Сергей алексеевисторические повести. Алексеев Сергей Трофимович. Небывалое бывает (Повести и рассказы) Главный из них глянул суровым взглядом

Через час все было закончено. Князь Юрий Барятинский со стрелецким войском под трубные звуки вступил в Симбирск.

Верные казаки везли Разина домой на родную донскую землю. Между Волгой и Доном заночевали они на маленьком хуторе. Бережно перенесли раненого атамана в избу.

Лежит на сдвинутых лавках Разин. Смотрит на стены, на потолок. Напряженно о чем-то думает. Прикроет глаза, откроет. Глянет куда-то сквозь стены вдаль. Снова закроет веки.

Вскоре к Разину подошел мальчик, подросток, постоял около Разина, не зная, как поступить, наконец протянул яблоко.

Откушай, Степан Тимофеевич… Разинка.

Разинкой называется, - объяснил мальчик.

Брови атамана от удивления приподнялись. Он глянул по сторонам и припомнил.

Было это в 1667 году, при первом походе Разина с казаками на Волгу. И тогда он ночевал на этом же самом хуторе.

Старик хозяин поутру возле дома высаживал яблоньки. Засмотрелся Степан Тимофеевич:

Давай помогу.

Доброе дело, - ответил старик.

Выкопал Разин ямку. Посадил яблоньку. Маленькую, маленькую, без листочков. Хиленький, тоненький стебелек.

Приезжай, Степушка, через три года. Отведать разинку, - приглашал атамана старик.

Усмехнулся Разин:

Ну что же - приеду.

И вот прошло не три, а почти целых четыре года.

«Привела все же судьба, - подумал Разин. - К хорошим делам приводит».

А где же дедусь? - спросил он у мальчика.

Помер. Еще по весне. В самый садовый цвет. А как помирал, все кликал тебя, Степан Тимофеевич. Все про яблоньку говорил. Беречь ее и нам, и тем, что после родятся, наказывал.

Утром Разин глянул на дерево. Стояло оно молодое, пышное, сильное. Пустило крепкие ветви в стороны. И висели на нем яркие, крупные, в два казацких кулака, душистые яблоки.

«Разинка!» - произнес про себя Степан Тимофеевич. Приказал он отнести себя на могилу дедову, поклонился и тронулся дальше в путь.

Всю дорогу Разин говорил о садах.

Красота-то какая! По всему Дону, по всей Волге, по свету всему посадим такую прелесть. Скинем бояр - за сады возьмемся. Чтобы полыхало по весне белым огнем вокруг. Чтобы к осени ветки до корня гнулись. Да что сады - жизнь перестроим. Перепашем, перевернем сошником. Травы дурные - вон. Колос - наружу. Чтобы в радость великую людям. Чтобы счастье всему народу.

ГРОЗНЫЙ ВСАДНИК

Не дожил Степан Тимофеевич до счастливого времени. Вскоре после возвращения на Дон Разин был схвачен богатыми казаками.

Скрутили цепями Разина, повезли на расправу в Москву. Везли осторожно, под сильной стрелецкой охраной. Вперед выезжали дозорные. Смотрели, чиста ли дорога. Нет ли в пути засад.

Неспокойно было еще кругом. Еще бурлило море войны народной. Било гневом в боярский берег. На Каме, Ветлуге, Оке и Хопре еще бродили отряды восставших. По Волге гулял атаман Шелудяк, ближайший сподвижник Разина.

Сидел в телеге, не двигаясь, Разин. Идет дорога то вниз, то вверх, то тонет в глуши низиной, то тянется к самому небу.

Смотрит на небо Степан Тимофеевич. Бескрайним простором оно зовет. Волей, свободой дышит.

«Нет, не будет великому делу конца, - сам с собой рассуждает Разин. - Не стерпят боярских колодок люди. Может, и рано взлетел орел. Крылом неокрепшим взмахнул до срока. Поспешили людишки к высям. Нет, не рано! - Разин тряхнул головой. Блеском глаза наполнились. - Пусть не закончили мы поход. Закончат его другие».

Братцы, Стенька, гляди, задвигался, - прошел шепот среди стрельцов.

Глаза-то, глаза - черным огнем горят. К добру ли сия примета?

«Боятся! - злорадно подумал Степан Тимофеевич. - И стреноженный, значит, конь не лишился еще копыта».

В Москве Разина долго допрашивали и пытали на дыбе.

Презрительной усмешкой отвечал Разин своим мучителям.

Казнили Разина в центре Москвы, на Лобном месте, на Красной площади.

Степан Тимофеевич стоял на плахе. Дьяк монотонно читал приговор. Но не следил за словами Разин. Смотрел он на площадь. Не туда, где толпились в первых рядах бояре. А дальше, за них, за боярские шапки, туда, где жался простой народ.

Смотрел на людей атаман. И вдруг он ясно себя увидел не здесь, не на плахе - верхом на коне, на волжской высокой круче. Даль перед ним и простор.

«На штурм! На слом!» - зазвучало в ушах у Разина.

И сразу поднялись ряды казаков. Словно волны, шли люди на приступ. Как только кончался ряд, за ним надвигался новый. Третий, четвертый, пятый… Гудела кругом земля. Ветер стучался в лица.

И не было людям счета.

Разин прикрыл глаза. Но не уходило, стояло, как явь, видение. Степан Тимофеевич сжал кулаки:

Нет, не будет великому делу конца. Не жить на Руси боярству!

Через минуту свершилась казнь.

Взлетел в руках палача топор. Взлетел. Опустился. Не стало Степана Разина. Кончил свой век атаман. Но еще долго в страхе жило боярство.

Послышится стук копыт по дороге - затрясутся осинкой боярские ноги. Ветер ударит в окна - сердце замрет и екнет. Половицами в доме скрипнет - боярин проснется и дико вскрикнет.

Долго еще на Руси снились боярам страшные сны. Снился им грозный всадник.

НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЕТ

Издавна русские считались хорошими мореходами. Они совершали далекие плавания и торговали с другими народами.

Но враги стремились отнять у России выходы к морю. Северными берегами Черного моря завладели турецкие захватчики. Берега Балтийского моря и прилегающие к ним земли латышей и эстонцев захватили шведы.

В то время Швеция была очень сильным государством. Ее армия считалась одной из лучших в мире. Кроме того, Швеция имела большой, хорошо вооруженный флот.

В 1700 году умный и деятельный русский царь Петр I объявил войну Швеции. Война со шведами длилась двадцать один год и закончилась полной победой русских. В истории она получила название Северной.

Для России Северная война началась неудачно. Под шведской крепостью Нарвой русские потерпели поражение. О том, как и почему это случилось, а также о том, что понадобилось предпринять для будущих побед и о самих первых победах, вы и узнаете из повести «Небывалое бывает».

Глава первая

НА РЕКЕ НАРОВЕ

Русская армия шла к Нарве. Тра-та-та, тра-та-та! - выбивали походную дробь полковые барабаны.

Шли войска через старинные русские города Новгород и Псков, шли с барабанным боем, с песнями.

Стояла сухая осень. И вдруг хлынули дожди. Пооблетали листья с деревьев. Размыло дороги. Начались холода.

Идут солдаты по размытым дождем дорогам, тонут по колени солдатские ноги в грязи.

Устанут, промокнут солдаты за день, а обогреться негде. Села попадались редко. Ночевали все больше под открытым небом. Разведут солдаты костры, жмутся к огню, ложатся на мокрую землю.

Вместе со всеми шел к Нарве и Иван Брыкин, тихий, неприметный солдат. Как и все, месил Брыкин непролазную грязь, нес тяжелое кремневое ружье - фузею, тащил большую солдатскую сумку, как и все, ложился спать на сырую землю.

Только робок был Брыкин. Кто посмелее, тот ближе к костру пристроится, а Брыкин все в стороне лежит, до самого утра от холода ворочается.

Найдется добрый солдат, скажет:

Ты что, Иван? Жизнь тебе недорога?

Как известно, в Российской империи много веков существовало явление, аналогичное рабству. Оно именовалось крепостным правом. При этом крепостными были самые обычные люди, которым просто не повезло родиться в крестьянских семьях.

Известный писатель посвятил этой теме свою повесть «История крепостного мальчика». Краткое содержание данного произведения давайте узнаем, а также ознакомимся с биографией его создателя.

Российский писатель С. Алексеев

Сергей большую часть жизни посвятил написанию детских и исторических книг. И не удивительно, ведь он родился в интеллигентной докторской семье (1922 г.).

Благодаря тому, что его отец имел практику в деревне Плисков Киевской губернии (сегодня это территория Украины) будущий писатель с детства привык общаться с крестьянами и не понаслышке знал об их тяготах.

Когда Алексееву исполнилось 10, его родители переехали в Москву, где он и закончил школу. Целеустремленный юноша мечтал стать летчиком, для чего поступил в авиационное училище города Постава (сегодня территория Белоруссии) в 1940 г.

С началом Великой Отечественной Сергей Алексеев вместе с другими курсантами был переведен в Оренбургское летное училище. Проживая в Оренбурге, Алексеев заинтересовался историей и параллельно с училищем стал заниматься на вечерних курсах истфака местного пединститута.

После окончания училища юноша стал преподавать в нем. Однако из-за травмы, полученной во время учебного полета, вскоре вынужден был оставить летное дело и занялся литературой.

Поначалу будущий писатель редактировал чужие произведения, а с 1955 г. начал публиковать собственные. Его произведения были удостоены многих наград (Государственная премия СССР, Премия Ленинского комсомола, Международный диплом Г. Х. Андерсена) и переведены на 50 языков мира.

Основной тематикой творчества Сергея Алексеева являлась военная история Российской империи, начиная с середины XVI в.

Умер Сергей Петрович в мае 2008 г. в возрасте 86 лет. Его могила находится на Переделкинском кладбище, куда и сегодня ценители творчества могут возложить цветы.

Повесть «История крепостного мальчика»

В творчестве Алексеева довольно часто исторические события показаны через детское восприятие. К примеру, в книге «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» рассказывается о Пугачевском восстании через историю мальчика, принявшего в нем участие.

Однако наиболее ярким рассказом такого типа является «История крепостного мальчика» (краткое содержание - в VI - IX пунктах).

Структура повести

Эта книга состоит из 4 глав. В каждой из них описывается период пребывания главного героя у очередного хозяина. При этом каждая из глав делится на несколько частей: «Барыня Мавра Ермолаевна» (7), «Даша» (12), «Гвардейский поручик» (8), «Добрый барин» (7).

Предыстория повести

Прежде чем рассмотреть краткое содержание книги «История крепостного мальчика», стоит узнать об историческом периоде, во время которого происходят все события.

Временные рамки можно ограничить периодом конца 80-х - начала 90-х гг. XVIII века. Об этом свидетельствует то, что Митя Мышкин встречается с бывшим бунтовщиком из армии Емельяна Пугачева, а также с великим полководцем Александром Суворовым при взятии Измаила. До отмены крепостного права (1861 г.) еще около 70 лет, а значит рабовладельческое сословие Царской России (едва успокоившееся после пугачевщины) не только не воспринимает крепостных как людей, но и относится к ним с усиленной строгостью. Вероятнее всего, именно поэтому данный период был выбран Алексеевым, чтобы показать всю мерзость крепостничества.

Главный герой книги

До того как ознакомиться с кратким содержанием рассказа «История крепостного мальчика», стоит узнать больше о его главном герое.

Сюжет сосредоточен на судьбе десятилетнего парнишки по имени Дмитрий (Митя) Мышкин из деревни Закопанка. Несмотря на юный возраст и отсутствие образования, он умен, находчив и смел. При этом у мальчишки обостренное чувство собственного достоинства и справедливости. Он готов помочь дорогому человеку, даже рискуя собственной жизнью.

Каждый раз, переходя к новому барину, он эволюционирует, учась на прошлых ошибках. Благодаря этому в последних главах Митя фактически уже сам выбирает себе хозяев.

Особо стоит отметить преданность, на которую способен этот мальчик. Так, мстя за смерть своей подруги Даши, он сжигает заживо виновного в этом. А привязавшись к поручику Вяземскому, мальчик вытаскивает его с поля боя. Однако, когда этот человек нарушает свое слово и проигрывает парня своему жестокому и недалекому другу, Мышкин без зазрения совести бросает хозяина.

При всем этом, несмотря на свою доблесть и находчивость, Митя остается ребенком, мечтающим вернуться к родителям. Но к финалу повести Мышкин превращается в этакого потенциального Пугачева, осознавшего, что добрых хозяев не бывает.

«История крепостного мальчика»: краткое содержание главы «Барыня Мавра Ермолаевна»

В начале повести Митя - счастливый беззаботный ребенок, не осознающий в полной мере, что значит быть крепостным. Неожиданной новостью для него становится то, что его с родителями везут продавать.

Из-за того, что торги происходили осенью (когда крепостные не особо ценились), никого из закопанских не купили. Однако перед закрытием ярмарки старая барыня положила глаз на мальчишку и выторговала его за 3 рубля.

Новая хозяйка, вдова армейского офицера, была очень бедной. Единственным источником ее дохода была пенсия по мужу. Однако денег едва хватало, чтобы содержать крохотный домишко на 3 комнаты, хлев, сарай и баню.

Помимо Мити, у хозяйки было еще 2 крепостных: Варвара и Архип.

Жили в имении Мавры Ермолаевны бедно и скучно. Главным развлечением этой женщины была порка рабов по субботам. Делалось это не за повинность, а для порядка. Ребенку такое отношение не нравилось, и, стремясь защитить себя и других, он спрятал розги.

Чтобы мальчик признался, где они, барыня посадила его в гусятник. Испугавшись, Митя случайно убил одного из гусей. За это хозяйка жестоко выпорола его, когда нашла розги.

В дальнейшем жизнь Мышкина только ухудшалась, поэтому он надумал бежать.

Краткое содержание повести «История крепостного мальчика»: глава вторая («Даша»)

Рядом со скромными владениям Митиной барыни располагалось роскошное новгородское поместье графа Алексея Гущина (Барабиха). Этот вельможа появлялся там редко, поэтому практически все время в имении заправлял его немец-управляющий Франц Нейман.

Однажды граф потребовал от управляющего подготовить крепостной оркестр и театр к Новому году. Нейман стал собирать склонных к музицированию крестьян по всей округе. Как-то раз ему довелось услышать, как Митя (которого к тому времени приставили пасти гусей) играет на дудочке. Оценив талант парня, Франц выкупил его у Мавры Ермолаевны за 2 мешка овса и старую перину.

Имение в Барабихе было большим. Там проживало много крепостных, и отношение к ним было в несколько раз лучше, нежели у прежней хозяйки. Постепенно мальчик привык и подружился с юной артисткой по имени Даша.

Несмотря на все хорошее, Митя пустился в бега. Его настиг посланный в погоню страшный немой псарь Федор. Однако он не отдал беглеца немцу, а долгое время прятал его у себя на псарне. Вскоре мальчишка подружился с мужиком и узнал, что язык тому вырвали из-за участия в пугачевщине.

Когда Мышкина обнаружил Франц, парню очень досталось. Но его выходили Даша и Федор.

Близился Новый год, и в театре шла генеральная репетиция. Даша играла одну из главных ролей и случайно упала. Управляющий хотел избить ее, но Митя заступился. Убегая от гнева немца, дети выскочили на мороз. Одетая в легкую театральную одежду девочка простудилась и через несколько дней умерла от болезни.

Стремясь отомстить за нее, Митя поджог домик, в котором жил немец. Дворовые особо не старались спасать управляющего, а те, кто попытался, были остановлены немым Федором, которого по недоразумению сочли виновником пожара.

Мышкин же, воспользовавшись ситуацией, сбежал.

«Гвардейский поручик»

Рассмотрев краткое содержание «Истории крепостного мальчика» первых двух глав, стоит узнать: о чем же третья.

Оказавшись на дороге после побега, главный герой едва не замерз - как-никак зима. Его спас проезжающий мимо офицер. Он хотел сдать властям беглеца, но Мите удалось расположить к себе военного, и тот оставил парнишку у себя.

Новый хозяин, Александр Васильевич Вяземский, был поручиком лейб-гвардии императорского полка. Мальчик стал его денщиком и очень привязался к нему.

Из-за дуэли Вяземского отправили на войну с турками. Опасаясь за жизнь юного слуги, он хотел оставить его в своем имении, но Митя решил остаться с барином.

Участвую в битве за взятие Измаила, молодой офицер проявил отвагу, но был травмирован и едва не погиб. К счастью, Мышкин пробрался на поле боя и вытащил оттуда раненого хозяина. Об этом узнал сам Суворов и наградил юного героя медалью.

Вернувшись в Петербург, Вяземский в благодарность за спасение поклялся никогда не продавать мальчика. Но однажды, играя в карты, офицер поставил Митю на кон. Разочарованный мальчишка не стал дожидаться исхода партии и сбежал.

«Добрый барин»

Узнав «Истории крепостного мальчика» краткое содержание трех глав, пора разобраться, чем же кончилась эта книга.

После побега Мышкин бродил по столице в поисках пропитания. На базаре он случайно встретился с крепостным из Закопанки - кривым Саввой. Тот поведал, что бывшее хозяева разорились и распродали практически всех крестьян и земли. Родителями мальчика теперь владеет генерал Юсуповский, который известен добрым нравом.

Савва отвез мальчишку к отцу и матери, которые считали его умершим.

У нового барина из-за ранения в голову, были некоторые проблемы с психикой. Поэтому тот постоянно заставлял мальчишку играть в свои странные игры и притворятся то солдатом, то царицей. Несмотря на это, жилось Мите неплохо.

Через год барин вспомнил, что так и не оформил документы на покупку Мышкина и отправил своего управляющего к графу Гущину. Оттуда приехал солдат, чтобы арестовать мальчика за поджог. Понимая, что добром дело не кончится, парнишка сбежал на хозяйской упряжке.

Проблематика повести

Ознакомившись с кратким содержанием «Истории крепостного мальчика» Алексеева, стоит рассмотреть проблематику этого произведения.

Кроме того, в повести отчетливо видна социальная разница между богатыми и бедными помещиками. Автор рассказывает, как жестоко отыгрывались разорившиеся землевладельцы на своих крепостных. Так Мавра Ермолаевна еженедельно порола рабов, а первые хозяева Мити без сожаления продавали крестьян, не боясь разлучать семьи.

Не менее ярко изображена спровоцированная вседозволенностью жестокость. Если старая барыня наказывала героя за его попытки сбежать, то несостоявшийся хозяин мальчика планировал унижать и оскорблять его просто за то, что у Мити была медаль за мужество, а у него - нет.

Еще одним эпизодом, иллюстрирующим бесчеловечность господ, являлся рассказ о барском обращении с Федором («История крепостного мальчика»: краткое содержание второй главы).

Помимо всего вышеперечисленного, Сергей Алексеев в своей книге рассказывает о том, что талант и благородство не зависят от титулов. В повести проводится параллель между Суворовым и Митей, которых петербуржские штабные офицеры считали выскочками. А меж тем они оба - смелые и благородные люди, несмотря на свое не совсем благородное происхождение.

Повесть Сергея Алексеева «История крепостного мальчика» (краткое содержание в VI - IX пунктах) является одной из жемчужин советской и российской литературы. В ней автор сумел не только рассказать о буднях крепостных, но и сделать это так интересно, что даже современные школьники продолжают зачитываться этой книгой.

© Алексеев С., 1958

© Мотяшов И., Нагаев И., вступительная статья, 1999

© Кузнецов А., рисунки, 1999

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2003

© Составление. Издательство «Детская литература», 2003

Вступительная статья И. Мотяшова и И. Нагаева
Увлекательно – о важнейших событиях русской истории

Мастер исторической прозы Алексей Югов как-то воскликнул со страниц «Литературной газеты»:

«Смелый автор, смелое издательство! – подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает». – Петр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг – для ребят, да еще «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!..» И – зачитался…»

Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался как мальчишка. И спасибо за это автору.

Сергей Михалков

В 1958 году в Детгизе выходит первая книга Сергея Алексеева «Небывалое бывает». Книгу заметили.

Следом, уже по заказу редакции, на одном дыхании – за три недели – он пишет повесть «История крепостного мальчика». И эта книга выходит в том же, 1958 году. Так сорок лет назад в литературу твердой поступью вошел новый автор – детский писатель Сергей Петрович Алексеев.

В одном из первых интервью Алексеев сказал о себе: «Биография моя ничем не примечательна. Отношусь к поколению тех, кто со школьной скамьи тут же шагнул в солдаты. Был военным летчиком, летчиком-инструктором. После демобилизации из армии работал редактором в детском издательстве. Затем попробовал сам написать книгу».

Тогда же, в 1959 году, в Детгизе решили переиздать «Небывалое бывает», и Лев Кассиль отметил в предназначенной для издательства так называемой «внутренней» рецензии, что «писателю удается… сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты… ярчайших эпох в истории нашей Родины, – все это делает рассказы С. Алексеева… чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров… и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть».

И дальше Лев Абрамович, напутствуя начинающего автора, сказал слова поистине пророческие. Он сказал, что рассказы «Сергея Алексеева являются определенным событием в нашей детской художественной исторической прозе». Что «они хрестоматийно просты и войдут в круг любимого чтения школьников, способствуя созданию у детей верных представлений о важных делах русской истории. И в то же время они доставляют настоящее удовольствие каждому, кто любит литературу умную, ясную, проникнутую веселым и свежим взглядом на жизнь, на историю».

Жизнь и талант Сергея Алексеева полностью подтвердили сказанные о нем авансом слова маститого писателя…

Однако Алексеев стал детским писателем не только потому, что однажды почувствовал потребность писать для детей. Он шел к этому больше тридцати лет. Через детство в Плискове, недалеко от Винницы, что на Украине, и отрочество в Москве, в доме своих тетушек-ученых. Через школу и аэроклуб. Через войну, и летное училище, и исторический факультет вечернего отделения Оренбургского пединститута. Через редакторскую, литературно-критическую, организационную работу в Детгизе и в Союзе писателей. Через создание школьного учебника истории СССР, который, пусть в самой отдаленной степени, был первым наброском-конспектом его будущих рассказов и повестей. Через большую школу жизни в детской литературе, являясь более тридцати лет главным редактором единственного в стране литературно-критического журнала «Детская литература», посвященного проблемам литературы и искусства для детей. И однажды настал момент, когда все пережитое, прочувствованное, понятое, все слышанное, и читанное, и сделанное слилось в одно большое, громадное целое, настоятельно потребовало выхода и вылилось в Слове.

Очевидно, что не каждый литературно одаренный человек способен написать хорошую книжку для маленьких. У С. Алексеева есть определенный, может быть даже врожденный, дар разговора с ребятами младшего возраста. И дар этот усилен глубоко осмысленным, сознательным подходом к своей работе. «Главное в детской книге, – считает С. Алексеев, – …не разъяснения, а динамика, действие, характер, вырастающий из поступка. Такой действенный характер ребенок быстро схватывает, чувствует его».

В двух частях этой книги собраны лучшие рассказы Сергея Петровича Алексеева о царе Петре I и о генералиссимусе Александре Васильевиче Суворове.

* * *

«Рассказы о Петре Первом, Нарве и о делах воинских» – это первая часть книги. Читатель знакомится здесь с преобразованиями Петра I, с тем, как стремился он увидеть просторы страны более обширными, а людей – образованными и просвещенными. Рассказы «Чему молодые бояре за границей учились», «Аз, буки, веди…» повествуют о молодом поколении, забота о котором – одно из первейших дел Петра. Суров он был к тем, кто не хотел детей своих отдавать учиться, и к тем молодым из дворян, которые, учась за границей, старались от наук отлынивать, перенимали лишь внешние признаки заграничной культуры, теряли уважение к собственному Отечеству или даже позволяли себе польститься на чужое. Радетель Отечества, воитель и труженик, Петр I хотел видеть будущие поколения достойными преемниками славы России.

Знакомство с героем первой части книги Алексеев начинает внешним портретом, динамичным и лапидарным. «Взглянули солдаты – капитан бомбардирской роты. Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные как смоль усы». Это царь Петр.

Исподволь, от новеллы к новелле раскрывается секрет успешной деятельности Петра, его государственной мудрости. Это мудрость человеческого знания и опыта, которые Петр смолоду не гнушается перенимать отовсюду. Это мудрость народа.

При всем своем уме и демократизме Петр остается царем, владыкой крепостнической, боярской, дворянской империи. Он не может не защищать свой строй, не подавлять народное недовольство самыми жесточайшими методами, не перекладывать основную тяжесть предпринятых им великих государственных усилий на народные плечи. При этом Петр, без сомнения, патриот России, и вся устремленность его государственных деяний – патриотическая…

* * *

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» тесно связаны с преемственностью военно-патриотических традиций и обрисовкой характера великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. «Ешь, ешь, получай. Да впредь не брезгуй солдатским. Не брезгуй солдатским. Солдат – человек. Солдат мне себя дороже» – так говорит Суворов в рассказе «Суп и каша», обращаясь к генералам, брезгливо относящимся ко всему солдатскому, будь то пища или что-либо другое. Для Суворова единство с солдатами – залог успеха в достижении военного превосходства.

В Суворове писатель ищет и отмечает прежде всего черты, которые позволяли ему одерживать победы с минимальной затратой человеческих сил и жизней. Эта суворовская наука эффективного руководства большими людскими массами может в значительной части быть воспринята сегодняшним читателем и как наука руководства вообще, как образец успешной государственной деятельности на основе безукоризненной компетентности и гуманистической заботы о непосредственных исполнителях.

Но, показывая суровую реальность, которая не разбирает, ребенок ли перед ней, взрослый ли, Алексеев как самый священный долг понимает обязанность взрослого оберегать детскую душу и детскую жизнь, хотя бы и ценой жизни собственной.

Именно в этой органической зависимости «детского» и «взрослого» миров – суть преемственности, залог продолжения и умножения человеческой культуры, роста добра на земле. Суворов ни в одном из походов не расстается со старой отцовской шинелью. Но когда шинель вместе с обозом попала к туркам и солдаты, видя огорчение любимого маршала, добывают эту шинель обратно, Суворов возмущается: «Людьми рисковать! Из-за шинелишки солдатские головы под турецкие пули!» В этом – весь Суворов: в гневе на поручика, который заставил солдат рисковать из-за него. И в трогательной радости, пришедшей на смену гневу: «Потом взял шинель в руки, глянул на потертые полы, на залатанный борт и вдруг заплакал…»

* * *

«Каждую свою книгу я переписываю по шесть-семь раз, – рассказывает С. Алексеев. – Работаю медленно, возвращаясь к тексту снова и снова. Стараюсь, чтобы в окончательном варианте не было никакой правки. Малейшее исправление или вставка заставляют меня переписывать рассказ заново. Долго раздумываю над тем, как начать, как кончить книгу. Стараюсь вслушиваться в фразу, добиваюсь ее музыкальности… Приступая к новой работе, обычно составляю план, но по опыту знаю, что план претерпевает изменения, и довольно неожиданные».

Да, нелегко быть писателем-историком, да еще излагать эту историю увлекательно и интересно, чтобы юный читатель поверил в существование героев твоих книг, поверил бы тебе как правдивому историку…

В жизни Сергея Алексеева было несколько судьбоносных, как в сказе, превращений. Казалось бы, Сергей – бравый летчик и судьбой ему предназначено быть генералом, героем, как случилось с его однокашниками-летчиками… Но жизнь делает резкий поворот: он, «сталинский сокол», входит в штопор, врезается в матушку землю и, как сказочный финист – ясный сокол, превращается в детского писателя. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается! На это чудесное превращение уходит много времени, сил и лет.

Став писателем, и довольно известным, он отваживается взять еще и журнал. Судьба его вновь делает зигзаг – и вновь удачно. Алексеев переезжает из Киева в Москву, редакторство прибавляет ему общественного веса и положения.

А писатель он – от Бога! И знает и понимает своего читателя – младшего школьника – досконально. То есть настолько улавливает нюансы восприятия и духовные потребности, возрастную психологию юных читателей, их неподдельный интерес к истории и живому образному повествованию с элементами юмора и народной речи, что достигает полного слияния душ.

На каких идеалах в наше сложное время воспитывать подрастающие поколения? Что остается? И здесь писатель Сергей Петрович Алексеев – счастливое исключение, ибо он писал свои исторические книги не только о Ленине и Советской власти, но и о нашей прошлой и древней истории. И эти книги живут и будут жить!

Назову наиболее известные из них: «Сто рассказов из русской истории», «Сын великана», «Грозный всадник», «Идет война народная», «Октябрь шагает по стране», «Декабристы», «Секретная просьба», «Братишка»; три книги рассказов о маршалах: Жукове, Рокоссовском и Коневе; «Пять поклонов Сталинграду»; серия книг: «Петр Первый», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Сто рассказов о войне», «Исторические повести о русских победах», «Суровый век».

По отзывам юных читателей, собираемым в 70-80-е годы Домом детской книги, Сергей Алексеев часто делил первое и второе места с популярнейшим в те годы Николаем Носовым. Суммарный тираж книг Сергея Алексеева в 80-е годы составлял более пятидесяти миллионов экземпляров. Его книги выходили на сорока девяти языках народов СССР и зарубежных стран.

Сергей Петрович Алексеев – лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола. Ему присуждены Международный почетный диплом X. К. Андерсена и Международная премия им. М. Горького. Имеет ряд педагогических наград.

Сейчас Сергей Петрович в хорошей форме. Недавно закончил книгу «Рассказы о Смутном времени», есть новые замыслы. Многие рассказы С. П. Алексеева вошли в хрестоматии и «книги для чтения» для начальной школы. Книги Сергея Алексеева продолжают выходить даже в наше непростое время. Сергей Петрович Алексеев остается востребованным писателем…

Игорь Мотяшов, Игорь Нагаев

Небывалое бывает
Рассказы о Петре Первом, Нарве и делах воинских

Глава первая
На реке Нарове

Поход

Русская армия шла к Нарве. Тра-та-та, тра-та-та! – выбивали походную дробь полковые барабаны.

Шли войска через старинные русские города Новгород и Псков, шли с барабанным боем, с песнями.

Стояла сухая осень. И вдруг хлынули дожди. Пооблетали листья с деревьев. Размыло дороги. Начались холода.

Идут солдаты по размытым дождем дорогам, тонут по колени солдатские ноги в грязи.

Устанут, промокнут солдаты за день, а обогреться негде. Села попадались редко. Ночевали все больше под открытым небом. Разведут солдаты костры, жмутся к огню, ложатся на мокрую землю.

Вместе со всеми шел к Нарве и Иван Брыкин, тихий, неприметный солдат. Как все, месил Брыкин непролазную грязь, нес тяжелое кремневое ружье – фузею, тащил большую солдатскую сумку, как и все, ложился спать на сырую землю.

Только робок был Брыкин. Кто посмелее, тот ближе к костру пристроится, а Брыкин все в стороне лежит, до самого утра от холода ворочается.

Найдется добрый солдат, скажет:

– Ты что, Иван? Жизнь тебе не дорога?

– Что жизнь! – ответит Брыкин. – Жизнь наша – копейка. Кому солдатская жизнь надобна!

Исхудали солдаты, оборвались в пути, болели, отставали от войска, помирали на дальних дорогах и в чужих селах.

Не вынес похода и Иван Брыкин. Дошел до Новгорода и слег. Начался у Брыкина жар, заломило в костях. Уложили солдаты товарища на обозную телегу. Так и добрался Иван до Ильмень-озера. Остановились телеги у самого берега. Распрягли солдаты лошадей, напоили водой, легли спать.

Дремал и Брыкин. Среди ночи больной очнулся. Почувствовал страшный холод, открыл глаза, подобрался к краю телеги, смотрит – кругом вода. Дует ветер, несет волны. Слышит Брыкин далекие солдатские голоса. А произошло вот что. Разыгралось ночью Ильмень-озеро. Вздулась от ветра вода, разбушевалась, хлынула на берег. Бросились солдаты к телегам, да поздно. Пришлось им оставить обоз на берегу.

– Спасите! – закричал Брыкин.

Но в это время набежала волна, телегу повалило набок.

– Спаси-ите! – вновь закричал Брыкин и захлебнулся.

Накрыла солдата вода с головой, подхватила, поволокла в озеро.

К утру вода схлынула. Собрали солдаты уцелевшее добро, пошли дальше.

А об Иване никто и не вспомнил. Не он первый, не он последний – много тогда по пути к Нарве солдат погибло.

Капитан бомбардирской роты

Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. Продавило одно из колес гнилое бревно, провалилось по самую ступицу.

Кричат солдаты на лошадей, бьют сыромятными кнутами. Кони за долгую дорогу отощали – кожа да кости.

Напрягаются лошаденки изо всех сил, а пользы никакой – пушка ни с места.

Сгрудились у моста солдаты, обступили пушку, пытаются на руках вытащить.

– Вперед! – кричит один.

– Назад! – командует другой.

Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется. Бегает вокруг пушки сержант. Что бы придумать, не знает.

Вдруг смотрят солдаты – несется по дороге резной возок.

Подскакали сытые кони к мосту, остановились. Вылез из возка офицер. Взглянули солдаты – капитан бомбардирской роты. Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные как смоль усы.

Испугались солдаты, вытянули руки по швам, замерли.

– Плохи дела, братцы, – произнес капитан.

– Так точно, бомбардир-капитан! – гаркнули в ответ солдаты.

Ну, думают, сейчас капитан ругаться начнет.

Так и есть. Подошел капитан к пушке, осмотрел мост.

– Кто старший? – спросил.

– Я, господин бомбардир-капитан, – проговорил сержант.

– Так-то воинское добро бережешь! – набросился капитан на сержанта. – Дорогу не смотришь, коней не жалеешь!

– Да я… да мы… – заговорил было сержант.

Но капитан не стал слушать, развернулся – и хлоп сержанта по шее!

Потом подошел опять к пушке, снял нарядный, с красными отворотами кафтан и полез под колеса. Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. Солдаты аж крякнули от удивления. Подбежали, поднавалились. Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.

Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам: «Благодарствую, братцы!» – похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше.

Разинули солдаты рты, смотрят капитану вслед.

– Ну и дела! – произнес сержант.

А вскоре солдат догнал генерал с офицерами.

– Эй, служивые, – закричал генерал, – тут государев возок не проезжал?

– Нет, ваше высочество, – ответили солдаты, – тут только и проезжал бомбардирский капитан.

– Бомбардирский капитан? – переспросил генерал.

– Так точно! – отвечали солдаты.

– Дурни, да какой же это капитан? Это сам государь Петр Алексеевич.

«Без Нарвы не видать моря»

Весело бегут сытые кони. Обгоняет царский возок растянувшиеся на многие версты полки, объезжает застрявшие в грязи обозы.

Рядом с Петром сидит человек. Ростом – как царь, только в плечах шире. Это Ментиков.

Меншикова Петр знал с детства.

Служил в ту пору Алексашка Меншиков у пирожника мальчиком. Ходил по московским базарам и площадям, торговал пирогами.

– Пироги подовые, пироги подовые! – кричал, надрывая глотку, Меншиков.

Однажды Алексашка ловил рыбу на реке Яузе, напротив села Преображенского. Вдруг смотрит Меншиков – идет мальчик. По одежде догадался – молодой царь.

– Хочешь, фокус покажу? – обратился Алексашка к Петру.

Схватил Меншиков иглу и проткнул себе щеку, да так ловко, что нитку протянул, а на щеке ни кровинки.

Петр от неожиданности даже вскрикнул.

Более десяти лет прошло с того времени. Не узнать теперь Меншикова. У царя первый друг и советчик. «Александр Данилович», – почтительно величают сейчас прежнего Алексашку.

– Эй, эй! – кричит сидящий на козлах солдат.

Кони несутся во весь опор. Подбрасывают на выбоинах царский возок. Разлетается в стороны грязь.

Петр сидит молча, смотрит на спину солдата, вспоминает детство свое, игры и потешное войско.

Жил тогда Петр под Москвой, в селе Преображенском. Больше всего любил военные игры. Набрали для него ребят, привезли ружья и пушки. Только ядер настоящих не было. Стреляли пареной репой. Соберет Петр свое войско, разделит на две половины, и начинается бой. Потом считают потери: одному руку сломало, другому бок отшибло, а третьего и вовсе на тот свет отправили.

Приедут, бывало, из Москвы бояре, начнут Петра за потешные игры бранить, а он наведет на них пушку – бух! – и летит пареная репа в толстые животы и бородатые лица. Подхватят бояре полы расшитых кафтанов – и наутек. А Петр выхватит шпагу и кричит:

– Виктория! Виктория! Победа! Неприятель спину показал!

Теперь потешное войско выросло. Это два настоящих полка – Преображенский и Семеновский. Царь величает их гвардией. Вместе со всеми полки идут к Нарве, вместе месят непролазную грязь. «Как-то сейчас покажут себя старые дружки-приятели? – думает Петр. – Это тебе не с боярами воевать».

– Государь! – выводит Меншиков царя из раздумья. – Государь, Нарва видна.

Смотрит Петр. На левом крутом берегу реки Наровы стоит крепость. Кругом крепости – каменная стена. У самой реки виднеется Нарвский замок – крепость в крепости. Высоко в небо вытянулась главная башня замка – Длинный Герман.

А против Нарвы, на правом берегу Наровы, – другая крепость: Ивангород. И Ивангород обнесен неприступной стеной.

– Нелегко, государь, такую крепость воевать, – говорит Меншиков.

– Нелегко, – отвечает Петр. – А надобно. Без Нарвы нам нельзя. Без Нарвы не видать моря.

«Поговори, государь, с солдатами!»

Приехал Петр к Нарве, собрал генералов, стал спрашивать о состоянии войска.

Неловко генералам говорить царю правду. Боятся царского гнева. Докладывают генералы, что все хорошо, что войска дошли без потерь. И пушек достаточно, и ядра есть, и порох хороший.

– А как с провиантом? – спрашивает Петр.

– И провиант есть, – отвечают генералы.

– Так, – говорит Петр, а сам наклонился к Меншикову, шепчет на ухо: «Не верится мне что-то, Данилыч, иное в пути видел».

– Врут. Ей-богу, врут! – отвечает Меншиков. – Пойди поговори, государь, с солдатами.

Пошел Петр. Смотрит – солдаты стоят, ружья чистят.

– Как дела, служивые? – спрашивает Петр.

– Оно ничего, государь, Бог милостив, – отвечают солдаты.

– Ну, а народу в пути много полегло? – спрашивает Петр.

– Полегли, государь. Так ведь на то и дорога дальняя; дожди, государь, непогода.

Взглянул на солдат Петр, ничего не сказал, только дернулся тонкий, словно шило, петровский ус.

– Как дела, бомбардиры? – спрашивает Петр.

– Оно ничего, государь, Бог милостив, – отвечают бомбардиры.

– Ну, а как пушки, как порох?

Молчат пушкари, переминаются с ноги на ногу.

– Так как же порох? – переспрашивает Петр.

– Оно ничего, государь, – отвечают бомбардиры.

И снова молчат, снова переминаются с ноги на ногу.

– Что – ничего? Где обозы, где порох? – не вытерпев, закричал Петр.

– Поотстали, государь, обозы, – отвечают солдаты. – Так ведь дорога дальняя, грязь непролазная. А порох есть, государь. Как же без пороха на войну идти? Подвезут, чай, порох.

И снова дернулся петровский ус, сжались в кулаки огромные руки.

– Как дела, молодцы? – спрашивает Петр.

– Оно ничего, государь, Бог милостив, – отвечают драгуны.

– А как с харчами?

– Вот с харчами разве что худо. Да оно ничего, государь, – отвечают драгуны, – народ терпит. Коней жалко.

Перекосилось от злобы петровское лицо. Понял царь, что генералы говорили неправду. Вернулся Петр в генеральскую избу, снова собрал совет.

– Как же шведа воевать будем? – заговорил царь. – Где порох, где обозы? Чего солдат в пути загубили, чем живых кормить будем? Чего брехали, правду не сказывали?!

Молчат генералы, смотрят на царя исподлобья, заговорить боятся.

Наконец встал старший по чину, Автамон Головин:

– Петр Алексеевич, не гневайся. Русский мужик вынослив. Бог милостив, уж как-нибудь.

– Дурак! – рявкнул Петр. – На Божьей милости далеко не уедешь! Пушки нужны, ядра, корм лошадям и людям. Дело оно нешутейное. Шкуру спущу, коли порядка не будет! Поняли?

И вышел, да так хватил дверью, что у генералов мурашки по спине побежали.

Сергей Петрович Алексеев

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ТРЕХ ТОМАХ


НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЕТ

Повести и рассказы

Рисунки Л. Непомнящего

СОВРЕМЕННО!

(О книгах Сергея Алексеева)

Дети любят исторические повести и рассказы, как и школьные уроки истории. Это таит в себе некоторую опасность для педагога и писателя: очень легко пойти на поводу у «широкого спроса». Авторы, подбадриваемые успехом, подчас забывают, что история по-настоящему интересна и в высоком смысле полезна лишь тогда, когда «работает» на наше Сегодня и даже помогает заглянуть в завтрашний день, когда она воспитывает, обогащает нравственным и политическим опытом.

Сергей Алексеев пишет исторические повести и рассказы, заботясь о том, чтобы они рождали у юного читателя мысли и чувства, которые нужны ему сейчас, сегодня, и потому произведения эти поистине современны. В самом деле, в сотнях писем ребята сообщают о том, как они равняют свои сегодняшние поступки на неподкупность, одержимость в борьбе за правду, на мужество героев книг Сергея Алексеева, живших десятки лет тому назад.

Занимательность - обязательное требование той самой «специфики детской литературы», которую иные критики напрасно склонны считать «пресловутой».

Пренебрежение к этому подчас жестоко мстит за себя: даже очень интересная и ценная, с точки зрения взрослых людей, книга подчас лежит нетронутым грузом на полках детских библиотек. С. Алексеев всегда учитывает обостренный интерес ребят к сюжету, к яркости и необычайности событий.

Но он в то же время не позволяет себе беззастенчиво «эксплуатировать» этот особый ребячий интерес.

Повести его не только привлекательны по форме, но прежде всего они весомы по содержанию.

Но он еще и царь-крепостник и царь-деспот, считающий, что для достижения поставленной цели все средства хороши.

Историческая закономерность всех этих противоречий личности Петра не «объясняется» автором, а раскрывается образно, и потому она доступна для читателей, которым всего-то от роду девять - одиннадцать лет (все исторические повести С. Алексеева доступны детям младшего возраста).

Это для них, для тех, кто ходит пока еще в третий или четвертый класс, нарисовал С. Алексеев в повести «История крепостного мальчика» трагическую и глубоко правдивую картину мученического положения крестьян в крепостнической России XVIII века. И вот поразительно: крепостной мальчик Митя Мышкин стал… получать письма от ребят-читателей. Они не только сочувствуют Мите, но и предлагают руку помощи! Так на отношении к событиям прошлого поверяются мысли и сердца наших сегодняшних мальчишек и девчонок.

За годы литературного труда Сергеем Алексеевым создана целая историческая библиотека. Большинство этих произведений ныне вошло в предлагаемое читателям собрание его сочинений.

О великом народном походе - крестьянской войне под руководством Степана Разина - узнают читатели из повести «Грозный всадник», с маленьким пугачевцем Гришаткой Соколовым познакомятся в повести «Жизнь и смерть Гришатки Соколова», о мужестве русских солдат, о суворовских чудо-богатырях прочитают в «Рассказах о Суворове и русских солдатах», события Отечественной войны 1812 года пройдут перед читателями в повести «Птица-Слава».

Широко известны и другие произведения Сергея Алексеева - повести «Декабристы», «Сын великана», «Братишка», книга рассказов о Владимире Ильиче Ленине «Секретная просьба», книга «Октябрь шагает по стране», книга рассказов о гражданской войне «Красные и белые».

Несколько лет писатель работал над рассказами о Великой Отечественной войне. Они составили, на мой взгляд, отлично написанные книги для детей о великом народном подвиге «Идет война народная» и «Богатырские фамилии».

В отчетном докладе на IV съезде писателей России Сергей Алексеев был назван писателем-новатором. Думается, это вполне заслуженное определение. В лице Сергея Алексеева советская детская литература получила очень самобытного писателя.

Мастер исторической прозы Алексей Югов как-то воскликнул со страниц «Литературной газеты»: «Смелый автор, смелое издательство! - подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает» - Петр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг - для ребят, да еще «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. - И - зачитался…»

Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался как мальчишка. И спасибо за это автору.

А вот что писал в своей рецензии на первую книжку Сергея Алексеева Лев Кассиль: «Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты… ярчайших эпох в истории нашей Родины, - все это делает рассказы С. Алексеева чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть». И далее: «Они хрестоматийно просты и войдут в круг любимого чтения школьников».

Так оно и произошло.

«Азбукой патриотизма» назвал книги Сергея Алексеева известный критик Игорь Мотяшов.

Произведения Сергея Алексеева издавались на 24 языках народов СССР, а также на 17 иностранных языках. За создание рассказов из русской истории Сергею Алексееву были присуждены Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской и премия Ленинского комсомола.

В 1978 году решением международного жюри имя писателя включено в Почетный список Г.-Х. Андерсена с вручением ему почетного диплома имени великого датского сказочника.

Хочется от души поздравить Сергея Алексеева с этими высокими оценками его литературного труда.

Сергей Михалков.

Герой Социалистического Труда,

лауреат Ленинской премии

ГРОЗНЫЙ ВСАДНИК

Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе

- Разин, Разин идет!

- Степан Тимофеевич!

1670 год. Неспокойно в государстве Российском. В огромной тревоге бояре и царские слуги. Восстал, встрепенулся подневольный, угнетаемый люд. Крестьяне, казаки, башкиры, татары, мордва. Сотни их, великие тысячи.

Ведет крестьянское войско лихой атаман, донской казак Степан Тимофеевич Разин.

- Слава Разину, слава!

О Степане Тимофеевиче Разине - народном полководце и вожде - и написаны эти рассказы.

Читатель узнает о великом народном походе, о тех реформах, которые проводили разинцы в освобожденных городах и селениях, об организации войск восставших, об их планах будущего преобразования России.

Глава первая

КАК ГОРОДА БЕРУТ

КНЯЖЕСКИЙ КОНЬ

Отряд верховых ехал крестьянским полем. Поднялись они на пригорок. Смотрят всадники - что за диво! Мужик пашет землю. Только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать-старуха да сын-малолеток.

Потянут люди соху, потянут, остановятся и снова за труд.

Подъехали конные к пахарю.

Главный из них глянул суровым взглядом:

Ты что же, твоя душа, людишек заместо скотины!

Смотрит крестьянин - перед ним человек огромного роста. Шапка с красным верхом на голове. Зеленые сапоги на ногах из сафьяна. Нарядный кафтан. Под кафтаном цветная рубаха. Нагайка в руках крученая.

«Видать, боярин, а может, и сам воевода», - соображает мужик. Повалился он знатному барину в ноги, растянулся на борозде.

Сироты, сироты мы. Нету коня. Увели за долги кормильца.

Лицо всадника перекосилось. Слез он на землю. Повернулся к крестьянину.

Мужик попятился, вскочил - и бежать с испуга.

Да стой ты, леший, стой ты! Куда?! - раздался насмешливый голос.

Мужик несмело вернулся назад.

На, забирай коня, - протянул человек мужику поводья.

Опешил крестьянин. Застыла жена и старуха мать. Раскрылся рот у малого сына. Смотрят. Не верят такому чуду.

Конь статный, высокий. Масти сизой, весь в яблоках. Княжеский конь.

«Шутит барин», - решает мужик. Стоит. Не шелохнется.

Бери же. Смотри, передумаю! - пригрозил человек. И пошел себе полем.

18 мая 1703 года русский отряд одержал победу над кораблями шведской эскадры вице-адмирала Нумерса. Этот день считается датой основания Балтийского флота. Эта победа заставила шведское командование отвести эскадру и навсегда оставить устье Невы. Россия овладела всем течением Невы и получила выход в Финский залив. Для его защиты царь Петр I 27 мая 1703 года заложил крепость на острове Янни-Сари (Заячий остров). Так была основана Петропавловская крепость и город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море.

В ходе Северной войны успешные действия русских войск под командованием генерал-фельдмаршал Бориса Шереметева позволили России утвердиться в Ингрии и приступить к очищению Ладожского и Чудского озера, где крейсировали шведские корабли. Шведские Военно-морские силы содействовали своим сухопутным силам и препятствовали продвижению русских войск. Русские возместили недостаток средств (боевые корабли только строились) храбростью и находчивостью. Неоценимую роль в борьбе со шведскими морскими силами сыграли отряды небольших речных судов (ладей, карбасов, шлюпок и пр.), их использовали до войны как транспорты, перевозя различные грузы по рекам и озёрам. На речные суда были посажены команды солдат. Понятно, что по своим боевым качествам они не могли противостоять шведским боевым кораблям, которые были вооружены 10-20 пушками и имели команды из хорошо подготовленных моряков. Шведское командование было уверено в своих силах и не ожидало серьёзного противодействия со стороны русских на воде. Но шведы недооценили смекалку, храбрость и стойкость русских.

Так, в мае 1702 года в узком проливе, который соединял Чудское и Псковское озёра, отряд русских судов наткнулся на шведскую эскадру под руководством командора Лешерна. Начался ожесточённый бой: шведы осыпали русские карбасы ядрами, раздавались ружейные залпы. Несколько русских судов было разбито. Однако русские на своих небольших судёнышках не отступили и упорно шли в атаку. Они смогли взять на абордаж яхту «Флундран», а затем «Виват» и «Вахтмейстер». Русский отряд прорвался в Чудское озеро.

Шли бои и на Ладожском озере. 15 июня 1702 года русские суда под командованием полковника Островского атаковали эскадру вице-адмирала Нумерса у устья реки Вороны. Шведы сошли на берег и грабили окрестные селения. Русские солдаты повредили флагманскую бригантину «Джойа» и вынудили шведов отступить. Вскоре русский отряд под руководством полковника Тыртова из 30 судов атаковал эскадру Нумерса у Кексгольма (Корелы). Шведская эскадра потеряла несколько судов и до 300 человек убитыми и ранеными. Вице-адмирал Нумерс был вынужден оставить Ладожское озеро и уйти в Финский залив. Русские войска получили возможность начать осаду крепости Нотебург (древнерусс. Орешек). Нотебург закрывал путь из Ладожского озера в Неву. В октябре при участии морских сил (крепость располагалась на острове) Нотебург был взят. Русская армия получила возможность идти к побережью Финского залива.

Весной 1703 года армия Шереметева, овладев территорией среднего течения Невы, вышла к низовьям реки, к крепости Ниеншанц. После непродолжительного боя была взята и эта твердыня шведов. Шведское командование ещё не получило информацию о падении Ниеншанца, поэтому через несколько дней после падения крепости в устье Невы появилась эскадра Нумерса. Не зная о том, что крепость пала, шведы спокойно встали на якорь у берега. Два корабля шведской эскадры – «Гедан» и «Астрильд» - расположились ближе всех остальных. Русские внимательно наблюдали за передвижением противника. Ещё до того, как вражеские корабли вошли в реку, к устью был выдвинут отряд из 30 судов с солдатами Преображенского и Семеновского полков. Отряд возглавил бомбардирский капитан Пётр Михайлов (царь) и Александр Меньшиков. На рассвете 7 (18) мая, пользуясь туманом, дождливой погодой и тем, что шведы не ожидали атаки, русский отряд пошёл на абордаж вражеских кораблей. Шведы, заметив русские лодки, подняли якоря, стали поднимать паруса, чтобы прорваться к своей эскадре. Русские лодки осыпали картечью – у шведов было 18 пушек. Но русские солдаты не дали шведам уйти, они смогли вплотную подойти к кораблям, и пошли на абордаж. Участие в бою успели принять 8 лодок, которые первыми смогли сблизиться со шведами. После ожесточённой схватки оба корабля были взяты штурмом. Об ожесточённости боя говорит тот факт, что из 77 шведских матросов и командиров в живых осталось только 19 человек. Как писал царь Пётр: «Неприятели пардон зело поздно закричали». «Гедан» и «Астрильд» были включены в состав Русского флота. После этого сражения Пётр приказал выбить медаль с надписью – «Небывалое бывает», которой наградили всех солдат и офицеров, принявших участие в этом бою.

Через несколько лет, когда накал Северной войны немного спал на северо-западном направлении и заложенный в дельте реки Невы город Санкт-Петербург начал быстро расти, царь Пётр решил в память первой своей морской победы построить для жены и дочерей летний дворец и окружить его парком «в голландском вкусе». В честь царицы весь комплекс назвали Екатерингофом.