Основные вехи биографии А.Ф.Смирдина

Во время своего бегства из Москвы Смирдин имел случай встретитьтся с В.А. Плавильщиковым, крупным петербургским книгопродавцем, который, списавшись предварительно с П.А. Ильиным и получив от него хорошую о Смирдине рекомендацию, пригласил последнего к себе в приказчики.

В 1817 году Смирдин начал работать в магазине Плавильщикова.

«Здесь честностию, аккуратностию, знанием дела и умением обращаться с покупателями Смирдин приобрел расположение Плавильщикова, который и сделал его главным приказчиком и управляющим магазином». (Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет, 1782-1882, C.-Петербург, c. 52).

15 августа 1823 года Плавильщиков умер и оставил духовное завещание, в котором он, по одной версии, предоставлял Смирдину «за его службу право купить весь книжный товар по той цене, как ему было угодно, но Смирдин, по добросовестности своей сделал вызов всех книгопродавцев, чтобы оценить товар, и затем сам назначил цену дороже всех». (В. Похороны книгопродавца Александра Филипповича Смирдина. «Русский инвалид», 1857 г. № 203, c. 841).

Нам представляется более достоверной другая версия по которой Смирдину предоставлялось «или получить за свой ум из вырученных денег от продажи товара довольно порядочную сумму, или принять на себя всю торговлю, c тем, однако, условием, чтобы расплатиться со всеми долгами Плавильщикова, простиравшимися будто бы до значительной суммы 3000000 ассигнациями. А.Ф. Смирдин избрал последнее, взяв на себя все дела и книжный магазин Плавильщикова, находившийся у Синего моста (Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет, 1782-1882, C.-Петербург, c. 52-53).

В книгах Петербургской купеческой управы значится, что Александр Филиппович Смирдин 28 лет по указу думы от 31 декабря 1824 года за № 23891 записан в с.-петербургское купечество.

Успех Смирдина-издателя начат был напечатанием романа Ф.В. Булгарина «Иван Иванович Выжигин» в 1829 году.

Роман был отпечатан в количестве трех или четырех тысяч экземпляров (тираж для тогдашнего книжного рынка огромный) и раскуплен или, правильнее сказать, «расхватан» в течение трех недель.

Приведем сначала показание Греча:

«При успехе своих повестей и мелких статеек задумал он (Ф.В. Булгарин) своего «Ивана Ивановича Выжигина». Писал его долго, рачительно и имел в нем большой успех. Года в два разошлось до семи тысяч экземпляров... Видя успех «Ивана Выжигина», книгопродавец Алексей Заикин заказал Булгарину «Петра Выжигина», который был несравненно слабее и не принес выгоды» (Н.И. Греч. Записки о моей жизни. СПб., изд. А.С. Суворина, 1886, c. 451).

Гораздо точнее это дело изложено в уже цитированном сборнике, посвященном деятельности книгопродавцев Глазуновых:

Успех «Ивана Выжигина» до такой степени поразил тогдашних книгопродавцев, что они наперерыв бросились предлагать А.Ф. Булгарину свои услуги по изданию его сочинений, и Булгарин, имея уже наготове другой роман - «Петр Выжигин», взял за него с книгопродавца Ивана Ив. Заикина, или собственно с погорячившегося сына его Алексея Ивановича (чего старик долго не прощал сыну) тридцать тысяч рублей ассигнациями, тогда как первое издание «Ивана Выжигина» было продано Смирдину тысячи за две.

«Петр Выжигин» по отпечатании, как говорится, вовсе не пошел и вместо барыша дал своему хозяину вместе с изданием убытку тысяч 35. (Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет, 1782-1882, C.-Петербург, c. 50-51).

Успех Смирдина по изданию «Ивана Выжигина» - успех безусловный. Это было выполнение исторического заказа, и история щедро расплачивалась за него. Покупка у А.С. Пушкина «Бахчисарайского фонтана», напечатанного кн. Вяземским и, как известно, имевшего небывалый успех, и несколько других удачных издательских и торговых операций содействовали процветанию дел Александра Филипповича.

«А.Ф. Смирдин, снискавший уважение всех благомыслящих литераторов честностью в делах и благородным стремлением к успехам литературы, приобретший доверенность и любовь публики богатыми и дешевыми изданиями сочинений любимых авторов, старых и новых, и точностью в исполнении своих обязанностей А.Ф. Смирдин захотел дать приличный приют русскому уму и основал книжный магазин, какого еще не бывало в России. Лет около пятидесяти перед сим для русских книг даже не было лавок. Книги хранились в подвалах и продавались на столах, как товар из ветошного ряда. Деятельность и ум незабвенного в летописях русского просвещения Новикова дали другое направление книжной торговле, и книжные лавки основались в Москве и Петербурге по образцу обыкновенных лавок. Плавильщиков завел наконец теплый магазин и библиотеку для чтения, и И.В. Сленин, последовав примеру Плавильщикова, основал также магазин в той части города, где долгое время подле модных тряпок русские товары не смели появляться в магазинах. Наконец, г. Смирдин утвердил торжество русского ума и, как говорится, посадил его в первый угол: на Невском проспекте, в прекрасном новом здании, принадлежащем лютеранской церкви Св. Петра, в нижнем жилье находится книжная торговля г. Смирдина. Русские книги, в богатых переплетах, стоят горделиво за стеклом в шкафах красного дерева, и вежливые приказчики, руководствуя покупающих своими библиографическими сведениями, удовлетворяют потребность каждого необыкновенною скоростью. Сердце утешается при мысли, что наконец и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги. Это как-то одушевляет писателя. - В верхнем жилье, над магазином, в обширных залах устраивается библиотека для чтения, первая в России по богатству и полноте. Все напечатанное по-русски находится у г. Смирдина, - все, что вперед будет напечатано достойного внимания, без всякого сомнения будет у г. Смирдина прежде, нежели у других, или вместе с другими. Там же принимается подписка на все журналы». (Новый книжный магазин г. Смирдина. «Северная пчела», 1831, № 286).

Переезд Смирдина на Невский проспект и роскошный по тому времени магазин воспринимались как резкий скачок в истории русской книжной торговли.

Смирдин, таким образом, «канонизует» книжную торговлю, делает ее «высоким жанром».

За бельэтаж дома Петровской церкви он платит огромную по тому времени наемную плату - 12000 рублей ассигнациями в год. «Такого прекрасного магазина ни до Смирдина, ни после его русских книгопродавцев покуда не было», - пишет обозреватель книжной торговли.

Приказчиками у Смирдина служили Ножевщиков и известный в то время библиоман и библиофил Федор Фролович Цветаев. По словам современника, Цветаев был «человек весьма недюжинный и владевший такою удивительною памятью, какою щеголять могут лишь в крайне ограниченном числе избранники. Память его была до того изумительна, что давала ему возможность безошибочно, наизусть, без всякой справки, указывать на страницы различных мест из огромных сочинений и знать в тончайших подробностях историю каждого мало-мальски рельефного издания из числа тех нескольких тысяч томов, какие составляли библиотеку А.Ф. Смирдина, лучшую в городе. К тому же он до того сроднился с этими книгами и размещением их в книгохранилище, что знал, где которая из них на полках стоит, и указывал ее своим юным помощникам-мальчикам без запинки и затруднения» (В.П. Бурнашев. Воспоминания. «Русский архив», 1872, c. 1786).

Федор Фролович, по некоторым сведениям, принимал участие, в качестве помощника Анастасевича, в составлении знаменитой «Росписи российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина, систематическим порядком расположенной».

... «По обширности оборотов своих и большому требованию разных книг покупателями, Смирдин нуждался в изданиях других книгопродавцев и это заставляло его пускать на мену или другими расчетами массу своих хороших изданий, которые распространялись повсюду и, будучи приобретены книгопродавцами выгодно, сбывались с уступкой, не залеживались, и это приманивало массу покупателей и увеличивало обращение книг в публике» (Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет, 1782-1882, C.- Петербург, c. 62-63).

Крупной заслугой Смирдина было расширение книжного рынка, ориентация на широкие читательские массы. Раньше книжная торговля была, по преимуществу, «столичной» (за исключением лубочной литературы и литературы «лакейских») и рассчитывалась главным образом на дворянские и чиновные слои. Смирдин же увеличил емкость читательского рынка за счет провинции, адресуясь к поместному читателю.

Другой крупной реформой Смирдина было снижение цен на книги за счет увеличения тиражей и придачи изданиям коммерческого характера. По словам Белинского, Смирдин «произвел решительный переворот в русской книжной торговле и вследствие этого в русской литературе. Он издал сочинения Державина, Батюшкова, Жуковского, Карамзина, Крылова - так, как они в типографском отношении никогда прежде того не были изданы, т.е. опрятно, даже красиво, и - для небогатых людей. В последнем отношении заслуга г. Смирдина особенно велика: до него книги продавались страшно дорого и поэтому были доступны большею частию только тем людям, которые всегда менее читают и покупают книги. Благодаря г. Смирдину приобретение книг более или менее сделалось доступным и тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах. Повторяем, это главная заслуга г. Смирдина перед русской литературою и русскою образованностью. Чем дешевле книги, тем больше их читают, а чем больше в обществе читателей, тем общество образованнее. В этом отношении деятельность книгопродавца, опирающаяся на капитале, благородна, прекрасна и богата самыми благотворными следствиями» (В.Г. Белинский. Сто русских литераторов. Полн. Собрание соч., т. IX. СПб., 1900, c. 493).

Но похвалы Белинского были скрыто полемичны и заключали в себе тайные нападки против Булгарина, Греча и Сенковского. Отмечая заслуги Смирдина в деле удешевления книг, Белинский тут же нападал на него за коммерческий характер изданий:

«История государства российского» Карамзина, благодаря г. Смирдину, стоила только тридцать рублей ассигнациями вместо прежних полутораста и больше рублей, следовательно, в пять раз дешевле. Вышла она в двенадцати небольших книжках в 12-ю долю листа, напечатанных, однако ж, не слишком мелким и очень четким шрифтом. Чего бы, кажется, лучше? И действительно, на стороне книгопродавца тут одна только заслуга великая. Но образованные, просвещенные, ученые и даровитые писатели, принимавшие участие в редакции «Истории» Карамзина, дали ему благой и мудрый совет - частию посократить, частию повыбросить примечания... Зачем это было сделано? Затем, чтоб книжка была тоньше, издание обошлось дешевле, и его можно было бы пустить на продажу дешевле» (В.Г. Белинский. Сто русских литераторов. Полн. Собрание соч., т. IX. СПб., 1900, c. 493-494).



* См. Т. Гриц, В. Тренин, М. Никитин. Словесность и коммерция. Книжная лавка А.Ф. Смирдина .
М.: Аграф, 2001. Под редакцией В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхенбаума. Серия: «Литературная мастерская». c. 178-194.

** Ранее книжная торговля происходила в открытых помещениях. Зимой в таких помещениях было очень холодно, число покупателей падало до
минимума. На старых гравюрах книгопродавец часто изображался со стаканом дымящегося чая, который пили для отогревания.

АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ СМИРДИН - книгопродавец, издатель, библиограф. Родился в многодетной купеческой семье. С 7 до 10 лет обучался у дьячка письму, чтению и арифметике. Отцом был отдан «мальчиком» в книжную лавку, к родственнику, где со временем стал приказчиком. В 1817 г. Смирдин, переехав в Петербург, поступил на службу к книгопродавцу и издателю В.А. Плавильщикову. Смирдин проработал под началом Плавильщикова более 6 лет. В 1823 г. Плавильщиков скончался, завещав своему добросовестному сотруднику и продолжателю его дела все свое солидное состояние - типографию, книжный магазин и богатую библиотеку. Александр Филиппович, расплатившись по всем долгам предыдущего хозяина, стал у «руля» всей русской книжной торговли, войдя в тесный контакт с литературной средой Петербурга, где жили тогда лучшие писатели и поэты: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. М. Карамзин, В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев, Н. М. Языков и многие другие. Магазин Смирдина находился сначала на Мойке у Синего моста, в доме Гавриловой. В 1832 г. Смирдин переехал на Невский проспект. В ознаменование этого события Смирдин пригласил на обед многих петербургских литераторов, невзирая на их симпатии и антипатии, принадлежность к разным литературным группировкам. Человек, бесконечно преданный литературе, книжному делу, Смирдин искренне стремился примирить литературных противников. Результатом этой встречи явились два выпуска альманаха «Новоселье» (1833-1834). В этих выпусках приняли участие как присутствующие литераторы, так и отсутствующие. Обед, состоявшийся в обширном зале смирдинской библиотеки, запечатлен на гравюре С. Ф. Галактионова (по рисунку А. П. Брюллова). На ней изображены А. С. Пушкин, беседующий с П. А. Вяземским, И. А. Крылов, А. А. Шаховской, сам А. Ф. Смирдин, О. И. Сенковский. На другой гравюре С. Ф. Галактионова - интерьер библиотеки. На переднем плане - библиотекарь Ф. ф. Цветаев со связками книг в руках. Гравюры к сборнику «Новоселье» имеют и художественный, и историко-документальный интерес. Магазин Смирдина в 1830-е гг. стал главным литературным салоном России, где едва ли не ежедневно встречались и обсуждали вопросы общественной и литературной жизни страны многие видные литераторы и книголюбы того времени. Выпуски «Новоселья» явились своего рода предтечей, прообразом нового смирдинского журнала «Библиотека для чтения». Это был первый «толстый» журнал в России. Смирдин стал первым издателем, который установил неслыханно высокие гонорары авторам, что способствовало профессионализации писательского труда в России. Сумев снизить цены на книги за счет увеличения тиражей, Смирдин издал сочинения более 70 писателей, среди которых А. С. Пушкин, Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, 30-е гг. XIX в. вошли в историю русской книги под названием «Смирдинский период». Выдающуюся культурную роль сыграла, и платная библиотека при книжном магазине, для которой был составлен печатный каталог «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина » (1828, с последующими прибавлениями), сохранивший роль ценного справочника. Щедрость и доверчивость Смирдина привели его к разорению. Ни книжная лотерея, ни задуманная им грандиозная серия «Полного собрания сочинений русских авторов» не спасли положения. Последнее время своей жизни он провёл в совершенной нищете. Похоронен был на Волковом кладбище в Петербурге. После его смерти петербургскими издателями и литераторами был издан сборник, посвященный памяти А. Ф. Смирдина. Трагически сложилась и судьба библиотеки Смирдина, основу которой составляло одно из крупнейших книжных собраний - бывшая библиотека В. А. Плавильщикова. В 1847 г. Перешла к Крашенинникову, затем оказалась у рижского книготорговца Н. Киммеля, который пустил ее в продажу. В 1932 г. уцелевшую часть книжного собрания приобрела Славянская библиотека в Праге.

Среди целого ряда имен людей, внесших достойный вклад в историю нашей страны, особо выделяется имя выдающегося человека - издателя и распространителя книг, время жизни и деятельности которого приходится на один из самых ярких периодов нашей истории - первую половину ХIХ века .

Смирдин Александр Филиппович (1785 - 1857)

Имя Смирдина А. Ф. весомо вошло в литературный быт первой половины ХIХ века. В. Г. Белинский полушутя-полусерьезно в 1834 году в своих рассуждениях о четырех периодах русской словесности писал: "…остается упомянуть еще о пятом, … который можно и должно назвать смирдинским … ибо А. Ф. Смирдин является главой и распорядителем сего периода".

"Смирдинский период" в истории развития книжного дела в стране, совпал с "золотым веком" русской литературы В. Г. Белинский посвятил ему несколько больших статей, о нем писали и говорили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А.Крылов, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский и многие другие писатели и критики.

Он родился в Москве, в семье мелкого торговца полотном. Отец не смог обеспечить сыну образования по недостатку средств и отдал "мальчиком" в лавку московского книгопродавца Ильина. За короткое время он добился положения приказчика. Во время Отечественной войны 1812 года ему не удается поступить в московское ополчение, несмотря на горячее патриотическое желание, и он, с большими опасностями, пешком, добирается до Петербурга, где знакомится с известным книгопродавцом Василием Плавильщиковым. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Смирдина. В 1817 году Плавильщиков приглашает его на должность главного приказчика своей книжной торговли. Своей честностью, преданностью и любовью к книге Смирдин настолько располагает к себе Плавильщикова, что тот оставляет духовное завещание, по которому предоставляет Смирдину за его честную службу право купить весь книжный товар и библиотеку по той цене, по которой ему будет угодно. На самом деле все было не так просто. Книжная торговля и библиотека Плавильщикова были обременены долгами, и только доброе имя Смирдина, вызвавшее доверие у кредиторов, помогло стать ему хозяином предприятия без копейки денег. Смирдин был талантлив, с практической, чисто народной смекалкой, которая и была его основным капиталом. В 1829 году он выпускает свое первое самостоятельное издание - роман Ф. Булгарина "Иван Иванович Выжигин", который приносит материальный успех, и переезжает в роскошное помещение на Невском проспекте. Здесь разместилась обширная библиотека для чтения и книжная лавка, которая вскоре превратилась в модный литературный салон Петербурга.

Открытие и дальнейшая деятельность книжной лавки и библиотеки А. Ф. Смирдина сыграли особую роль в развитии литературы и книжного дела. На новоселье А. Ф. Смирдин пригласил весь литературный свет того времени. Ему хотелось объединить все художественные, литературные силы, и первым опытом стали, вышедшие один за другим, два сборника "Новоселье". В них вошли произведения, которые в качестве подарка гости преподнесли хозяину. Среди авторов сборников люди известные и знаменитые - В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, Д. И. Языков, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч и ряд других имен.

Но объединение под одной обложкой столь разных представителей литературного общества того времени не могло означать объединения идейного и личного. Это был период литературного противостояния, когда остро проявился антагонизм, существовавший между различными лагерями литературы.

Очень характерно описан Н. Гречем инцидент, произошедший на праздновании новоселья книжной лавки Смирдина: "Нам с Булгариным довелось сидеть так, что между нами сидел цензор Василий Николаевич Семенов, старый лицеист, почти однокашник Александра Сергеевича. Пушкин на этот раз был как-то, особенно в ударе, болтал без умолку, острил преловко и хохотал до упаду. Вдруг, заметив, что Семенов сидит между нами, двумя журналистами… крикнул с противоположной стороны стола, обращаясь к Семенову: "Ты, брат Семенов, сегодня словно Христос на горе Голгофе". Слова эти были тотчас всеми поняты. Я хохотал, разумеется, громче всех…". Вряд ли этот смех был искренним. Христос был распят на горе Голгофе между двумя разбойниками.

Оба сборника попали в таганрогскую библиотеку с первых дней ее открытия, о чем свидетельствуют штампы на книгах - (Таганрогская общественная библиотека), (Таганрогская городская библиотека), (Донская окружная Центральная библиотека имени А.П.Чехова), (Центральная библиотека Читальня имени А. П.Чехова), (Библиотека имени А. П. Чехова. Книгохранилище). Эти штампы соответствуют периоду с 1876 года до середины ХХ века.

Смирдин искренне, до самозабвения любил художников слова, невзирая на их идейную и литературную принадлежность, и со всем своим просто-душием и наивностью пытался объединить русскую литературу, всех писателей. Издание сборников Новоселье, журналов "Библиотека для чтения", "Сын Отечества" и другие его предприятия свидетельствуют о попытке примирения творческих, талантливых людей того времени.

Надежды Александра Филипповича не оправдались. Пропасть между противоположными лагерями литературы становилась все глубже .

Особо следует упомянуть о роли А. Ф. Смирдина в истории развития журналистики. Издание журнала "Библиотека для чтения", о котором В. Г. Белинский говорил, как о новой эпохе в русской литературе, способствовало укреплению прочных связей между литераторами и книготорговлей. До того времени журналистика была уделом узкого круга любителей, издания же Смирдина стали доступны и интересны для общества. Он первым стал оплачивать литературный труд, который в то время считался развлечением, и оценивал его необычайно щедро. За издание басен он заплатил И. Крылову 40 тысяч рублей ассигнациями, за каждую поэтическую строку А. Пушкина платил по "червонцу", а за стихотворение "Гусар", напечатанное в журнале "Библиотека для чтения", выплатил ему 1200 рублей. Это были очень большие деньги для того времени. В 1934 году Смирдин А. Ф. впервые заключает с А. С. Пушкиным условие о монопольном праве на издание его произведений.

Издание журнала "Библиотека для чтения" для А. Ф. Смирдина стало продолжением его намерений по привлечению и объединению лучших литературных сил. На его страницах впервые были напечатаны блистательные произведения. Номера журнала "Библиотека для чтения" с 1834 года хранятся в фондах библиотеки и представляют прижизненные издания произведений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, Ф. В. Булгарина, А. А. Марлинского. Н. В. Гоголя, Е. А. Баратынского, Н. В. Кукольника, Н. И. Греча, В. И. Григоровича, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина, И. А. Крылова, В. Ф. Одоевского, В. И. Панаева, И. А. Плетнева, М. П. Погодина, А. А. Погорельского, Н. А. Полевого и других авторов.

Не думая и не заботясь о себе, Смирдин смело пускался в любое издательское предприятие, если видел в нем пользу любимой им литературе. Еще одной его заслугой стало издание сочинений русских классиков и современных писателей не только качественно и красиво, но и по доступной для

В 1840 году Смирдин А. Ф. начинает издание Полного собрания сочинений русских авторов, о котором современники говорили, как о значительном достижении, важнейшем событии в литературной жизни страны. Не потеряло это издание своего исторического значения и сегодня.

Книги этой серии также представлены в библиотеке.


Отношение писателей-современников к Смирдину носило характер задушевной дружбы. Его постоянно навещают, проводят часы в беседах. Со своей стороны Смирдин относился к ним с замечательным радушием и постоянно оказывает различные услуги. В то же время эти взаимоотношения бывали самыми противоположными: от обожания, уважения, любви, подобострастия, до раздражительного недовольства, оскорбительного отношения и использования. Ему приходилось сталкиваться с откровенным обманом, беззастенчивым грабежом, склоками и интригами.

Самые благие намерения А. Ф. Смирдина рушились под давлением личных амбиций, меркантильных интересов окружавших его литераторов - Ф. В. Булкарина, О. И. Сенковского, Н. И. Греча, П. П. Свиньина и других. Они откровенно дискредитировали прогрессивные начинания издателя, затягивали в свои сети, фактически пользовались его карманом.

Н. В. Кукольник обижается на то, что Смирдин его не ценит, в то время как он один из самых издаваемых писателей, а в журнале "Библиотека для чтения" - постоянный автор.

Любимец Смирдина А. С. Пушкин, произведения которого всегда очень щедро им оплачивались по первому требованию, мечтает о собственном издании: "Смирдин уже предлагает мне 15000 чтоб я от своего предприятия отступился и стал бы снова сотрудником его Библиотеки. Но хотя это было бы и выгодно, но не могу на то согласиться. Но Сенковский такая бестия, а Смирдин такая дура, что с ними связываться невозможно".

Еще в период расцвета Смирдина А. Никитенко писал в своем дневнике: "Смирдин истинно добрый и честный человек, но он мало образован и, что всего хуже для него, не имеет характера. Наши литераторы владеют его карманом, как арендою. Он может разориться по их милости. Это было бы настоящим несчастьем для нашей литературы".

Смирдин продолжает оставаться верным себе. С начала 1839 года он предпринимает очередную попытку объединения всех русских литераторов и приступает к изданию "Сто русских литераторов". Это неслыханное по роскоши издание с гравированными портретами и иллюстрациями - образец типографского искусства того времени. "…я заказал лучшим художникам в Англии выгравировать и отпечатать портреты и картинки к изданию…" - писал А. Ф. Смирдин в обращении "От издателя".

Несмотря на уже приобретенный опыт, издательский размах, вместо объединения всех русских литераторов получилось ужасающее по безвкусице соседство - Пушкин - Булгарин, Крылов - Марков, Зотов - Денис Давыдов. Смирдин стал жертвой неосуществимости своей идеи - на третьем томе издание завершилось. С этого времени и до самой смерти для издателя наступил период борьбы с разорением и крахом.

Политический и экономический кризис, начавшийся в 20-е годы, не мог не сказаться на литературных событиях, также как и на его деятельности. В то время на смену устаревшей литературной школы, которую представляли Сенковский, Греч, Булгарин, Полевой, Загоскин приходит торжество новой "натуральной школы". Пушкин, Лермонтов, Гоголь, в дальнейшем Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Григорович, Некрасов овладели умами и вкусами читателей. Смирдин же продолжал печатать отживающих литераторов, отставных беллетристов, к которым читательский интерес с каждым днем падал. Все попытки избежать разорения только оттягивали его на некоторое время. В 1845 году он прекращает книжную торговлю, но еще пытается продолжать издание книг. Это его поддерживало еще несколько лет. Одержимый любовью к книге, он жил сознанием, что еще приносит пользу отечественной литературе. Умер он в 1857 году. В "Северной пчеле" сообщалось, что похороны были более чем скромными, на них не пришли даже те, кто так многим были обязаны этому человеку.

Литература

  • Смирнов-Сокольский Ник. Книжная лавка А. Ф. Смирдина: К 100-летию со дня смерти издателя-книгопродавца

А. Ф. Смирдина. 1785-1857-1957/ Ник. Смирнов-Сокольский - М.: Изд-во ВКП, 1957. - 80 с.

  • Энциклопедический словарь братьев А. и И. Гранат
  • Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Россия (СССР)

Русский книгоиздатель.

Александр Смирдин с детства служил в различных московских книжных лавках, а в 1817 году поступил в Санкт-Петербурге приказчиком к книгопродавцу В.А. Плавильщикову, после смерти которого, стал в 1825 году - согласно завещанию бывшего хозяина - владельцем его библиотеки, типографии и книжного магазина.

Характерно, что при книгоиздании А.Ф. Смирдин ориентировался не на капризное столичное дворянство, а на более широкие читательские слои - преимущественно на провинциальных помещиков. Он стремился издавать книги большими тиражами, но по доступным ценам. Расчёт оказался верен… Позже аналогичный ход повторил книгоиздатель И.Д. Сытин для ещё более широких кругов русского общества.

В 1832 году А.Ф. Смирдин открыл в Санкт-Петербурге на Невском проспекте новый книжный магазин с библиотекой при нём. Через 2 года он основал первый русский «толстый» ежемесячный журнал - «Библиотеку для чтения», а с 1838 года издавал и журнал «Сын Отечества».

Именно Александр Филиппович Смирдин впервые в русской печати ввёл полистную оплату автора (например, произведений А.С. Пушкина ).

К сожалению, к 1837 году А.Ф. Смирдин разорился…

«Пожалуй, самой значительной и популярной в Петербурге в 1-ю половину XIX века была книжная торговля А.Ф. Смирдина. Александр Филиппович Смирдин вошёл в историю русского книгоиздательства как основатель нового периода в издательском деле, периода, позднее названного его именем. «Имя издателя, книгопродавца Смирдина давно уже приобрело на Руси общую известность, - писал В.Г. Белинский . - В глазах публики г. Смирдин давно уже не принадлежал к числу обыкновенных торгашей книгами. Нет, русская публика видела в г. Смирдине книгопродавца на европейскую ногу, книгопродавца с благородным самолюбием, для которого не столько важно было нажиться через книги, сколько слить свое имя с русской литературой, ввести его в её летописи».

И действительно, несмотря на коммерческий характер деятельности Смирдина, её с полным основанием надо назвать просветительской. Начав «мальчиком» в московской книжной лавке, он во время захвата Москвы французской армией в 1812 г., пешком, пробавляясь милостыней, добрался до Петербурга, где спустя некоторое время устроился в книжную лавку Плавилыцикова. Там полуграмотный юноша проявил недюжинные способности, необыкновенное трудолюбие и большую любовь к книге.

Это побудило Плавилыцикова не только назначить его главным приказчиком, но и завещать Смирдину типографию, книжный магазин и библиотеку. Смирдин свято чтил память своего учителя и всемерно сохранял многие его начинания, но в то же время значительно расширил издательское дело, установив его на коммерческих началах, намного увеличив тиражи и удешевив стоимость книги. […] Смирдин много помогал писателям, в том числе А.С. Пушкину , к которому он относился с благоговением и любовью, высоко оценивал всё, что выходило из-под пера великого поэта. Так, в начале 1830-х годов, когда расходы Пушкина резко возросли в связи с женитьбой, Смирдин взял на себя распродажу всех ранее вышедших, но не раскупленных его произведений, за что ежемесячно выплачивал поэту по 600 рублей. Помимо сочинений Пушкина Смирдин издавал И.А. Крылова , Н.В. Гоголя , В.А. Жуковского , К.Н. Батюшкова , П.А. Вяземского , осуществлял переиздание произведений М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина . Успешное ведение дел позволило Смирдину в 1832 г. перевести свой магазин, помещавшийся на Мойке у Синего моста, в роскошное помещение на Невском проспекте (д. 22). Н.М. Карамзин так описал этот магазин: «На Невском проспекте в прекрасном новом здании, принадлежавшем лютеранской церкви св. Петра , в нижнем жилье находится книжная торговля г. Смирдина. Русские книги в богатых переплётах стоят горделиво за стеклом в шкафах красного дерева, и вежливые приказчики, руководствуя покупающих, удовлетворяют потребность каждого с необыкновенной скоростью. В верхнем жилье над магазином устраивается библиотека для чтения, первая в России по богатству и полноте... Сердце утешается при мысли, что наконец и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги». К сожалению, такая плодотворная любовь Смирдина к русской литературе и писателям его лично привела к разорению.

Литератор А. В. Никитенко заметил в своём дневнике про Смирдина: «Наши литераторы владеют его карманом как арендою. Он может разориться по их милости. Это было бы настоящим несчастьем для нашей литературы».

Действительно, некоторые писатели злоупотребляли благожелательным отношением издателя, среди них - особенно Булгарин , Сенковский и Греч. В результате к концу 30-х годов Смирдин испытывает большие трудности.

В 1839 году он делает попытку объединить русских писателей в фундаментальном издании «Сто русских литераторов» с их портретами и обзорами творчества. Но издание, несмотря на роскошное оформление, было неудачным и убыточным. Неудачей закончилась и попытка публикации «Энциклопедического лексикона».

С 1840 г. и по год смерти 1857 - для Смирдина был период борьбы с разорением и долгами. Несмотря на все попытки опытного «книжника», дела его шли всё хуже, и скончался А.Ф. Смирдин в полной нищете, позабытый многими из тех, кому он так помогал при жизни».

Яковкина Н.И., История русской культуры. Первая половина XIX века, СПб, «Лань», 1998 г., с. 81-83.

Новости

    С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .

    44-я очная конференция сайт «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта в период «белых ночей» 22 июня 2019 года (суббота).