Правила поминания усопших 9 дней. Поминки: суть, правила, скорбные слова о смерти

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

В быту нашего народа широко распространена традиция поминовения усопших на девятый, сороковой дни, годовщины. Эти даты неслучайны, они имеют свое обоснование в христианском предании.

Согласно церковному преданию, душа на третий день после смерти предстает перед Богом, после чего ей показывают райские обители. На день девятый, после осмотра душой рая, она вновь возносится на поклонение ко Господу. Именно поэтому девятый день со дня смерти ознаменован поминками. Однако, в сознании некоторых людей теряется главный смысл поминовения. Итак, в чем христианский православный смысл поминок на девятый день и как правильно нужно поминать усопших?

Главными составляющими любых дней памяти умерших близких являются молитва и совершение дел милосердия. Поэтому необходимо уделить больше внимания не внешней форме поминовения, которая зачастую абсолютно бессмысленна и откровенно суеверна, но внутренней составляющей нашей памяти усопших.

На девятый день со дня смерти необходимо помолиться об упокоении души умершего. Если в городе есть храм, в котором в этот день совершается утреннее богослужение литургии, необходимо подать записки об упокоении и помолиться самим за главным православным богослужением. Кроме этого, верующие люди заказывают панихиду. Иногда молитвенные поминовения в храме заказывают заранее.

Кроме соборной молитвы в храме православный человек поминат в своих молитвах усопших и дома. Особенно это касается дней поминовений, в том числе и девятого. Дома можно почитать канон об усопших, 17 кафисму псалтири (либо несколько кафисм с вставками молитвы об усопших), последование литии, акафист за единоумершего.

Если есть возможность, на девятый день со дня смерти можно посетить могилу. При необходимости убраться на месте захоронения. На самом кладбище необходимо вновь помолиться об упокоении души усопшего.

На девятый день принято готовить поминальный обед. Смысл его заключается не в том, чтобы покушать, но чтобы совершить дело милосердия. Родственники усопших приглашают к столу близких и родных умерших, кормят их. Иногда на поминальные обеды приглашают и неимущих людей, исполняя завет Господа о питании алчущих и жаждущих. При этом, не важно, где именно готовится обед (дома или в кафе). Это зависит от удобства и возможностей организаторов поминок.

На поминальном обеде так же очень важно не забывать о молитве. Перед вкушением пищи необходимо попросить у Бога прощения грехов усопшего. Родственники умершего вполне могут попросить молитв об упокоении души поминаемого и у всех собравшихся. Если кто не знает текста молитв, вполне можно помолиться и своими словами об упокоении души новопреставленного.

Для православных людей важно знать на какое время приходится девятый день со дня смерти. Если это постный день, желательно приготовить постный поминальный обед. И, конечно, не стоит забывать о том, что усопших нельзя поминать алкоголем.

Кроме этого в девятый день можно сотворить милостыню. Например, раздать нуждающимся пищу, одежду (если это не было сделано заранее).

Таким образом, следует четко понимать, что самым полезным и необходимым для человека, перешедшего в иной мир, является не просто память живых и приготовление поминальных обедов, но сердечная молитва об упокоении души и совершение дел милосердия.

Считается, что первые 9 дней после смерти духовная оболочка усопшего еще имеет привязку к смертной жизни и может чувствовать скорбь близких людей. Окончательно эта связь рвется только на сороковины, определяющие тонкой сущности место ее постоянного пребывания в загробном мире. Понимание сложностей, через которые душа проходит после выхода из тела, очень важно для оставшихся на земле, ведь все это время дух покойного нуждается в правильной поддержке.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Что означает 9-й день после смерти в христианстве?

    Весь период неразрывной посмертной связи души умершего с миром живых делится на три отрезка: 3, 9 и 40 день от смерти. Первый отрезок времени дух почти все время проводит рядом с домом, где он вышел из тела, либо недалеко от гроба. Он слышит все слова и мысли, обращенные к нему, через беседы людей о покойном, и делает первые выводы о греховности своего земного существования.

    С первой минуты существования вне тела рядом с усопшим находится его Ангел-Хранитель, в сопровождении которого душа посещает памятные места своей жизни, прощается с близкими. Он видит все приготовления к похоронам и, по утверждению эзотериков, может даже корректировать события, являясь во снах к родственникам.

    Начиная с третьего дня и по сороковой душа человека перемещается уже в строгом соответствии с алгоритмом посмертной программы, одинаковой для всех. Символически началом пути умершего считается момент опускания гроба в могилу. Но даже если на третий день тело еще не передано земле, душа все равно теряет к нему привязку и переходит в другое измерение.

    На пути к Вечности покойного ждут 20 испытаний (мытарств), в продолжение которых бесовские силы вопрошают душу обо всех ее грехах, совершенных в образе человеческом. Если хотя бы на половину упомянутых дурных деяний не найдется столько же добрых поступков, путешествие заканчивается немедленным низвержением грешника в ад. Если судилища пройдены успешно, дух покойного допускается к встрече с Богом, и ему разрешают в течение шести дней находиться в райских садах среди праведников.

    Прохождение рубежа девятого дня считается самым важным из того, что происходит с душой в ее промежуточном состоянии. Поклонившись Богу во второй раз, человеческая сущность препровождается ангелами в валгаллы противоположной ипостаси – в ад. Моления родственников и панихида, которую в этот день служат в храме по усопшему, помогают душе в ее тяжелом 39-дневном путешествии по уровням преисподней и являются заочной просьбой к Господу помиловать грешника.

    Отсутствие поминок и панихиды на 9-й день после смерти означает, что человек пренебрег жизнью как Божьим даром и прошел сквозь нее бесцельно либо сделал много зла и восстановил людей против себя. И то, и другое в православии относят к тяжелым грехам, требующим оправданий перед престолом Господним на сороковой день от даты упокоения.

    Особенности организации поминок девятого дня

    Обычаи христианства учитывают все трудности, с которыми душе придется столкнуться на распутье между раем и адом. Каждое ритуальное действие, от церковного обряда и до вкушения пищи за поминальным столом, сопровождается особыми молитвами и словами, отправляющими положительный посыл в энергетическое пространство, где находится тонкая сущность.

    Самым близким родственникам усопшего, организующим погребение и поминки, необходимо соблюдать определенные правила проведения ритуалов и понимать сакральный смыл совершаемых действий, иначе они не будут нести никакой пользы душе покойного.

    Панихида в церкви

    Утро 9-го дня после смерти крещеного человека для родных умершего начинается в церкви, ведь с наступлением рассвета душа предстает перед очами Господа и ей требуется мощная энергетическая подпитка, чтобы справиться с последующими испытаниями. Молитвы людские и ангельские звучат во время службы в унисон. Чем больше будет этих голосов, тем легче станет душе усопшего.

    Молитву, читаемую только по случаю девятого дня, следует выучить наизусть и прочесть несколько раз: устанавливая свечку в тетрапод (особый подсвечник перед столиком с поминальными яствами), уходя со службы и придя домой.


    Заранее пишется записка с именем умершего. Ее нужно положить на столик рядом с принесенными продуктами. Если событие не накладывается на постные дни, то в корзинку для поминания укладывают:

    • различные сладости;
    • мясо;
    • рыбу;
    • молоко;
    • яйца;
    • сыры и колбасы;
    • хлебную и крупяную продукцию.

    В пост список разрешенных православному человеку продуктов меньше:

    • крупы;
    • муку;
    • овощи и фрукты;
    • грибы.

    Перед тем как выкладывать принесенное поминание на стол и покупать свечи, нужно договориться со служкой о проведении панихиды. Особенно это касается небольших часовен, где священник один и ему требуется время на подготовку.

    Поминальный обед и связанные с ним приметы

    В старину поминать на «девятины» нарочно приглашали только тех, кто принимал непосредственное участие в приготовлении покойника к погребению: обмывал труп, мастерил «домину» (гроб), устанавливал крест на могиле. Остальные «гости» приходили незваными, и отказывать нельзя было никому – ни врагу, ни чужаку. В современном мире люди сами не ездят на подобные мероприятия, опасаясь оказаться нежданной обузой, поэтому не будет отступлением от традиции заранее обзвонить всех знакомых и известить их о месте и времени проведения поминок.

    Где бы ни накрывался поминальный обед, еды готовят достаточно, чтобы принять максимальное количество людей. В первую очередь за стол усаживают престарелых гостей и детей, последними едят хозяева. Обязательно перед появлением основного блюда – поминальной кутьи - служится лития. Ее может провести любой из присутствующих, организовав общее чтение молитвы «Отче наш» либо Девяностого псалма.


    Что, по канонам церкви, приветствуется на поминальном столе:

    • борщ;
    • голубцы;
    • перцы, фаршированные овощами или мясом;
    • котлеты;
    • жаркое;
    • грибы тушеные или жареные;
    • пирожки из пресного теста (закусочные) и сладкие;
    • овощные смешанные салаты;
    • картофель или каша;
    • жареная или тушеная рыба;
    • простые бутерброды с колбасой и сыром.

    Обязательно должны присутствовать компот или кисель, поминальное колево из перловки или риса, недорогие сладости.

    Кутью, символизирующую воскрешение и сладость пребывания в раю, следует освятить в церкви во время панихиды.

    А вот что на «девятины» подавать нельзя:

    • любой алкоголь;
    • кофе;
    • покупные соки;
    • морские деликатесы (креветки, кальмары, устрицы);
    • сложные «праздничные» салаты;
    • птицу или поросят, зажаренных целиком;
    • дорогие конфеты в нарядных коробках;
    • пирожные или торты.

    Кулинарные изыски, как и распитие спиртного на поминках считается грехом чревоугодия, ложащимся на плечи души усопшего, что лишь ухудшает его положение. Оставшуюся после поминок пищу не выбрасывают, а относят в церковь или раздают нищим. Конфеты, фрукты и другие сладости, не считая, отсыпают детям на помин души.

    Правила и традиции, связанные с датой

    Большинство правил поведения во время поминок сейчас применимы только к близким усопшего, хотя раньше их придерживались все пришедшие. Это касается, в частности, внешнего вида женщин, которые обязаны быть в помещении в платках, с полностью убранными под них волосами. Мужчинам нельзя быть в доме с покрытой головой.

    Ходить на кладбище в этот день или нет, гости решают сами. Цветы в дом покойного уже после того, как остальные приехали с места погребения, нести не принято – и венки и цветы нужно оставлять на могиле.

    Еще несколько христианских примет, касающихся посещения могилы на 9-й день после смерти человека:

    • принятие пищи и распитие алкоголя на кладбище противоречат канонам православия;
    • нельзя поливать могильную насыпь водкой или оставлять спиртное в стопке;
    • деньги, еда, алкоголь священнику на кладбище не передаются – можно пригласить батюшку домой или совершить все нужные действия заранее;
    • уходя с кладбища, можно зажечь на могиле лампадку, оставить стакан воды с кусочком хлеба или блюдечко с кутьей;
    • на обратном пути желательно одарить нищих посильной лептой и раздать немного сладостей встречным детям, при этом следует говорить: «Помяните раба Божия (имя)»;
    • и на кладбище, и дома нужно чаще говорить о покойном добрыми словами, вспоминать его хорошие поступки и положительные личные качества.

    К приходу гостей дом убирается в строгом соответствии случаю. Можно поставить на небольшой стол портрет покойного с зажженной перед ним лампадой, накрыть лишние предметы мебели черным крепом. Спорным считается завешивание зеркал в доме после похорон. Необходимость такого действия не комментируется церковью и относится к пра-традициям древних славян, считающих зеркальную поверхность входом в другой мир.

    Не осуждается христианством и принятый у некоторых семей обычай «усаживать покойного» за поминальный стол. Для этого трапезничающие освобождают почетное место во главе стола и ставят туда полный столовый прибор с едой.

    Как подсчитать день поминок?

    Просчитывая дату, на которую выпадет день поминания усопшего, учитывать следует и сам день смерти, который длится до полуночи. Пример: если человек скончался 10 марта в 23:00, то «девятины» выпадают на 18 марта, а не 19, как получилось бы, если б к 10 прибавили 9. А вот если бы смерть наступила в несколько минут первого ночи, то счет велся бы уже от вновь наступившей даты.

    Если верующий христианин умирает в будний день Великого поста, поминки девятого дня переносятся на ближайший субботний или воскресный день. Однако если человек при жизни не соблюдал пост, этим правилом можно пренебречь.

    Отмечать раньше девятины нельзя. Душа покойного, пребывая в раю, еще не нуждается в той поддержке, которая станет ей необходима позже.

    Многие люди, отдавая дань современным традициям и опасаясь вызвать осуждение со стороны окружающих, после смерти близкого человека погружаются в заботы по соблюдению внешнего антуража и совсем не думают о духовной составляющей обрядов. Следует помнить, что для усопшего представляет важность не богато накрытый стол, а молитва, сообща прочитанная над пищей. И опасность для души, отправившейся в трудный путь, состоит не в малом количестве гостей на поминках, а в отсутствии добрых слов от тех, кто пришел почтить его память.

Узнайте все про 9 дней после смерти - что значит этот период, каковы обычаи касательно нее и что нужно делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций может лишить покойного райской жизни после смерти, а на его родственников наслать тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - что значит эта дата в православии

Известно, что в православии принято отмечать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается также годовщина, а в некоторых регионах еще и полгода после смерти. Это особые дни посмертия человека, и каждая из них имеет свое сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с ними.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

В указанные девять дней душа еще завершает свой путь, начатый при жизни. Она ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается началом загробного пути, а сороковой - его окончанием, то девятый – один из самых важных этапов посмертного путешествия.

Число 9 - одно из сакральных чисел. Известно, что в ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается не только в честь покойного, но и в их честь - все же именно ангелы будут защитниками на Небесном суде. Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый он провожает умершего за райские ворота. Вплоть до девятого дня он занят осмотром Рая. Еще не зная своего приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа может узнать о том, что ожидает ее в Раю или Аду. В Раю человека ждет отдых от боли, которую он вкусил за земную жизнь, а также муки совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом он отправится в Ад - до сорокового дня. Только после этого путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

Кроме этого, с девятого по сороковой день происходят так называемые мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем она должна пройти через испытания, которые могут представлять собой греховные искушения. Если душа пройдет испытания, добрая половина его души одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены ей на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах есть все, что есть в небе, и много иного (Бальмонт К. Д.)

Значение 9 дней после смерти для души покойного очень важно. В это время он занят поиском пути, по которому ему предстоит следовать. Сложно сказать, каким он будет. Некоторые верят в перерождение души после смерти. Судя по литературе о реинкарнации, в период с третьего дня по сороковой она занята пересмотром и анализом своих жизненных ошибок. Кроме этого, существует теория о том, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее следующее воплощение.

Если следовать христианским источникам, праведникам уготован Рай, а грешникам – мучения в Аду. Но, так или иначе, душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения своего пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Разумеется, полностью забыть о боли и страданиях невозможно – этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых принесет пользу усопшему, постарайтесь принести ему пользу молитвами, а не слезами. Он сможет обрести покой, перестать беспокоиться о живых и отправиться туда, где ему теперь место.

В православной традиции принято считать, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни - Ад. На девятый день усопший полностью забывает обо всей скорби, которую он ощущал во время земной жизни. Он забывает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Именно поэтому молитвы родных и близких важны в этот день – усопшему пригодится поддержка родственников.

Кроме того, они окажутся кстати еще и потому, что в это время он предстает перед Богом впервые. Именно поэтому принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, а также помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви принято также молить о присоединении души к числу ангелов. Так ваш родственник сможет стать вашим ангелом-хранителем. Язычники верят в то, что усопшие предки всегда рядом и готовы помочь.

Традиция поминков на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья, традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся даже некоторые праздники. Для поминальной трапезы ее полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Иногда кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья. Оно имеет сакральное значение.

Семена означают рождение новой жизни. Они символизируют воскресение человека в загробном мире, а возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо желательно освятить в церкви, но такая возможность имеется далеко не всегда. Поэтому считается достаточным окропить его святой водой.

Обязательно должен быть на поминальном столе компот или кисель, иногда подают квас. Подают также любую кашу, кроме кутьи. Иногда на поминки готовят блины, чаще можно увидеть пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены - бутерброды со шпротами, рыбные пироги, сельдь и другие холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты также часто встречаются на поминальных столах. В качестве первого блюда, как правило, подается борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей на них не принято, они приходят сами, незваными. Явиться может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать ближайшие родственники, а также люди, которые омывали покойного, делали гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги. Сейчас же этим занимаются люди из ритуальных бюро, поэтому традиция потеряла свой смысл. Куда лучше доверить это дело специалистам, чем допустить ошибку на похоронах. Если верить приметам, некоторые из них могут стоить жизни.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за ближайшими родственниками усопшего, а можно молиться шепотом или про себя. Только после молитвы можно подавать первое блюдо. Им должна стать кутья.

Касательно блюд и напитков, которые должны быть поданы на стол, правил немного, и запомнить их очень легко. Под запретом находится алкоголь. На большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - грех. На поминках предавание этому греху может серьезно навредить душе почившего. Именно поэтому приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Не следует перебарщивать с блюдами. Среди того, что означает 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и, соответственно, рассмотрению всех его грехов. Чревоугодие - один из грехов. Поэтому не стоит грешить в честь усопшего, это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет никакого значения. Важно только то, что люди собрались для того, чтобы вспомнить почившего и поддержать его родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать количество продуктов так, чтобы не осталось ничего, крайне сложно. К тому же, на 9 дней количество гостей предсказать нельзя - они приходят незваными, по своему желанию. Если после траурного застолья осталась еда или продукты, их нужно раздать нищим. Выбрасывать их в любом случае нельзя.

Как и в самые первые поминки, за столом запрещено смеяться, веселиться, тем более устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, а также черты характера умершего. Вплоть до сорокового дня будет приниматься решение о том, где находиться его душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы под ними. Мужчинам нельзя находиться в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок только ближайшие родственники, как правило, это черные траурные платки.

Что делают на 9 дней после смерти родственники почившего

То, что делают на 9 дней после смерти - труд родственников, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где он окажется - в Раю или в Аду. Родственники и близкие друзья тоже играют свою роль. Что означает девятый день после смерти? По сути, в этот день объединяются люди и ангелы для того, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Поэтому нельзя относиться к поминальным дням, как к формальности. Это время, когда живые способны помочь душе, которая находится в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9-й день после смерти близкого человека обязателен. Там нужно не только заказать молебен и поставить свечку за упокой. Следует помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Молиться можно и дома, но службу за упокой заказывают в большинстве случаев - что в любом случае связано с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души и о том, чтобы Бог был к ней милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать не только родственники. Чем больше людей молится за душу покойного, тем больше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Кроме этого, ближе к полудню следует посетить могилу почившего. Наведите там порядок, уберите мусор, принесите цветы и венки. Зажгите свечу в лампадке. Можно пригласить священника для совершения литии - особой службы, которая проводится над могилой. Если такой возможности нет, прочитайте молитву самостоятельно. Воздержитесь от разговоров на посторонние темы. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - это запрещено старинными приметами про похороны и кладбище. Не рекомендуют делать этого и священники. Особенное внимание привлекают они к распитию алкогольных напитков. Не вредите душе умершего, дождитесь поминок. Нельзя оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, тем более нельзя лить его на холмик. Можно оставить «обед», в который могут входить сладости и другие угощения. Чаще всего оставляют то, что подается на поминках в этот же день. Сладости и выпечка раздается также на кладбище незнакомцам, чтобы они помянули почившего.

Как на поминках, так и в разговорах полагается вспоминать только хорошие поступки почившего. Сейчас Бог особенно внимателен ко всем его плохим поступкам, и он должен слышать, что живые имеют исключительно положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание может все испортить.

Желательно в этот день подать милостыню нищим. Это могут быть деньги или продукты - решать вам. Как уже сказано выше, можно отдать продукты, которые остались после поминок.

В доме, как и на кладбище, можно поставить лампадку в честь покойного, а также стакан с водой и хлеб. Обычно эти знаки внимания находятся возле его портрета, украшенного черной траурной лентой. На девятый день можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни усопшего.

Как считается 9 дней после смерти

Посчитать девять дней после смерти очень просто. Первый день - это день смерти. Даже если человек умер поздним вечером или ночью - при условии, что смерть произошла до полуночи. Этот же день впоследствии станет годовщиной смерти.

По медицинской статистике, больше всего смертей происходит в период между 3 и 4 часами утра. Это время называют временем «между волком и лисицей». Следует знать, что при расчете дней следует учитывать ту же дату, которую можно увидеть на календаре в это время - как и во всех остальных расчетах дат, новые сутки в случае со смертью наступают после полуночи.

При этом математическое прибавление числа 9 к дате смерти является неправильным. Предположим, что человек умер 18 января, и прибавим к этой дате 9:

Но на самом деле девятины для этого усопшего наступают не 27, а 26 января. Эта дата не зависит от даты похорон. По традициям, хоронят через три дня после кончины. Но бывает и так, что похороны происходят на пятый, а то и на шестой день после смерти. От этого наступление девятого или сорокового дня не зависит, его считают только по дню кончины.

Как считается 9 дней после смерти, если человек умер во время Великого Поста? Такие расчеты нужно только верующим людям, которые соблюдают пост. В это время, если девятина попадает на будний день, ее нужно перенести на ближайший выходной.

В целом, каждый человек должен знать похоронные и поминальные традиции. Эти знания нельзя назвать желанными, и учиться этому вряд ли кто-то пожелает без особой нужды. Но, как ни печально это осознавать, каждому человеку рано или поздно придется хоронить родных и близких. А это означает, что придется заниматься похоронами и поминками. Зная, что должны делать родственники на девятины и какими должны быть поминки, вы поможете душе усопшего на том свете. Помните, что ему там тоже нелегко - именно в это время начинаются мытарства души. От того, как он проявит себя во время этих испытаний, зависит его будущее в загробном мире.

Все основные религии и верования утверждают, что смерть является не окончательным умиранием, а переходом в иную форму существования. Душа после угасания физического тела продолжает жить в тонких мирах, и от многих факторов зависит, как сложится ее дальнейший путь. Поминальные ритуалы построены на понимании, что любящие и близкие люди могут помочь душе усопшего рассчитаться с земными долгами и встать на светлый путь развития. Поэтому так важно соблюсти все необходимые в день поминок.

Путь души покойного

В соответствии с христианскими канонами, первые сутки после смерти считаются началом загробной жизни. После этого еще двое суток душа умершего остается рядом со своими близкими на земле. При ней находится ангел-хранитель, который сопровождает ее постоянно. Хоронят покойника, воспевают в церкви и поминают на третий день, в честь воскресшего в день третий Иисуса Христа.

  • На 4-е сутки душа возносится к небесам, впервые предстает перед Всевышним и по его указанию попадает в рай. Создатель приставляет к ней ангелов, и в течение 6 дней они сопровождают душу в раю, показывают все его прелести, жилища святых и праведников, которые там обитают. В эти благословенные дни душа освобождается от земной боли и скорби. Но в то же время начинает осознавать, сколько сотворила хорошего или плохого за свою жизнь, достойна ли она находиться в раю.
  • По прошествии 6 дней, проведенных в раю, происходит вторая встреча с Богом. После поклонения Всевышнему, на 9-й день после смерти, ангелы ведут душу в ад и показывают различные места ада и мучения нечестивых, помогают осознать собственные ошибки и грехи. Во время путешествия по аду душа имеет возможность раскаяться и очиститься. Молитвы живых будут оказывать ей поддержку в этой трансформации. Ведь уже на , после третьего поклонения Богу, ей будет определено место: рай или ад.

Молебен на 9 день

Именно на 9-й день ухода из жизни душе на небесах подбирают ангелов, которые помогут ей достойно пройти испытания в аду и будут ходатайствовать за нее перед Всевышним. В этот день следует заказать молебен в церкви, помолиться за новопреставленную душу, попросить за нее Господа и ангелов, а также устроить поминки.

Девятый день очень важен тем, что в этот момент душа еще не определена в своем дальнейшем пути. Родственники, друзья и знакомые могут оказать ей неоценимую помощь своими добрыми воспоминаниями, прощением неблаговидных поступков или слов, а также искренними молитвами, которые дадут упокоение ушедшей душе.

Самое время заказать панихиду за упокой души и отстоять всю службу в храме. Чем больше людей будет молиться за умершего, тем легче будет его путь в бестелесном образе. Православные традиции рекомендуют в этот день не упиваться горем чрезмерно. Душа ушедшего человека не сможет тогда покинуть горюющих родственников и будет удерживаться возле них. Лучше тихо и смиренно отпустить его в небесный путь.

На кладбище в день поминок

После службы в храме родственники едут на кладбище. Можно взять с собой цветы, которые кладут на могилу, там же зажигают лампадку. Там нужно снова помолиться, например, прочитать «Отче наш». Следует тихонько постоять у могилы с добрыми мыслями и воспоминаниями.

На кладбище нельзя вести себя легкомысленно, болтать о посторонних вещах. Не нужно в этот день приносить с собой на могилу пищу. Нехорошо распивать спиртное, даже за упокой души. Нельзя оставлять съестное на могиле. Устраивать поминки на 9 дней принято не на кладбище, а дома. Если есть желание, можно раздать милостыню деньгами или сладостями.

На 9 дней родственники устраивают поминальный обед в память об умершем. В православии это считается продолжением церковной службы, поэтому на поминках придерживаются строгих правил. Это событие приурочивают ровно к девятым суткам после смерти или на один день раньше, но никак не позже. Обед не должен представлять собой обычный прием пищи. Это повод собраться еще раз вместе, вспомнить все хорошее об ушедшем человеке, утешить его близких.

На поминки людей не приглашают специально, как гостей. Достаточно уведомить всех о времени и месте, где будет происходить поминальный обед. Также и сами родственники или знакомые могут изъявить желание прийти, и тогда должны предупредить об этом заранее.

Принято начинать и заканчивать поминальный обед молитвой. Поминальное меню состоит из простых по составу и приготовлению блюд. Поминки - не повод предаваться чревоугодию, цель этого обеда другая: во время еды тихонько об ушедшем из жизни человеке. Не рекомендуется при этом вспоминать плохие поступки покойного или критиковать его характер, подталкивая его к аду.

Поминальное меню

  • После произнесения молитвы каждый накладывает себе поминальную кутью в тарелку. Это ритуальное блюдо варится из цельных зерен пшеницы или риса. Зерно символизирует способность жизни возрождаться и умножаться в виде колоса. Кутья готовится заранее и освящается в церкви. Если этого не делалось, можно просто трижды сбрызнуть блюдо свяченой водой.
  • На поминках едят исключительно ложками, как и на похоронах. В некоторых традициях выдерживают правило четного количества блюд на поминальном столе. В старые времена абсолютно все блюда поминальной трапезы носили символический смысл, их кушали в четкой последовательности. Непременным атрибутом после кутьи были блины и оладьи. Кружок блина символизировал солнце, которое «умирает» на закате и возрождается на рассвете.
  • В качестве первого традиционно разносят борщ, солянку, щи или суп с лапшой. Считалось, что пар от горячего супа поможет душе покойника вознестись. На второе подают кашу - источник силы. К гарниру полагается кусочек мяса или рыбы. Меню может быть очень разнообразным, но простым. Часто его дополняют селедкой, студнем, мясными и рыбными блюдами.
  • Салаты на поминки готовят в основном постные. Это может быть винегрет, капустный или свекольный салат, огурцы, помидоры или блюда на основе фасоли. На третье чаще всего бывает кисель, компот, медовый напиток или взвар. В завершение обеда полагаются пирожки. Остатки еды после поминальной трапезы раздают малоимущим родственникам, соседям или нищим.

На поминальном обеде категорически не приветствуется спиртное. Многие не придерживаются этого правила, так как алкоголь помогает снять стресс. Но он же способствует неоправданному и неуместному веселью.

Считается, что на поминальной трапезе невидимо присутствует душа покойного. Для него оставляют место за столом, ставят прибор, а также рюмку с водой, накрытую кусочком хлеба. В старые времена на поминки специально готовили недопеченный поминальный хлеб, как символ переходного состояния между земной и небесной жизнью. Рюмку с водой и кусочек хлеба оставляют нетронутыми до 40 дней, затем остаток воды выливают под дерево, а хлеб скармливают птицам на кладбище.

Поминать покойного – ответственная миссия. Важно от всей души, по собственному желанию, простить и проститься с ушедшим человеком. Считается, что эти действия облегчат его боль и страдания, а в памяти останется только хорошее о нем.