Почему нет яковлевой в главной роли. Миллион моих "хочу". Елена Яковлева: Не жалею об уходе из "Современника"

Эта история берет начало 26 мая — именно в этот день актриса подала заявление об уходе. Ее шаг вызвал шок как у дирекции, так и у артистов. Директор театра Леонид Эрман на тот момент был уверен, что это “сложности характера, трудный момент возраста”, ну и так далее. Тем более что “Современник” помнит, что несколько лет назад (теперь уже в прошлом веке) Елена Яковлева на сезон уходила в Ермоловский театр к Валерию Фокину (ныне возглавляет питерскую Александринку и Московский центр им. Мейерхольда). Но она вернулась на Чистые пруды и вспоминала об этом как о нелепом поступке своей жизни.

И вот новый уход. Как всякая конфликтная ситуация, она похожа на клубок, в котором концов не найти. Явных, бросающихся в глаза и обсуждаемых в труппе причин не было. Да, Лена еще на гастролях в Лондоне мне жаловалась, что у нее давно не было новых ролей, что она хоть и блестяще играет, но все же старый репертуар. “Последняя премьера у меня была в 2005 году — “Пять вечеров”, и что у меня есть? “— рассуждала она за кулисами театра на Вест-Энде, куда прилетела на “Вишневый сад” и имела огромный успех у лондонской публики. Не говоря о соотечественниках, живущих в британской столице.

С одной стороны — это правда. Но есть и другая правда — стороны художественного руководителя, отвечающего за творческую судьбу (включая занятость) каждого актера и труппы в целом. Галина Борисовна Волчек считает, что претензии ее актрисы не совсем обоснованны. Ей еще в начале сезона предлагалась большая роль в спектакле, который считается “бомбой” этого сезона, — “Враги. История любви” по Зингеру в постановке израильского режиссера Евгения Арье. Но Елена отказалась, и, лично с моей точки зрения, это была ее ошибка. Теперь роль полячки Ядвиги играет Алена Бабенко. К тому же Яковлева не приняла другие предложенные к ее рассмотрению пьесы — возможно, она себя не видела в этой драматургии.

Как бы там ни было, но обида распухала — и, как мне кажется, последней точкой для нее стала травма, которую она получила на спектакле “Пигмалион”, в котором с блеском работает с 1995 года. В темноте за кулисами она налетела на доску, непонятно каким образом оказавшуюся в пространстве закулисья, которое Яковлева знает по миллиметрам с закрытыми глазами. В результате она получила сильнейший удар в грудь, ей даже делали операцию.

Так из деталей, которым, может быть, в другое время никто не стал бы придавать особого значения, складывались слои непонимания, недоговоренностей. Может быть, стоило с самого начала попытаться выяснить между собой отношения, но… Последней каплей с позиции руководства театра стали гастроли в Екатеринбурге — точнее, несостоявшиеся гастроли. А отменить их при проданных билетах (“Современник” в городе любят и ждали) вынуждены были по причине болезни Яковлевой.

Пробую связаться с Леной по телефону.

— Я на съемках.

— Лена, твой уход из “Современника” — может быть, это эмоциональная вспышка?

— Нет, не в горячке. Это осознанный шаг. Я ничего не буду комментировать.

— Да нет, я не плачу, у меня насморк, здесь кондиционеры, простудилась.

— Прости, но значит ли это, что ты уйдешь в другой театр? Например, в Вахтанговский, о котором все говорят в связи с тобой.

— Да нет, смешно.

— И все-таки тебе уже поступали предложения?

— Были, и, как ни странно, много.

— Что же ты сейчас делаешь?

— Снимаюсь. У меня две картины — “Мамочки” и “Жуков”.

— Ну а когда откроется сезон? Может быть, тебе взять тайм-аут на год — ситуация настолько непростая, может, стоит отдохнуть?

— У меня есть сценарии, может быть, что-нибудь выберу на осень. Извини, меня уже зовут.

Это не просто случай. Это, я уверена, настоящая драма — как для прекрасной актрисы Елены Яковлевой, для Галины Волчек, так и для труппы. Во всяком случае, все актеры, с которыми я говорила (например, Ольга Дроздова, Марина Александрова, Сергей Юшкевич), разными словами, но в один голос говорят, что им бесконечно горько, печально.

Ольга Дроздова: — Я не думаю, что есть люди, кто бы радовался в театре ее уходу. Все сожалеют.

— Как ты думаешь, возможно примирение между актрисой и худруком? И вообще, если вы все так сожалеете, вы пытались как-то повлиять, поговорить?

— Да, пытались, но, очевидно, упустили время. А примирение? Я думаю, все возможно.

На этот же вопрос Елена Яковлева также категорически ответила: “Без комментариев”.

Эпидемия театральных скандалов поразила Россию. Есть над чем задуматься тем, кто во всем обвиняет бесправных "бездарей-актеров", оправдывая "деспотов-режиссеров". Вслед за конфликтом с труппой и увольнением из театра имени Станиславского Александра Галибина и скандала с труппой на гастролях с намерением уйти из театра "отца Таганки" Юрия Любимова, скандал в благородном семействе продолжился в театре "Современник" Галины Волчек.

Труппа "Современника" расколота, сведение счетов и грязная борьба за роли обострилась, из театра выживают Елену Яковлеву, замечательную характерную актрису, сумевшую преодолеть "комплекс ИнтерЛеночки", блестяще раскрывшуюся в театре, в марте отметившую свое 50-летие, оказавшуюся... растоптанной и униженной. "Волчек никем не дорожит!", - уверена дочь Евстигнеева, актриса Мария Селянская.

Галина Борисовна Волчек и раньше отличалась деспотическим стилем руководства, но теперь он переходит всякие границы. Заговор молчания перед бурей?! "В начале июня на форуме сайта театра "Современник" появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала.

В администрации театра объяснили: "Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос". Согласитесь, ужасную намалевали картину! Мы были уверены: что-то здесь не так. И провели собственное расследование. Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко. Дескать, именно с ней "интерЛеночка" не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук. - Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом. Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась "вне зоны доступа". Режиссер Виталий Бабенко, ее бывший муж, высказал свое мнение: - Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в "Современнике". Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении "Каменской" - все же родственники, хоть и бывшие. Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из "Служебного романа" намекнула, что сама страдает от невостребованности в "Современнике", но спасается писательским трудом и работой в собственном театре. Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - "Пять вечеров" - состоялась аж в 2006 году!

"Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков. - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт. Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что "Современник" - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: "Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет". Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Лидии Ивановой не дала...

Уже более 20 лет работает в "Современнике" актриса Мария Селянская, дочка Евгения Евстигнеева, который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной. - Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий. - Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист. В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут. - Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хлеба не останется..."
(http://www.eg.ru/daily/cadr/26257)

P.S. ...

СТОП, А ТЕПЕРЬ СПЕЦИАЛЬНО - КАПСОМ! ПОТОМУ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ СТАНОВЯТСЯ ЯВЛЕНИЕМ ТРЕВОЖНЫМ, СИСТЕМНЫМ, ВЕДУЩИМ К КРАХУ КЛАССИЧЕСКОГО РУССКОГО РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА! НАКАНУНЕ, В СВЯЗИ С КОНФЛИКТОМ ВОКРУГ Ю.ЛЮБИМОВА, ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ, НЕ РАЗБИРАЯСЬ, ОБВИНЯЛИ АКТЕРОВ, И ОБЕЛЯЛИ ГЕНИЯ-РЕЖИССЕРА. ТАК ВОТ, ХВАТИТ ДЕРЖАТЬ АКТЕРОВ-ЛЮДЕЙ ЗА БЫДЛО, УНИЖАТЬ И ХАМИТЬ ИМ! ГАЛИБИН, ЛЮБИМОВ, ВОЛЧЕК, УБИРАЙТЕСЬ САМИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОСОБНЫ РУКОВОДИТЬ ЛЮДЬМИ "БЕЗ ПЛЕТКИ"; НЕ СПОСОБНЫ БОЛЬШЕ "ОЖИВИТЬ" СВОЙ РЕПЕРТУАР, - ВАШИ ТЕАТРЫ НА ГЛАЗАХ ДОХНУТ КАК МУХИ. НЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС И ПОСТАНОВОК, ЕСТЬ "ПЕРЕЖЕВЫВАНИЕ" СТАРОГО МАТЕРИАЛА. НЕТ ТАЛАНТЛИВЫХ ДРАМАТУРГОВ? ОКСТИТЕСЬ! ВЫ БОИТЕСЬ СТАВИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ПЬЕСЫ, ПЫТАЯСЬ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ "СМЕНОЙ ПОКОЛЕНИЙ", ВЫГОНЯЯ ЗАСЛУЖЕННЫХ АРТИСТОВ. А НЕ ПОРА ЛИ ВАМ САМИМ НА ВЫХОД, С ВЕЩАМИ, А "НАРОДНЫЕ" РЕЖИССЕРЫ И "РЕЖИССЕРШИ"?!

N.B. ...

из комментариев, под которыми готов полностью подписаться:

Москвичка 28.06.2011 | 09:12
"Ставки делаются на медийные лица - Александрова, Бабенко. Я лично не хочу ходить на спектакли с их участием.Мне они не интересны.У Волчек другое мнение"

Ремарка: Офицерскую дочку, актрису Марину Александрову, вечно мужами и любовниками-бойфрендами битую, у которой и приклееная улыбка, и "накладные слезы ручьями" смотреть не хочу, ни в театре, ни на экране. Талантом "драматической актрисы", имхо, в ней и не пахнет. "Медийное лицо - еще не признак ума, господа...", - и далее цитата по Мюнхгаузену.

бык 28.06.2011 | 09:08
"Волчек - та ещё стервоза. Видно Бабенко теперь допущена к телу."

мелин 28.06.2011 | 06:06
"Этот театр - бабский клубок. Волчек там распоряжается как ей стукнет в голову. Всю жизнь в любимчиках у нее Неелова, а в остальном - как и в любом театре - ИНТРИГИ, ПОДСИЖИВАНИЕ и НЕИСКРЕННОСТЬ!.."

И на посошок! "Скандалы. Интриги. Расследования..." и т.д. Меня могут упрекнуть в необъктивности, мол зачем все бочки на режиссеров катить, они думают об обновлении, а смена поколений преодолевает застой, неизбежна, селяви, актеры стареют, уже не могут играть. Бросьте! Плохому режиссеру, как и танцору... не пуанты мешают! Нужно уметь находить разумный компромисс, не считать актеров за бессловесное быдло, не превращать театр в "крепостнический", а актеров - в заложников мегеры-диктатора-режиссера Карабаса Барабаса. Недавно общался со знакомыми иностранцами, любящими наш театр, приходящими на спектакли на гастролях и здесь, кстати, изучающими русский у себя. Там возмущены тем, как у нас относятся к человеку, к личности, к наемным работникам. Не идеализируют актеров, но не понимают, - почему в России царит такое бесправие и беззащитность?! Они предложили в случае конфликтов подать в суд. Но, в России суд - дело муторное, долгое, и не факт, что даже, если большинство исковых заявлений заканчиваются победой истцов к работодателям, они дождутся ответа. А сколько здоровья и нервов уйдет. Будет жаль, что вслед за Таганкой, погибнет и театр "Современник" от самодурства ли Г.Волчек, неумения находить общий язык с актерами или от "откатов" бойфрендов, любовников и мужей за своих звездулек с растиражированными медийными лицами. Пьесами Нины Чусовой, актрисами Чулпан Хаматовой и Мариной Нееловой нельзя как щитом все время прикрываться, бренд "Современника" стремительно устаревает. Интересно, а Г.Волчек вступит с театральным коллективом в Путинский Общероссийский Народный Фронт, - ну, оттуда тоже, может деньжат на новые постановки подбросят, помнится Владимир Владимирович раньше любил захаживать к ним?

В общем, классический русский репертуарный театр гибнет, его снедают скандалы руководителей с труппой; жестокие разборки внутри коллективов; конфликт поколений; дефицит финансирования, новых пьес и идей; "профицит" медийных и сериальных лиц субреток. В результате, мы присутствуем при страшном событии: театр гибнет от старости, от отсутствия новых форм, все вырождается либо в авангардное смешение жанров и "унисекс", либо в антрепризы, чтобы "срубить бабла по быстрому", на потребу жрачной публике или толпе. Театр теряет с каждым годом своего зрителя. Стареют и уходят театралы. Чем привлечь молодежь? Скандальными постановками в 3D?! "Не верю", что театр умер, не хочу верить, но... порой кажется, что мы на его поминках... Почти...

Продолжение, начало в...

ТЕАТР КАРАБАСА БАРАБАСА. Любовь зла.
Юрий Любимов покидает Театр на Таганке

В Омске Яковлева рассказала, почему ушла из «Современника»

Народная артистка России Елена Яковлева едва не расплакалась, рассказывая омичам об истинных причинах ухода из театра, которому отдала более двух десятков лет.

Во время творческой встречи омских зрителей с народной артисткой России Еленой Яковлевой актрисе был задан вопрос о причинах ее ухода из театра «Современник». Яковлева призналась, что еще не давала по этому поводу никаких интервью, а только выслушивала, что о ней говорят.

– Я, к счастью, не дружу с интернетом, потому что там, говорят, вообще что-то ужасное пишут, – говорит актриса. – Ну и бог с ними. Ушла по одной простой причине. Много-много лет с 1984 года были одни и те же спектакли. А хотелось чего-то нового. Когда я встречалась с Галиной Волчек , то говорила ей, что мне 50 лет, а я играю девочку, и просила дать мне какую-то свежую пьесу. Галина Борисовна мне отвечала, что не может найти такую пьесу, и это было на протяжении последних четырех лет. Я думаю: «Ну сколько можно», и решила уйти. Для того чтобы отдаваться все время полностью, нужно откуда-то что-то брать, что-то накапливать. А я поняла, что в «Современнике» я ниоткуда ничего не могу взять. Я честно об этом сказала Галине Борисовне, и она, надеюсь, это поняла.

– Я поняла, что у меня такое состояние, что могу кинуться, куда угодно, и взяла для себя паузу, – продолжает Елена Яковлева. – Я сказала, что до декабря не буду рассматривать никаких предложений, а просто буду читать пьесы и думать. В следующий раз нужно окунуться не с горячей головой и кому-то что-то доказывать. Я просто найду хорошую пьесу, хорошего режиссера и, может быть, опять выйду на сцену.

– На последнем спектакле «Пигмалион» я упала за кулисами, – рассказывает Яковлева. – Нога попала в дырку перед последней, самой главной сценой. Я летела в темноту, а там, оказывается, лебедка стояла. Я спектакль доиграла, но затем выяснилось, что у меня два оторванных ребра. Потом на этой почве не доиграла в театре. Хотела, конечно, доиграть и уйти тихо, спокойно, но так получилось. Говорят, что я ушла в Вахтанговский театр, и артисты из МХАТа, вроде бы, волнуются, и «Ленком» тоже. Но я ничего не буду предпринимать еще долгое время. Я, может быть, не уйду ни в какой театр, а просто соглашусь играть какой-нибудь спектакль. Я театру все отдала.

На днях в СМИ прошла информация, что Елена Яковлева написала заявление об уходе из театра "Современник". Спектакли с участием актрисы заменены на другие, и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена не поехала.

ПО ТЕМЕ

В администрации театра объяснили, что замена связана с "тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос ".

Представители театральной тусовки стали утверждать, что Елена Яковлева не поделила с Аленой Бабенко долгожданную роль и написала заявление об уходе на имя главного режиссера театра Галины Волчек.

Дочь бывшего мужа Волчек Евгения Евстигнеева актриса Мария Селянская уже более 20 лет работает в "Современнике". Артистка знает не понаслышке обо всех интригах внутри коллектива. Мария пролила свет на обстоятельства увольнения Яковлевой. "Конфликт произошел на моих глазах. Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление . К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр", – цитирует Селянскую "Экспресс-газета" .

Как уже писали Дни.Ру , "Современник" изменил свою гастрольную программу, отменив спектакли с участием Яковлевой "Пять вечеров", "Играем Шиллера" и "Пигмалион". Вместо запланированных постановок в Екатеринбурге пройдут творческий вечер Сергея Гармаша, встреча с Мариной Нееловой и Валентином Гафтом. Также покажут трагикомедию "Бог резни" Сергея Пускепалиса, в котором заняты Ольга Дроздова, Сергей Юшкевич, Алена Бабенко и Владислав Ветров.

В марте Елена Яковлева отпраздновала 50-летний юбилей. "Мне всегда нравилось, что меня поздравляют. В этот день ты слышишь о себе самые прекрасные вещи, даже если они фальшивые . Тебе звонят все кому не лень, но очень много приятных звонков. Зачем же себя лишать возможности послушать что-то приятное? И подарки опять же", – рассказала в одном из недавних интервью Елена.

На 50-летие актриса преподнесла себе любимой шикарный презент. "Я уже купила себе подарок – машину BMW. Белую. Мне всегда нравился белый автомобиль, но я понимала, что этот цвет по нашей грязи и погоде непрактичный. Но потом подумала, что хоть один раз в жизни белое можно себе позволить ", – призналась Яковлева.