Анализ понятий «профессионал» и «профессионализм. Кто такой настоящий профессионал

Профессионал: Как определить является ли человек профи, при приеме на работу, получении у него услуг? Являетесь ли вы профи в чем-то?

1. Профессионал определяется наличием РЕЗУЛЬТАТОВ! Профессионал в каком-то деле определяется не по ученым степеням, количеству публикаций, его умению обрушить на собеседника не понятные слова и термины (в расчете, что тот просто откроет рот от такого великого знания), а только по количеству случаев, когда применяя свои знания, он увеличил или улучшил какие-то важные показатели, справился с ситуацией или получил тот результат, который намеревался получить.

И потом все, что такой профессионал красиво рассказывает о своих достижения, он готов подтвердить фактами или дать телефоны тех, с кем он раньше работал - и они подтвердят его слова. По его заявлениям можно навести справки, он дает реальные телефоны реальных руководителей компаний, клиентов или пациентов, которым вы можете позвонить и уточнить про результаты работы этого человека. То есть, он не просто это рассказал, а проверить не у кого — все уже умерли, или телефоны потеряны, или он удалил контакты, имен и названий фирм не помнит.

В спорте это понятно и очевидно. Вот Марадона - он профессионал. Он может забивать голы, он забил много голов, и он не просто нам это рассказывает, а мы можем проверить это, посмотрев матчи с его участием. Мухаммед Али, Поддубный, Ольга Корбут - профессионалы.

Представляете ситуацию, что появится Иван Иванович Иванов и скажет, что он профессор футбола и что у него много книг на эту тему, что он читает лекции студентам; что он на эту тему защитил кандидатскую и потом докторскую диссертации; если он скажет, что он круче, чем Марадона, который никакой не профессор в футболе. Поэтому Иванов просит его взять в сборную на оклад 5 млн долл в год - думаете, кто-то его возьмет?

Почему я вообще пишу об этом?

Оказалось, что это не всем ясно. Оказалось, что некоторые профессионала определяют по его степеням, по его публикациям, просто по названию его профессии (учился в институте на психиатра - значит, психов вылечивает), и так далее.

Кто же будет считаться профессионалом? Например, пришел продавец или маркетолог в загибающуюся компанию, и за год сделал ее рентабельной с 20% прибыли от вложений; потом он пришел в другую компанию, и она нормально работала, так он увеличил ее оборот в 3 раза за 2 года; потом пришел в третью новую компанию и она за год принесла 10 млн долл прибыли, а раньше 5 млн приносила. Это примеры, что ВСЕ ДОЛЖНО В ЦИФРАХ измеряться. Реальная польза видна только таким образом.

Когда человек имеет хороший продукт (продукт тут определяется, как результат деятельности), он его помнит и может назвать. Он вам скажет, что раньше продавал машины в автосалоне, и продал за год 24 автомобиля. Если вы спросите, сколько продал лучший продавец - он скажет 27, а все остальные продавали меньше 15. Он даст координаты тех, с кем он работал. Ему нечего скрывать в отличие от того, кто ничего не добился.

У психологов польза может измеряться не в цифрах, а в том, что человек перестал хотеть покончить жизнь самоубийством, нашел новую лучшую работу или супруга — это будет заметные улучшения, которые можно перечислить. У врачей это будут анализы — например, нет больше повышенного количества лейкоцитов в крови, человек здоров, не устает постоянно. Но опять же, это будут показатели реальные, которые можно проверить.

2. Настоящий профессионал хорошо понимает в своем деле. Он всегда может объяснить непрофессионалу, или новичку все простыми словами без терминов, так что новичок сможет это понять и использовать.

Что интересно, люди, выдающие себя за авторитетов в какой-то области, но при этом не имеющие реального продукта (то есть выраженного в цифрах улучшения каких-то показателей) всегда будут заваливать других кучей терминов, чтобы выглядеть очень высокообразованными и умными авторитетами. Они не могут дать реальных, понятных советов другим. Это происходит потому, что они не практики; у них нет реальных достижений по улучшению каких-то ситуаций; они сами не понимают суть того, что надо сделать, чтобы получить улучшения в какой-то области. Как вы хотите, чтобы он это объяснил, если он сам не знает? А как мы знаем, и попугая можно научить говорить.

Есть еще третий показатель профессионала, но я пока приведу два реальных случая.

Я часто наблюдала психологов, которых охотно ставят на наем персонала в компании, поэтому приходилось с этим сталкиваться. Я спрашивала, что они вообще делают полезного, какие есть результаты и какие есть статистические показатели улучшения чего-то от их работы? Вот один из реальных ответов психолога: «использую в своей работе, к примеру, корреляционный анализ результатов исследования с помощью репертуарной решетки Д. Келли, хотя чаще всего подобные расчеты не требуется — клиент не просит…» (Можете не пытаться понять - так как это смысла не имеет, и сам психолог не знает, зачем это нужно и какие улучшения этим измеряются.)

На это я ему сообщила: «например, моя дипломная работа, там, где я получила первое высшее образование, называлась «Мультиплексер для Анализатора Спектра с Фильтрами на Поверхностных Акустических Волнах». И что?

Что я сделала сейчас - я вас загрузила не понятными словами, и таким способом я могу считать, что я больший авторитет, чем вы? Если бы я хотела вам, не радио-инженеру, пояснить его пользу, я бы пояснила, что разработала прибор, который может разделять радиоволны на спектр, и отделять шумы, таким образом восстанавливая качество звука. И что, например, стоимость производства этого прибора будет меньше чем аналога …

Пожалуйста, ответьте, какие именно улучшения чего-либо вы измеряете и как?»

На это психолог взвизгнул: «В итоге научился отличать нормальных собеседников от троллей и трольчих . Удачи вам, мадам Трололо!» , и убежал. И так же примерно происходило со всеми психологами - не везло мне, однако. Уверена, где-то есть психологи, которые знают, что делают, и у них есть реальные результаты, улучшающие работу компаний и жизни клиентов-пациентов.

Лирическое отступление: что интересно, человек, который не может ничего произвести, возьмет на работу такого же как он. И наоборот - те, кто понимают, что такое результаты и сами их достигали, набирают таких же. Именно поэтому, часто бывает, что пока компания была маленькой и владелец сам нанимал сотрудников - он набирал продуктивных людей. Как только он передал наем персонала в руки человека, которого не куда было пристроить, но и выгнать жалко (так как наиприятнейший товарищ) - сразу в компании появлялись проблемы с сотрудниками и их производством, а, следовательно, и с общей прибыльностью компании.

Вот другая реальная переписка на эту тему с хорошим человеком (не будем называть имен) и доктором наук по маркетингу, профессором, у которого есть много публикаций и он читает лекции студентам. Он высказал идею, что профессионализм определяется званием и публикациями, а не результатами полученными этим «профессионалом». (Маркетинг определяется, как действия по созданию спроса. То есть функции маркетолога - создавать спрос).

Этот доктор наук написал мне (думаю, этому же он учит студентов): «Ваши рассуждения внешне выглядят логичными и почти бесспорными — по типу «если ты такой умный, покажи свои деньги». Типичное заблуждение малоопытных людей. Если поработать в маркетинге реально (не знаю, удалось ли это Вам), быстро убеждаешься, что, чем крупнее фирма, тем меньшее влияние имеет на ее результаты директор по маркетингу или начальник отдела маркетинга. И дело не в его/ее непрофессионализме, а в экономической обстановке в нашей экономике, которая ну никак не хочет превращаться в рыночную. …Так что, делите на десять уверения тех, кто будет Вам рассказывать о бурных преобразованиях и блестящих результатах благодаря маркетинговым чудесам. Удачи!»

Я ему много всего написала, в надежде показать истину: «Так как я занимаюсь, кроме всего прочего, коммерческой недвижимостью, я лично видела и знаю, как создавать спрос в условиях жесточайшего кризиса, когда 95% риэлторов и клиентов говорили, что все встало и что цены высокие. И так же я лично знаю моих друзей, которые полностью заполняли свои офисные помещения арендаторами по ценам в 2-4 раза выше рынка; они это делали, как раз, когда был самый кризис, особенно по сдаче в аренду офисных площадей.

Вы будете брать в футбольную команду человека, который объясняет внешними обстоятельствами свои неудачи?

Вы будете лечиться у врача, который написал кучу книг, но его пациенты болели еще больше или умирали после его лечения?

Я мало того, что лично видела людей, которые увеличивали продажи значительно, я сама могу просто это сделать, используя оценку данных. Например, мой друг, который учился со мной там, где я получила первое высшее образование — МЭИ РТФ (радиотехнический факультет), правда на пару курсов впереди, он после института стал дистрибьютором кондиционеров «Тошиба». Он увеличил продажи в 12 раз за 8 месяцев, я знаю, как это делалось и что именно для этого было сделано»

Что самое главное в этой ситуации - все можно проверить: пойти к моему знакомому он покажет Сертификат из чистого золота, которым тогда его наградила Тошиба, за такое увеличение продаж. Может дать контакты руководителей в Тошибе, кто его награждал и можно им написать и спросить - правда ли было такое? Такие вещи просто проверяются. Я дала контакты моего знакомого доктору наук.

На это я получила ответ, что все, что я говорю «смешно» и что мне надо писать фэнтези.

Люди, у которых ничего не получилось, будут отрицать такую возможность для всех и всегда. И такому учат широкие массы! Вот она, стратегия «проигравших» в действии. Этот человек уже обучает и хочет всего себя посвятить образовательному бизнесу. Он написал, что хочет создать бизнес-школу для до-образования дипломников и выпускников вузов по актуальным направлениям современного бизнеса.

Так же люди, которые уделяют большое внимание своим регалиям и защите своего авторитета, при отсутствии реального продукта никогда не согласятся что-то изучить для применения - так как это может им показать, что не все, как они, ничего не достигают, и что они были неправы. А они хотят быть правы, оставаться «авторитетами» и хотят продолжать широко оправдываться, почему они не достигли результата, и получать деньги за свои регалии, при отсутствии результатов или при отрицательном результате.

Не надо считать, что все кто пишет статьи и книги и все с учеными степенями - люди без продукта. Это не так. Есть люди, которые имеют и степени и успешный опыт и написали книги, чтобы передать этот опыт. Те, кто получает степени и пишет книги (пусть даже бесполезные) - они продуктивны как минимум в области упрочения своего авторитета и написания книг. Этому у них можно поучиться.

3. Профессионал уделяет внимание мелочам. Выглядит, что у него все получается легко - но это результат кропотливого применения технологии или ноу-хау . Ноу-хау (от англ. know how - знаю как) или секрет производства. Это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.). Ноу-хау может создаваться в процессе опыта, может перениматься у кого-то.

Вспомните рассказы, как заставляли учиться играть на скрипке Паганини в детстве. Он стал гением в результате кропотливого труда. Посмотрите видео-клипы, например, Дженнифер Лопес, не всем нравится, как она поет, зато как красиво проработана каждая мелочь в ее облике и картинке вокруг.

Так же профессионал заметит больше мелочей в любой ситуации, которые будут не заметны или даже нереальны непрофессионалу. Используя все эти мелочи, профессионал будет знать, что делать в каждой ситуации, что на нее влияет, как быстро с ней справиться, как создать совершенство - то есть почти абсолют в каждой детали.

Это не удача или везение, это именно знание и применение ноу-хау или какой-то технологии делает профессионала профессионалом. Кому-то может повезти раз, но если он не может этого повторить - он не профессионал.

Желаю Вам быть профессионалом, и достигать запланированного результата в вашей деятельности!

Многие не любят свою работу, работают ради зарплаты и мечтают о другой работе, другой жизни. Но есть и те, кто очень любят то, чем занимаются, и стремятся стать еще лучше, стать настоящим профессионалом в своей области. Ведь именно к профессионалам стараются обращаться, именно профессионалы достигают желаемых высот в карьере и финансовом благополучии. Как же стать профессионалом?

    Вы должны обладать неподдельной страстью к тому, чем Вы занимаетесь. Вы не должны ждать, когда же наступит конец рабочего дня, а с удовольствием оставаться работать подольше. Мало того, Вы должны искренне желать заниматься делом всей Вашей жизни даже ночью и в выходные. Помните, лозунг советской эпохи: «Скорей бы утро - скорей бы на работу»? Конечно, у современной молодежи он не вызывает ничего, кроме улыбки, но человек, который искренне любит то, чем занимается, действительно не может дождаться утра, чтобы заняться любимым делом.

    Вы должны верить в то, что создаете что-то выдающееся, что Ваш труд действительно ценен и необходим людям.

    Трудные задачи должны вызывать у Вас желание побыстрее с ними разобраться, а также вдохновение и неподдельный интерес, а не раздражение и разочарование.

    Нужно научиться концентрироваться на главном. Постарайтесь не отвлекаться на просмотр почты и общение с друзьями в социальных сетях. Помните о том, что после потребуется много времени, чтобы снова вникнуть в суть вопроса и вспомнить на чем Вы остановились.

    Учитесь у успешных людей, которые являются настоящими профессионалами в Вашем деле, читайте книги по профессии. Бытует мнение о том, что чтобы окончательно разобраться во всех нюансах профессии и стать по-настоящему толковым специалистом, нужно прочитать не меньше 200 книг по профессиональной тематике.

    Дайте себе время. Настоящим профессионалом не стать за неделю. Психологи говорят о том, что только умение работать на автоматизме, не задумываясь о своих действиях, говорит о том, что Вы по-настоящему научились своему ремеслу. Обычно, для возникновения такого навыка – требуется не менее 10 тыс. часов. Именно отсюда и возникло повсеместное желание брать на работу специалистов, которые проработали не менее 3 лет в определенной сфере.

    Самосовершенствуйтесь и сравнивайте свои успехи только с собой. Заведите себе полезную привычку – не сравнивать себя с теми людьми, кто начал работать раньше Вас, конечно, дух конкуренции силен, но не пытайтесь во что бы то не стало догнать их и стать лучше. Скорее всего, у Вас это не получится, а вот веру в собственные силы в течении никому ненужного соревнования, Вы точно потеряете. Лучше заведите себе традицию – каждое 31 декабря, подводя итоги, спрашивать себя о том, как много Вам удалось достичь, стали ли Вы работать профессиональнее, чем год назад.

    Будьте усердны и трудолюбивы – эти качества во все времена ценятся работодателями больше всего. Старательному сотруднику часто готовы простить даже пробелы в знаниях и отсутствие необходимого опыта.

    Не бойтесь ошибки. Помните о том, что нет такой ошибки, которую невозможно исправить, и, если Вы ошибаетесь – это значит, что Вы делаете что-то по-настоящему стоящее.

    Скорее всего, долгое время у Вас не будет ничего получаться, и Вы будете считать себя неудачником. На самом деле, у всех успешных людей ничего сразу не выходило. Главное, не терять веры в себя и идти вперед, не оглядываясь назад.

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

В нашем обществе, чтобы стать успешным человеком, нужно обладать профессиональными знаниями и уметь пользоваться ими.

Тех, кто занимается какой-либо областью, подразделяют на:

  • новичков;
  • профессионалов;
  • мастеров.

Новичок лишь начинает приобретать знания и навыки в определенном виде деятельности. Он ничего не умеет или обладает минимальными навыками. Большинству людей желательно иметь учителя, помогающего ученику развиваться в данном направлении.
Профессионал - человек, добившийся отличных результатов и способный плодотворно и успешно трудиться в определенной отрасли.

Далеко не каждый профессионал стремится стать мастером. Он может удовлетворяться решением освоенных задач. Но каждый новичок стремится стать профессионалом своего дела.

Мастер обладает феноменальными способностями в реализации умений и навыков, полученных при обучении и осуществляемых профессионально. Чтобы стать профессионалом, достаточно копить знания и трудиться в этом же направлении. Чтобы стать мастером, нужно научиться выходить за рамки и границы, видеть возникающие проблемы шире, чем простой обыватель и даже профессионал.

Существует огромная разница в профессиональном подходе и подходе новичка. На несколько отличий следует обратить особое внимание новичку, если он считает, что пришло время стать профессионалом.

  1. Во-первых, для последнего не свойственно искать самого легкого пути решения проблемы. Профессионал не склонен ожидать чуда или бежать за «блестками». Он понимает, что решения не лежат в готовом виде. Их необходимо принимать, основываясь на анализе, сравнении, исследовании. Конечно, в любой области существуют определенные правила и тенденции. В жизни ситуации оказываются настолько уникальными, что рекомендаций бывает недостаточно, и необходимо учитывать множество сопутствующих факторов для принятия решения.
  1. Профессионал это прекрасно понимает. Но новичку свойственен иной подход. Он жаждет изучить механизмы и получить готовые алгоритмы для работы, чтобы все случалось как бы само. Но такого не бывает. Совершенствовать знания и умения придется постоянно. Иначе, даже поднявшись на профессиональный уровень, но остановившись в развитии, человек просто скатится до уровня новичка. Жизнь постоянно идет вперед. Появляются новые технологии, реализуются новые идеи. Если человек не идет в ногу со временем, он просто остается «на обочине».

Новичок и профессионал: волшебство или терпение и труд

Вторым отличием, выделяющим профессионала, это наличие таких черт, как терпение и упорство. Он точно знает: куда, зачем и как идет и понимает, как может растянуться путь.
Для осуществления планов он наметил необходимые ресурсы, и больше. Любой план является идеальным, а в реальности придется его изменять и корректировать.
Профессионал осознает, что легкой реализации дела не получится. Но он терпеливо и упорно движется в выбранном направлении, учитывая возникающие на пути непредвиденные ситуации.

Могут появиться разные проблемы. Но есть четкая внутренняя уверенность, что они непременно решатся.

К проблемам относятся по-разному. Принимая ее в виде вызова, решать ее и жить в целом существенно интереснее. Для новичка не свойственно проявление терпения. Ему хочется всего и сразу. Он верит, что стать профессионалом просто. По волшебству миллионы «упадут» прямо на голову, сделав счастливым… Кого-то может это и огорчит, но такого не бывает. Известно, что даже если по «случайности» человек сказочно разбогатеет, счастья это не принесет и существует большая вероятность, что богатство он быстро потеряет.
Чем грезить о сказочных богатствах, лучше двигаться к успеху постепенно, проявляя старание и прилагая усилия. Тогда заработки будут восприниматься заслуженно, а растущая прибыль станет естественным результатом признания нового уровня профессионализма. Нужно запастись терпением, усердием и упрямством. Если этих черт недостаточно, человек просто сойдет «с дистанции», не дойдя до профессионального уровня.


Третье отличие настоящего профессионала – умение брать на себя ответственность. Новичок жалуется, что нет необходимых условий для реализации, кто-то в чем-то виноват, он не нашел нужной информации по какому-либо вопросу, было слишком мало времени.
У профессионала другой подход. Возникающая проблема изучается, и сразу находятся пути решения с учетом различных факторов. Он не переносит ответственность на обстоятельства. Напротив, есть понимание, что причиной происходящего в жизни является он сам. Поэтому, чтобы реально что-то изменить, необходимо принятие ответственности.
Бесполезно пытаться повлиять на кого-либо, но можно изменить себя. Тогда и жизнь вокруг постепенно изменится в нужную сторону. Вот почему он принимает решения и берет ответственность. Никто, кроме него не создает его жизнь и не влияет на нее по-настоящему.


Конечно, есть еще множество отличий новичка от профессионала. Но, если человек начинающий осваивать выбранную область, основывается хотя бы н трех базовых постулатах и следует им, он обязательно дойдет до профессионального уровня.

Не действуйте, как новичок, прыгая с места на место, перекладывая на кого-то ответственность за свои шаги или надеясь на волшебные результаты, которые появятся «ниоткуда». Двигаясь с подобным подходом, вы, скорее всего, быстро разочаруетесь и отбросите занятие в сторону. А такой нулевой результат останется лишь потому, что вы не приложили должных усилий, чтобы сделать его положительным, и не уделили изучению вопроса должного времени. Поэтому, наберитесь терпения, возьмите все в свои руки, и постепенно, двигаясь шаг за шагом, добивайтесь поставленных целей. Будучи новичком, действуйте профессионально, и тогда вы станете настоящим профессионалом.

Уровень мастера


Эта следующая ступень, идущая за профессионализмом. Как говорилось, далеко не каждый профессионал стремится стать мастером. Нельзя сказать, что не каждый на это способен. Потенциал находится внутри человека. И каждый из нас свободен и вправе открыть его в себе.

Чтобы стать мастером, недостаточно профессиональных навыков и умений. Необходимо более широкое понимание, выходящее за пределы узкой специализации. Нас учат обычно обретению навыков в какой-либо отдельной области. Однако, правильнее постигать общий метод, универсальный для всех областей знаний. То есть, главным становятся не получение знаний как таковых, а способ их восприятия и постижения в целостности бытия.
Если человек готов двигаться дальше и становиться мастером, то необходимые знания будут сами приходить к нему, помогая в пути. Это не значит, что усилий, терпения и упорства больше не понадобиться. Эти качества должны быть еще более развиты, чем у профессионала. Переход на этот уровень будет еще сложнее. Он станет возможным, если во главу угла ставятся не эгоистические цели, а целостный подход, при котором главным становится не сам человек и его умение, а то дело, благодаря которому окружающий мир становится хоть чуточку лучше.

Какие по Вашему мнению нужны навыки. чтобы стать профессионалом своего дела?

Профессионализм - один из важных аспектов, который поможет вам преуспеть на рабочем месте. Он может открыть двери различным возможностям, повышениям и бонусам. Ваше отношение к начальству, сотрудникам и клиентам должно всегда оставаться любезным и профессиональным. Стремитесь правильно преподносить себя и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Шаги

Часть 1

Как преподнести себя
  1. Следите за своим внешним видом. Каждый день приходите на работу в чистой одежде и следите за прической, чтобы иметь деловой вид. Также важно одеваться с учетом требований компании. Не носите слишком открытые или облегающие вещи, если это неуместно.

    • Определите предпочтительный стиль по одежде других сотрудников. Если все ходят в весьма консервативных нарядах (костюмы, рубашки с воротником, длинные юбки), то нужно подстроиться. Часто в компаниях разрешен повседневный деловой стиль, который допускает брюки или джинсы, если они выглядят достаточно строго. Также воздержитесь от ярких цветов и узоров.
    • По возможности старайтесь скрыть татуировки и снять пирсинг, если начальники не выражали прямого одобрения.
  2. Следуйте культурным нормам. Изучите взаимодействие сотрудников, чтобы понять принятый порядок. Обратите внимание на то, как они одеваются, как понижают голос, когда кто-то говорит по телефону, в какое время обсуждают отвлеченные вопросы.

    • Также замечайте, как сотрудники общаются с клиентами на встречах. Все приходят на встречи вовремя или на несколько минут раньше? Поведение других людей подскажет вам, какие именно представления о профессионализме существуют в компании.
  3. Говорите четко и по мере необходимости. Способность уверенно и четко выражать свои мысли в устном и письменном виде является показателем профессионализма. Учитесь активно слушать других при обсуждении и не начинайте говорить, пока человек не закончит свою мысль. Говорите неторопливо и кратко, чтобы все поняли и успели записать ваши идеи.

    • Не говорите одновременно с другими и принесите извинения, если вы случайно перебили человека.
    • Если в общении с клиентом или по проекту возникают проблемы, то обратитесь к сотрудникам и начальству. Не игнорируйте ситуацию и не уходите от проблемы. Своевременно предупредите остальных и совместно выработайте решение.
    • В случае деликатного характера проблемы обратитесь к начальнику без посторонних.