Черты характера флягина очарованный странник. Спасение барской семьи. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

Урок русской литературы в 10 классе. Тема урока:

«Черты русского национального характера Ивана Флягина»

Оформление: портрет писателя, картина В.А. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира».

Цели урока:

Раскрыть образ Флягина, показать особенности русского национального характера;

Воспитывать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову;

Развивать логическое мышление, языковое чутье.

– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеке, русском народе, о смысле жизни, попытаемся почувствовать себя очарованными и ощутить боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ... В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины и своей национальности каждым человеком это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем наша сила и слабость, иначе не будет развития.

– А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?

(Ответы учеников)

А вот мнение одного поэта на этот счет:

Человек не хочет быть цветком,

Даже если б светлая пчела

Из него умелым хоботком

Сладость для грядущего брала.

Паучок волшебно тянет нить,

Слышит волк все шорохи во мгле-

Человек никем не хочет быть,

Только человеком на земле.

Спрашивал цветы и пауков,

Спрашивал зверей, какие есть:

Кто из вас, живущие, готов

В человечью шкуру нашу влезть.

Все качали головой подряд:

Дескать, лучше в поле иль дупле.

Ведь чертовски трудно, говорят,

Зваться человеком на земле.

В чем трудность человеческого бытия?

Трудно ли быть русским человеком?

(Ответы учеников)

Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас поработал и читателем, и философом, и экспертом. И прежде чем вы ответите на вопрос: «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?», я бы хотела вас попросить прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно – философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника – М.Задорнова.

Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»

М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.

Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.

Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».

А теперь вопрос: «Какие основные черты русского характера и русского менталитета вы можете назвать?»

(Ответы учеников)

Поистине

Умом Россию не понять….

В Россию можно только верить…

Ф.И.Тютчев

– Кого из героев изученных литературных произведений вы можете назвать истинно русским?

(Ответы учеников)

На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с еще одним образцом русского национального характера, который был нарисован Н.С.Лесковым в повести «Очарованный странник». Давайте, поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник».

– Как вы их понимаете?

Анализ словарных статей С.И.Ожегова и В.И.Даля.

а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…

Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.

Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.

б) странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.

Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.

(Уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество –важный элемент русского национального самосознания.)

Почему Флягин назван странником?

Странник – это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни – не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности – ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное – в постижении высшего смысла жизни.

– Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста);

А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли "саженые березы", "и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать - столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул..." Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: "По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает". Даже в плену он может залюбоваться степью: "Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется".

б) живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика героя);

Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: "Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!"

в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика

героя);

Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов "инородцев". "Я все эти любопытные примеры на ум взял", - говорит Голован.

г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием "наперепором " показалась ему редким чудом);

д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней

А как он умеет слушать песню, "томную-претомную, сердечнейшую", которая "так за душу и щиплет, так и берет в полон".

е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом);

И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее "веселой фантазией", ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего - ее красотой и совершенством. "Я в лошади красоту понимаю", - признается лесковский герой.

ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой),

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется".

з) тишиной приобщения к Богу.

Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется ".

Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего героя?

Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать?

Характерные черты

Бездумность

Бесстрашие

Смелость

Наивность, простодушие

Слепой азарт

Смекалка

Доброта

Любовь

Определите духовно-нравственное состояние героя в ключевых эпизодах

Крепостной форейтор. Побег

В разбойниках

В " няньках ".

Поединок.

Плен.

Возвращение на родину. Конэсер.

Любовь.

Под чужим именем.

Монастырь. Прозрение.

Духовный рост

Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)

Пробуждение духа

Осознание грехов

Проповедь Николая Чудотворца и Христа

Борение плоти и духа

Праведность

У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

На сегодняшнем уроке мы, через образ Ивана Флягина попытались разобраться в особенностях русского национального характера.

В чем эта особенность?

Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера.

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Н.А.Некрасов

В повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя - Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого - цепь необычных, иногда даже невероятных приключений. Не случайно первый вариант повести назывался «Чернозёмный Телемак». Телемак - это сын гомеровского Одиссея. Повзрослев и насмотревшись на бесстыдное поведение женихов Пенелопы, он отправился искать по свету своего отца, слишком долго не возвращавшегося с Троянской войны. Французский писатель Ф.де Салиньяк Фенелон (1651 - 1715) создал очень популярный в своё время роман «Приключения Телемака, сына Улисса» (1699).

Тема повести Лескова - изображение простого русского человека, в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести - представить положительного героя-«праведника», как называет его автор, помня русскую пословицу: не стоит село без праведника. Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60 - 70-х годов XIX века. Революционные демократы хотели, чтобы новый положительный герой был смелым борцом за народное счастье против общественной несправедливости и старых государственных устоев. Славянофилы считали, что положительным героем будет человек патриархальных взглядов, богобоязненный хранитель «русского духа». Положительный герой Лескова не похож ни на «борца», ни на «смиренника», он - другой, обычный дворовый крепостной из русской провинции, человек чудаковатый, но цельный и искренний. Иван Северьянович повидал на своём веку множество людей, побывал в самых невероятных местах и переделках, но нигде не захотел остаться навсегда, не нашёл счастья. Почему? Потому что представление о счастье у Ивана Северьяновича очень высокое: ему не нужны деньги и власть (это было бы слишком просто), ему нужна внутренняя уверенность, что его дела приносят пользу людям.

Рассказав случайным попутчикам на корабле свою удивительную историю, он делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом. Иван Северьянович не идеальный герой, в его характере много недостатков, которые сложным образом переплетаются с достоинствами. Лесков не стремится рисовать безупречного героя, а изображает реального, неоднозначного русского человека, которого сам писатель оценивает очень высоко.

В образе Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным дворовым графа К., и в нём воспитывали такие черты, которые считались достоинствами для крепостных: трудолюбие (с раннего детства отец приучает героя к лошадям; мальчик становится сначала форейтером, потом конюхом), преданность господам (Иван спасает жизнь своим барам, останавливая взбесившихся лошадей на краю обрыва). При наличии этих важных для крепостного черт Иван Северьянович не обладал очень серьёзным достоинством крепостного - покорностью. Когда его высекли за то, что он отрубил хвостик кошке, принадлежащей горничной графини, он возмутился. Ему стало обидно не потому, что граф забыл своё обещание отблагодарить Ивана за спасение, а потому, что его, лошадника, отправили мостить садовые дорожки. Такую несправедливость юноша не мог вытерпеть и убежал от своих господ с цыганом, прихватив пару лучших коней. Таким образом, герой порывает со своим крепостным положением, «выламывается» из своего сословия и должен искать новые жизненные ориентиры.

Он начинает пробовать всякую работу, не боится круто менять свою жизнь, его поступки непредсказуемы, он сам не знает, как поступит в следующую минуту. Пример - его поведение в сцене бегства с уланом. Сначала Иван Северьянович отказывается отдать девочку мат ери и её любовнику, уланскому ремонтёру, не соглашается принять большие деньги, не боится уланской сабли. Но вдруг, заметив бегущего к ним отца девочки, мгновенно меняет своё решение. Отдаёт ребёнка матери и убегает вместе с уланом от своего прежнею хозяина, совершенно не раскаиваясь в своём поступке. Для главного героя нет ничего заветного в жизни, он необъяснимым образом вмешивается во все возможные авантюры. Не понятно, зачем он захотел сечься с татарским князем. Прожив десять лет в степях, он без сожаления бросил своих татарских жён и детей, не чувствуя никакой привязанности к ним и никакой ответственности за них. Служа у нового хозяина - молодого князя, Иван Северьянович «делает выходы», то есть пьёт запоем, так как не видит никакой достойной цели в жизни. Его существование бессмысленно, но сам герой этого не понимает.

Иван Северьянович, как все крепостные в России, после Манифеста 17февраля 1861 года становится свободным человеком. Теперьон должен искать новые жизненные ориентиры. Герой Лескова в результате своих приключений приходит к мысли: главное не покорность, не преданность хозяину, а служение своему народу. Любопытно, что к тому же выводу - счастье в том, чтоб жить для людей, - приходят герои Л.Н. Толстого - просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.

Итак, в повести «Очарованный странник» Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича обострённое чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие.

Рассказывая о странствиях героя, Лесков даёт широкую картину русской жизни: описывает центральное Черноземье, Николаевскую губернию, Пензу, татарские степи, русский Север - одним словом, захолустную, «нутряную» Россию. В образе Флягина писатель подчёркивает столь характерное для русского человека «правдоискательство»: Иван Северьянович, переходя от одного приключения к другому, познаёт окружающий мир и в конце концов находит достойную жизненную цель - служение людям, которое оказывается даже важнее служения Богу. Эту мысль сам герой формулирует так: «Мне за народ очень помереть хочется. (...) Я клобучок сниму, а амуничку надену» (XX).

Совершенно очевидно, что писателю нравится его герой: Флягин за свою бурную жизнь никого не предал, никого сознательно не обманул, легко прощал обиды, что свидетельствует о его внутренней порядочности и широте души. Все эти качества возвышают героя «над чертой простой нравственности и потому "святы Господу"» (Н.С.Лесков. «Предисловие к сборнику "Праведники"»). Иными словами, такой человек, по мнению Лескова, и есть «праведный».

Лесков в своей замечательной повести "Очарованный странник" формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.

Иван Северьяныч Флягин - "очарованный странник"; он "очарован" сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Повесть Лескова "Очарованный странник" была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. "Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...",- пишет Лесков.

Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.

Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он "всю жизнь погибал, но не мог погибнуть", и объясняет это тем, что он - "большой грешник", которого "ни земля, ни вода принимать не хочет". На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его "искушают бесы". Но ни один из его "греховных" поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство... Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. "Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла", - умоляет его несчастная Груша.

У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему "за народ очень помереть хочется", и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая "так живчиком и переливается" по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. "Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню..."

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: "... домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь".

Флягин - недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет. Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования - все время испытывать радость - состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.

На образе "очарованного богатыря" Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера. Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок. Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

Написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям. Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого. Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников. В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть. Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя. Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся. Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.


В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо. У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями. Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.


Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К. Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму. Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства. Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь. Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.


Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем. Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства. Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки. Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости. Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.


Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ. Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря. Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение . Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:

«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

В повести “Очарованный странник” Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это - Иван Северьяныч Флягин, “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается.абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен сить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “операцию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном цогребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он “всю жизнь погибал, но не мог погибнуть”, и объясняет это тем, что он - “большой грешник”, которого “ни земля, ни вода принимать не хочет”. На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его “искушают бесы”. Но ни один из его “греховных” поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство... Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. “Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла”, - умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему “за народ очень помереть хочется”, и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин - необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара - всегда ощущать радость - заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.