Война и мир реальные персонажи. Герои «Войны и мира» – краткое описание персонажей. Герои «Войны и мира»

«Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок» .

Лошади «радовали мое крестьянское сердце... Но чаще всего они вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус...»

Подкармливают лошадей и деревенские женщины.

Однажды рассказчик замечает среди других лошадей свою любимицу Клару, или Рыжуху.

Она была из породы «так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособ ленных к тяжелым условиям Севера».

Тяжелая работа изуродовала ее. Но все же «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Она всегда радостно встречает своего друга-рассказчика. Но в этот раз окаменело стоит у своего кола. Даже на хлеб не реагирует.

Герой видит на ее морде слезы. «Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы».

—Что с тобой? — спрашивает человек.

И будто бы слышит ответ лошади.

— Я плачу о лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной...

Оказывается, на дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке.

Старуха Забава во время каторжной работы утешала свою молодую подругу песнями.

Из этих песен Рыжуха узнала, что «были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами».

Другие лошади не поверили песням Рыжухи: «Замолчи! И так тошно!»

«Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя — маленького, крохотного человечка».

Рыжуха и другие лошади просят человека сказать правду.

«Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили!»

Лошадь была главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни. А русские гулянья на лошадях на празднике Масленицы!

«Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой... И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Все — конь, все — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...»

Любимый конь Карько, как рассказывает герой, всю войну трудился на лесоповале. А в День Победы колхозники обрушили на него тяжелые бревна и отправили в праздничный котел.

Рассказчик оделил хлебом свою любимицу и других лошадей и, «глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке ».

«А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена

«Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда. И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом.

Существом из той же лошадиной породы...»

Год издания рассказа: 1973

Рассказ «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Произведение является примером «деревенской прозы», как и многие другие работы автора. В рассказе Федора Абрамова «О чем плачут лошади» читать можем о проблеме отношения людей к животным в послевоенные времена.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» краткое содержание

Главный герой рассказа «О чем плачут лошади» описывает нам чувства, которые он испытывает, когда попадает на луг. Его завораживают местные пейзажи, он как будто возвращается в свое детство. Часто, спускаясь на луг, мужчина брал с собой немного хлеба, чтобы покормить лошадей.

К лошадям герой испытывал любовь и жалость. Жалел он их, поскольку конюх Миколка много пил и как главный герой обижал лошадей. Мог не накормить, не помыть их, не налить воды. Зная это, многие жители села подкармливали и допаивали лошадей, старались всячески за ними ухаживать.

Далее в рассказе «О чем плачут лошади» краткое содержание следует сказать, что, когда главный герой увидел свою любимую лошадь Рыжуху, он побежал на луг. Это была лошадь четырех-пяти лет, но уже имела множество проблем со спиной. Тем не менее на фоне других лошадей она выделялась. Несколько недель Рыжуха провела на сенокосе и теперь выглядела очень грустной. Когда мужчина подошел поближе, он увидел, что лошадь плачет. Он спросил, что с ней случилось, из-за чего она такая грустная? Рыжуха ответила, что у нее с другими лошадьми завязался спор. Никто не верил ей, когда она рассказывала, что раньше люди любили лошадей и дорожили ими. Это она узнала на сенокосе от одной старой кобылы по имени Забава, которой в свою очередь об этом рассказала её мама. Забава часто пела песни о счастливой жизни лошадей, но, когда Рыжуха спела эти песни сегодня на лугу, ей никто не поверил. Тогда лошадь спросила у мужчины, действительно ли были такие времена, которые ей описала старая кобыла?

После в рассказе Абрамов «О чем плачут лошади» читать можем о том, как мужчина задумался и стал вспоминать, что в его детстве люди относились к лошадям, как к сокровищу. Иногда люди последний кусок хлеба в доме отдавали своей лошади, поскольку считали их своими кормильцами. Этих животных водили на водопой, вычесывали, по ночам люди вставали проверять, как там их лошадка. Поскольку понимали, что без нее никуда и не выбраться из села и не погулять на праздники.

Первой игрушкой у ребенка в деревне был деревянный конь. Детские сказки не могли обойтись без этого животного, да и у каждого на крыльце висела подкова на удачу. Когда появились колхозы, много споров разворачивалось вокруг лошадей.

В семье главного героя тоже был конь. Его звали Карько. Когда мужчина в 1947 году после войны вернулся в село, сразу же стал расспрашивать всех о коне. Позже он узнал, что для того, чтобы отметить День Победы, люди решили пожертвовать самой старой лошадью и скинули на Карька тяжелые бревна. Главный герой пытался найти останки своего коня, но безрезультатно.

Задумался он об этом и не нашел, что ответить лошадям. Мужчина раздал им по куску хлеба и ушел. Он ждал, что лошади примутся есть хлеб, но они просто стояли и смотрели ему вслед. Главному герою стало стыдно за свое молчание. Он понял, что это было своего рода предательством по отношению к Рыжухе, которая так ему доверяла.

Рассказ «О чем плачут лошади» на сайте Топ книг

Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» читать настолько популярно, что он представлен среди . Такой популярности рассказ во многом обязан его наличию в школьной программе. Тем не менее это обеспечит попадание этого произведения Абрамова и в наши последующие .

Всякий раз, когда рассказчик спускался с деревенского угора на луг, он словно попадал в мир своего далекого детства — в мир трав, стрекоз, бабочек и, конечно же, лошадей. Он час-тенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадок, а если не было с собой хлеба, то все равно останавливался около них, по-хлопывал по спине, гладил, а то и просто разговаривал с ними.

Лошади вызывали у него, деревенского жителя, самые про-тиворечивые чувства — от волнения и радости до жалости и даже вины перед ними. Конюх Миколка иногда не заявлялся к ним день и ночь, и вокруг кола, к которому была привязана каждая ло-шадь, не только трава — дернина была изгрызена. Бедные жи-вотные постоянно томились, их донимала мошкара.

Беднягам жилось нелегко, поэтому никто не мог равнодушно пройти мимо них.

И на этот раз человек бежал к лошадям. Увидел свою любими-цу Клару, или Рыжуху, как ой называл ее запросто.

Эта лошадка была из породы мезенок, животных некрупных, выносливых и очень неприхотливых. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина, заметно отвисло брюхо и начали пухнуть вены. И все-таки она выгодно выделялась среди своих сородичей тем, что сохранила стать и веселый характер. Обычно, увидев своего знакомого, она совершала приветственный круг радости вокруг колышка, к которому была привязана.

Но сегодня с ней что-то произошло. При появлении человека она стояла неподвижно, как окаменевшая. Он подумал, что ко-былка или заболела, или забыла его за время работы на дальнем сенокосе. Стал отламывать для нее хлеб от большой буханки, а она голову отвернула.

Человек притянул лошадку к себе за густую челку и увидел в глазах животного крупные слезы. Человек насилу успокоил ее. Стал спрашивать, что случилось. Рыжуха сказала, что у них, лошадей, тут вышел спор о лошадиной жизни. Вот что она рас-сказала.

На дальнем сенокосе она познакомилась с одной старой кобыл-кой, с которой ходила в одной косилке. Когда им совсем было невмоготу, Забава подбадривала ее своими песнями. Рыжуха говорила, что ничего подобного раньше не слышала. В этих пес-нях говорилось, что в прежние времена лошадей называли кор-мильцами, холили и ласкали, украшали лентами. Рыжуха спра-шивала Забаву, а не утешает ли та ее. Соседка отвечала, что эти песни она слышала от своей матери, а та — от своей.

Когда Рыжуха попыталась рассказать об этом остальным ло-шадям, ее подняли на смех. Она с надеждой посмотрела на чело-века и спросила, не обманула ли ее старая кобыла.

Собеседник не выдержал прямого взгляда лошади и отвел гла-за в сторону. Ему показалось, что на него со всех сторон смотрят пытливые лошадиные глаза.

Неизвестно, сколько продолжалась эта молчаливая пытка. Но человек взмок с головы до ног.

Нет, не обманула старая кобыла. Были такие времена, когда лошадью дышали и жили, ей скармливали последний кусок, а то и последнюю краюху хлеба. Мы-то, мол, как-нибудь. А что дела-лось по вечерам, когда наработавшаяся лошадка возвращалась домой! Вся семья с любовью встречала ее и ухаживала за корми-лицей. А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы прове-дать свое сокровище!

Ведь без лошади никуда — ни в поле, ни в лес. Да и не погу-лять без нее как следует. Ведь русские гуляния на лошадях на Масленицу и сравнить не с чем.

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка и с крыши родного дома, про него рассказы-вала и пела мать, конем он украшал прялку своей суженой, ему молился. И конской подковой — знаком счастья — встречало каж-дое крыльцо. А какие страсти кипели вокруг коня в первые кол-хозные годы!

Да что говорить о мужиках, если рассказчик, даже будучи студентом университета, не мог равнодушно пройти мимо Карь-ка, кормильца своей семьи. В сорок седьмом году вернулся сту-дент в деревню. Везде был голод, запустение, в домах рыдали по тем, кто не вернулся с войны, а он, стоило ему увидеть первую лошадь, сразу вспомнил своего Карька.

Конюх-старик ответил, что Карька больше нет, отдал богу душу на лесном фронте. Ведь не только люди в эту войну воева-ли, но и лошади.

В каждом из нас, наверное, живет пушкинский вещий Олег. Вот и человек, рассказавший эту историю, пытался найти остан-ки своего коня, будучи в тех местах, где в войну шла заготовка леса.

Но лесопункта уже давно не было, а на месте катища вырос-ли густые заросли Иван-чая, и конечно же, поиски не дали ре-зультатов…

…Рыжуха продолжала с надеждой смотреть на человека, вме-сте с ней смотрели с надеждой и мольбой все остальные лошади. Материал с сайта

А человек напустил на себя бесшабашную удаль и сказал, что хватит киснуть и забивать голову всякой ерундой. Лучше надо грызть хлеб, пока грызется. Вслед за этим бросил около Рыжухи кусок хлеба, оделил остальных лошадей, наговорил какой-то ерун-ды и отправился восвояси.

А что еще он мог ответить этим бедолагам? Сказать, что не обманула старая кобыла и у лошадей действительно были счаст-ливые времена?

Он пересек озеро и вышел на старую межу, всегда радовав-шую его своим разнотравьем. Но сейчас человек ничего не видел. Весь слух его был обращен назад. Человек надеялся, что услы-шит привычный хруст и хрумканье травы на лугу. Но оттуда не доносилось ни малейшего звука.

И человек понял, что совершил непоправимое. Он обманул Рыжуху и всех этих несчастных кляч. Никогда у него не будет больше с Рыжухой тех искренних и доверительных отношений, которые были до сих пор.

И навалилась на него тяжелая лошадиная тоска. Вскоре он сам казался себе нелепым, отжившим существом из той же лошади-ной породы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • деревянные кони абрамов сочинение
  • краткое содержание абрамов о чём плачут лошади
  • о чём плачут лошади краткий в кратце
  • ф а абрамов о чем плачут лошади краткое содержание

Герой рассказа, бывший деревенский житель, спустился с длинного холма на широкий луг, где паслись колхозные лошади. Всякий раз, встречаясь с ними, он вспоминал детство, которое было связано с конями. Мальцом он любил подкармливать кобылок взятым из дома куском хлеба. Или просто погладить по шее, спине, потрепать по холке, расчесать гриву. А как здорово подставить ладонь к бархатным губам животного и почувствовать тёплое конское дыхание.

Лошади волновали его сердце, но почему-то всегда возникало чувство вины перед этими красивыми и гордыми животными. Привязанные целые сутки к колу, они умирали от жажды, некуда было деться от зноя, гнуса, мошкары. А на кусочке луга истоптанная, выеденная до земли трава. Забывали их перевязать на другое место с сочной травой, сводить на реку, где можно отдохнуть в прохладе и вдоволь напиться. Тяжело жилось лошадям из-за вечно пьяного колхозного конюха. Только какой-нибудь сердобольный селянин иногда подкормит.

Наш герой и в этот раз спешил к своим любимицам с угощением. Особенно он выделял Рыжуху. Она была из породы низкорослых, неказистых, но выносливых лошадок. Выпало много испытаний на неё. От тяжёлой работы вены на ногах набухли, брюхо висело, на спине шрамы и язвы.

Но Рыжуха выглядела лучше других лошадей, у которых шерсть висела клочками, глаза гноились. И весь вид говорил о тоске, обречённости. Она же чаще всего была бодра, весела.

Мужчина приближался к лошадям. Обычно, завидев его, кобылка встречала друга радостным ржанием, но сегодня этого не было. На лугу стояла удивительная тишина.

Протянув рыжей любимице кусок хлеба, он был поражён – лошадь отвернулась. Уж не заболела ли? Что случилось?

Тут он увидел в её глазах слёзы. Успокоившись, лошадь рассказала ему следующую историю.

Недавно на покосе она познакомилась со старой кобылой. Когда лошадям приходилось невмоготу, та подбадривала их весёлыми песнями. В этих песнях говорилось о том, что раньше коней называли кормильцами, украшали их лентами, любили, лелеяли. Рыжуха и другие лошади, слушая это пение, забывали о зное, гнусе, мошкаре. И даже удары ремнем погонщика казались не такими злыми.

Кобыла поинтересовалась у Забавы, старой лошади, правда ли, что в старину с почтением и любовью относились к ним. И та подтвердила это, ей о том, как любили лошадей раньше, рассказывала её бабушка.

И Рыжуха решила спеть эти весёлые песни на лугу своим подругам, но те её высмеяли. Лошади не поверили россказням. Молодая кобыла обратилась к мужчине с вопросом, были такие времена, когда лошадей чтили, ухаживали за ними, наряжали в праздники. А, может, всё придумала старая кобыла?

Нашему герою стало стыдно, он отвернулся. Слёзы навернулись на глаза. Что ответить?

Конечно, всё было так, как говорила старая кобыла. Последний кусок хлеба делили с кормилицей-лошадью. Когда коней приводили с работы, всё семейство, от мала до велика, их встречали, распрягали, вели на водопой, скребли и чистили. Ночью несколько раз поднимались, чтобы посмотреть, всё ли в порядке на конюшне, хорошо ли накормлен и напоен трудяга-конь.

Ведь без лошади никуда. В любой праздник лошадок украшали лентами, бубенцами. Особенно на великие русские празднества, троицу, масленицу, народ любил кататься в санях и телегах весёлыми шумными компаниями. Расчёсанные гривы коней развевались под расписными дугами, бубенцы звенели на всю округу.

Любимой игрушкой деревенских детишек была лошадка. Прялки расписывались мастерами обязательно фигурками лошадей. А конская подкова приносила счастье каждому крестьянскому дому. Когда появились колхозы, сколько споров было вокруг лошадей. Каждый волновался, хорошо ли живётся его кормильцу в общественном хозяйстве.

Будучи студентом, мужчина, приезжая домой в деревню, не мог спокойно пройти мимо кормильца семьи Карька. Паренёк обязательно гладил его по шее, разговаривал с ним. И обязательно подкармливал его куском каравая. Этот конь был главным работником в семье, особенно в войну. И закончил свою жизнь на трудовом фронте, таская тяжёлые брёвна.

В русском человеке генетически заложена любовь к лошади. И как вещий Олег хотим посетить могилу своего друга-коня. Так и наш герой хотел отыскать то место, где успокоились кости любимца семьи Карька.

Мужчина видел, как Рыжуха с мольбой глядит на него, другие лошадки тоже перестали жевать и смотрят вопросительно. Оглушительная тишина повисла над лугом. Но человек стал вести бесшабашно, сказав, что нечего заниматься ерундой, а лучше ешьте хлеб. И грубо простившись с лошадьми, пошёл домой. Но на душе было муторно. Душили слёзы. Не мог он сказать правды кобылкам, он обманул их. И теперь доверия к нему никогда уже не будет.

И тяжёлая лошадиная тоска навалилась на него. И казалось, что он, человек, тоже нелепое существо лошадиной породы.

«Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок» .

Лошади «радовали мое крестьянское сердце... Но чаще всего они вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава - дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус...»

Подкармливают лошадей и деревенские женщины.

Однажды рассказчик замечает среди других лошадей свою любимицу Клару, или Рыжуху.

Она была из породы «так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособ ленных к тяжелым условиям Севера».

Тяжелая работа изуродовала ее. Но все же «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Она всегда радостно встречает своего друга-рассказчика. Но в этот раз окаменело стоит у своего кола. Даже на хлеб не реагирует.

Герой видит на ее морде слезы. «Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы».

Что с тобой? - спрашивает человек.

И будто бы слышит ответ лошади.

Я плачу о лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной...

Оказывается, на дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке.

Старуха Забава во время каторжной работы утешала свою молодую подругу песнями.

Из этих песен Рыжуха узнала, что «были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами».

Другие лошади не поверили песням Рыжухи: «Замолчи! И так тошно!»

«Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя - маленького, крохотного человечка».

Рыжуха и другие лошади просят человека сказать правду.

«Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба - мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили!»

Лошадь была главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни. А русские гулянья на лошадях на празднике Масленицы!

«Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой... И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Все - конь, все - от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...»

Любимый конь Карько, как рассказывает герой, всю войну трудился на лесоповале. А в День Победы колхозники обрушили на него тяжелые бревна и отправили в праздничный котел.

Рассказчик оделил хлебом свою любимицу и других лошадей и, «глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке ».

«А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?»

«Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда. И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом.

Существом из той же лошадиной породы...»