Сытин иван дмитриевич - биография. Сытин иван дмитриевич - биография Кто такой сытин иван дмитриевич

Я вспомнил эту старину, этот зародыш единения книгоиздателя и автора. Связь эта уже расширилась и укрепилась. Пожелаем, чтобы мысли И. Д. Сытина, высказанные им в его юности, были заветом для его многочисленных сотрудников в широко развивавшемся издательском предприятии.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 129–131.

М. Соловьев. И. Д. Сытин

Я знал И. Д. Сытина с 1877 года, когда он был еще заведующим книжной торговлей П. Н. Шарапова. В 1876 году в сентябре Сытин открыл в Москве литографию на имя П. Н. Шарапова на Воронухиной горе, близ Дорогомиловского моста, в доме Кравцова, куда я поступил в январе 1877 года в качестве рисовальщика по камню. Вначале производство было небольшое, литография имела помещение в три комнаты с одной литографской машиной. Небольшая квартира Сытина помещалась рядом с литографией, так что мы, мастера, имея тут же стол и квартиру, постоянно встречались с семьей Ивана Дмитриевича и чувствовали себя как бы членами ее благодаря доброму и заботливому отношению к нам супруги Ивана Дмитриевича Евдокии Ивановны. После занятий, по вечерам, иногда Сытин приглашал нас, мастеров, к себе, и за чайком обсуждались наши текущие и будущие дела.

Вставал Сытин рано, разрезал картины, завязывал их в пачки и увозил в город в лавку. Каждую свободную минуту он посещал литографию, обходил мастеров, смотрел, что сделано, указывал, что и как нужно делать. По вечерам, в общей беседе Иван Дмитриевич нередко посвящал нас в торговые дела, сообщал нам, что картины наши идут хорошо, покупателям нравятся, сокрушался, что мало разнообразия, но с одной машиной трудно было что-либо сделать большее.

Но вот объявлена турецкая война . Нужны стали военные картины и книги. С удвоенной энергией принялся Сытин за дело, приглашал художников для составления оригиналов. Усиленный спрос на картины заставил заказать новую литографскую машину.

Приходилось мне видеть Ивана Дмитриевича в лавке среди его покупателей. Покупатели были по большей части офени, не знающие, чем им торговать и что им нужно, многие из них были неграмотные и о достоинстве книги судили но обложке.

Отношения их к Сытину основывались на доверии, и частенько приходилось слышать, как офеня, обращаясь к Ивану Дмитриевичу, говорил: «Мне нужно товара на сто или на двести рублей, ты уж подбери мне книги и картины, пожалуйста, получше, ты ведь лучше знаешь, что мне надо». Он подбирал умело и многим даже отпускал в кредит, и офеня, уезжая в дальние города, разносил славу о Сытине по всей России. Для каждого покупателя находилось у Ивана Дмитриевича время поговорить о торговле, о том, какой товар где лучше идет. А то, бывало, идет с ними в трактир чай пить и угощает их, как хороших и добрых друзей. Офени так любили Сытина, что по приезде в Москву первым долгом спешили выразить благодарность ему лично от себя и от читателей провинциальной России, уплатить долг и сделать новый заказ.

Благодаря такому отношению офени шли без конца и дело книжное и картинное развивалось быстро.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 135–136.

Вл. Ив. Немирович-Данченко. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый Иван Дмитриевич!

Все культурные дороги устремлены к одной цели - к утверждению духовной красоты. По всем культурным дорогам, как бы ни были разнообразны их средства, идет непрерывная расчистка путей, запущенных невежеством, засоренных злоё волей темных сил, и на всех слышны отзвуки того, что творится на каждой в отдельности, везде чувствуется, как бьется у соседа пульс энергии, таланта, мучительной борьбы и радостных достижений.

И учреждение художественное, как всякое учреждение с просветительными целями, не может остаться безучастным к Вашему чествованию, когда подводятся итоги Вашей большой, трудной деятельности, Вашего полувекового служения печатному слову.

Принося свой привет Вам, глубокоуважаемый Иван Дмитриевич, Товарищество Художественного театра выражает искреннее пожелание здорового, свободного процветания делу, которому Вы отдали горячий, неустанный труд всей Вашей жизни.

Вл. Ив. Немирович-Данченко

Печатается по оригиналу (Архив И. Д. Сытина)

А. Южин. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый и дорогой Иван Дмитриевич!

Больше, чем Вы думаете, артисты Малого театра, от имени которых я имею высокую честь Вас приветствовать, обязаны Вам и всей Вашей громадной культурной деятельности в области своего специального дела. Не только одну пользу, не только одни реальные блага знания и просвещения Вы даете народу в течение Вашей глубокоплодотворной 50-летней работы. Вы приблизили широкие массы русского общества к идеалу духовной красоты, которой мы служим, по мере наших сил и возможностей всю нашу жизнь по заветам лучших людей в этом старейшем культурном театре Москвы.

Всегда чутко, начиная с нашего прародителя Щепкина, мы на сцене Малого театра прислушивались к голосу народной отзывчивости, к тому, что происходило.

Незабвенный Островский сблизил широкие народные массы с тем избалованным театральным залом, который довольствовался раньше французскими мелодрамами и переводными водевилями.

Все глубже и глубже величайшие титаны русского искусства уходили в народную глубь и оставляли своим преемникам свои священные заветы. Вы, Иван Дмитриевич, с другой стороны стали действовать. Вы двинули Вашей необъятной, огромной деятельностью эти массы к вершинам света и красоты.

Вот за это долгое сотрудничество Ваше, за эту неоценимую помощь, глубоко чувствуемые каждым артистом, которые Вы оказали в слиянии Ваших задач красоты с потребностями народа, позвольте от имени всех моих товарищей по Малому театру принести Вам низкий поклон и горячий привет.

А. Кони. И. Д. Сытину

Пятьдесят лет трудовой деятельности - это, в сущности, целая жизнь. А жизнь прожить - не поле перейти. Да и поля бывают разные: на одно вступается беззаботно и идется по нему безмятежно, но в конце его не на что оглянуться - таким оно представляется однообразным и бесцветным. Путь по другому тяжел и требует не только твердого глаза, но и настойчивой воли. Он богат рытвинами и камнями, на нем легко споткнуться и, упав, безнадежно махнуть рукой на дальнейшее следование. Зато как иногда отрадно, пройдя последний путь, оглянуться назад и почувствовать, что это была не бесцельная прогулка, а тяжелый, но плодотворный труд, благодаря которому узенькая тропинка обратилась в широкую дорогу, по обе стороны которой колышется и зреет цветущая нива. Вы, Иван Дмитриевич, именно так прошли свое поле и можете со справедливой гордостью оглянуться сегодня назад, сознавая многостороннюю пользу, принесенную Вами распространением до самых глубин народной жизни Ваших изданий, служащих знанию, искусству и собирательному творчеству народного гения. Много усилий, борьбы и предприимчивости нужно было для этого, и можно лишь радоваться, что пятидесятилетие застает Вас бодрым и не складывающим оружие. Позвольте же вместе с душевным поздравлением выразить Вам искреннее пожелание, чтобы еще на много лет сохранилась эта бодрость и продолжалось Ваше служение просветительным целям. Очень сожалею, что продолжительная и упорная болезнь лишает меня возможности Вас лично приветствовать.

Это производственное здание с фигурными аттиками и полукруглыми окнами - типичный пример производственной архитектуры начала XX века. Но здесь использовали интересный элемент - завершение торцевой стены декоративной парапетной стенкой, которая также препятствовала распространению огня на соседние здания. Саму типографию Сытин создал в 1876 году.

Наша маленькая литография, открытая в 1886 году, росла, как молодое деревцо. Любо было смотреть, когда привезли и поставили первую маленькую машину. А когда машина пошла в ход и заговорила на своем веселом языке, все столпились вокруг и глядели и не могли наглядеться. Мы были, как фокусники в городе: всем было интересно взглянуть, как в этой маленькой мастерской машина фокусы делает и одну за другой печатает картины.
Но через три месяца мы поставили уже вторую машину, такую же веселую да ловкую, а через полгода - и третью…
Дело у нас спорилось и прямо кипело. Заказы были большие - только поспевай готовить, и очень скоро в нашей маленькой мастерской стало нам тесно. Купили мы дом на Пятницкой улице и переехали туда. Все наладили, оборудовали, поставили машины, но прошло немного времени - и опять нам тесно и опять пришлось открывать три маленькие добавочные мастерские… Теперь уже не приходилось вертеть машину руками: уже паровая машина работала. А через три года опять переехали - в наш второй дом и поставили первую ротационную машину… А скоро к ротационной машине добавили еще редкий экземпляр двухкрасочной машины, выписанной из Австрии для печатания отрывного календаря. Так и сдвинулись мы с места… С каждым годом мы все обрастали, и все чаще прибывали из-за границы новые и новые машины. Казалось, конца не будет этим машинам. Уже вокруг них образовался огромный человеческий муравейник, уже рабочие считались тысячами, а машины все прибывали. Уже немыслимо было соединить дело в одном месте, уже работа кипела в трех местах в Москве, а четвертое наладилось в Петербурге… И не какое-нибудь, а целый городок вырос вокруг наших машин.

В 1905 году типография стала одним из центров Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Ее работники отпечатали номер «Известий Московского Совета» с призывом начать вооруженное восстание. Главный корпус типографии сожгли, а сам Сытин спасся от ареста и пули в Петербурге. В огне погибло все оборудование и запасы бумаги, но уже через год Сытин восстановил производство.

Здесь поэт Сергей Есенин, живший тогда в Большом Строченовском переулке, в 1913 году работал подчитчиком - помощником корректора. В этом здании он познакомился со своей первой женой - корректором Анной Изрядновой.

После революции все предприятия Сытина национализировали, а сам он выполнял работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.

В 1928 году Сытину назначили персональную пенсию и выделили двухкомнатную квартиру на улице. А типографию на Пятницкой переименовали в «Ордена Октябрьской Революции и Ордена Трудового Красного Знамени Первую образцовую типографию им. А.А. Жданова Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР».

Говорят, что... ...в 1930-х в бывшую Сытинскую типографию на Пятницкой к своим приятелям зашел старый наборщик. Между прочим он сказал:
- В любой книге при желании можно обнаружить опечатку. Пусть самая незначительная, но она всегда найдется.
- Хорошо, а сколько времени тебе на это потребуется?
- Самое большее - час.
- Давай поспорим на литр водки. Мы тебе дадим книгу, и если ты в течение часа найдешь опечатку, мы тебе ставим литр. Если не найдешь, ты нам ставишь. Идет?
- Идет, - сказал старый наборщик.
Тогда молодые коллеги, посмеиваясь, открыли сейф и вытащили оттуда сверток. Это была уникальная книга - напечатанная в единственном экземпляре золотой краской на лучшей бумаге недавно принятая «сталинская конституция». Предназначался этот уникальный экземпляр для витрины в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Разумеется, там было выверено все до последней запятой. Старый наборщик тщательно вымыл руки, уселся за стол и развернул пергаментную бумагу... И не успели его приятели дойти до двери, как услышали голос старика:
- Постойте, постойте...
И он указал им на титульный лист, где в слове «ГосполиТиздат» вместо первой буквы «т» была напечатана буква «п»... Легко вообразить, что бы произошло, если бы «сталинская конституция» с подобной опечаткой попала на витрину выставки.

Родился в семье волостного писаря Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных старшим из четырех детей.

Юный Иван закончил 3 класса сельской школы. В 12 лет начал работать продавцом с лотка у скорняка на Нижегородской ярмарке, был учеником маляра, брался за любую мелкую работу. В13 лет перебрался в Москву и 13 сентября 1866 года устроился в книжную лавку купца-меховщика П.Н.Шарапова «мальчиком». Вскоре обратил на себя внимание хозяина трудолюбием и сообразительностью.

В 1876 году Иван Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой, из купеческой семьи, взяв приданое 4 000 рублей. Его прежний хозяин П.Н.Шарапов дал ему в долг еще 3 000 рублей. На эти деньги была приобретена литографическая машина для печатания лубочных картинок. 7 декабря была открыта литографическая мастерская на Воронухиной горе в Дорогомилове.

Первой продукцией сытинской типографии, принесшей финансовый успех, стали карты боевых действий во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ассортимент лично формировался Иваном Сытиным и состоял из лубочных картинок, которые рисовали такие знаменитые художники как В.В.Верещагин и В.М. Васнецов. В год выпускалось больше 50 млн. наименований печатной продукции очень высокого качества: портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням, религиозные, бытовые, юмористические картинки. Цена была микроскопической, а главными распространителями - бродячие торговцы-офени, которым предоставлялись долгосрочные кредиты и хорошие условия.

В 1889 году Сытин купил дом на Пятницкой и оборудовал там типографию – нынешняя Первая образцовая типография.

Известность к издателю Сытину пришла в 1882 году после вручения бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его печатную продукцию. Первая книжная лавка издателя Сытина была открыта 1 января 1883 на Старой площади, а в феврале основано товарищество на вере «И.Д.Сытин и К°» с капиталом в 75 000 рублей.

В 1884 году была создано издательство «Посредник», публиковавшее произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова и других отечественных писателей по очень доступным ценам для покупателей. В этом же году был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год» на Нижегородской выставке, ставший семейным справочным пособием, и открывший целую серию календарей: «Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий». Тираж превысил 6 миллионов экземпляров уже в следующем году, а в 1916 году издавался 1 вид календарей, чьи тиражи были более 21 миллиона экземпляров.

С 1980 года И.Д.Сытин стал издавать журнал «Книговедение». В 1891 году он купил журнал «Вокруг света», ставший излюбленным чтением у молодежи. Литературными приложениями к нему печатались произведения М.Рида, Ж.Верна, А.Дюма, А.Конан-Дойла. В 1897 году стал издавать газету «Русское слово» - подписка на год стоила всего 7 рублей, а тираж к 1917 году был более 1 млн. экземпляров.

В этот период Иван Сытин стал крупнейшим российским издателем, выпускавшем качественные и дешевые учебники, детские книги, классические сочинения, религиозную литературу. С 1895 года он издавал «Библиотеку самообразования» - всего было издано 47 книг по истории, философии, экономике, естествознанию. Для детей издавались азбуки, сказки разных народов, повести, рассказы, сборники стихов, авторские сказки А.С.Пушкина. В.А.Жуковского, братьев Гримм, Ш.Перро. Выпускались детские журналы «Друг детей», «Пчелка», «Мирок». К 1916 году было издано более 440 учебников и пособий для начальных классов школы, а «Букварь» переиздавался в течение 30 лет.

В начале ХХ века были изданы популярные энциклопедии: «Военная энциклопедия», «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Детская энциклопедия».

В 1904 году было выстроено большое 4-этажное здание типографии по проекту А.Э. Эриксона на Пятницкой улице с новейшим оборудованием. Книги распространялись через собственные книжные магазины в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Иркутске. При типографии была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливые ученики из нее переходили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получая высшее образование.В 1911 году был выстроен «Учительский дом» на Малой Ордынке, с музеем, библиотекой, зрительным залом.

В 1914 году печатная продукция Ивана Сытина составляла четверть всего печатного оборота в России.

После установления Советской власти все предприятия И.Д.Сытина были национализированы, а он сам представлял Страну Советов за границей: устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. Ему была назначена персональная пенсия в 1928 году и предоставлена квартира на ул. Тверской.

Иван Дмитриевич Сытин - крупнейший книгоиздатель России

19 декабря 1876 начал собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич СЫТИН.

Будущий книгоиздатель родился ещё при крепостном праве 25 января (5 февраля) 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван был старшим из четверых детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец его происходил из экономических крестьян и служил волостным писарем. Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование - пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получив в приданое четыре тысячи рублей, он занял у Шарапова три тысячи и купил свою первую литографскую машину. 7 декабря 1876 года И. Д. Сытин открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО "Первая Образцовая типография". Первая литография Сытина была более чем скромной - три комнатки. Печатные издания поначалу мало чем отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Сытин был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877- 1878 годов, он стал выпускать карты с обозначением боевых действий с надписью; "Для читателей газет. Пособие" и батальные картины. Товар раскупался мгновенно, принося издателю приличные доходы. В 1878 году литография перешла в собственность И. Д. Сытина, а в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице и оборудовать литографию на новом месте, приобрести дополнительное полиграфическое оборудование.

Участие во Всероссийской промышленной выставке 1882 года и получение бронзовой медали (на большее он не мог рассчитывать из-за своего крестьянского происхождения) за книжные экспонаты принесло Сытину известность. В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма "И. Д. Сытин и К°". Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали "перелицовке" некоторые произведения классиков.

"Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, - писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. "Моя фамилия Чертков",- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские "Чем люди живы". Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера "Посредник", т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма "Посредник" выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год".

"Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни",- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский "Всеобщий календарь" достиг невиданного тиража - шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные "ежедневники". Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы... В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом "Правда", ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию "Библиотека для самообразования". Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала "Книговедение" в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание - журнал "Вокруг света".

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912". В 1913 году - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - "Три века". Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" (в котором разъяснялись понятия "социал-демократическая партия", "диктатура пролетариата", "капитализм"), а также "Фантастические правды" Амфитеатрова - об усмирении "бунтовщиков" 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено "дело". И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. "...Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!" - писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию "осиным гнездом". Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер "Известий Московского Совета рабочих депутатов" об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати... Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины... Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два - в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью - дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ".

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда - в Смольном - книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания "Полвека для книги" с надписью: "Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин", который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

К имени и наследию И. Д. Сытина постоянно проявляется большой интерес. О нем пишут статьи и книги, готовят диссертации.

Но самым значительным источником изучения жизни и деятельности крупнейшего русского книгоиздателя и просветителя служат его собственные воспоминания и свидетельства его современников.

Впервые воспоминания Сытина появились в уже упоминавшемся юбилейном издании "Полвека для книги" в 1916 году. В начале двадцатых годов они были продолжены, но опубликованы не были. Только в конце пятидесятых годов младший сын книгоиздателя - Дмитрий Иванович - нашел в семейном архиве рукопись отца и отнес ее в Политиздат, а уже в 1960 году появилось издание "Жизнь для книги", допечатанное в 1962 году. На основе этого издания и под тем же названием воспоминания И. Д. Сытина "Страницы пережитого" вместе с воспоминаниями о нем его современников были выпущены издательством "Книга" в 1978 году (с посвящением Первой Образцовой типографии к 100-летию ее основания Сытиным), а в 1985 году второе дополненное издание этой книги. Опубликованы два издания романа К. Коничева "Русский самородок": 1966 г.- Ленинград и 1967 г.- Ярославль. Интересную книгу-исследование "И. Д. Сытин" в серии "Деятели книги" выпустило издательство " Книга" в 1983 году (автор - Е. А. Динерштейн).

В 1990 году американский ученый, профессор Чарльз Рууд опубликовал в Канаде книгу на английском языке "Русский предприниматель: книгоиздатель Иван Сытин из Москвы, 1851 -1934". "Центрнаучфильм" создал цветную документальную киноленту "Жизнь для книги. И. Д. Сытин" по сценарию Ю. Закревского и Е. Осетрова (режиссер Ю. А. Закревский). С ней ознакомились миллионы телезрителей.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.

Почти в самом конце Пятницкой улицы располагается огромное здание Сытинской типографии. Самый известный из дореволюционных российских издателей, Иван Дмитриевич Сытин родился в 1851 году в Костромской губернии. В 15 лет Иван Сытин приехал в Москву и устроился на работу в книжную лавку. Через десять лет, накопив денег, он покупает свою первую литографскую машину и открывает небольшую литографию на Варгунихиной горе. Сначала печатает лубочные картинки, очень популярные в народе. А во время русско-турецкой войны переходит на выпуск карт боевых действий. Постепенно он начинает расширять ассортимент, главным образом за счёт народных дешёвых книг. На Всероссийской промышленной выставке в 1882 году он получает бронзовую медаль за книгопечатную продукцию. В 1887 году Иван Дмитриевич приобретает обширное владение (№№ 71-73) на Пятницкой улице, и в 1903 году архитектор А. Э. Эрихсон при участии инженера В. Г. Шухова возводят для Сытина здание типографии.

Здание типографии частично располагается на месте владения, которое до 1834 года принадлежало титулярному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому (южная часть, если смотреть с Пятницкой). Здесь в течение 14 лет жил знаменитый драматург Александр Островский.

Главный фасад строения с готическим входом и сложными фигурными а ттиками с полукруглыми окнами прост, но производит большое впечатление. Переплёты многих окон сохранились с начала ХХ века. При этом необходимо учесть, что общий вид сооружения значительно испорчен надстройкой дополнительного этажа.

А через два года, в 1905 года, типография была сожжена. Первоначально руководителями начавшейся забастовки была арестована вся администрация, и под угрозой применения оружия был напечатан первый номер «Известий Советов рабочих депутатов», с оповещением населения о происходящем. В нём было заявлено, что Московский совет рабочих депутатов в союзе с социал-демократической партией и социалистами-революционерами постановил объявить в Москве всеобщую политическую стачку, чтобы перевести её в вооружённое восстание против царизма. В огне пожара, охватившего типографию, погибло всё оборудование, запасы бумаги и произошло частичное обрушение перекрытий.

Но уже через год Сытин восстановил производство. В этом историческом здании бывали Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, который, кстати, работал некоторое время у Сытина корректором. После революции типографию национализировали и она стала носить название Первая Образцовая типография. Что интересно, сразу после Октябрьского переворота на общем собрании рабочих несколькими тысячами голосов был осуждён насильственный захват власти большевиками. Создать коммунистическую ячейку в типографии удалось только в начале 1920-х годов.