Хаим соломонович сутин произведения. Хаим Сутин: картины и хроника жизни. Что такое «Улей»

» проходит в ГМИИ им. Пушкина. В данной записи - Картины Сутина с этой экспозиции. На выставке работы сгруппированы по жанрам, а здесь, частично, не всё - в примерной хронологической последовательности.

Хаим Сутин. Хроника жизни и творчества

1893 (или 1894)

По одним сведениям, 9 июня, по другим - 13 января Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи (ныне - Республика Беларусь). Десятый из одиннадцати детей Сары и Залмана Сутиных.

1903-1909

Поступает в Академию Крюгера.

Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним - Маревна:

«Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Крюгера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников».

Около 1919. Ребенок с игрушкой. Фонд Оберштег (Фонд Има Оберштега), Художественный музей Базеля, Швейцария / Chaïm Soutine. L"enfant au jouet, um 1919 /Kind mit Spielzeug /Child with a Toy. Öl auf Leinwand. 81 x 64.5 cm. Inv. Im 1521. Im Obersteg Foundation, Kunstmuseum Basel. . Original (4856 x 6136)

Переезжает в Вильно и поступает на трехлетний курс в Виленскую рисовальную школу И.П. Трутнева, признанную в 1904 году лучшей в России.

Маревна:

«Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен), он не любил делать эскизы и вообще рисовать по общепринятым правилам художественных школ того времени».

3.


Около 1919. Стол. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Table. Vers 1919. Huile sur toile. 91 x 100. RF 1963 82. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

1911-1913

Покидает Вильно и вместе с Михаилом Кикоиным отправляется в Париж. Данные о дате приезда разнятся. Согласно первой прижизненной монографии о Сутине Вальдемара Жоржа, художник приехал в Париж в 1911 году. Самый скрупулезный исследователь жизни мастера Мишель ЛеБрен-Францароли, ссылаясь на архивы полиции, пишет, что он оказался там 9 июня 1913. По воспоминаниям Михаила Кикоина, они с Сутиным прибыли 14 июля 1912 года и первым их порывом было отправиться в Оперу Гарнье слушать «Аиду».

4.


Хаим Сутин. Монастырь ордена капуцинов в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / The Capuchin Convent at Céret Chaim Soutine circa 1920. via . В раме на выставке Christie"s

Сутин обосновывается в колонии художников «Улей». Его соседями становятся недолюбливавший земляка Марк Шагал, а также Хана Орлова и Жак Липшиц, считавшие своим долгом помогать и поддерживать художника.

5.


Хаим Сутин. Платаны в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / Chaïm Soutine (1893-1943). Les platanes à Céret. Oil on canvas. 53.5 x 72.5 cm. Painted circa 1920. Sotheby"s. Estimate 600,000 = 800,000 GBP. Lot Sold. 941,000 GBP (Hammer Price with Buyer"s Premium).

Поступает в мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств.

6.

Портрет Сутина кисти Амедео Модильяни. 1917 / Amedeo Modigliani (1884-1920). Chaim Soutine. 1917. Oil on canvas. 91.7 × 59.7 cm. Chester Dale Collection. Accession number 1963.10.47. The National Gallery of Art, Washington, D.C. , via . Original (2577 x 4000). Этой работы на выставке нет

Скульптор Жак Липшиц знакомит Сутина с Амедео Модильяни, они становятся близкими товарищами.

7.

Портрет Сутина, исполненный Амедео Модильяни на двери. 1917. Частная коллекция. Портрет можно видеть на двери за Леопольдом Зборовским на фотографии ниже / Amadeo Modigliani (1884-1920) Portrait de Chaïm Soutine. 1917. Huile sur panneau. H. 79 L. 54. Collection Marlene et Spencer Hays. Droits réservés. . Этой работы на выставке нет

Маревна:

«Благодаря глубоким знаниям итальянского искусства он [Модильяни] был великолепным гидом по Лувру и познакомил Сутина с итальянскими примитивистами, художниками quattrocento, с Джотто, Боттичелли и Тинторетто, со всеми шедеврами, которыми восхищался сам. Он ввел Сутина в круг блестящих молодых художников-живописцев Пабло Пикассо и Диего Риверы, поэтов Жана Кокто, Гийома Аполлинера и Макса Жакоба».

8.

Леопольд Зборовский на фоне двери, на которой написан портрет Сутина кисти Модильяни. Фотограф Амедео Модильяни (если сокуратор выставки Клэр Бернарди правильно мною понята) / Leopold Zborowski, dealer of Amedeo Modigliani. Image from the apartment placed in Rue Joseph Bara nº3 in Paris, in front of the door with Soutine painted by Modigliani. Circa 1918 (lower part is lost, upper in Private collection). via . Фотографии на выставке нет

1916-1919

Модильяни знакомит Сутина с маршанами Жоржем Шероном и Леопольдом Зборовским. Зборовский уступает уговорам Модильяни и становится официальным агентом Сутина.

9.


Около 1920-1921. Большое синее дерево. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Gros Arbre bleu. Vers 1920-1921. Huile sur toile. 83 x 80. RF 1963-85. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Thierry Le Mage.

Художник совершает краткие поездки на юг Франции в Ванс и Кань-сюр-Мер. При поддержке Зборовского он уезжает в Сере и проводит там почти три года в напряженной работе, лишь изредка выезжая в Париж.

Создание серии «Кондитер».

10.

Около 1922-1923. Пейзвж. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Paysage. Vers 1922-1923. Huile sur toile. 92 x 65. RF 1963-84. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

Двадцать четвертого января умирает ближайший друг Сутина Амедео Модильяни.

11.

1923-1924. Портрет сульптора Оскара Мещанинова. Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Portrait du sculpteur Oscar Miestchaninoff. 1923-1924. Huile sur toile. 83 x 65 cm. Numéro d"inventaire: AM 1972-30. Le Centre Pompidou.

Девятого июня Леон Замарон, комиссар полиции и один из первых коллекционеров произведений Утрилло, Модильяни, Сутина и других монпарнасцев, выставляет свою коллекцию в Друо.

Эти торги становятся первой публичной продажей полотен художника.

12.

Хаим Сутин. Большая шляпа. 1923-1924. Холст, масло. Частная коллекция.

Поворотный год в жизни Сутина.

13.

Около 1923-1924. Женщина в красном. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. La femme en rouge. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 92 x 65 cm. Inv. : AMVP 1135. Musée d"Art Moderne de la Ville de Paris.

Галерист и коллекционер Поль Гийом, консультант Альберта Барнса, успешного американского фармацевта, разбогатевшего на одном из запатентованных им средств, показывает коллекционеру произведения Сутина.

14.

1924. Хаим Сутин. Улица в Кань. Холст, масло. 55.5 × 46.4 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва.

У Зборовского Барнс покупает 52 работы художника.

15.

Около 1923-1924. Индейка и томаты. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Dindon et tomates. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 81 x 49. RF 1963-89. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Franck Raux.

В январе - феврале Поль Гийом организует выставку картин, приобретенных Барнсом в Париже, на которой представлены и полотна Сутина.

16.


Около 1923-1924. Натюрморт с фазаном. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Nature morte au faisan. Vers 1924. Huile sur toile. 64.5 x 92. RF 1963-83. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

В журнале «Les Arts à Paris» выходит первая статья о живописце.

17.

Около 1924. Женщина в синем платье. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. Femme à la robe bleue. Vers 1924. Huile sur toile. 81 x 60 cm. S.B.DR.: Soutine. Legs du Docteur Maurice Girardin en 1953. Inv. : AMVP 1137. MAM Ville de Paris.

В апреле Альберт Барнс представляет его работы на выставке «Современная европейская скульптура и живопись» в Академии изящных искусств Пенсильвании.

18.

Около 1924-1925. Шафер. Холст, масло. Коллекция Жана Вальтера и Поля Гийома. Музей Оранжери, Париж / Chaïm Soutine. Garçon d’honneur. Vers 1924-1925. Huile sur toile. 100 x 81. RF 1960-48. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

Благодаря Барнсу к Сутину приходят всеобщее признание и материальное благополучие. Он переезжает в просторное ателье и отдельно снимает благоустроенную квартиру. Совершает первое путешествие в Амстердам и посещает Рейксмузеум, где открывает для себя «Еврейскую невесту» (ныне - «Исаак и Ревекка») Рембрандта. Эта картина не просто произвела огромное впечатление на художника, а стала для него эталоном.

«“Еврейская невеста”, наверное, лучшая из существующих картин, с детально проработанными одеждами и такими прекрасными руками», - цитирует живописца в своем знаменитом дневнике антиквар и коллекционер Рене Жемпель. Сутин, который всю жизнь сопротивлялся копированию, приводя в гнев и отчаяние своих учителей, на этот раз безуспешно пытается воспроизвести картину голландского мастера.

19.

1925. Служка (в полный рост). Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Le grand enfant de choeur. 1925. Huile sur toile. 100 x 55,9 cm. Numéro d"inventaire: AM 1995-207. Le Centre Pompidou.

В июне в Галерее Анри Бинга, на самой престижной артистической улице Парижа того времени Боэси, где располагались Галерея Поля Розенберга (представлявшего работы Матисса, Брака, Леже, Пикассо), ателье самого Пабло Пикассо, одна из самых статусных антикварных галерей Вильденштейнов и один из лучших концертных залов Гаво, открывается первая монографическая выставка Сутина. Каталог к ней не издавался, однако биограф Сутина Мишель ЛеБрен-Францароли полагает, что было представлено около 20 работ, в том числе один из вариантов «Туши теленка» и «Натюрморт со скатом».
Сутин живет в городке Блан, в доме, специально снятом для него Зборовским, и пишет серию знаменитых натюрмортов с тушками индеек, зайцев, утками, петухами, фазанами.

20.

Около 1925. Туша и голова теленка. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Bœuf et tête de veau. Vers 1925 ? Huile sur toile. 92 x 73. RF 1963-86. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

Произведения Сутина занимают прочное место в собраниях всех главных коллекционеров того времени: кроме Альберта Барнса и Поля Гийома обладателями картин становятся Йонас Неттер, Анри Бинг, Жак Дусе, чета Кастен.

Художник вновь встречается с четой коллекционеров и меценатов Мадлен и Марселеном Кастен. Начинается их тесная многолетняя дружба. К этому моменту Кастены владеют тремя картинами Сутина. Мадлен Кастен, чья коллекция была хорошо известна в Париже - в ней уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, по-настоящему понимает и оценивает творчество Сутина сразу после выставки Барнса и начинает настоящую охоту за его картинами. Супруг разделяет страсть жены, и вскоре за 800 франков они приобретают «Портрет старухи». Зборовский, узнав про энтузиазм, с которым коллекционеры разыскивают работы Сутина, предлагает им картину «Мальчик из хора». Маршан оценил ее в колоссальную сумму - 30 тысяч франков, но Мадлен убеждает Марселена в необходимости приобрести это полотно.

В издательстве «Треугольник» в серии «Еврейские художники» выходит первая монография о Сутине известного историка искусства Вальдемара Жоржа. Художник отправляется в Лондон, чтобы увидеть «Купальщицу» Рембрандта.

21.

Хаим Сутин. Маленькая городская площадь, Ванс. Около 1929. Холст, масло. 70,8×45,7. Музей Искусства Авангарда, Москва

1929-1932

Начало Великой депрессии. Экономический кризис подрывает дела Зборовского и приводит его к разорению. Он умирает после сердечного приступа. Вскоре после этого Мадлен Кастен берет на себя все заботы о художнике.

22.

Хаим Сутин. Женщина, входящая в воду. Около 1931. Холст, масло. 114×72. Музей Искусства Авангарда, Москва.

Современника Пикассо и Модильяни, беспокойного и экспрессивного художника, автора тревожных и диспропорциональных картин, которые повлияли на творчество Кунинга, Ротко, Поллока и Бэкона (работы которых также включили в экспозицию ретроспективы). По просьбе The Village Алексей Павперов рассказал о главных этапах жизни и творчества живописца.

Алексей Павперов

Смиловичи

Голод, детство в деревне и алкоголь

Художник Хаим Сутин родился в нищей белорусской деревеньке Смиловичи в 1893 году. Детство он провел в бедности, грязи, неустроенности. Сутин был одиннадцатым ребенком в еврейской семье низкооплачиваемого портного, который часто грубо и жестоко относился к своим домочадцам. Он постоянно недоедал - иногда хватал луковицу, картофелину или кусок хлеба и убегал в лес, прятался среди деревьев, ночевал в поле, чтобы в конечном итоге вернуться домой и принять неминуемое наказание.

Серость и невыносимость окружающей действительности Сутин компенсировал мощной работой воображения - ребенок много наблюдал за природой, трансформировал свои впечатления в завораживающие фантастические формы, мог расплакаться от непривычно ярких событий. Со временем близкие распознали в нем склонность к художественному ремеслу. При поддержке местного раввина и любящей матери Сутин отказывается от продолжения семейного дела - вместе с другим будущим живописцем Парижской школы Михаилом Кикоиным они едут в Минск учиться мастерству у местного художника Крюгера. Год спустя молодые люди продолжают образование в Вильне, где находят себе нового единомышленника - Павла (Пинхуса) Кременя. По прошествии трех лет наставники Сутина отправляют его в Париж. Антисемитизм в Российской империи на тот момент все еще закреплен на государственном уровне - европейская столица искусства оказывается для нищего еврейского художника ближе, чем Санкт-Петербург.

Уже в Вильне Сутин начинает пить. Пристрастие к алкоголю и сопутствующие хронические недуги будут преследовать его всю оставшуюся жизнь и в итоге станут причиной его смерти, довольно скоропостижной.

«Зеленое платье». 1920–1921

«Улей»

Знакомство с Модильяни

Сутин последним среди своих товарищей перебрался в Париж - предположительно, это произошло в 1912–1913 году. С одним мешком вещей он объявился на пороге мастерской Кременя. Сутин тогда не то что не знал французского, даже по-русски он говорил с большим трудом. Художник начал жить и работать в «Улье» - международной творческой коммуне в Пассаже Данциг. Среди его новых знакомых - Марк Шагал, Константин Бранкузи, Фернан Леже, Робер Делоне. Художники живут в атмосфере постоянного творческого обмена, совместная работа оказывается также и более выгодной - натурщицу можно нанять вскладчину.

Особенно теплая дружба завязывается у Сутина с Амедео Модильяни. Разница между ними разительна: Сутин - едва сводящий концы с концами, неопрятный, странный, нелюдимый провинциал. Модильяни - франт, элегантный и обаятельный итальянец, знаток живописи, декларирующий по памяти сонеты Данте. Тем не менее они начали общаться, Модильяни стал персональным экскурсоводом Сутина по Лувру. Уже после «Улья» друзья какое-то время работали по соседству, Модильяни дважды написал портрет Сутина.

Жизнь Сутина происходит в постоянном обсуждении и осмыслении искусства. По ночам он сидит в дешевых, работающих ночь напролет парижских кафе, пьет вино и дискутирует о своей и чужой живописи.

«Большая шляпа». 1923–1924

Деформации

Кровь, гниющее мясо и экспрессивный абстракционизм

Сутин был хорошо знаком с Пабло Пикассо и начал работать на излете кубизма, но в своем творчестве оказался ближе скорее к немецким экспрессионистам. Первые работы художника - натуралистичные, сдержанные в плане колорита «сезанновские» натюрморты, в которых субъективность видения оказывается важнее строгих законов перспективы и композиции. По мере становления Сутина возрастала экспрессивность его письма: тела и лица людей на портретах художника оказываются скрючены диспропорциями и судорогами, дома на пейзажах словно отрываются от земли, деревья, строения и дорожки засасывает в вихрь мазков.

Живопись Сутина преследуют тревожные образы. Герои его картин несут на себе следы смятения и несовершенства. В двадцатые годы художник создал серию картин с мертвыми животными - освежеванными кроликами, жутковатыми ощипанными птицами. Апофеозом этой линии в его искусстве стали реминисценции Рембрандта - изображения освежеванных бычьих туш. Сутин рисовал исключительно с натуры - огромные куски мяса висели у него прямо в мастерской; они гнили, источали тошнотворный запах, привлекали к себе полчища мух. На все эти осложнения Сутин не обращал внимания и только время от времени поливал тушу бычьей кровью.

«Туша быка». 1924

Брутальные и мрачные образы щекотали нервы заказчиков, о чем Сутин был прекрасно осведомлен. Подобную тягу к графичным изображениям можно объяснить биографическими, эстетическими, но также и философскими особенностями. Как и Бодлер, Сутин был способен эстетизировать любой якобы отталкивающий объект. Стихи «проклятого поэта» воспевали падаль, работы Сутина эмансипировали красоту растерзанного кровоточащего мяса. Он завороженно наблюдал за кровавыми боксерскими поединками, изучал витрины мясников, не чурался визитов на бойню. Гармоничную красоту итальянского возрождения Сутин также принимал, но считал ее слишком уравновешенной и скучной.

Еще одна особенность Сутина - он не делал рисунков, иногда намечал композицию углем или же сразу принимался работать красками. Причудливые узоры в своих пейзажах он процарапывал ручкой кисти, так же как и Кокошка придавал форму краске на своих экспрессивных портретах при помощи нажима ногтя. «Зрелый» Сутин активно использовал мощный красный цвет - например, в поворотной для его творчества работе «Красные гладиолусы» или знаменитой «Красной лестнице».

Темпераментность, невротичность и намеченный поворот к абстракции в картинах Сутина стали источником вдохновения для Виллема де Кунинга, Джексона Поллока, Марка Ротко, Френсиса Бэкона. «В послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма. Художники и критики видели в нем прорицателя, пионера нового течения в живописи, предтечу де Кунинга и Поллока. Они заново прочитывали творчество Сутина, но при этом не искажали его, а приближали, подавая крупным планом. Следуя их логике, творчество Сутина - это абстрактное искусство в деталях, а огромные полотна абстрактных экспрессионистов - это крупные планы», - объясняет куратор выставки от Музея Орсэ Клэр Бернарди.

Старые мастера

Лувр и влияние Рембрандта

Сутин ненавидел копировать чужие работы. После недолгой попытки ходить на курсы по живописи, он бросает академическое образование и начинает учиться самостоятельно. Главным его институтом становится Лувр - он пропадает в залах музея, пугая местных смотрителей декларируемыми вслух восторженными ремарками. В ранних работах художника очевидно влияние композиционных искажений Сезанна и экспрессивных пейзажей Ван Гога. Любимым рисовальщиком Сутина стал Рембрандт. Художник всего дважды покидал Францию, оба раза - чтобы увидеть полотна своего кумира: «Еврейскую невесту» в Амстердаме и «Хендрикье, входящую в реку» в Лондоне. Эти картины Сутин изучал часами. В начале 30-ых, когда стиль достигшего успеха художника становится более спокойным и уравновешенным, Сутин рисует свою версию «Хендрикье», списанную с горничной его тогдашних покровителей Марселина и Мадлен Кастенов.

«Красная лестница в Кане». 1923

«Натюрморт со скатом». 1923–1924

Среди прочих наиболее известных отсылок в работах Сутина можно указать натюрморт со скатом Шардена и картину «Девушки на берегу Сены» Курбе

«Женщина, входящая в воду». Около 1931

«Автопортрет». 1920–1921

Нервозность

Некрасота и неприязнь к собственным картинам

Сутин был некрасив. Русская художница Парижской школы Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская описывала его следующим образом: «сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжелой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера». У Сутина были плохие зубы, взгляд исподлобья, покрасневшие веки, нервный и дергающийся левый глаз. Однако Воробьёва-Стебельская также вспоминает, что «более всего поражали его небольшие, изящные и слабые, как у ребенка, кисти рук». Сутин прекрасно осознавал свою непривлекательность и, в отличие от Модильяни, изобразил себя на автопортрете без всякого сожаления.

С посторонними художник часто вел себя резко и грубо. Многие воспринимали его как нервного, замкнутого и неприветливого человека. Известно, что Леопольд Зборовский - торговец искусством, многое сделавший для художников Парижской школы, - однажды решился на весьма изуверский способ стимулирования подопечных.Снабдив их всем

необходимым, Зборовский на несколько дней запирал художников на ключ. Если Модильяни заточение помогало сконцентрироваться и в короткие сроки закончить работу, то Сутин начинал расстраиваться и болеть - или же принимался в ярости громить комнату. Неудавшиеся, по мнению Сутина, работы он безжалостно уничтожал. Недовольный художник рвал холсты, топтал их ногами. Для этого он выкупил многие из своих ранних работ.

Однако с друзьями и коллегами, понимающими всю серьезность его работы, Сутин был весьма добр и приветлив. Даже после того как он стал востребованным обеспеченным художником, он часто переезжал и был не в состоянии создать у себя дома уютную атмосферу. Казалось, что вопросы быта его совершенно не волновали. Заезжая в новые апартаменты, Сутин ничего не менял. Комнаты быстро наполнялись пылью, грязью и затхлым воздухом.

На занятиях рисованием в Русской академии в Париже Сутин располагался сзади у стены, пряча от всех лист, на котором рисовал. Живопись была единственной его страстью, художник даже говорил, что «женился» на своем ремесле - постоянная подруга, ласковая и хозяйственная немка Герда Грот, появилась в его жизни только в 1937 году. Незадолго до смерти они оказались разлучены - спустя три года после встречи Грот была интернирована французскими властями, а в 1943 году Хаим Сутин скончался от осложнений язвенной болезни желудка.

Изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музей искусства авангарда

Жил-был художник Хаим Сутин...

В России нет картин Хаима Сутина, на русском языке нет монографий о нем. О художнике на его родине знают мало. Он покинул Родину в начале ХХ века до революции и долгое время был для России «потерянным» гением, как были «потерянными гениями» долгое время многие другие художники: Марк Шагал, Осип Цадкин, Моисей Кислинг. На Западе, сумасшедший художник, выходец из нищего захолустного местечка, сегодня запредельно дорог. На аукционах "Кристи" в начале 90-х годов цены на работы Сутина измерялись миллионами долларов. В числе его поклонников (и счастливых обладателей его картин) - Изабелла Росселлини, семья Чаплина, семья издателя Галлимара, потомки Шагала, Фрэнсис Форд Коппола.
В центре Парижа на Монмартре стоит памятник, невысокому человеку в надвинутой на глаза шляпе с обвисшими полями. Он идет засунув руки в карманы пальто, раздуваемого ветром. Это художник Хаим Сутин.

Модильяни "Портрет Хаима Сутина"

Хаим Сутин родился в 1893 г. в захолустном белорусском местечке Смиловичи, в бедной многодетной семье.

Его родные не могли и помыслить о том, чтобы мальчик из набожного еврейского семейства стал художником и нарушил религиозный запрет на изображение «существ, имеющих душу». Хаим рисовал углем на стенах, воровал из дома посуду, чтобы продать ее и на вырученные деньги купить карандаши.

Ни наказания, ни побои не могли отвратить его от любимого занятия. Недолгое пребывание в Минске, где юный Сутин работал ретушером в фотоателье, закончилось драматически:
он написал портрет раввина, за что был жестоко избит его сыном. Впрочем, деньги, полученные по суду как компенсация за побои, позволили юноше уехать в Вильно, где он начал, наконец, учиться в художественной школе.

Хаим Сутин "Гладиолусы"

В 1913 г., после двух лет учебы, Сутин отправился в Париж: в Российской империи путь в крупные города был для него закрыт, поскольку передвижение евреев ограничивала пресловутая черта оседлости.
Он поселился на Монпарнасе, в легендарном «Улье»: так называли бывший выставочный павильон, перестроенный под дешевые художественные ателье.

В этот «Улей» приносили «мед» своего творчества многие будущие знаменитости, а в то время безвестные неимущие художники, стекавшиеся в Париж со всего света.

Среди таких же, как Сутин, выходцев из России был и Марк Шагал. Терзаемый безденежьем Сутин был готов на любой труд: пытался работать грузчиком, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду гнали - он просто неспособен был заниматься ничем, кроме живописи. Представим себе Сутина времен «Улья».
Застенчивый провинциал, толком не умеющий говорить ни по-русски (родным языком Сутина был идиш), ни, тем более, по-французски, он многим казался малограмотным невеждой. Неуклюжий, неопрятный, с «глазами затравленного зверя» (Илья Эренбург), в надетом на голое тело поношенном пальто... «Абсолютно дикий человек», - так охарактеризовал Сутина один из современников.

Он колотил по ночам в двери соседей, требуя, чтобы ему дали хоть кусок хлеба. Но раздобыв пару селедок и луковицу, немедленно брался за натюрморт и, хотя его рассудок мутился от голода, не притрагивался к еде, пока не доводил работу до конца.
Со всеми он пытался расплачиваться своими картинами: с людьми, у которых одолжил денег, с полицейским, который с пониманием отнесся к нему в участке (Сутина доставили в полицию, когда он был обнаружен спящим в мусорном ящике).

Натурщицы, измученные многочасовыми сеансами, плакали и отказывались работать с ним. Соседи разбегались, не в силах вынести запах разлагавшегося мяса, которое Сутин в жаркие летние дни приносил для натюрмортов с бойни, расположенной по соседству с «Ульем».

А он, не замечая смрада, стоял нагишом перед мольбертом и нежно касался кистью холста, словно это было живое тело. «Дикий человек» много читал и прилежно учился: совсем недолго - в Школе изящных искусств и постоянно - в музейных залах. «Когда к нему приближались,
он отскакивал в сторону.

Автопортрет

На картины мастеров прошлого он смотрел, как верующий на изображения святых»,- вспоминал французский критик Вольдемар Жорж, встретивший Сутина в музее. Его кумиром был Рембрандт.

Сутин трижды ездил в Амстердам, чтобы увидеть рембрандтовские полотна в Рийксмузеум, и утверждал, что беседует с великим голландцем во сне.
От Сутина, который шокировал своей экстравагантностью даже парижскую богему, многие отворачивались, но нашлись и друзья. Самым близким другом, с первой же минуты знакомства распознавшим в Сутине гения, стал Амедео Модильяни.

Эта дружба продолжалась недолго (Модильяни умер в 1920 г.), но стала для Сутина судьбоносной.Модильяни познакомил Сутина с коллекционером Леопольдом Зборовским и со скульптором Оскаром Мещаниновым. Оба окружили художника заботой: Зборовский начал выставлять картины Сутина и отправил его поработать на юг Франции, Мещанинов предоставил ему свою мастерскую.

Именно у Зборовского полотна Сутина в 1922 г. увидел американский коллекционер Альберт Барнс и разом скупил все работы. Так к Сутину пришли известность и благосостояние: последовали успешные выставки в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, вышла в свет небольшая монография, появилась отличная мастерская с видом на Сену.

"Смоковницы"

"Женский профиль"

Но слава и достаток не изменили художника: его по-прежнему не волновал быт, не интересовало ничего, кроме живописи. Когда его уже проданные картины переставали ему нравиться, Сутин норовил выкупить их у владельцев, чтобы уничтожить.



"Женщина в красном"

Из мемуаров Цадкина следует, что именно он рассказал о Сутине Модильяни. Дело было в кофейне на Монмартре. Модильяни, вдребезги пьяный, тут же захотел посмотреть работы Сутина. Как вспоминал Цадкин, они ввалились к нему в подвал и застыли от изумления. Сутин стоял голый перед холстом и смотрел на него любовно, словно это была девушка. Потом он бережно взял кисть и нанес два-три сильных и ровных мазка на поверхность холста. Эффект был поразительный - будто на холст попала струя крови. Ощущение было настолько сильным, что Модильяни закричал. Потом Хаим обозначил вокруг этой "рваной раны" контуры человеческого тела, затем водрузил ему на голову нечто несуразное, похожее на цилиндр, который через мгновение превратился в белый колпак поваренка. Модильяни задрожал и вскрикнул: "Тебе нужна девушка, Хаим, иначе ты пропадешь!"
Модильяни притащил его к себе в мастерскую, заставил позировать, потом предложил ему пожить на улице Жозеф-Бара у его друга поэта Леопольда Зборовского, который продавал картины Модильяни. Правда, жена Зборовского Анна невзлюбила Хаима и запретила приводить его в дом. В отместку Модильяни нарисовал портрет Сутина прямо на двери ее квартиры.
Хаим стал легендарной личностью среди обитателей Монпарнаса именно из-за этой двери. Его портрет пытались оттереть, выжечь, выскоблить, в конце концов дверь сняли с петель и выставили на продажу. Ее купил какой-то сумасшедший мануфактурщик, любитель постимпрессионистов Люсьен Map. А через десять лет продал - она стоила в тысячу раз больше. Ее новым владельцем оказался арабский шейх.
С легкой руки Модильяни Хаиму позировали прехорошенькие натурщицы. Самой утонченной и красивой была Люния Чековская, затем шла Беатрис Хестингс - знаменитая укротительница пьяных художников, соблазнительная, властная и эксцентричная подруга Модильяни (Беатрис могла, например, развлечения ради пройтись в какой-нибудь немыслимой шляпке, с корзиной, полной живых уток). И наконец, некая продавщица цветов с площади Пигаль по имени Руфь. Она была непомерно толста и выглядела лет на сорок старше Сутина. Ее Хаим любил особенно. И за то, что она такая толстая, как женщины из его детства, и за то, что беспрестанно шутила, переиначивая невинные выражения в похабщину. Говорили, что именно Руфь лишила Хаима невинности.
Странный он был человек. Кто-то пустил слух, что Хаим не женится, потому что не может любить нормальных женщин. Якобы художник Кислинг видел, как Хаим целовал и гладил каменную статую, когда в студии никого не было. Правда это или нет, кто знает? Художники все немного чокнутые.
По свидетельству натурщицы Полетт, Сутин страдал лунатизмом. Однажды Модильяни запер Полетт и Хаима в его подвале, подсунув под дверь палитру с красками и три куска картона, на одном из которых было написано: "Либо рисуйте, либо занимайтесь любовью". Бедный Сутин от смущения лег не раздеваясь на диван и заснул. Ночью он разбудил Полетт, велел ей раздеться, разделся сам - и они стали танцевать. Танцевали почти в полной темноте, без единого звука, лишь тихо шаркали босые подошвы об пол. Полетт рассказывала, что ей казалось, будто Хаим спит.
У него было небольшое психическое отклонение - он испытывал болезненное влечение к красному. При виде окровавленных мясных туш Хаим впадал в экстатическое оцепенение. Об этом вспоминают многие его биографы и друзья. Патологическая любовь к красному породила его неповторимую манеру письма - что бы ни изображал Сутин, это напоминало выворачиваемое наружу чрево, словно живое тело разрывает рог быка или некий инстинкт, призванный природой не уберечь, а уничтожить человека.
Да, он определенно был странный человек.
Однажды утром бездыханного Сутина нашли в мусорном ящике. Дворник, обнаруживший находку, вызвал полицию. Выяснилось, что это не труп, а мертвецки пьяный Хаим. В участке за чашку кофе и булочку Сутин нарисовал портрет начальника полиции. Полицейский чин оказался нежным человеком, тонким ценителем живописи. Он увидел в нищем алкоголике гения.
В начале 20-х, когда Франция переживала эйфорию победы над Германией, и, казалось, все самое страшное осталось позади, изображения огромных окровавленных туш принесли Сутину признание. Сам Хаим толком не отдавал себе отчета, откуда взялась эта слава. Его картины стали хорошо продаваться. Он завел собственную студию на площади Клема, откуда открывался удивительный вид на Сену - он напоминал ему вид на Двину, реку его детства.
Он стал бороться с собственной славой непомерным чудачеством. Если кто-то держал в доме кошек, то Хаиму взбрело в голову держать старушек. В его доме появились какие-то невообразимые бабули, про которых он говорил, что это его дальние родственницы - какие-то кухарки, будто только-только сошедшие с его полотен. Одни говорили, что он с ними спит, другие - что он их только рисует...
В отличие от Шагала Сутин никогда не пытался выразить любовь к своей родине в живописи. Ему будто бы претила сама возможность писать нечто идиллическое. Собственная биография для него началась ровно с того момента, когда он осознал, может быть несколько шизофренически, угрозу, нависшую над миром, и чудовищную силу инстинкта, толкающего человека к смерти.
Начало войны застало Сутина в Париже. Он не уехал, как Шагал, Цадкин и многие другие его друзья. Он словно дожидался апокалипсиса, который предрекали его же собственные картины.
Он умер через восемь месяцев после того памятного рождественского бала, в августе 1943 года, на операционном столе. От опухоли, которая съела его мозг. Ему было пятьдесят лет. Наверное, тогда, под Рождество, он предчувствовал близкий конец и хотел вернуться туда, куда ему уже не было дороги, - на родину, в детство, к тем нищим и убогим, кого он всю жизнь рисовал и чья бедность в конце концов принесла ему деньги и славу. Странный был человек.

Наталья Апчинская

ВЫСТАВКИ

Номер журнала:

На протяжении всего XIX века Париж являлся художественной столицей мира. В начале ХХ столетия здесь формируется искусство новой эпохи. Как писал Марк Шагал, «солнце искусства сияло тогда только над Парижем», куда устремились молодые художники разных национальностей, по преимуществу выходцы из Восточной Европы. Интернациональное сообщество этих мастеров получило название «Парижская школа». На одноименной выставке, состоявшейся осенью 2011 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, наибольшим числом работ и особенно впечатляюще был представлен Хаим Сутин (1893—1943).

Уроженец захолустного еврейского местечка Смиловичи под Минском, Сутин вырос в семье бедного портного (его отец занимался в основном починкой старой одежды), имевшего 11 детей, в среде, враждебной из-за догматов иудаизма изобразительному искусству. В детстве он познал голод, побои и унижения, отсюда во многом — трагическая экспрессия будущих его образов. С ранней юности Сутин проявлял неуклонную решимость следовать своему призванию вопреки всем препятствиям, казавшимся непреодолимыми. Переехав в 1909 г. в Минск, он начал свою карьеру, подобно Марку Шагалу, учеником фотографа и ретушером, а как художник дебютировал портретом мясника, сына местного раввина. Мясник, возмущенный тем, что автор нарушил запрет на изображение, а главное, той интерпретацией, которую претерпел в портрете его облик, жестоко избил Сутина. Последний попал в больницу, но его обидчика заставили заплатить штраф. Именно этот штраф позволил молодому художнику перебраться в Вильно и поступить в местную художественную школу. Здесь он пробыл, однако, недолго — как Шагала и других будущих мастеров авангарда, судьба с неодолимой силой влекла его в Мекку современного искусства — Париж. В 1911 году Сутин поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую Кормона, но главные уроки извлекает для себя в залах Лувра и Люксембургского музея, созерцая полотна Рембрандта, Курбе и Сезанна. В этот период он живет на Монпарнасе, сначала в знаменитом «Улье» по соседству с Шагалом, Модильяни, Цадкиным, Леже и Архипенко, а затем в другом известном общежитии художников — «Сите Фальгьер». Войдя в круг интернациональной артистической богемы, позже получившей название «Парижской школы», Сутин остается в нем обособленным. Единственной по-настоящему родственной душой оказался Модильяни, с которым его связывала, при глубоких различиях стиля, определенная общность в понимании задач искусства.

Самые ранние из сохранившихся работ Сутина представляют собой изображения кухонного стола с размещенным на нем скудным натюрмортом (1916—1917). Особенность этой серии — конструктивность построений, идущая от Сезанна, и при этом присущая именно Сутину пластичность, целостность и энергия композиции, созданной как бы в едином порыве. Другая неповторимая черта его ранних произведений, сохранившаяся и во всех последующих работах, — драматизм образов. В «Натюрморте с двумя вилками» на обращенном к зрителю оранжево-желтом блюде размещены селедки с извивающимися, как от боли, телами, в то время как вилки тянутся к ним, будто руки голодающего.

В конце 1910-х годов дарование Сутина оценил друг Модильяни — любитель искусства и коллекционер Л. Зборовский. Благодаря его скромной материальной поддержке художник смог прожить около трех лет на побережье Средиземного моря. В его искусстве в это время происходят значительные перемены, образы становятся более живописными и более масштабными.

В показанных на выставке средиземноморских пейзажах — «Пейзаж в Сере» (1919), «Дома» (1920-1921), «Кан сюр Мер» (1923) — строения и природа то изгибаются в подобии танца, то кажутся охваченными неистовым ураганом. Исключительное богатство и насыщенность цвета передают красоту южной природы, палитра художника теперь не похожа на цветовой аскетизм его ранних работ. Все изображенное образует законченное композиционное целое. Но божественная устойчивость Бытия, воплощенная в холстах Сезанна, уступает место разрушительному порыву, возможно — предчувствию наступающих исторических катаклизмов. Красоту и одновременно гибельность и трагичность мироздания Сутин будет передавать и в 20-е годы — в пейзажах (уже не столь экспрессивно-визионерских, как созданные на Средиземноморье), натюрмортах и портретах. В его натюрмортах с изображениями животных предстает не просто мертвая (что следует из самого названия жанра), а жестоко убитая «натура». Таковы его знаменитые «бычьи туши», навеянные знаменитой картиной Рембрандта, рыбы, глотающие ртом воздух, или показанные на выставке два натюрморта с изображениями зайца и индейки (середина 1920-х годов). Золотистый заяц и словно облитая зеленой краской доска, на которой он подвешен, образуют гармоничную и красивую живописную композицию, но контрастом к ней служит полная страдания морда погибшего животного. Еще более впечатляет картина с изображением мертвой индейки. Сутин размещает ее, как в некоторых работах Сезанна, на наклонном столе, изображает с развороченным туловищем, горящим золотом и черно-синими тонами, окруженным, словно венком, красными яблоками и другими предметами (также ассоциирующимися с Сезанном), создает полную мощи и при этом мажорно звучащую живописную симфонию. Но наряду с этим он с той же выразительной силой показывает раскрытый в предсмертном крике клюв птицы, глубоко ранящий душу зрителя.

В 1920-е годы Сутин пишет много портретов — женщин, детей, служащих, «мальчиков из хора», художников, — поражающих психологизмом, экспрессией и умением передавать драму человеческого существования.

На выставке можно было увидеть четыре портрета 1920-х годов. Каждый из них по-своему впечатляющ. «Мальчик из хора» (1927—1928) в белом и кроваво-красном церковном облачении не похож на ангелоподобных поющих детей на картинах эпохи Возрождения. У мальчика совсем не детское, вопрошающее и печальное лицо. Как и сам художник, он словно удручен трагическими противоречиями бытия. «Коридорный» (1927), в белой рубахе и красном жилете, изображенный на изумрудном фоне в динамичной позе, со сверкающим левым глазом, полон неподдельного достоинства... Та же энергия ощущается в «Маленьком кондитере» (1922—1923). Сидящий «Шафер» (1923—1924), обращенный к зрителю и развернутый на плоскости картины, напротив, углублен в себя. Скульптор Оскар Мещанинов с характерным еврейским и брезгливо-надменным лицом предстает во всей незаурядности своей личности. В портрете другого художника — Эмиля Лежена — многочисленными сдвигами формы переданы экспрессивность и нервность творческой натуры.

В 1920-е годы к Сутину постепенно приходят известность и материальный успех. Однако, расставшись с нищетой, он сохраняет свой образ жизни, лишенной быта и целиком заполненной творчеством, и свое трагическое мироощущение. Роберт Фальк, общавшийся с ним несколько позже, писал: «Он большой чудак, странный. Большого роста, колоссальный, толстый нос, низкий лоб и чудесные глаза. Красивые, горячие, человеческие. Когда я увидел эти глаза, стало понятно, что он так пишет» 1 .

Как уже отмечалось, из мастеров «Парижской школы» Сутину был наиболее близок Модильяни. (Неслучайно на выставке в ГМИИ в «зале Сутина» находилось несколько работ Модильяни.) Их объединяли лиризм, сострадание к человеку, сосредоточенность на его внутреннем мире и сами принципы композиционного построения фигур — их уплощенность и неотделимость от живописного фона. Но если у Модильяни экспрессия всегда соединялась с гармонией, а цвет — с ведущей собственную партию линией, то Сутин являлся экспрессионистом по преимуществу и чистым живописцем. Его лучшие картины были написаны «на одном дыхании», без предварительных набросков, в максимальном напряжении творческих сил. При этом художник часто возвращался к одному и тому же мотиву, добиваясь адекватного воплощения своего замысла и постоянно уничтожая несовершенные, с его точки зрения, работы. Его палитра содержала более 40 красок, и для каждой употреблялась отдельная кисть. С помощью цвета мастер из Смиловичей возвышал своих задавленных жизнью героев и претворял грубое вещество жизни в духовное качество.

В 1930-е годы Сутин подолгу живет вне Парижа, главным образом, в имении своих меценатов, расположенном в окрестностях Шартра. В начале 30-х он создает выразительный образ Шартрского собора, полный тревожного мистического чувства и сплавляющий в некую амальгаму архитектуру и окружающее пространство, зрительное впечатление и переживание автора. Особое место в его творчестве тех лет занимают изображения деревьев, которые выглядят порой еще более грандиозными и пугающе несоразмерными человеку, чем в предшествующие годы. Как всегда, природа у Сутина «неравнодушна» и кажется способной откликаться на социальные катастрофы.

В годы Второй мировой войны художник, отказавшийся эмигрировать из Франции, спасался от нацистских облав на евреев в деревушках Иль-де-Франса и нередко писал картины на тему «мать и дитя». Одна из работ этой серии напоминает оплакивание Христа и проникнута ощущением неотвратимо надвигающейся катастрофы.

Умер Сутин в 1943 г. в оккупированном Париже во время слишком поздно сделанной операции. По легенде, за его гробом шло несколько человек, среди которых был Пабло Пикассо.

  1. Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М. 1981. С. 61.

Уже этой осенью московский Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина совместно с парижскими музеями Орсе и Оранжери организуют в российской столице масштабную ретроспективную выставку знаменитого художника «парижской школы» Хаима Сутина. Пропустить её непростительно! Равно, как и посетить неподготовленным. В этом материале мы кратко очертим жизнь и творчество Хаима Сутина.

Подробно о выставке Хаима Сутина в Москве мы писали .

Хаим Соломонович Сутин родился 13 января 1893-го года в посёлке Смиловичи Минской губернии в бедной еврейской семье, где был десятым из одиннадцати детей. Известно, что Хаим с детства любил рисовать, за что, по легенде, бывал бит, ведь в иудаизме изображать живых существ запрещено. Родители увлечений сына тоже не приветствовали, и он в 1907-м году сбежал в Минск. Там посещал рисовальную школу Я.М. Кругера.

В 1909-м году юный Хаим со своим другом и тоже будущим художником парижской школы Михаилом Кикоиным сбежал в Вильно, где они оба записались в школу изящных искусств, мечтая о Париже.

Спустя четыре года, в 1913-м мечта Хаима Сутина о Париже осуществилась. Художник поселился в легендарном «Улье» - копеечном пристанище бедных и талантливых художников в пятнадцатом округе Парижа. Сутин жил в нищете и даже рисовал обнажённым, чтобы не запачкать одежду. Как вспоминал сосед Сутина, поэт Марк Талов, когда вечно голодный художник приносил из лавки еду, он сперва рисовал её, а лишь потом ел. «Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде», - говорил Талов.

Хаим Сутин. Натюрморт с рыбой

Зато именно в «Улье» Сутин познакомился с , и . С последним они стали близкими друзьями. Это Моди познакомил Сутина с польским торговцем Леопольдом Зборовски, который покупал картины молодого Сутина и помогал ему деньгами.

Занятия в мастерской Фернана Кормона в Школе изящных искусств Сутина не вдохновляли, и он сбегал в Лувр, где с упоением копировал старых мастеров. Рембрандт был его кумиром.

. "Женщина в красном на синем фоне"

В 1918-м году на семь лет уезжает на юг Франции, где его подпитывает потрясающая красота природы, и он усиленно работает. Уже в 1922-м году он привозит в Париж около двухсот новых работ, и они пользуются большим спросом у коллекционеров. «Сутин - более великий художник, чем Ван Гог», - заявил американский коллекционер Альберт Барнс и купил 50 полотен.

. "Белый дом"

Наконец-то Сутин выбирается из нищеты. Это даёт ему возможность вернуться в Париж и поселиться в просторном ателье, где он создал свою знаменитую серию бычьих туш и другие многочисленные натюрморты.

В 1927-м году состоялась первая персональная выставка Хаима Сутина . В том же году художник знакомится с супругами Кастен, которые становятся его покровителями. А уже в 1935-м году полотна Сутина выставляют в Чикаго.

С началом Второй Мировой войны пытался выехать в США, но тщетно. 9 августа 1943-го года он умер от перитонита вследствие неудачной операции на язве желудка. Был похоронен под чужим именем на кладбище Монпарнас.

Материал подготовила: Юлия Сидимянцева