Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

  1. Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор?
  2. Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними?
  3. Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию?
  4. Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках?
  5. Чему и кого хотел научить писатель сказкой «Дикий помещик»? Каков ее смысл? Какие художественные приемы использует автор?
  6. Разные ли враги у карася и ерша из сказки Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»? Что такое щука в символике щедринской сказки? В чем основа конфликта карася и ерша? О чем мечтают и какую жизненную позицию защищают карась и ерш? Всегда ли ерш был таким? Лучше ли теперешняя позиция ерша? На чем держится власть щуки в рыбьем царстве? Печальный конец карася-идеалиста - случайность или закономерность? Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». В чем перекликаются позиции щедринских героев и героев Некрасова? В чем вы видите гротеск в этой сказке?
  7. Чем интересны диалоги генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и как они их характеризуют? Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов, от смеха, направленного против мужика? Как автор относится к героям? Какую роль играют гиперболы, гротеск?
  8. К какому жанру можно отнести «Историю одного города»? Какова композиция произведения? Какое место в произведении занимает «Опись градоначальникам»?
  9. Как сатирик рисует взаимоотношения народа и его правителей?
  10. Докажите, что гротеск - главный прием, с помощью которого раскрывается образ Брудастого.
  11. Укажите сатирические приемы, с помощью которых изображены глуповцы, когда они ждут нового градоначальника, когда они впервые встречаются с ним, когда они в смятении. Что в их поведении вызывает негодование?
  12. Какова авторская позиция в главе «Органчик»? Приведите примеры.
  13. Какие черты правителей заострены в облике Органчика?
  14. Какой след в истории города Глупова оставили Двоекуров, Фердыщенко, Грустилов, Бру-дастый, Угрюм-Бурчеев?
  15. Зачем Бородавкину нужно было вести войны «за просвещение»? Был ли смысл в них? Как вели себя глуповцы в период войн? Почему они безмолвствовали?
  16. Что олицетворяет собой Прыщ? Каких взглядов придерживался этот градоначальник и как относились глуповцы к поведению градоначальника и порядкам, установленным в городе?
  17. Как раскрывается образ Угрюм-Бурчеева (портрет, бред Бурчеева, реализация бреда, авторские характеристики)? Что сатирического в этих приемах? Как совершается переход от слога летописца к авторскому? Как выражается в языке произведения авторская позиция?
  18. Каков смысл финала «Истории одного города» и какова его роль?
  19. Когда при изображении градоначальников автор прибегает к юмору, иронии, а когда рисует их в саркастической манере?
  20. Приведите примеры художественных приемов, которые использовал автор в «Истории одного города».
  21. В чем смысл сопоставления народа и его правителей?
  22. Назовите главную проблему сатиры «История одного города».
  23. Каковы характерные особенности глуповцев и как они проявляются в истории глуповского свободомыслия?
  24. Пользуется ли писатель при изображении народа теми сатирическими приемами, к которым прибегал для характеристики градоначальников?
  25. Как вы понимаете эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?
  26. Докажите примерами из текста необоснованность обвинений писателя критиками, которые заподозрили его в глумлении над народом.
  27. Какие традиции Н. В. Гоголя развил в своем творчестве М. Е. Салтыков-Щедрин? В чем он проявил себя как новатор?
  28. Назовите произведения русской литературы, в которых продолжены традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1. Салтыков родился в селе Спас-Угол Каля-зинского уезда Тверской губернии. Знаете ли вы, в какой российской области находится это село ныне?

(В Талдомском районе Московской области.)

2. Куда поступил Салтыков после первоначального домашнего обучения?

(в Московский дворянский институт.)

3. По какой причине и в какое учебное заведение был переведен Салтыков из Московского дворянского института? Назовите нескольких знаменитых выпускников его.

(Как лучший воспитанник института Салтыков был переведен в императорский Царскосельский Лицей. Пушкин, А. Дельвиг, канцлер А. Горчаков...)

4. Какая традиция существовала в Лицее и какой титул, согласно этой традиции, получил на своем курсе Салтыков?

(На каждом курсе Лицея определялся воспитанник, по своей литературной одаренности достойный стать продолжателем Пушкина. Таким продолжателем на своем, XIII курсе и был объявлен Салтыков.)

5. Где и каким произведением дебютировал Салтыков? (Стихотворением «Лира» в журнале «Библиотека для чтения» (1841).)

(В 1844-1845 гг. в журнале «Современник», основанном А. С. Пушкиным и редактировавшемся его другом П. А. Плетневым.)

7. Несмотря на явную склонность и стремление к занятиям литературой, Салтыков после окончания Лицея обязан был поступить на казенную службу. Назовите причину этого. (Как воспитанник, получивший образование за казенный счет, Салтыков должен был в течение шести лет состоять на государственной службе.)

8. Каким беллетристическим произведением и где дебютировал Салтыков? (Повестью «Противоречия» в ноябрьской книжке журнала «Отечественные записки» (1847).)

9. Какую повесть сам Салтыков считал своим прозаическим дебютом и включил в первый том собрания своих сочинений (1889)? Где она впервые была напечатана? (Повесть «Запутанное дело». Впервые напечатана в журнале «Отечественные записки» (март 1848).)

10. Назовите наиболее яркий образ-символ в повести «Запутанное дело», предвещающий поэтику социально-философского гротеска зрелого Салтыкова. (Образ пирамиды, в объем которой втиснуто множество живых людей, в том числе главный герой повести.)

11. В связи с какими событиями в России в 1848 году был усилен цензурный надзор за журналами и газетами? (В связи с началом революционных событий во Франции.)

12. Какое обвинение было предъявлено Салтыкову как автору повестей «Противоречия» и «Запутанное дело»? (Салтыков как государственный служащий не имел права публиковать литературные произведения «без дозволения и ведома начальства». Кроме того, в этих повестях был усмотрен «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие».)

13. Как формально была обоснована ссылка Салтыкова? В какой город он был сослан? Как этот город был переименован при большевиках? (Салтыков был отправлен «на служение» тем же чином титулярного советника в город Вятку под «особый надзор» губернатора. В советское время Вятка была переименована в город Киров.)

14. Кто из русских писателей при Николае I до Салтыкова был сослан в Вятку? (А. И. Герцен.)

15. Какое литературное имя получила Вятка в произведениях Салтыкова? (Крутогорск.)

16. У вятского вице-губернатора А. П. Болтина были две дочери-близнецы. Салтыков посватался к одной из них. Как звали сестер? Как Салтыков неизменно объяснял свой выбор?

(Елизавета и Анна. Салтыков женился на Елизавете: считая Анну духовно интереснее сестры, он предпочел красоту первой - и не раз говорил, об этом.)

17. Когда и где состоялось венчание-свадьба Салтыкова? (В Москве 6 июня 1856 г. (здесь и далее все даты по старому стилю).

18. Кто способствовал освобождению Салтыкова из вятской ссылки? (После смерти Николая I генерал-адъютант П. П. Ланской, женатый на вдове А, С. Пушкина - Н. Н. Пушкиной (урожд. Гончаровой), оказался по военно-служебным делам в Вятке. Супруги приняли живейшее участие в судьбе Салтыкова. По докладу министра внутренних дел С. С. Ланского, двоюродного брата П. П. Ланского, Александр II «высочайше повелеть соизволил: дозволить Салтыкову проживать и служить где пожелает». Это произошло в ноябре 1855 г.)

19. В каком чине вернулся Салтыков из Вятки? Какую должность он получил в министерстве внутренних дел?

(В чине надворного советника. Стремясь внести свою лепту в начинавшиеся тогда реформы императора Александра II, Салтыков не вышел в отставку, а продолжил службу, став чиновником особых поручений при министерстве.)

20. Как называлось произведение, с которым Салтыков вернулся в литературу после вятской службы? Где оно было впервые напечатано? «Губернские очерки». В московском журнале «Русский вестник».)

21. Как подписал Салтыков «Губернские очерки» в журнале и в отдельном издании? (Н. Щедрин; «Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков».)

22. Кому принадлежат следующие слова: «Помним мы появление г-на Щедрина в «Русском вестнике»... О, тогда было такое радостное, полное надежд время! Ведь выбрал же г. Щедрин минутку, когда явиться...»? В каком году «Губернские очерки» были напечатаны в «Русском вестнике»? (Ф. М. Достоевскому. В 1855 г.)

23. Куда и когда впервые Салтыков был назначен вице-губернатором? (В Рязань в марте 1858 г.)

24. Кто прозвал Салтыкова «вице-робеспьером»? (Рязанские помещики в пору его тамошнего вице-губернаторства.)

25. В каком произведении появилось впервые название «город Глупов»? (В очерке «Литераторы-обыватели», написанном по рязанским впечатлениям в 1860 г.)

26. По какой причине Салтыков покинул вице-губернаторское место в Рязани? (Из-за постоянных конфликтов с губернатором Н. М. Муравьевым, послужившим одним из прототипов для образов помпадуров.)

27. В чем сатирический смысл созданного Салтыковым слова-образа «помпадур»? (Как известно, во Франции XVIII в. при короле Людовике XV страной фактически правила его фаворитка - маркиза де Помпадур. Салтыков хотел подчеркнуть, что в современной ему России ответственные посты в системе государственного управления чиновники получали не за свои деловые качества, а вследствие придворных знакомств, связей, интриг и т. п. Отсюда и «помпадурши» - любовницы помпадуров-губернаторов, от которых зависело очень многое в жизни губерний.)

28. В какую губернию и на какую должность получил Салтыков назначение после Рязани? (В Тверскую губернию на должность вице-губернатора.)

29. С каким журналом стал сотрудничать Салтыков после выхода в отставку в 1862 г.? (С журналом «Современник».)

36. Как должен был называться журнал, который Салтыков намеревался создать в 1862г.? («Русская правда».)

31. В полемике с какими журналами принимал участие Салтыков как сотрудник «Современника»? (С журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», с журналом «Русское слово».)

32. Какое решение принял Салтыков, покинув в конце 1864 г. редакцию «Современника»? (Он решил возвратиться на государственную службу и стал чиновником министерства финансов.)

33. Какую должность получил Салтыков после возвращения на службу? (Он стал председателем казенной палаты в Пензе.)

34. По какой причине и куда Салтыков был переведен из Пензы? (Салтыков постоянно конфликтовал с губернатором В. П. Александровским, допускавшим финансовые злоупотребления. Салтыков просил о переводе и был назначен управляющим Тульской казенной палатой.)

35. Чем закончился конфликт Салтыкова с тульским губернатором Шидловским? (Салтыков был перемещен из Тулы в Рязань на такую же должность управляющего казенной палатой.)

36. Чем занялся Салтыков после окончательного ухода с государственной службы в 1868 г.? (Он стал одним из соредакторов журнала «Отечественные записки».)

37. В статье «Новаторы особого рода» Салтыков выступает против «клубницизма» - натуралистического повествования, граничащего с порнографией. Знаете ли вы источник происхождения этого термина, предложенного Салтыковым? (Он связан с «Мертвыми душами» Гоголя, где Ноздрев, рассказывая о своих скабрезных похождениях, эвфемистически называет их «клубникою ».)

38. Кто из градоначальников управлял Глу-повом при помощи органчика в голове? Какие две пьесы этот органчик играл? (Дементий Варламович Брудастый. «Раззор-рю!» и «Не потерплю!».)

40. Один из градоначальников замостил улицы, другой - базарную площадь, а третий - разместил мостовые и «из добытого камня настроил монументов». Назовите их. (Двоекуров, Бородавкин, Негодяев.)

41. Кто из градоначальников, начав «объяснять глуповцам права человека», «кончил тем, что объяснил права Бурбонов»? (Виконт Дю Шарио.)

43. Как стал называться город Глупов после переименования его Угрюм-Бурчеевым? (Непреклонск.)

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Вопросы и ответы творчеству Салтыкова-Щедрина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Урок-игра по сказкам Салтыкова-Щедрина
(7-8 классы)
Цель игры: Обобщение и углубление знаний основного содержания, особенностей сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественных правителей («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и другие).
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. В них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Сегодня мы с вами, ребята, проведём необычный урок-игру, на котором вспомним некоторые этапы биографии писателя и содержание несколько сказок Салтыкова-Щедрина. В нашей сегодняшней игре будут принимать участие команды из 7 и 8 классов и команды болельщиков. Каждой команде предстоит выполнить задания, ответить на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. В итоге набранные за всю игру баллы будут суммироваться для того, чтобы выявить победителя.
А подсчитывать набранные баллы будет наше уважаемое жюри.
Итак, начнём.

Выполнение заданий

Восстанови название сказки.
Литературный вернисаж.
Угадай сказку по приведённому отрывку из текста.
Собери крылатые выражения (домино).
Литературный верификатор
Определи сатирические приёмы.
Викторина по сказкам С-Щедрина.
Игра со зрителями: «Зоосад С-Щедрина»,
«Исторический комментарий», «Зазеркалье».

Задание I.
ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.
(На листочках соедини стрелками слова из 1 столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились названия известных сказок С-Щедрина)

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

ВЕРНЫЙ

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

КАК ОДИН МУЖИК

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

ПОМЕЩИК

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

«ХРИСТОВА »

КАРАСЬ

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»
МЕДВЕДЬ

ЭТАЛОН ОТВЕТА

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

КАК ОДИН МУЖИК

«ХРИСТОВА »

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»

Игра со зрителями
«Зоосад Салтыкова-Щедрина»Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в сказках Салтыкова-Щедрина, загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы название животного и сказки (точное название) – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.Каждой команде по 3 загадки. Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. ЕГО ноги кормят. Волк («Бедный волк»)
В сухой год ИХ больше, в сырой мышей.
Вор, что – ОН, и тени своей боится.
За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь.
Заяц («Самоотверженный заяц»)
За глаза ЕГО не покупают.
ОН человеку крылья.
Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь.
Конь («Коняга»)
Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
ЕМУ рога - не груз.
Смотрит, как ОН на новые ворота.
Баран («Баран непомнящий»)
И ОН в неволе пляшет.
Он корове не брат.
Делить ЕГО шкуру Медведь («Медведь на воеводстве»)
Задание 2.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ К СКАЗКАМ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА БЫЛИ ПЕРЕПУТАНЫ ЭКСПОНАТЫ И ПОДПИСИ К НИМ. ВОССТАНОВИТЕ НАЗВАНИЯ СКАЗОК ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. «Дикий помещик»
3. «Премудрый пискарь»
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
5. «Премудрый пискарь»
6. «Дикий помещик»
Задание 3
УГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
(Чья команда быстрее поднимет руку, той даётся право первой отвечать)
(эталон ответов)
«Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
«Дикий помещик»
«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер»
«Премудрый пискарь»
Задание 4.
(Соедини стрелками словосочетания из 1 столбика со словосочетаниями из 2 столбика так, чтобы получились крылатые выражения из сказок С-Щедрина)

СОБЕРИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
(эталон ответа)

КОЛИ ХОЧЕШЬ ЖИЗНЬЮ ЖУИРОВАТЬ,

ТАК ГЛЯДИ В ОБА

ОДНАКО, БРАТ,

ГЛУПЫЙ ТЫ ПОМЕЩИК

ЖИЛ – ДРОЖАЛ,

И УМИРАЛ – ДРОЖАЛ

И ЗАТЕМ ВСЕ ПОШЛО В ЛЕСУ

КАК ПО МАСЛУ

СИЕ ДА ПОСЛУЖИТ

ОРЛАМ УРОКОМ!

КАРАСЬ –

РЫБА СМИРНАЯ

У УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

РОДИЛСЯ СЫН ДУРАК

НО ЧТО ТАКОЕ

САМА ЭТА ЖИЗНЬ?

ВОТ ИМЕННО ДЕЛО

МАСТЕРА БОИТСЯ

ПРАВДА НЕ ВОРОНА –

ЗА ХВОСТ ЕЕ НЕ УХВАТИШЬ

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Исторический комментарий»В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых нам непонятно. Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» - «Дикий помещик»)
Литая подставка для лучины.
Подставка для свечи или свечей.
Светлая комната.
Мякина («Поднялся мякинный вихрь» - «Дикий помещик»)1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.3) Болотистое место.Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» - «Дикий помещик»)
О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.
Льстивый человек.
Легкомысленный хвастун, бахвал.
Хмара («Не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара» - «Коняга»)
Темная туча.
Мшистое болото.
Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Жуировать («Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» - «Премудрый пискарь»)
Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.
Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.
Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).
Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» - «Премудрый пискарь»)1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.2) ^ Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.
Задание 5.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР Скажите: верите вы или нет, что...
(Каждой команде поочерёдно задаётся по 3 вопроса)
Щедрин – это псевдоним писателя. (Да)
Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее. (Да)
Был сослан за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". (Да)
В ссылке занимался только литературной деятельностью, не служил. (Нет, был канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.)
Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, т.к. он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». (Да)
В 1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города». (Да)
Задание 6.
Определи сатирические приёмы
(Каждой команде даются карточки определений литературных терминов. Нужно правильно записать название литературного термина нас листок).
Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония
Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Сарказм
Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Гротеск
Иной смысл, скрытый за внешней формой. Иносказание, аллегория
Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. «Эзопов язык"
Чрезмерное преувеличение. Гипербола
Проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира
Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. Фантастика
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)
Задание 7.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С-Щедрина
Задание: каждой команде задаётся по 12 вопросов. Игрокам нужно как можно быстрее и правильнее ответить на эти вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?
А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте

2. В чём мужик варил суп?
А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду»
В. «Московские ведомости»
С. «Московское обозрение»
D.«Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей

7. Кого звал помещик в гости?
А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?
А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?
А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ

1. Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль

2. С кем помещик охотился на зайцев?
А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном

3. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском

7. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать

8. Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам

9. Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком

10. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?
А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей

11. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
А. Вперёд
В. Старайся
С. Долой
D. Даёшь

12. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?
А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Смех Салтыкова-Щедрина - это смех сквозь слезы, горе и страдания.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Викторина по сказке Л. Керролл «Алисы в стране чудес» КГУ «Береговая средняя школа»учитель начальных классовЧайка Марина Владимировна Как нужно лететь, чтобы удалось рассмотреть стены колодца? 1. Уж очень не спеша 2. Со скоростью улитки3. Как пушинка4. Как падающий снег Как звали главную героиню сказки? 1) Мария2) Полина 3) Алиса4) Лиза Почему Алиса решилась выпить жидкость из пузырька? 1. Он был похож на бутылку с лимонадом2. На нём не было написано «Яд»3. Жидкость была прозрачной4. Он внушал ей доверие В какое время года происходили события сказки? 1) Летом2) Весной3) Осенью 4) Зимой Это кондитерское изделие иногда увеличивает рост до невероятных размеров1. Печенье2. Булочка3. Пирожок4. Пирожное Как звали кошку девочки? 1) Алиса2) Марго3) Дина4) Марфа Куда именно придет Герцогиня, если Кролик опоздает?1. К Кролику2. В ярость3. Вне себя4. Во дворец Какая надпись была на флаконе с волшебной жидкостью? 1) Яд2) Выпей меня3) Не пей меня Какую награду получила Алиса после кросса по инстанциям? 1. Бокал 2. Кубок 3. Напёрсток4. Ведро Море, в котором чуть не утонула Алиса? 1) Чёрное2) Из её слёз3) Каспийское Таким ростом, по мнению Червяка, можно гордиться.1. Шесть дюймов2. 10 см3. Как у мамы4. С палец Каким маслом чинили часы Шляпочник и Кролик? 1) Сливочным2) Машинным3) Оливковым Что показывали часы Кролика? 1) Час2) Минуту3) Секунду4) День Что особенного было в чеширском коте? 1) Его строение тела2) Отсутствие каких то частей тела3) Его возраст На волшебном пирожке была выложена надпись: «Съешь меня», чем? 1) Кремом2) Ручкой3) Изюмом4) Курагой С каким предметом сравнила Алиса своё внезапное уменьшение? 1) С подзорной трубой2) С пирамидой3) С песочным домиком Что внушало почтение во внешнем виде Чеширского Кота?1. Исчезающая в последнюю очередь улыбка2. Разноцветные полоски на шерсти3. Длинные когти и полон рот зубов4. Лукавый взгляд Что так напугало голубку при встрече с Алисой? 1) Её рост2) Её вес3) Её длинная шея Где в море можно взять мед?1. У Морского Медведя2. У Медузы 3. У Рака-Отшельника4. У Морских пчёл Какие предметы держал в руках кролик? 1) Шляпу2) Чашку3) Перчатки4) Перчатки и веер Все приключения Алисы были… 1) явью2) сном3) сказкой, написанной Алисой


Приложенные файлы

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Медведь на воеводстве", "Соседи", "Карась - идеалист", "Баран непомнящий", "Чижиково горе", "Дикий помещик". Урок состоит из 4 этапов, на которых учащимся предстоит решать, отгадывать, рассуждать, обобщать. Класс работает в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК - ВИКТОРИНА

ПО СКАЗКАМ М.Е. САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА.

Задачи : повторить такие понятия, как сатира, юмор, гипербола, гротеск;

Проверить учащихся на знание произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина,

Учить делать обобщения и заключения, отвечая на проблемные вопросы;

Развивать познавательную активность, творческое мышление, внимание

Оборудование : портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, плакаты, обозначающие этапы викторины, рисунки к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина, карточки для этапа «Размышляйка».

Ход урока .

Класс поделен на команды. В каждой – капитан, фиксирующий активность каждого в процессе викторины. Все ответы учащиеся вносят в бланки.

1 ЭТАП. «ПРИПОМИНАЙ-КА!»

1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »? (пятак серебром)

2. До какого чина дослужился чижик в «Чижиковом горе»? (майор)

3. Назовите идеал генерала Крокодилова? (кутузка)

4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольный баран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до смертного конца? («Баран непомнящий»)

5. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 с лишком)

6. Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? (перед волком)

7. Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном и северном климатах», «менее доступен великодушию»? (волк, «Бедный волк»)

8. Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки? («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»)

9. С кем и о чем спорил карась – идеалист? (С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась – идеалист»)

10. Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел – меценат»?

(«Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать…»)

11. Как звали соседей в сказке «Соседи»? (Иван Богатый, Иван Бедный)

12. В чем мужик готовил суп для генералов? (В пригоршне)

13. Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (собственный сапог)

14. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

15.Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

2 ЭТАП. «РАЗГАДАЙ – КА!»

Чтение учителем отрывков из сказок. Существительные заменены словом «ку-ку».

Узнать в таком виде сказку М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1. Однажды Ку-Ку перед Ку-Ку провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего Ку-Ку, а Ку-Ку увидел его и кричит: «Ку-Ку! Остановись, миленький!»

А Ку-Ку не только не остановился, а еще пуще Ку-Ку прибавил. («Самоотверженный заяц»)

2. И начал Ку-Ку на Ку-Ку разводить, как бы ему своих Ку-Ку порадовать за то, что они его,Ку-Ку, жаловали и мужицким его Ку-Ку не гнушалися! И выстроил он Ку-Ку не Ку-Ку, а такую Ку-Ку, чтоб можно было Ку-Ку переплыть вплоть до самой ку-ку. («Повесть о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил»)

3. Узнала лесная ку-ку, к ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась.

Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по – своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку ползали, а в ку-ку никто маршировать не хотел.

(«Медведь на воеводстве»)

3 ЭТАП. «УТОЧНИ-КА!»

Уточнить название сказки. Учитель называет одно слово, учащиеся – остальные.

  1. Медведь…(на воеводстве)
  1. Премудрый …(пискарь)
  1. Бедный…(волк)
  1. Дикий…(помещик)
  1. Верный…(Трезор)
  1. Орёл…(меценат)
  1. Недреманное…(око)
  1. Соседи(-)
  1. Здравомысленный…(заяц)
  1. Баран…(непомнящий)

4 ЭТАП. «РАЗМЫШЛЯЙ-КА!»

  1. Что такое сатира? Чем отличается от юмора? Что такое гипербола, гротеск, аллегория?
  1. С какой целью Салтыков-Щедрин прибегал в своём творчестве к форме сказки?
  1. Сказочны ли по сути и по форме персонажи, населяющие его сказки, или же это аллегории, сатирические маски?
  1. Что указывает на родство сказок Салтыкова-Щедрина с народными: язык, герои, ситуации, стилистика?
  1. Какое место в сказках отводится действиям персонажей и какое – их рассуждениям?
  1. В чём писатель видел главные беды своего времени? Как это отразилось в его сказках?
  1. В каких сказках Салтыков-Щедрин выразил обобщённое представление о жизни народа?
  1. Тургенев считал, что в «Салтыкове-Щедрине есть нечто свифтовское », Гаршин дает название статье о «сказках» Салтыкова-Щедрина «Русский Свифт». Какие основания есть у критиков сближать творчество Салтыкова-Щедрина с творчеством прославленного английского писателя?