Онегин эгоист. Cочинение «Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Сочинения по темам

Александр Сергеевич Пушкин в своем величайшем романе в стихах «Евгений Онегин» смог создать довольно сложную и противоречивую натуру, который, на мой взгляд, для разных людей представляется совершенно разным. Возможно, это происходит потому, что читатель видит в одном из главных персонажей отражение своего внутреннего мира. Ведь в каждом из нас непременно живет тот самый Евгений Онегин.

Поэтому многие импонируют ему и стараются оправдать его поступки, как часто сами оправдывают себя. Другим же читателям данный персонаж кажется плохим, холодным, грубым. Но ведь и сами мы не так редко бываем такими же холодными и безразличными.

Евгений Онегин – молодой человек из дворянского сословия. Вся его сознательная жизнь проходила именно в высшем обществе царской России. Когда он был совсем юным, то именно это общество невероятно манило и привлекало его своей пышностью, развлечениями, умными и знатными особами. Еще не зная настоящего содержания данного собрания знатных людей, он изначально был слишком сильно им очарован.

Евгению Онегину представлялось, что именно здесь он сможет показать себя и свои способности, здесь он сможет полностью себя самореализовать и возможно изменить чью-то жизнь к лучшему. Но достигнув положенного возраста и вступив в ряды дворянского общества, юноша навсегда и крепко в нем разочаровывается. Ведь в нем такие же знатные люди придаются однообразным сплетням, разговорам об одном и том же, редким пошлым развлечениям и бесконечной праздности и бездействию. Совершенно по другому молодой Евгений представлял себе этот мир. Он не дал ему ничего того, о чем мечталось юноше. Поэтому в скором времени Онегину надоело такое бесцельное времяпрепровождение, и он покидает это пристанище скуки и пошлости.

Но лишившись той привычной среды обитания, Евгений Онегин не понимает, что теперь он хочет и как следует жить дальше, чтобы его душа наконец-то обрела долгожданное счастье. Все чего он желал – это высшего общества. Но оказалось, что оно совершенно не такое, какое он себе представлял. Поэтому молодой человек остается как бы в изоляции от окружающие. Ведь новых стремлений у него пока еще нет, как и новой мечты. Поэтому он просто скучает и бездействует. Нет, он не оставляет поисков лучшего, того что ему бы понравилось всей душой. Но пока его поиски безрезультатны. Поэтому для окружающих он представляется холодным и бесчувственным молодым человеком. Но ведь само общество сделало его таким, не сумев дать того, чтобы смогло разбудить в его душе огонь страсти.

Сам по себе персонаж Евгений Онегин добрый человек. Нельзя сказать, что он отрицательный персонаж. Но он настолько запутался в себе и окружающем его мире, что многим кажется, что Евгений довольно эгоистичная личность. С другой стороны, какого человека нельзя назвать эгоистом? Таких очень сложно найти. Ведь на самом деле сложно помогать окружающим людям, пока в твоей душе царит смятение и неразбериха. Поэтому все мысли и действия Евгения в данный период времени на самом деле были направлены только на осознание себя, своего собственного я. Но ведь от этого зависит его жизнь и то как он ее проживет. В целом, слова Белинского о том, что Онегин страдающий эгоист, которого душат бездействие и пошлость, правдивые. Однако, понимать их стоит не настолько в негативном свете. Ведь он не сам стал таким, его таким сделало окружающие общество и люди, с которыми он общался. Но если бы Евгений Онегин смог разобраться в себе и понять, чего же он хотел в этой жизни, все бы могло сложиться совсем по-другому.

Евгения Онегина критик не причислил ни к той, ни к другой категории, он назвал его эгоистом поневоле или «страдающим эгоистом». Объяснять подробно, что это значит, Белинский не стал, но и того, что он сказал о характере Онегина, достаточно, чтобы сделать вывод, к которому пришел и герценовский герой: дельному человеку нечего делать в ту пору, когда в деятельности, которую он мог бы предложить обществу, последнее не нуждается. «Что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей», – утверждал Белинский, и в его словах много правды.

Но ведь и от человека самого кое-что зависит, и прав Некрасов, показавший «героя своего времени», которому не только неблагоприятная общественная ситуация, но и личные качества мешают стать активным борцом за социальную справедливость.

Однако, кроме общественной или политической деятельности, возможна иная деятельность – научная, художественная... Но эгоист поневоле сам, лично (и никто за это не несет ответственности, кроме него самого) не способен ни к какому труду. «Труд упорный ему был тошен», – это можно сказать не только об Онегине, но и о каждом из «страдающих эгоистов». Значит, нужно, чтобы появилось поколение, для которого «привычка к труду благородная» не перенималась от кого бы то ни было, а являлась бы чертой характера, личности – чертой, воспитанной обстоятельствами жизни и личным упорством, основанным на осознанной целевой установке. «Эгоист» без такой установки, без отчетливой программы и цели, – эгоист «неразумный».

Впрочем, говоря строго, эгоист, к какому бы разряду он ни принадлежал, не может не быть «неразумным»: неразумие входит в понятие эгоизма как существенная часть. Поэтому даже «страдающий эгоист», даже человек с большими способностями, образованный, мыслящий – неразумен.

У Лермонтова с «Герое нашего времени» есть поразительная деталь, ярчайшим образом характеризующая «неразумный эгоизм» Печорина: когда Максим Максимыч в эпизоде последнего прощания с Печориным, спохватившись, напоминает тому об оставшихся у него «бумагах» (записках) и спрашивает, что ему с ними делать, Печорин небрежно роняет: «Что хотите...» Но ведь «журнал Печорина», если отвлечься от того факта, что он создан Лермонтовым, – это гениально написанная «история души», документ общественной значимости. И что же? Печорину нет никакого дела до общества: он отверг его целиком, не сделав ни малейшей попытки диалектического анализа социальных отношений в нем, а ведь умный был человек, судя по его «журналу».

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

сочинение по литературе

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.
Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чём себе отказывать. Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернёр-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин. Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:

Его не увлекают литература:

Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту.
Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова – «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения. Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введён ряд жёстких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры. Белинский пишет, что Онегин – добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью. Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненные удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле».
Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки, пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним. Казалось бы, герою предоставился прекрасный случай изменить свою жизнь – отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему.
так говорит о нём Белинский.
Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мненью света, погибает Ленский, Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека. Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: всё, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нём чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и ещё одно – «страдающий» эгоист. И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть её богатый внутренний мир, её самобытность, искренность. Хотя и достаточно жёстко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать её, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в неё. Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведёт себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти своё жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.

«Образ страдающего эгоиста» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Чем больше ты себя любишь,

тем большим врагом самому

себе становишься.

М. Эбнер-Эшенбах

Скука - наш самый большой враг

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.

Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».

Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

Отец понять его не мог,

И земли отдавал в залог.

Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились, отличить.

В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:

… Отворотился и зевнул,

И молвил: всех пора на смену,

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» - так пишет о нем Белинский.

Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства.

Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом соглашался,

Изменят - рад был отдохнуть.

Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него - это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!

Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж - это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина - это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Духовное становление Онегина

Мол sum quails eram.

Я не тот, что был прежде.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный англицкрму сплину,

Короче: русская хандра...

Шум света, балы, красавицы быстро наскучили Онегину, главному герою романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Вспомним эпиграф, выбранный Пушкиным для первой главы: "И жить торопится, и чувствовать спешит" (Кн. Вяземский). Эти слова, безусловно, относятся к Онегину. Перед нами молодой повеса. "Пора надежд и грусти нежной" очень быстро сменилась светским безразличием. Он получил "блестящее" воспитание и "имел счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка", он может "с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм". Качества, непременные для того, кто стремится быть одобренным и принятым светом ("Свет решил, что он умен и очень мил"). Но увы, Онегин действует и мыслит в рамках стереотипов, усвоенных им в светской жизни, но не может возвыситься над ними. Однако, все не так запущено, как казалось бы с первого взгляда. Автор сам все время намекает, что перед нами не просто легкомысленный "денди", но очень глубокий и чувствительный характер, способный эволюционировать, и когда-нибудь он явит миру скрытый потенциал. Для этого нужен толчок, знак, способный дать этому потенциалу ускорение.

Скучный "большой свет" не способен дать Онегину такого рода ускорение. Напротив, он томит героя, заставляет деградировать.

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего.

"Праздная жизнь никогда не бывает честной", * сказал когда-то А. П. Чехов. Праздность учит Онегина лгать, притворяться и презирать. Скука теперь его вечный спутник. Но скуку породила лень. Так называемая "русская хандра" убила в Онегине интерес ко всему:

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен, ничего

Не вышло из пера его...

Уселся он - с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой...

Читал, читал, а все без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет.

Душа Онегина требует пищи, просит выхода, ищет и страдает. Да, за внешней холодностью скрывается именно страдание. Автор вспоминает те годы, когда он, как и Онегин, "условий света свергнув бремя", подружился с героем:

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба...

Действительно, страдание зарождает в душе Евгения озлобленность. И эта самая озлобленность сыграет роковую роль в судьбе героя.

Вдруг получил он в самом деле От управителя доклад, Что дядя при смерти в постеле... Стремглав по почте поскакал, И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Онегин едет в деревню. Злоба оказалась благодатной почвой для зарождения еще и холодного расчета. Хотя герой и задумал сперва "порядок новый учредить". Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил...

Но и это, по сути дела, положительное стремление быстро угасло в нем, не найдя поддержки интересом. Интереса не нашла в нем и любовь провинциальной барышни Татьяны. Должна сказать, что Татьяна - весьма незаурядная натура, пылкая и романтичная. Ее любовь, безусловно, Чита и неподдельна, совсем не похожа на любовь "пустых" светских красавиц. Этого не мог увидеть Онегин. Но, увы, он не проникается ответным чувством, и поступает "благородно", произнося ей в ответ холодную отповедь. Однако можно сказать, что Онегин просто не решается признаться себе, что тоже любит Татьяну. Он словно находится в маске, и не может никак открыть своего настоящего лица. Что же заставит Онегина, наконец, снять маску?

В деревню, где жил Онегин, приезжает молодой барин Ленский. Они становятся так, "от делать нечего", друзьями. При всей своей непохожести они все-таки вместе. Они даже и не предполагают того, что с ними должно случиться. И это будет дуэль! Дуэль из-за ничего. "Дело чести" становится причиной смерти человека.

Онегин сомневается в необходимости этого акта, но тут озлобленность и "охлажденный ум" сыграли свою роковую роль. Он убивает Ленского, Это переломный момент, тот самый толчок, который был необходим Онегину, чтобы стать на путь духовного развития. Все остальные события происходят уже с другим человеком. План на перерождение принят. Герой получает способность страдать не только из-за собственных амбиций. но и из-за угрызений совести. В нем просыпается чувство сострадания. А сострадание ведет к любви.

Онегин вновь встречает Татьяну, уже в Петербурге. Но теперь она "законодательница бала". Как и Онегин, Татьяна проходит свою собственную эволюцию. Она теряет иллюзии молодости, но... не теряет любви. Однако и взгляды на любовь уже не те, что прежде. Да, она любит Онегина, но отказывает ему. Во время их последней встречи и Онегин, и Татьяна предельно откровенны друг с другом. Они оба сбрасывают маски, их чувства открыты друг другу, они понимают сами себя и чувства другого, это наполняет их жизнь ощущением высокого смысла. Здесь мы можем не согласиться с формулой В. Г Белинского - "силы без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца".

Возможно, это первый и единственный в жизни героев откровенный разговор друг с другом и, может быть, с собой. Только самопознание может быть смыслом жизни. То, что ожидает Онегина потом, в принципе, не важно.

Он стал свободным, сбросив под ноги все свои шелка и маски. Он обрел сам себя. Он не тот, кем был прежде.

С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста : его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.

Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».

Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны . Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но ничего не вышло, читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать.

Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!

Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.

вывод : почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей:внешней и внутренней оболочки . Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина –это не столько его вина, сколько его беда , и именно поэтому он страдает.

Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

никаким полезным делом юноша так и не занялся «Молодой повеса» - такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим.

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить, но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню Он отправля­ется путешествовать.

Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!

Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Проблема развития характера впервой нашла исчерпывающее решение в творчестве Пушкина. Его Онегин, реально развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может остаться неизменным, Свет в романе бездвижен: в нем происходит постоянный круговорот одних и тех же ситуаций. Сцена за сценой вечно повторяются. Это состояние и есть признак общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Онегин сначала приспосабливается, чтобы стать таким, как все. Затем стихийно возмущается, обособляется от света, противопоставляет себя всем. И, наконец, оказывается лишним, выпадает из системы взаимоотношений в светском обществе.

С самого начала романа становятся очевидными незаурядность натуры Онегина, ее природные дарования и накопленный им опыт общения в свете. Складывается мнение о том, что движение Онегина - не постепенное оскудевание души героя, не падение личности. Он испытывает чувство опустошенности, вызванное светской праздной жизнью. Отталкивание же от нее вряд ли следует оценивать как регресс, как падение. Напротив, все это сложное, противоречивое движение Онегина к свободе от власти света должно рассматриваться не просто как усложнение, но и как обогащение личности, как выражение духовного роста человека. Становясь лишним человеком, он поднимается над уровнем определенной части дворянского общества.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся прежде всего в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии . И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора,а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

Главный герой романа - личность сложная и сильно противоречивая.

Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любвиПризнание Татьяны при последней встрече - "Я вас люблю (к чему лукавить?)" - вносит смятение в его душу. Онегин оставлен автором "в минуту, злую для него". Такая концовка романа не случайна. В ней выражается уверенность автора в том, что дальнейшая эволюция Онегиных и характер этой эволюции будут зависеть от конкретных социально-исторических условий.