"жизненный путь андрея соколова". Основные мотивы лирики Б. Пастернака. Какие ценности пропагандирует Шолохов


Своё сочинение я хотел бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери "Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто ещё более ценное". Этими словами автор хотел сказать нам, что жизнь - бесценный дар. И жизнь эту человек должен прожить достойно, выбирая свои жизненные ценности. А что же такое жизненные ценности? Я считаю, что это фундамент, на котором строится вся жизнь человека.

У каждого свои жизненные ценности. Например, для кого-то главное в жизни это богатство, слава, для кого-то власть, а для кого-то просто семья.

Существует множество различных жизненных ценностей. Такие как доброта, дружба, честь, семья, любовь.

В своём сочинении я хотел бы подробнее рассмотреть понятие дружбы. Я считаю что друг - это человек, который не бросит в трудной ситуации, поможет решить любые проблемы. На тему дружбы существует множество поговорок. Например: "Нет друга - ищи, а нашёл - береги".

Эта поговорка говорит нам о том, что если у тебя нет друга, то ты должен найти его, а если он есть, то его нужно беречь, дорожить дружбой с ним. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Читая эту поговорку мы понимаем, что деньги не выручат во всех бедах, а друг даже если и не поможет, то просто поддержит в трудной ситуации.

На тему дружбы написано много песен и стихов. Например песня В. С. Высоцкого "Песня о друге". В ней поётся о том, что не каждый человек может стать другом. Эта песня прозвучала в кинофильме "Высота", который так же рассказывает нам о дружбе, взаимовыручке, о поведении людей в критической ситуации.

Доброта также является жизненной ценностью.

А что такое доброта? Я думаю, что доброта - это все те хорошие поступки, которые мы делаем по отношению к другим. Добрые поступки мы можем совершать не только для своих родных, друзей, но и для совершенно незнакомых людей. Уступить место в общественном транспорте - это добрый поступок, подобрать бездомное животное - это тоже добрый поступок.

На эту тему написано множество литературных произведений. Например, М. А. Шолохов в рассказе "Судьба человека" описал добрый поступок Андрея Соколова, когда он усыновил Ванюшку. Этот поступок является не только добрым, но и благородным.

Ещё одной жизненной ценностью является честь. У каждого уважающего себя человека есть собственная честь, совесть и собственное достоинство. Во времена благородных рыцарей честь стояла на первом месте. Для них она являлась чем-то священным. Но это не значит, что сей час эта жизненная ценность исчезла бесследно. Нет это не так. Есть замечательная крылатая фраза: "Береги платье с нову, а честь смолоду". Эта фраза нам говорит о том, что честь зарождается когда ты молодой и как ты себя покажешь, так о тебе и будут думать. Обратимся снова к рассказу "Судьба человека" М. А. Шолохова. Андрей Соколов, попав в плен к немцам, не уронил свою честь, отстоял своё достоинство.

Семья и любовь также относятся к жизненным ценностям, которые являются самыми важными. Семья не может существовать без любви, а вот любовь может существовать без семьи. Это любовь к животным, окружающему миру, своей Родине. Любовь и семья являются актуальными темами в литературе. А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" показал искреннюю любовь Татьяны к своей семье. Это была дружная, гостеприимная, весёлая семья.

Закончить своё сочинение я хотел бы словами Павки Корчагина из романа "Как закалялась сталь" Н. А. Островского: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы...".

Обновлено: 2017-10-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Арендный блок

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Герои ранних рассказов М. Горького

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Основные мотивы лирики Б. Пастернака.

Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.

Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воланд и его свита.

Булгаковская Москва (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Историческое время романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Судьбы казачества в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Признаки жанра романа-эпопеи в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Судьба Андрея Соколова в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека».

Послевоенная ситуация в стране и в литературе.«Оттепель».

Поэзия 60-х годов - творчество одного из поэтов «шестидесятников» .

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Экономическая информатика”

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса “Экономическая информатика ” и предназначены для изучения методики использования СУБД ACCESS для обработки данных. Методические указания содержат необходимые теоретические сведения, варианты заданий и контрольные вопросы.

Экономические основы работы с молодежью

Структура и содержание учебной дисциплины

Theoretical Grammar

Exam Questions. The Subject of Theoretical Grammar. Syntagmatic relations. Segmental units. History of English Grammars. Parts of speech. The noun as a part of speech.

Социальное государство. Оценка страны изучаемого языка с т.з. теории социального государства

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Среди признаков социального государства отметим следующие. Китай.

Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.
А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.
Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.
Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.
Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.
Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.
Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.
Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.
Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.
В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.
Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом. Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.
Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.
Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”)

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке.

Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, работе, которая пришлась по душе (” завлекли меня машины”), о семейном достатке (“дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке”). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа. Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком.

Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев “на излом”. Кульминация рассказа – побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие – от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое (“тоже рассмеялись”, “поглядывают вроде помягче”).

Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, – это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим.

Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: “До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!” Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: “Сердце до сих пор, как вспомню, бУДт0 тупым ножом режут…”, “Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать”, “оборвалось у меня сердце…” В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” убеждает в том, что смысл истории, ее движущий “мотор” составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно “простым законам нравственности”. И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, “осердечил” их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

(No Ratings Yet)

  1. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты...
  2. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
  3. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
  4. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  5. КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число...
  6. Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили...
  7. С тех пор, как стали проявляться белые и черные пятна нашей истории, в том числе и истории литературы, наше отношение к творчеству М. А. Шолохова изменилось. Касается это прежде всего...
  8. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  9. АНАЛИЗ ФИНАЛА РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы...
  10. История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон” Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не...
  11. Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот...
  12. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
  13. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
  14. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика. Но при всем...
  15. Продолжая демократические и гуманистические традиции русских литераторов, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, А. И. Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. В его яркой, самобытной...
  16. Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи...
  17. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, написанный в 1875-1880 гг., можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за утраты человеческих связей между людьми. Особенно это касается Порфирия Владимирыча Головлева....
  18. В романе Шолохова “Тихий Дон” дана широкая панорама становления Советской власти на земле Войска Донского, показано, как непросто дался казакам выбор в этот сложный период. В романе впервые был показан...
  19. М. А. ШОЛОХОВ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со “светлыми, как небушко, глазами”. Во время...
  20. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  21. Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых...
  22. Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
  23. В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции,...
  24. Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
  25. Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не...
  26. В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
  27. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и...
  28. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  29. “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
  30. Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным...
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”)

Рассказ М. А. Шолохова - одно из лучших произ­ведений писателя. В его центре - трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис­тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че­ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо­пее».

Главный герой рассказа - фигура не вполне тради­ционная для литературных произведений того време­ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов - труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже­нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей - сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове­ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до­мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа - вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они - главное в жизни героя. Его отли­чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо­стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска­зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа­са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека­ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

Новое потрясение для Андрея - трагическая, ро­ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это­му нужда позвала»,- считает он.

В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу­живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека­телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то­гда в советской стране официально считали предате­лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот­крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших­ся в плену.

Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по­падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре­дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу­пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев - первый человек, которого Соколов лиша­ет жизни.

В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра­неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос­тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры­стие подвига, скромность и мужество.

Герой у чайной подбирает мальчика - сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по­терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе­нок становится единственным смыслом его искале­ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп­лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви­дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса­ный, а глазенки - как звездочки ночью после дож­дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че­ловеке потребность любить, душа его жива.

Он обращает внимание читателя на глаза своего ге­роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та­кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога - до­рога подвига, совершенного человеком, не сломлен­ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со­хранившим над ним нравственное превосходство.

Размышляя над рассказом, мы невольно перехо­дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове­чества вообще. Уже само название рассказа приобща­ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по­беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы­несшего на своих плечах страшную войну, фашист­ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю­дей, но не сломавшегося. Соколов - неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто­рия целой страны, история трудная и героическая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - восклицает Андрей, но он не скло­няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На­блюдая за его участью, читатель проникается гордо­стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов­ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо­жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,- с верой в своего героя говорит автор.