Причины социальных движений. Движение


Рефлексы головного мозга

В данном произведении И.М. Сеченов утверждает свой тезис о том, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение . (Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение).

Это произведение И.М. Сеченова является вводной частью в его, так называемую, теорию. Именно в ней он делит по происхождению все мышечные движения на две группы - невольные и произвольные, именно им он посвятит свои последующие главы, где он даст им более полный и точный анализ.

Невольные движения

Три вида невольных движений:

1) Рефлексы (в тесном смысле) на обезглавленных животных, движения у человека во время сна и при условиях, когда его головной мозг, как говорят, не действует

2) Невольные движения, где конец акта ослаблен против начала его более или менее сильно-задержанные невольные движения

3) Невольные движения с усиленным концом - испуг, элементарные чувственные наслаждения. - Случаи, где вмешательство психического момента в рефлекс не изменяет природы последнего. - Сомнамбулизм, опьянение, горячечный бред и пр.

Основная теоретическая часть по теме невольных движений доказывается И.М. Сеченовым через примеры экспериментов на обезглавленной лягушке.

Невольные движения И. М Сеченов описывает как простейший механизм: от кожи к спинному мозгу тянутся чувствующие нервные нити, а из спинного мозга выходят к мышцам нервы движения; в самом же спинном мозгу обоего рода нервы связываются между собою при посредстве так называемых нервных клеток. Благодаря этой связи происходят отраженные движения - возбуждение чувствующего нерва отражается на движущем.

Но и головной мозг может действовать по принципу машины. И.М. Сеченов приводит в пример нервную даму, которая вздрагивает от ударов кулака по столу при определенной силе удара. Со временем она вздрагивать перестает. При увеличении силы удара опять вздрагивает, а при его повторении - перестает. В этом явлении проявляется детерминированность поведения, которую И.М. Сеченов формулирует в закон: если возбуждение чувствующего нерва сильнее того, какое ему когда-либо случалось выдерживать, то оно при всевозможных условиях вызывает роковым образом отраженны, т.е. невольные движения .

Но при этом если человек подготовлен к внешнему воздействию, то независимо от окончательного эффекта, в нем всегда родится противодействие этому влиянию. Это происходит благодаря функционированию головного мозга.

Кроме того головной мозг регулирует отношение между силой раздражения и его эффектом.

При внезапности действия раздражителя у человека возникает испуг. Высшая степень испуга - обморок и окаменелость. Эти явления родственны. Обморок происходит вследствие отражения с чувствующего нерва на бродящий. Возбужденный, тот ослабляет или даже приостанавливает биение сердца. Окаменелость выражается обыкновенно усиленным и продолжительным сокращением мышц лица и некоторых из других мышц туловища.

сеченов рефлекс головной мозг

Потом Сеченов плавно переходит к раскрытию сочетания деятельности отдельных отражательных элементов в сложное отраженное действие.

Он логически выводит так называемую необходимость: вне межклеточной связи нельзя было бы объяснить способа происхождения даже самого элементарного рефлекса .

Но сочетаются ли все отражательные элементы тела равномерно между собой?

Ответ: все тело животного можно разделить на 4 главных отражательных группы: головную - кожи и мышцы головы с их отражательной связью, туловищную - кожу и мышцы туловища с их нервной связью, группу верхних конечностей и такую же группу нижних. Каждая группа отделена от прочих и может действовать самостоятельно, но в то же время она связана со всеми остальными.

Механизм группирования отражательных элементов заключается:

1. Вообще в сочетании нервных клеток между собою отростками

2. В связи некоторых отражательных элементов, из общей суммы их в теле, с изолированными от прочих центральными механизмами в продолговатом мозгу (а может быть и в др. частях головного мозга).

Главнейшие характеры невольных движений:

1. Движение происходит быстро вслед за чувственным раздражением.

2. И то и другое более или менее соответствуют друг другу.

3. Невольные движения всегда целесообразны. Они направлены на выживание (в некоторых из случаев целесообразность доведена до такой степени, что движение перестает казаться наблюдателю автоматичным и начинает принимать характер разумного).

Рассмотрим такое сложное поведение человека, как пьяное состояние и поведение лунатика. При анализе данных примеров получаем:

1. Невольные движения могут сочетаться с движениями, вытекающими из определенных психических представлений

2. Невольные движения могут представлять целый ряд актов

3. Бывают случаи невольного движения, где присутствие чувственного возбуждения, начало всякого рефлекса, хотя и понимается, но не может быть определено с ясностью.

Так у лунатика эквилибристика невольное движение может сочетаться с ходьбой, - актом, вытекающим из какого-нибудь психического представления, с движением неинстинктивным.

Все движения по механизму своего происхождения всегда невольны, если происходят без участия рассуждающей способности.

Этим и исчерпывается сфера невольных движений.

Произвольные движения

Основными свойствами произвольных движений И.М. Сеченов считает:

1. В основе движения не лежит ощутимого чувственного возбуждения

2. Движения определяются лишь самыми высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например, мыслью о благе человеческого рода, любовью к родине и пр.

3. Колебания внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия подчиняется воле; усиление же движений возможно лишь до известной степени

4. Время наступления внешнего акта, если психический мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это осложнение вытекает преимущественно из самосознания)

5. Продолжительность внешнего движения опять до известной степени подчинена воле (по самосознанию); предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов

6. В высшей степени произвольные движения идут часто наперекор чувству самосохранения. Они целесообразны только с точки зрения обуславливающего их психического мотива

7. Группированием отдельных произвольных движений в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве

8. Произвольное движение есть всегда сознательное.

Но действительно ли в основе произвольного движения нет чувственного возбуждения? Если же есть, то почему в типической форме этого явления оно замаскировано?

Пример: человек рождается на свет с очень незначительным количеством инстинктивных движений и ощущений. В том числе и зрительные ощущения у новорожденного слабы. У ребенка перед глазами держат обыкновенно предметы ярких цветов. Глаз его, блуждая в разные стороны, получает различной силы световые ощущения, но сильнее всего, когда зрительная ось упала на предмет. Мозг ребенка так устроен, что свет, чем ярче, тем больше ему нравится. Ясно, что при этом условии ребенок без всякого рассуждения, т.е. невольно, будет стремиться удержать глаз в том положении, в каком ощущение приятнее. История повторяется не раз, не два, а тысячу, и ребенок выучивается смотреть. Мышечное движение, играющее здесь главную роль, есть акт всегда невольный, развивающийся в данном направлении под влиянием привычки.

Таким образом, путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают то же место, что и ощущения страха в невольном движении; соответствуют деятельности центрального элемента отражательного аппарата . Огромную роль играет тут и активность самого новорожденного.

Теперь о новой сущности: человек, как известно, обладает способностью думать образами, словами и другими ощущениями , не имеющими никакой прямой связи с тем, что в это время действует на его органы чувств. В его сознании рисуются, следовательно, образы и звуки без участия соответствующих внешних действительных образов и звуков. Но поскольку все эти образы и звуки он прежде видел и слышал в действительности, поскольку и способность думать ими, без соответствующих внешних субстратов, называется воспроизводящею ощущения способностью .

Получается, что звук, образ и всякое ощущение сохраняются в нервных аппаратах в скрытом состоянии между действительным ощущением и моментом его воспроизведения. Речь идет о памяти. Без нее каждое действительное ощущение не оставляло б о себе следа и в миллионный раз воспринималось как в первый.

След ощущения остается долгое время и по исчезании сопровождающего его начала ясного субъективного ощущения, совершенно естественна. Ощущение сохраняется в скрытой форме.

Если же сохранение ощущения в скрытой форме в течении ночи объяснимо, то становится объяснимым и сохранение его на годы. Так при запоминании однажды встретившегося человека бывает получено множество разнородных дискретных ощущений: движение и черты лица, поза, походка и манера говорить, звук голоса, предмет разговора - все остается в памяти более или менее долго, смотря по силе впечатления, но, наконец, все следы начинают постепенно ослабевать. Вдруг встречается другой человек, между дискретными ощущениями от которого есть одно очень схожее с соответствующим от первого. Последнее оживает, освежается; как будто вновь стоишь перед старым ощущением. Если такого рода условия время от времени повторяются, то след не исчезает.

Итак, от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Скрытый след сохраняется долее и долее, ощущение труднее забывается.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственной .

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Покажем, как сливаются ассоциированные ощущения в целое.

Условия: ассоциация - последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени и упрочнение этой ассоциации - это частота повторений ассоциации в одном и том же направлении. При ее образовании малейший внешний намек на ее часть влечет за собой воспроизведение целой ассоциации.

Между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминании об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности, нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержанием, лишь с разностью в возбудителях. Я вижу человека, потому что на моей сетчатой оболочке действительно рисуется его образ, и вспоминаю потому, что на мой глаз упал образ двери, около которой он стоял.

Сеченов делает вывод: все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые, обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

И рядом с тем, как человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает (тем же путем рефлексов) и способность задерживать их. Отсюда и вытекает тот громадный ряд явлений, где психическая деятельность остается, как говорится, без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания…

А что ж тогда размышление? Сеченов отвечает так: мысль есть первые две трети психического рефлекса .

Еще одно свойство мысли - она одарена в высокой степени характером субъективности.

Но то, что мысль является причинной поступка - заблуждение, ведь первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна.

Один из особых актов сознательной жизни - страсть . Сеченов считал ее усиленным рефлексом .

Страстность порождает неудовлетворенная потребность. Чаще всего это очень яркая привлекающая нас вещь и, обязательно, редкая. Так как все, даже малозначимое новое, нас заинтересовывает - а постоянно встречающееся, даже изысканное, надоедает и притупляется. Также и в нравственных идеалах - мальчик, увидев на картине рыцаря в яркой одежде, овладел страстью идеала. Он начал внешне подражать ему. Потом он узнал о нравственных ценностях рыцаря и стал подражать в первую очередь им, считая, что именно в них и кроется основная сущность рыцаря. Потом, повзрослев, мальчик забыл о рыцаре, а прошлые нравственные суждения превратились в стереотипную привычку и стали неотъемлемой частью личности.

Любовь к женщине проявляется подобным образом. Мальчик влюбляется в девушку всегда не своего круга - так как те женщины, какие окружают его с детства, вызывают в нем иные ассоциации. Он влюбляется в смутный образ, который наделяет только лучшими качествами, а потом, встретив, по его мнению, похожую девушку, он переносит свой идеал женщины на нее и любит в ней этот идеал, а не ее реальную, по сути. Потом он открывает в ней много нового, разгорается пламя страсти, но по истечении двух - трех лет страсть угасает (не любовь, а страсть). Так как по законам любого рефлекса - при постоянном проявлении раздражителя его эффект угасает, из-за утомления рецепторов. Но если идеал женщины был близок к идеалу, то любовь продолжается в форме дружбы. И редко возможно проявление такой страсти повторно, потому что идеал найден и эта девушка стала уже неотъемлемой частью его идеала девушки. Повторное зарождение страсти говорит о каком-то неудовлетворении.

Оканчивает главу Сеченов доводом, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение - мышечное движение. Ведь если у человека забрать чувствующие нервы, лишить слуха и зрения ничто не повлияет на его покой, и он будет спать вечно - до смерти.



Величины, описывающие движение

Раздел физики, изучающий поведение движущихся объектов, называется кинематикой. В кинематике часто рассматриваются движения именно материальной точки. Зная, что такое движение, следует перечислить основные элементы, которые непосредственно с ним связаны:

  • Траектория - воображаемая линия в пространстве, вдоль которой перемещается тело. Она может быть прямолинейной, параболической, эллиптической и так далее.
  • Путь (S) - это расстояние, которое проходит материальная точка в процессе своего движения. Путь в системе СИ измеряется в метрах (м).
  • Скорость (v) - физическая величина, которая определяет, какое расстояние проходит материальная точка за единицу времени. Измеряется в метрах в секунду (м/с).
  • Ускорение (a) - величина, описывающая изменение скорости движения материальной точки. Она в СИ выражается в м/c 2 .
  • Время движения (t).

Законы движения. Их математическая формулировка

Разобравшись, что такое движение и какие величины его определяют, можно записать выражение для пути: S = v*t. Движение, описываемое этим уравнением, называется равномерным прямолинейным. Если же скорость материальной точки изменяется, тогда следует записать формулу для пути так: S = v 0 *t+a*t 2 /2, здесь скорость v 0 называется начальной (в момент времени t=0). В любой же другой момент времени t скорость материальной точки определяется по формуле: v = v 0 + a*t. Этот тип движения называется прямолинейным равноускоренным (равнозамедленным).

Рассмотренные формулы являются достаточно простыми, поскольку применяются для прямолинейного движения. В природе же часто встречаются перемещения объектов по криволинейным траекториям. В этих случаях важно учитывать векторные свойства скорости и ускорения. Например, одним из простых движений по криволинейной траектории является перемещение материальной точки по окружности. В этом случае вводят понятие центростремительного ускорения, которое определяет изменение не модуля скорости, а ее направления. Это ускорение вычисляется по формуле: a = v 2 /R, где R - радиус окружности.

Примеры движения

Разобравшись с вопросом, что такое движение, полезно для наглядности привести некоторые примеры в быту и природе.

Перемещение автомобиля по проезжей части, езда на велосипеде, прыжки мяча по газону, плавание корабля в море, полет самолета в небесах, спуск лыжника по снежному склону горы, бег спринтера на спортивных соревнованиях - все это примеры движения объектов в быту.

Вращение планет вокруг Солнца, падение камня на землю, колебание листьев и ветвей деревьев под действием ветра, перемещения клеток, составляющих ткани живых организмов, наконец, тепловое хаотическое перемещение атомов и молекул - это примеры движения природных объектов.

Если подойти к вопросу с философской точки зрения, то следует сказать, что движение - это фундаментальное свойство бытия, поскольку все, что существует вокруг нас, находится в постоянном движении и изменении.

Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Например, автомобиль движется по дороге. В автомобиле находятся люди. Люди движутся вместе с автомобилем по дороге. То есть люди перемещаются в пространстве относительно дороги. Но относительно самого автомобиля люди не движутся. В этом проявляется . Далее кратко рассмотрим основные виды механического движения .

Поступательное движение – это движение тела, при котором все его точки движутся одинаково.

Например, всё тот же автомобиль совершает по дороге поступательное движение. Точнее, поступательное движение совершает только кузов автомобиля, в то время как его колёса совершают вращательное движение.

Вращательное движение – это движение тела вокруг некоторой оси. При таком движении все точки тела совершают движение по окружностям, центром которых является эта ось.

Упоминавшиеся нами колёса совершают вращательное движение вокруг своих осей, и в то же время колёса совершают поступательное движение вместе с кузовом автомобиля. То есть относительно оси колесо совершает вращательное движение, а относительно дороги – поступательное.

Колебательное движение – это периодическое движение, которое совершается поочерёдно в двух противоположных направлениях.

Например, колебательное движение совершает маятник в часах.

Поступательное и вращательное движения – самые простые виды механического движения.

Относительность механического движения

Все тела во Вселенной движутся, поэтому не существует тел, которые находятся в абсолютном покое. По той же причине определить движется тело или нет, можно только относительно какого-либо другого тела.

Например, автомобиль движется по дороге. Дорога находится на планете Земля. Дорога неподвижна. Поэтому можно измерить скорость автомобиля относительно неподвижной дороги. Но дорога неподвижна относительно Земли. Однако сама Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, дорога вместе с автомобилем также вращается вокруг Солнца. Следовательно, автомобиль совершает не только поступательное движение, но и вращательное (относительно Солнца). А вот относительно Земли автомобиль совершает только поступательное движение. В этом проявляется относительность механического движения .

Относительность механического движения – это зависимость траектории движения тела, пройденного пути, перемещения и скорости от выбора системы отсчёта .

Материальная точка

Во многих случаях размером тела можно пренебречь, так как размеры этого тела малы по сравнению с расстоянием, которое походит это тело, или по сравнению с расстоянием между этим телом и другими телами. Такое тело для упрощения расчетов условно можно считать материальной точкой, имеющей массу этого тела.

Материальная точка – это тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Многократно упоминавшийся нами автомобиль можно принять за материальную точку относительно Земли. Но если человек перемещается внутри этого автомобиля, то пренебрегать размерами автомобиля уже нельзя.

Как правило, решая задачи по физике, рассматривают движение тела как движение материальной точки , и оперируют такими понятиями, как скорость материальной точки, ускорение материальной точки, импульс материальной точки, инерция материальной точки и т.п.

Система отсчёта

Материальная точка движется относительно других тел. Тело, по отношению к которому рассматривается данное механическое движение, называется телом отсчёта. Тело отсчёта выбирают произвольно в зависимости от решаемых задач.

С телом отсчёта связывается система координат , которая представляет из себя точку отсчёта (начало координат). Система координат имеет 1, 2 или 3 оси в зависимости от условий движения. Положение точки на линии (1 ось), плоскости (2 оси) или в пространстве (3 оси) определяют соответственно одной, двумя или тремя координатами. Для определения положения тела в пространстве в любой момент времени также необходимо задать начало отсчёта времени.

Система отсчёта – это система координат, тело отсчета, с которым связана система координат, и прибор для измерения времени. Относительно системы отсчёта и рассматривается движение тела. У одного и того же тела относительно разных тел отсчёта в разных системах координат могут быть совершенно различные координаты.

Траектория движения также зависит от выбора системы отсчёта.

Виды систем отсчёта могут быть различными, например, неподвижная система отсчёта, подвижная система отсчёта, инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчёта.

Основное свойство материи - движение, как способ существования. Она становится возможной только при наличии этого действия, проявляя себя через него. В мире, во Вселенной всё подвержено движению: предметы, системы, явления. И в то же время, оба понятия «материя» и «движение» - абстракционные понятия, так как не существуют сами по себе, есть движение материальных предметов, так же, как и материя не существует без него.

Что такое движение

Мы рассмотрим кратко движение, как способ существования материи. В философии понятиям «движение» и «материя» посвящено множество трудов выдающихся мыслителей. Что можно назвать движением? Любое изменение состояния предмета, системы. Оно может принимать любую форму от простого передвижения до социального процесса в обществе.

Движение абсолютно, так как движется всё. Если, на наш взгляд, тело находится в покое, то это не значит, что движение прекращено полностью, оно переходит во внутренние процессы. Оно продолжает двигаться вместе с Землёй, Солнечной системой, Галактикой. То, что движение и материя неразрывны, признавали ещё древнегреческие философы-материалисты.

Философы-метафизики понимали движение с точки зрения механики. На вопрос, что же является началом движения, ответ был однозначный, оно происходит от внешних обстоятельств. Если движение передаётся от одного предмета к другому, что же тогда послужило началом. Что было первым движением? По мнению Ньютона, этому послужил первотолчок, который можно рассматривать, как Божественную силу.

Понятие движения в диалектическом материализме

Понятие в философии движения, как способа существования материи было введено учёными, придерживающимися взглядов диалектического материализма. Они основываются на следующем:

Неотъемлемое свойство существования материи - это движение. Без него существование материи невозможно. Если представить себе материю без движения, то мы увидим застывшую статическую массу - хаотическое неизменное нагромождение. Но всё в мире изменяется, принимает различные формы и состояния. Этому способствует движение.

Движение - это всякое изменение во Вселенной.

Движение - это противоречие, началом его материалисты называют единство противоположностей.

Рассмотрим это подробнее.

Начало движения

Движение - способ существования материи. Материализм видел причину начала движения внутри тела, системы, явления, она представляла собой определённую противоречивость, например, постоянство и изменчивость, притяжение и отталкивание, старое и новое, простое и сложное и так далее. В результате единства противоречий внутри материи зарождается активность, которая и является причиной начала движения. Другими словами, в существующем внутри материи едином целом идёт процесс разделения на противоположности, после чего начинается борьба между ними.

Движение, согласно диалектическому материализму, есть результат внутренней активности, порождающей единство противоположностей, в результате чего происходит самодвижение, то есть первичное движение. Согласно диалектики, всё во Вселенной существует друг с другом в связи, именно из этого можно сделать логическое заключение о самодвижении.

Движение, как способ бытия. Устойчивость и изменчивость

В диалектике устойчивость и изменчивость являются парой противоположностей, которые определяют движение. Что такое устойчивость? Это есть сохранение определённых свойств, отношений и состояний неких материальных систем. Отсюда следует предположить, что изменчивость - это перемена свойств, что ведёт к созданию новых материальных систем.

Движение заключает в себе обе противоположности, которые не встречаются в чистом виде, а существуют взаимосвязано. Например, изменчивость движения очевидна, она повторяется, что само по себе служит определённого вида постоянством. Говорить об устойчивости или изменчивости, как источнике движения невозможно. Так как их единство, взаимодействие и, как действие противоположностей, взаимоисключение - есть движение. Другими словами, кратко, движение, как способ существования материи, состоит в борьбе противоположностей.

Значение противоположностей: устойчивости и изменчивости, как способов движения велико. Например, если мы возьмём эволюционные процессы в природе, то здесь явно присутствует изменчивость, которая идёт от низшего к высшему. Но представить эволюцию без устойчивости просто невозможно. Её формой здесь будет закрепление полученного опыта, преобразований в виде информации, накопленной, закреплённой и переданной следующим поколениям. Это называется наследственностью.

Характеристики движения

Материалистическая диалектика переходит через физическое и метафизическое понимание движения, как механического, т. е. простого перемещения предметов в пространстве относительно друг друга, при котором процесс движения происходит как бы сам собой по замкнутому кругу. Она смотрит на движения с точки зрения материализма и считает, что движение можно охарактеризовать, как:

Материальное. Движение может быть только материальным, так как без материи оно невозможно.

Абсолютное. Как говорилось выше, движется абсолютно всё. Любое существование подразумевает под собой изменение, которое есть движение.

Относительное. Движение одного предмета происходит относительно другого. Даже когда предмет (материя) находится в абсолютном покое относительно одних тел, он движется относительно других.

Противоречивое. Так как мы рассматриваем движение, как способ существования материи, причиной его начала является противоречивость. В каждом предмете, веществе постоянно происходят определённые изменения. С этой точки зрения, предмет, оставаясь тем же, каждый момент меняется, он, в результате изменений в нём, уже другой. Только этим можно объяснить многообразие мира.

Состояние покоя

С точки зрения противоречивости, если существует движение, значит должно существовать другое состояние. И оно есть, его называют покоем, который не является реальностью, находящейся рядом с движением. Его нельзя отнести к антиподам. Это есть движение, как способ существования материи. Под покоем необходимо понимать момент стабильности, отсутствия изменений, равновесия, временное единство противоположностей.

Движение, как способ существования, есть постоянное изменение, а покой - есть сохранение состояния устойчивости вещей и условием их существования. Давайте представим себе отсутствие состояния покоя. Бесконечное движение превратило бы всё в хаос. И только состояние покоя даёт качественно различимые предметы, которые, находятся в нём, существуют определённое время в определённом месте. При этом нужно подчеркнуть главное, что абсолютно движение, а относителен покой.

Три типа движения

Движение и развитие, как способ существования материи можно проследить в живой и неживой природе, в обществе в виде изменений. Но оно не представляет собой однородный процесс. Даже если мы рассмотрим человека, то заметим в нём изменения различного типа. Сначала человек рождается, и происходят изменения в развитии. Потом постепенно начинаются изменения в сторону угасания, старения. Итак, каковы типы движения:

По восходящей линии - от простого к сложному. Развитие.

По нисходящей линии - от сложного к простому. Старение.

По прямой линии. При нём нет ни нисходящих, ни восходящих движений. Длится короткий промежуток времени. После его окончания возможно движение по любому из ранее названных типов.

Все эти изменения относительны по отношению к другим предметам.

Многообразие форм движения

Диалектика рассматривает многообразие движения материи и его основные формы, переходы одной в другую. Каждая из них имеет различные носители (материю), каждая из них имеет свои законы, работающие на определённом уровне. Простые формы движения образуют более сложные, при этом в сумме они составляют качественно новую.

Классификация форм движения и вместе с ними наук, законам которых они подчиняются, впервые была разработана Он определил их, как основные пять форм, которые хорошо известны. Это механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Все они взаимосвязаны, в них входят более простые формы движения. В свою очередь, они также образуют ещё более сложные формы.

Даже самая простая форма движения - механическая, по Энгельсу, состоит из множества движений, таких как прямолинейное, криволинейное, хаотическое, ускоренное и так далее. Самая сложная форма - это социальная.

Социальная форма движение

Почему данная форма, с которой связано и мышление, считается самой сложной? Это происходит за счёт носителя - социальной материи, которая является самой сложной. Именно она включает в себя все изменения, происходящие в организме человека. Примером может быть перекачка в организме человека крови по сосудам, - в этом принимает участие сердце человека, которое выполняет механическую работу, но механизмом оно не является, так как его работа подчиняется органам нервной системы. Основные виды жизнедеятельности человека, такие как трудовая, общественная и другие, обуславливают изменения в демографии, этнических группах, развитии производительных сил и так далее. Они происходят в соответствии с законами движения, которые действуют на на уровне социальном.

Пространство и время, как формы движения

Пространство и время - это абстракция, их не существует, так как в принципе не могут существовать в реальности, они есть только в нашей голове и существуют только как пустые формы. Как ни парадоксально это осознавать, но в течение двух тысяч лет учёные-философы работали с пустыми формами. В своей книге «Анти-Дюринг» Маркс и Энгельс дали определение пространству и времени, как характеристикам, признакам движения.

Открытие новых форм движения

Но как показала жизнь, классификация форм движения в наше время претерпела значительные изменения. Развитие науки приводит к открытию и изучению новых форм движения. Но по-прежнему, изучение движения и развития, как способов существования материи остаётся наиболее важным. Например, в наше время встал вопрос об изучении новых форм: геологической, космологической, квантово-механической и так далее. Суть их заключается в специфике носителей. Эту материю изучают учёные. Знания о различных формах движения, ещё не известных несколько десятилетий назад, позволяют сделать вывод, что это ещё не конец. Природа готова преподнести человеку множество форм движения, материй.

В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи".

Во-вторых, движение в философии определяется как любое изменение. "Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще"

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий".

Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи.

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс. "В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств" Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...

Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер).

Биологическое движение - специфические для живого, процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения в философии.

28. Пространство и время как формы существования материи.

Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.

Исследования астрономии и астрофизики в масштабах сотен миллионов световых лет, а также изучение микроявлений порядка 10 -16 см длины и 10 -25 сек. времени подтверждают существование всех процессов в пространстве и во времени.

Какова природа пространства и времени? Как соотносятся пространственно-временные отношения с материей и движением? В решении этих и научных, и мировоззренческих проблем возможны два подхода и два ответа. Представители одного утверждают, что пространственно-временные отношения не зависят от материи и движения.

Те философы, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением бога или абсолютной идеи.

Субъективный идеализм в соответствии со своей исходной посылкой рассматривает пространство и время как создания человеческого сознания. Так, английский философ ХVII в. Д. Юм считает, что мир состоит из восприятий, а люди якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума состоит в том, чтобы установить связи между восприятиями либо находящимися рядом друг с другом, либо следующими одно за другим. И. Кант, признавая существование материальных вещей вне нас, считал, что свойства пространства и времени не зависят от материи. Это – формы чувственного восприятия, данные человеку вне его опыта.

Но исходная посылка не мешала представителям материалистических школ по-разному решать частные вопросы.

Так, в наивном стихийном материализме античности господствовала концепция, идущая от атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). По их мнению, все тела существуют в бесконечном и однородном пространстве как пустом вместилище атомов и состоящих из них тел. Оно существует реально, как и материя (атомы).

Представление о самостоятельном и независимом существовании пространства и времени получило всестороннее развитие в концепции И. Ньютона, который выдвинул понятие "абсолютного пространства" и "абсолютного времени". По Ньютону, абсолютное (математическое) пространство есть чистая протяженность, "пустое вместилище событий". Согласно этой концепции пространство и время независимы друг от друга, от материальных тел и их движения, они однородны, непрерывны. Пространство трехмерно и симметрично, время одномерно, равномерно течет от прошедшего к будущему. Такое представление опиралось на геометрию Евклида и соответствовало законам классической механики. Эти представления имеют серьезные основания и потому, что в сфере обыденного опыта ни протяженность, ни длительность от взаимодействий объекта не зависят. Кроме того, есть целый ряд пространственно-временных характеристик, для которых связь пространства и времени не обнаружена (например, их топологические свойства). И, наконец, с чисто "житейской" стороны для каждого из нас имеет смысл рассматривать пространственно-временные отношения как фон для процессов, соизмеримых с земными процессами (земные часы, земные измерения расстояний).

Такие взгляды на пространство и время просуществовали вплоть до ХIХ в. Созданная Н. Лобачевским и Б. Риманом неевклидова геометрия, которая строилась на признании зависимости геометрических свойств пространства и времени от физических свойств движущейся материи, показала всю ограниченность и относительность ньютоновской концепции и метафизического материализма во взглядах на эти формы бытия материи.

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в теории относительности А.Эйнштейна. Эта теория является современной естественно-научной теорией пространства и времени, которая подтверждает основные положения диалектического материализма о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.

Естественно-научная философия в основу понятий "простран­ство" и "время" кладет принцип структурности материи, ее прерывность.

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности.

Существование перцептуального времени и пространства есть объективная предпосылка для субъективной трактовки самих пространственно-временных форм материи.

Естественнонаучная философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи в их объективных свойствах.

Свойства пространства:

1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.

2. Абсолютность, всеобщность.

3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.

4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.

5. Неразрывная связь пространства и времени.

6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.

7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).

8. Протяженность.

9. Обратимость.

10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.

Свойства времени:

1. Объективность.

2. Абсолютность.

3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.

4. Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.

5. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.

6. Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.

7. Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.

8. Необратимость времени.

9. Одномерность времени.

Особо, как всеобщее свойство и времени, и пространства, необходимо выделить качественное многообразие пространственно-временных форм, соответствующих качественному многообразию структурных форм материи.

Три основных сферы материального мира – неживая природа, жизнь и общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности простран­ства-времени в мега-, макро- и микромире. Об этих особенностях данной сферы материального мира по разному поводу, то есть в связи с характеристикой иных ее свойств уже говорилось выше (кривизна пространства-времени; расширение и процесс разбегания галактик; сжатие и т.п.).

Появление живой природы также было связано с формированием специфического типа ее пространственно-временной организации. Возникает особое, биологическое пространство-время, как бы вписанное во внешнее по отношению к нему пространство-время неживой природы. Особенности биологических пространственно-временных структур проявляются на разных уровнях организации живого – от микроорганизмов до человека. И хотя наличие особых пространственно-временных характеристик у живых систем известно уже давно (от концепций Л. Пастера), научного обоснования их фактически еще нет.

Живая материя имеет специфику и временной организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Такие модели являются уже известными нам "биологическими часами", "работа" которых обеспечивает приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и т.д. Они предвосхищают наступление определенных состояний внешней среды, обеспечивают готовность организма к целесообразному функционированию в условиях, которые должны с определенной вероятностью наступить в будущем. Во внутреннем времени организма, в ритмах его биологических часов внешнее время как бы сжимается, а затем происходит активный перенос на будущее этих "спрессованных" ритмов прошедшего внешнего времени. Живой организм путем иерархической организации системы "биологических часов" (от клетки до работы сложных органов) запускает такие реакции, которые обеспечат ему возможность приспособиться к будущим событиям. Он как бы обгоняет время. Спрессовывая прошлое в своей внутренней пространственно-временной организации, он живет и настоящим и будущим одновременно.

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур.

Пространственные структуры, определяющие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в которых воспроизводится и совершенствуется человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в биосферу и космос, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционирует как система, расчлененная на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества от ранних стадий человеческой истории (дикость, варварство) до современных цивилизационных форм и уровней.

Освоенное человеком ("очеловеченное") и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются и в образе жизни, и в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Понятия и представления о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории пространства. В ней находят отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы, возникли в качестве определяющих мировоззренческих образов не так уж давно, примерно в ХIV-ХV вв. Это была эпоха формирования буржуазных отношений и необходимости ломки мировоззренческих ориентаций, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мировоззрению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест, каждое из которых наделялось определенным символическим значением. Так, различался земной греховный мир и мир небесный – мир "чистых сущностей", где выделялись святые места и особые направления (к Богу, к святым местам, к храму, к исцелению и т.п.).

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категория пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразного эталона, в котором в определенные эпохи воспроизводится, "кодируется" свойственный им образ жизни людей.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представления о целостной системе общественной жизни. Она включает в качестве своих компонентов как предметный мир, созданный и воспроизводимый человеком, так и самого человека, его отношения к другим людям, состояние человеческого сознания. Все это единое целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей – мира вещей, мира идей и мира человеческих отношений. Это целое усложняется и меняется в процессе исторического развития.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными и, по сути, воспроизводили на протяжении не одного тысячелетия существующие социальные отношения. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, ставших священными традициями. Отсюда особая ценность прошлой истории в жизни древних (особенно восточных) цивилизаций.

Идея линейной направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее, скорее в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с ей предшествующими привела к скачку в развитии всей системы социальных процессов и задала ей высокие темпы развития. Это особенно касается современной эпохи, стержнем которой является научно-техническая революция со всеми ее научными, техническими и социальными последствиями.

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется, наполняется содержанием по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды эволюционного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно существует как наложение друг на друга различных временных событий: событий, характеризующих историю человечества, нации, индивидуальную судьбу, собственное бытие, индивидуально значимое для меня и т.д. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на разных этапах человеческой истории имеет особое значение сегодня и особенно для тех стран и народов, которые переживают эпоху ренессанса и материальной, и духовной культуры.

Заключение. Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, включенных в эти сферы, имеет общую основу. Мир един в его многообразии.

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, о субстанции, в качестве которой можно мыслить и материю и дух. Соответственно, различается материалистический и идеалистический монизм. Для монистической философии мир выступает как единство материи и сознания, но для материализма это единство понимается как материальное единство мира. Причем единство мира понимается как единство материи и ее атрибутов (движения, пространства, времени), материи и законов ее движения, а это требует рассмотрения "вещественного" и структурного единства мира. В этом смысле единство должно пониматься диалектически, как единство в многообразии и через многообразие, так как общее не существует иначе как в отдельном.