Толстой Лев Николаевич (1828–1910). Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Смерть и наследие


Мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Татьяна Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и отразились в автобиографической повести "Детство ". Период детства


Л.Н. Толстой с братьями. Толстой был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (), Сергей () и Дмитрий (). В 1830 году родилась сестра Мария. Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.


Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет. И в 17 лет он поступает туда. Но занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук. Казанский университет П. И. Юшкова – тётя писателя Казанский университет. Дом в Ясной Поляне.




После лета в деревне, осенью 1847, Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски. " Бурная жизнь юношеского периода"


В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Повесть «Детство"


В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. Издавать и журнал для солдат). Здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов». Крымская кампания


В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современник", где его встретили как "великую надежду русской литературы". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.Осенью вернулся в Москву, затем снова в Ясную Поляну. В кругу литераторов и за границей


В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна", книги "Азбука" и "Новая Азбука, а также детские книги для чтения. Народная школа




В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работает над романами: «Война и мир», «Анна Каренина», повестью «Казаки», после опубликования которых был признан гениальным.


Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Станция Астапово


Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. 10 (23) ноября 1910 года Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага, в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.

Л.Н. Толстой в молодом, в зрелом и в пожилом возрасте. Источник фото - Википедия

Лев Николаевич до того всесторонне окружил частоколом наш умственный русский сад,
что, куда бы мы ни шли, приходится лезть через его забор.
А.А. Фет

Лев Николаевич Толстой - русский писатель мирового значения, публицист, педагог, религиозный философ, получивший беспрецедентное признание при жизни. Автор 174 художественных, публицистических и религиозно-философских произведений, среди которых особое место занимают романы, известные читателям во всём мире.

Л.Н. Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии и стал четвёртым ребёнком в семье графа Николая Ильича Толстого и княжны Марьи Николаевны Волконской. Мать будущего писателя спустя два года умерла после рождения дочери. Отец внезапно скончался, когда Льву Николаевичу было 9 лет: в это время дети вместе с дальней родственницей Т.А. Ергольской переехали в Москву. С 1840 года семья живёт в Казани. Там Лев Николаевич поступает в Казанский университет, однако после двух курсов бросает учёбу. В марте 1847 года Толстой начинает вести дневник, и этот процесс продолжится до октября 1910 года. В полном собрании сочинений Толстого дневник составляет 13 томов. В дневнике писатель формулирует жизненные правила, ставит перед собой цели (например, изучить ту или иную науку, выучить языки, освоить сапожное ремесло или игру на музыкальных инструментах).

В 1849 году Толстой начинает в Ясной Поляне педагогическую деятельность: открывает школы для крестьянских детей, позднее пишет учебники "Азбука" и "Арифметика", впоследствии издаёт педагогический журнал "Ясная Поляна".

В 1851 году 22-летний будущий писатель предпринимает попытку описать один день своей жизни - 25 марта - со всеми мыслями, переживаниями, эмоциями. Описание этого дня займёт две недели и так и не будет доведено до конца. Зато именно тогда появится тяга Толстого к писательству.

Однако в этот период есть в жизни молодого графа и другая сторона, связанная с кутежами и азартными играми. Положительное влияние на Льва Николаевича оказывает брат Николай, предлагая оставить разгульную светскую жизнь и уехать на военную службу на Кавказ. Во время службы на Кавказе Толстой храбро сражается с бандами Шамиля и одновременно пишет автобиографическую повесть "Детство " (опубликована в "Современнике" в 1852 году под инициалами Л.Н.Т.). Повесть имела огромгый успех у читателей, и Некрасов направляет писателю одобрительное и ободряющее письмо, в связи с чем Толстой решает продолжить историю своего героя Николеньки Иртеньева - пишет повести "Отрочество " и "Юность " (повесть "Молодость" останется незавершённой).

С началом Крымской войны в 1854 году Толстой переводится в Дунайскую армию, участвует в обороне Севастополя. Результатом участия в Крымской войне становится цикл "Севастопольские рассказы", где предельно реалистично описаны ужасы войны и героизм защитников Севастополя. Рассказы вызвали огромный интерес у читателей, на них обратил внимание даже император Александр Второй. За участие в Крымской войне Толстой был отмечен четырьмя медалями и орденом Святой Анны 4-й степени. Однако военная карьера писателя была поставлена под угрозу тем обстоятельством, что Толстой написал ряд сатирических стихотворений, стилизованных под солдатские песни, в которых высмеивались важные военные чиновники. В 1856 году он решает навсегда оставить военную службу и выходит в отставку в звании поручика.

В Петербурге Толстой близко знакомится с ведущими русскими писателями: Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым. однако его тяготит светская жизнь, и в начале 1857 года он уезжает путешествовать по Европе: он посещает Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Италию. Впечатления от Европы остаются скорее отрицательными. Толстой пишет роман "Семейное счастие " и публикует его в 1859 году в "Русском вестнике". В конце 50-х годов состоялась ещё одна поездка по Европе, цель которой - изучение народного образования. Толстой встречается с французским политологом и социологом Пьером-Жозефом Прудоном, с немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, выступавшим за светскую школу, свободную от влияния церкви, посещает лекции английского писателя Чарльза Диккенса.

По возвращении в Россию Толстой почти ничего не публикует, о нём начинают забывать. Случайная размолвка с Тургеневым, едва не закончившаяся дуэлью, надолго изолирует Толстого от литературного круга Петербурга. Наступившая депрессия требует немедленного лечения, и писатель удаляется в башкирское село Каралык (ныне Самарская область), где проходит курс кумысолечения. Очарованный этими местами, покупает в Каралыке имение.

Роман-эпопея "Война и мир"

Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны и мира“ я больше никогда не стану.
Лев Толстой в письме Афанасию Фету

В 1862 году Толстой женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Начинает долгую и кропотливую работу над романом-эпопеей "Война и мир ". Первоначально замысла написать роман-эпопею у писателя не было. Начав роман "Декабристы" в 1856 году, он увлёкся историей декабристского движения и, дойдя до истории войны 1812 года, до начала наполеоновских походов, оставляет изначальный замысел: чтобы понять героя, возвращающегося из ссылки, пришлось дойти до событий, предшествовавших Отечественной войне. В 1865 году будущий первый том печатается в "Русском вестнике" под названием "1805 год". К 1868 году опубликованы четыре тома из шести (первоначально роман состоял из шести томов). Вариантами названия романа-эпопеи были "Три поры" и "Всё хорошо, что хорошо кончается". Текст романа переписывался не менее восьми раз, а некотрые эпизоды претерпели более двадцати правок. Даже начало романа имело около пятнадцати вариантов.

Так рождается первый в русской литературе роман-эпопея , т.е. крупное произведение, в котором судьбы многочисленных героев показаны на фоне грандиозных исторических событий. Другими эпопеями в русской литерауре станут "Хождение по мукам" и "Пётр Первый" Алексея Толстого, "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького, "Тихий Дон" Михаила Шолохова.

В "Войне и мире" события охватывают период с 1805 по 1820 годы. Начало действия романа совпадает с началом наполеоновских войн в Европе, которые становятся "предисловием" к Отечественной войне 1812 года, тема которой является центральной в толстовском романе. В произведении около 600 персонажей, однако основное внимание уделяется судьбам Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. В отличие от Достоевского, Толстой чётко расставляет субъективно-оценочные акценты, по поводу каждого поступка героя, каждого события озвучивает собственную позицию. Положительные герои Толстого проходят через серьёзные жизненные испытания, их путь - это путь духовных исканий, попытка обрести истинный смысл жизни. Отрицательные же персонажи (Элен Курагина, Фёдор Долохов, Анатоль Курагин) - это герои без развития. Героями романа становятся и исторические личности, в частности, Кутузов и Наполеон.

Значительное место в романе отведено философско-историческим взглядам Толстого, его пониманию истории как "бессознательной, общей, роевой жизни человечества" и народа как основной движущей силы истории.

В окончательном варианте роман-эпопея делится на четыре тома.

1 том - описание событий войны России в союзе с Австрией против Наполеона в 1805-1807 годах.

2 том описывает мирную жизнь героев в 1806-1811 годах.

3 том начинается со вторжения Наполеона на территорию России (переход через Неман) и завершается подробным описанием Бородинского сражения.

4 том начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения. В этом томе описаны пленение Пьера Безухова, гибель Пети Ростова и смерть Андрея Болконского.

Эпилог описывает семейную жизнь Пьера Безухова и Наташи Ростовой, женитьбу Николая Ростова на Марье Болконской, проводится глубочайший анализ исторических событий 1805-1812 годов

Примечательно то, что Толстого в основном знают как автора "Войны и мира", однако он сам не считал эту книгу главной в своём творчестве. В своём дневнике писатель отмечал, что "Война и мир" - это те "пустяки", за которые его любят читатели. А в 1909 году на благодарность одного из посетителей Ясной Поляны за написание "Войны и мира" Толстой отреагировал так: "Это всё равно что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“".

Название романа иногда вызывало споры в части трактовки значения слова "мир". В дореволюционной орфографии существовало различие на письме слова "миръ" (отсутствие войны) и "мiръ" (планета, общество). Однако почти во всех дореволюционных изданиях романа его название писалось как "Война и миръ", и лишь однажды была допущена опечатка ("мiръ"), из-за чего и возникла легенда об ином толковании названия. Французский перевод романа издаётся под названием "La guerre et la paix", что окончательно снимает вопрос о толковании названия.

Роман "Анна Каренина"

Это великое произведение, роман во вкусе Диккенса и Бальзака, далеко превосходящий все их романы.
Николай Страхов
Ужасно думать, что всё ещё существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Мне кажется это подло и безнравственно.
Михаил Салтыков-Щедрин

С 1873 по 1877 годы Толстой работает над романом "Анна Каренина ". Если "Война и мир", по словам писателя, была "книгой о прошлом", в которой он отразил "мысль народную", то "Анна Каренина" стала произведением о современной жизни, в которой выразилась "мысль семейная". Несмотря на отсутствие описания грандиозных исторических событий, новый роман Толстого произвёл на читателей не менее значительное впечатление, чем "Война и мир", потому что в "Анне Карениной" поднимались вопросы, близкие каждому, независимо от того, в какой стране и в какую эпоху живёт человек. Не случайно Достоевский назвал этот роман "огромной психологической разработкой души человеческой".

Источником "Анны Карениной" послужил незавершённый пушкинский отрывок "Гости съезжались на дачу", а также - косвенно - роман "Евгений Онегин": Толстой задавался вопросом - что было бы, если бы Татьяна Ларина всё же изменила мужу? Примечательно и то, что портрет Анны Карениной буквально списан с внешности дочери А.С. Пушкина Марии Александровны Пушкиной-Гартунг.

Центральную проблему романа Толстой обозначает сразу, уже в первом предложении, и эта проблема понятна и актуальна для всех: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему ". Это роман о разобщённости людей в обществе и в семье, и главной жертвой этой разобщённости становится заглавная героиня.

Примечательно, что в начале романа Анна Аркадьевна Каренина - примерная жена и мать, выступающая в роли примирительницы семьи Облонских. Жизнь Карениной наполняет любовь к сыну и уважение к мужу, но настоящих сильных чувств к мужу героиня не испытывает. Это и становится предпосылкой будущего внутреннего конфликта Анны, который вспыхнет, как только она встретит Алексея Кирилловича Вронского. Встреча Анны и Вронского на вокзале сопровождается зловещим символическим событием: на железнодорожных путях под колёсами поезда гибнет сторож. Под колёсами поезда закончится жизнь и самой Анны Карениной.

На первых порах она старается не давать воли возникшему чувству: она "не имеет права" любить другого мужчину. Однако пробудившаяся в Анне жажда жизни, желание нравиться порождает ощущение какой-то невидимой и неведомой силы, руководящей её поступками. Ещё недавно имевшая репутацию справедливой, честной, морально безукоризненной женщины, Каренина вдруг осознаёт, что запуталась: отношения с мужем законны, но основаны, в сущности, на лжи; отношения с Вронским неприемлемы с точки зрения морали, но основаны на сильных и искренних чувствах. Чем больше великодушия проявляет муж к изменившей ему жене, тем больше она ненавидит его, хотя и чувствует свою вину перед ним. Ни в чём героиня не сможет найти утешения: ни в искусственно создаваемом Вронским окружении, ни в чтении, ни в путешествии в Италию, ни даже в успокоительных лекарствах. Самая большая трагедия в жизни Анны - невозможность соединить в своей жизни Вронского и сына. Её душевный разлад усиливается, усугубляемый общественным осуждением и ощущением полной зависимости от любви Вронского. Это и приводит Анну к отчаянию и к мысли о смерти.

В романе показаны судьбы и других семей - Обонских, Щербацких, отдельную линию романа представляет судьба Константина Лёвина, которого Толстой наделяет лучшими человеческими качествами. Фактически Лёвин выступает в романе в роли резонёра. В эпилоге Вронский едет на войну, ища смерти, а у Лёвина и Кити рождается ребёнок. Картина счастливой семейной жизни Лёвина завершает роман.

Роман "Воскресение"

Толстой обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные,
экономические порядки, выразил непосредственный и искренний протест против общества лжи и фальши.
В.И. Ленин

Работа над "Воскресением" заняла у писателя десять лет - с 1889 по 1899 годы. Последний роман Толстого так же, как и предыдущие, имел огромный успех и сразу вслед за публикацией на русском языке был переведён на множество языков европейских. Проблематика романа, в центре которого - судьба соблазнённой и брошенной офицером Нехлюдовым девушки Катюши Масловой, чувство вины перед которой становится началом коренных жизненных изменений для обоих, оказалась актуальной для современников Толстого.

В 1901 году Толстой был отлучён от церкви. Причиной стали многочисленные (с 1879 года) публикации писателя с резкой критикой духовенства и официальной церкви. Толстому предлагали покаяться и вернуться в лоно православной церкви, однако в своём «Ответе синоду» писатель подтвердил разрыв с церковью: «То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».

В ночь на 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1910 года Толстой, не имея какого-либо чёткого плана действий, покинул Ясную Поляну в сопровождении врача Маковицкого. Доехав на поезде до города Козельска и посетив Оптину пустынь и Шамординский монастырь, Толстой решил ехать дальше, однако по дороге почувствовал себя плохо: простуда осложнилась воспалением лёгких. Последние дни писатель провёл на станции Астапово Рязанской железной дороги, где скончался 20 (7) ноября 1910 года . По свидетельству доктора Маковицкого, последними его словами были "Я люблю всех".

Произведения Льва Николаевича Толстого

Романы

Повести Рассказы (избранные) Пьесы Религиозно-философские произведения
  1. "Семейное счастье" (1859)
  2. "Декабристы" (1861, незаверш.)
  3. "Война и мир" (1869)
  4. "Анна Каренина" (1877)
  5. "Роман о времени Петра Первого" (1879, незаверш.)
  6. "Сто лет" (1879, незаверш.)
  7. "Воскресение" (1899)
  1. "Детство"
  2. "Отрочество"
  3. "Юность"
  4. "Два гусара"
  5. "Утро помещика"
  6. "Поликушка"
  7. "Казаки"
  8. "Кавказский пленник"
  9. "Смерть Ивана Ильича"
  10. "Крейцерова соната"
  11. "Дьявол"
  12. "Хозяин и работник"
  13. "Отец Сергий"
  14. "Фальшивый купон"
  15. "Хаджи-Мурат"

"Набег"

"Рубка леса"

"Севастопольские рассказы"

"Люцерн"

"Три смерти"

"Рассказ Аэронавта"

"Чем люди живы"

"Много ли человеку земли нужно"

"Холстомер"

"После бала"

"Ходынка"

"Святочная ночь"

"Заражённое семейство"

"Нигилист"

"Власть тьмы"

"Драматическая обработка легенды об Аггее"

"Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил"

"Плоды просвещения"

"Пётр Хлебник"

"Живой труп"

"И свет во тьме светит"

"Соединение и перевод четырёх Евангелий"

"Исповедь"

"В чём моя вера?"

"Царство Божие внутри нас"

* В русской литературе есть несколько писателей по фамилии Толстой:

1. Лев Николаевич Толстой - его биография представлена на этой странице.

2. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - поэт, прозаик, драматург, автор известного романа "Князь Серебряный".

3. Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) - автор исторических романов "Пётр Первый", "Хождение по мукам", фантастических романов "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина", сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

4. Александра Львовна Толстая (1884-1979) - писательница, дочь Л.Н. Толстого, автор романа "Предрассветный туман" и мемуаров "Отец. Жизнь Льва Толстого".

5. Татьяна Никитична Толстая (род. 1951) - писательница, публицист, литературный критик, телеведущая, внучка А.Н. Толстого, автор романа "Кысь", ряда рассказов.

«Жизнь человеческая есть художественное произведение, потому что действует на других людей...» Перед каждым, кто стремится осмыслить значение жизни и творчества Толстого - этого «самого сложного человека XIX столетия» (М. Горький), неизбежно встает вопрос: как согласовать любые возможные определения с собственным представлением Толстого о человеке, с тем, что художественно воплощено в творческом методе писателя? Нельзя не заметить противоречий (Толстой и не стремился примирить их между собой) в его суждениях о том, можно ли запечатлеть и можно ли оценить жизнь словом.

Толстой всегда словно бы видел перед собой два несходящихся, но и невозможных друг без друга полюса, две правды: правду каждого отдельного мгновения жизни, в данный момент переживаемого человеком, и правду общую, вневременную, диктуемую «нравственным законом». Следствия первой Толстой условно именовал «мелочностью», результаты второй назвал «генерализацией».

Психологический реализм

То, что не соединялось в сознании, в теории жизни, во всей полноте постигалось ее художественным исследованием, производимым средствами психологического реализма - метода, который Толстой новаторски разрабатывал в прозе второй половины XIX века наряду с Ф. М. Достоевским.

Всю жизнь писатель пребывал в поиске единства художественного познания человека: в его «текучести» («люди как реки») и в его соответствии вечным началам жизни («искусство - одно из средств различения доброго и злого»), В этом человеческая и одновременно творческая цельность писателя, который оставался неизменным, будучи при том «человеком, постоянно растущим душою» (Н. Н. Страхов). Размышления Толстого 1880-1890-х годов не случайно перекликаются с тем, о чем он думал в начале 1850-х годов, при самом вхождении в литературу,- ими образован четко обозначенный круг: «...познав любовью к себе себя, познать потом любовью к другим существам эти существа; перенестись мыслью в другого человека, животное, растение, камень даже. Этим способом понимаешь изнутри и образуешь весь мир, как мы знаем его. Этот способ есть то, что называют поэтическим даром, это же есть любовь».

Истоки . Ранняя склонность Толстого к самоанализу, целью которого было в конечном счете творческое «восстановление нарушенного... единения между существами», во многом обусловливалась ранним сиротством писателя - необходимостью самостоятельно решать серьезные, сущностно важные вопросы жизни. Но Толстой всегда поддерживал в себе чувство родовой памяти: оно способствовало сохранению нравственных и в широком смысле исторических ориентиров.

Для Толстого было немаловажно, что в нем пересеклось продолжение двух знатных дворянских родов: со стороны отца - графов Толстых, получивших титул во времена Петра Великого; со стороны матери - князей Волконских, которые вели свой род еще «от Рюрика». В героях Толстого, рассыпанных по разным произведениям, узнаваемы черты представителей всех поколений его семьи: дедушек, бабушек, отца, матери, братьев, сестры.

Толстой не переставал общаться с ними, воскрешая их художественно. В «Детстве» мы встречаем «папа», в «Войне и мире» - Николая Ростова, в которых писатель внес что-то от облика отца. Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года, дослужившийся до чина подполковника, пережил плен, прибытие русских войск встретил в Париже. После войны пытался поправить сильно запущенные дела семьи, женился на немолодой уже, богатой девушке, что помогло наладить расстроенное вконец хозяйство. Как полагал писатель, брак его родителей, уже зрелых людей, был действительно счастливым. У Толстых родились четыре сына и дочь. Лев Николаевич был младшим из сыновей, его любовь распространялась на всех, кто жил в имении Толстых - Ясной Поляне, ставшем впоследствии духовным средоточием жизни великого писателя.

Мать Толстого . Толстой писал в «Воспоминаниях»: «Замужняя, очень короткая жизнь моей матери была счастливая и хорошая. Жизнь эта была очень полна и украшена любовью всех к ней и ее ко всем, жившим с нею». В особенности нежно Мария Николаевна относилась к детям, постоянно вела дневник их поведения. Она была образованна, очень добра, скромна, обладала изящным художественным вкусом. В этих чертах и отдельных обстоятельствах ее жизни есть определенное сходство с maman из «Детства» и княжной Марьей Болконской из «Войны и мира». Лев Николаевич лишился матери, когда ему не было и двух лет, и, не зная ее (в доме не сохранилось ни одного портрета), очень дорожил своим идеальным представлением о ней. В возрасте восьмидесяти лет Толстой записал в дневнике: «Не могу без слез говорить о моей матери». Отец писателя умер, когда мальчику еще не исполнилось и девяти.

Опека родных . С этого времени начинается жизнь Толстого под опекой родных, из которых особенно близкой стала тетушка Т. А. Ергольская. Толстой живет то в Москве, то в Ясной Поляне, получает начальное домашнее образование. Его братья обучаются в Казанском университете, куда по семейной традиции должен поступать и юноша Толстой. С 1844 года он зачислен на факультет восточных языков, в следующем году переведен на юридический.

Лето 1845 года стало целой эпохой в жизни молодого Толстого. Это время особенного увлечения философией - философией не книжной, но своей, изобретенной «для собственного употребления». Уже здесь прослеживается взаимодействие «генерализации» и «мелочности»: в одной из двух тетрадей, заведенных Толстым, излагаются теоретические основы новой философии, в другой - даются практические правила приложения теории к действительности. Стремление достичь между ними полного соответствия навеяно идеями французского философа XVIII века Ж.-Ж. Руссо, в особенности его книгой «Исповедь», поразившей Толстого «презрением к людской лжи и любовью к правде». Позднее в одной из педагогических статей Толстой скажет о том, что послужило нравственно-философской предпосылкой его обращения к теме детства: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным, есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, остается твердым и истинным».

Университетская наука мало занимает Толстого. Его живой интерес к истории развития человечества встречается с оторванным от жизни обучением, господствующим в университете. Сохранилось предание, что его уже тогда интересовали морально-психологические истоки поведения власть имущих, а не их действия сами по себе, не внешняя, парадная сторона поступков. Но именно «истории людей» Толстой и не нашел в науке, вменяемой университетской системой образования. В 1847 году Лев Николаевич оставил университет, переключив внимание на прямо противоположную учебной практическую сферу деятельности - сферу хозяйствования. Все попытки молодого помещика стать другом своих крестьян наталкиваются на их недоверие, воспитанное веками,- впоследствии это приведет Толстого к выводу о «невозможности жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством».

Праздность молодого Толстого была обманчивой - в нем совершалась колоссальная внутренняя работа, лишь отчасти отражаемая внешней стороной жизни. Она выглядит беспорядочной: прерываются сдаваемые экстерном экзамены в Петербургском университете; их сменяет также вскоре отклоненный проект поступления на военную службу; то усиливается, то ослабевает увлечение школьной педагогической деятельностью.

Летом 1849 года Толстой возвращается в Ясную Поляну, где открывает школу для крестьянских детей. Внутренняя работа в нем отмечена поиском высшей жизненной цели, предполагающей моральное развитие собственной личности. Она обязана преодолеть не только объективные препятствия, но и духовное несовершенство самой себя. Дневник, начатый будущим писателем в 1847 году, получит значение нравственного самоотчета, которым молодой Толстой будет заниматься изо дня в день. На его основе возникает замысел рассказа «История вчерашнего дня» (март 1851 года) - первого литературного опыта Толстого, оставшегося неоконченным, но ставшего, по выражению ученого-толстоведа Б. М. Эйхенбаума, «своего рода зачетным сочинением по «диалектике души». Уже в этом произведении намечен принцип изображения действительности, который станет определяющим для всего раннего творчества писателя: незначительность внешних происшествий подчеркивает их несоизмеримость с внутренней значимостью происходящего, мотивированной сферой осознанного и подсознательного, постигнутого интуицией. Поэтому цель «рассказать задушевную сторону жизни одного дня» оборачивается выводом, что на такую книгу «не достало бы чернил на свете и не хватило бы типографщиков ее напечатать».

В этом же году происходят два важных события во внешней и внутренней жизни Толстого: вслед за братом Николаем он едет на Кавказ, где вскоре поступает па военную службу; начинается активная работа над повестью «Детство», которая задумывалась как первая часть большого произведения «Четыре эпохи развития».

«Интересно было бы описать ход своего морального развития...» Первое произведение по замыслу писателя должно было стать «полезной и доброй книгой» - «поучительной», но не «догматической», то есть не предписывающей человеку прямо, каким ему нужно быть, чтобы достичь вершин добродетели. Толстой избрал форму автобиографии, но при этом сам сознавал, насколько она условна. Факты собственной жизни, что вообще характерно для больших художников, мыслились им в качестве опорного материала, важного не столько в буквальном смысле, сколько в качестве содержательного источника повествования, где главная роль предназначалась духовным факторам.

100 великих писателей Иванов Геннадий Викторович

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой

«Творения Шекспира, Бальзака и Толстого - три величайших памятника, воздвигнутые человечеством для человечества», - утверждал Андре Моруа, взявший на себя смелость назвать троих самых великих писателей за всю историю культуры. Он выстраивал несколько вариантов этого «триумвирата», но Лев Толстой оставался неизменной составляющей.

В конце жизни Лев Толстой намеревался написать свои «Воспоминания» (начаты в 1903-м, но не окончены), на которые его подвигла странная мысль: «Я думаю, что написанная мною биография… будет полезнее для людей, чем вся та художественная болтовня, которой наполнены мои 12 томов сочинений и которым люди нашего времени приписывают незаслуженное ими значение».

Эти слова написаны той же рукой, которая написала книги, составившие славу России, а может быть, и всей нашей цивилизации. Но, более того, после крушения в 1917 году той России, которая дала нам Толстого и которую по его произведениям узнал и полюбил весь мир, он был назван злым гением России, соблазнителем и погубителем ее: «Русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства…» - писал в 1918 году Н. А. Бердяев («Духи русской революции»).

Чтобы связать все это, может быть, надо вспомнить слова Льва Николаевича, которые он сказал, уже испытав литературную славу: «Я и Лермонтов - не писатели». Это при том, что произведения Лермонтова он ценил чрезвычайно высоко, его «Тамань» считал вершиной прозы. Как же толковать эти толстовские слова? Вероятнее всего, в том смысле, что литература для Толстого была лишь средой, средством для построения своей личности и возможностью влиять на ход событий. Жизнь он любил не меньше литературы и хотел быть ее Учителем . В двадцать четыре года Лев Толстой сделал такую запись: «Я стар, пора развития или прошла, или проходит; а все меня мучат жажды… не славы - славы я не хочу и презираю ее; а принимать большое влияние в счастье и пользе людей».

Если человек решается стать Учителем , он должен знать, что на него будет возложена ответственность за все виражи истории, даже если он сам и «продукт» ее, и ее страдательное лицо. Эту мысль подсказывает вся жизнь Льва Толстого.

Его человеческая биография значительно шире биографии литературной (чаще бывает обратное), потому все ответы на загадки творческой трансформации Толстого следует искать в его жизни.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в родовом имении матери Ясная Поляна под Тулой. По происхождению он принадлежал к верхушке русской аристократии. Его предок по отцу П. А. Толстой одним из первых получил графский титул при Петре Первом. Мать происходила из старинного рода Волконских, и по ее линии Лев Толстой был в дальнем родстве с А. С. Пушкиным. Она ушла из жизни, когда Льву не было еще и двух лет. Ее он не помнил, но в сознании его навсегда поселился ее идеальный образ: «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто… во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне», - признавался Толстой, когда ему было уже за семьдесят. В девятилетнем возрасте он потерял отца, который умер внезапно от «кровяного удара». (В семье бытовали слухи, что его убили камердинеры, которых он слишком возвысил. Толстой называл таких людей «ошалевшими».) Случилось это в Москве, куда незадолго до этого Толстые переехали из Ясной Поляны, поселившись на Плющихе в доме Щербачева против церкви Смоленской Божией Матери. Кроме Льва, сиротами остались еще три брата - Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария. Их воспитанием занялись многочисленные родственники.

Вскоре Толстые переехали в Казань, где жила их опекунша - тетка по отцу П. И. Юшкова. В шестнадцать лет Лев Николаевич избирает для себя дипломатическое поприще и поступает в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. Несмотря на исключительные способности к изучению иностранных языков, Толстой в конце года не был допущен к переводным экзаменам «по весьма редкому посещению лекций» и перевелся на юридический факультет.

Внук бывшего губернатора Казани, он был желанным гостем многих знатных домов города; бурной светской жизни способствовали и его молодое честолюбие, и темперамент, и жажда успеха у женщин. Всего же он проучился в университете три года. Во время его студенчества произошло на первый взгляд рядовое, но, как покажет будущее, - судьбоносное событие. Толстой попал в госпиталь. Там 17 марта 1847 года он сделал первую дневниковую запись: «…Здесь я совершенно один, мне никто не мешает, здесь у меня нет услуги, мне никто не помогает - следовательно, на рассудок и память ничто постороннее не имеет влияния… Главная же польза состоит в том, что я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимают за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души».

Так начался толстовский период строительства своей личности (который продолжался, как и дневники, всю жизнь) - период самоанализа, установлений и правил.

Молодой Толстой вырабатывает для себя руководства на все случаи жизни: как читать книги, как играть в карты, чтобы не проигрывать, как входить в светскую гостиную, как обращаться с женщинами… Кроме того, он разрабатывает свои «Правила для развития воли», «Правила в жизни», «Правила вообще». Разумеется, он их нарушает, выдвигает новые, грозится в дневнике, что убьет себя, если их не выполнит, и т. д. Он уже пережил страстное увлечение Жан-Жаком Руссо, в пятнадцать лет прочел все 20 томов его сочинений, на шее носил медальон с изображением женевского философа, своего «учителя жизни». (Здесь нелишне будет заметить: если Руссо считал, что, рассказав о своих пороках, человек тем самым от них избавляется, то у Толстого, с его максимализмом русской натуры, все душевные реформации имели силу поступка. В 1857 году Лев Николаевич совершил первое заграничное путешествие, посетив места, связанные с Руссо, пройдя через Альпы, где в молодости бродил философ. В это же время он встретился в Париже с И. С. Тургеневым, который тонко подметил их разницу: «…странный он человек, я таких не встречал и не совсем его понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича - что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо…».) Словом, студент Толстой - человек, который собирается исправлять жизнь, начав с исправления себя.

Вскоре он оставляет университет и уезжает в Ясную Поляну, которая досталась ему при разделе наследства. Девятнадцатилетний юноша становится хозяином 1200 десятин земли и многочисленных крепостных: «Не моя ли священная и прямая обязанность заботиться о счастии этих семисот человек, - записывает он, - за которых я должен буду отвечать Богу?» Но, не найдя общего языка с крестьянами, вскоре уезжает в Москву. Здесь он пытается писать одну повесть, другую, но ни одной не доводит до конца.

Начинаются метания и поиски сферы для приложения сил. Он переезжает в Петербург, где успешно сдает два экзамена - по уголовному и гражданскому праву, чтобы получить степень кандидата прав, но, запутавшись в карточных долгах и личных отношениях, все бросает и возвращается в Ясную Поляну с немцем Рудольфом, музыкой которого неожиданно увлекся. Тут на сцену выходит цыганщина. Брат Сергей привозит в имение табор - песни, романсы, кутежи до утра… Цыгане вместе с немцем Рудольфом поселились в оранжерее, которую построил еще дед Волконский, и с удовольствием ели оранжерейные персики, предназначенные на продажу. Сергей за большие деньги выкупает из цыганского хора Машу Шишкину, чтобы жениться на ней (что позже и произойдет). Едва не женился на цыганке и Лев Николаевич, даже выучил цыганский язык. Среди соседей-помещиков он получает репутацию «самого пустячного малого»… В конце концов старший брат Николай, офицер-артиллерист, увозит Льва с собой на Кавказ весной 1851 года. А «цыганский опыт» позже войдет в его рассказ «Два гусара» и пьесу «Живой труп».

На Кавказе Лев Толстой принимает участие в военных операциях против горцев сначала в качестве волонтера, затем как офицер («Нашел-таки я ощущения», - отмечает он в дневнике). За храбрость был представлен к Георгиевскому кресту, но уступил его солдату - награда обеспечивала тому пожизненную пенсию.

Здесь Толстой принимается всерьез за литературный труд, но начинает не с кавказской темы, как можно было бы ожидать, а с исповеди (никакие новые впечатления не могли отвлечь Толстого от вечной «тяжбы» с самим собой), задумав создать роман из четырех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость» (последняя не была написана).

В июле 1852 года он отсылает рукопись «Детства», подписанную лишь инициалами «Л.Н.», в самый популярный журнал - некрасовский «Современник», приложив письмо редактору: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое», и суеверно вкладывает в конверт деньги на обратную пересылку. Рукопись неизвестного автора немедленно была принята к печати и вышла в сентябре того же года - года смерти Гоголя. Некрасов в письме к начинающему писателю усмотрел в этом далеко не случайное совпадение: «Не хочу говорить, как высоко я ставлю… направление вашего таланта… Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда - правда, которой со смертию Гоголя так мало осталось в русской литературе…».

Так, с первой же публикации Толстому было приуготовлено место первого писателя России, с уходом Гоголя оставшееся вакантным. Надо отдать должное и чутью русского читателя. Авдотья Панаева вспоминала: «Со всех сторон от публики сыпались похвалы новому автору, и все интересовались узнать его фамилию». Впервые он поставит свое полное имя - «Граф Л. Толстой» - только под рассказом «Севастополь в августе 1855 года».

«Отрочество» будет закончено в 1854-м, «Юность» - в 1857-м. Между ними написаны рассказы «Набег», «Утро помещика», «Записки маркера», начата работа над «Казаками» (завершена в 1862 году).

Три года Толстой пробыл на Кавказе, где, по его словам, «так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». Кавказские впечатления отражены в рассказах «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». В конце жизни Лев Николаевич снова обратится к кавказской теме и создаст одну из самых блестящих своих вещей - «Хаджи-Мурат».

Но вернемся к событиям, которые с микельанджеловской гениальностью «лепили» Толстого, или он сам умел брать у жизни гениальные уроки. Шла русско-турецкая война. В 1854 году короткий период Толстой служил в Дунайской армии, участвовал в осаде турецкой крепости Силистрии, а затем подал рапорт о переводе в Крымскую армию, поскольку главное сражение происходило там.

Участвуя в обороне Севастополя как командир артиллерийской батареи на самом опасном четвертом бастионе, Толстой проявил недюжинное мужество и был награжден орденом Анны 4-й степени, медалями «За защиту Севастополя», «В память войны 1853–1856 гг.». Не раз представлялся и к награде боевым Георгиевским крестом, но высшее начальство, много потерпевшее от «беспокойного» офицера (подавал проекты о переформировании батарей, требовал разрешения на издание журнала для солдат, сочинил сатирическую песню «Как четвертого числа…», где высмеивал тупость генералов, из-за которых армия несла поражения, и т. д.), награды не утвердило.

«Севастопольские рассказы» поразили современников правдой, которая пахла порохом, кровью, солдатским потом. Они же стали самой важной творческой вехой писателя - в них автобиографическая проза Толстого переросла в эпическую, о чем свидетельствует финал «Севастополя в мае»: «Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой ее? Все хороши и все дурны. Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

Родился Толстой-эпик, автор романа «Война и мир» (1863–1869), который стал национальной эпопеей, как «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Человеческая комедия» Бальзака. В центр романа писатель поставил эпохальное событие, потрясшее весь XIX век и изменившее судьбы многих народов: войну России с Наполеоном. В этом произведении более шестисот действующих лиц, его начало предваряли пятнадцать вариантов, семь лет над романом работал художник и историк в одном лице… В. Г. Короленко признавался, что когда он впервые читал «Войну и мир», ему было страшно за Толстого, ведь «его герой - целая страна, борющаяся с нашествием врага». Герои романа - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья, Платон Каратаев, капитан Тушин и многие, многие другие, выйдя из рамок художественных образов, вошли в нашу жизнь как реальные исторические лица, наряду с Кутузовым, Багратионом, Барклаем-де-Толли, Наполеоном…

Произведение такого масштаба и такой силы могло исчерпать возможности любого титана. Если бы Лев Толстой не написал больше ни единой строчки, он все равно остался бы великим писателем. Но его творческая жизнь пройдена пока до середины. В это же время и позже написаны: повести «Поликушка» (1861–1865), «Холстомер» (1863–1885), роман «Анна Каренина» (1873–1877), «Исповедь» (1879–1880), повесть «Смерть Ивана Ильича» (1882–1886), драма «Власть тьмы» (1886), комедия «Плоды просвещения» (1886–1890), повести «Крейцерова соната» (1887–1889), «Дьявол» (1889–1890), «Отец Сергий» (1890–1898), «Хаджи-Мурат» (1896–1904), драма «Живой труп» (1890), роман «Воскресение» (1889–1899)… Это только самые известные из крупных произведений. Толстой был поистине возрожденческим человеком и гениальным мастером не только в эпике, но и в лаконичном жанре новеллы и рассказа, вспомним хотя бы самые известные из них - «Метель», «Два гусара» (1856), «Люцерн» (1857), «Альберт», «Три смерти» (1858), «Хозяин и работник» (1894), «После бала» (1903), «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (1905) и др.

Параллельно шла огромная по событиям и сложная по переломам во взглядах жизнь человека и Учителя Льва Толстого.

После Севастополя Толстой вышел в отставку и в 1855 году побывал в Петербурге, познакомившись с писателями, объединившимися вокруг «Современника», которые так горячо приветствовали его талант.

Он их не разочаровал. «Милый, энергический, благородный юноша - сокол!.. а может быть, и - орел…» - так описывал свои впечатления от Толстого Некрасов в письме к Тургеневу. «Милым» Толстой, конечно, не был, и в этом все очень скоро убедились.

Войдя в среду профессиональных литераторов, он сразу попал в эпицентр литературно-политических дебатов. После недавней кончины Николая I новый император Александр II обещал отмену крепостного права. Писатели разных взглядов готовы были объединиться в святом деле освобождения крестьян, но разгорелся спор о направлении «Современника». Либералы Тургенев, Григорович, Дружинин, Анненков, Боткин спорили с демократами Некрасовым и Чернышевским, считая, что надо опираться не на гоголевскую, сатирическую, традицию, а на пушкинскую - поэтическую, то есть не превращать литературу в публицистику и трибуну для выражения общественных мыслей. Толстой сначала сочувствовал либералам, но вскоре занял самостоятельную позицию. (Впоследствии его разногласия с Тургеневым едва не привели к дуэли.) По мнению Толстого, улучшение российской жизни может произойти лишь путем нравственного перевоспитания через «самоусовершенствование» каждого, что он и захотел реализовать на практике.

В 1856 году, еще до реформы, он попытался освободить своих крестьян от крепостной зависимости. Крестьяне на это не пошли, подозревая Толстого в хитрости и обмане и ожидая указа свыше, надеясь, что будут освобождены с землей. Это не поколебало веры Толстого в «самоусовершенствование». Он занялся крестьянской педагогикой, открыл яснополянскую школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия, издавал журнал «Ясная Поляна», писал учебники, народные рассказы, в 1861–1862 годах ездил в Германию, Францию, Бельгию, Англию, Италию за педагогическим опытом.

Осенью 1862 года Лев Толстой женился на восемнадцатилетней Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства. Незадолго до свадьбы он записал: «Я влюблен, как не верил, чтобы можно было любить. Я сумасшедший, я застрелюсь, ежели это так продолжится…» Семейную жизнь, как и литературную, он начал с исповеди, накануне женитьбы дав прочитать юной невесте свои дневники. Кто вел дневниковые записи, тот знает, что к ним обращаются чаще всего в кризисных состояниях или в минуты раскаяния - картина известная. Тем более, это были дневники Толстого, с его культом правды. Реакция была соответствующая: «Все его прошедшее так ужасно для меня, - писала Софья Андреевна в своих записках, - что я, кажется, никогда не помирюсь с ним… целая жизнь с тысячами разных чувств, хороших и дурных, которые мне уж принадлежать не могут… как не будет мне принадлежать его молодость, потраченная Бог знает на кого и что…»

Они прожили в большой любви без малого пятьдесят лет. Софья Андреевна стала самым близким для Толстого человеком, родила ему тринадцать детей. Существует целая мифология о том, сколько раз она переписывала набело его произведения, но ревнивые отношения, поселившиеся в их доме с самого начала, привели к тому, что у Толстого впоследствии появился тайный дневник, который он в преклонном возрасте по-мальчишески перепрятывал от жены, а в конце его жизни взаимная подозрительность вылилась в их личную катастрофу.

На исходе 1870-х годов Толстой входит в фазу мировоззренческого кризиса, который в своей «Исповеди» называет переворотом: «…жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл…» Своим идеалом он провозглашает «жизнь простого трудового народа», порывает со своим сословием, отходит от литературной деятельности, отрекается от своих художественных произведений и пытается вести крестьянскую жизнь, что получило почти научный термин: «опрощение Толстого».

Для своей семьи он предлагает такой «план жизни»: «Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных и школы… Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женой и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч… Прислуги держать только столько, сколько нужно… и то на время, приучаясь обходиться без них. Жить всем вместе: мужчинам в одной, женщинам и девочкам в другой комнате… Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство… По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда - все самое простое. Все лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи - продать, раздать…»

Софья Андреевна принять такой план, разумеется, не могла. Это был их первый серьезный конфликт и начало ее «необъявленной войны» за обеспеченное будущее своих детей. (В 1892 году Толстой подпишет раздельный акт и передаст жене и детям всю недвижимость, не желая быть собственником.)

В это же время начинается религиозное «ницшеанство» Толстого. Он даже опередил Ницше, который написал свое «евангелие от сверхчеловека» - «Так говорил Заратустра» - в 1883 году. Лев Толстой в 1879–1880 годах создает свое «Краткое изложение Евангелия» - без пророчеств и чудес, именуемое с тех пор как «Евангелие Толстого». Еще в двадцать семь лет Толстой сделал в дневнике такую запись: «Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле…»

Богоборческое проповедничество Толстого вызвало слухи, будто он сошел с ума. Во время пушкинских торжеств в мае 1880 года Федор Достоевский писал жене: «О Льве Толстом и Катков подтвердил, что, слышно, он совсем помешался». (Вспомним, что Ницше кончил свою жизнь в сумасшедшем доме.)

Далее последовали другие богоборческие сочинения Толстого: «В чем моя вера?», «Царствие божие внутри нас»… Отношения первого писателя России и Русской Церкви осложнились. Толчком к окончательному разрыву послужил его последний роман «Воскресение», в котором высмеивались религиозные обряды, а содержание романа воспринималось читателями как прямой призыв к низложению существующего строя. Вот, к примеру, запись из дневника Суворина, сделанная в 1901 году: «Два царя у нас - Николай Второй и Лев Толстой… Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая и его династии».

2 февраля 1901 года Святейший Синод вынес определение под № 557, и русская общественность была извещена об отлучении графа Льва Николаевича Толстого от Русской Православной Церкви. В своем «Ответе Синоду» от 4 апреля 1901 года, который сразу же был опубликован за границей, а в России распространялся в списках, Толстой писал: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды… я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека… я отвергаю все таинства…»

Это объявлено на весь мир тем человеком, который в своем «Отрочестве» писал: «Я не успел помолиться на постоялом дворе; но так как уже не раз замечено мною, что в тот день, в который я по каким-нибудь обстоятельствам забываю исполнить этот обряд, со мною случается какое-нибудь несчастие, я стараюсь исправить свою ошибку: снимаю фуражку, поворачиваясь в угол брички, читаю молитвы и крещусь под курточкой так, чтобы никто не видал этого».

Софья Андреевна также передала в иностранные газеты открытое письмо, в котором пылко протестовала против действий Святейшего Синода. Однако уже через год в письме к тетке Льва Николаевича, Александре Андреевне Толстой, признавалась: «Больше всего я страдаю за детей своих. Из них отец сделал вполне неверующих людей. Не говорю о старших, он загубил мне Сашу (любимая дочь Толстого и последовательница его взглядов. - Л.К.), которая, не прожив еще никакой духовной жизни, сразу перескочила к неверию и отрицанию…»

Решение Святейшего Синода охарактеризовало духовную ситуацию в России - кризис православного сознания, богоискательство, богоборчество. Нелепо, наверное, сегодня говорить о «заблуждениях Толстого». В нем, как в гениальной личности, сфокусировались мировоззренческие настроения большей части русской интеллигенции на переломе столетий. Другое дело, что его именем, его авторитетом эти настроения были благословлены.

Можно сказать, что новый - атеистический - век вступил в свои права в день отлучения Толстого. Вместе с ним в XX веке от Церкви была отлучена вся Россия. Мог ли Толстой предположить, что кумиром XX столетия станет Фрейд, а его прикладная психиатрия, к тому же выстроенная на опыте родовой патологии, будет возведена нашими современниками по веку в философию жизни, и что таинство исповеди и причастия заменят психоанализ и допинги…

Все мы в той или иной степени дети «толстовского века», поэтому поучительно вспомнить, как Лев Толстой завершал свой земной круг, когда человека посещают последние, самые важные мысли.

По словам Дмитрия Мережковского, Толстой настолько боялся смерти, что в своей агонии заставил участвовать весь мир. Наверное, у него были на то причины. Последние часы его жизни трагичны. Уйдя ночью из Ясной Поляны в сопровождении дочери Александры Львовны - без конкретной цели и плана, - он заехал в Шамордино к своей сестре, монахине, оттуда пешком отправился в Оптину пустынь, но войти в скит, где жили старцы, не решился, боясь, что они не захотят с ним разговаривать. Сел в поезд, сошел в Астапове из-за болезни, оттуда послал в Оптинский монастырь телеграмму с просьбой прислать ему старца Иосифа. Тот из-за плохого самочувствия приехать не смог. Прислали старца Варсонофия, но его, как и Софью Андреевну, к умирающему Толстому не допустила Александра Львовна. Примирение с Церковью не состоялось.

Впоследствии, уже в Америке, Александра Львовна вернулась в лоно Русской Православной Церкви, откуда ее увел отец, и даже построила на свои сбережения православный храм.

Любовь Калюжная

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Толстой Лев Николаевич Толстой (граф Лев Николаевич) – знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость.

Из книги Краткое содержание произведений русской литературы I половины XX века (сборник 2) автора Янко Слава

Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910 Детство. Повесть (1852) 12 августа 18.. г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата Володю здороваться с

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Лев ТОЛСТОЙ (1828–1910) писатель От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. * * * У того, кто ничего не делает, всегда много помощников. * * * Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), писатель 110 Если уже писать, то только тогда, когда не можешь не писать.«Дневник», запись от 19 окт. 1909

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) «Творения Шекспира, Бальзака и Толстого - три величайших памятника, воздвигнутые человечеством для человечества», - утверждал Андре Моруа, взявший на себя смелость назвать троих самых великих писателей за всю историю культуры. Он

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Лев Николаевич Толстой 1828–1910 гг. Один из наиболее широко известных русских писателей, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Афоризмы - едва не лучшая форма для изложения философских суждений.Бедствие - это оселок для человеческой жизни.Бессмертие,

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896) - русский философ, литературный критик и публицист. Окончил Главный педагогический институт (1851). Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Один из ведущих идеологов почвенничества. Близкий друг Л.Н. Толстого и Достоевского,

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828-1904) - русский философ, правовед, историк, публицист. В 1845-1849 учился на юридическом факультете Московского университета (слушал лекции Грановского, С.М. Соловьева, Кавелина). В 1853 защитил диссертацию "Областные учреждения в России в 17 в. "В 1861-1868

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги автора

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Русский писатель, общественный деятель. Творческое наследие Л. Н. Толстого необычайно обширно, поэтому назовем самые известные произведения. Перу Л. Н. Толстого принадлежат романы «Война и мир», «Анна Каренина»,

Из книги автора

Толстой Лев Николаевич (1828–1910)прозаик, драматург, критик, общественный деятельТолстой родился в 1828 году в родовом имении Ясная Поляна в семье графа. Мальчик рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к одной из сестер отца, где прожил шесть лет.В 1844

Из книги автора

ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич (1882/83–1945), писатель 196 За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи. «Золотой ключик…», сказочная повесть (1936) по мотивам «Приключений Пиноккио» К. Коллоди (1883), гл. «Говорящий сверчок дает Буратино мудрый совет» ? Толстой А. Н., 12:67 То же в пьесе

Из книги автора

ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич (1828–1910), писатель 204 Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. «Анна Каренина» (1875–1878), ч. I, гл. 1 ? Толстой Л., 18:3 205 Все смешалось в доме Облонских. «Анна Каренина», I, 1 ? Толстой Л., 18:3 206

С липецким краем имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого связано прочными узами: борьба с голодом в 1891-1893 гг., многолетняя дружба со Стаховичами и А. М. Жемчужниковым, переписка с Марко Вовчок и И. А. Буниным, наконец, последние дни жизни на станции Астапово.

Борьба с голодом – один из ярчайших примеров общественной деятельности писателя. В 1891 году на центральные и юго-восточные губернии России обрушился неурожай, начался голод. Лев Николаевич Толстой в силу своих убеждений не мог остаться безучастным к отчаянному положению крестьян. В сентябре 1891 года он объезжает несколько уездов Тульской и Рязанской губерний, выясняя, где больше нуждающихся. Вернувшись из поездки, Толстой пишет статью «О голоде», в которой рассказывает об ужасающем положении голодающих уездов и предлагает меры для подъема благосостояния русской деревни.

Л. Н. Толстой решает заняться организацией непосредственной помощи голодающим и в конце октября 1891 года вместе с дочерьми едет в имение И. И. Раевского Бегичевку Данковского уезда Рязанской губернии. Жена писателя Софья Андреевна Толстая обращается в редакцию газеты «Русские ведомости» и призывает читателей присылать пожертвования в помощь голодающим. В первые же десять дней в адрес С. А. Толстой поступило 9 тыс. рублей. А всего за зиму 1891-1892 годов из разных губерний России и из-за, рубежа было прислано 190 тыс. рублей.

Л. Н. Толстой писал в газеты отчеты об израсходовании средств на столовые для голодающих. Все это вызывало недовольство со стороны царского правительства. В январе 1892 года было заведено дело «Об установлении наблюдения за деятельностью графа Л. Н. Толстого и его семьи по поводу устройства им в Данковском уезде народных столовых». А организовано их было немало: в 212 населенных пунктах, в том числе 78 столовых в Данковском уезде.

Всего в этом уезде Л. Н. Толстой пробыл 200 дней и понял, что частная благотворительность не спасет народ от нужды, голода и унижений. Уехал он из Бегичевки в конце июля 1893 года, когда дело помощи голодающим было поставлено твердо и был собран новый урожай. Но связи Л. Н. Толстого с Липецким краем не были прерваны.

К 1895 году относится знакомство Л. Н. Толстого с замечательным пианистом, уроженцем Лебедяни К. Н. Игумновым. «Я хорошо помню, с каким волнением принял приглашение Татьяны Львовны Толстой придти к ним в дом и поиграть на рояле для Льва Николаевича, – вспоминал Игумнов. – Перспектива увидеть гениального человека, которому, казалось, была ясна вся подноготная любого его собеседника, приводила меня в большое смущение... Однако радушие, с каким я был встречен, и свойственная Льву Николаевичу приветливость меня ободрили...

В это первое мое посещение, впрочем, как и во все другие, я играл великому писателю и встречал очень сочувственное отношение к моей игре» 1 .

В сентябре 1908 года отмечалось 80-летие со дня рождения Л. Н. Толстого. В огромном потоке поздравлений были телеграммы, посланные из липецкого края, от писателя И. А. Бунина, от старых друзей Стаховичей.

В апреле 1909 года совет Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний обратился к Л. Н. Толстому с просьбой прислать книги для библиотеки и читальни. Просьба общества была удовлетворена. На письме из Липецка секретарь Л. Н. Толстого Н. Н. Гусев отметил: «Липецкая библиотека просит книг. Послано 27 мая» 2 .

И, наконец, последние дни жизни Л. Н. Толстого. 28 октября 1910 года гениальный писатель вместе с доктором Д. П. Маковицким навсегда покинул Ясную Поляну. В дороге Лев Николаевич заболел и 31 октября сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Начальник станции И. И. Озолин предоставил свою квартиру для больного писателя. Весть о болезни Л. Н. Толстого и его местопребывании облетела весь мир.

Семь дней провел Толстой в квартире И. И. Озолина. В то время не смолкая работал станционный телеграф, передавая бюллетени о состоянии здоровья Л. Н. Толстого.

Конечно, И. И. Озолин рисковал должностью, приютив больного писателя, отлученного от церкви святейшим синодом, но он принял все меры, чтобы Льву Николаевичу были обеспечены тишина и покой. Здесь писатель сделал последнюю запись в своем дневнике: «03.11.1910. Вот и план мой. Делай, что должно, и пусть будет, что будет…».

Болезнь прогрессировала, и 7 ноября 1910 года Л. Н. Толстой скончался. Толпы народа провожали его в последний путь. А в Астапове, в комнате, где лежал Лев Толстой, все осталось в том виде, как и при нем. Решением Советского правительства с 1918 года станция Астапово переименована в станцию Лев Толстой. В доме, где писатель провел последние дни, открыт музей, его имя носит средняя школа и совхоз в Лев-Толстовском районе. В 1960 году в привокзальном сквере открыт памятник великому писателю.

20 ноября 2010 года к 100-летию со дня смерти Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой был открыт Мемориал памяти Л. Н. Толстого «Астапово». Это целый комплекс всех строений исторической станции и находящихся рядом домов, восстановленных в своём первозданном виде. Центр Мемориала – мемориально-литературный музей Л. Н. Толстого, который расположен в доме начальника станции И. И. Озолина. В этот день также был открыт культурно-образовательный центр имени Л. Н. Толстого, ставший составной частью музейного комплекса.

Богатейшее наследие Л. Н. Толстого востребовано и в наши дни. Оно все так же привлекает внимание к больным вопросам русской жизни, поискам путей развития человечества.

1 Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. – М.: Музыка, 1975. – С. 90.
2 Стрижнева С. Пребывание Толстого в Липецком крае // Ленинское знамя. – 1967. – 2 сент.

Произведения Л. Н. Толстого, связанные с Липецким краем

  • Два гусара // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 3. – С. 145.
  • Кто прав?: рассказ // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 264-277.
  • О голоде // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 86.
  • О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 126.
  • Страшный вопрос // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 117-125.
  • Царство божие внутри Вас // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 29. – С. 1.
  • Письма [к разным лицам из Бегичевки, окт. 1891-июль 1893] // Полное собрание сочинений: в 90 т. – Т. 66.

Литература о связях Л. Н. Толстого с Липецким краем

  • Величкина В. В голодный год с Львом Толстым / В. Величкина. – М.-Л., 1928. – 145 с.
  • Мейлах Б. Уход и смерть Льва Толстого / Б. Мейлах. – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – 406 с.
  • Кашменский П. Домик на станции Лев Толстой / П. Кашменский. – Липецк: Кн. изд-во, 1960. – 55 с.
  • Стадлинг Ю. С Толстым на голоде в России // Прометей: историко-биогр. альманах. – М., 1980. – Т. 12. – С. 314-322. – (Жизнь замечат. людей).
  • Кукрак С. И. Место, на котором находилась усадьба И. И. Раевского, где в 1891–1893 гг. жил Л. Н. Толстой // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область. – М., 1980. – С. 50-53. – (Труды НИИ культуры; Т. 87).
  • Музей Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой: фотоальбом / авт. текста Н. И. Азарова. – М., 1999. – 32 с.
  • Духовное наследие Л. Н. Толстого и современный мир: материалы XII Барышниковских чтений. Русская классика: проблемы интерпретации (24-26 февр. 2003 г.). – Липецк: ЛГПУ, 2003. – 403 с.
  • Л. Н. Толстой и И. А. Бунин: встречи на липецкой земле. – Липецк: Липецкое изд-во, 2003. – 80 с.
  • Крылова Р. Последнее прибежище Льва Толстого: [ж-д станция Астапово] // Земля Липецкая: историческое наследие. Культура и искусство. – СПб., 2003. – С. 310-313. : фото. – (Наследие народов Российской Федерации; Вып. 3).
  • Засимова А. Встреча: [запись рассказа дедушки А. Засимовой – Афанасия – о встречах со Львом Толстым] // Липецкая газета. – 2003. – 9 сент.
  • Еремеева С. «Семь дней до бессмертия»: [последние дни жизни Л. Толстого на ст. Астапово] // Родина. – 2004. – № 1. – С. 126-128.
  • Балдин А. Экспедиция 10-го года: последний маршрут Толстого: [путь Л. Н. Толстого: Ясная поляна – Астапово] // Октябрь. – 2005. – № 1, 4, 5. – С. 4, 153-178, 152-178.
  • Кобзева Е. С. Последние дни на станции Астапово // Липецкий вестник архивиста. – 2007. – Вып. 1 (2). – С. 94-99.
  • Дом, в котором умер Л. Н. Толстой // Липецкая область: каталог объектов культурного наследия. – М. : НИИЦентр, 2008. – С. 167. : фото.
  • Памяти Толстого: [беседа с директором ГМТ В. Ремизовым, в частности, о музее Толстого в Астапове] // Наше наследие. – 2008. – № 87-88. – С. 163-171.
  • Дудина Т. П. Духовно-культурные центры Центрального Черноземья: Тихон Задонский и Лев Толстой // Русское Подстепье в историко-культурном и литературно-лингвистическом преломлении (памяти С.В. Красновой). – Липецк, 2009. – С. 93-98.
  • Кукрак С. [К. Н. Игумнов и Л. Н. Толстой] // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 6-7.
  • Басинский П. В. Лев Толстой: бегство из рая / П. Басинский. – М. АСТ: Астрель, 2010. – 636 с.
  • Ореханов Г., свящ. Последнее путешествие Л. Н. Толстого. Монастыри. Астапово. Смерть // В. Г. Чертков в жизни Л. Н. Толстого / Г. Ореханов. – М.: ПСТГУ. 2010. – С. 91-113.
  • Алексеев А. Творец Вселенной: [о 100-летии со дня смерти Л. Н. Толстого на ст. Астапово] // Неоновый город L. – 2010. – № 10. – С. 48-51.
  • Кузнеделева Н. Пассажир поезда № 12: сто лет тому назад Лев Толстой отправился в свое последнее путешествие: [основываясь на материалах дневников, авт. пытается воспроизвести послед. маршрут Л. Толстого] // Липецкая газета: итоги недели. – 2010. – № 46 (8-14 нояб.). – С. 43-47. – То же. : Подъем. – 2010. – № 12 – С. 217-222.
  • Березин В. Дорога на Астапово: путевой роман // Новый мир. – 2010. – № 11 – С. 8-62.
  • Толстой В. Его уход не был жестом: [беседа с директором музея-усадьбы «Ясная Поляна»] / записал П. Басинский // Дружба народов. – 2010. – № 11 – С. 215-220.
  • Петров В. Памятник на Верхнем Дону: (Лев Толстой в Бегичевке) // Подъем. – 2011. – № 1. – С. 191-199.
  • Галахова Л. Юлия Игумнова о Толстом: [секретарь Л. Н. Толстого Ю. И. Игумнова родилась в Лебедяни] // Лебедянские вести [Лебедянский район]. – 2011. – 12 марта. – С. 6-7.
  • Крылова Р. Это было 20 лет назад: [о посещении музея Л. Н. Толстого «Астапово» потомками писателя Л. Н. Толстого] // Народное слово [Лев-Толстовский район]. – 2011. – 21 июня.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 348-350.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 750.
  • Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. – Тамбов-Елец. – 2004. – С. 377-383.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 195-198.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. – Вып. 1. – С. 122-125.
  • Хочу кричать истину. Лев Николаевич Толстой и Липецкий край: биобиблиогр. указ. – Липецк: Инфол, 2003. – 128 с.