Сценарий экскурсии история моей школы. Сценарий музейной экскурсии "русская изба". Звучит русская народная песня

Экскурсия в школьном краеведческом музее «Возрождение»

Цель экскурсии:

Ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;

Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к школе;

Способствовать развитию коммуникативных компетентностей.

Продолжительность экскурсии: 20-25 минут.

В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.

Перед нами разыгрывается действие:

За столом сидит Петя, он читает и постепенно засыпает. Появляется Янус. Петя просыпается. В изумлении смотрит на Януса.

Янус: Ты испугался? Не ожидал меня увидеть? Не узнал?

Петя: Почему не узнал? Узнал. Пап, а уроки все равно учить не буду.

Янус: (ошарашено) Я не пап. Я - Янус, Бог времени.

Петя: Да нет, маски я твои вижу. Но мне интересно пап, зачем ты их надел?

Янус: Да не папа я, не папа.

Петя: А кто?

Янус: Я Янус, древнеримский Бог, Бог Времени.

Петя: Значит, ты из компьютерной игры.

Янус: Какая игра? Ну, подожди, я тебе сейчас покажу «игра»

(Разворачивается, дает Пете подзатыльник. Петя падает на пол).

Петя: Ого, похоже, не игра. А мой папа, кажется, не дерется.

Янус. Я же говорил, а ты мне не верил.

Петя: Значит ты и вправду Янус?

Янус: И вправду.

Петя: Вот здорово! И ты можешь меня во времени покатать?

Янус: Могу.

Петя: А как мы поедем?

Янус: Как захочешь.

Петя: На машине времени?

Янус: Давай на машине.

Петя: А на волчке можешь?

Янус: Можно и на волчке.

Петя: А если в шкафу?

Янус: Как захочешь.

Петя: А куда мы отправимся? Давай полетим назад в прошлое.

Янус: Это понятно. А куда именно?

Петя: Не знаю. Куда-нибудь.

Янус: Хорошо! Чтобы полететь, ты должен вставить в дверь (дверь школьного музея) ключ, повернуть два раза и сказать: » В глубь готов назад. Вперед! Машина времени, полный ход» Все запомнил?

Петя: Да.

Янус: Еще не передумал лететь?

Петя: Нет. (берет ключ, говорит слова,! Машина времени, полный ход, Вперед!» открывает дверь музея).

Звучит таинственная музыка. Петя вместе со зрителями входит в школьный музей. Их встречают в русских народных костюмах экскурсоводы – краеведы.

Руководитель музея: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы -Буянова Анастасия, Егин Иван.

Краевед 1: Настя

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2 : Иван говорит, Настя подносит, вручает хлеб соль.

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Ведь не зря хлеба растили,

Собирали урожай.

Вы примите, дорогие,

Гамалеевский наш каравай.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущие вручают Пеннер Н.В. Хлеб, соль.

Краевед 1: Сегодня во время экскурсии, мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом. Об этом нам расскажут экспонаты-предметы быта, документы, альбомы, экспозиции, фотографии, и многое другое, что находится в нашем музее.

Кто был самым внимательным , я узнаю в конце нашей экскурсии.

Краевед2:

Школьный краеведческий музей в Гамалеевской школе был создан в сентябре 2002 года и получил название «Возрождение».

Инициатор создания музея, бывший учитель истории и краеведения Решетова Валентина Ивановна. Под ее руководством работала поисковая группа ребят. Они собирали экспонаты и исторические справки для музея у местного населения и в районном краеведческом музее.

Краевед2 : С 2011 года руководителем музея - является Коренькова Е.Н. Создано объединение «Музейное дело». В музее на данный момент собрано 85 экспонатов. Среди основного фонда 6 разделов:1 раздел «Моя малая Родина – Гамалеевка» раскрывает достопримечательности села, 2 раздел «Оренбургу -270 лет», «Сорочинск» знакомит нас с историческими местами города Оренбурга и города Сорочинска. Следующий раздел раскрывает возникновение и развитие села Гамалеевки становление колхоза «Победа». Раздел «Они сражались за Родину» знакомит нас с односельчанами – участниками Великой Отечественной войны». «Летопись Гамалеевской школы рассказывает нам об истории возникновения и развития школы, с педагогическими работниками, осуществляющими свою деятельность в разные годы.

Краевед1:

А следующий раздел для меня очень интересен, знакомит нас с предметами быта, кухонной утварью, и другими вещами деревенского дома.

Выходят Аня и Юля в русских народных сарафанах со словами.

Под русско – народную музыку выходят.

Контяева Анна и Иванова Юлия рассказывают и показывают экспонаты.
Сегодня Аня и Юля
Показывают друг на друга рукой, якобы представляя, друг джруга.

Поведут рассказ,
Как жили наши предки,
Всего лишь век назад.
Аня:
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

(Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и
раздували для того, чтобы утюг нагрелся.)

Юля:

Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Аня:
А вот это лопаточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.

Юля:

Умывались ключевой водицей
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.

(Полотно сделано из удивительного растения – льна, оно «дышит»,
пропускает воздух, в отличие от современных синтетических тканей.
Эта ткань очень прочная. Полотенца берегли и передавали по наследству.)
Аня:

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Юля:

Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.

(С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты).

Аня:
Это тяпка – мастерица,
Рубит мясо, овощи.
Заменили в этом веке,
На процессор стоящий.

Юля:

А это вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.

Аня:

В музее есть старинные монеты,
Но на них уже не купишь конфеты.
Все они из тех времен,
Место здесь мы им найдем.

Наш рассказ мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.

Краевед2 : Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 1 :

Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 2 :

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея,
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем
Юный краевед!

Настя говорит, Иван показывает указкой на столе экспонаты – документацию.

Краевед 1: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение .

Примерные вопросы викторины.

    Когда был открыт наш музей?(сентябрь 2002г.)

    Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?(из глины)

    Для чего служил рубель? (разглаживали льняные холсты)

    Почему утюг называли угольным? (накладывали угли)

    Какую роль в хозяйстве выполнял ухват? (из печки горшки тянули)

    В каком городе был сделан самовар? (в Туле)

После викторины ведущие краеведы раздают самым активным участникам викторины медальки, на которых написано друг музея, и благодарят детей.

Петя: Как красиво!

Янус: Ну вот, и подходит к концу наше путешествие. А теперь скажи, доволен ли ты, что побывал в прошлом.

Петя:

Да, я очень доволен,

Я даже сочинил стихи.

Музей – живое воплощение

Былых веков и дней былых,

Души и сердца отраженье

В вещах знакомых и родных.

Храня прошедшее живое,

Он тянет в будущее нить.

Его служение святое –

Собой века соединить.

Янус:

Ну а теперь прощайся.

Мы возвращаемся назад.

(в этот момент открываются двери музея и Петя вместе со всеми радостно выходит в коридор)

(Все выходят на поклон)

Руководитель музея: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Ирина Хомякова

Сценарий экскурсии в музей-диораму «Русская изба »

Цель :

русского народа русского народа экскурсии по «Русской избе » .

Задачи :

русской избы ;

русских людей в старину , их бытом и занятиями;

Отметить такие черты русских людей

русском народном костюме .

Здесь издавна русские люди живут ,

Раздольные русские песни поют…

избами . И все-то в избе сделано из дерева

видеть

внимание

Без печи хата – не хата.

Не красна изба углами , а красна пирогами.

(зыбка)

Прелесть русской

В конце экскурсии

Сценарий экскурсии в музей-диораму «Русская изба »

«Милости просим, гости дорогие»

Цель :

приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа , знакомство с жизнью и бытом русского народа , его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями. Привлечение детей подготовительной группы к проведению экскурсии по «Русской избе » .

Задачи :

Рассказать детям об устройстве русской избы ;

Познакомить с особенностями проживания русских людей в старину , их бытом и занятиями;

Обогатить знания детей пословицами и поговорками;

Отметить такие черты русских людей , как гостеприимство, трудолюбие, мастерство, умение весело отдыхать;

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

У входа в избу детей встречает воспитатель в русском народном костюме .

Милости просим, гости дорогие. Сегодня я – хозяюшка, а вы мои гости.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами . И все-то в избе сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Стол тоже изготавливался из дерева, вдоль стола стояли лавки и скамьи. На стенах – расшитые белые полотенца. На полу стелили дорожки. В каждом доме была своя прялка. И эту прялку нельзя никому давать взаймы.

Важную роль в доме играли окна.

Над окнами крепились козырьки-наличники. Позже появились накладные наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Для этого же были придуманы ставни.

Ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть : открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой облик.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание : она занимала центральное место.

Без печи хата – не хата.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Не красна изба углами , а красна пирогами.

В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал.

В доме имелись сундуки. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки - обязательная принадлежность избы.

В доме стояла колыбель, которую подвешивали к потолку (зыбка) . Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Желаем вам мира в вашем доме, тепла и уюта.

В конце экскурсии воспитатель преподносит гостям на рушнике каравай с солью.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» Сегодня поспешу в музей, Чтоб встретиться с прекрасным, Он открывает свою дверь В свой.

Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка») Людмила Легошина Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка» Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому.

Путешествие по школьному музею

Руководитель: руководитель музея

Биктимирова Э.Д.

Нефтекамск

2016

Сценарий экскурсии

Тема: «Путешествие по школьному музею»

Цель экскурсии:

Нравственное, гражданско - патриотическое и эстетическое воспитание учащихся средствами краеведения.

Задачи экскурсии:

1.Использую схему маршрута, провести обзор экспонатов музея, по всем его экспозициям.

2.Привлечь внимание и интерес учащихся к истории школы, края героизму жителей нашего города в Великой Отечественной войне.

3.Провести итоговые мероприятия экскурсии, в целях закрепления ее познавательных, воспитывающих, эмоциональных результатов.

Направленность экскурсии:

Учащиеся ГБОУ Нефтекамской коррекционной школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 11-16 лет.

Продолжительность экскурсии: 45 минут

1.Предварительно пройти инструктаж по правилам поведения в общественных местах, и ОБЖ

2.Экскурсию проводить организованно, дисциплинированно, обеспечивая внимание слушателей к рассказу экскурсовода.

Технологическая карта экскурсии

«Путешествие в школьный музей»

2.Тема экскурсии:

«Обзор экспозиции школьного музея»

3.Вид экскурсии:

Музейная

4.Состав экскурсантов:

Для детей 11-16 лет

5.Продолжительность

30 минут

Текст рассказа экскурсии

Вступительная беседа

Здравствуйте, нас зовут Лилия и Анастасия. Мы учимся в 9 классе нашей школы и являемся членами нашего школьного музея. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему музею. Наша экскурсия начнется со стенда «Наши традиции», у которой мы с вами находимся, и закончится у входа в музей. В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся со всеми экспозициями нашего музея, узнаем много интересного из истории нашей школы, также из истории нашего края.

Прежде всего, призываем вас к порядку, быть внимательными, соблюдать правила безопасности, вести себя спокойно, не толкаться, не разговаривать громко. При необходимости, организованно, спокойно задавайте вопросы.

Основная часть

Экспонаты нашего музея сгруппированы по экспозициям. В настоящее время их в музее пять: «Наши традиции», «История школы», «Краеведение», Военно – патриотический раздел - «Никто не забыт…», «История города».

Вы видите стенд «Наши традиции». Здесь собраны альбомы, повествующие о трудовых буднях наших учителей и многих бывших учеников. Это одни из любимых экспонатов для многих наших посетителей, особенно, для тех кто, когда – то учился в этой школе. Они оставляют самые теплые воспоминания о детстве, юности, о чудесных школьных годах. А какие интересные альбомы о бывших учителях, учащихся. Учительские династия. В нашей школе работали и работают потомственные учителя, то есть те, у кого и родители и, возможно, дедушки и бабушки тоже были учителями, ля них учительская профессия не стала случайным выбором.

Учительские династии.

1 Саматова Лиля Файзрахмановна, учитель биологии, проработала в школе с 1981г. по 2007г.

Дочь Ямаева Анжела Эльгисовна, воспитатель, работает с 1.09.1997 года по сегодняшний день.

2 Насибуллина Лена Минуловна, учитель начальных классов, работает 1969г., по сегодняшний день

Дочь Шафикова Ирина Феликсовна, учитель начальных классов, работает с 1992 года.

3 Зинова Тамара Федоровна, музыкальный работник, проработала в школе с1999г. по 2001г.

Крюкова Ирина Александровна, психолог, работает в школе с 2001 г.

4 Замараева Таисия Ивановна, воспитатель, проработала в школе с 1979г. по 1998 г.

Гудкова Наталья Семеновна, воспитатель, 1980-2003гг.

Саматова Л.Ф. Ямаева А.Э.

Шафикова И.Ф. Насибуллина Л.М.

Зинова Т.Ф. Крюкова И.А.

Гудкова Н.С. Замараева Г.

Первые учителя

Баландина Лидия Михайловна

Антропова Валентина Степановна

Галева Венера Муллаяновна

Насибуллина Лена Минулловна

Наши учителя - Ветераны Великой Отечественной войны

Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы проработали в школе, отдавая тепло своей души, ветераны Великой Отечественной Войны Султан Саитович Саитов и Ираида Никитична Тимофеева. Ираида Никитична Тимофеева была призвана на фронт летом 1943 года. Она попала на Украинский фронт и стала фронтовым водителем «ГАЗика» - «полуторки». Девушка подвозила раненых к госпиталю. Приходилось и оборудование военное возить, и воду для питья, солому, дрова… В конце войны Ираида Никитична была ранена осколком и попала в военный госпиталь в Варшаве, где и встретила праздник Победы. Тимофеева Ираида Никитична за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. награждена «Орденом Отечественной войны II степени». Огромный вклад в войну внесли и труженики тыла. Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы они проработали в школе, отдавая тепло своей души. Наши ветераны тыла: Баязитов Аймет Павлович, Гибаева Насима Галимовна, Заварина Зоя Ивановна, Дьячкова Валентина Акимовна, Замараева Таисия Ивановна, Метузене Салиха Габдрахмановна, Ржевкина Валентина Михайловна, Ростовцева Мария Петровна, Сабиров Нил Кабирович, Самусько Екатерина Андреевна, Тюлькина Клавдия Алексеевна, Шакирова Шакира Нажиповна.

Наши ветераны.

Тимофеева Ираида Никитична.

Теперь посмотрите направо. Перед вами большой стенд под названием «История школы», являющийся продолжением экспозиции наши традиции. Уже само название помогает нам понять содержание стенда. Решением исполкома Нефтекамского городского совета депутатов трудящихся БАССР № 354 от 9 сентября 1969 года была открыта Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, тогда она носила другое название – вспомогательная школа, обучалось в 1969 – 1970 гг. – 82 ученика в 6 классах комплектах. Школа располагалась в барачном здании по ул. Нефтяников, 8.

В 1978 школа переезжает в здание бывшего детского дома по адресу: переулок Кувыкина 10 А и становится школой – интернат VIII вида. Растет число воспитанников: в 1980 – 1981гг. – 196 обучающихся

в 1982 – 1983гг. – 230 обучающихся

в 1985 – 1986гг. – 269 – это было самое

большое количество обучающихся.

На сегодняшний день в школе обучается 178 детей, из них 33 обучаются на дому.

Баязитов Аймет Павлович – был первым директором школы. Он заложил традиции, сплотил коллектив, добился того, что школа из барачного здания переехала в типовое здание.

За годы существования школы в ней сложились свои традиции, основанные на большой педагогической практике талантливых педагогов – энтузиастов своего дела.

Лидия Михайловна Баландина, Лена Минуллиновна Насибуллина, Валентина Степановна Антропова, Венера Муллаяновна Галеева – стояли у истоков данной школы.

Опыт старшего поколения учителей и воспитателей, совместно с новейшими методами и формами работы, позволяют в настоящее время вести работу на высоком профессиональном уровне. Главная цель – руководства школы – содействовать повышению квалификации каждого члена педагогического коллектива таким образом, чтобы новые приемы и методы обучения, лучший педагогический опыт учителей и воспитателей были достоянием каждого работающего. Это осуществляется с помощью продуманной системы непрерывной учебы педагогических кадров, позволяющий расширить общие сведения по психологии, педагогике, методике обучения и воспитания детей разных возрастных групп и получить необходимые знания.

Коллектив учителей и воспитателей школы творчески работающий, влюбленный в свою профессию.

Особая заслуга в этом принадлежит Князевой Светлане Фасиховне. Светлана Фасиховна работает директором школы с 1985 по 2009 года. Еще в 1974 году она приехала в эту школу молодым специалистом и прошла путь от учителя, завуча до директора.

Светлана Фасиховна владеет прекрасными организаторскими способностями, компетентна и, конечно, талантливый руководитель. Залог её успеха – глубокое, разностороннее знание психологии, педагогики, удивительная трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям, и большая работа, которую директор проводит с учениками, педагогами, с родителями и обслуживающим персоналом.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» - этими словами Б. Пастернака можно определить жизненное кредо Светланы Фасиховны.

С нового учебного 2009 года директором назначена Хабибуллина Зифина Абсаховна.

Прямо у входа вашему взору открывается экспозиция «Краеведение». Здесь собраны материалы, посвященные нашему краю. На витрине вы видите рефераты, альбомы и книги о нашем крае. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашей Республики Башкортостан. Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, названный по имени коренного народа – башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона – 02.

23 марта 1919 г. была создана Башкирская Автономная Советская республика - первая национальная автономия в России. Республика образована 11 октября 1990 года, а с февраля 1992 г. было принято название Республика Башкортостан.
Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областями, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой.
Столица Башкортостана – город Уфа с населением 1 млн. 050 тысяч человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города – Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. Климат республики континентальный с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3% населения республики составляют русские, 29,8% - башкиры, 24,1% - татары. Коренное население республики - башкиры. В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.
Главой республики и ее высшим должностным лицом является Президент Республики Башкортостан. Высший законодательный и представительный орган - Государственное Собрание - Курултай. Высший орган исполнительной власти - Правительство Республики Башкортостан.

А теперь посмотрите направо. Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам, солдатским вдовам – участникам этой страшной войны. Это героические страницы нашей истории всегда чтили, и будут чтить. Перед вами стенд солдатским вдовам г.Нефтекамска.

Балакина Надежда Константиновна.Потеряла своего мужа в ноябре 1941г. 8 октября 1947 году пришло извещение № 1\ 1436, что муж уроженец д. Балакина Барахаевского района Аскинского района БАССР находясь на фронте пропал без вести.В военное время работала в колхозе «Вперед».

Сюткина Анастасия Ананьевна. Потеряла своего мужа 17 февраля 1942г. Она работала в колхозе в деревне Буйске Камбарского района. Работала в колхозе конюхом, косили сено, убирали хлеб.

Маннанова Нурикамал Хабибулловна. В 1942 году его отправили на фронт, где он воевал под Сталинградом и через месяц в апреле 1942 года пропал без вести. Семья получила извещение, что Мажит Маннанов пропал без вести только в 1944 году. В годы войны Нурикамал Хабибуловна работала в колхозе «Парижская Коммуна». Вся эта экспозиция словно проносит нас через десятилетия, в эпоху военного времени, заставляя нас задуматься, не оставляя нас равнодушными, не позволяя нам предавать забвению Великих подвигов наших дедов и прадедов.

А теперь перед вашим взорам – экспозиция «История города». Здесь собраны экспонаты, посвященные нашей «Малой Родине» - городу Нефтекамск. Вы на витрине видите рефераты, альбомы и книги о нашем городе. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашего города. 1 февраля 1963 года рабочий поселок Нефтекамск был преобразован в город республиканского подчинения. Но днем рождения является 3 марта 1963 года. Своим рождением Нефтекамск обязан открытию нового нефтяного месторождения, в районе старинного села Арлан Краснокамского района. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата. Нефтекамск – город многонациональный. Средний возраст жителей – 36 лет. В городе более 250 ветеранов участников Великой Отечественной войны. 30 жителей Нефтекамска имеют звание "Почетный гражданин города". Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны. Нефтекамск рос и по численности, сегодня население города составляет около 130 тысяч человек. Национальный состав: башкиры, русские, татары, марийцы и др. Средний возраст населения 36 лет. В систему образования города входит 21 общеобразовательная школа, Башкирская гимназия, физико-математический лицей № 1, гимназия № 1, 30 дошкольных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования, 2 профессиональных лицея, 2 профтехучилища, нефтяной, педагогический и машиностроительный колледжи. Высшее образование представлено филиалом Башкирского государственного университета, Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета и специальностью 151001 "Технология машиностроения" в Нефтекамском Машиностроительном Колледже. Кроме того в городе присутствуют многочисленные филиалы факультетов вузов других городов. В городе работают: «Сбербанк», «ВТБ24», «Уралсиб», «Инвесткапиталбанк», «РБР», «Газпромбанк», «Русь-банк» и другие. Печатаются различные газеты и журналы: Нефтекамск-Business, «Красное знамя», «Контакт», «Весточка», «Деловая», «Метро 74», «Честь имею», журнал «В городе Н» и другие. Редакция республиканской марийской газеты «Чолман» находится в Нефтекамске. С 4 декабря 2004 года в городе работает корпункт республиканского телерадиовещания ООО «Телестудия БСТ-Нефтекамск». В 2007-м в городе появился собственный телеканал «Нефтекамск-ТВ».Хоккейный клуб «Торос», спортсмены играют в высшей и первой лиге российского хоккея. Действует ДЮСШ. В Нефтекамске более 30 тысяч жителей города постоянно занимаются в 150 спортивных сооружениях (38 спортзалах, 9 подростковых клубах, 4 детско-юношеских спортивных школах, центре детско-юношеского туризма и экскурсий, клубе «Венед», в 3 плавательных бассейнах, спортивном комплексе «Торос» со стадионом на 10000 зрителей и ледовым дворцом, «Доме физкультуры», на спортивных площадках). Ежегодно в городе проводятся свыше 240 городских и более 10 республиканских и всероссийских спортивно-массовых мероприятий. Известная за пределами республики хоккейная команда «Торос» результативно играет в первенстве страны. В 2006 году женская волейбольная команда «Олимп» заняла 2 место в финале Первенства России, представляя сборную Республики Башкортостан. В городе культивируются 49 видов спорта. Наравне с традиционными видами развитие получили велогонки, мотоспорт, автогонки, туризм, кикбоксинг, горнолыжный, пожарно-прикладной, конный и многие другие виды спорта . На протяжении многих лет остается культурным центром северо-западного Башкортостана. Здесь работают 152 творческих коллектива. 26 из них присвоены звания Образцовый и Народный. В ежегодной программе городских культурно-массовых мероприятий есть множество фестивалей и конкурсов, в том числе Международный фестиваль национальных культур "Бердемлек – Содружество", Международный фестиваль-конкурс башкирской и татарской песни "Дуслык-моно", Дни национальных культур, Праздники родословной (Шежере), Республиканский конкурс исполнителей романса "Романсиада" и другие. К числу городских достопримечательностей относится Нефтекамский историко-краеведческий музей.

Заключение

Наша экскурсия подошла к концу. Только, что вы еще раз самостоятельно осмотрели богатство нашего школьного музея. Хочется заметить, что все экспозиции нашего музея постоянно пополняются, музей растет. Возможно, в будущем музей будет рассказывать восторженным посетителям о ваших успехах, о вас, ваших близких и друзьях. Для этого призываю вас вносить свой вклад в пополнение нашего музея, приносить старые предметы, вещи, которые, возможно вам и не пригодятся, а здесь займут достойное место и будут играть роль свидетелей прошлого…Прошлого нашей школы, нашего края, нашей «малой родины».

А из этого слагается история нашей Республики, нашего Отечества, всего мира. Когда вы станете взрослыми, не забывайте школу, наш музей, приходите сюда, сообщайте о себе, своих успехах. Возможно, что сведения о вас стану интересными и полезными для будущих поколений учащихся.

Закончить нашу экскурсию позвольте строчками из поэмы белорусского пота Петруся Бровки:

«Показать музей не стыдно,

Все тут собрано у нас.

Чем когда – то жили, видно,

Видно, чем живем сейчас».

А теперь всего доброго. Приглашаем посетить наш музей еще раз, пригласить с собой ваших братишек, пап, мам, друзей, знакомых.

После этого экскурсанты, под руководством экскурсовода, организованно выходят из музея и актового зала.

Список использованной литературы

1.Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей. Под ред. Н.С.Борисова. г.Москва, «Просвещение»,1982г.

2.М.П.Новиков, М.С.Зеликман, А.Н.Яшина. Нефть на Каме. Москва, «Недра»,1988г.

3.История отечества. Справочник школьника.Москва,1996г.

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.