Египетский художественный канон. Архитектура и скульптура. Каноны скульптуры Скульптурный канон

Древнеегипетский канон изображения человека. - Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.

Слайд 7 из презентации «Скульптура Древнего Египта» . Размер архива с презентацией 2558 КБ.

МХК 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Стиль барокко в архитектуре» - Шёнбрунн(Австрия). Ультрабарокко. Что такое барокко. Петергоф(Россия). Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Карло Мадерна. Цвингер(Германия). Рококо. Характерные черты барокко. Версаль (Франция). Сармантское и виленское барокко. Стиль барокко. Аранхуэс(Испания).

«Музеи Лондона» - Музей Транспорта в Лондоне. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Гарри и Уильям в музее Мадам Тюссо. Музеи Лондона являются культурными ценностями. Список некоторых музеев Лондона. Уимблдонский музей большого тенниса. Британский музей. Дом-музей Шерлока Холмса. Коллекции картин, исторических ценностей. Национальная галерея Лондона. Изучение музеев Лондона. Музеи Лондона. Дом-музей Георга Фридриха Генделя.

«Скульптура Древнего Египта» - Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Звери, рыбы и птицы в росписи. Статуи фараонов. Остраконы. Бюст Нефертити. Фигурки работников и животных. Статуэтки кошек. Рельефы в Древнем Египте. Образцы рельефов. План презентации. Анубис. Скульптура Древнего Египта. Образцы росписи. Рельефы, статуи и росписи Древнего Египта. Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов.

«Известные скульптуры Древней Греции» - Скульптура Древней Эллады в современном мире. Венера Милосская. Триумф Венеры. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками. Фрагмент картины «Рождение Венеры». Мы хотим доказать, что пропорции которые считаются идеальными во всём мире были сформированы ещё до нашей эры в Древней Греции. Розовая Венера. Сальвадор Дали. Эталон красоты со временем постоянно менялся,но современный вариант был сформирован ещё в глубокой древности.

«Древнегреческие сосуды» - Использовался для питья. Горлышко достаточно расширено к кромке. Пелика - распространившаяся в Аттике форма амфоры. Имеют отверстие в нижнем узком конце. Амфора. Канфар. Псиктер. Амфора - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра применялись для измерения жидкостей. Из истории декоративного искусства.

«Фонтаны мира» - Свето-музыкальный фонтан. Стеклянная пирамида. 10 самых красивых фонтанов мира. Киев. Самые красивые фонтаны. Фонтаны поражают своим величием и роскошью. Танцующий фонтан. Самые красивые фонтаны мира. Фонтаны. Огромный фонтан. Скорость выброса воды. Петергоф.

Художественный канон:

Канон - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традиций. В передачи фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Египетские рисовальщики не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии. Рисованием с натуры египтяне не занимались. Сдержанной и не пестрой была и раскраска –преобладали сочетания желтых и коричневых с голубым и зеленым.

Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени.

Линейные рисунки раскрашивались цветом, без введения дополнительных тонов и цветовых теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов.

Архитектура:

ЕгиптаЕгиптяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов - тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень.

Стелы и мастабы

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в <ложные двери> в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.



В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.

Пирамиды и храмы

Самые первые пирамиды в древнем Египте построены в виде ступенек. Известна единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида Египта - пирамида Джосера. Состоит она из шести ступенек, а ее высота составляет около 62 метров. Спуск от входа ведет в погребальную камеру. Подземные галереи окружают пирамиду со всех сторон, кроме южной.

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи фараона, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, идущим в восточном направлении вплоть до границы пустыни и возделываемых полей, во время ежегодных разливов Нила покрытых водой. Здесь у самой кромки воды находился нижний, <долинный> храм с культовыми помещениями. Сюда на лодках в половодье доставляли продукты и все необходимое для отправления заупокойного культа фараона. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали фараону, дух которого (ка) мог покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные яства.

Долинный храм Хефрена - простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков - до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб протяженностью более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от ритуально нечистых культовых церемоний, которые требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами обработки самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера.

Фивы

Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Сооружения той эпохи не сохранились в первозданном виде, за исключением храмового комплекса на восточном берегу Нила в Карнаке. Это прежде всего молельня из белого известняка, относящаяся ко времени правления фараона Сесостриса I. Отдельные детали это комплекса были обнаружены в кладке третьего пилона, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот фараон, используя упомянутую молельню в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из пилона - внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом, ведшего в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ в следующий двор с колоннадой - своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов. Вокруг них по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, залы для подготовки жертвоприношений и молельни, в которых помещались изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния фараонов, повседневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Иероглифические надписи повествуют о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служение находящемуся в удаленной скальной усыпальнице фараону.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся с севера на юг вдоль кромки пустыни западнее Фив. Каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы знати.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. В настоящее время он представляет собой ряды колонн, развалины пилонов, опрокинутые каменные блоки; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) с многочисленными иероглифическими надписями. Некоторые из раскрашенных рельефов очень хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах. Каждый фараон стремился соорудить пилон, колоннаду, портал, зал, обелиск либо оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь увековечить самого себя. В эпоху правления Рамсеса II был завершен Большой гипостильный зал со 134 колоннами.

Ансамбль храмов в Карнаке протяженностью более 1 км соединен аллеей сфинксов с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой - созданием Аменхотепа III - и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, в Абу-Симбеле Рамсес II построил невероятных размеров храм. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения выстроены из песчаника. Снаружи находятся вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II.

Скульптура Древнего Египта:

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптордаже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру неотдалённой откаменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры:

Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле.

цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины;

руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром;

Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая;

Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом";

Образцы и типы скульптуры: изображение фараона:

Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем.У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. На голове изображали Клафт (головной платок египетских фараонов, обычно полосатый и с длинными, спускающимися на плечи концами). Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта.

Парадными головными уборами были короны. Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта, напоминающая по форме кеглю или бутылку;

2) красная корона Нижнего Египта, которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью;

3) двойная корона, сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны;

Существовали определенные правила изображения египетских богов:

так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала.

Рельефы древнего Египта:

При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры:

Ноги и лицо изображались в профиль

Глаз в фас

Плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте.

Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы Древнего царства развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд так, что его можно было прочитать.

Отражение религии в скульптуре:

Египетская скульптура, так же как архитектура, была постоянно связана с религией.

У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех чёрные, одежды белые.

Являясь воплощением Ка (в религии древних египтян - дух человека, существо высшего порядка, олицетворенная жизненная сила, считавшаяся божественной.), скульптура выражала мировоззренческие и художественные каноны.

Глаза статуи инкрустировались хрусталем, деревом, полудрагоценными камнями, на голову надевали парик из конских или человеческих волос, в уши вставлялись серьги. В таком виде Ка находилось в погребальной камере, охраняя саркофаг с мумией.

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет):

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.

Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и всеприжизненные титулы и заслуги покойника. Из этого выросподробныйизобразительный и/или письменный рассказ о его жизни.композиционные формы, "знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".

Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное

предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнемуцарству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".

20. памятники египта:

Храм Хатшепсут - храм, возведенный в честь смерти царицы Хатшепсут. Расположенный на Западном Берегу в Луксоре, этот великолепный храм был построен архитектором Сененмутом, в честь единственной женщины, которая правила Египтом как фараон. Храм, со своими великолепными стенами, прекрасными террасами, элегантными колоннами и иероглифическими рисунками также рассказывает историю путешествия Хатшепсут в страну, которой, как полагают, является современная Сомали. Из этого путешествия она привезла такие сокровища как черное дерево, слоновую кость, золото и деревья мирта.

В Луксоре, в "городе мертвых", у крутой скалы стоит хорошо сохранившийся храм царицы Хатшепсут. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки. После смерти отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита своим зятем и племянником Тутмосом III. Но, несомненно, первое, что он предпринял, став правителем, - поспешил удалить изображение Хатшепсут со всех памятников и храмов и заменить его своим.
Сененмут, архитектор и, как полагают некоторые, любовник Хатшепсут, построил у подножия 300-метровой скалы погребальный храм. Комплекс храма расположен на трех террасах. На средней настенные фрески сообщают об известном путешествии царицы в священную страну Пунт (вероятно, нынешнее Сомали). Здесь изображено приветствие представленной в мужском облике царицы тучному царю Пунта, а также обмен товарами и их перевозка. В зале Рождения увековечено божественное происхождение Хатшепсут. Пандус ведет к верхним залам. К сожалению, коптские монахи - в некоторые периоды храм служил христианским монастырем - уничтожили большинство настенных росписей.

Вопрос 21. Культура древнего Китая и ее особенности .

Китайская письменность

Государства и культуры, существовавшие ранее на территории современного Китая, известны более шести тысяч лет. Китайская цивилизация считается одной из самых древних и длительных, известных человеку. Китайская система письменности является одной из старейших форм письменности, используемой и в настоящее время.

Китайские изобретения

Изобретения древних китайцев дали массу преимуществ миру. Как оказалось, бумага стала тем самым великим изобретением человечества. Считается, что бумага в Китае появилась в то время, когда европейцы только начинали развивать собственное производство бумаги. Более того, китайцам также приписывают изобретение компаса, печатной машинки и пороха.

Культура древнего Китая оказала глубокое влияние на соседние страны. Япония, Вьетнам и Корея, в частности, позаимствовали многие элементы древней китайской культуры. Наиболее очевидное влияние оказала китайская письменность, которая была принята этими странами в той или иной степени.

Основу первой древней цивилизации Китая составил человек прямоходящий (лат. Homo erectus) , которого в настоящее время называют синантропом (лат. Sinanthropus pekinensis – «пекинский человек»). Археологические находки в пещере Чжоукоудянь (Zhoukoudian) показали, что эта цивилизация процветала более трехсот тысяч лет. Синантроп («пекинский человек») был хорошо знаком с огнем и знал, как сделать некоторые полезные инструменты.

Существовало большое разнообразие культур среди различных регионов Китая. Тем не менее, обширная территория Китая оставалась единой до китайской гражданской войны, которая разделила страну на Народную Республику Китай и автономные Гонконг и Макао.

Древнейшая в мире китайская цивилизация занимает огромную часть Восточной Азии. Культура древнего Китая таит в себе много интересных и таинственных аспектов. Современный Китай лидирует в мировой экономике, а также обладает большой покупательной способностью на современном рынке.

Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.

Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в погребальных помещениях мастаба, то есть в гробницах знати или в царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон: они прислонены спиной к плоскости стены или блока, служащих для них фоном.

Таким образом, скульптура в значительной степени подчинялась также формам и пропорциям архитектуры - ведущего вида древнеегипетского искусства. Для статуй характерны симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдалось не только при изображении стоящей и сидящей фигуры, но и при передаче ее в других позах. Характерно это было для древнеегипетской скульптуры всех времен.

Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил по заранее разграфленной сетке на прямоугольный блок камня (известняка, песчаника, гранита, диорита, алебастра, шифера), из которого он затем высекал статую, рисунок того изображения, которое надлежало получить. Потом он вырубал фигуру, обрабатывая детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении всегда чувствуются прямоугольные грани каменного блока, из которого оно было «высвобождено» художником.

Общая композиция египетской скульптуры вторит, таким образом, лаконичным плоскостям и объемам архитектуры. У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена ‑ зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. У сидящих фигур также фронтальна постановка, тоже близко сдвинуты, а то и сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях.

Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали фи-зическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывая второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица, могучие, величаво-монументальные тела.

Промежутки между руками и телом, между ногами каменных статуй почти всегда не высечены. Эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты - черный или белый.

Тела мужских статуй окрашивали красновато-коричневой, а женских - светло-желтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды, которые в Древнем Египте ткали из льна, покрывали белой краской. Волосы - черной. Глаза инкрустировали светлым и темным камнем.

Лучшие произведения скульптуры эпохи Древнего царства, наделенные всеми перечисленными признаками, были выполнены в северной части страны, в придворных мастерских столицы, города Мемфиса.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство древнего египта

Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства канон в.. египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру.. с самого начала образования классовых отношений искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Искусство Древнего Египта
Древний Египет располагался на севере-востоке Африки, вдоль течения реки Нил. Жаркий климат, плодородная почва способствовали развитию орошаемого земледелия. Урожаи собирались 2 раза в год, что соз

Додинастический период в египетском искусстве, его значение
Расписная керамика и произведения мелкой пластики. Палетка фараона Нармера. (4 тыс. до н.э.) Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам.

Искусство Древнего царства
Египет Древнего царства являлся примитивным рабовладельческим обществом, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация труда свободного земледельческого населен

Египетская архитектура в эпоху Древнего Царства. Заупокойный комплекс фараона Джосера в некрополе Саккары
Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линиям наращивания надземной массы здания, однако горизонтальное увеличение последнего в конце концов не могло уже произв

Египетское изобразительное искусство в поздний период Древнего Царства. Особенности египетской архитектуры времени V-VI династий
Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700 - 2400 гг. до н.э.). Хотя эти усыпальницы и сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии

Египетское изобразительное искусство эпохи Древнего Царства. Развитие типа заупокойной статуи
Статуи составляли неотъемлемую часть гробниц царей и знати. Религиозные представления определили предъявлявшиеся к скульптуре требования. Дошедшие до нас в значительном количестве заупокойные стату

Полихромные рельефы в египетских гробницах времени Древнего Царства
Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь были выработаны основные принципы всего дальнейшего развит

Египетская архитектура в эпоху Среднего Царства (21 в. - начало 19 в. до н.э.). Заупокойный комплекс Ментухотепа II в Деир-эль-Бахари
Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царско

Египетская монументальная живопись в эпоху Древнего и Среднего Царства. Гробница Хнум-Хотепа II в Бени-Хасане
Особенно больших успехов достигли художники номов среднего Египта в изображении животных, где они также были меньше стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты дикой кошки среди

Искусство первой половины Нового царства
Рост имущественного неравенства и общественных противоречий привел в 18 в. до н.э. к новому ослаблению центральной власти и крупным социальным волнениям. Последовавшее длительное завоевание

Террасный заупокойный храм царицы Хатшепсут у скал Деир-эль-Бахари
Царицы Хатшепсут (конец 16 в. до н.э.) построила свой храм у скал Деир-Эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая


Декоративность, которая все больше развивалась в искусстве ХVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития было оформлен


С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства наметилось наступление нового этапа, который, начавшись в годы правления Тутмоса IV, достиг высшего расцвета при Аменхотепе III, по


Аналогичными путями шло развитие стиля и в фиванской стенной живописи и рельефе. Фиванские храмы и гробницы XVIII династии сохранили большое количество рельефов и р

Ранне- и зрелоамарнский стили
Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 - начало 14 в. до н.э.) Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанног


Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли прочно закрепиться, так как рядовые свободные не получили никаких существенных преимуществ, и вскоре после

Искусство второй половины Нового царства
Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического» и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами,

Скульптурный египетский портрет во времена 25-26 династий, произведения мелкой пластики
Войны, которые вели фараоны Нового царства, помогая обогащению царей, храмов и верхушки рабовладельцев, истощали Египет и задерживали развитие его производительных сил. В течение первого тыс. до н.

Памятники совершенно другого порядка, с явным интересом к передаче конкретной действительности, с острой реалистической характеристикой образа
Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало себя. Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017

Контрольная работа для 10 класса

по теме «Художественная культура Древнего Египта»

    Перечислите основные периоды истории художественной культуры Древнего Египта.

(V- IV вв. до н.э.- додинастический период;

ХХХ – ХХVIII вв. до н.э. – раннее царство;

ХХVIII- ХХIII вв. до н.э. – древнее царство;

ХХI – ХVIII вв. до н.э. – среднее царство;

ХVI – ХI вв. до н.э. – новое царство;

ХI – 332 г. до н.э. – позднее время)

    Расскажите о верованиях египтян.

(испытывали чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В мифологии сохранились поверья о происхождении человека от животного. Многоликость богов. Существовал ряд животных, птиц, насекомых, змей, которых обожествляли. В основе религии лежит мдея о вечной жизни человека).

    Бог Солнца –

а) Осирис;

б) Зевс;

в) Геракл;

г) Ра (г)

    Мумификация человеческого тела совершалась для того,

а) чтобы после смерти душа умершего человека смогла найти своё тело;

в) передать в музей восковых фигур (а)

    Первым восстал против многобожия и магии жрецов, утвердил культ единого Бога Солнца и провозгласил равенство перед ним всех племён и народов –

а) фараон Нармер;

б) фараон Аменхотеп IV – Эхнатон;

в) фараон Тутанхамон (б)

    Расскажите об особенности постройки пирамиды Джосера, назовите архитекторва проекта.

(архитектор Имхотеп, жрец, врач. Возводились в 3 этапа: первый 0 построена большая мастаба; второй – четырёхступенчатая пирамида;

2 -

третий – восточный фасад мастабы был доведён до шести ступеней; высота – более 60 метров)

    Мастаба – это

а) маленькая пирамида для вельмож;

б) прямоугольной формы усыпальница, по форме напоминавшая

скамью;

в) южная окраина Мемфиса (б)

    Самое большое сооружение, когда – либо построенное из камня:

а) пирамида Хеопса;

б) пирамида Осириса;

в) пирамида Хефрена (а)

    Расскажите, что вы знаете о «Книге мёртвых»?

(подробно описывается загробное странствование в загробный суд. В 125-й главе содержится текст оправдательной речи. Имеется специальное обращение к сердцу).

    Расскажите, что вы знаете о «Текстах пирамид»?

(писались зелёной краской – цвет жизни на стенах усыпальниц. Подробно описывалась счастливая жизнь владыки, вступающего в круг богов, попадающего в рай).

    Сфинкс – это

а) сакральный образ Хефрена в виде льва с головой фараона;

б) образ богини с человеческой головой и телом змеи;

в) памятник Хелопсу в виде мраморной скульптуры (а)

    Какие канонические установки сложились в египетской скульптуре. Приведите примеры.

(стоящие или сидящие люди в величавых позах с выдвинутой вперёд левой ногой с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Сходство с оригиналом. В глазницы вставляли кусочки алебастра и помещали драгоценный камень вместо зрачка. Например, принц Рахотеп и его жена; писец Каи).

    По канону египетского изобразительного искусства художники изображали человеческую фигуру на плоскости:

а) только в профиль;

б) только в фас;

в) поворачивали одновременно в фас и профиль (а)

3 -

    Расскажите о театре и музыке Древнего Египта.

(в городах разыгрывались мистерии. Большой популярностью пользовались действа, посвящённые Богу Осирису, его жизни, смерти, воскрешению. Добро побеждало зло – главная идея мистерии. Актёрами выступали жрецы).

    Назовите музыкальные инструменты, которыми пользовались египтяне.

(лютня, барабан, шумовые инструменты)

    Капитель – это

а) лепное украшение на стене здания;

б) изображение действий фараона при жизни на стенах гробниц;

в) венчающая часть колонны или столба (в)

    По мнению древних египтян, у человека имелось три души:

первая душа - … (имеет облик человека, от тела которого она отделилась);

вторая душа - … (представлялась в виде птицы с лицом человека);

третья душа - … (в виде солнечного луча)

4 –

АННОТАЦИЯ

Данная контрольная работа может быть проведена в 10 классе с целью проверки усвоения материала после изучения раздела «Художественная культура Древнего Египта» по программе Л.Рапацкой.

При необходимости задания могут быть разделены на два варианта.

Контрольная работа выполняется весь урок (45 минут).