Традиции гостеприимства у разных народов. Кто из российских этносов не любит гостей Хотя Бутан имеет тесные культурные и торговые отношения с Индией, но архитектура и одежда более напоминает Тибет. Дзонги с толстыми стенами и высокими башнями, имеют вид н

Приветствие гостей:

Воспитатель 1 : Здравствуйте люди добрые.

Ребенок: Добро пожаловать к нам в гости.

Ребенок : Милости просим

Для каждого найдется доброе словечко

И теплое местечко.

Ребенок : В осенний денек

Вьется за окном дымок

Солнце светит к нам в окно

А в избе гостей полно.

Ребенок : Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

(девочка держит хлеб- соль на рушнике)

Ребенок : Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим.

Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс.

Воспитатель 1: Ребята, а вы любите ходить в гост? К кому? Зачем?

Воспитатель 1: Сегодня мы встретили гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство. Хлеб и соль всегда сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей.

Ребенок: Во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали гостя хлебом – солью, кланялись в пояс.

Ребенок: Гость отламывал маленький кусочек хлеба, обмакивал в соль и кушал. Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в доме. Пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы.

Воспитатель 1: Ребята мы с вами говорим о русском гостеприимстве, но наше общество многонациональное. А знаете ли вы, что обозначает слово многонациональность?

Ответы детей (много национальностей, люди разных национальностей живут в нашей стране)

Воспитатель 1: И в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Аня, Ульяна, Илья, Андрей – русские. Айдемир – киргиз. София течет татарская, казахская и польская кровь. У Левы папа армянин. Все мы разные и у каждого народа есть свои традиции гостеприимства.

Воспитатель 1: Работа Софииной бабушки много лет была связана с Турцией. По возвращению из деловых поездок бабушка рассказывала интересные истории. София поделись с нами услышанным.

София Полещук - Турки всегда рады гостям. Встречают гостя у входа, говорят « Добро пожаловать гости дорогие» приглашают в дом, угощают. Главный на столе домашний хлеб и самса. В нашей семье очень любят беляши - это татарское блюдо, их вкусно готовят моя мама и бабушка.

Воспитатель 1: Это лето Ульяна Соболева целый месяц отдыхала в Крыму. Может и ты нам что ни будь расскажешь?

Ульяна Соболева - В Крыму проживает много армян, это очень гостеприимный народ. Встречают они гостей лавашом с медом и обязательное, национальное блюдо сладкий плов.

Воспитатель 1: Бактыбаев Айдемир по два месяца в году живет у бабушки в Киргизии в городе Бишк.

Бактыбаев Айдемир - Я люблю ездить к бабушке у нее всегда много гостей, А на столе нан и борсок. Мама тоже готовит национальные киргизские блюда.

Воспитатель 1: Спасибо ребята. Очень интересные рассказы.

Давайте вспомним, как хлеб на стол попадает? (Составление детьми кластера (зерно - поле - сбор урожая –мельница-тесто- пекарня- магазин)

Воспитатель 1: Да, путь это не простой. И нам пора отдохнуть.

Поиграем в игру «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель 2: (в костюме пекаря) Здравствуйте ребята. Я пекарь, решил вас навестить и принести гостинцев. Давайте посмотрим, что же лежит в моей корзинке?

(Дети достают хлеб из корзины: русская буханка, лавш, мантыкаш и т.д),

Воспитатель 2: читает стихи С.Погорельского

«Вот он хлебушек душистый,

Вот он – теплый, золотистый.

В нем – здоровье, наша сила!

В нем – чудесное тепло!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло».

Воспитатель 1: Каравай, буханка, ловаш …. Много национальностей, много традиций, но у всех есть общее. Что?

Ответы детей (Все рады встретить гостей, приготовить угощение. Гостям всегда подают хлеб.)

Воспитатель 1: У русского народа есть слова – « Хлеб всей жизни голова». А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе и гостеприимстве?

Ответы детей :

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеба ни куска так и в избе тоска.

Хлеб всему голова.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Умел гостей звать, умей и угощать.

Чем богаты тем и рады.

Хоть не богат, а гостю рад.

Что есть в печи, все на стол мечи.

Собрался в гости, неси гостинцы в горсти.

Не будет хлеба, будешь без обеда

Воспитатель 2: А я знаю вот такую пословицу «Хочешь калачей - трудись». В ы хотите поработать пекарями?

Воспитатель предлагает детям пройти на свои места . На детей одеваются фартуки.

Воспитатель 2: Давайте представим себе, что мы находимся в настоящей пекарне. Наша пекарня очень тепла, в ней ароматно пахнет. Скоро метель, а у нас тепель.

Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом (соленое тесто).

Каждый из вас придумает, что он вылепит из своего кусочка теста. Для этого отгадать загадки

Отгадывание загадок:

В день веселых именин,
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь, …!»
Ответ: (Каравай )

В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
Ответ: (Пирожок )

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?

Ответ: (Блины)

На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю.
Ответ: (Баранки )

Средь хлебов продолговатых,
Он блондинистый барон
И известен всем ребятам:
Славен корочкой...
Ответ: (Батон)

Воспитатель 2: Предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить.

Практическая работа

Воспитатель 2: Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым. Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика : «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

(Инструкции воспитателя)

Дорогие мои ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека (показать) – наш основной инструмент, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем.

Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить:

  1. Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
  2. Пирожок, скатать тесто в комочек, а затем уплостить его и немного вытянуть в длину.
  3. Баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы).
  4. Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

(Выполнение работы детьми)

Итог занятия

Воспитатель 1: А сейчас давайте вспомним все, что вы узнали сегодня на занятии нового

Ответы детей:

  1. Люди разных национальностей почитают хлеб.
  2. Все люди встречают гостей хлебом.
  3. К хлеб нужно бережно относиться?
  4. Научились лепить из соленого теста.

Воспитатель 2: Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили много хлебобулочных изделий. Вам понравилось лепить хлеб из соленого теста? Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ. Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы приглашаю ребят вымыть руки.

Опубликовано: 14.05.2018 Категория: Авторский очерк

Национальные традиции гостеприимства у разных народов значительно разнятся. И это несмотря на то, что каждый из ритуалов направлен на то, чтобы расположить гостя… Россия – страна, оставшаяся многонациональной даже после распада Советского Союза. Если исколесить ее с севера на юг и с запада на восток – можно изучить весь спектр этнических особенностей населения, так или иначе связанный с приемом гостей.

У нас проживает около 190 народов. 30 из них имеют численность, превышающую 200 000 чел. О некоторых общих обычаях мы и поговорим, объединив людей, связанных схожими элементами культуры, а чтобы лучше понять разные национальные традиции гостеприимства, планируйте свой вояж так, чтобы останавливаться на постой в частном секторе https://edem-v-gosti.ru/rus/

Славяне и балты

Возможно, некоторые наши читатели не знают, но славянские и балтские племена начали отделяться друг от друга довольно поздно – в 5 веке. Очень долго (до 12 столетия) продолжали существовать контактные этносы – поморы, кривичи, бодричи и другие. Предки славяно-балтийских народов первыми принесли в Восточную Европу земледелие. Аграрные культы, связанные с крестьянским календарем (сельскохозяйственными циклами) – «основа основ» нашего менталитета. Разумеется, сейчас люди уже хорошо подзабыли свои корни, но те хорошо «зафиксировались» в обычаях «потомков венетов».

У русских и латышей, к примеру, национальные особенности гостеприимства выражены чуть слабее. Это – вполне естественное следствие того, что в древности разным родственным племенам приходилось сражаться за землю с представителями развитых западных государств и даже друг с другом. Ареал нашего обитания был перенаселен. Гость мог оказаться «засланным казачком». К слову, о казаках. Те вообще могли подвергнуть людей, пересекших зону их сечи, пристрастному допросу или пыткам.

Правда, сейчас они чаще угостят вас салом и борщом с галушками (при этом у донцов национальным блюдом является особая уха). Жители центральных губерний (великороссы) никогда не оставляли дверь открытой и держали собак наготове. Однако, обязательно кормили тех, «кого Бог принес», и угощали какой-нибудь слабоалкогольной настойкой (это – главная «визитка» всех славян). Жители Латвии в наше время переняли европейский «ни к чему не обязывающий» этикет. Сохранили лишь привычку кормить гостя в том случае, если в момент его прихода семья кушает. У русских кроме только что озвученной традиции дожила и еще одна: гостю надобно предложить «вкусного чаю»…

У литовцев и белорусов (народов-соседей, число представителей которых велико в некоторых российских регионах до сих пор) существует «обряд», при котором гостя нельзя перебивать. Но и визитер в ответ должен дослушивать слова хозяев до конца. Оба народа на Западе получили прозвище «джентльменов Восточной Европы». Их представители достаточно пунктуальны, ценя свое и чужое время. В литовском или белорусском доме нельзя мусорить и следует сдержанно себя вести. В ответ его владелец обязуется встретить вас крепким рукопожатием, душевной улыбкой и 2 блюдами. Белорус поставит на стол дранники, а литовец – пироги. В итоге оба «бульбаша» накормят вас картофелем. Никуда не спешите? Почему тогда не отведать белорусской или литовской зубровки. А вот заходить на частную землю у этих ребят совсем не принято.

В среде россиян, являющихся украинцами в нескольких поколениях (а таковые в РФ занимают 2-ю позицию после русских) принято ставить на стол перед гостем борщ с пампушками, чесноком и куском сала. Традицию соблюдали даже очень бедные люди.

Тюрки-земледельцы

Татары и крымские татары, если говорить про национальные традиции гостеприимства, вобрали в себя характерные обычаи рано осевших кочевых тюркских орд – племен Хазарии, печенегов, булгаров и половцев. Жители Татарстана открыто признают себя «правнуками» булгаров. А у тех существовал адат, предписывающий стелить перед гостем яркую скатерть и выставлять на нее лучшие угощения. А став мусульманами, татары прониклись одной из мудростей Корана, гласящей, что гостя следует еще и осыпать подарками. Именно поэтому на сабантуях так много приезжих.

А вот с коренными крымчанами все еще сложнее… Гостеприимство южных народов, которые заселяли Тавриду до прихода сюда первых тюрков (греков, меотов и готов) оказало значительное влияние на культурный склад нынешних крымских татар. Впрочем, во времена Хазарского каганата сильное слово у перечисленных народов Крыма сказал иудаизм… В результате пословица «Мой дом – моя крепость» на полуострове встала на первое место. К тому же данный пятак планеты был лакомым куском для всяческих набегов. Вот и ныне крымско-татарская семья намекает (даже соседу или приезжему родственнику): без спроса не заходи. Но если уж вас ждали, прием будет сказочным как роскошь султана. Население внутреннего Крыма, стучась даже в открытую дверь, всегда ждет ответа. И если пришельцу ответила хозяйка, то он обязан сказать, что мужчина. Восточные женщины обязаны закутываться при представителях противоположного пола. И еще. Если гость – пожилой мужчина, то ему целует руки вся семья (те, кто моложе). Если сам визитер молод, то руку целовать проживающему в доме аксакалу должен уже он. Как и у всех восточных народов, гостью берет на себя хозяйка, а гостя – глава семьи.

Важно: татары и крымские татары по численности являются третьими у нас на Родине.

Бывшие кочевые народности

Жизнь на полностью открытых пространствах – в степи и в полупустыне – накладывает свой отпечаток на быт, а, соответственно, и способ встречать в доме гостя. У казахов, киргизов, калмыков и алтайских народностей (все они составляют большой процент населения России) национальные особенности гостеприимства схожи.

Здесь уважают всех, кто прибыл издалека. 90-летние старцы обязаны были с почтением приветствовать даже 9-летнего ребенка в знак уважения к тем его доблестям, которые сохранили его в пути. Ведь степь не прощала ошибок… Каждый, кто решался на странствия по ней, когда-то очень давно почитался чуть ли не как бог. Этот человек приносил новости, мог указать дорогу к новым ориентирам. Путешественнику отдавали последнее.

Казахский дастархан, к примеру, это «стол», где для вас готовы зарезать последнего барана… Позже в степях и на горных хребтах Алтая и Киргизии, в калмыцкой или заволжской степи не только к гостям, но и к соседям по куреню стали относиться как к родственникам. Правда, у калмыков (как и у остальных монголов) соседей принято не замечать. Двери для них открыты. Они едят хозяйскую пищу, пьют воду или кумыс, даже садятся в общий круг. Просто этот факт ярко иллюстрирует кочевую поговорку «мой дом – твой дом».

Особняком среди бывших кочевников стоят цыгане. Тут они ближе русским – «чайку со сладостями дам, спою, но не забывай, что в гостях, и нечего так пялиться на мою жену»…

Кавказцы

Южное гостеприимство народов России до сих пор воспринимается как эталон патерналистского отношения к странникам, переступающим твой порог. В предгорьях, ущельях и на разных склонах Кавказа появлялись представители мало похожих друг на друга языковых групп и даже иных рас. Позже тут селились адепты разных религий.

Земледельцы соседствовали с охотниками или скотоводами. Тем не менее, названная горная система внесла одну общую черту в уклад всех народов. Как раз имеется в виду южное гостеприимство. В его основу входит понятие «священности очага». В старые времена любой, кто заходил в дом и касался котла, становился предметом защиты.

Дикие звери и природные катаклизмы, свойственные горной местности – все это в любой момент становилось причиной смерти горца и его семьи, когда те прятались, к примеру, от набегов. Торговец, проходящий через горный участок караванного пути, кроме этих напастей опасался еще и разбойников. А обычай «око за око» (во всех аулах) мог заставить целый род скрываться от кровников. И одна «овца» нередко портила сразу все «стадо». Так родилась потребность взаимовыгодного адата гостеприимства, описанного выше. Со временем хозяин жилья стал даже гордиться тем фактом, что кто-то доверяет ему свою жизнь. А христианство и ислам позже закрепили традицию, так как гостеприимство во всех авраамических религиях стоит в списке основных добродетелей.

Помимо обеспечения вашей безопасности южное гостеприимство обязывает относиться к вам как к близкому родственнику. Пожилая леди становится «матерью», молодая – «сестрой». Постояльцы-мужчины на время превращаются в «сыновей», «отцов» или «братьев». Гостеприимство южных народов заканчивалось, когда вы покидали саклю. Если ее владелец до этого являлся врагом, то борьба могла продолжиться тут же. Но сегодня кавказское радушие подразумевает отсутствие всякой вражды, развивает туризм.

В адыгских поселках у лиц, входящих в чужую усадьбу, были и кое-какие обязанности. Каждый должен был качнуть ногой лежащий бурдюк с прокисающим молоком. Именно благодаря большому количеству гостей быстрее получались лучшие на Земле кефир, масло и сыр. У карачаев вы должны попробовать барана и сказать «этот – самый лучший».

Из закавказских народов в нашем Отечестве больше всего армян. О них стоит поговорить особо, так как они сильнее отличаются от других кавказцев России. Дело в том, что у нас есть целые армянские деревни или огромные армянские диаспоры в городах. Любой, побывавший здесь скажет, что его кормили «самым настоящим» шашлыком (блюдо называют хоровац) и кололаком (наваристым бульоном с фрикадельками). Взрослые должны будут также испробовать домашнего коньяка. Если не поели и не выпили – значит, так и не пожелали счастья встретившей вас семье. При этом соглашаться на трапезу по местному этикету следует только на третий раз. Первые два предложения хозяин сделал лишь «для галочки» – ради приличия. Не факт, что у него есть для вас еда.

Финно-язычные народы Северо-Западного округа и Поволжья

Некоторые традиции гостеприимства народов России происходят из массива верований и ментальных установок, связанных с обитанием в дремучих лесах. А именно в них мы до сих пор и встречаем карелов, вепсов, удмуртов, мордву и марийцев – потомков охотников, рыболовов и собирателей. Кем являлся гость для финно-угра? Человеком, который может затеряться в пути – в чаще или на болоте. Поэтому на территории многих нынешних автономий РФ было принято встречать гостя не у дверей, а далеко за воротами. Сейчас – просто за воротами. Позже здешние порядки впитали также предки чувашей и башкиров. В поселках, населенных этими этносами смешанного происхождения, хозяева далеко провожают тех, кто у них гостил. А еще в Башкирии и Чувашии принято выставлять перед гостем все самое ценное. Лесные поселения не боялись воров. Тут все знали друг друга.

Этносы и культурные группы Севера и Сибири

Холодный климат «создавал» свое северное гостеприимство. Арктическая пустошь, тундра и северная тайга до сих пор почти не населены. Следовательно, гость порой становится настолько долгожданным событием, что его яркая встреча воспринимается уже не как обязанность, а как естественный человеческий позыв. Коми, накормив гостя, и, уложив его в постель, на следующий день даже благодарили его за визит. А ведь у большинства землян принято благодарить, наоборот – хозяина. За приют и внимание.

Восхищение гостем тут также сильно как желание пить или есть… Кстати, о еде. Пермяки-охотники (как и рыболовы) до сих пор скрывают свою добычу от гостей. Если показать им – удача отвернется от добытчика. Однако попавшему в чужой двор прохожему (по приглашению он прибыл или без) полагались абсолютно любые инструменты промысла. Пермяки даже оставляли сарайчики для их хранения открытыми.

Северное гостеприимство, как особый пласт общей российской культуры, хорошо прослеживается в населенных пунктах якутов – самого многочисленного народа холодных регионов Сибири (следует напомнить, что Якутия вообще самое морозное место Земли). Якуты, странствующие по чужим улусам, не брали с собой провизию. Их обязаны были накормить в любой яранге. Также как предоставить место для ночлега, а если надо – одежду или даже оленя. Ведь в зоне вечной мерзлоты особо развита взаимопомощь.

То гостеприимство северных народов, благодаря которому ходят анекдоты про чукчу, его жену и геолога, до сих пор имеет место быть на территории некоторых традиционных кочевий. Однако не стоит приписывать этот феномен только чукчам. Схожие обычаи есть у некоторых народов Центральной Азии и даже исчезающих этносов Южного Китая. Дабы предотвратить вырождение сильно изолированного племени (где все друг для друга уже давно родственники) пришельцы всегда использовались как спасители-осеменители.

Закончить главу, описывающую гостеприимство северных народов, будет уместнее ознакомлением с интересным обычаем все тех же славян, но на этот раз – сибирских староверов. Они никогда не съедят то, что принесли люди из «цивилизации» и даже не сядут с вами за одним столом (чтобы не оскверниться). Однако с большим удовольствием предложат вам своей (самодельной) еды – хлеб из печи, выращенные в тайге овощи, ягоды… Вместо спасибо скажут гостю: «Спаси, Христос». У гостей тут попросят удалить из дома все предметы с цифрами (стикеры со штрих-кодами, какие-то документы, ценники, распечатки с какой-нибудь статистикой). Цифра считается символом Беса…

Разное гостеприимство народов России – феномен, соединяющий этносы далеко не по родственному признаку. Народности постоянно разделялись. Странствующие этнокультурные группы одного народа могли со временем стать частью соседней или даже отдаленно проживающей нации, переняв ее традиции. Более значительную роль играл хозяйственный уклад, принадлежность к одной из мировых религий и геополитика. В эпоху сталинизма для борьбы с «заговорами землячеств» и национальными конфликтами создавались уже квазинациональные объединения. Их ярким примером являются нынешние Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия или Еврейская автономная область. Народы переселялись насильно, браки между представителями разных культур в СССР поощрялись. Но вносимый в духовную сферу интернационализм не смог сделать современного россиянина национально безликой, унитарной личностью. Гостеприимство народов России до сих пор представляет собой яркий колорит бытовых особенностей.

1

Первая неожиданность - это широко открытые рты местных жителей в довольной улыбке при встрече с чужестранцем. С такой демонстрацией радости нигде в мире не встречаешься. А все потому, что страна долгие столетия была в изоляции, и чужой человек здесь экзотичная диковинка. Туристов из Европы здесь действительно очень мало. Ничего удивительного: интернета нет, телефон почти не ловит, телевидение появилось только десять лет назад. Изнеженные благами цивилизации, европейцы чувствуют себя потерянными в горном королевстве. Король Бутана только начал делать осторожные шаги в направлении западной цивилизации.

Основные товары, которые экспортирует страна - это электрика, вырабатываемая ГЕС, рис и фрукты. Особенно ценные — рис и фрукты. Дело в том, что химические удобрения в стране запрещены, и эти продукты считаются экологически чистыми.

В столице Бутана Тхимпху рябит в глазах от флагов страны и больших портретов монарха с королевой. Хотя бутанцы исповедуют буддизм, многоженство в стране разрешено и коронованная чета символизирует культ семьи. Еще один предмет, символизирующий семейный достаток и плодородие - это фаллос. Изображения фаллосов здесь в каждом доме. Чтобы придать торжественный вид, их украшают цветами и разноцветными ленточками. Сначала такое количество писюнов заставляет невольно краснеть, но потом привыкаешь и принимаешь, как должное.

Селения бутанцев небольшие и однотипные. Дома построены по строгому общепринятому правилу - деревянные, двухэтажные. На первом этаже — хлев, на втором — кухня, спальня и обязательная комната для медитации. Наивность и гостеприимство бутанцев поражает. Любого гостья они сразу усадят за стол и накормят. При желании можно и переночевать. Что странно, денег потом хозяева не возьмут.

Хотя Бутан имеет тесные культурные и торговые отношения с Индией, но архитектура и одежда более напоминает Тибет. Дзонги с толстыми стенами и высокими башнями, имеют вид неприступных крепостей. Внутри строения соединены внутренними двориками и имеют множество многоэтажных переходов.

Самое яркое и интересное действие проходит в главной святыне страны — монастыре Такцанг Лакханг. Это национальный религиозный праздник, на который может попасть любой желающий. Главное условие - не есть целые сутки. Чтобы, хоть, как-то убрать урчание в животе, можно пить мятный чай. Но лучше незаметно перекусить. Натощак, да еще под успокоительным действием мяты, дорогу в горный монастырь выдержит не каждый. Сначала нужно ехать машиной, потом на низкорослых лохматых лошадках. Кульминация поездки - это многочасовой подъем пешком по каменной лестнице, вырубленной в скале. После такого восхождения праздничное настроение меркнет.

Во дворе монастыря сначала тихо, только слышно легкое дыхание свежего горного ветра. После длительной идиллии, вдруг разрывает тишину безумный звук десятков труб и грохот барабанов. Такая священная «музыка» напоминает вой океанского шторма. Еще миг и пространство двора заполняют скачущие фантастические фигуры, размахивающие разными видами холодного оружия и непонятными ритуальными предметами. Разноцветные костюмы развиваются при бешеном танце. Деревянные маски, изображающие демонов и других существ ада, мигом прогоняют ноющую усталость. Эту мистерию сопровождают буддийские молитвы. Персонажи вакханалии постоянно меняются. Музыка то затихает, то вмиг начинает реветь с новой силой. К шабашу привлекают и гостей, затягивая их в танцующий круг. Как потом выяснилось, это делается для того, чтобы чужими чакрами усилить силу сакрального круга. Ночь пролетает, как один миг, ощущение времени теряется.

Покидая страну, приходит озарение, почему правители Бутана держали страну в полной изоляции. Зачем осквернять дом Брахмы чужестранцами, которые отвергли и забыли своих первородных богов, придумали монотеизм и цивилизованное общество и безуспешно пытаются удовлетворить ими духовные запросы человека.

Гостеприимство - это не только радушие, но и готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение странников.

Встреча гостей

Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. После снова кланялись и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так ка считалось что гость находится под покровительством святых.

Русское застолье

Затем начиналась сама трапеза. Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени.

Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда -супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки. На Руси были и традиции питья. Традиции пития спиртных напитков пришли к нам со стародавних времен. Во многих домах и сегодня считается, что если отказаться от еды и напитков, то это означало обидеть гостя. Также дошла до нас такая традиция, как пить водку не мелкими глотками, а залпом. Еще одной традицией питья было обязательное опьянение гостей. Ненапившийся гость должен был хотя бы притвориться им. Хотя не следовало пьянеть, а идти в ногу с остальными. Кроме этого, считалось что если хозяин во время трапезы подарит кому-нибудь из гостей шубу со своего плеча, то это считалось знаком особого уважения и особой приязни. Кроме этого, хозяин мог угостить кушаньем из специальной опричной тарелки. Она специально ставилась с ним рядом. Кстати, количество всевозможных блюд и угощений на царских и боярских столах доходило порой до ста, а порой и до пятисот.

Причем каждое блюдо подносили пот отдельности, а драгоценные блюда из золота и серебра сдержали тут же богато наряженные слуги. Но традиции хлебосольства на Руси были не только в богатых домах, крестьяне также умели принимать гостей. Представители крестьянства считали обязательным собираться за столом по различным поводам, будь то крестины, именины, свадьба, рождение ребенка, встречи, проводы, поминки. Когда в России появились трактиры, то традиции русского хлебосольства перекочевали и туда. В трактирах старались угодить малейшей прихоти гостя. К гостю относились с почтением и уважением. Обязательно встречали с поклоном и заботились о нем. Очень часто обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, прихоти и предпочтения.

Проводы гостей

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.

Что точно отличает русских от других народов, так это традиционное гостеприимство, считают представители самого большого российского этноса. Кавказские мудрецы любят говорить: "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать". Телеут предложит гостю чай, стол разделить, а потом уже только согласится поговорить о делах. Но, если все кругом уверены, что они – самые гостеприимные, где-то должен быть и тот, кто гостей не очень-то жалует. Попробуем его найти.

На Кавказе до сих пор в семье во время трапезы принято ставить на стол лишний прибор. Вдруг во время еды кто придёт. По обычаю человека сразу же нужно усадить за стол. А ещё во многих домах есть специальная комната, которая всегда готова к приёму гостя. В старину здесь, даже если в гости пришёл враг, обиды на время забывались. Хозяин дома брал гостившего под свою защиту, опекал. Грузинская пословица гласит: "Гость – посланник Бога". И каждый гость является дорогим. А ценится гостеприимство больше, чем умение владеть оружием и храбрость.

Татары стелили на стол праздничную скатерть, выставляли на стол лучшие угощения. "Негостеприимный человек – неполноценный", – говорят представители этого народа, потчуя гостя помимо прочего чак-чаком, мёдом, шербетом. Отобедавшему могли после ещё и подарок вручить – такие традиции.

Башкирский хозяин встречает гостей на пороге, провожает в дом, предлагает занять за столом почётное место. Если пришедший пытается отказаться от еды, ему вежливо напоминают, что "нельзя быть выше пищи". Считается, что совместная трапеза – лучшее средство для установления дружеских отношений с другими людьми.

В еврейском праве гостеприимство – норма. А неприветливое отношение к гостям – зло, нарушение запретов и, конечно, просто недостойное поведение. "Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами", – гласит закон.

Раньше в любой якутский дом можно было зайти и в отсутствие хозяев, остаться на ночь, приготовить себе поесть. Суровые условия жизни диктовали подобное отношение к путникам.

Про русских и говорить нечего. Даже с детства родная нам славянская Баба-яга, встречающая поначалу Иванов-царевичей не очень дружелюбно, быстро вспоминает, что гостя накормить, напоить надо, спать уложить. И только потом свои вопросы задавать. Кстати, раньше на Руси обычай диктовал кормить и поить гостя чуть ли не насильно. Селения находились довольно далеко друг от друга. Нечасто на огонёк кто-нибудь заглядывал, и, конечно, гостям искренне радовались и старались, чтобы человек пробыл подольше. Потому, накрывая на стол, следовали правилу: "Всё на стол мечи, что есть в печи".

Возможно, не очень гостеприимных представителей отдельных народов сегодня всё-таки можно встретить, но зачем о них вообще говорить. Лучше просто не забывать о том, сколь замечательны наши многовековые традиции гостеприимства. Ведь гости дают возможность проявить наши лучшие качества. А ежели самих кто пригласил к столу, полезно помнить, что "мил гость, что недолго гостит", а заодно и – "у себя, как хочешь, а в гостях, как велят".

Федор Маков