Центр жоржа помпиду в париже история. Культурный центр жоржа помпиду в париже. Режим работы и билеты

Свое жилище владелец называл «Белым домом». Семья Помпиду ещё до войны собрала большую коллекцию произведений искусства...

С началом Второй мировой войны Помпиду идет служить в армию, где он служил в 141-м Альпийском пехотном полку. Вплоть до 1940 года он находился в армии в чине лейтенанта.
В 1942 году супруги Помпиду решили усыновить мальчика по имени Ален.

Сейчас этот мальчик - Ален Помпиду является председателем Европейского патентного комитета - очень вкусная должность.
В 1944-м Жорж пишет исследование о трагедии Расина «Британик».
После освобождения Франции, Помпиду знакомится с де Голлем. Их личные и деловые взаимоотношения длились четверть века, но в итоге дороги этих политиков резко разошлись.
В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Точнее он поступил на службу во Временном правительстве, далее — в Государственный совет и в комитет по туризму.
И далее был соратником де Голля, одним из создателей партии «Объединение французского Народа». Когда в 1953 году де Голль отошёл от политики, Помпиду стал гендиректором Банка Ротшильдов с 1953-1958 год. Знаковое и интересное перемещение философа?!
В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ - имение генерала и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С 1954 Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».
Тогда же Жорж увлекся написанием литературных политических произведений. Он создал комментарии к хрестоматии "Происхождение современной Франции" Ипполита Тэна, а в 1955 году - комментарии к романам Андре Мальро -близкого сподвижника де Голля, будущего министра культуры. В 1958 году Шарль вернулся к власти, и Жоржа назначили директором кабинета министров. В последующие годы Помпиду продолжал сотрудничество с Ротшильдами, но и не забывал о Конституционном совете, куда его назначил де Голль по президентской квоте.
Однако в это время укрепили свои позиции и левые, к середине 1960-х перешедшие в наступление. В сентябре 1963 после усиления инфляции были приняты меры по сдерживанию роста цен, а профсоюзы вынудили отказаться от требований повышения зарплаты; премьер заявил, что «каждый француз должен согласиться на известное ограничение прогресса в своём личном благосостоянии
Тогда же свет увидела "Антология французской поэзии", выпущенная издательством "Ашетт", а именно в 1961 году, подборка составленная Помпиду, которая считается классикой жанра.
Участвует он и в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в 1962. (Очень неоднозначное решение, в результате которого для многих де Голль стал предателем интересов страны.) После референдума Помпиду стал премьер-министром. И был на этом посту шесть лет 1962-1968 год - это рекордный срок в истории республиканской Франции.
В 1964 году вышла книга М. Бромберже «Секретная судьба Жоржа Помпиду», изображающая его как приемника де Голля.
В этот период Помпиду активно участвует во внешнеполитической деятельности де Голля и его команды. ». В 1964 произошла забастовка шахтёров, в 1965 отличные результаты на президентских выборах показал социалист Франсуа Миттеран,Помпиду координировал избирательную кампанию де Голля, а в 1967 правящая партия получила лишь незначительный перевес в Национальном собрании. Тем не менее Помпиду всё это время продолжал считаться «дофином» - теневым преемником де Голля..
В ноябре 1964 он первым назвал ядерные силы НАТО в Европе «разрушительными» и «провокационными» и затем способствовал выходу страны из военной организации Североатлантического Альянса. Да, представьте себе Франция вышла из НАТО, и дала отказ на просьбу США о предоставлении военных баз! И тут началось...
и конфликт Жоржа с Де Голлем...
Неожиданный для многих рост популярности Помпиду, в особенности в связи с майскими событиями 1968-го... В отличие от авторитарного и непредсказуемого де Голля, Помпиду, сам университетский преподаватель, смог найти общий язык с лидерами бунтарей. Очень интересно не одни ли и те же были кураторы и у студенческих главарей и у Помпиду?
Сейчас говорят именно благодаря Жоржу майские события не привели к человеческим жертвам и это стоило ему хороших отношений с правителем. Забавно не правда ли?
При его сотрудничестве вместе с главами профсоюзов и капиталистами были заключены так называемые Гренельские соглашения .
Такая самостоятельность премьер-министра насторожила президента, и постепенно дружба между государственными деятелями охладела. Говорят, что после предательства, которое разумеется выражалось не только словами, а и действиями "ближний круг" де Голля стал готовить на экс-премьера компромат…
Вскоре Помпиду пришлось уйти в отставку, освободив свое место Морису Кув де Мюрвилю.
А сам Помпиду на вопрос о своём политическом будущем заявил: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Тем самым он намекнул, что собирается баллотироваться в президенты.
Осенью 1968 г. «Фигаро» публикует фото некоего сомнительного сборища. Там якобы можно узнать супругу Помпиду Клод. Вскоре было заявлено, что это фото - сфабрикованная фальшивка...
Вот здесь много интересного сплелось в один тугой узел. Жизнь вообще очень занятная и невообразимая штука.
В самый разгар съемок «Бассейна» близ Раматюэля в газетах появилось сообщение об убийстве Стефана Марковича, друга, телохранителя и дублера Ален Делона! 1 октября 1968 года недалеко от Парижа в Эланкуре, что в департаменте Эвелин, был обнаружен его труп, завернутый в мешковину и выброшенный на свалку. Из интервью: " Я его вытащил из тюрьмы. Как же я мог бросить его на произвол судьбы? Я опасался, что он снова окажется за решеткой. Поэтому нашел для него работу и жилье. Он жил в моем частном особняке на авеню Мессины, где было достаточно места, чтобы мы не сталкивались. Я устроил его там. И вот..."

Вскоре возникла версия, подкрепленная свидетельскими показаниями, что Стефан организовывал у себя оргии с участием известных персон, жаждавших сильных ощущений, незаметно снимал их на фото и затем с помощью друзей шантажировал... Так что версия о том, что именно среди этого «высшего общества» могла вызреть мысль устранить шантажиста, получила подкрепление.
Делон решительно отрицал, что тот мог вести себя как шантажист. Но в свое время Стефан намекал на возможность действий против него со стороны «слабого духом» и «больного» Алена Делона. Глухая его враждебность к Делону в письме к брату дает повод следствию уцепиться за версию ревности. Выясняется, что красавец-югослав пользовался благосклонностью Натали. Похоже, что Ален знал об этом, но относился индифферентно, ибо уже начал процедуру развода. Но способен ли он убить любовника жены? На прямой вопрос корреспондента еженедельника «Нувель Обсерватер» Оливье Тодда, правда ли, что Натали изменяла ему со Стефаном, он ответил односложно: «Это ее дело». Натали интересовала тогда Делона лишь постольку, поскольку с ней жил его сын Антони, который, кстати, очень дружил с югославом. В том же письме Александру Марковичу фигурировало еще одно имя, имя друга Алена Делона — Франсуа Маркантони, с которым Стефан Маркович был знаком и которого именовал «Марком Антонием», «гангстером» и «хромым корсиканцем». Дружба у того с Делоном была давняя, с тех пор, когда, проходя военную службу в Тулоне, он посещал бар его брата Шарля в 1953 году и где его считали «сыном». С Маркантони он встретился по возвращении из Индокитая. Сей «крестный» марсельской мафии будет потом помогать Алену Делону во время съемок «Борсалино» и часто появляться в его компании. Однако тогда у следствия не было никаких улик против него. В дальнейшем ему предъявят обвинение, но совершенно по другому делу. А тут некстати завязалась довольно интересная интрига против бывшего премьер-министра и очевидного кандидата на пост президента — после ухода генерала де Голля — Жоржа Помпиду. Об этом пишет в своей книге Эмманюаль Эйманн. Оказалось, что труп Марковича был обнаружен неподалеку от виллы все того же Маркантони и... дома семьи Помпиду. В связи с этим стала прорабатываться версия о том, что Маркович мог быть убит Аленом Делоном в доме Помпиду, ибо в «компрометирующих фотографиях» югослава фигурировала якобы мадам Клод Помпиду. Что именно он вызвал на помощь... Маркантони и тот, затолкав тело в матрасный чехол, выбросил его на общественной свалке Эленкура. Только вот незадача: Ален Делон в это время снимался в Раматюэле в картине «Бассейн» и хотя в предполагаемый день убийства, 22 сентября отсутствовал на съемочной площадке, подобная «версия» выглядела настолько абсурдной, что от нее быстро отказались. Расследование пошло по другому пути, и актер получил возможность вернуться на съемочную площадку и закончить картину..
Враги экс-премьера использовали «Дело Марковича», а заодно и имя Делона, который не раз бывал в доме супругов Помпиду...

Известно, что в связи с этим Помпиду имел неприятное объяснение с президентом, решительно защищая свою жену от всяких намеков на участие в оргиях Стефана Марковича.
В ночь на 28 апреля 1969 года 78-летний де Голль ушёл в отставку. Конфликт канул в Лету, а Помпиду в одночасье из опального политика превратился в лидера.
В этот же день, 28 апреля, Помпиду выступал в Комеди Франсез на литературном вечере, с такой речью:
"Обычно считается, что я занимаюсь политикой. Но кроме того, я испытываю не только что вкус, но настоящую страсть к поэзии. И я задался следующим вопросом: не два ли человека живут во мне, как сказано в одном из псалмов? Один стремится к Богу, то есть к поэзии, а другой подвержен дьявольскому искушению, то есть политической деятельности? Или же можно утверждать, что поэзию и политику можно примирить?
Я прихожу к убеждению, что сходства между тем и другим поражают, и что разница заключается только в темпераменте. Одни рождаются для того, чтоб выражать, другие чтобы действовать. Поэты и политики должны глубоко интуитивно знать человека, его чувства и стремления. Но в то время как поэты излагают их с большим или меньшим талантом, политики стремятся их удовлетворить с большей или меньшей удачей. И поэтов, и политиков должно вести некоторое представление о смысле жизни, и, не побоюсь этого слова, жажда идеала. Но поэты выражают его, а политики стремятся достичь. Что касается поэтов, то всё очевидно, но когда Александр отправился из Македонии, чтобы дойти до берегов Нила, Евфрата, Окса и Инда и умереть в Вавилоне, что направляло его, как не поэтическое видение своей судьбы?.."
Он выставил свою кандидатуру 29 апреля.
Помпиду собрал вокруг себя многие голлистские организации. Его, после колебаний, поддержал центрист Валери Жискар д"Эстен, а также Рене Плевен и Жак Дюамель.
Согласно Конституции, после отставки де Голля временно исполняющим обязанности президента стал председатель Сената, право-центрист Ален Поэр. Этот потомок древних французских королей Меровингов также выставил свою кандидатуру на пост президента. 15 июня 1969 года Жорж был избран Президентом Французской Республики. Помпиду победил кандидата королевских кровей: 19 июня 1969 года Конституционный совет провозгласил его президентом.
Делон, естественно, голосовал за него. Втайне, возможно, надеясь, что, став Президентом, Жорж Помпиду вспомнит, как достойно он вел себя во время следствия. Но, как известно, ни одно доброе дело не остается ненаказанным... «Дело Марковича» затянулось на целых семь лет. Оно изрядно попортило крови Алену Делону, поэтому суждение другого его биографа, Анри Рода, о том, что оно сделало его имя «еще более популярным», вряд ли уместно. А количество трупов вокруг этого дела подросло, но что было на самом деле? Кто знает...

Помпиду был большим прагматиком, нежели генерал.
По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога".
На смерть генерала де Голля (10 ноября 1970) он сказал: «Французы, француженки, генерал де Голль умер, Франция овдовела».
Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967-м, а в 1970 и 1971 Ж. Помпиду и Л. Брежнев обменялись государственными визитами, тогда же были подписаны "Принципы сотрудничества между СССР и Францией". Из воспоминаний сотрудников:
(Брежнев показывает Помпиду советские ядерные ракеты.
Помпиду спрашивает:"Неужели они нацелены на Париж?"
Брежнев в ответ:" Не эти".
Якобы это было во время визита в 1970 году)
Необходимо заметить, что Помпиду старался встречаться с лидерами стран в непринужденной обстановке, а порою даже сам составлял меню для своих именитых гостей.
«Добрая старая Франция! Хорошая кухня! Фоли-Бержер! Весёлый Париж! Высокая мода! Всё это кончилось! Франция начала и уже проводит промышленную революцию» (1972 год)

Император эфиопии Haile Selassie

Президент не забывал о внутренней политике страны, и в 1973 году была создана служба контроля за атомной энергией. Жорж продолжал дело де Голля, но в своем русле — он предпочитал уделять внимание не вооружению, а безопасности ядерных предприятий. При правлении Помпиду, который поддерживал голлистскую независимость внешней политики, в начале 1974 года Франция вышла из европейской финансовой системы, которая получила название "валютная змея".

Жоржа Помпиду оказал огромный вклад в культурную жизнь Франции. Самым знаменитым стал Центр современного искусства, так называемый Центр Помпиду, названный в его честь в 1977 году, уже после смерти президента.
В свое время Помпиду сказал о нем: «Ужас какой!» глядя на проект центра Помпиду в 1972-ом.
Этот европейский Музей Современного Искусства, уникальный культурный центр и самый посещаемый объект Парижа. По мере его строительства возникало много споров и различных эмоций - многие называли данное здание диковинной фабрикой или заводом по нефтепереработке. Однако это и было основной задумкой архитекторов. Коллекция данного музея насчитывает более 50 тысяч мировых произведений искусства, тут же уживаются самые разнообразные художественные стили - сюрреализм, кубизм, фавизм и многие другие. Также имя президента тесно связано со многими футуристическими постройками во французских городах. Так, к "помпидуанскому стилю" относились высотные башни-одиночки, непохожие на однообразный стиль застройки города, характерный для предыдущего столетия. В целях модернизации Парижа при нем были воздвигнуты бетонные футуристические башни, прозванные в народе «пеналами Помпиду».
С именем Помпиду связывается первая станция скоростного метро, получившая имя Шарля де Голля, как и у Международного аэропорта, открытого в марте 1974-го им. Шарля де Голля.
Несомненно, огромная нагрузка и постоянные стрессы сказывались на здоровье уже немолодого президента Франции. Более того, в середине своего президентского срока у Помпиду нашли страшный недуг — "болезнь Вальдстрема", редкую форму лейкемии. Он старался реже появляться на публике, а близкое окружение твердило, что у Жоржа "простой грипп" и "перемежающийся грипп". С каждым днем Помпиду становилось все труднее бороться со страшной болезнью. В 1974 году, почувствовав близкую кончину, президент съехал в свою частную квартиру на острове Св. Людовика.
В беседе с португальским министром Барбозой 28 января 1974: «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медленно умираю».
2 апреля 1974 года Жорж Помпиду скончался от острого заражения крови. Из-за того, что болезнь главы государства держалась в строжайшей секретности, новость о его кончине ввергла всю Францию в шок. В стране был объявлен национальный траур, а на панихиде по Помпиду присутствовали самые высокие лица. В память о своем правителе было приказано назвать лицей в Орийяке, а также улицу, площадь и Европейскую больницу в Париже.
Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона. Исполняющим обязанности президента вновь стал Ален Поэр, на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен, с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».
После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.
Вклад Жоржа Помпиду в развитие политической и экономической сторон Франции огромен, но он все равно теряется в тени Шарля де Голля. Многие считали Жоржа всего лишь преемником и последователем яркой личности де Голля. Тем не менее, у глав государства были совершенно разные стили управления страной. Историки часто называют Помпиду "полководцем промышленности" и олицетворением "тридцати славных лет" экономического роста после Второй мировой войны. Ну а кем он был на самом деле?
Фигурой Ротшильдов? Или самостоятельным игроком? Правда известна немногим...

После отставки де Голля в июне 1969 года состоялись досрочные выборы президента Республики. Партия ЮДР выдвинула на этот пост бывшего премьер-министра Жоржа Помпиду. Правая оппозиция противопоставила ему одного из лидеров «независимых» - нового председателя Сената Алена Поэра.

Левые силы не смогли договориться о едином кандидате. Коммунистическая партия предложила социалистам выступить на выборах совместно, но они отклонили это предложение и сделали своим кандидатом одного из лидеров правого крыла своей партии, Гастона Деффера.

Радикалы решили поддержать Поэра. Кандидатами гошистов стали один из лидеров Объединенной социалистической партии, Мишель Рокар, и троцкист Ален Кривин. После этого компартия выставила своего собственного кандидата - секретаря ЦК ФКП Жака Дюкло.

Итоги выборов

В первом туре голосования наилучшего результата достиг Помпиду (43,9% голосов). Полный крах потерпел Деффер, с трудом собравший 5% голосов. Еще меньше избирателей голосовало за гошистов: Рокар получил 3,6% голосов, а Кривин - 1,1% . Дюкло завоевал 21,5% голосов избирателей, однако раскол левых сил позволил Поэру менее чем на 2% опередить Дюкло и пройти во второй тур.

Во втором туре голосования баллотировались Помпиду и Поэр. Социалистическая партия призвала голосовать за Поэра. Компартия заявила, что «не может быть выбора между двумя людьми, представляющими одну и ту же политику», и рекомендовала своим сторонникам воздержаться от голосования.

Такая тактика лишила Поэра поддержки избирателей-коммунистов и фактически предопределила победу Помпиду. Собрав 57,5% голосов, Жорж Помпиду стал президентом Франции.

Биография Жоржа Помпиду

Новый президент, внук крестьянина и сын учителя, в молодости - преподаватель французской литературы, затем генеральный директор банка Ротшильда, начальник личной канцелярии де Голля и премьер-министр Франции, принадлежал к тому поколению голлистов, которое выдвинулось после войны.

Политический курс Жоржа Помпиду

Основное направление своего политического курса Помпиду выразил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику де Голля, но готов идти на сближение с теми группировками буржуазии, которые ранее выступали против де Голля с позиций «атлантизма», «европеизма» и либерализма, критиковали «дирижизм» и требовали сократить государственное вмешательство в экономику.

Назначив премьер-министром видного соратника де Голля периода Сопротивления Жака Шабан-Дельмаса, имевшего репутацию близкого к радикалам политика, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР, но и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д’Эсте-ном, который опять занял пост министра финансов, а также не- которых видных деятелей правой оппозиции, в том числе известного «атлантиста» и «европеиста» Рене Плевена.

Подобно де Голлю, Помпиду сохранил в своих руках руководство внешней политикой, предоставив премьер-министру играть ведущую роль во внутренней политике.

Как и де Голль, Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В 1970-1974 гг. он пять раз встречался с руководителями СССР. Во время первого визита президента Помпиду в СССР в октябре 1970 году был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между двумя странами.

В случае возникновения ситуаций, создающих, по мнению обеих сторон, угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства СССР и Франции обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом в целях согласования своих позиций.

В 1971 году в ходе визита в Париж Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева были одобрены Принципы сотрудничества между СССР и Францией. Руководители двух стран выразили решимость и впредь проводить политику согласия и сотрудничества между СССР и Францией, которая «призвана стать постоянной политикой в их отношениях и постоянным фактором международной жизни».

Обе стороны подчеркнули необходимость соблюдения в международных отношениях принципов нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, равенства, независимости, отказа от применения силы или угрозы ее применения.

Они высказались за разрядку международной напряженности, за всеобщее и полное разоружение под эффективным международным контролем.

Правительство Помпиду

Правительство Помпиду первым из правительств крупных капиталистических государств поддержало выдвинутую Советским Союзом идею проведения Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое летом 1973 года начало работу в столице Финляндии Хельсинки.

Добиваясь вместе с СССР разрядки международной напряженности, правительство Помпиду одновременно стремилось улучшить отношения с США. Во многих областях возобновилось франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не вернулась в военную организацию НАТО.

Французское правительство высказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американской военной авиации на Демократическую Республику Вьетнам. Оно содействовало проведению переговоров о прекращении военных действий во Вьетнаме, которые были начаты в 1968 году в Париже, а в январе 1973 г. завершились подписанием соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме.

«Общий рынок»

Идя навстречу «европеистам», правительство Помпиду сняло выдвинутые де Голлем возражения против вступления Англии в «Общий рынок», на которых в последние годы не настаивал и сам де Голль.

В ходе состоявшегося во Франции в апреле 1972 года референдума большинство избирателей одобрило предложенный правительством Помпиду законопроект о вступлении Англии и связанных с ней стран (Дании, Ирландии, Норвегии) в «Общий рынок».

1 января 1973 года Англия, а также Дания и Ирландия стали членами ЕЭС; теперь в его составе насчитывалось девять государств.

Ядерное оружие

Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию ударных ядерных сил. В начале 70-х гг. Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия: наземными баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР.

Культурный центр Помпиду входит в тройку самых известных мест Парижа, уступая по популярности только Эйфелевой башне и Лувру. Его экспозиции предлагают посетителям познакомиться с творениями деятелей современного искусства, представленного в разных направлениях (живопись, скульптура, фотография и т. д.). Кроме выставочных помещений в центре расположены кинозалы, театр, публичная библиотека, кафе и ресторан. А для туристов, желающих насладиться красотой Парижа, в заведении оборудовали обзорную площадку, с высоты которой открываются живописные пейзажи столицы.

Национальный центр искусства и культуры им Жоржа Помпиду принимает посетителей с 1977 г. Он разместился в старинном квартале Бобур, расположенном в IV парижском муниципальном округе (на карте он находится между кварталами Маре и Ле-Аль). Ежегодно музей принимает около 3,8 млн туристов из разных стран. Нынче директором Центра Помпиду в Париже является Серж Лавинь. Ранее эту должность поочередно занимали Понтус Хультен и Доменик Бозо. За время работы указанных людей на руководящей должности заведение пополнилось множеством ценных экспонатов, превратившись в крупнейший в мире музей искусства XX и XXI столетий.

Краткая биография основателя центра

Впервые идею о необходимости создания в Париже культурного центра высказал в 1969 г. президент Франции Жорж Помпиду. Этот выдающийся государственный деятель появился на свет в 1911 г. в департаменте Кантраль в центральной части Франции. Молодой Жорж Помпиду решил пойти по стопам своих родителей — сельских педагогов — и в 20-летнем возрасте поступил в Высшую нормальную школу в Париже, готовившую учителей для учебных заведений. После ее окончания он отправился в Марсель преподавать французскую филологию.

Здание Центра Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou), построенное в 1977 году и ставшее одним из самых впечатляющих сооружений XX века, сразу же вызвало ожесточенные споры.

Однако со временем, завоевав признание, как профессиональных критиков, так и широкой публики, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду стал одним из наиболее узнаваемых и известных туристических мест города.

Прекрасные постоянные экспозиции современного искусства, а также смелые авангардистские выставки, привлекают сюда огромное число посетителей. Благодаря архитекторам здания Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса общепринятое представление о том, как должна выглядеть художественная галерея, было перевернуто с ног на голову.

Отказавшись от идеи музея как закрытого сундука с сокровищами и желая создать нечто более открытое и доступное, авторы проекта лишили здание привычной оболочки и сделали видимыми все косточки этого сложного организма.

Наружу была вынесена вся инфраструктура: тросы и провода лифтов, а также другие системы жизнеобеспечения здания. Выкрашенные в определенный цвет в зависимости от их функции, они опоясывают внешнюю часть здания, покрывая его змейками и лестницами, что в целом производит довольно нелепое впечатление.

Не так давно здание Центра было подвергнуто существенной реконструкции, в результате чего оно приобрело особый блеск: увеличилось пространство для выставок, появилось прекрасное освещение, открыто модное кафе , а также ресторан на верхнем этаже.

К большому сожалению туристов, эскалатор с внешней стороны здания, на котором можно было добраться наверх и посмотреть великолепные виды города, больше не работает бесплатно, теперь воспользоваться им могут только те, у кого есть входной билет в музей. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду не имеет пышного входа – только просторная покатая площадь, на которой любят собираться уличные музыканты, фокусники, мимы, портретисты, не говоря уже о бездомных.

Внутри, на втором, третьем и четвертом этажах, располагается Публичная библиотека, которая обладает прекрасной коллекцией, состоящей из 2 500 периодических изданий, в том числе международной прессы, 10 тысяч компакт-дисков для прослушивания и 2 200 документальных фильмов.

Что можно найти в Центре Жоржа Помпиду

    Национальный музей современного искусства

На территории музея хранится постоянная коллекция произведений искусств, состоящая из более чем 1 300 работ таких признанных личностей 20-го столетия, как Кандинский, Пикассо, Модильяни, Матисс, Миро.

Временные выставки, как правило, весьма прогрессивны. Так, в последние годы тут выставлялись Нан Голдин, Ив Кляйн и Софи Калле.

    Кинотеатры и театры Центра Помпиду

На втором этаже Центра Жоржа Помпиду размещается два кинотеатра, программа которых по большей части состоит из ретроспективы определённых режиссеров и периодов в кинематографе.

Здесь можно увидеть лучшее из Мартина Скорсезе и Жан-Люка Годара, а также расширить свои познания благодаря увлекательным тематическим экскурсиям.

    Экстравагантный театр Atelier Brancusi

3). На втором этаже библиотеки Центра Помпиду размещается наиболее скромное и бюджетное заведение всего комплекса, предназначенное для тех, кто хочет быстро унять голод. Это снек-бар с сэндвичами и снеками.

    Панорамный вид с Центра Помпиду

На верхнем этаже Центра Помпиду находится прекрасная смотровая площадка, с которой открывается изумительный вид на Париж . Для того чтобы попасть туда, необходимо подняться на второй этаж и сесть там на лифт либо воспользоваться эскалатором.

Последний вариант (эскалатор) наиболее предпочтительный, так как во время подъёма можно в полной мере насладиться нестандартной архитектурой Центра Помпиду. Если у Вас есть билет в музей, то на верхний этаж Вы сможете попасть бесплатно.

    Бутики Центра Помпиду

1). Снизу размещается несколько магазинов искусств Flammarion arts bookstores, выше, на 4-м и 6-м этажах, есть возможность купить интереснейшие книги по дизайну и истории искусств, а также постеры и подарки.

2). Дизайнерский бутик Printemps, расположенный на первом этаже – это настоящий рай для ценителей дизайнерских творений.

Интересные факты о Центре Помпиду

1). Центр Помпиду – это третья по популярности культурная достопримечательность всей Франции! Опережают Бобур (Центр Помпиду) только такие признанные тяжеловесы как Лувр и Эйфелева башня .

2). На площади перед Центром Жоржа Помпиду можно послушать бардов, посмотреть на выступления бродячих артистов и циркачей, а также купить полотна местных художников.

3). С правой стороны от Центра Помпиду находится площадь Стравинского, на территории которой размещается весьма необычный фонтан, также названный в честь композитора.

4). В 2012 году Центр Помпиду посетило свыше 7 миллионов человек.

5). На территории Центра Помпиду размещается Институт исследования и координации акустики и музыки.

Полезная информация для туристов

Фактически Центр Жоржа Помпиду находится на Place Georges Pompidou, что в 4 округе Парижа, в районе, известном также как Бобур. Вход в публичную библиотеку Центра – со двора.

Центр Жоржа Помпиду — самый необычный музей современного искусства во Франции. Это здание, как, впрочем, и выставки способны поразить воображение каждого. Посещение центра точно станет одним из ярких событий во время отдыха в Париже.

Что касается параметров здания, то этот параллелепипед из стекла и стали имеет длину 166 метров, ширину — 60 метров, высоту — 42 метра.

Создание Центра Жоржа Помпиду

В 1969 году президент Жорж Помпиду решил, что в районе Бобур нужно построить современный культурный центр.

Открылся он в начале 1977 года. Это место сразу стало популярным у жителей Парижа и туристов. Там выставлялись произведения искусства современных дизайнеров и художников. В 1992 году в центре начались преобразования. Появился отдел культурного развития, благодаря которому стали проводить лекции, открытые дискуссии, кинопоказы и другие мероприятия.

С 1997 по 1999 годы в центре прошел ремонт — расширили зал галереи, после этого общая площадь центра достигла 100 000 квадратных метров. Сейчас центр состоит из Музея современного искусства, выставочных залов, библиотеки, Института исследования и координации акустики и музыки, Центра промышленного дизайна, кинозалов, смотровой площадки.

В 2010 году открылся филиал центра во французском городке Мец, а в 2015 году — в испанском городе Малага.

Ежегодно центр посещают от 3,5 до 3,8 миллионов человек.

Особенности здания

Облик музея в 1977 году, когда состоялось его открытие, удивил жителей Парижа: большинство инженерно-технических конструкций оказались не внутри здания, а снаружи.

Архитекторы предложили покрасить электропроводку в желтый цвет, в синий — водопроводные трубы, в зеленый — вентиляционные трубы, а лифты и эскалаторы — в красный.

В общем здание стало олицетворением стиля хай-тек, который в 1970-х годах был прорывом в архитектуре, а центр — одним из лучших образцов этого стиля.

Всего в здании шесть этажей. Есть еще подземный этаж, там расположены кинозалы, студия 13/16 для детей и подростков, творческая студия — «Ателье для детей» и галерея фотографий. На первом находится кинозал, там проходят фестивали артхаусного кино, выставочные залы и библиотека. На втором и третьем этажах — библиотека. Книги можно почитать в отдельном зале, с собой ничего забирать не разрешается. Вход в библиотеку свободный. На четвертом и пятом этажах — выставки «Музей: Новейшее искусство» и «Галерея графического искусства». На шестом — Галерея эволюции (Grande Galerie). На крыше есть смотровая площадка.

Выставки в Центре Жоржа Помпиду

В залах представлены 60 000 экспонатов, которые относятся к разным видам современного искусства — живописи, музыке, архитектуре, графике. Там можно увидеть работы Сальвадора Дали, Анри Матисса, Василия Кандинского и других мастеров. Всего представлены работы 5 000 авторов со всего мира.

В Галерее эволюции (Grande Galerie) демонстрируются временные экспозиции — вы увидите произведения искусства, относящиеся к таким направлениям, как сюрреализм, кубизм, экспрессионизм.

Есть еще интересные студии для детей от 9 до 12 лет — «Фабрика», и для подростков от 13 до 16 лет — «Студия 13/6». Там дизайнеры, скульпторы и художники со всего мира проводят интересные мастер-классы. Кроме того, дети могут поучаствовать в создании произведения искусства.

Режим работы и билеты

Есть небольшие расхождения в режиме работы выставочных залов и библиотеки.

Расписание

  • залы с 11:00 до 21:00. По четвергам — до 23:00 (только временные выставки на шестом этаже).
  • библиотека работает с понедельника по пятницу (кроме вторника — выходного дня) с 12:00 до 22:00. В субботу и воскресенье — с 11:00 до 22:00.

Стоимость посещения

  • билет «Музей и выставки» включает в себя посещение всех залов и смотровой площадки. Полный билет -14 евро, для студентов, детей и людей с ограниченными возможностями — 11 евро;
  • билет только на смотровую площадку — 5 евро;
  • билет в кинотеатр, полный — 6 евро, льготный — 4 евро.

В первое воскресенье каждого месяца посещение музея, смотровой площадки и детской галереи бесплатно для всех.

Как добраться

Центр находится в квартале Бобур между Ле-Аль и Маре. Добраться можно так:

  • на метро — до станции «Рамбюто» (Rambuteau — линия 11), «Отель-де-Виль» (Hôtel de Ville — линии 1 и 11), «Шатле» (Châtelet — линии 1, 4, 7, 11 и 14);
  • на автобусах № 29, 38, 47, 75 до остановки «Centre Georges Pompidou»;
  • можете доехать до центра на личном или арендованном автомобиле. По google-карте вы можете проследить маршрут до музея от Елисейских полей (в пути примерно 30 минут) или из аэропорта Шарль-де-Голль (в пути примерно час).

Также вы можете доехать до центра на такси — Taxi G7, 01 Taxi, Taxis.

Центр Жоржа Помпиду на google-панораме

Центр Помпиду на видео