерно как у меня, то и задач у нас с вами несколько побольше.

А именно: работу нужно вести сразу "по всем фронтам", как говорится. Как рассеивать свое зрение, сразу осязая всю работу, так и вести рисунок не по деталям, а рисовать, затрагивая и предметную плоскость, и предметы натюрморта, и драпировку... Так рисунок получится цельным и так правильнее передавать свето- теневые отношения.

А осязать всю работу просто тогда, когда вы, например, сейчас передаете тональные отношения предметной плоскости и драпировки, которая находится за ней, и смотрите, какими будут тональные отношения теней на этой драппировке и падающих теней куба. А потом анализируете тональные отношения самой светлой части этой- же драппировки и самой светлой освещенной плоскости куба, и так далее по всему натюрморту, всей композиции, но уже не только смотря, но и рисуя. Что ближе, что дальше, что светлее, что активнее, что нужно выделить, а что погасить, послать в воздух, первый план, второй, горизонтальная поверхность на свету, вертикальная в тени..... все нужно анализировать, все отношения в композиции. Так достигается ее цельность и о срисовывании уже и речи идти не может, когда начиная с одного конца работы плавно заканчивается процесс на последнем, шаг вправо- шаг влево и....вы запутались. Анализируйте от начала и до конца, и когда чувствуете, что ваше зрение приковано уже длительное время в одном месте работы, значит нужно срочно сравнить то, что вы сейчас нарисовали с другим участком.

Посмотрите на два этих промежуточных рисунка (выше)- работа ведется по всем направлениям. Постоянно ищутся нужные тональные соотноешния плоскостей, их плановости и светотень, при этом не забывается и то, что все это "живет" благодаря тому, что у наших форм есть некая конструкция, объем, и она может быть абсолютно различной у каждого материала и предмета.

А вот уже готовая работа. Давайте ее попробуем проанализировать, но сначала несколько слов о том, каким штрихом она выполнялась.

Штрих в каком- то роде универсальный, уже вам знакомый. Его можно отлично использовать для "вылепливания" формы и он дает возможность растянуть время подольше для поиска тональных отношений в композиции. Самый оптимальный вариант для начинающего.

Для него не нужно использовать карандаши нескольких степеней мягкости. Лично я предпочитаю вообще пользоваться только одним карандашом одной мягкости и лишь иногда прибегая к помощи более мягкого карандаша, если не хватает тональности, что- бы "положить" самую темную тень. Но такого обычно не должно происходить, если правильно распределить силу карандаша на протяжении всего времени ведения работы.

Карандаш обычный, твердость- 2М для карандаша механического (если вы используете механический карандаш). Для карандаша в деревянной оправе достаточно будет ТМ или М (НВ или B). Небольшая мягкость карандаша позволяет плавно достигать нужной тональности, преждевременно не перечернив работу. Это очень хорошо сочетается со штриховкой. Накладываясь одна на другую она позволяет неспешно моделировать форму. Самое безопасное ведение работы, при котором вы обеспечены до окончания работы над рисунком успеть подумать и исправить допущенные ошибки или вовсе не допускать их, так как у вас есть время оценивать и анализировать.

Мы уже использовали такой штрих, когда делали рисунок мятого листа бумаги, но там размеры работы и самой картинки были небольшие, а следовательно и штрих был довольно лаконичным. Здесь размеры побольше, и возможности штриха также больше, где- то штрих будет сдержанным и коротким, а где- то размашистым. Как выглядит такая штриховка поближе, смотрите на рисунках ниже.
Вот он моделирует форму:

А вот он используется для заполнения участка нужной степени тоном на важных небольших участках и больших второстепенных. Достигается это наложением одного слоя штриха на другой под разным углом:

Заметьте: в каждом из случаев этот штрих позволяет моделировать форму. И все его стежки или штрихи по- возможности должны быть параллельны, если это дуги, то расстояния между ними по- возможности одинаковы. Очень красиво, если при просмотре поближе самой штриховки видны ее слои, видно, как один слой штриха накладывается на второй.

Что- бы добиться нужного тона, можно этого достичь либо разным нажатием карандаша на бумагу, либо наложением нескольких слоев штриховки. Но на будущее полезно будет помнить: чем меньше использовано слоев штриха для достижения желаемого результата, тем более профессиональнее выполнена работа.
Ну вот, что можно сказать о штриховке. Какой штрих интереснее вам- решаете сами.

Ну а теперь, после небольшого нужного отступления, давайте перейдем к анализу самого рисунка, который у нас получился. Смотрим слева.

Визуально можно отметить сразу, что пространство в листе создано, это во- первых.

Выбран правильно вертикальный формат планшета, работа закомпонована в листе хорошо.

С построением тоже все неплохо, ничего не перекошено, чувствуется перспектива.

Передан материал и форма предметов, учавствующих в композиции. Например: куб действительно передан как геометрическая фигура, с ровными гранями и плоскостями. Драппировка тоже имеет свой характер, глядя на нее точно можно сказать, что это- ткань.

К этому можно добавить, что элементы, учавствующие в композиции не рисованы сами по себе, а отлично взаимодействуют между собой, куб располагается на предметной плоскости, которой является стул, драпировка низпадает со спинки стула, огибая куб, дальше попадая на плоскость стула, оттуда низпадая вниз- гармонично связывая все элементы композиции.

Выделен центр композиции, четко видно где завязывается кульминация- куб, драпировка и предметная плоскость, обязательно. Здесь самый больший тональный контраст, контраст между светом и тенью. А еще четко видно откуда падает освещение- этого момента никогда нельзя забывать, всегда четко ведется работа с понимания того, где находится свет и как он "падает".

Ну это ладно, это все хорошо, но где- же основное? Ведь мы сейчас говорим о второстепенных вещах, они тоже важны, но если не учесть основной момент, то получится не композиция, а неразбериха, конструктор из разных частей. Какой основной момент?

Главным в работе является то, о чем мы обмолвились в начале, но не рассмотрели детально- пространство в листе. Как мне удалось передать пространство в плоскости листа? Объясняю.

Вот тут- то и начинается осознаваться вся польза основных первых элементарных уроков, которые мы с вами уже прошли. Мы добились условного пространства в листе с помощью нашего логического мышления. Вспомнили кубик? А вот как наши знания, которые мы получили при помощи анализа этой простейшей формы, помогают нам сейчас:

Мы возьмем и разобьем нашу композицию на условные плоскости. Смотрите на рисунок. Отталкиваясь от строения куба, мы будем понимать как строится наша композиция в пространстве на его устройстве.

1. Смотрим на условные плоскости, выделенные голубым цветом. Плоскости 1, 2 и 3 расположены вертикально, если понимать их за плоскости куба, а освещение у нас верхнее, то эти плоскости находятся в полутени. И самой светлой будет та, которая находится к источнику света ближе всего, значит это будет плоскость 1. Плоскость 2 удалена больше, значит света ей попадает меньше. Плоскость 3 удалена наиболее всего, света ей перепадает еще меньше.

2. Смотрим на условные плоскости, выделенные белым цветом. Эти плоскости горизонтальные, исходя из размещения источника света, плоскости будут находиться на свету. По очередности, удаляясь от источника света они будут получать меньше света.

3. Плоскость 6 находится у нас в тени и освещения практически не получает.

4. Плоскость 5- воздух, который окутывает наш натюрморт, его можно не изображать, но в нашей композиции мы постарались гармонично вписать предметы в пространстве, поместить в воздух, значит, он у нас есть. Мы его использовали. И чем будет больше получать света, то будет светлее, удаляясь вниз будет темнее. Для лучшего понимания еще можно воспринимать зону 5 как еще одну плоскость, которая является задней стороной куба, либо просто плоскость, которая отдалена от нашей композиции на расстоянии.

Теперь анализируем дальше. Композиционный центр у нас припадает на куб и на предметную плоскость, ну и на драпировку, конечно, которая учавствует в этой зоне. Смысл мне акцентировать верх спинки стула? Серая масса.....нет! Или ту часть, где света меньше всего.....пол? нет! Именно наш композиционный центр! А значит, зона эта будет наиболее акцентирована, имено она композиционно будет к нам ближе всего, именно здесь будет самый больший контраст между светом и тенью. Так и есть в нашей композиции. Имено сюда смотрят наши глаза.

Все, что удаляется от этого центра будет либо терять свет- если это свет, либо терять насыщенность- если это тень. Как раз так и обстоит дело с зоной света на плоскости 1. Этот участок света хоть и ближе всего к освещению, но он удален от нас, а значит, темнее. Так- же и с участком 4 в зоне света (пол).

Теперь зона тени- вертикальные плоскости. Здесь достаточно сделать так, как мы рассуждали раньше. Если в зоне света- плоскость 3 освещена менее всего, то зону тени- 3 делать светлее не стоит. Этого достаточно, но если хотите- можно сделать эту полутень слабее, так как она от центра композиции отдаляется, но не переусердствуйте, помните правило- самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени. Но эта зона у нас и так получится гораздо мягче, благодаря тому, что света активного, а значит- тонального акцента между ними не будет. А вот с падающими тенями можно поиграть как и с светом. Самые активные будут в центре композиции, все остальные-удаляясь от центра будут угасать. Но по прежнему при этом оставаться самыми темными пятнами в композиции. Вот вам и основы композиции на наглядном примере.

Что касается зоны 6, то это можно воспринимать как собственную тень куба, плоскость, которая находится в тени, которая удаляясь в воздух гармонично в него вписывается, несколько теряя свою активность.

Все, что относится к зоне полутени, или тени, или света- там и должно быть. Как конструктивно, так и по свето- тени. Если и встречаются выпуклости, вогнутости- это только нюансы, которые не должны выходить за рамки той зоны, в которой находятся. Если они все- же выходят из зоны, в силу своей активной формы, то эти участки будут принимать те правила, которые свойственны той зоне, в которую переходят. Вот и все. Вам все понятно? Если не очень, прочтите еще раз, тщательно изучая рисунок и схему по порядку, шаг за шагом, это важно.

Ну а что же касается драпировки, как ее рисовать? Как передавать на ней свет, тень, полутень, рефлексы? Моделировать форму можно применяя все те- же знания, полученные ранее. Только- что мы мыслили глобально, разбирая основные плоскости, а теперь разбираем детали. Смотрите:

Ничего не напоминает? Конечно напоминает, вот так просто можно из, на первый взгляд неизвестной формы, создать порядок. И моделируем, создаем эти формы мы при помощи обычного карандашика. Здесь показано, как упростить понимание формы драпировки используя условные грани кубика, но мы ведь умеем моделировать форму и конуса, и цилиндра, и шара. И в такой пластичной форме, как драпировка, можно найти все эти элементы. Конструктивное начало формы может незначительно видоизменяться, но неизменным всегда остается одно- распределение света по форме: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

Построение ткани на прямой и криволинейной плоскости.

Я не мастак красиво и витиевато писать, потому сразу прошу прощения за сухость изложения данного материала.

Для того чтобы правильно рисовать драпировки на человеческой фигуре , а это наиболее встречающееся их применение (кроме натюрмортов) надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения.

В этом разделе я не ставила задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложила свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

Условные обозначения на всех иллюстрациях: А - условная плоскость. В - плоскость ткани.

Стрелочки - вектора смещений: красная - растяжение, провисание ткани под собственным весом, синяя - сжатие, образующее складку. Для более полной картины ткань изображена прозрачной.

Драпировка , (франц.), ткань, которой облекаются фигуры на картинах и в скульптуре, любое изображение плоскости ткани. Т.к. плоскость ткани по своей природе пластична, то положенная на любой объем (шар, куб, конус и пр.) образует складки (драпируется). Складки также возникают при любом смещении плоскости ткани, при помещении плоскости ткани на поверхность меньшей площади, при неравномерном растяжении или сжатии ткани.

Здесь мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи образования складок (драпировок).

На рисунке изображена абстрактная плоскость А , меньшая по площади чем плоскость ткани В . Помещаем ткань на плоскость так, чтобы ее ширина соответствовала ширине плоскости (сжимаем по горизонтали) и получаем простейшую драпировку - прямые складки в одном направлении.

Бывают еще встречные складки. Это зависит от того в какую сторону направлен излом плоскости ткани.

В данном случае на лежащую ткань будет действовать только сила «сжатия», направление показано синими векторами.

Провисшая ткань.

Красные стрелки показывают как может провиснуть ткань под собственным весом. Эти смещения возникают под действием силы тяжести,которая практически всегда направлена вертикально.

Синие стрелки - смещение ткани по горизонтали.

Черный контур показывает границы плоскости ткани, коричневым цветом обозначена возможная форма складок.

Красные кружочки показывают места наибольшего натяжения материала. Синие - места провисания, где натяжение минимально.

Стоит обратить внимание на то, что области провисания возникают всегда там, где вектора напряжения в ткани направлены навстречу друг другу,

В области провисания и минимального натяжения образуются складки (ткань драпируется), в то время как в области максимального натяжения складок не будет.

Тональный рисунок драпировки шелковой ткани. Точечный источник света (лампа) направлен прямо.

Стоит обратить внимание на то, что ткань в точках максимального натяжения повторяет форму того предмета, на котором лежит.

Особенно хорошо это видно на гладких драпировках. В точках полного касания (максимального натяжения) ткань облегает предмет, тогда как в углах, местах избытка ткани, собирается в складки, которые или свисают, или ложатся на другую ближайшую плоскость.

При этом верхние складки будут стараться принять форму рельефа нижней складки или поверхности.

Первое, что вам нужно, это хороший образец, будь то настоящая ткань или фотография (см. выше). Он должен иметь освещение, подчёркивающее складки. Я расположила ткань у светлого окна - солнечный свет создает чётко определенные области света и тени. Вам не потребуется «подделывать» цвета или «подгонять» светлое к тёмному и наоборот. Многие рисуют слишком много складок и слоев. Не усложняйте картину, особенно на первых порах; когда вы уже приобретёте некоторый опыт, то сможете рисовать поподробнее.

2. Рисование карандашом

Драпировку гораздо легче рисовать простым карандашом с ластиком, а не кистью! Отдельные формы, которые указывают на складки или тени, часто совершенно не похожи между собой и бессмысленны сами по себе, вне композиции. Потому формы должны быть точными и располагаться на своих местах, чтобы вписываться в единое целое; как складывающаяся головоломка. Изображайте каждую форму как можно аккуратнее, согласовывая все их между собой в процессе.

На втором шаге я провожу линии, обозначая, где происходит изменение яркости или цвета, например, области отраженного света. Как правило, подобные переходы плавные, но всё же цвет здесь меняется, что я отмечаю на рисунке. Отметьте во время этого шага как можно больше в любом случае, даже если считаете, что вам это не понадобится - как подсказку для работы с красками позже.

3. Смешивание красок


Так как моя драпировка отражает цвет неба (и так, что гармонирует с сиянием утра), то на ней присутствуют в том числе голубые оттенки. Я смешиваю серую (gray) краску от Payne с небольшим количеством ультрамарина синего (ultramarine blue), затем добавляю титановые белила (titanium white). Для светлых мест я приготовила смесь титановых белил и светло-жёлтого (yellow light) от Naples. .

4. Изображение складок и теней

Три главные вещи, на которые стоит обращать внимание при рисовании драпировки: яркость, форма и кромка. Подбирайте правильную насыщенность цвета для каждого места. Помните, выбор светлой или тёмной краски зависит от окружающих областей. Если вы закрасите что-то, а цвет окажется недостаточно правильным, сотрите краску и раскрасьте заново. Соскрести или стереть совсем немного краски значительно легче, чем пытаться исправить уже полностью закрашенное.

Приспосабливайте формы и яркость по ходу работы. Будет очень просто, если вы ранее уже правильно обозначили формы карандашом. Раскрашивание – всегда уточнение и коррекция карандашного рисунка.

5. Работа с краями

Этот шаг действительно определяет, будет ли выглядеть ваша драпировка реалистичной или нет. Если край формы резкий, немного смягчите его, чтобы он оказался частью окружающей области. Если край очень мягкий, подчеркните это сильнее. Если перестараетесь, просто наложите краску правильного цвета и попробуйте снова. После того, как несколько форм будут готовы, рассмотрите и оцените область.

На моём фото тень справа на драпировке достаточно тёмная и создаёт сильный контраст между местом в фокусе и местом, отдалённым от фокуса, и я сделала тень посветлее, дабы место обращало на себя меньше внимания. Заметьте: я не использовала краски из белого тюбика, но драпировка выглядит белой.

Некоторые художники изображают всё светлым или в одной яркости. Вы же прорисовывайте каждую область до конца, и только потом двигайтесь дальше. Тем самым вы ощутите чувство выполненного долга и то, что вы на правильном пути. Также уменьшится вероятность задеть рукой ещё не высохшую краску.

Если вам нужно оставить свою картину до того, как драпировка будет окончательно готова, то закончите на области с резкими формами, например, где одна складка перекрывает другую, или на области, для которой уже смешан цвет. Таким способом вы выберете точный цвет и сможете легко продолжить в следующем сеансе рисования.


Уметь рисовать ткани, красиво изображать складочки - очень важное дело! В натюрморте, в портрете, практически во всех учебных работах присутствуют драпировки.
«Итак, драпировки - это ткани, изображаемые художником в произведениях изобразительного искусства. Они характеризуются наличием свободно лежащих, ниспадающих складок, и основная задача художника выразительно передать светотень этих складок и фактуру ткани.»
Чтобы грамотно передавать объем складочек, необходимо иметь понятие о светотени, как она ложится по скругленным поверхностям, потому что складки у ткани чаще всего образуют скругленные, волнообразные формы. Однако, даже с правильной светотенью драпировки иногда получаются некрасиво и не выразительно. Поэтому в первую очередь давайте разберемся, что может быть не так с тканью, какие ошибки и проблемы могут Вас подстерегать.

Упрощение - первая ошибка в рисовании тканей

Вот Вы научились примерно рисовать складку объемной и похожей на настоящую, и…начинаете рисовать все остальные складки по тому же принципу, аналогично той складке, которая у Вас удалась. Это называется упрощение натуры, Вы не вникаете в индивидуальные особенности всех других складок, а ведь чаще всего все они разные, освещены по разному, имеют свои изгибы и переходы.
А таком случае получается что-то вроде пучка висящих блестящих кишок.

Чтобы такого не получилось, прищуривайтесь и смотрите на натуру в общем - как она освещена, где у нее затемненные участки, а где самые освещенные. Не забывайте о плановости - передний план самое контрастное и четкое место в любом рисунке, остальное по отношению к нему выглядит более серо и размыто.
На свету не должно быть черных теней и лишних теневых пятен, а на затененных участках наоборот - в общем все должно быть покрыто тоном, тоже самое с задним планом, даже если на заднем плане свет, он не должен быть таким же ярким, как и свет на переднем плане.
Кроме того складки разнообразны, они имеют индивидуальные особенности - неровности, изломы, какие-то мятые, а какие-то гладкие и прямые. Разнообразьте свой рисунок добавлением таких особенностей, внесите разнообразие в рисунок.
Вот что получилось, если исправить предыдущий вариант с учетом всего вышесказанного.

Перебор в деталях - вторая ошибка

Это противоположная первой проблема. То есть Вы слишком внимательны к каждой складке и копаетесь в мелочах, пытаетесь изобразить слишком много деталей без обобщения второстепенного и без выделения главного.
В таком случае получается больше похоже не на ткань, а на скалистый утес. Рисунок изрыт мелкими складочками, свет путается с тенью, все дребезжит и форма разваливается.


Чтобы такого не получилось, всегда работайте головой - не копайтесь в отдельных мелких складочках, помятостях, а смотрите на натуру в общем. Как и в предыдущем варианте выделяйте детали только на переднем плане, свет в общем должен быть светлым, а тень в общем темной, не надо их ломать излишней проработкой.

Фактура ткани

Следующий момент связан с передачей фактуры ткани. Ее можно условно разделить на гладкие, блестящие


и шероховатые, матовые.


То есть, как хлопок и шелк.
Они отличаются градациями светотени, и подход к ним в рисовании различается. Шелковые ткани имеют более сильный контраст, у них яркие, светящиеся рефлексы, у блестящих тканей большой диапазон градации тона от самых темных тонов до ярких бликов, которые вообще тона не имеют.
Главная ошибка - делать все однородно блестящим, контрастным и перебарщивать с яркими рефлексами.
Хлопковые ткани отличаются прозрачной, мягкой светотенью. Нет такого контраста, нет светящихся рефлексов, сильный контраст только на границе света и тени.
Очень важно в данной ситуации не сделать все серо и однородно.
В любых случаях, чтобы избежать вышеперечисленных ошибок, помните:
- свет должен быть в общем светлым, детали на свету более четкие

- тень в общем покрыта тоном, детали в тени смыты и однородны

- самый контрастный, самый четкий передний план, здесь самая детальная проработка

С чего нужно начинать рисовать ткань

Самая главная ошибка в рисовании драпировки, любой ткани - отсутствие формы и характера. Чтобы понять, как нарисовать ткань, которая висит или лежит переда вами в качестве натуры, вспоминайте, с чего нужно начинать. А в первую очередь, это форма и характер.
Что значит форма? Ткань обычно покрывает, обволакивает какой-то предмет, например, одежда покрывает тело человека. И через ткань эта форма предмета просматривается.

Что значит характер? Складки ткани ниспадают в определенном направлении, изменяют это направление изломами, изгибами, это еще можно обозначить как движение ткани. То есть, есть определенная направленность, динамика. Можно сказать, что характер у ткани динамичный.
В первых двух случаях, с чего началась статья, можно сказать, что форма и характер отсутствует. Ткань выглядит аморфно, как бы не лежит на предмете естественно и непринужденно.


Поэтому, во избежание данной ошибки, начните рисовать с драпировку с обозначения формы предмета, на котором она расположена.
Я рисовала ткань, расположенную на стуле, то есть в первую очередь мне нужно обозначить этот стул.

Далее следует в общем определить характер ткани, куда направлены складочки, как они двигаются, какая у них динамика - интенсивная или не очень, возможно вялая вообще.

После того, как Вы все это наметили, можно детально складочки проработать.

Итак, сделаю рисунок с учетом всего, о чем говорилось ранее, и вот что получилось.

Матовая ткань лежит на стуле, четко видно направленность освещения, в общем видно, где свет, где тень, контрастно и проработано выделен передний план. Также я добавила фон, за счет чего изображаемый объект стал еще объемнее - вокруг него появилась среда.

«Итак, с одной стороны рисовать ткань не просто - много деталей, в которых легко запутаться и оказаться в одной из крайностей (переборщить, слишком упростить, спутать тень со светом), с другой стороны рисовать драпировки довольно увлекательно и интересно. Главное правильно начать и не смотреть на драпировку, как на кучу перепутанных складок, а видеть ее как целостный объект в общем, с четко выделенным светом и тенью, с плановостью, а самое главное со своей красотой и гармонией, которую стоит отразить на листе.»

Уметь рисовать акварелью драпировку необходимо, если вы любите рисовать натюрморт акварелью либо моделировать и рисовать платья. В данном уроке мы поэтапно выполним драпировку акварелью.

Хорошо рисовать с натуры, но мы будем писать нашу акварель драпировки с фотографии.

Вот фото и то что у нас получилось

Ну что ж начнем...

На первом этапе делаем зарисовку карандашом, обозначив основные линии сгиба ткани, там где находятся самые светлые или самые темные места.

Второй этап – это прописывание драпировки акварелью. Я начинаю наносить акварель в самых темных местах драпировки. Краску беру очень светлую, акварель всегда пишется от светлого к темному. Далее постепенно я притемняю самые глубокие складки на драпировке

Пишу акварель сверху листа и постоянно даю каждому слою акварели подсохнуть. Краски я беру – все тона коричневого и черный, смешивая достигаю нужного мне эффекта глубины складок на драпировке.

Складки на драпировке ложатся не одинаково, иногда у них есть резкая линия перехода от светлого к темному, а иногда это просто легкая светотень. Там где переход не резкий, набирая более густой оттенок краски начиная писать мы затем должны намочить кисть и продолжать уже более разведенным тоном. Можно уменьшить тональность просто мокрой чистой костью.

Чтобы правильно оценить свой рисунок, чаще откладывайте кисть и пробуйте смотреть на свою акварель издалека. Так легче увидеть какие места акварели нужно притемнить, где необходимо прописать более четкие детали. Издалека вы будете хорошо оценивать общую контрастность рисунка.