Конспект урока "Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека". Биологические ритмы что это и как они влияют на работоспособность человека

Биоритмы и их виды.

Интерес к регулярному повторению физиологических процессов организма человека прослеживается на протяжении многих веков. Еще Гиппократ указывал на необходимость рассмотрения времен года и их воздействия на человека. Древнекитайские космогонические представления, принцип дуализма в мышлении и философии Востока составили суть теории восточной медицины, основанной на циклических изменениях.

На периодичность как основное свойство живых организмов обратили внимание в средневековой науке и эпоху Возрождения. Исследования Роджера Бэкона, Иогана Кеплера, были основаны на знании законов ритмичности.

Современная наука успешно развивает новое направление исследований - хронобиологию. Достижения отечественной биоритмологии нашли широкое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, повышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.

Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хронопрофилактика, хронотерапия, хронофармакология.

С этой точки зрения биологические ритмы представляют собой сложную последовательность многоступенчатых процессов биохимических и биофизических превращений в организме человека. Ряд ученых считают, что отвечают за биоритмы молекулы РНК и ДНК. Возможно, параметры ритмов физиологических функций и задаются определенной генетической программой, но в любом случае они реализуются через изменение метаболических процессов под влиянием внешних и внутренних факторов.

По выполняемой функции биоритмы делятся на физиологические (рабочие циклы отдельных систем организма) и экологические (адаптивные приспособления к периодическим влияниям окружающей среды).

По длительности периода различают:

    суточные (циркадные),

    месячные,

    сезонные,

    многолетние ритмы.

Из всех перечисленных биологических ритмов наиболее исследован сегодня суточный ритм.

Необходимость изучения циркадных ритмов обусловило то, что более 300 физиологических процессов имеют суточную периодику. Все они находятся в определенных фазовых соотношениях со строго различными периодами внешних факторов:

вращением Земли по отношению к Солнцу (24 часа);

вращением Земли по отношению к Луне (24,8 часа);

вращением Земли по отношению к звездам (23,9 часа).

У живых организмов наиболее хорошо выражены ритмы, соответствующие солнечным суткам. 24-часовой период - единица нашей естественной хронобиологии.

В хронобиологии существуют различные шкалы, отражающие периодические явления в зависимости от уровня их организации.

Согласно классификации известного хронобиолога Ф. Хальберга, ритмические процессы организма делятся на три группы.

1 группа - ритмы высокой частоты (с периодом до 0,5 часа). Это ритмы дыхания, работы сердца, электрических явлений в мозге, периодичность колебания в системах биохимических реакций.

2 группа - ритмы средней частоты (с периодом от 0,5 часа до 6 дней). Это смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ и многих других функций.

3 группа - ритмы низкой частоты (с периодом от 6 дней до 1 года). Это недельный, лунный и годичный ритмы, охватывающие циклы секреции гормонов, менструальные, сезонные изменения течения биохимических реакций, длительно-временные изменения работоспособности.

Говоря о биологических ритмах, не следует забывать о том, что в повседневной жизни человека окружают многочисленные физические и социальные синхронизаторы (датчики времени), которые приводят к оптимальному взаимодействию ритмов организма с ритмами внешней среды.

К физическим синхронизаторам относятся:

    чередование света и темноты,

    суточные и сезонные колебания температуры и влажности воздуха, барометрического давления, напряженности электрических и магнитных полей и другие метеорологические факторы.

Социальным датчиком времени выступает распорядок производственной и бытовой деятельности.

Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхронизировать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует забывать о ритме жизни коллег по учебе, работе и общественной жизни.

Суточные ритмы физиологических процессов.

Основой периодических изменений функций организма человека являются суточные биоритмы. Благодаря им человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организма, используя периоды относительно низкого функционирования для восстановления сил.

На все внешние воздействия человек реагирует в зависимости от фазы ритма, его силы и направленности реакции. Фаза биологических ритмов характеризуется положением колеблющейся системы в определенный момент времени. В период взаимодействия одного ритма с другим происходит совпадение или расхождение фаз. Резкое изменение внешних условий может привести к сдвигу фаз, который наблюдается, например, при перелетах человека на большие расстояния или при резкой смене климата.

Сила суточных ритмов определяется амплитудой колебания физиологических процессов, которые непосредственно зависят от ряда внешних факторов. Амплитуда одних функций может значительно увеличиваться в течение суток, других - уменьшаться, а третьих - изменяться вокруг среднего уровня в ту или другую сторону. Например, допустимо превышение концентрации биологически активных веществ в крови на 50% среднесуточной величины, а температура тела может колебаться лишь в пределах 1°С.

Суточная динамика температуры тела имеет волнообразный характер. Минимальное значение ее приходится на промежуток времени от 1 часа ночи до 5 часов утра, а максимальное - к 18 часам. Амплитуда колебания составляет 0,6 - 1о С.

В ответ на любые изменения среды реагирует сердечно-сосудистая система. В нормальных условиях регуляция сердечной деятельности обеспечивает соответствие между количеством крови, поступающим за единицу времени в сосудистую систему, и уровнем обмена веществ организма.

В зависимости от условий, характера и интенсивности нагрузок происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы. Так, например, количество крови, нагнетаемой сердцем в аорту за одну минуту, увеличивается с 4-6 литров при полном покое до 20-25 при значительной мышечной работе, частота пульса возрастает с 50-60 ударов в минуту до 120-150.

Однако, помимо естественной ритмической деятельности, сердечнососудистая система обладает и суточной периодичностью: наибольшая частота сердечных сокращений наблюдается к 18 часам. В это же время отмечается повышение артериального давления крови. Наименьшие показатели пульса бывают около 4 часов, а артериального давления - примерно около 9 часов.

С суточной периодичностью системы кровообращения, как и многих других, связана работа желез внутренней секреции.

Экспериментально установлено, что увеличение количества адреналина в крови происходит в утренние часы, до начала периода двигательной активности. Его максимум приходится на 9 часов, что обуславливает достаточно высокую психическую активность человека в первой половине дня.

В такой же зависимости от биоритмов находится выработка половых гормонов. Максимум секреции тропных гормонов проявляется во время ночного сна. У мужчин увеличение секреции гонадотропинов на протяжении суток происходит несколько раз, а у женщин минимальный уровень лютеинизирующего гормона определяется в начале ночного сна, плавно нарастая в дальнейшем. Приуроченность родовой деятельности к определенному времени суток, к полуночи, связана с усилением деятельности задней доли гипофиза к этому времени суток.

В последние годы доказано наличие суточной активности ферментных систем организма. Ученые располагают данными о том, что в течение суток в тканях нашего организма меняется концентрация ионов водорода. Внутренняя среда организма в период с 3.00 до 15.00 часов находится преимущественно в кислой фазе, а с 15.00 до 3.00 - в щелочной. Переход из одной фазы в другую составляет около двух часов.

Ритмические изменения объема образуемой в желудке соляной кислоты делают желудочный сок утром менее кислым, чем вечером. Моторная функция желудка и перистальтика кишечника усилены в первой половине дня. Выделительная функция почек усилена в вечерние часы.

Характерные изменения в течение суток претерпевает и биоэлектрическая активность мозга. Ночью у человека снижается память, мышечная сила, отмечается замедленность в действиях, увеличивается число ошибок при решении арифметических задач.

Биологические ритмы или биоритмы – это периодические процессы в организме, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. Ритмичность биологических процессов заложена эволюционно, подвержена влиянию факторов внешней и внутренней среды. Знание цикличности биоритмов и соблюдение нормального течения биологических процессов – важное условие поддержания здоровья и долголетия. Эта статья посвящена теме биологических ритмов и их влиянию на работоспособность человека.

Природа биоритмов

Для поддержания гомеостаза в организме все биологические процессы протекают с определенной ритмичностью. На состояние внутренней среды оказывает влияние внешняя среда, физические процессы которой также подвержены цикличности. В природе регулярно возникают лунные и солнечные циклы, периоды приливов и отливов, сезонные и годовые циклы. Изменения температурного, влажностного, светового режима, атмосферного давления и степени солнечного излучения влияет на биоритмы человека и других живых существ.

Ученые доказали, что характер цикличности заложен в генетическом материале (ДНК и РНК). Непосредственно на ритмичность биологических процессов оказывает течение метаболических реакций под действием изменения внутренних (физиологических) и внешних (экологических) факторов. Биоритмы в жизни человека имеют весомое значение, нарушение цикличности физиологических процессов приводит к развитию болезней, преждевременной старости и смерти.

Виды биоритмов

Различают множество видов биоритмов, которые влияют на жизнедеятельность клеток, органов, организма и целые популяции людей. Изменение внутренних реакций на переменчивость условий внешней среды относится к процессу адаптации и увеличения шансов на выживаемость. Каждый вид цикличности оказывает влияние на ту или иную физиологическую реакцию, позволяет поддерживать баланс в организме, не только на физическом, но и психоэмоциональном уровне. От состояния здоровья зависит настроение и эмоциональный тонус, и наоборот. При низком психоэмоциональном тонусе развиваются заболевания органов и систем, в медицине известных, как психосоматика.


Виды биоритмов человека.

  1. По функциональной принадлежности выделяют физиологические и экологические биоритмы. Физиологические связаны с ритмичностью работы организма (пульс, дыхание, чередование сна и бодрствования). Экологические – отвечают за адаптацию к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  2. По длительности биоритма человека выделяют суточные, месячные, годовые, многолетние ритмы. Например, месячный цикл у женщин или суточное колебание температуры тела (до 1 градуса).
  3. По частотности биоритмы делятся на высокочастотные (длительность периода до 30 минут), среднечастотные (длительность периода от 30 минут до 7 дней), низкочастотные (длительность периода от 7 дней до года). Примером высокочастотного ритма является частота дыхания и пульса, электрические колебания работы головного мозга, среднечастотного – суточные колебания метаболических реакций, смена периодов сна и бодрствования, низкочастотного – гормональная секреция, менструальный цикл, колебания уровня работоспособности.

В зависимости от специфики влияния биоритмов на здоровье человека, выделяют физические, умственные и интеллектуальные биологические ритмы.

  1. Физический биоритм человека составляет 23 дня. В первой половине фазы работоспособность нарастает, достигает пика в середине фазы, затем постепенно угасает. Этот вид цикличности наиболее актуален для людей физического труда или спортсменов.
  2. Эмоциональный биоритм человека составляет 28 дней. Влияет на эмоциональное восприятие событий и жизненных ситуаций, наиболее активен в середине фазы. Эмоциональная цикличность лучше проявляется у людей творческих профессий и профессий, связанных с общением.
  3. Интеллектуальный биоритм человека составляет 33 дня. Связан с ментальными показателями – вниманием, сообразительностью, логикой, памятью. Наиболее актуален для людей умственного труда. Ментальные способности усиливаются в середине биологической фазы.

Необходимо знать, как учитывать различные виды биологических ритмов в повседневной жизни человека. От этого зависит состояние здоровья и уровень работоспособности.

Типы людей в зависимости от биоритмов

Циклические процессы выступают в качестве самых точных «биологических часов». Изменения физических и химических реакций в организме влияют на самочувствие и работоспособность в течение дня. Самые хорошо изученные биоритмы – это суточная цикличность (циркадные биологические фазы). В генетическом коде каждого человека заложена особенность циркадной ритмичности, которая определяет связь биологических ритмов и сна.

Выделяют 3 вида людей в зависимости от биологических ритмов:

  • «жаворонки» – рано ложатся спать, рано встают, пик трудоспособности приходится на первую половину дня (до 12 часов дня);
  • «совы» – поздно ложатся спать, соответственно, поздно встают, пик трудоспособности приходится на вечернее время (16-20 часов), иногда на ночные часы;
  • «голуби» – отход ко сну и утренний подъем может быть разным, но пик трудоспособности приходится на дневные часы (13-16 часов).

При составлении режима дня необходимо учитывать индивидуальные суточные биоритмы каждого человека. Для снижения стрессовых ситуаций важно подбирать часы работы и профессиональную деятельность в зависимости от генетических особенностей взаимосвязи биологических ритмов и сна.

Питание и биоритмы человека

Должно быть рациональным – это общеизвестный факт. Не менее важно принимать пищу в определенные часы дня, не реже 4 раз в сутки. Правильное питание и чередование биоритмов тесно связано между собой.

Время приема завтрака, обеда или ужина четко регламентировано вследствие цикличности метаболических реакций в организме. Человек, который придерживается оптимального режима питания, имеет меньше шансов получить хронические заболевания со стороны пищеварительного тракта и других функциональных систем организма.


Питание человека по внутренним биологическим часам совпадает с ритмичностью секреции гормонов, ферментов, биологически активных веществ в головном мозге. Это позволяет предупредить переедание и развитие ожирения, укрепить защитные силы организма, сохранить работоспособность в течение светового дня. Если принимать пищу в одно и тоже время каждый день, можно почувствовать прилив сил и укрепить здоровье, избавиться от депрессии и эмоциональной нестабильности.

Нарушение биоритмов и профилактика сбоев «биологических часов»

Если не учитывать естественную цикличность, можно вызывать «поломку биологических часов», что негативно повлияет на работу всего организма. Нарушение естественного чередования биоритмов человека приводит к развитию физических недугов, психических заболеваний, сбоям в эмоциональной сфере. Это снижает способность к продуктивной деятельности, ухудшает работоспособность и в тяжелых случаях приводит к инвалидности.

Например, постоянная работа в ночные смены вызывает , неврозы, психозы, нарушение работы сердечно-сосудистой, эндокринной и пищеварительной системы. Согласно КЗОТ, количество ночных смен в месяц строго регламентируется. Особенно тяжело работать в темное время суток «жаворонкам», ночная деятельность больше подойдет «совам». Индивидуальные особенности биоритмов человека необходимо учитывать при выборе профессии и режима труда.

Профилактика сбоев «биологических часов»:

  • правильное чередование сна и бодрствования;
  • работа в часы наибольшей активности, согласно индивидуальным биоритмам;
  • прием пищи в одно и то же время;
  • ежедневные прогулки, занятия физкультурой и спортом;
  • подбор профессиональной деятельности, согласно генетическим особенностям биоритмов;
  • , применение методов и .

Каждый из нас слышал о хорошей физической и психической форме йогов. Состояние здоровья на высоком уровне без лекарств йоги поддерживали также благодаря глубоким знаниям о биологических циклических процессах в организме. Биоритмы в восточных медитативных практиках учитываются с древних времен. Благодаря соблюдению баланса между естественными процессами внутри организма человека и постоянно меняющимися условиями внешней среды, йоги имели крепкое здоровье и достигали долголетия.

Жить согласно биоритмам не составляет большого труда. Организм всегда подсказывает, что необходимо сделать в тот или иной момент времени. При составлении режима дня необходимо учитывать внутренние и внешние циркадные ритмы. Регулярность и цикличность – основные правила поддержания здоровья. Пищу необходимо принимать в одно и то же время, ложиться спать и просыпаться в определенные часы, заниматься физическим и психическим трудом в фазы наибольшего пика биологической активности. Жизнь согласно биологическим ритмам предупреждает развитие стресса, хронических заболеваний, улучшает настроение и определяет позитивный взгляд на окружающую действительность.

Также помните. Для приобретения отличного здоровья, нормальной психики важно соблюдать цикличность между напряжением и расслаблением. Нельзя быть полностью расслабленным, нужно вести активный образ жизни, заниматься спортом. Но постоянное напряжение из-за стрессов и приводит к возникновению болезней психики и тела. Для избавления от напряженности лучше всего применять , или . Также для поддержания баланса между расслаблением и напряжением, я советую заняться правильной йогой или еще лучше энергомедитативной практикой.

Что такое правильная йога мы поговорим в следующей статье.

А сейчас предлагаю посмотреть интересное видео о биологических часах человека. Из него вы также узнаете, что несоблюдение режима сна и отдыха, ночное бодрствование приводит к болезням. Что утром нельзя давать нагрузки организму, например бегать, о чем уже говорилось в статье о и о многом другом.

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

  1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
  2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.

Выводы

  1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
  2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
  3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
  4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
  2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
  4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Продумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни».
  3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

«Влияние биоритмов на

работоспособность школьников»

Учитель биологии, экологии,ОЗОЖ

Кухта Наталия Александровна

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников.

2.2. Следуй биоритмам

2.3.Исследовательская работа, ее методика.

2.4. Результаты исследования

    Выводы

IV. Заключение

V. Используемая литература

Приложение А

Приложение В

    Введение

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.

Биологические ритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий.

«Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Провести тестирование учащихся МОУ «СОШ села Поповка » по определению биоритмов школьников.

    Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МОУ «СОШ с.Поповка».

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников

Внутренние причины, циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биоритмов. Они влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Колебания их не одинаковы и составляют: физического - 23 дня, эмоционального - 28 дней, интеллектуального - 33 дня. Стартовой точкой для всех трёх биоритмов принято считать дату рождения, она соответствует нулевому значению.

Если изобразить биоритмы графически, то каждый из них возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля; продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать до нулевого значения.

Цикличные спады и подъёмы функций организма можно не только учитывать, но и регулировать. Во время физического спада не стоит принимать зачёты по физической культуре, в период эмоционального спада надо знать, что ребёнок более, чем обычно, раздражительный, при интеллектуальном спаде - невнимательный, не всегда способен понять, что от него требует учитель.

Каждый человек по-разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от его индивидуальных особенностей, уровня развития, социальной сферы и прочих факторов. Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно проявляются в состоянии человека. Редко, но бывает, когда все три биоритма одновременно пересекают нуль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным, воздерживаться от напряжений. К счастью, такие дни редки. Но и самые благоприятные дни, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме, тоже бывают не часто.

Когда тот или иной биоритм находится на графике в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях.

Помимо трёх индивидуальных биоритмов в жизни школьника проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5-6 дней в неделю - учёба, 1-2 дня - отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг - она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не всем одинаково работается и в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие - в послеобеденную пору. Одни рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь. Первых называют «жаворонками», вторых - «совами». Есть и третьи - «голуби» (аритмики) - легко адаптирующиеся во времени.

Надо ли об этом знать? Надо. Я сам «жаворонок», мне легче работается в первой половине дня. Но жизнь частенько заставляет трудиться вечером, тогда продуктивность снижается. А каково же детям-«совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя подниматься и учиться в утреннее время? Конечно, можно сказать, что всё подправляется образом жизни, создаются привычки. Но не так это просто.

И учителю, и учащимся полезно определить свою принадлежность к группам по суточным биоритмам. Для этого надо хотя бы ответить на простые вопросы: если бы вы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались исключительно личными желаниями, когда вы пред почли бы вставать? А ложиться спать? К какому типу людей - утреннему или вечернему - вы отнесли бы себя?

Даже по наблюдениям за учащимися можно выявить «жаворонков»: кто-то раньше всех приходит в школу, никогда не опаздывает на утренние встречи или соревнования и - самое важное - в утреннее время показывает результаты лучше, чем в послеобеденное время. Жалко, что неправильный образ жизни - прогулки до позднего времени, ночные дискотеки и телепередачи - заставляют ребят ложиться спать позже обычного: «ломается» то, что дано от природы.

На что влияют биоритмы? На двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и к воздействию неблагоприятных погодных условий, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

При желании, сделав несложные расчёты, можно составить графики своих биоритмов на любой срок. Для этого надо вычислить количество прожитых дней: 365 умножить на цифру, выражающую возраст, прибавить по 1 дню на каждый високосный год и сумму разделить на 23, потом - на 28 и на 33. Считается, что первая половина цикла - положительная фаза, вторая - отрицательная, а дни перехода из положительной в отрицательную - критические дни.

Положительная фаза биоритмов: физический цикл - со 2-го по 11-й день (характерны максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов); эмоциональный цикл - со 2-го по 14-й день (наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний); интеллектуальный цикл - с 2-го по 16-й день (творческие дни, наиболее благоприятное время для решения сложных вопросов).

Критические дни биоритмов: физический цикл - 1-й и 12-й дни (нестабильность физического состояния, вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головная боль); эмоциональный цикл - 1-й и 15-й дни (эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетённому состоянию, спорам и ссорам); интеллектуальный цикл - 1-й и 17-й дни (склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания).

Отрицательная фаза биоритмов: физический цикл - с 13-го по 23-й день (пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям); эмоциональный цикл - с 16-го по 28-й день (повышенная напряжённость, часто плохое настроение); интеллектуальный цикл - с 18-го по 33-й день (процесс мышления вялый, нестабильный).

Подчиняясь законам природы, человеческий организм реагирует на все изменения, продиктованные ритмами - многолетними, годовыми, суточными. Учитывать влияние биоритмов - значит помогать своему здоровью, а для нас, педагогов, - ещё и здоровью наших учащихся. (Приложение А)

    1. Следуй биоритмам

Организм человека подчиняется особому часовому распорядку, который определяется нашими внутренними биологическими часами.

Биоритмы влияют на нашу жизнедеятельность, поэтому иногда с самого утра бывает настроение превосходное и хочется горы свернуть, а иногда апатия и раздражительность не проходят весь день.

Хронобиологи - специалисты, изучающие биологические циклы человеческого организма, объясняют это тем, что наш организм подчиняется внутреннему часовому ритму. Если в часах случается какая нибудь неполадка, то ритм сбивается. Так и в организме, стоит только сбиться с ритма, как сразу же возникают проблемы: недосыпание, апатия, раздражение. И даже лишние килограммы могут появиться в результате нарушения биологических ритмов.

7.00 - Идеальное время пробуждения организма. Именно в это время надпочечники выделяют первую утреннюю порцию гормонов, среди которых преобладает адреналин. Именно он ускоряет пульс и кровообращение. Тело готово к пробуждению, сердце работает в дневном режиме.

7.30 - время утренней активности. В это время хорошо сделать зарядку, небольшую пробежку, заняться гимнастикой. Энергия полученная от такой разминки в эти ранние часы даст заряд энергии на весь день.

8.00 - 9.00 - Идеальное время для завтрака. Желудок на пике активности, благодаря чему и пища лучше переваривается и организм получает из нее максимум энергии, необходимой для дальнейшей работы.

10.00 - это пик работоспособности, когда и совы и жаворонки чувствуют себя отлично.

11 часов - время, когда полезны все виды самосовершенствования - йога или медитация. Полезны спа - процедуры и массаж.

12.00 - пик работы сердечной мышцы. В это время сердце работает на полную катушку, поэтому не следует перегружать его физическими нагрузками. Стоит воздержаться от употребления кофе и шоколада. Специалисты-хронобиологи рекомендуют в это время занять интеллектуальной работой -любые задачи вы будете щелкать как орешки.

13.00 - время для полноценного обеда. Желательно чтобы он содержал полноценные белки и сложные углеводы, а после обеда хорошо бы немного отдохнуть. В это время происходит спад биологических ритмов и организм нуждается в небольшом отдыхе.

14.00 - в середине дня притупляется ощущение боли и анестетики действуют вдвойне эффективней, чем утром или вечером, поэтому на это время хорошо планировать визит к стоматологу.

15.00 -16.00 - навалилась лень-матушка, так и хочется вздремнуть. Сердце и другие органы, работают медленнее обычного, кровообращение мозга и органов замедляется. Только желудок работает, он то и тянет энергию на себя. Лучше заняться какой -нибудь работой, не требующей особых усилий.

17.00 - новый виток трудоспособности. Энергетический спад уменьшается, появляется прилив жизненных сил.

18.00-19.00- Организм нуждается в покое. В это время полезны процедуры для расслабления мышц, например массаж, а также солярий, кожа загорит быстрее в эти часы.

20.30 - Самое время позаботиться о коже, поры кожи в это время особенно восприимчивы и впитают как губку крем и питательные маски, а это значит что кожа быстрее восстановится и отдохнет за ночь.

22.00- 23.00 - Сон. Для восстановления организма требуется не менее семи часов спокойного сна.

2.2.Исследовательская работа, ее методика

В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Заинтересовалась, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «СОШ с.Поповка». Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение месяца . В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ села Поповка».

Произведено тестирование учащихся - Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

(приложение В) МОУ с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов. Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся.

Главная задача данного исследования - рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем - определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

2.3.Результаты исследовани я

Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее.

На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное - в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов.

Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

    Выводы

Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.

На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

    Заключение

В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали предельный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой - нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами.

Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников.

    В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность,

    Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом - во второй.

V . Используемая литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) - М.: Сов. Россия,1977.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989.

    Алексееве.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. -Самара.:Учебная литература, 2005.

    Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967.

    Детари П., Карцаш В Биоритмы. - М.: Мир, 1984.

    Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, 1984.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. -М.Знание, 1989.

Приложение В.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

[ Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 – 5.45

6.46- 8.15

5.46-7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46- 11.00

12.01- 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

20.00 - 20.45

21.00 – 21.45

20.46- 21.30

21.46-22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.46- 2.30

1.31- 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры, Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучший и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы

    0- 21.00 5

21.01-22.15 4

22.16- 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 - 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 - 10.00 6

11.00- 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00 - 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него - 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 - 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение А.

БИОРИТМЫ



Что такое биоритмы?

Человек со дня рождения на ходится в трех биологических ритмах: физическом, эмоцио нальном и интеллектуальном.

23- дневный ритм

Это физический ритм. Он оп ределяет здоровье, силу и вы носливость человека.

28- дневный ритм

Это эмоциональный ритм. Он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.

33- дневный ритм

33- дневный ритм - это интел лектуальный ритм. Он опреде ляет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются твор ческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни проис ходит творческий спад.

Каждый из трех долговремен ных ритмических циклов начинается с рождения челове ка. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусо иду (график). Чем выше под нимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Счет шаг за шагом

Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Аля этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Висо косными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 годы. Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хоти те рассчитать: 23, 28, 33. Ос таток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время (см. график). Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того био ритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благопри ятной. Если цикл на нуле гра фика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии био ритмов пересекают горизон тальную линию в центре гра фика - это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно не предсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и от сутствие энергии.

Что означают биоритмы?

23- дневный ритм

Высокая энергия:

    Хорошее физическое самочувствие.

    Устойчивость к стрессам, болезням и высо кая жизненная энергия.

    Сильное половое вле чение.

Опасность переоцен ки своих сил.

Низкая энергия:

    Повышенная утомля емость.

    В это время рекомен дуется больше отды хать и беречь силы

Критические дни:

    Пониженная сопротив ляемость болезням.

    Склонность к ошибоч ным действиям.

28- дневный ритм

Высокая энергия:

    Интенсивная эмоциональ ная и духовная жизнь.

    Благоприятное время для дружбы и любви.

    Повышение творческих способностей и интере са к новому.

    Склонность к повышен ной эмоциональности.

Низкая энергия:

    Неуверенность в себе.

    Пассивность.

    Недооценка своих воз можностей.

Критические дни:

Склонность к душевным конфликтам.

Снижение сопротивляе мости болезням.

33- дневный ритм

Высокая энергия:

Способность ясно и ло гически мыслить.

    Способность к концент рации внимания.

    Хорошая память.

    Творческая активность.

Низкая энергия:

    Снижение интереса к но вым идеям.

    Замедленная реакция.

    Творческий спад.

Критические дни:

    Неспособность сконцент рироваться.

    Невнимательность и рас сеянность.

    Склонность к ошибочным действиям (большая веро ятность аварий).

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Существует такая наука, которая называется хронобиология, она изучает биологические ритмы человека. Ведь все живые существа на планете подвержены их влиянию, вплоть до настроения. Даже врачи назначают лечение с учётом этих факторов, в определённое время меняется дозировка. И сегодня я хочу вам рассказать об этих ритмах подробнее, чтобы у вас были преимущества в профессиональной деятельности и личной жизни, а также отличное здоровье.

Общее

Сам термин означает регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов, на которые обратили внимание ещё Гиппократ и Авиценна.

Они могут быть, как самостоятельными (дыхание, сердцебиение…), так и связанными с географическим циклом (обмен веществ, процесс деления клеток…), приливными (открытие ракушек в связи с приливами) и годичными (рост растений…). Самым главным понятием, которым оперирует хронобиология – это циркадные ритмы, они постоянно сменяют друг друга и тесно связаны с вращением Земли вокруг своей оси. Считается даже, что в мозгу человека есть центр управления ими, который назвали супрахиазматическое ядро.

Самым простым примером этой сложной терминологии может послужить всем известный цикл «бодрствование-сон». И если он сбивается, к примеру, в связи с бессонницей на фоне стресса, то это очень пагубно влияет на организм, истощая его ресурсы. Даже сдвиг на один час требует длительный этап восстановления.

У ночных животных в темноте возрастает активность, но у людей все процессы, наоборот, замедляются, и если ему приходится в это время работать, происходят серьёзные сбои, защитные функции супрахиазматического ядра значительно снижаются, что может повлечь за собой опасные заболевания, например, злокачественные опухоли.

Классификация

Классификация биоритмов в зависимости от разных критериев

1.По выполняемой функции

  1. Физиологические. Длительность от доли секунды до одной-двух минут. Это может быть давление, сердцебиение и артериальное давление. Считается, что, в общем, в нашем теле насчитывается примерно 400 суточных ритмов. Их серьёзный сбой или прекращение приводит, соответственно, к смерти.
  2. Экологические. Они имеют совпадения с природой, и для нас служат, как биологические часы, потому что организм ориентируется во времени благодаря им и понимает, к чему готовиться. Банальный пример, когда на зиму повышается вес, чтобы жир помогал согреваться в особо холодные и морозные дни. Могут быть суточными, сезонными, приливными и лунными. Если человека лишить информации про естественные изменения в природе, создав искусственные условия непрерывного освещения, поддерживать определённый уровень влажности и прочее, то произойдёт интересный момент, его организм начнёт приспосабливаться и создавать свой собственный период, не зависящий от природы.

2.По длине

  1. Циркадианные – самые распространённые и всем известные, имеют период в 24 часа, их ещё называют суточные или околосуточные. Происходит мочеобразование, изменение давления…
  2. Ультрадианные – околочасовые, в это время происходит чередование сна и бодроствования, изменение температуры…
  3. Инфрадианные – длительность более 24 часов, это околонедельные, околомесячные и окологодовые.

3.ПО источнику происхождения

  1. Физиологические. Образовались в процессе эволюции, вследствие увеличения нагрузки на клетки, органы и прочее. Расчёт частоты физиологических ритмов и их изменение помогает адаптироваться к переменам без ухудшения здоровья.
  2. Геосоциальные. Образовываются благодаря социальным и геофизическим факторам, и отвечают за адаптивность, как к труду, так и к отдыху.
  3. Геофизические возникли под влиянием различных фаз Луны и времён года и отвечают за приспособление к изменениям в природе.

Нашими постоянными спутниками являются три биоритма

1.Физический

Он имеет продолжительность в 23 дня и оказывает влияние на нашу энергичность, выносливость, силу и координацию. Когда он в норме, то мы ощущаем желанное чувство уверенности в своих силах, вследствие чего наш характер обладает такими свойствами, как амбициозность, решительность, напористость, оптимистичность и стрессоустойчивость. Чтобы выяснить, какой у вас уровень, предлагаю формулу расчёта:

A = (365 х B + C + D)/23

A – фаза цикла

365 – кол-во дней за год

B – полные прожитые года

C – сколько прожито високосных годов(4 дня для 15-летних подростков)

D – дни от даты рождения до сегодня

23 – дни цикла

Если у вас число, меньшее или равное 11,5, то у вас положительная, соответственно, если больше, то уже отрицательная.

2.Эмоциональные

Имеют влияние на нашу нервную систему, настроение, эмоции, даже интуицию и влюблённость. Их значение для нас просто колоссальное, при низком уровне человек будет испытывать депрессию, неудовлетворённость и бессмысленность своего существования. Интересный факт: ровно на 14 сутки, в тот же день недели, в который человек появился на свет, для него наступает самый критический момент эмоционального биоритма.

Продолжительность составляет 28 дней, соответственно формула расчёта такая же, только изменяем количество дней цикла.

A = (365 х B + C + D)/28

До 14 – положительная половина фазы, если больше – отрицательная.

3.Интеллектуальные

Это наша память, скорость и тип мышления, способности, будь то логические или творческие, обучаемость. Самым благоприятным периодом для посещения конференций или повышения уровня квалификации будет пик подъёма интеллектуальности, потому что легче понимать, о чём идёт речь, проще концентрироваться и запоминать информацию. Продолжительность больше, чем у остальных и составляет 33 дня, соответственно в формуле меняем показатель на этот.

A = (365 х B + C + D)/33

До 16, 5 – положительная, больше – отрицательная

Фазы


Теперь подробнее расскажу о самих фазах и их влиянии на здоровье:

  • Подъём . Человек испытывает прилив энергии, больше, чем обычно успевает сделать. Выносливость на высшем уровне, обычно спортсмены в этот период завоёвывают первые места, или просто бьют свои личные рекорды. В эти дни, можете заметить, как поднимается без видимых на то причин настроение, появляется уверенность в своих силах и готовность идти на риск.
  • Переломный момент . Ощущается, как становится меньше энергии, появляется слабость и начинают беспокоить недомогания. Привычные, обыденные дела приходится выполнять с усилиями, мысли не столь оптимистичны и появляется желание приостановиться в деятельности.
  • Спад . После минимальной нагрузки требуется отдых, даже обычная прогулка в тягость. Слабость может присутствовать даже после пробуждения, и, чтобы не истощать ресурсы своего организма, очень важно устроить перерыв и позволить себе отдых. Тогда, набравшись сил, состояние начнёт плавно улучшаться и перерастёт обратно в подъём.

Суточный график

Сейчас я приведу подробный график работы человеческого организма, чтобы вы могли проследить, в чём есть совпадения, а где необходимо подкорректировать свой образ жизни.

Время суток Часы Процессы
1 Раннее утро 4 Подготовка к пробуждению
2 5 Снижается выработка мелатонина, поднимается температура тела, давление, учащается пульс. Нарастает количество кортизола и адреналина, гормонов, которые отвечают за нашу активность.
3 Утро 7-8 Пик выброса кортизола у «сов», то есть людей, которые поздно ложатся спать и поздно просыпаются.
4 9 Если не присутствует нарушение в режиме сна, то в этот период самая высокая работоспособность, человек усваивает больше информации, быстрее думает и принимает решение.
5 9-11 Начинают активизироваться защитные функции, и кстати, если вы принимаете лекарства для повышения иммунитета, лучший эффект будет, если успеете в эти часы.
6 День До 11 Эффективны и полезны физические нагрузки
7 12 Кровь приливает к органам пищеварения, соответственно, уменьшается её количество в головном мозге. Снижается мышечный тонус, пульс и давление.
8 После 14 Если принять обезболивающее, то его действие будет более продолжительным, так как болевая чувствительность и так на минимуме.
9 15 Настало время для долговременной памяти, так что, если необходимо вспомнить что-то давнее, а так же, если нужно что-то запомнить, и надолго – лучшего времени не найти.
10 После 16 Опять возрастает работоспособность
11 15-18 Следует заняться спортом, хотя бы прогуляться по парку.
12 16-19 Интеллектуальная активность. В пищу рекомендовано употреблять пищу, богатую углеводами, натуральную.
13 Вечер 20 Эмоциональное состояние стабилизируется. Обновляются клетки, а вот температура начинает понижаться.
14 21 Подготовка ко сну
15 22 Пора спать.
16 Ночь
17 2 Если в этот момент человек ещё бодрствует, это сказывается не только на здоровье, но и просто в жизни. К примеру, возникает депрессия, чувство удовольствия и радости на минимуме.
2-4 Самый глубокий сон. Уровень мелатонина, который отвечает за расслабление и качественный отдых на максимуме.
4 Всё сначала


Соблюдайте режим, ведь даже врачи при многих заболеваниях, прежде всего, говорят о нём. Существуют разные типы людей, в зависимости от их режима активности и сна. То есть, «жаворонки», которые рано встают и ложатся, и «совы», о них я рассказывал в таблице. Существуют ещё «голуби», они дневные, но это редкий тип. Так вот, по статистике, инфаркты миокарда в основном случаются именно у «сов», так как идёт усиленная нагрузка в тот момент, когда человек должен восстанавливаться. Такой дисбаланс называется десинхроноз. Бороться с ним возможно только с помощью возвращения к естественным ритмам.

Отдыхайте, когда чувствуете усталость, днём работайте, а ночью спите, вроде бы очень простой совет, но часто сложный в выполнении. Повседневная жизнь современного человека состоит из стрессов и дедлайнов, когда совсем нет возможности расслабиться. Почитайте статью , которые смогут помочь вам. Ещё один важный нюанс – отход ко сну, работа и приём еды должны быть в одно и то же время.

Еда

Помните, как нам рассказывали о том, что пищу необходимо тщательно пережёвывать? Знаете почему? А потому, что сокращения мышц желудка происходят с частотой от 2-4 раз в минуту, и если мы быстро едим, наши глотки сбивают цикл, тогда нарушается перистальтика пищевода. Поэтому старайтесь себя контролировать и всё-таки делать паузы.

Недосып

Из-за недосыпа мы стареем раньше, а звонок будильника подвергает нас огромному стрессу, принося большое количество негативных последствий для здоровья. Как-то их смягчить поможет ваш естественный рефлекс – потянутся и зевнуть, при чём, используйте разные способы, как кошка, к примеру, выгибая спину, или как кобра, когда живот прижат к полу или кровати.

Утро

Физические нагрузки и интенсивные тренировки запрещены рано утром и поздним вечером. Иначе никакой пользы получить не выйдет, к тому же высокий риск получить травму и перегрузить сердечно — сосудистую систему.

Перелеты

Людям, которым приходиться совершать длительные или частые перелёты, следует принимать природные средства, лекарства на основе лимонника, родиолы розовой, левзеи… Потому что восстановление может порой захватить не один месяц, а пожилые люди и дети сложно переносят десинхроноз. Симптомы обычно проявляются в чрезмерной утомляемости, бессоннице, ощущением разбитости и потливостью. Ко всему прочему обостряются хронические заболевания.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Биоритмы имеют влияние на работоспособность, здоровье, даже ощущение влюблённости, поэтому сохранять их естественный процесс очень важно, иначе есть огромный риск выкладываться вхолостую и тратить свои ресурсы. Подписывайтесь на обновления блога и вы не пропустите важных новостей, полезных для вашего саморазвития. Берегите себя и придерживайтесь рекомендаций, и всё у вас получиться!