Понятие и формы (модели) спортивной культуры. Физическая культура, ее компоненты и история развития Что понимается под спортивной культурой человека


Содержание
1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека. 3
2. Основные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний. 8
3. Самомассаж, цель использования, требования предъявляемые к процедуре самомассажа. 16
Литература 19

1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1) уровень здоровья и физического развития людей;
2)степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 процентов приходилось на мускульную силу человека, и домашних животных. В те времена лишь 4 процента энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин. В наше время, то есть немногим более столетия спустя, мускульной силой производится только 1 процент энергии.
Существенно изменились условия жизни людей. Физический труд в ряде производств чуть ли не полностью оказался вытесненным механизацией и автоматизацией. Раньше люди вынуждены были много ходить, переносить тяжести, достаточно трудиться в быту - колоть и пилить дрова, носить из колодца воду. Теперь к их услугам быстроходный и комфортабельный транспорт, изнеживающие жилищные условия - лифты, центральное отопление, горячее водоснабжение. Вот и получается, что миллионы людей сейчас испытывают «мышечный голод». В известной степени комфорт может лишить человека здоровья, если не включить в свою жизнь, в свой быт необходимую двигательную активность.
С глубокой древности известно значение чистого воздуха и физических упражнений в борьбе за здоровье и долголетие. Отец медицины - древнегреческий ученый Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни», а философ Платон утверждал, что «гимнастика есть целительная часть медицины». Римский ученый Галей неоднократно напоминал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
От греков и римлян высокая оценка значения физических упражнений для организма человека в основных чертах дошла до нашего времени. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различных формах как действенное средство оздоровления организма, предупреждения многих заболеваний, продления жизни.
Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд, потребовала от современного человека огромного нервного напряжения. А известно, что хроническое умственное утомление, и особенно переутомление, при отсутствии физической активности прежде всего неблагоприятно воздействует на центральную нервную систему. Это в первую очередь характеризуется снижением возбудимости коры головного мозга. Малая подвижность приводит к тому, что поступление нервных импульсов из мышц в мозг сокращается, а значит, нарушается нормальная деятельность важнейших органов и систем, нарушается и нормальный обмен веществ.
Чрезмерная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно-психического перенапряжения, и хроническое умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, вызывают наступление преждевременной старости, являются источником болезней, падения общей работоспособности.
Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: «Такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
И если в наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним, это не значит, что пропорционально уменьшаются требования к физическому развитию. Как раз наоборот: напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовки человека. Ведь занятия физкультурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу. Человек, поставивший перед собой цель добиться успеха в науке, осуществит свою мечту скорее, если будет регулярно заниматься физическими упражнениями, удачно соединит «голову с руками».
Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности........

Литература
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
2. Биология. Для поступающих в вузы /А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др.; под ред. В.Н. Ярыгина. М.: высшая школа, 1997-2000.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. – М.- 2001.
4. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для среднего профессионального образования. М. - 2002.
5. Физическая культура студента. Учебник для вузов/Под ред. В.И.Ильинича.– М. - 2001.

1. Спорт – явление культурной жизни

Актуальность вопроса «Спорт - явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

1.1 Компоненты физической культуры

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

2. Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция . Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

2.2 Общие функции спорта

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическая функция . Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Заключение

Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.

Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.


Список литературы

1. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.

3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.

4. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

6. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

7. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

8. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.


Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям. Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей "Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально-значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодействующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специфику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправленного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск.

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы ), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

  • всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
  • овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
  • овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
  • обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
  • освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины "Физическая культура" является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

1.4. Ценности физической культуры и спорта

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей:

  • интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека),
  • двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке),
  • технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения),
  • интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе),
  • мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом.

При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни и стиля детей и молодежи. Однако современная система физического воспитания при всем ее зачастую хаотичном многообразии форм не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными упражнениями. Это не позволило использовать в качестве основного средства физического воспитания самое главное достижение спортивной культуры.

Taк, из социологических данных известно, что подавляющее большинство школьников и студентов хотели бы заниматься спортом, однако их желание искусственно сдерживается организационно-управленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой спорта как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека, который вступает в социальную жизнь.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле , затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания.

Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития и общества, и личности. Рассматривая спорт как часть общей культуры, мы выделяем в структуре его ценностей три важнейших компонента:

  • общекультурный;
  • социально-психологический;
  • специфический.

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.

Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта ("тренер-спортсмен", и "спортсмен - спортивный коллектив" и т.д.).

Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.

В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта.

Однако на сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В то же время тревожно звучит сигнал педагогов и социологов о демографическом кризисе, отсутствии национальной идеи в российском обществе, духовном и физическом неблагополучии страны. В связи с этими обстоятельствами перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности. Жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое в биологическом и социальном плане потомство, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благополучной для жизни, не деформируя и не уничтожая ее.

Это интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме. В личностном контексте жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной, прежде всего, на формирование самого себя в соответствии с заданными целями личностного и профессионального самоопределения.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение и раскройте содержание основных понятий физической культуры и спорта:

  1. "физическая культура",
  2. "физическое воспитание",
  3. "спорт",
  4. "физическая рекреация",
  5. "двигательная реабилитация",
  6. "физическая подготовка",
  7. "физическое развитие",
  8. "физические упражнения".
  9. История развития физической культуры в Древнем мире.
  10. История развития физической культуры в СССР.
  11. История развития физической культуры в России.
  12. Цели и задачи физической культуры в высшем учебном заведении.
  13. Физическая культура студентов: структура, характеристика.
  14. Охарактеризуйте деятельность Российского студенческого спортивного союза.
  15. Интеллектуальные ценности физической культуры и спорта.
  16. Двигательные ценности физической культуры и спорта.
  17. Технологические ценности физической культуры и спорта.
  18. Интенционные ценности физической культуры и спорта.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Культура представляет собой процесс и результат хранения, освое­ния, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры. Она служит средством и способом физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Компонентами физической культуры являются:

  • физическое воспитание;
  • спорт;
  • физическая рекреация;
  • двигательная реабилитация.

Компоненты физической культуры связаны между собой, и в то же время, имеют специфические черты.

Физическое воспитание направлено иа всестороннее развитие чело­века и осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях. От­личительной особенностью спорта является элемент соревновательности. Физическая рекреация предполагает использование физических упражне­ний для активного отдыха, например, в форме туризма. Ей иногда относят к фоновым видам физической культуры, которые включают также упраж­нения в рамках повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки и др.). Двигательная реабилитация служит для восстановления посредством физических упражнений временно утраченных физических способностей, ле­чения травм. Её разновидностью является лечебная физическая культура.

Понятия "физическое воспитание", "физическое развитие", "физическое совершенство"

text_fields

text_fields

arrow_upward

Физическое воспитание

Физическое воспитание — это процесс приобретения специальных знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, разносторон­него развития физических качеств и формирования потребности в занятиях физическими упражнениями. В отличие от физического воспитания физическая подготовка предполагает овладение двигательными навыками и развитие физических качеств, необходимых в конкретной профессиональ­ной или спортивной деятельности. В связи с этим говорят, например, о профессионально-прикладной физической подготовке летчика, монтажни­ка, агронома и т. д.

Физическое развитие

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций ор­ганизма (длины и массы тела, силы, быстроты и т, п.) либо под воздейст­вием естественных факторов (труда, быта, генетической предрасположен­ности), либо под воздействием целенаправленного использования физиче­ских упражнений. Таким образом, если физическое воспитание — это спе­циально организованный педагогический процесс, то физическое развитие может протекать естественным путем.

Физическое совершенство

Физическое совершенство - это уровень здоровья и всестороннего физического развития, соответствующий требованиям человеческой дея­тельности в определенных исторически сложившихся условиях. Достиже­ние физического совершенства является целью физического воспитания.

Понятия "спорт" и "вид спорта"

text_fields

text_fields

arrow_upward

Спорт — это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направлен­ная на достижение наивысших результатов.

Эта деятельность имеет ряд особенностей:

  • наличие борьбы, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.;
  • унификация действий спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;
  • регламентация поведения спортсменов с учетом принципов неантагони­стического отношения между людьми.

Понятие «вид спорта» имеет более узкий смысл, чем «спорт». Вид спорта — это сформировавшийся в ходе развития спорта вид соревнова­тельной деятельности, отличающийся конкретным предметом состязания и правилами ведения соревновательной борьбы. К видам спорта относятся легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, бокс и множество других.

Возникновение физической культуры

text_fields

text_fields

arrow_upward

Возникновение физической культуры было обусловлено жизнью первобытного общества. В процессе труда и, в первую очередь, охоты че­ловек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метани­ях, лазанье, развивал в себе силу, выносливость и другие необходимые фи­зические качества.

Субъективной предпосылкой возникновения физической культуры послужило развитие мышления, сознания первобытного человека. Совер­шая магические и ритуальные действия перед охотой, при которых много­кратно поражалось не само животное, а его изображение на скале или зем­ле, человек стал выделять физические упражнения в самостоятельный вид деятельности.

С возникновением религиозных верований элементы физических уп­ражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культо­вые танцы, пляски, игры.

В условиях родового строя большую роль стала играть военная под­готовка. Например, австралийцы с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании бумеранга. Первобытные племена Африки широко приме­няли в воспитании детей и юношей фехтование на палках, борьбу, упраж­нения в раскачивании на лианах.

У многих первобытных народов существовал обряд инициации (по­священия) при переходе из одной возрастной группы в другую. В инициа­циях обычно использовались физические упражнения, к которым юноши усиленно готовились.

Физические упражнения также составляли основу разнообразных игр и развлечений.

Олимпийские игры Древней Греции

text_fields

text_fields

arrow_upward

Многочисленные игры и соревнования были широко распростране­ны в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Древнем Риме и Древней Греции. Например, в Древнем Риме традиционными были Троян­ские игры, включавшие состязания всадников в запутанных ходах лаби­ринта, гонки колесниц, борьбу, кулачный бой, метание копья и диска.

В Древней Греции занятия физическими упражнениями достигли макси­мального развития. Из всех проводимых там игр (Немейские, Дельфийские и др.) наиболее значимыми были Олимпийские игры. Согласно преданию начало им положил Геракл в XII в. до н. э., когда провел соревнования ме­жду четырьмя своими братьями в честь победы Зевса над Кроносом.

Первые известные в истории Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э. в Олимпии, расположенной на Пелопонесском полуострове на юго-западе Греции. Игры проходили один раз в четыре года. Периоды между играми назывались олимпиадами.

За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия). С VIII до II в.в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, а также женщины к играм не допускались. В дальнейшем к участию в играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения.

В ранний период игры проходили в один день, в период расцвета — в пять дней. Они проводились чрезвычайно торжественно. Перед началом игр все участники давали клятву, что они честно готовились к играм и бу­дут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители награждались оливковым венком. Кроме спортивных соревнований уст­раивались разнообразные конкурсы, выставки, культовые церемонии.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию (192 м), впоследствии расширялась за счет состя­заний в пентатлоне (пятиборье, включавшем бег на одну стадию, метание диска, метание копья на точность, прыжок в длину, борьбу), беге с оружи­ем (мечом и щитом), кулачном бое, панкратионе (соединении борьбы с ку­лачным боем), гонках колесниц, верховой езде. В играх принимали участие Аристотель, Сократ, Геродот. Чемпионом по кулачному бою был Пифагор.

Появление и распространение христианства, боровшегося против языческой веры и проповедовавшего аскетизм, повлекло за собой прекра­щение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

При феодализме игры с элементами соревнований были лишь ча­стью народных праздников или рыцарских турниров и уже не имели тако­го значения, как в античной культуре. Существенное внимание целена­правленным занятиям физическими упражнениями стало уделяться только с наступлением Эпохи Возрождения. Спорт и другие компоненты физиче­ской культуры в современном их понимании получили действительно ши­рокое распространение в течение XIX и начале XX в.в.

Олимпийские игры современности

text_fields

text_fields

arrow_upward

В 1894 г., ровно через полторы тысячи лет после запрещения древ­них Олимпийских игр, на Международном атлетическом конгрессе в Па­риже был создан Международный олимпийский комитет (МОК), и с 1896 г. началось проведение современных Олимпийских игр. В деле воз­рождения Олимпийских игр большую роль сыграл французский педагог и просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937). Он возглавлял МОК до 1925 г.

Олимпийские игры проводятся в соответствии с олимпийской хар­тией (уставом), определяющей основные правила игр, цели и задачи МОК. Спортсмены и судьи приносят олимпийскую клятву — честно сорев­новаться и честно судить. Олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее!»

Олимпийская атрибутика включает олимпийский символ в виде пяти переплетенных колец разного цвета, означающих единение спорт­сменов пяти континентов; олимпийский флаг белого цвета с олимпийским символом в центре; олимпийский талисман.

Олимпийский церемониал состоит из торжественного открытия и закрытия игр, награждений. На открытии в числе других церемоний про­изводится зажжение в чаше стадиона олимпийского огня. Огонь доставля­ется факельной эстафетой из Греции, где в древней Олимпии он зажигает­ся от солнечных лучей с помощью большого вогнутого зеркала.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 г. в Афинах. В дальнейшем они проводились каждые четыре года за исключе­нием 1916, 1940, 1944 г.г. в,периоды первой и второй мировых войн. С 1924 г., в те же годы, что и летние, стали проводиться зимние Олимпий­ские игры. С 1994 г. зимние и летние игры проводятся с интервалом в два года. В настоящее время продолжительность игр составляет 16-18 дней.

Если в первых играх в Афинах приняли участие 311 спортсменов из 13 стран, соревновавшихся в 9 видах спорта, то в XXVI играх в Атланте участвовали 10,5 тыс. спортсменов из 197 стран, боровшихся за 271 ком­плект медалей. XXVII игры в Сиднее собрали уже 11 тыс. спортсменов из 200 стран. В их программу был включен ряд новых дисциплин, таких, как синхронные прыжки в воду, женское водное поло, женское метание молота и др. Неизмеримо выросли результаты. Например, в беге на 100 м резуль­тат улучшился с 12,0 с до 9,79 с; в прыжках в длину — с 6,35 м до 8,95 м; в прыжках в высоту — с 1,81 м до 2,45 м.

На Олимпийских играх успешно выступали российские и советские спортсмены. На IV играх в Лондоне (1908) золотую медаль в фигурном ка­тании на коньках завоевал Н. А. Панин-Коломенкин. Советские спортсме­ны в общей сложности 12 раз занимали первое место в неофициальном ко­мандном зачете. Непременными участниками всех Олимпийских игр были спортсмены Петербурга-Ленинграда. Среди них Людмила Пинаева, став­шая победительницей трех Олимпийских игр в гонках на байдарках, гим­наст Александр Дитятин, завоевавший десять олимпийских медалей, из которых три золотые, пловец Владимир Сальников, ставший обладателем четырех золотых медалей, легкоатлетки Татьяна Казанкина и Тамара Пресс, у которых по три высшие награды. Значительную часть олимпий­ских команд составляли и продолжают составлять студенты-спортсмены, в том числе, нефизкультурных вузов. Например, в числе выпускников одно­го только Санкт-Петербургского Государственного Университета олим­пийские чемпионы Геннадий Шатков, Эльвира Озолина, Юрий Тармак, Андрей Крылов.

Крупнейшие современные спортивные соревнования

text_fields

text_fields

arrow_upward

На современном этапе кроме Олимпийских игр проводится большое количество крупных спортивных соревнований. Их организация осуществ­ляется международными спортивными объединениями. Кроме МОК к ним относятся международные спортивные федерации, такие, как Междуна­родная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), Междуна­родная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), Международная шахматная федерация (ФИДЕ). Существуют также региональные спор­тивные организации, например, Высший совет спорта Африки, Федера­ция азиатских игр, Международный комитет средиземноморских игр и др.

К проведению соревнований имеют отношение и такие спортивные объединения, как Международная федерация спортивной медицины, Меж­дународная ассоциация психологии спорта и др.

Международные соревнования могут быть комплексными или по одному виду спорта. К первым относятся Всемирные универсиады, Все­мирные Маккабиады (проходят в Израиле раз в четыре года), Африкан­ские, Панамериканские, Средиземноморские игры и др. Ко вторым отно­сятся чемпионаты мира и Европы; соревнования, ставшие международны­ми, как, например, проводимое в Уимблдоне первенство Англии по тенни­су; розыгрыши кубков и призов; мемориалы памяти выдающихся спорт­сменов и тренеров, например, Мемориал братьев Знаменских по легкой ат­летике. Чемпионаты проходят, как правило, короткое время в одной стра­не, и в них выявляются чемпионы. Кубковые соревнования состоят из не­скольких этапов, проводятся на протяжении сезона в разных странах, и по их результатам определяются обладатели кубка.

Соревнования также делятся на официальные и товарищеские. К товарищеским можно отнести многочисленные матчевые встречи с уча­стием клубных и национальных команд.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Современный спорт подразделяется на два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений или большой спорт.

Массовый спорт характеризуется значительным количеством зани­мающихся, сравнительно невысоким уровнем результатов, зависимостью занятий спортом от другой доминирующей деятельности. Его целью явля­ется укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и ак­тивный отдых.

К массовому спорту относится юношеский спорт, которым занима­ются в общеобразовательных и спортивных школах, большая часть сту­денческого спорта, взрослый спорт, развиваемый в клубах и секциях по месту работы и жительства, армейский спорт. В последнее время во всем мире большую популярность приобрел ветеранский спорт, в котором по своим возрастным группам принимают участие мужчины начиная с 40 лет и женщины с 35 лет. Существует также специальный (паралимпийский) спорт или спорт инвалидов, в рамках которого проводятся соревнования разного уровня. Самыми крупными из них являются Паралимпийские иг­ры, проходящие через несколько недель после Олимпийских игр.

Спорт высших достижений характеризуется необыкновенной двига­тельной одаренностью занимающихся, большими затратами времени и энергии, доминирующим положением в жизни. Его целью является дости­жение максимально возможных результатов или побед на крупнейших соревнованиях. Спортсмены тренируются и участвуют в соревнованиях как правило в составе сборных команд. Спорт высших достижений — это, за редким исключением, профессиональный спорт, где человек работает на пределе своих возможностей. Такой труд в целом достаточно высоко опла­чивается. Например, за Первое место на чемпионате мира по легкой атле­тике спортсмен получает 100 тыс. долларов.

Организационные основы физической культуры

text_fields

text_fields

arrow_upward

В нашей стране управление в области физической культуры осуще­ствляется на основе принятых в 1993 г. «Основ законодательства Россий­ской Федерации о физической культуре и спорте». В 1999 г. вышла новая редакция этого закона. Управление производится в двух формах: государственной и общественной.

Высшим государственным органом управления физической культу­рой является Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и спорту. Комитеты по физической культуре имеются в субъектах федерации, а также при краевых, областных, городских и рай­онных администрациях. С другой стороны, работу в области физической культуры проводят отдельные министерства, в состав которых входят со­ответствующие отделы и научно-методические советы. Самостоятельным органом, занимающимся развитием олимпийского спорта в стране и рас­ширением спортивных связей, служит Национальный олимпийский ко­митет России (НОК).

Государственное управление охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные и детско-юношеские спортивные школы, а также школы высшего спортивного мастерства, высшие и средние специальные учебные заведения, воинские части, лечебно-профилактические учрежде­ния.

В структуру общественных органов управления физической культу­рой входят: физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия», ве­домственные общественно-государственные объединения, например, физкультурно-спортивное общество «Динамо», советы по туризму, общества охотников и рыболовов, клубы любителей бега и др.

Первичными звеньями общественно-физкультурного движения яв­ляются коллективы физической культуры и спортивные клубы. Они соз­даются в учреждениях и на предприятиях, в учебных заведениях, по месту жительства.

Государственные и общественные формы управления физической культурой тесно связаны между собой и представлены совместно в боль­шинстве учебных и трудовых коллективов.

Происходящие в обществе в последнее время динамичные процессы нашли свое отражение и в сфере организации физической культуры. Изме­нились условия подготовки и стимулирования труда высококлассных спортсменов, широкое распространение получили платные оздоровитель­ные услуги, предоставляемые как на базе государственных учреждений, так и частным образом.

Студенческие спортивные организации и соревнования

text_fields

text_fields

arrow_upward

Первичным государственным подразделением, осуществляющим учебно-тренировочную работу и проведение спортивных соревнований в вузе, является кафедра физического воспитания. Занятия проходят на ос­новном, специальном отделении (для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья) и на отделении спортивного совершенствования. Первичным общественным подразделением является спортивный клуб вуза. Кафедра и клуб взаимодействуют с ректоратом, профсоюзной организацией вуза и вышестоящими государственными и общественными ор­ганами управления физической культурой.

Значительную роль в развитии студенческого спорта играет создан­ное в 1993 г. общественное объединение студентов и работников высшей школы — Российский студенческий спортивный союз. В его задачи вхо­дит организация и проведение студенческих соревнований внутри страны и развитие международных спортивных связей. Международные студенче­ские спортивные соревнования проводятся под эгидой Международной федерации университетского спорта (ФИСУ).

Система студенческих спортивных соревнований объединяет внутривузовские, межвузовские и международные соревнования.

Внутривузовские соревнования включают зачетные соревнования на учебных занятиях, соревнования на первенство учебных групп, курсов, факультетов, общежитий вуза.

Межвузовские соревнования включают районные, городские, зо­нальные и всероссийские студенческие соревнования. Распространены со­ревнования между вузами одного профиля, например, аграрными, желез­нодорожными, медицинскими и т.д. Сильнейшие студенты-спортсмены участвуют в соревнованиях в составе различных сборных команд.

Международные соревнования включают товарищеские встречи ме­жду отдельными вузами разных стран, Всемирные универсиады, проводи­мые ФИСУ раз в два года по нечетным годам, чемпионаты ФИСУ. В со­ставе сборных команд России на чемпионатах Европы, мира и на Олим­пийских играх, как правило, больше половины составляют студенты.

Общий подход к взаимосвязи спорта и культуры

Одним из важнейших элементов, который может иметь дисфункциональное значение для культуры в целом и спорта в частности, является культ успеха, достижения высокого результата: "Успех занимает столь высокое место в иерархической системе ценностей спорта, что статус данного спортсмена определяется исключительно уровнем его нынешних достижений. В сражениях на спортивных полях и аренах значение имеет лишь статус достигнутых результатов. Трудно найти другую социальную подсистему, кроме военно-армейской, где бы успех, достижение ценились так высоко. Если бы эта ценностная ориентация стала центральной для всей культуры в целом, то общество, вероятно, оказалось в перманентной конфликтной ситуации.

На основе этого общего подхода к взаимосвязи спорта и культуры позитивная оценка спорта в этом отношении часто принимается без критической оценки, как нечто само собой разумеющееся. Особенно важно учитывать, что спорт, испытывает на себе значительное влияние той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие

Поэтому для правильной оценки спорта как социокультурного феномена нужно четко различать его культурный гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются и те ценности, на которые действительно ориентируются люди в своем поведении, реальные ценности.

Физическая культура как часть общей культуры общества

На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием.

Сегодня, в общечеловеческом понимании, это слово означает и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.). В научном смысле слово «культура» это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом «культура» - это творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье.

За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

Таким образом, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

в продлении активного творческого долголетия людей;в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

в использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;

в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;

в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Сам термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время -- журнал «Теория и практика физической культуры». И как мы видим, уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре.

В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

Сформировавшись на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование физической культуры продолжается и по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней» и другие, которые направлены на формирования моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни.

Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая культура -- это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения -- Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

массовость ее развития;

степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.