Биография и картины микеланджело караваджо. Биография микеланджело меризи да караваджо Караваджо произведения

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, или . И Делакруа, и писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

1. Знаменитое тенебросо Караваджо.

Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.

1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu

Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.

Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. . Artchive.ru

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.

Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.

Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.

Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”.

Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).

Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”.

Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу.

Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине ). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

Вконтакте

Знаменитый итальянский художник, Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) известен как самый яркий реформатор живописи на рубеже XVI – XVII веков (годы жизни: 1571 – 1610 гг.).

Караваджо достигает такого мастерства в использовании контрастов света и тени в своих картинах, что после него возникает даже целое поколение художников-«караваджистов». Караваджо не признавал существующие правила о том, что с помощью рисунка необходимо создавать идеализированные образы на полотнах – изображал на своих картинах настоящих людей: уличных мальчишек, куртизанок, стариков.

Мастер не оставил потомкам ни единого наброска – творил сразу на холсте.

Художник родился в пригороде Милана, где после эпидемии чумы рано остался без отца, и мать переехала с детьми в городок Караваджо. Талантливый юноша имел сложный неуживчивый характер. В 1591 году ему пришлось сбежать в Рим, после трагических разборок с карточным игроками, изображенными затем в работе «Шулера».

К слову, в различные передряги он будет попадать еще не раз на протяжении всей карьеры. Караваджо неоднократно был под следствием, однако слава скандалиста и дебошира не мешала ему быть востребованным.

В столице заметили его дар живописца, дав покровительство и базовые навыки – у мастеров школы . Так как в истории искусства уже был гений по имени , наш художник выбрал иной путь – он взял себе прозвище «Караваджо», копируя название родного города.

В Риме он оставил миру лучшие полотна в период творчества с 1592 по 1606 годы.

29 мая 1606 года в жизни Караваджо произошла трагическая случайность – во время уличной игры в мяч был убит Рануччо Томассони, а виновным в убийстве посчитали великого мастера. Чтобы не быть осужденным, художник подался в бега, оставив Рим.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Затем он переехал в Ла-Валетта (Valletta, столица Мальты) , и вступил в Мальтийский орден. Однако его скитания не прекращались до конца жизни. В итоге художник умер от малярии в 39 лет, забытый и отверженный, оставив миру десятки своих шедевров.

Кисти Караваждо принадлежат первые натюрморты в итальянской живописи – «Корзина с фруктами» – один из наиболее известных натюрмортов мастера, где фрукты изображены настолько точно, как будто это макросьемка.

Но плоды он начал изображать немногим ранее, на портретах подростков – это «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх».

Некоторые наиболее удачные сюжеты живописец повторял 2-3 раза, по заказу богатых вельмож – «Гадалка», «Мальчик, чистящий фрукты» (один из первых шедевров). Женщин он изображал редко – «Кающаяся Магдалина», «Юдифь, убивающая Олоферна», «Мадонна и младенец со святой Анной» и еще несколько работ.

Рим в начале XVII века стал своеобразной школой для европейских художников. Со временем мастер техники «кьяроскуро» открыл собственную мастерскую, где у него было немало талантливых учеников, таких как Марио де Фьори, Спада, и Бартоломео Манфреди.

Впоследствии подражание «кьяроскуро» Караваджо стало очевидно в полотнах Веласкеса и Рубенса, Рембрандта и Жоржа де Латура.

Часть работ художника безвозвратно утрачены, и тем не менее в Риме осталось множество картин Караваджо, лицезреть которые можно бесплатно в церквях и платно в музеях и частных коллекциях. Далее мы приводим полный список картин с адресами для истинных поклонников творчества великого мастера.

Бесплатно

Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези

  • Адрес: Piazza di S. Luigi de’ Francesi, 00186 Roma

Любители полотен Караваджо чаще всего заходят в святую обитель Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi) – одну из «жемчужин» Рима, но из названия понятно, что церковь была открыта для французской общины. Она была построена как дань уважения французскому монарху Людовику IX (1214-1270), сумевшему положить конец непримиримой вражде церкви и светского руководства. А в Византии правитель смог договориться о выкупе священной реликвии всего христианского мира – Терновый венец Спасителя (хранится во Франции).
Церковь стала очередным «долгостроем», однако за 70 лет наполненную шедеврами святую обитель завершили к 1589 году. Здесь все пронизано духом почитания Святой Марии, как и подобает в католицизме. Однако снаружи постройка выглядит довольно скромно, если не считать статуи, а вся роскошь – внутри. Фрески Доминикино, отделка цветным мрамором, образа в позолоте.

Здесь в Капелле Контарелли (слева от главного алтаря) можно посмотреть 3 работы великого Меризи да Караваджо с изображенными сценами из жизни Святого Апостола Матфея.

Живописец сменил предыдущего мастера, и после Кавальеро д’Арпино что-то пришлось завершить, а что-то переделать. Те люди, что наняли работать Караваджо, рисковали, поскольку мастер не любил эскизы, работал под пучком направленного света и выстраивал композицию иначе, чем множество его современников. Но риск был оправдан, и сегодня мы имеем возможность лицезреть «Призвание Апостола Матфея».

«Призвание Апостола Матфея» (холст 322 x 340 см, написан в 1599 г.) – это известный сюжет о призвании сборщика налогов Иисусом в ученики, впоследствии мытарь Левий стал Апостолом и автором «Евангелия от Матфея». Два хорошо одетых юноши, присевших возле мытаря, с неподдельным интересом вглядываются в образ Спасителя, призывающего указующим перстом избранного Им. В работе чувствуется влияние предшественников, например, характерная кисть руки Господа с известного полотна Микеланджело в .

Интересно отметить, что святой Матфей является покровителем налоговых органов едва ли не во всех странах мира.

Мученичество святого Матфея

«Мученичество святого Матфея» (холст 323 х 343 см, написан в 1599-1600г.) – на полотне изображена сцена убиения благовестника, где угадывается автопортрет самого Караваджо. Эксперты утверждают, что лицо художника – в одной из фигур очевидцев события на заднем плане, обращено назад. Художник-реалист нарушил религиозные каноны, и патетику заменил реализмом страданий за Благую Весть. Полотно для фамильной часовни семьи Контарелли.

Святой Матфей и Ангел

«Святой Матфей и Ангел» (холст написан в 1599-1602 г.) – изображен одухотворенный Апостол, который внимает голосу Ангела, записывая Евангелие от Матфея. Картина известна тем, что заказчик был шокирован реализмом образа, где Святой Апостол изображен как простолюдин, вопреки канонам.

Базилика Святого Августина

  • Адрес: Piazza di Sant’Agostino, 00186 Roma

Церковь Святого Августина (Sant’Agostino) – еще одно место в Риме, где любители живописи имеют возможность увидеть шедевр Караваджо. Постройку легко найти на площади с тем же названием.

Здесь можно полюбоваться картиной Караваджо «Мадонна ди Лорето» и другими шедеврами итальянских мастеров эпохи.
Реалистичность библейских персонажей и особая манера письма Караваджо сделали его знаменитым и хорошо оплачиваемым. Он выполнял выгодные заказы на оформление церквей. В последнее десятилетие жизни живописец писал картины преимущественно на сюжеты из Евангелия, изображая библейских персонажей.

Мадонна ди Лорето или Матерь паломников

«Мадонна ди Лорето или Матерь паломников» (холст, 1604-1605г) – работа находится в первой капелле слева, и это самое нашумевшее полотно мастера. Тут не обошлось и без экстравагантных выходок – алтарный образ Богоматери написан с куртизанки.

Куртизанки позировали всегда и всем, но он первым отказался превращать обычную натурщицу в идеализированный образ Мадонны, а оставил все как есть.

Сановники были возмущены обнажением груди до неприличия, хотя это обычное дело для кормящей матери. Но именно нарушением канонов прославились реформаторские полотна Караваджо. Некоторых современников также смущали грязные стопы паломников, изображенные на картине, но таков закон реализма.

Библейские сюжеты, воплощенные на полотнах Караваджо, были настолько впечатляющими, что их неоднократно пытались копировать. Однако особая манера письма не давала шансов копиистам, а все подделки выглядят тусклыми и бледными. Большинство работ великого мастера «кьяроскуро» написаны на библейский сюжет, поэтому были в почтении у религиозной элиты.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо

  • Адрес: Piazza del Popolo
  • Время работы: 7:15–12:30, 16:00–19:00

Еще одно место в Риме, где выставлены два шедевра Караваджо и многие другие произведения искусства. Невзрачная на вид базилика Basilica di Santa Maria del Popolo открыта в утренние и вечерние часы. Сюда легко добраться на метро (красная ветка А) до станции Flaminio или пешком от за 10 минут. Этот объект – часть туристического маршрута, рядом с северными воротами Рима (Porta del Popolo), где слева стоит неприметное строение, одно из святилищ Девы Марии. Скромный облик постройки обманчив, но как написано в Библии: «Вся красота дочери Царя внутри».

Ваша цель – левый неф у алтаря – полотна Аннибале Карраччи и Меризи да Караваджо.

Обращение Савла или Павел на пути в Дамаск

«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г.) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Караваджо несколько раз изображал эту историю, и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью. Фарисей Савл (Саул), имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу.

Распятие Святого Петра

«Распятие Святого Петра» (1600-1601 г.) – на холсте изображен Святой Апостол Пётр (бывший Симон), избранный Христом, которого распинали на кресте вниз головой. Такое неестественное положение, в котором Апостол с готовностью принял смерть – желание мученика. Он считал, что недостоин быть распятым как Христос. Именно об этом повествует картина Караваджо, великого мастера игры света и теней.

Платно

Галерея Боргезе

  • Адрес: Piazzale del Museo Borghese, 5, 00197 Roma
  • Стоимость: 14 евро – , как купить билет без посредников

Мальчик и корзина с фруктами

«Мальчик и корзина с фруктами» (1593-1594 г.) – это одна из первых работ, где тщательно проработано изображение каждого плода.

Больной Вакх

«Больной Вакх» (1592-1593 г.) – известный автопортрет живописца. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер д’Арпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда.

Мадонна и младенец со святой Анной

«Мадонна и младенец со святой Анной» (1606 г.) – одна из самых почитаемых работ, известна как «Мадонна со змеёй», где Христос и Мария наступили на голову аспида.

Пророчица Анна, согласно апокрифическим текстам – это мать Марии, бабушка Иисуса, которая благословила Младенца, когда его впервые принесли в храм, в этом сюжете стоит поодаль. Работа для алтаря церкви Св. Анны.

Святой Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1610 г.) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Чтобы придать значимость своим работам, живописцы давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета.

Святой Иероним в размышлении

«Святой Иероним в размышлении» (1606 г.) – полотно с философским смыслом, где человеческий череп побуждает старца к размышлениям о сути бытия. Говорят, что этот сюжет вдохновлял многих авторов шедевров литературы и искусства. Помните «Быть или не быть…»?

Давид с головой Голиафа

«Давид с головой Голиафа» (1609-1610 г) – наиболее интересная картина, которую живописец долгое время возил с собой и совершенствовал.

Это одно из поздних полотен Караваджо. Художник все еще находился вне закона и надеялся на прощение папы. Караваджо изображает себя в виде Голиафа, которому Давид отрубил голову, но Давид на картине не показан как победитель – он смотрит на отсеченную голову Голиафа почти с сочувствием. Картину Караваджо отправил в Рим, как дар кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы получить папское помилование и в знак этого на мече Давида находятся буквы “h.o.s.”, означающие «скромность побеждает гордость».

Хотя нам кажется, что головы непропорциональны, но это вовсе не ошибка художника.

В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Когда войска израильтян и филистимлян стояли на поле боя, пастушок Давид принес братьям обед, но битва не начиналась – у Израиля не было достойного поединщика. А великан Голиаф (ростом 2,5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога, и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Поэтому на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.

Пинакотека Ватикана

  • Адрес: Viale Vaticano
  • Стоимость: 20 евро
  • Время работы: c 9:00 до 16:00
  • с лицензированным гидом
  • в музеи Ватикана по пятницам

Также картины Караваджо есть в пинакотеке Ватикана, которая включена в комплекс .

Погребение Христа

В Ватикане взору многочисленных паломников представлена иллюстрация библейского сюжета «Погребение Христа» (холст 300 x 203 см, написан в 1602-1603 г.). Эту композицию впоследствии копировали многие последователи Караваджо, она также известна как «Положение во гроб Христа». Его сняли с креста и положили в пещере, предназначенной под место для погребения.
Один из шедевров великого живописца, который хранится в Ватиканской пинакотеке, изначально был написан для церкви Кьеза Нуова (Chiesa Nuovo). Композиция впечатляет глубиной трагизма центральной сцены Евангелия – о распятии Спасителя и его погребении перед Его чудесным воскрешением. Иисус умер на кресте за грехи всего человечества, став совершенной искупительной жертвой Богу. Одно из сильнейших проявлений трагизма в реалистичных полотнах мастера.

Известен особый случай, когда его приверженность реализму доходила до фанатизма – изображение мертвой натуры для картины «Воскрешение Лазаря».

Как известно из Евангелия, Иисус пришел воскрешать своего умершего друга, брата Марфы и Марии, на 4-й день, когда тело «уже смердит». Натурщики отказались позировать с разлагающимся трупом, и Караваджо принуждал их так стоять угрозами, пока не достиг цели. Но эта работа выставлена в региональном музее города Мессина (Museo Regionale Interdisciplinare di Messina) на Сицилии в городе Мессина, а не в Риме.

Палаццо Дория-Памфили

  • Адрес: Via del Corso, 305
  • Билет: 12 евро
  • Время работы: c 9:00 до 19:00

Палаццо Дория-Памфили (Palazzo Doria Pamphilj) – это серое здание с запоминающейся архитектурой, принадлежавшее кардиналам. Впоследствии дворец перешел в частную собственность от семьи Альдобрандини к Памфили, породнившейся с еще одним благородным родом – Дория. Их потомки посвятили много времени и сил на то, чтобы пополнить семейную коллекцию шедевров новыми творениями искусства, включая 2 картины Караваджо.

Кающаяся Магдалина

«Кающаяся Магдалина» (1595 г.) – известный библейский сюжет о раскаянии блудницы, пойманной на прелюбодеянии, которую фарисеям и законникам Иисус не разрешил побивать камнями. Всем известно изречение Иисуса «кто без греха – первым брось в нее камень», которое дало этой женщине право на жизнь и покаяние. Впоследствии она омыла слезами ноги Иисуса и намазала драгоценными благовониями накануне распятия.

Отдых на пути в Египет

«Отдых на пути в Египет» (1595 г.) – изображено Святое Семейство во время бегства с Младенцем, которое описано в «Евангелии от Матфея». Известный эпизод из жизни Иосифа и Марии, которые были вынуждены скрываться от царя Ирода, велевшего стражникам убивать всех младенцев до 2-х лет. Причина гнева – пророчество о рождении Мессии и Спасителя, о котором поведали волхвы, видевшие Вифлеемскую звезду.

Палаццо Корсини

Дворец (Палаццо) Корсини (Palazzo Corsini) находится в районе , рядом с Виллой Фарнезина. Сады, постройки и коллекция произведений искусства принадлежала уважаемому семейству флорентийцев, перебравшихся в Рим. Здесь есть и живописное полотно Караваджо.

Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» (1603-1604 г.) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В те времена это был один из наиболее популярных библейских образов, поэтому так много версий. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Иисус называл его величайшим из пророков. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена, и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов.

Никто не может с определенной долей достоверности утверждать, почему в последнее десятилетие Караваджо писал сцены из Евангелия.

Было ли это обращение раскаявшегося грешника к Богу, хорошо оплачиваемые заказы художника в церквях или чтение Святого Писания – не известно. Работы последнего десятилетия мастер живописи подписывал буквой «F», что обозначало «брат» (член братства верующих). Его полотна тем и ценны, что это не просто сценки на библейскую тему, в них чувствуется вся глубина сопереживания.

Коллекция Одескальки – Бальби

  • Адрес: Palazzo Odescalchi Balbi, Piazza dei Santi Apostoli, 80

Обращение Савла

«Обращение Савла» (ок. 1600 г.) – один из вариантов композиции, которая впечатляет своей реалистичностью – библейский персонаж, ослепленный божественным светом с неба. В Деяниях Святых Апостолов рассказывается о фарисее, «неумеренном ревнителе отеческих преданий» и Закона Моисеева, который держал в страхе первых учеников Иисуса Христа. Божественный свет сначала его ослепил, затем коренным образом изменил жизнь, и Савл (Саул) стал Павлом, величайшим из Апостолов.

Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета.

Пинакотека Капитолийских музеев

Гадалка или Предсказатель судьбы

«Предсказатель судьбы» или «Гадалка» (холст 99 x 131 см, 1594-1595 г.). Сюжет художник писал несколько раз под заказ для состоятельной клиентуры. Существует также несколько копий композиции, которую неоднократно повторяли его последователи. Однако его живопись с потрясающими эффектами света и тени.

неподражаема, благодаря чему подделки легко отличить от подлинника.

Молодой художник, прибывший в Рим, много экспериментировал, подыскивая характерные типажи для своих полотен.

Талантливый живописец отвергал общепринятые приему живописи маньеризма и изображал в своих картинах реальных, живых людей в такой же обстановке. Он отвергал общепринятую манеру письма эпохи барокко, ему импонировал Ломбардский реализм.

Современники свидетельствовали о реальной истории встречи Караваджо с цыганкой, которая предрекла ему непростую судьбу. Он дал ей денег и пригласил в дом в качестве натурщицы для своего очередного шедевра «Гадалка».
Немало сюжетов на его полотнах не связано с религиозной тематикой, и эти жанровые сценки сегодня дают возможность понять, как выглядели итальянцы в те времена. Его современники на полотнах, их быт, одежда, посуда и музыкальные инструменты, сегодня хорошо известны по самым популярным картинам, включая «Предсказатель судьбы».

Дворец Барберини

Palazzo Barberini туристы могут найти на Via delle Quattro Fontane 13, неподалеку от знаменитого фонтана. Роскошный Дворец в стиле барокко – одно из наиболее посещаемых мест, где выставлено еще одно выликое творение Караваджо.

Юдифь, убивающая Олоферна

«Юдифь, убивающая Олоферна» (1599 г.) – живописная иллюстрация к известной легенде. На полотне все необычно и ломает классические стереотипы живописи тех времен. Особенно интересна реалистичная гримаса отвращения иудейской вдовы во время обезглавливания вавилонского полководца.

Нарцисс

«Нарцисс» или «Юноша, рассматривающий себя в отражении» (1599 г.) – на картине мастерски изображен юноша, пристально смотрящий на свое отражение в воде. Сюжет картины – очень известный и был взят из «Метаморфоз» Овидия: прекрасный юноша, которого полюбила нимфа, отверг ее любовь, за что был наказан богами

К сожалению, часть полотен Караваджо украдено или утрачено, по некоторым есть копии, есть картины, приписываемые кисти Караваджо, но их авторство оспаривается. Есть и другие работы, но они украшают коллекции Европы и Америки. Большая же часть картин находится в Риме, куда мы и рады вас пригласить за вдохновением.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

КАРАВАДЖО (Caravaggio; настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) , итальянский живописец. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. До начала 1590-х годов учился у миланского художника С. Петерцано; в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж. Романино, Л. Лотто). Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Чезари (Кавалер д’Арпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94; «Больной Вакх», около 1593, оба - в галерее Боргезе, Рим). Благодаря торговцу картинами маэстро Валентино, Караваджо познакомился с кардиналом Франческо Мария дель Монте, который стал покровителем мастера и ввёл его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.

В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). В его ранних религиозных произведениях поэтическая трактовка сюжета как нравственного примера («Св. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт; «Св. Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим; «Экстаз св. Франциска», 1597-98, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, США), как явленного божественного присутствия в мире («Отдых на пути в Египет», 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим) соединяется с полными драматизма сценами насилия и смерти («Юдифь», около 1598, Национальная галерея старого искусства, Рим; «Жертвоприношение Авраама», 1601-02, галерея Уффици. Флоренция).

Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. В сценах призвания и мученичества апостола Матфея Караваджо принципиально обновляет концепцию религиозной картины, в которой особую роль начинает играть свет, преображающий и драматизирующий евангельское событие. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Завораживающая выразительность картин Караваджо строится на умении точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.

В 1601 году Караваджо написал две картины - «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В них, как и в цикле для капеллы Контарелли, нашло выражение новое религиозное мироощущение, характерное для времени Контрреформации: обыденная повседневность человеческого бытия преображается Божественным присутствием; искренняя вера бедняков и страждущих проявляется в благочестии, в чистоте народного милосердия. Каждое произведение Караваджо - это живой фрагмент реальности, изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластические формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразительный лаконизм жестов при энергичной лепке пластических объёмов и насыщенности звучного колорита позволяют художнику добиваться небывалой глубины и искренности в передаче религиозного чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы.

Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В 1606, во время игры в мяч, Караваджо в ссоре совершил убийство, после чего бежал из Рима в Неаполь, откуда в 1607 году перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский рыцарский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на остров Сицилия. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена, изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь); на Мальте в 1607-08 - «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе - в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта); на Сицилии в 1609 - «Погребение св. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе - в Национальном музее, Мессина). Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Монументальные полотна, построенные на соотношении глухого, тёмного фона и крупных фигур первого плана, озарённых вспышками пульсирующего света, обладают необыкновенной силой эмоционального воздействия, вовлекают зрителя в изображённые события. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника.

Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (смотри Караваджизм).

Лит.: Marangoni М. Il Caravaggio. Firenze, 1922; Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955; Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. М., 1960; Röttgen Н. Il Caravaggio: ricerche е interpretazioni. Roma, 1974; Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников. М., 1975; Hibbard Н. Caravaggio. L., 1983; Лонги Р. Караваджо // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984; Caravaggio е il suo tempo. Cat. Napoli, 1985; Marini М. Caravaggio. Roma, 1987; Calvesi М. La realtà del Caravaggio. Torino, 1990; Cinotti М. Caravaggio: la vita е l’opera. Bergamo, 1991; Longhi R. Caravaggio. 3. Aufl. Dresden; Basel, 1993; Gash J. Caravaggio. N. Y., 1994; Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995; Свидерская М. И. Караваджо. Первый современный художник. СПб., 2001; Ламбер Ж. Караваджо. М., 2004; Caravaggio: Originale und Kopien im Spiegel der Forschung / Hrsg. von J. Harten. Stuttg., 2006.

Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.

Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Житель провинции

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Герои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

«Призвание апостола Матфея»

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: - перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.

Движение к цели несмотря ни на что

Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.

Последние годы

Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.

Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.

Караваджо Микеланджело Меризи да (1573-1610), итальянский художник.

Родился 28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в Ломбардии (Северная Италия). Художественное получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты.

Главное в произведениях Караваджо - характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.). Он часто избирал религиозные темы.

Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, - всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597- 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Святые и великомученики на его картинах - крепкие, полнокровные люди. Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.

От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605-1606 гг., и др.).

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле (Великое герцогство Тосканское, ныне в Центральной Италии).

Караваджо был крупнейшим представителем реалистического направления в итальянском искусстве XVII в., оказавшим огромное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы