Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо". Библиотечный урок "Путешествие по следам литературного героя. По роману Д. Дефо "Робинзон Крузо" Конспект по литературе даниэль дефо

Урок литературы в общеобразовательной школе.

5 класс.

Тема «Путешествие Робинзона Крузо»

Тип урока : комбинированный.

Цель урока: познакомиться с произведением Д. Дефо, формирование у обучающихся серьезного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Задачи:

Образовательные:

Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Расширение общего кругозора учащихся.

Выявить знание текста учащимися.

Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Развивающие:

Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;

Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения

Воспитательные:

Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.

3. Выставка рисунков учащихся.

5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.

6. Оформленная доска. Эпиграф.

7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие, просьба сесть за парты, настрой на работу.
  2. Вступительная беседа

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма ).

Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали? (Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)

Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны ?(море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)

Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

3. Формулирование темы и целей урока

Значит, чему будет посвящен наш урок? (путешествию Робинзона Крузо)

Какова цель урока? (познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания)

Итак, тема нашего урока «Путешествие Робинзона Крузо» Откройте тетради, запишите число, тему урока.

  1. Основная часть

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Николая Павловича Смирнова-Сокольского

Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем. Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.) К этому эпиграфу мы вернемся в конце урока.

Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак слушаем и смотрим.(ученик рассказывает о писателе от его имени)

Как возник сюжет романа ? Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.

Понравилось вам прочитанное произведение.

К сегодняшнему уроку вам нужно было нарисовать самые интересные моменты из книги. Некоторые работы я поместила на доску. Итак, какие эпизоды вам понравились больше всего?

Я вижу, что произведение вам понравилось, запомнилось и произвело на вас впечатление.

Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).

Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.

Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки .

Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли .

Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?

– Агронома, строителя, охотника, рыбака,плотника.

Физминутка

Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа ?

– Положительного.

Можем ли мы назвать его героем и почему?

– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:

Все ли качества Робинзона всё же положительные?

– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

Кто заменял Робинзону общество человека на острове?

– Собаки, кошки, попугай.

– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.

Прочитайте из текста (чтение текста)

Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли в любую минуту отдать свою жизнь друг за друга.

Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?

–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

  1. Подведение итогов урока

Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.

Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь.

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.

А теперь вернемся к эпиграфу урока. Вам нужно ответить на вопросы письменно. Как прочитанная книга пригодиться в жизни? Чему она учит?

  1. Домашнее задание.

Письменное задание закончить дома.


Тема урока : Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Цели : показать значение романа Д. Дефо для формирования личности; развивать навыки анализа текста и сопоставительного анализа.

Планируемые результаты : знание содержания книги о Робинзоне Крузо; понимание мотивов поступков героя, причин изменения его взглядов на жизнь; владение элементами сопоставительного анализа текста.

Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к роману, рисунки учащихся.

Ход урока : 1. организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1) пересказ эпизодов романа «Робинзон Крузо» (пересказ может сопровождаться описанием иллюстраций и рисунков к роману.)

2) Беседа по роману «Робинзон Крузо»

(в основе-вопросы учебника: 1-3 уровня (стр.202)

Дополнительные вопросы:

Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

Почему Робинзон заявил, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Почему Робинзон назвал недобрым час, когда он взошел на корабль?

Как он распорядился своей судьбой?

Какие черты характера проявлял молодой Робинзон?

Что осуждает он сам в себе в начале своего рассказа?

Что помогло Робинзону во время кораблекрушения выбраться на берег?

Как вел себя Робинзон в первые дни на острове?

Как он боролся с одиночеством?

Что изменилось в его отношении к жизни на третий год его пребывания на острове?

Почему Дефо увеличил срок пребывания своего героя на острове по сравнению с прототипом?

В чем схожи отношения Робинзона с Ксури (в начале романа) и с Пятницей и чем они отличаются?

Какую роль сыграл Пятница в жизни Робинзона?

Как изменился Робинзон за время испытания?

Что помогло ему преобразовать необитаемый остров?

Что вначале было целью путешествий Робинзона и к чему он пришел в результате своей жизни на острове?

3. Аллегорический смысл романа Д. Дефо (слово учителя).

В литературе того времени популярным был жанр аллегорической притчи (вспомним: аллегория-это иносказание). Утвердилась традиция, согласно которой почти любое произведение о жизни и судьбе человека предполагало не только буквальное, но и аллегорическое прочтение. Судьба не сразу забросила Робинзона на необитаемый остров. Сначала он, вопреки родительской воле, бежал из дома, вел разгульную жизнь, попал в плен. Если говорить об аллегорическом смысле событий, то кораблекрушение стало для него чем-то вроде расплаты за грехи, трагическим концом жизни.

Тогда как же можно аллегорически рассматривать жизнь Робинзона на необитаемом острове?

Жизнь на острове стала своеобразным возрождением, путем самопознания человека, искуплением грехов и, наконец, спасением. Робинзон постепенно начинает понимать, каково истинное предназначение человека.

История Робинзона Крузо похожа на историю развития всего человеческого рода. Она подтверждает, что труд явился условием и способом не только спасения жизни Робинзона, но и основой развития всего человечества. Один на один с природой герой поддерживает свое существование охотой, затем скотоводством и, наконец, земледелием. Иными словами, проходит постепенно все начальные стадии эволюции. Дефо со вкусом и основательностью пишет, как устроены жилье и быт Робинзона, как герой заново проходит путь, уже пройденный человеческой цивилизацией. Он учится добывать огонь, защищать себя от жары и холода; изобретает способ обжига глины, сам лепит горшки. При этом Робинзон сознает, что его испытывает и направляет по правильному пути высшая сила – Божественное Провидение. Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние, но и учится быть благодарным судьбе за то, что ему ниспослано, находить радость в простых вещах. В этом и проявляется Божья благодать. Робинзон не стремится к отшельнической жизни. Наоборот, он старается окружить себя возможным комфортом, жить как цивилизованный человек. После кораблекрушения герою удается перевезти с разбитого корабля необходимые вещи, которые, по существу, являются символами цивилизации. Эти вещи сделаны руками других людей, уже потому Робинзон как бы не один на острове, он чувствует поддержку.

Все ли зависит от Божьего промысла или человек способен влиять на жизнь своей волей? Как соотносятся Божий промысел и воля человека? Эта проблема уже тогда волновала мыслителей. Как Дефо решает эту проблему?

Робинзон пытается найти соотношение, равновесие между стремлением улучшить свое положение и подчинением Божьей воле. Он не унывает, принимая случившееся с ним как должное. В то же время он не пассивен, а деятелен и энергичен.

Дефо вводит в повествование дикарей, когда Робинзон достигает душевного спокойствия, когда в его душе воцаряется мир-теперь Робинзон может учить других тому, что постиг сам.

Сначала Робинзон был потрясен кровожадностью дикарей-людоедов. Постепенно он понимает, что они не закоренелые злодеи-им просто неизвестны истинные нравственные ценности. «Перевоспитать» всех дикарей-непосильная задача для одного человека. Робинзон воспитывает, «просвещает» одного из них. Имя, которое дал Робинзон дикарю-Пятница- символично. В пятницу человечество получило искупление грехов, так как был распят Христос. Воскресение же, обретение новой жизни, произошло позже. Возможно, с точки зрения Дефо, человечество находится между Пятницей и Воскресением: разум, воля, труд могут искоренить пороки, грехи прошлого, но к новой жизни люди еще не пришли, они только в поисках истины, на пути к ней.

Робинзон вспоминает, как вели себя по отношению к дикарям колонизаторы, как они истребляли дикарей, не считая их за людей. Робинзон осуждает их, противопоставляет такому взгляду свой, «просвещенный», он считает, что должен нести дикарям все лучшее, что есть в его культуре-культуре цивилизованного европейца.

4. Обучение элементам сопоставительного анализа.

Прочтите и прокомментируйте список «Зло и Добро» из дневника Робинзона.

С помощью этого списка Робинзон попытался доказать самому себе, что в его бедственном положении есть немало хорошего. Например, против безнадежной фразы: «Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись» стоит оптимистичная фраза: «Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники». Так на каждый отрицательный вывод находился вывод утешительный. Эти размышления оказали Робинзону большую поддержку. Он понял, что унывать и отчаиваться не следует, «так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение». Этот список успокоил Робинзона, он стал гораздо бодрее. Если раньше он только и думал, как покинуть остров, то теперь он стал думать о том, как наладить свою жизнь на острове.

5. Закрепление изученного.

(Работа по вопросам и заданиям рабочей тетради.)

6. Подведение итогов урока.

Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось бы, не на что, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. В романе отразились представления эпохи Просвещения о том, что природа создала человека всесильным: возвращаясь к природе, человек черпает в ней, подобно герою древнегреческих мифов Антею, приникшему к земле, неиссякаемую мощь. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом и упорством свою силу и безграничные возможности. Творческая натура человека преобразует и окружающий мир, и его самого.

Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение на тему « Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись на месте Робинзона? Без чего вы не сможете обойтись на необитаемом острове?»

Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют на уроке учащимся познакомиться с фрагментами из кинофильма, послушать музыку, посмотреть презентацию, а также ответить на вопросы учителя по прочитанному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Проблематика романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Класс: 5

Предмет : литература

Цели: изучение избранных глав романа Д.Дефо; выявление проблематики художественного произведения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Средства обучения: тексты или учебники, проектор, экран, презентация о писателе и романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», сюжеты из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»1972г., (производство СССР), песня А.Пугачевой о Робинзоне из к/ф «Сезон чудес»,1984г.

Межпредметные связи: литература, скульптура, кино, музыка.

Урок комбинированный.

(Эпиграф к уроку)

…Но мне природа мудрая дала

Я изваяю из скалы безликой

Подобье Жизни, полное тепла…

А.Козырев

Ход урока

I Организационный момент (1-2 мин). В начале урока звучит песня А.Пугачевой о Робинзоне из к/ф «Сезон чудес».

II Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о проблематике романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

III Проверка домашнего задания: вопросы по прочитанным (избранным) главам.

Цель: определить, как учащиеся прочитали и поняли прочитанные главы.

Расскажите, что вам из прочитанных глав понравилось больше всего? Что не понравилось? Какие главы особенно привлекли ваше внимание? Чем?

(Глава 6 «Робинзон попадает на необитаемый остров. Он добывает с корабля вещи, еду»).

Как вы думаете, что заставило Робинзона поплыть к тонущему кораблю? С какой целью он сделал плот?

(Глава 8 «Календарь Робинзона. - Робинзон устраивает свое жилье»).

Как Робинзон обустраивал свое жилье? Как вы думаете, зачем Робинзон делал зарубки на столбе?

Ребята, скажите, чего больше: хорошего или плохого увидел для себя Робинзон, попав на остров?

Покинул ли его оптимизм?

(Глава 10 «Робинзон достает вещи с корабля, потерпевшего крушение. - Он тщательно исследует остров.- Болезнь и тоска»).

Для чего Робинзону понадобился календарь? Почему им овладела тоска?

(Глава 14 «Робинзон строит лодку и шьет себе новую одежду»).

Потерял ли надежду Робинзон на спасение? Чем он постоянно себя занимает? Что он строит? Зачем ему нужна пирога?

(Глава 16 «Робинзон приручает диких коз»).

Зачем Робинзон решил поймать диких коз? Удалось ли ему это?

(Глава 21 «Робинзон спасает дикаря и дает ему имя Пятница»).

Расскажите о том, как Робинзон спас Пятницу?

(Глава 23 «Робинзон и Пятница строят лодку»).

Зачем Робинзон спас Пятницу? Как Пятница пытался отблагодарить Робинзона? Какие черты характера проявились у Робинзона за время проживания на острове? (8-10 мин)

IV - Давайте схематично покажем черты характера главного героя, которые проявились у него во время проживания на острове . (Дети записывают в тетради)

Цель: сделать характеристику образа главного героя.

(3 мин.)

V - Давайте задумаемся над проблематикой романа. Какие проблемы ставит в романе Д.Дефо? (Дети отвечают, предлагают).

Цель: помочь учащимся понять, о чем хотел рассказать нам автор, что хотел до нас донести.

  1. Тема одиночества.

2. Тема труда. Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком.

Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь. Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать. Не сидит сложа руки.

3.Тема жизнелюбия, оптимизма, надежда на спасение.

У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: Вера и Действие. Робинзон Крузо верит и надеется на свое спасение, он не теряет оптимизм, он борется за жизнь. (4 мин.)

VI – По роману Д.Дефо было снято много кинофильмов в разных странах мира. Сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой сюжет из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» о том, как Робинзон строит лодку (пирогу).

Просмотр сюжета из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Робинзон решил построить лодку (пирогу). Обсуждение с учащимися.

Цель: помочь учащимся понять, что Робинзону было трудно одному строить лодку, он работал с желанием, но работа шла медленно.

(7 мин.)

VII - Ребята, а еще какая тема присутствует в романе «Робинзон Крузо»?

4. Тема дружбы.

В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница. Давайте посмотрим сюжет из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Робинзон спасает Пятницу. (Просмотр и обсуждение).

Цель : уяснить значение появления Пятницы в жизни Робинзона Крузо.

С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Какой? (Дети отвечают). Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку.

(7 мин.)

VIII - Ребята, кроме кинофильмов, созданы скульптуры и памятники, посвященные главному герою романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Вы знаете, что означает слово «скульптура» ? Какие вы знаете скульптуры и памятники? Где они чаще всего находятся? (Дети отвечают, если знают, приводят примеры скульптур или памятников).

Предлагаю вам посмотреть презентацию о писателе Д.Дефо, его творчестве, его книге «Робинзон Крузо», главном герое, а также скульптурах и памятниках, посвященных Робинзону Крузо в разных городах и странах мира.

Цель: расширить кругозор знаний учащихся.

Просмотр презентации. (Тюменская область г.Тобольск скульптурная композиция «Робинзон, Пятница и собака» у фонтана, берестяная скульптура Робинзона автор Любимцев Ю. и другие). Обсуждение с учащимися, что понравилось, а что нет.

Русский поэт Алексей Козырев посвятил этому виду искусства (скульптуре) стихотворение «Сонет скульптуре». Предлагаю вам послушать это стихотворение. (Читает учитель или заранее подготовленный ученик)

Явись мне, смерть, как мрачная скала,

в которой проступают чьи-то лики;

в ней слито все, что мир назвал великим,

от подвигов до низости и зла.

Но мне природа мудрая дала

надежный молот, – и ударом диким

я изваяю из скалы безликой

подобье Жизни, полное тепла.

Удар. Еще удар. Летят каменья,

бью молотом по камню целый день я,

рука – в крови, в крови моей скала.

Но я свершу. И перестанут тени

скалы пугать земные поколенья,

и будет жизнь чиста, любовь – светла.

Давайте проанализируем это стихотворение. Это сонет, написанный современным русским поэтом А.Козыревым. Автор рассказывает о тяжелом труде скульптора, его орудие труда- «надежный молот», лирический герой высекает из камня фигуру, труд его тяжелый и результативный, получаются скульптуры, которые веками радуют глаз человека. Из камня он делает подобие живого существа. Смерть он сравнивает с «мрачной скалой», а скульптуру с «подобием жизни». Когда лирический герой высекает из камня фигуру, он вливает в нее жизнь, наделяет ее теплом, и вокруг становится все уютным, жизнерадостным, чистым и светлым. Строки из этого стихотворения я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Эпиграф подходит и к образу главного героя романа, который трудится, что-то изобретает, занимается деятельностью. Я думаю, что вы теперь лучше представляете, что значить «творить скульптуру». Это труд, который требует много времени, силы воли, мастерства, умения, точности.

Тема урока: Д.Дефо. «Робинзон Крузо».

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Дефо, с историей создания романа «Робинзон Крузо», с увлекательными путешествиями героя;

развивать интерес к изучению приключенческой литературы;

воспитывать смелость, выдержку, силу воли, трудолюбие.

Ход урока.

Наш урок посвящен изучению жизни и творчества известного английского писателя Даниеля Дефо и его приключенческого романа «Робинзон Крузо».

На дом вы все получили особые задания. Сейчас каждая группа познакомит нас со своими исследованиями.

Класс разделен на 5 команд:

1. «биографы»,

2. «художники»,

3. «историки»,

4. «географы»,

5.«биологи».

Учащиеся 1-ой команды познакомят нас с биографией Д.Дефо.

Рассказ «биографов».

В 1660 году в Лондоне в семье мясника родился Даниель Дефо. Это был веселый жизнелюбивый мальчишка, предводитель в играх, умеющий за себя постоять. Больше всего на свете любит путешествовать в неведомые и таинственные края, каких немало было в огромной столице.

Отец мечтал видеть сына священником и в 12 лет отдал в Академию, готовящую пасторов. С усердием и интересом занимался мальчик историей, географией, физикой, астрономией.

Даниель не стал пастором, его жизнь была связана с политикой, коммерцией, литературой.

Он неоднократно достигал богатства и неоднократно в одночасье терял то, что приобретал долгие годы: становился жертвой мошенников и кредиторов.

Жизнь Д.Дефо сама по себе могла бы стать основой захватывающего приключенческого романа.

Вопрос: Ребята, какие произведения мы относим к литературе приключений и путешествий?

(Это книги, с героями которых происходят разные происшествия; действия в которых совершаются в неизведанных краях).

Вопрос: Какие приключенческие книги вы читали?

(Произведения Ж.Верна, Майн Рида, Р.Стивенсона, А.Дюма-отца и др.)

Вопрос: Что вас привлекает в них?

(Невероятные путешествия, преследования,интересный сюжет, сильные герои, их борьба с пиратами, дикарями и т. д.).

Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» - вершина мировой приключенческой литературы. Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Высокий лоб-признак ума, проницательные глаза, волевой, целеустремленный...)

Более 350-ти произведений принадлежит перу писателя, но мы знаем только одно - «Робинзон Крузо».

Выступают «историки». (Рассказывают об истории создания романа).

Роман написан в 1719 году. В его основу положен такой факт. В начале 18 столетия испытанный «морской волк» адмирал Вильям Дампьер отправился в Тихий океан на полупиратский промысел. Плаванье как-то не задалось, и по возвращении один из участников этого «приключения» опубликовал разоблачительный отчет. Там говорилось, что на судах начались беспорядки и люди с них просто бежали. По своей воле на одном из островов у берегов Чили остался штурман Александр Селькирк. Прошло четыре года и четыре месяца, и в тех же водах оказалась еще одна полупиратская флотилия под командованием капитана Вудза Роджерса. О том, как все это было, Роджерс рассказал в своих путевых записках. Так Селькирк стал «героем дня».

Таким образом, Дефо взялся за хорошо известный факт. Переменил имя героя, «перенес» остров из Тихого океана в Атлантический. Увеличил срок пребывания героя на острове в семь раз.

«Биографы» знакомят нас с историей жизни Робинзона Крузо.

Робинзон Крузо родился в Англии в г. Йорке в 1632 году. С детства любил море и мечтал о морских путешествиях.

И вот однажды, сбежав из дому, 1 сентября 1651 года сел на корабль, отправлявшийся в Лондон, и вскоре попал в шторм.

За 8 лет, полных опасных приключений, не раз попадал в плен к пиратам.

1 сентября 1659 года герой отправился из Бразилии в Африку за неграми-невольниками для работы на плантациях, но корабль потерпел крушение, и Робинзон Крузо оказался на необитаемом острове, где прожил в одиночестве 28 лет, 2 месяца и 19 дней.

Чтобы выжить, ему пришлось достать вещи с корабля,построить жилище, охотиться на дичь, ловить рыбу, пахать землю, сеять пшеницу, печь хлеб, шить одежду, изготовлять посуду и многое другое.

19 декабря 1686 года Робинзон Крузо покидает остров, а 11 июня 1687 года возвращается на родину в Англию.

«Географы» представляют примерную «карту путешествий» Робинзона Крузо.

«Художникам» было дано задание - изобразить главного героя (представляют рисунки и характеризуют их).

«Биологи» представляют рисунки растений и животных, которых встретил Р. Крузо на необитаемом острове.

Итак, вы прекрасно справились с заданиями. А сейчас подведем итоги. Что же помогло главному герою выжить на острове и вернуться через 28 лет 2 месяца и 19 дней обратно? (Его стойкость, мужество, сила воли, трудолюбие, целеустремленность, смекалка, оптимизм). Чем вам интересен этот герой? Какие черты характера героя хотели бы иметь и вы?

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мое отношение к Робинзону Крузо».

Тема. Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Цель урока: ознакомить учащихся с историей написания романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»; проследить историю жизни Робинзона до того, как он попал на остров; развивать в учащихся навыки внимательного чтения, формирования устных ответов на вопросы за содержанием прочитанного; воспитывать интерес к литературе.
Оборудование: портрет писателя «Д. Дефо у позорного столба». Рисунок современника; слайды «Остров Мас-а-Тьерра»; сравнительная схема «История Александра Селькирка и Робинзона Крузо».
Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

І. Подготовка к восприятию нового материала

  • Любите ли вы читать литературу о приключениях, путешествиях?
  • Что привлекает вас больше всего в таких книгах?

ІІ. Восприятие новых знаний

1. Слово учителя.
Сегодняшний урок станет для нас началом приключений с Робинзоном Крузо, историю которого рассказал английский писатель Даниэль Дефо. «Дефо обвиняется в составлении возмутительного пасквильного памфлета под. названием «Как покончить с диссидентами». Он среднего роста, худощав, около сорока лет от роду; лицо смуглое, волосы темно-каштановые, но носит парик; глаза серые, нос с горбинкой, подбородок острый, над углом рта большая родинка. Родился, в Лондоне и долгое время держал чулочную лавку в Фрименс-Ярде, в Корнхилле, а теперь владеет черепичным заводом в Тильбюри, в графстве Эссекс. Кто укажет место пребывания означенного Дефо одному из статс-секретарей или мировых судей ее величества и будет способствовать его поимке, тот получит вознаграждение в 500 рублей, каковую сумму ее величество повелела выдать разыскавшему Даниеля Дефо».
Благодаря этому описанию властей потомки могут представить себе портрет известного писателя, для которого его литературный талант стал причиной появления у позорного столба. После объявления приговора Дефо просидел еще двадцать дней в Ньюгейтской тюрьме, до выставления у позорного столба. Нужно удивляться невероятной энергии и умственной силе этого человека, который во время краткого промежутка до ожидавшего его позорного наказания успел написать еще два сочинения: памфлет «Кратчайший путь к миру и единству», где он взывает к христианскому чувству братской любви и терпимости как членов английской церкви, так и диссидентов, и знаменитый «Гимн позорному столбу», в котором автор навеки пригвоздил к позорному столбу своих бессовестных гонителей. Диссидентами в Англии в то время английская церковь называла своих идеологических противников, пуритан. Дефо же призывал к миру и единству верующих и высмеивал гонения людей по религиозному отличию.
Посмотрите на карикатуру 1703 г. Почему, как вы думаете, писатель остался спокоен и серьёзен. Ответ аргументируйте, опираясь на материалы учебника «Краткие сведения о писателе, с.159.
В тот самый день (29 июля 1703 года), когда Дефо в первый раз был выставлен на позор перед уличной толпой против биржи в Корнхилле, был издан и «Гимн…», первое издание которого было расхватано собравшимся вокруг него народом. В течение следующих двух дней он выставлялся таким же образом в самих бойких местах Лондона – на улице Чипсайд и против Темпл-Бара. Сознание справедливости и ненависть ко всякого рода гонениям и тирании с давних пор живут в английском народе. Вместо того чтобы подвергать всяким оскорблениям этого мученика за свободу совести и права народные, выставленного на позорном эшафоте с головой и кистями рук, просунутыми в деревянную колодку, собравшаяся громадная топа, разогнав солдат, обратила позор Дефо в торжество, причем украсила эшафот со столом гирляндами и усыпала цветами. Хотя в своей последней сатире «Гимн позорному столбу» Дефо заклеймил вечным позором своих гонителей, но ввиду такого проявления народного сочувствия правительство не решилось подвергать его за это особому преследованию.
Он был сыном свого времени, но настоящую славу принёс Д.Дефо роман о Робинзоне.

2. «Путешествие» на о.Мас-а-Тьерра. Использование слайдов.
Ученик. Давайте отправимся с вами на далекий архипелаг Хуан Фернандес. Находится он вдали от морских торговых путей, потому приплывали сюда в основном только пираты. Но история сохранила сведения о невольных «робинзонах»: мореплавателе Хуане Фернандесе, который прожил на Мас-а-Тьерра несколько лет, о провинившихся матросах, игравших в азартные игры и высаженных за эту провинность капитаном, и об индейцах, завезенных на острова, дабы сделать эту землю обитаемой. Но в 1704 году произошло событие, которому суждено было положить начало славе английского писателя Дефо: поссорившись с капитаном, на берег острова сошел моряк Александр Селькирк.
Ученик. Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии на побережье Северного моря. Восемнадцатилетним юношей покинул дом и отправился в плавание. Вскоре судно захватили французские пираты. Молодого матроса клеймили и продали в рабство. Но ему удалось освободиться и самому наняться на пиратский корабль. Домой он вернулся с золотой серьгой в ухе и туго набитым кошельком. Тихая жизнь вскоре наскучила Александру, и в 1703 году он записывается в экспедицию, направляющуюся к берегам Латинской Америки. Ему предстояло служить боцманом на галерее «Сэнк пор». Поначалу плавание протекало спокойно, но вскоре умер капитан корабля, а с его преемником у Селькирка отношения не сложились. После очередной стычки с новым капитаном боцман решил покинуть корабль. В шлюпку погрузили кремневое ружье, пули, фунт пороху, огниво, одежду, табак, топор, нож, котёл, съестные припасы на один день и Библию. Так боцман оказался на необитаемом острове.
Ученик. За время пребывания в одиночестве он научился добывать огонь, ловил диких коз руками, когда кончился порох. 31 января 1709 года «дикого человека» Селькирка нашли матросы с корабля флотилии под командованием Вудса Роджерса. Спустя 8 лет Александр вернулся в Англию.

3. Составление сравнительной схемы «История Александра Селькирка и Робинзона Крузо». Работа со статей ученика, с.160.


Почему Д. Дефо настолько изменил реальные события? (Его герой – это персонаж «выступающий в художественном произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем и конкретно показанных в его поведении, в духовном мире»).
Учитель.
Третью ночь подряд вижу тот же сон
Снится остров мне, снится Робинзон.
Бьет о скалы прибой, и чайка вдаль летит.
И Робинзон грустит (Л. Дербенев – В. Добрынин).
На острове герой прожил 28 лет. Он самостоятельно оборудовал жильё, добывал и поддерживал огонь, делал посуду, добывал пищу. Робинзон создал свой маленький цивилизованный мир.

4. Словарная работа.
Цивилизация.

  • Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.
  • Современная мировая культура.

5. Анализ содержания произведения.

  • Что вы узнали о семье главного героя из его рассказа?
  • Какие наставления давал отец своему сыну Робинзону?
  • Почему, попав первый раз в шторм, юноша не остановился, а продолжал упорно соперничать с судьбой?
  • Как спустя годы Робинзон оценивает свои поступки?

6. Индивидуальное задание. Рассказ ученика «Побег из плена».

7. Выразительное чтение. Отрывок «Мы все, одиннадцать человек… в разные стороны».

  • Каковы ваши ощущения после прочитанного отрывка?
  • «Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял взор к небу, возблагодарив Бога за спасение моей жизни, на что несколько минут тому назад у меня почти не было надежды». Почему через несколько минут радостное настроение героя изменилось и он пришел «в такое отчаяние, что долго как сумасшедший бегал по берегу»? Ответ аргументируйте.

IV. Подведение итогов урока.

  • Какое реальное событие послужило основой произведения Даниэля Дефо?
  • Существует ли сходство между автором и его героем? Ответ аргументируйте.

V. Домашнее задание.

  1. Перечитать с. 163-177.
  2. Повторить схему «История Александра Селькирка и Робинзона Крузо».