Виталий Волович: ​«Я рисовал – следовательно, я любил. Виталий Волович: о времени, о себе и о «порочной привычке делать книжки

Сегодня исполняется 90 лет народному художнику России, легенде Екатеринбурга Виталию Воловичу. Это его фигура вместе с Мишей Брусиловским и Германом Метелевым изображена в скульптурной группе «Горожане. Разговор» в сквере на углу проспекта Ленина и улицы Мичурина. Мы попросили людей, которые его знают, рассказать, в чем уникальность художника Воловича.

Виталий Волович живет на Урале с четырех лет. Как пишет Анна Матвеева в книге «Горожане», в детстве Витя, как звали его дома, не только хорошо рисовал, но и хорошо пел. Но судьба распорядилась так, что он стал все-таки художником. Сам Виталий Михайлович говорил, что с профессией определился очень рано.

В школе я мечтал поступить в художественное училище, а в училище мечтал поступить в институт. Приехав из института, мечтал делать вещи, которые мне интересны и нравятся. Сделав одну, я мечтал о другой, которая ещё интереснее.

Евгений Ройзман, знакомый близко и с Воловичем, и с Мишей Брусиловским, говорит, что оба они - одни из самых крупных людей, которые сформировали культурный образ Екатеринбурга:

Что Волович, что Брусиловский всю жизнь шли своим путем, на горло никому не наступали, чужого не брали, в партию не вступали, друзей не предавали и при этом всю жизнь росли, дарили людям радость и совершенствовались. Согласитесь, что уже немало?


Виталий Волович считается одним из лучших русских книжных графиков, его знают во всей Европе, пожалуй, даже больше, чем здесь, говорит Евгений Ройзман.

Он считается лучшим иллюстратором Брехта, он один из лучших иллюстраторов Шекспира, и он человек мировой книжной культуры, на его уровне сейчас близко никого нет. Волович сделал лучшие иллюстрации к «Малахитовой шкатулке». И, конечно, «Тристан и Изольда», «Вересковый мед» - это образцы книжной графики, - считает Ройзман. - Волович очень точный художник, он очень многое успел зафиксировать. Например, его зарисовки по Таватую имеют просто научное значение, потому что того Таватуя, села, уже нет. Это именно настоящий мастер, которых со времен Возрождения, в общем-то, не было. До последнего времени он делал гравюры, умел делать мозаику, мог делать графику, живопись, и для нас очень важно, что он всю свою жизнь связан с Екатеринбургом.

После смерти жены Виталий Михайлович практически каждый вечер приходил в гости к своему близкому другу Брусиловскому, а - к Татьяне, его супруге. Брусиловский и Волович были близкими друзьями.


«Виталий Волович - личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее, - писал Миша Брусиловский. - Трудно найти фамилию, которая бы так подходила ее носителю. Высокий мужик, немного сутулый, руки - здоровенные клешни, большие очки сидят на большом горбатом носу. Человек в высшей степени умный, но интеллект расходует в зависимости от обстоятельств и степени подготовки собеседника. Обожает нравиться женщинам и действительно нравится. В компании человек азартный, шумный, веселый, остроумный, дуэлянт в споре. Художник с мировым именем, но это область искусствоведения. Я же ограничусь тем, что скажу главное: он мой друг, и я этим горжусь».

Работы Виталия Воловича востребованы у коллекционеров по всему миру, подтвердил сайт галерист, владелец аукционного дома «Суворовъ» Валерий Суворов.

Гениальные работы мирового уровня, - сказал он. - Волович - один из лучших живущих сегодня графиков в мире. [На его работы] всегда был и будет спрос у интеллектуально развитой части населения, у тех, кто любит классическую литературу высокого уровня и гуманитарно подготовлен.


Завкафедрой истории искусств и музееведения УрФУ Тамара Галеева отметила «фантастическую трудоспособность и творческую энергию Виталия Михайловича».

Виталий Волович, сколько себя помнит, всегда рисовал. Ему словно на роду было написано стать художником, причем именно книжным иллюстратором, ведь книги окружали его с детства. В родительском доме была богатейшая библиотека, содержавшая не только современные советские издания, но и дореволюционные, в том числе и «крамольные» по тем временам. То есть осознание себя художником произошло очень рано, в детстве, - сказала она. - Сейчас выставки, посвященные Воловичу, будут пытаться подвести какие-то итоги его творческой жизни, и это невероятно сложно, потому что это человек, который все время в развитии, художник, который всегда собой недоволен, всегда в сомнениях, самоироничен. И это все зерна дальнейшего роста.

- Вы хорошо знакомы с Виталием Михайловичем, какой он человек?

Виталий Михайлович совершенно потрясающей доброты товарищ и человек, с ним исключительно приятно и комфортно общаться. Он обладает блестящим чувством юмора, потрясающий рассказчик, человек, в жизненном багаже которого столько всяких памятных и занимательных историй о встречах с интересными людьми. Человек-праздник, я бы сказала.

Если представить какую-то галерею лет через 100, где будут собраны картины разных эпох. Рядом с чьими работами вы бы повесили работы Воловича?

Я бы его рядом с Пикассо повесила, честно признаться. Абсолютно единое художественное пространство. Да, Пикассо, может быть, был более разнообразен, потому что и в театре работал, и скульптурой занимался, и керамикой, но если говорить о той сфере, в которой Волович абсолютный профессионал, о графике, то, я думаю, что они рядом смотрелись бы совершенно органично.

Сегодня в Екатеринбурге откроются выставки работ Воловича, посвященные его 90-летию, - в библиотеке Белинского и в Музее Эрнста Неизвестного .

Редакция сайт поздравляет Виталия Воловича с юбилеем, желает здоровья и счастья!

Текст: Анна ЖИЛОВА
Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / сайт; Ольга ОРЕШКО / facebook.com

Ушел из жизни почетный гражданин Свердловской области художник Виталий Волович. Совсем недавно легендарный художник отметил 90-летие. Волович был давним другом и экспертом «УР», частым гостем тематических дискуссий и круглых столов. Во время одной из встреч было взято это интервью.

Виталий Волович — гордость Екатеринбурга, талантливейший художник, график, действительный член РАХ, чьи работы представлены в Третьяковской галерее, музее имени Пушкина, крупнейших галереях и музеях Европы. Ему без малого 90, но он по-юношески смешлив и задорен: «Я вполне современный парень». Ежедневно Виталий Михайлович проводит в своей мастерской часов по 10. Немного стесняется своего возраста: «срок дожития уже пережил, как-то неловко». Равно как и с памятником при жизни. Беседовать с ним оказалось легко и приятно. Даже в грустных вещах Волович неизменно находит повод пошутить и рассказать какую-нибудь уморительную байку.

Журналист и писатель Клавдия Филиппова привезла четырехлетнего сына Виталика в Свердловск из далекого дальневосточного Спасска.

— Я, может быть, один из немногих, кто ровным счетом ничего не знает о своих предках. Сомневаюсь даже, что они у меня были — говорит Волович. — Мама очень рано лишилась родителей, жила у тетки в Нерчинске, потом переехала в Спасск, где познакомилась с будущим отцом, заявившим: «или я, или ребенок». Она выбрала ребенка, и в 1932-м оказалась в Свердловске. Мама меня спрашивала, хочу ли я знать что-нибудь об отце. Я горделиво говорил, что нет.

В 1937-м у Клавдии Владимировны Филипповой вышла первая книжка «В гимназии». Леонид Диковский поставил ее в своем театре во Дворце пионеров. Следующая «Между людьми» — о писателе-разночинце Решетникове — была издана в Москве. Отчимом мальчика стал писатель, литературовед Константин Васильевич Боголюбов.

— Дома была потрясающая библиотека, в коридоре стояли шкафы с тускло блестевшими золотыми переплетами: издания Брокгауза и Эфрона, шеститомник Шекспира с иллюстрациями сэра Джильберта, история крестовых походов, — вспоминает Волович. — И все эти книги были замечательно иллюстрированы. Я был очень увлечен одним из классиков шекспировского иллюстрирования сэром Джильбертом, рисовальщиком пером, Доре и конечно, Пикассо. В этой атмосфере я и рос, поэтому позже обратился к книжной графике. История на самом деле трагическая. Вскоре началась война, у мамы была военная дистрофия, она болела невероятно тяжело, потом все это переросло в страшную форму туберкулеза. Квартира наша была в деревянном доме недалеко от нынешней улицы Мамина-Сибиряка, окна зашторены, начало войны. Мама страшно замерзала, дров не было, и мы с отчимом, университетским профессором ходили на станцию Шарташская, куда привозили уголь. Выжидали темноты и подползали к большой куче, часовой с ружьем уходил в другую сторону, и пока его не было, мы нагребали в сумки эту угольную пыль, чтобы прийти домой и затопить печку. Потом возвращался человек с винтовкой, мы замирали... Однажды я решился на воровство, взял полено из поленницы во дворе. Мама, худая, страшная, приподнялась на локте на кровати и устроила мне немыслимую разборку за то, что я взял чужое. Меня, 12-летнего, заставили отнести назад это полено, это был мощный урок на всю жизнь. Потом наступили совсем тяжелые времена, холод стоял сумасшедший. Военные зимы были очень суровыми. Нам приходилось изданиями Брокгауза и Эфрона — сказать страшно — растапливать буржуйку. И мы видели, как исчезают в печке листы с иллюстрациями Доре, сэра Джильберта и других. Это одно из самых трагических впечатлений детства.

Мама Виталия Михайловича работала литконсультантом в «Уральском рабочем», отвечала на письма и присланные ей стихи. Однажды, смеясь, показала сыну поэму, посвященную полету в космос двух собачек. Поэма начиналась словами: «Вот вернулись из космОса два советских пЁса»...

— У нас был открытый дом. — вспоминает художник. — Собиралась вся писательская братия, включая Павла Петровича Бажова и Мариэтту Сергеевну Шагинян, жившую здесь в эвакуации. Шла война, и все гости приносили понемножку яичного порошка, мама сбрасывала все это в кастрюлю, заливала водой, и на сковородке оказывался огромный желтый блин. Гости приносили спиртное, какие-то страшные самогоны. Все были голодны и напивались мгновенно... Я, маленький, ходил и слушал. Позже, работая в издательстве, я оформлял книжки почти всем уральским писателям, включая Бажова, Бондина, Найдича...

Предрасположен к трагедии. ...Но и к шутке!

— Вы однажды сказали, что художник обречен на самого себя. Почти во всех ваших произведениях есть некий трагизм. Даже в пейзажах. Можно ли считать, что в этом ваша индивидуальность?

— Наверное. Скажем, человек рождается и поет только тенором и только лирические партии, или наоборот басом. Есть люди, предрасположенные к доброте, самопожертвованию, даже к насморку. Я предрасположен к трагедии. Если на плэнере стоит прекрасная погода, солнышко, небо голубое, я рисую без всякого воодушевления. Но если поднялась гроза, налетела буря, ветер, я чувствую дикое внутреннее оживление, мне это интересно. Драматургия всегда интересней в силу того, что она связана с пограничными ощущениями. С этюдами бывает смешно. Помню, рисую на Таватуе выжженный холм возле озера, на нем белые пни, давно срубленные и белые как кости. Я создаю образ, пишу черной, коричневой и белой краской. Подходит мужик и долго у меня за спиной стоит. Молчание у него тяжелое. Оборачиваюсь, а он мне: «Мужик, ты чего делаешь, небо-то синее!». Я говорю: «Да у меня синей краски нет...». «Аааа... — отвечает. Так у нас установилось взаимопонимание. Я объяснил ему странность.

Вообще когда рисуешь на природе, комментарии получаешь замечательные! Однажды в Коуровской слободе ко мне подошел старик с палкой. Остановился, долго стоял: «Вот бы мне старику-то эдак научиться: подольше бы пожил хотя... — Отчего же подольше? — спрашиваю. — Так косить-то меня надолго ли хватит? А так кисточкой ширк-ширк, глядишь и заработал».

Однажды мы с моим другом Лешей Казанцевым писали тогда еще Свердловск. Подошли две девочки лет по 17 и, не обращая на нас никакого внимания, рассуждают, мол, надо же, мужики в этом возрасте водку пьют, да валяются как свиньи. А эти рисуют. Все-таки лучше.

Общение со зрителем очень любопытное. Леша был академист, я рисовал посвободнее. Подошли мальчики, один и говорит, показывая на Лешу, мол, у этого правильней, а у этого (показывая на меня) — интересней.


— Брусиловский как-то писал, что вы обожаете нравиться женщинам и, главное, нравитесь им. Как женщины-зрительницы оценивали вашу серию «Женщины и монстры»?

— В книге отзывов одна написала: «Ухожу с выставки грязной и залапанной», вторая: «Художник, по-моему, просто сексуальный маньяк». Зато была женщина, написавшая, что больше всего ей понравилась серия «Женщины и монстры». «Вот это кайф, вот это мужик!». Я очень гордился.

У меня много лет тому назад была выставка графики в зале Каслинского литья Челябинской картинной галереи. И один зритель написал: «Уважаемый товарищ Волович, мне очень понравилась ваша графика, но еще больше понравилось ваше каслинское литье». (хохочет — Ю.Г.).

Однажды случилась такая запись: «Уважаемый товарищ Волович, с большим интересом посмотрел ваши работы, и у меня возникло серьезное желание поговорить с вами. Я живу в Москве, адрес и телефон такие-то». Внизу подпись: Врач-психиатр такой-то. Или бытово: «Мы с Машей любим друг друга, и поэтому нам даже ваша выставка понравилась». Книга отзывов это совершенно прелестная обратная связь!

— Сейчас уже никого. Раньше я очень хотел делать Сирано де Бержерак, Макбета. В юношестве — Грина. Но не случилось. Мне повезло, «Слово о Полку Игореве», «Роман о Тристане и Изольде», «Ричард III» — все это было потворческим заявкам и с согласия издательства. Раньше интерпретация художественного материала была способом выразить свое мироощущение, все «кукиши» в кармане. Понятно, что «Ричард III» был протестом против тоталитарной власти. Про «Эгмонта» в центральной прессе была рецензия, где писали: «Художнику особого дела до Гете нет, онреализует свои представления о несвободе». Сейчас интерпретация литературного произведения мало кого интересует. Появились яркие сценические интерпретации, до которых художникам далеко. И вот новый тип книжки, в которой я выступаю наравне с литературным автором. Это невероятно увлекательно, и возникает уже тогда, когда накоплен какой-то объем работ, и его необходимо реализовать.

Художник и возраст

— Я настолько привык к книге, что если книги не выходят, чувствую себя сиротливо. — Признается он. — Порочная привычка делать книжки . Так и сейчас я обеспокоен, что никак не удается издать «Корабль дураков»... (книга вышла через несколько месяцев после интервью — осенью 2016 года — прим.ред. ). С «Орестеей» тяжелая история. Я сделал ее в 1989 году, это был заказ издательства. Книга так и не издана, существует как станковые листы. Между тем, художнику, доживающему до определенного возраста, очень хочется реализовать себя до предела, такой бзик! История взаимоотношений художника с возрастом трагична. Как правило, возникает какая-то работа, которую художник не успевает закончить. Вспомним историю Корина, который всю жизнь писал этюд к «Руси уходящей», да так и не закончил. Гена Мосин, делавший «Сказ об Урале», подготовил огромный холст, рисунок был переведен по клеточкам, но — не закончен. Таких примеров много. И поскольку я имею некую фантазию считать, что «Корабль дураков» самая важная для меня книга, мне очень хочется ее издать. Для меня это реализация самых важных идея. До некоторой степени синтез того, что я делал в течение всей жизни. Я понимаю, что ситуация изменилась, и то, что интересно мне, возможно, не слишком интересно большинству зрителей. Приходит на смену совершенно другое поколение художников, с другими идеями, идеалами. Искусство фигуративное уступает место искусству ситуационному — инсталляциям, артефактам. Налицо смена ориентиров и интересов. То, что относится к содержательной графике, уже мало кому интересно.


— Книга уходит в прошлое. Есть ли что-то еще из прошлого, привычки, характерные особенности, чего вам жаль? Некоторым жаль, что не существует больше писем от руки. Познер сожалеет, что интеллигенции больше нет, она растворилась...

— Все это так. Я вот живу дольше «срока дожития» (это около 12-ти лет), я очень сильно обманул государство, заступил на чужую территорию. Ощущаю некоторую неуместность и рассчитываю главным образом на тех, кто, кто тоже превысил срок дожития и разделяет мои взгляды. Да, художник обречен на самого себя. Конечно, единственное условие подлинного художнического существования это искренность. У нас странная профессия в том смысле, что чем в большей степени художник является эгоистом, тем больше шансов у него быть кому-то интересным. Социологи говорят, мол, художник должен изучать спрос, тенденции, я думаю, что ничего этого не нужно. Художник должен быть абсолютным эгоистом и выражать только себя всеми доступными ему способами, пытаться удовлетворить себя. Это не самонадеянность, это от безвыходности. Если я буду что-то учитывать, искать некие среднестатистические способы понравиться зрителю, это значит, что я буду просто не интересен никому.

—Вы говорили, что нет ничего лучше работы с мертвыми авторами — не было конфликтов ни с Сервантесом, ни с Шекспиром. Была ли работа, которую вам делать не хотелось, не нравилось, на сопротивление материала?

— После художественного училища у меня была репутация живописца. Все мои детские впечатления о книгах были забыты, я ездил с этюдником, писал. Потом в 48 лет умерла мама, у нее остался огромный долг, мне нужно было с ним расплачиваться. Нужда заставила. Мамин приятель, Александр Соломонович Асс, зав.производством в Свердловском издательстве, предложил мне сделать иллюстрации к тексту рассказа «Суворовец» из журнала «Боевые ребята». Я очень старался, было неловко не оправдать доверия. И я приносил самому доброжелательному ко мне человеку эти рисунки 13 раз! И он, сокрушаясь, в 13-й раз, сказал, мол, ну плохо, но выхода нет. Так у меня вышел рассказ. Это был ужас. Я дал себе слово, что близко больше не подойду к издательству. Где-то в мастерской есть этот рисунок — партизаны, взрывающие поезд и дети, ваяющие снежную бабу. Страшное дело. Если бы ко мне пришел молодой художник с этим и рисунками, я бы посоветовал ему заняться, скажем, пчеловодством...

Прошли годы, и я полтора десятка лет провел в издательстве на поденной работе. Делал путеводители, журналы. Судьбоносной стала «Кладовая солнца» по Пришвину. Я делал эти рисунки с сумасшедшей любовью. Рисовал с натуры ворон, стога, природу. Книжка вышла, и совершенно неожиданно пришло письмо от Пришвина с благодарностью. Он писал, что мои иллюстрации к его книге — лучшие. Потом я даже бывал у него дома в Лаврушинском переулке. Много позже моя внучка училась в 5-м классе, они проходили «Кладовую солнца». Ко мне как раз зашел журналист из «Уральского», попросил письмо Пришвина. — Дед, а ты что, знал Пришвина?! — спросила внучка. — Я делал иллюстрации к его книге. — ответил я. — Так ты знал его лично? — у Анечки округлились глаза. — Дед, а Пушкина ты тоже знал?

Была еще смешная история с «живыми» авторами. Сюда приехал поэт Степан Щипачев, и поскольку у меня в издательстве уже к тому времени сложилась репутация пейзажиста, мне предложили делать его книгу под названием «Березовый сок». Я полагал, что это о природе. Щипачев позвал меня к родственникам в гости, там были пельмени и водка. Потом он стал читать главы из «Березового сока». Я постепенно трезвел, потому что это была книга о революционных маевках, о каменных палатках, куда собирались революционеры. И это было ужасно. На обратном пути, что-то мямля, я объяснял, почему не смогу...

ПРО ФОРМАЛИЗМ

— Вас называют шестидесятником. Вы себя им ощущаете?

— Конечно да, тем более, как раз в 60-е возникли все эти обвинения в формализме. Все началось с Миши Брусиловского. Я кидался на его защиту во всех инстанциях, Гена Мосин даже нарисовал мой романтический портрет: я стою в черном свитере, кругом корни и плакат Дон Кихота. На одной из проработок редактор книжного издательства встал и сказал, что надо оставить в покое Брусиловского и заняться его адвокатами. И они занялись мной. Я очень сильно это переживал... При этом, начиная с 50-х годов, мы получали дипломы на всесоюзных конкурсах. На очередном конкурсе комиссия присудила моей книжке «Побежденный кит. Мальтийская сказка» диплом, который за формализм был аннулирован. На следующий год так же отняли диплом у свеженагражденной «Малахитовой шкатулки». В составе жюри был художник Дементий Шмаринов, возмутившийся этим фактом. Позже, на совещании в обкоме, главный, Ермаш, все спрашивал, правда ли, что мне нравятся формалистические художники. Я сознался, что да, и что еще мне нравится польский плакат. Мне перестали давать работу, и я вынужден был поехать в Москву. Там я сразу получил заказ на «Песню о соколе» и «Песню о буревестнике». Это было время некоторого пересмотра революционных идеалов. Сталин уже имел соответствующую репутацию, но Ленин, революция, шатровские пьесы по-прежнему были в ореоле святости. Позже я получил серебряную медаль за «Шотландскую балладу» на конкурсе в Лейпциге, а в московских издательствах сделал «Ричарда III-его», «Исландские саги». Жизнь изменилась. Так что кампании имеют оборотную сторону, и для меня это было счастьем.


ПРО ПРИОРИТЕТ КОМФОРТНОГО ИСКУССТВА и умение «вмылить»

— Как сегодня жить художнику, если с одной стороны, нужно быть в гармонии с самим собой, а с другой, зарабатывать деньги? Как не скатиться в ширпотреб?

— Сегодня существует абсолютная свобода, писать можно все, что угодно. Другое дело, что это никому не нужно. Все искусство подверглось пересмотру, но изобразительное искусство в большей степени, чем все остальное. Мир ведь наполнен визуальными образами — ТВ, пресса, глянцевые журналы. Художнику, чтобы найти свое место, нужно отойти от визуального правдоподобия, изобрести свой более сложный метод отражения того, что он видит и чувствует. Это влечет за собой усложнение языка. И — полное равнодушие зрителя. Поэтому художник сейчас оставлен на произвол судьбы, государство не принимает в нем участия. Есть байка, относящаяся ко временам французской революции. Художник Густав Кюрбе был очень буйным человеком, принимал участие в свержении Вандомской колонны, но потом остепенился и к концу жизни был награжден Орденом почетного легиона. Он торжественно отказался от ордена и написал в газету заметку, где, в частности, были такие слова: «Государство тогда выполнит свой долг перед искусством, когда оставит всякую заботу о нем». Мы думали, Господи, без цензуры... это же счастье! Вот эти времена настали, государство оставило заботу о нас, и мы отданы в руки не элиты, но людей, внезапно разбогатевших. У них свои вкусы и пристрастия. И экономическая зависимость художника от существования в этом слое во много раз унизительней и хуже, чем всякие цензурные дела, потому что цензуру можно было обходить. Она предполагала метафору, отсутствие прямоговорения, обходные пути. Иногда это служило на пользу искусству. Сейчас человек, имеющий средства, выбирает то, что ему нравится: сделайте мне красиво. Художник стал обойщиком его величества, украшателем интерьеров в домах богатых людей. Исчезла необходимость в индивидуальности художника. Раньше, даже в самые страшные времена, художником считался тот, кто выразил свое отношение к миру. Сейчас это не нужно. Надо сделать красиво, комфортно. Помню, сюда приезжал галерист из Тулузы, я сопровождал его, комментируя картины. И в мастерской у Вити Реутова, замечательного мастера гиперреалистического склада галерист говорит: «Все это чудесно, но почему у вас там все время пасмурно?!». Спрос имеют солнечные пейзажи, комфортное искусство. Искусство выродилось и является просто способом украсить интерьеры. Драматургия, конфликтное искусство, творческая индивидуальность нынче не нужны. Молодые талантливые ребята вырастают в атмосфере необходимости иметь заказчика, делать то, что модно, востребовано. И это, конечно, дикий удар по изобразительному искусству, оправится ли оно? У нас сейчас, как и на Западе, лишь редкие художники зарабатывают благодаря своей известности, статусу, все остальные — дизайном, издательской деятельностью, педагогикой, либо прикладными видами. Чтобы заниматься тем, что нравится, нужно иметь приработок.

Очереди за искусством

— Феномен очередей за искусством. Что по этому поводу думаете?

— Мне бы хотелось думать о возникновении интереса к искусству. Но я вспоминаю, что на выставке Глазунова очередь была ничуть не меньше, даже наоборот. Это интерес к классическому искусству, вызванный голодом, возникающим у зрителя в связи с тем, что художники не создают объекты. А создают интерпретации. На выставке в гостинице «Исеть» было огромное количество молодежи, но я думаю, что объяснение этому — мода. Придя на выставку, ты приобретаешь статус человека прогрессивного, современного, принадлежишь к элите. С Серовым, наверное, тоска по действительному искусству. Тут, конечно, и некий массовый гипноз, но есть часть людей, которым это по-настоящему интересно.

— Где грань между современным искусством и субстанцией, которую создают якобы художники?

— Она стерта. Современное искусство и не претендует на создание объекта, не является продолжателем визуального искусства. У них есть даже формулировка: «По ту сторону ручного труда». Это интеллектуальные затеи, способ интерпретировать. На биеннале была имитация стены плача, куда вместо записок к Господу были засунуты ассигнации. Это было крамольно, но любопытно: связь с Богом заменена корыстью. Это искусство, переместившееся в область интеллектуального. Фигуративное искусство все более переходит в область классического. И все в меньшей степени выражает взаимоотношения, проблемы, возникающие в современном обществе. Тем более в связи с утратой подлинного значения, переходом в коммерческую ипостась, которая никому, кроме владельцев интерьера неинтересна. Всегда есть талантливые интерпретации, есть бездарные. Так и в спектаклях. На днях я посмотрел вахтанговского «Евгения Онегина». Очень талантливая режиссерская интерпретация. А еще видел «Короля Лира» от режиссера Бутусова. Весь спектакль состоит из натужного набора режиссерских выдумок, Шекспир терпит потери. Там нет ни слова в простоте! Все время метафоры, ребусы, которые надо разгадывать. Если они талантливы, это интересно, если нет... В нашей опере Онегин приезжает на мотороллере к Лариным. Я хорошо отношусь к оперному театру, он больше других нуждается вреформации. И вот Ленский поет «Я люблю вас, Ольга!», а сам, извините, щупает ее как мальчишка в последнем ряду кинотеатра. У меня это сочувствия не вызывает. Посмотрел еще «Тщетную предосторожность». Декорации нарисованы художником из Большого театра, использованы мотивы Ван Гога. Я был изумлен. Единственная связь в том, что действие происходит в Провансе, который писал Ван Гог. У него же это ощущение боли, трагедии. А тут во втором акте открывается занавес, и мы видим «бильярдную» Ван Гога, место, где совершается самоубийство, самую экстатическую и зловещую картину художника. На фоне пастушеской пасторали? Есть же предел художническому своеволию. Режиссерский замысел должен озарять какие-то моменты действа, но не быть назойливой демонстрацией присутствия режиссера в каждом куске спектакля. Хотя я вполне современный парень, способен оценить режиссерское своеволие.

О семье и возрасте

— Кто-то из вашей семьи пошел по вашим стопам?

— Слава Богу, никто. Внучка менеджер, недавно родила правнука. Внук Женя долго работал на ТВ, сейчас занимается фотографией, в Доме кино у него была выставка портретов. Кто хочет своей профессии детям или внукам? Это слишком сложная профессия. Может, это проще, чем быть певцом. Художник всегда может сказать: «Я так вижу, я не понят». Но вообще-то художническая работа связана с огромным терпением и любовью. Чтобы вытерпеть все эти уколы самолюбия, честолюбия, неудовлетворенность, разочарование нужно просто очень сильно любить свою профессию. Мои внуки хорошие ребята. Внук мне подарил правнучку. Я обзавелся большим набором. Семьей собираемся нечасто. У меня по сути не было родственников, поэтому нет традиций собираться за семейным столом. Но внук и внучка приезжают в мастерскую. Внучка варит суп, прибирается... Мы даже новый год встречаем все в своих компаниях, это нормально и естественно. Хотя отношения с детьми у меня самые нежные, наверное, потому, что я умею не вмешиваться в их жизнь. Вообще считаю, что дед должен детям помогать, очищать их от неприятностей, отскабливать всякие ракушки, которые невольно прилипают и — не вмешиваться в их жизнь.

— Вас можно поставить в почетный ряд: Познер, Жванецкий, Ширвиндт, Зельдин, наконец. Это те мужчины, которые, несмотря на свой возраст, не утратили привлекательность, в том числе и для женщин, некий стержень. Как вам это удается?

— Я немного бравирую своим возрастом, сохраняю некоторую энергию. И за мной установилась репутация местного районного Зельдина (смеется). Мне просто очень интересно работать. Это ведь не моя заслуга. Генетически так устроен организм, что пока держится. Но иногда бывает, что человек выглядит гораздо моложе своих лет — по энергии, интеллекту, а потом подходит какой-то срок, и он вдруг раз, и мгновенно оседает на свой возраст. У меня с возрастом довольно сложные отношения. Я веду не совместимый с моим возрастом образ жизни . Помните анекдот про двух стариков, которые рассуждали про две опасности: Альцгеймера и Паркинсона. Паркинсон предпочтительней. Лучше расплескать несколько капель из рюмки, чем начисто забыть, куда ты спрятал бутылку водки. Я пока еще помню. Работа! Конечно это спасение. И мастерская это реанимация не в метафорическом, а в абсолютно полном смысле слова. Иногда просыпаешься, думаешь, да пропади все пропадом. Скоро 90! А потом приходишь в мастерскую, 10-15 минут, и все, тружусь 10 часов весьма активно. Работа держит.

Заслуженный художник РСФСР (1973 г.), лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999 г.), первый на Урале член-корреспондент Российской Академии художеств (2007 г.).

Родился в 1928 году в г. Спасске на Дальнем Востоке. Умер 20 августа 2018 года в Екатеринбурге.

В 1932 г. переехал в г. Свердловск. Воспитывался в писательской среде, но страсть к рисованию жила в нём с детства. В 1943 г. поступил в Свердловское художественное училище на живописное отделение. Его учителя - А.А. Жуков и О.Д. Коровин, который как опытный книжный график оказал на В. Воловича сильное влияние. Большое значение для художника имело общение в юности с живописцем С.А. Михайловым.

Окончив училище в 1948 г., В. Волович посвятил себя книге. Он иллюстрировал «Кладовую солнца» М. Пришвина, «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова, легенды и сказки народов мира и др.

С 1952 г. участвует в художественных выставках, с 1956 г. - член Союза художников СССР. На всероссийских, всесоюзных и международных смотрах искусства книги В. Волович неоднократно награждался медалями и дипломами. Работал в техниках линогравюры, офорта, литографии, ныне предпочитает акварель, гуашь, темперу.

В 60-е гг. художник создаёт иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Горького - типичный образец сурового стиля; иллюстрации к балладе Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (1965). Символами человеческих страстей и страданий воспринимаются в трактовке В. Воловича герои трагедий Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968). Наряду с литературой, источником вдохновения для него явился театр. Трагедийность мировосприятия В. Воловича нарастала год от года. Преследующий человека неумолимый рок становится главной темой иллюстраций к исландским и ирландским сагам (1968), где люди представлены в космическом пространстве сплетёнными в тесный клубок со зловещими химерами. Тема борьбы добра и зла - главная в творчестве художника.

В 70-80-е гг. художник работает над циклами станковых работ: «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Моя мастерская», которые, как и иллюстрации книжной графики, строятся на исторических параллелях, иносказаниях. В эти годы художник выполняет иллюстрации к ряду классических произведений: «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, к трагедии Гёте «Эгмонт», к «Слову о полку Игореве», к трагедии Эсхила «Орестея» и др.

В. Волович много путешествовал и рисовал с натуры, особенно интересны пейзажи Екатеринбурга. Он словно заново открыл город своего детства. В старинных кирпичных сооружениях, в их нескладной эклектике проявляются очертания средневековых замков и донжонов, возникающие ассоциации акцентируются неожиданными ракурсами, декоративными цветовыми сочетаниями. Художник вносит остроту и напряжённость в восприятие Екатеринбурга: это драматическая повесть о жизни старого города, уходящего в прошлое, но продолжающего отстаивать свою самобытность. В 2006 г. вышел альбом «В. Волович: Старый Екатеринбург. Чусовая. Таватуй. Волыны» (акварель, рисунок, темпера) (в 2-х томах).

Произведения В. Воловича хранятся во многих государственных и частных собраниях в России и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, Перми, Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, Саратова, в Пражской национальной галерее, в Моравской галерее в Брно, в Музее современного искусства в Кёльне, в музее И. В. Гёте в Веймаре и других.

Уральскому художнику Виталию Воловичу сегодня исполнилось 90 лет. Сколько историй хранит его биография? Об одних пишут в книгах, другие остались в стенах мастерской. IMC рассказывает о биографии и творчестве этого человека, который видел смену нескольких эпох, а в своем творчестве нацелился на вечность.

Виталия Воловича легко можно назвать коренным жителем Екатеринбурга: он прожил здесь всю сознательную жизнь, в этом городе ему поставлена памятная скульптура. Памятник «Горожане» Виталию Воловичу, Мише Брусиловскому и Герману Метелёву стоит на проспекте Ленина, 81. Но родился будущий художник за многие километры от Урала – в Приморском крае.

В 1928 году у писательницы Клавдии Филипповой в городе Спасск-Дальний появился мальчик. А через четыре года они вдвоем переехали в Свердловск. «Почему мама выбрала из всех российских городов именно этот, суровый, заводской, графичный, мальчик не знает и не узнает. Возможно, потому что он был расположен очень далеко от Спасска-Дальнего, где жил мужчина, не желавший стать отцом, но ставший им?», – пишет Анна Матвеева в книге «Горожане».

Родственников у семьи не было ни в Свердловске, ни в других городах. Жили вдвоем. Вскоре после того как Виталию исполнилось десять, мама вышла замуж, а семья выросла еще на три человека – у отчима были сын и дочь. «...А ещё отличная библиотека, патефон и пластинки», – добавляет Матвеева в биографическом рассказе о Воловиче. Как оказалось, музыка была даже большей страстью будущего художника, чем живопись. Он мечтал петь в опере и репетировал арии в парке Павлика Морозова. Но простудился и заболел ангиной, а пока болел, взялся за карандаш.

Свердловский театр оперы и балета. Фото: 1723.ru

Рисование было одним из его любимых домашних занятий наравне с чтением. Волович очень любил читать о рыцарях Круглого стола. Мама-литератор держала в доме много книг, сама активно публиковалась, а по ее сценариям ставили пьесы в Оперном театре. Гостем в их доме был писатель Павел Петрович Бажов. Так литература и живопись в будущем обрели неразрывную связь, и Волович стал графиком-иллюстратором.

Если оглянуться на юность художника, то можно обнаружить немало указаний на будущий успех. Например, в черно-белых оттенках Волович рисовал чаще, чем в цвете, – задолго до того, как стать профессиональным художником.

Когда ему было тринадцать, наступила война. Было сложно найти еду, не то что краски. Художник вспоминает в интервью , как приносил домой яичный порошок, а мама разбавляла его водой и пекла большую лепешку. Так жили долгих четыре года. А под конец войны случилось важное – Виталий сделал первый шаг навстречу призванию, поступив в Свердловское художественное училище.

«В 1945 году студентов художественного училища отправили «на отгрузку» картин из Эрмитажа - пережившие войну шедевры возвращались из тыла домой в Ленинград. Мальчик ловко подхватил очередной ящик, как вдруг работница Эрмитажа воскликнула: «Бога ради, осторожнее, молодой человек! Здесь «Блудный сын» Рембрандта!» (Анна Матвеева, «Горожане»).

Разгрузка коллекций Эрмитажа в Свердловской картинной галерее. Фото: ЕМИИ

Как и все студенты в те годы, Волович плохо питался. «Приходил в училище к началу вечерних занятий, покупал восемнадцать пирожков с повидлом и съедал их, запивая водой из графина», – пишет Матвеева по воспоминаниям художника. А год спустя после окончания училища умерла мама Клавдия Филиппова, и за обедами-ужинами еще долго никто не следил.

В то время Виталий Михайлович очень много работал: начал сотрудничать со Среднеуральским книжным издательством, с 1952 года активно участвовал в художественных выставках, а через четыре года вошел в Союз художников СССР. Сначала рисовал тушью, затем начал работать в техниках линогравюры, офорта, литографии. Именно в то время уральское искусство стало обретать новые черты.

Волович В.М. Отелло. Из серии иллюстраций к трагедии В. Шекспира. «Отелло. Венецианский мавр». 1966. ЕМИИ

«В 1940-е и 50-е доминировал соцреализм, с приходом «оттепели» меняется лицо уральского искусства, оно становится более свободным, раскрепощенным. В Свердловск приезжают выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Геннадий Мосин, Миша Брусиловский, Герман Метелёв. У каждого из них был свой неповторимый стиль. Волович – график, у него достаточно монументальные работы, экспрессивные, театральные образы. Постепенно у этих художников складывается свой круг общения, дружба была для них важной опорой», – комментирует искусствовед Ирина Ризнычок.

Поначалу свой стиль Волович отрабатывал на оформлении советских книг. И это ему хорошо удавалось. Иллюстрации книги «Кладовая солнца» Михаила Пришвина одобрил сам писатель. «Кладовую солнца» издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке «Кладовые» всех размеров и цветов. Но Ваша - лучшая», – написал Пришвин Воловичу в письме от 17 ноября 1953 года. Однако настоящую известность Виталию Михайловичу принесли иллюстрации к совсем другой литературе.

Волович В.М. Ричард III с короной. Лист из серии иллюстраций к трагедии В. Шекспира «Ричард III». 1967. ЕМИИ

«Он выбрал органичную его натуре и интересам нишу – это Средневековье и классическая литература. Шекспир, Гёте, Бедье. Здесь можно было говорить эзоповым языком о сегодняшнем дне, и цензура могла не обратить на это внимания. Поэтому эти вещи могут быть актуальны сегодня. Вечные ценности, трагедии, драмы. Волович – вне времени», – рассказывает искусствовед Ирина Ризнычок..

Виталий Михайлович иллюстрировал «Ричарда III», «Отелло», «Роман о Тристане и Изольде» и другие произведения. Сам он любит рассказывать истории о том, как у него принимали эти работы. Например, о «Тристане и Изольде» советские товарищи могли с недоумением сказать, что если фамилия Волович им еще известна, то кто такой Бедье – совсем непонятно. Но Виталий Михайлович брался за авторов и «потяжелее».

Волович В.М. Король Марк уносит Тристана к берегу моря. Из серии иллюстраций к роману Ж. Бедье «Роман о Тристане и Изольде». 1972. ЕМИИ

«Для меня лично очень сильной вещью в его творчестве является триптих по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей Империи». Он состоит из трех листов, выполненных в технике офорта: «Сожжение книг», «Культ» и «Война». Триптих был сделан в 1970 году, речь в нем была о тоталитарном режиме, и нетрудно было провести аналогии с советской действительностью», – делится Ирина. В это же время Волович положил начало серии работ «Средневековые мистерии», которую пополняет до сих пор.

Всего в творчестве уральского художника выделяется несколько крупных серий – «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Мастерская», «Иерусалим», а также «Парад, Алле!» и «Старый город».

Волович В.М. «Парад, Алле!». Центральная часть триптиха. 1979. ЕМИИ

«Цирк – еще одна его страсть. Художник очень любил бывать в старом деревянном цирке на углу улиц Куйбышева и Розы Люксембург (Здание было построено в 1933 году и погибло при пожаре в 1976 году. – Прим. ред.)» , – рассказывает Ирина Ризнычок. «В старом цирке не было отдельных помещений для животных, гримерок, и ему нравилось наблюдать, как клоун рассказывал анекдоты гимнасткам, тут готовятся к выходу артисты, рядом звери и все это такое живое». Сначала это были зарисовки, а потом появилась серия гравюр.

И другая серия, «Старый город», ставшая для художника признанием в любви к Екатеринбургу и оттиском его исчезающих мест. Пролистывая одноименную книгу с иллюстрациями Воловича, можно найти рисунки зданий, которых больше нет. Например, дом с мезонином, на Горького, 61. Теперь по этому адресу строится офис РМК, который возводят по проекту Нормана Фостера.

Волович В.М. Сожжение книг. Центральная часть триптиха. По мотивам стихотворных вступлений и зонгов к пьесе Б.Брехта «Страх и отчаянье в Третьей империи». 1970. ЕМИИ

«Миша Брусиловский, Герман Метелев, Анатолий Калашников, Виталий Волович, Алексей Казанцев, Спартак Киприн – они все общались между собой и отстаивали интересы художественные, отстаивали свободу в сложных цензурных условиях», – описывает Ирина Ризнычок отношения внутри компании художников. – Скажем, история картины Брусиловского и Геннадия Мосина «1918». Она очень тяжело создавалась – нужно было сделать несколько вариантов, чтобы комиссия ее приняла. На этом эпичном полотне Ленин был изображен не канонически, а как жестокий диктатор. Работа могла трактоваться многовариантно. Эту картину долго отстаивали, в том числе и Волович. Он всегда защищал друзей и коллег по цеху. И поколение, к которому он принадлежит, уральское искусство поднимало на определенный уровень».

Сейчас работы уральского художника можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Екатеринбургской галерее современного искусства, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Пражской национальной галерее, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, а также частных собраниях в Германии, Франции, Израиле и других странах мира. А к 90-летию Воловича в Екатеринбурге начнут работать две выставки, посвященных юбилею художника.

Волович В.М. Палач. Лист из серии иллюстраций к трагедии В. Шекспира «Ричард III». 1967. ЕМИИ

В библиотеке Белинского открылся вернисаж проекта «Художник Книги. Виталий Волович». В пространстве «Гутенберг» в галерее «Главный проспектъ» будет работать выставка книжной графики, в которую вошли иллюстрации к сказкам Бажова и трагедии Эсхила «Орестея», а также триптих «Цирк» и офортная доска, созданная для иллюстрации к «Ричарду III».

Оригиналы работ из серий «Ричард III», «Эгмонт» и «Саги», которые входят в коллекцию Екатеринбургской галереи современного искусства, а также экслибрисы художника из коллекции Семёна Ваксмана можно будет увидеть в Художественном музее Эрнста Неизвестного, где начала работу экспозиция «Виталий Волович. Избранное».

P.S. В прошлом году IMC публиковал текст - это воспоминания художника о городе, записанные Анной Матвеевой. Обязательно почитайте.

IMC нужна ваша поддержка

Проект IMC частично существует на деньги читателей. Если вам хочется, чтобы в Екатеринбурге сохранялось такое медиа, как IMC, поддержите нас!

Карта Другое

  • руб.

    Оплатить

  • Вы можете сделать перевод на карту Сбербанка:

    4279 1600 3010 1263 (Дмитрий Евгеньевич К.)

    (Укажите в назначении платежа «Добровольный взнос» и свое имя, если хотите)

    Или на биткоин-кошелек:

    1NobpFChpWhx3CwzL4aJKLiKcvpZ9gkZg8

Ошибка!

Я поддеживаю IMC. Что мне нужно знать?

Общие условия

2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее - Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.

4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.

5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.

6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.

7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.

8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.

9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.

10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции..

11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.

12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.

13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.

Информация о платежах:

Платежи. Оплата банковской картой онлайн

Гарантии безопасности

Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.

В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте [email protected].

Безопасность онлайн платежей

Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.

Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.

Конфиденциальность

Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» - федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.

1. Определения

Интернет проект www.сайт (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.. Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте URL. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).

2. Использование информации

Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта URL другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг URL

3. Ссылки

Сайт www.сайт может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.

4. Ограничение ответственности

Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.сайт и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту URL или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.

5. Контакты

По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@сайт

Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299

Как отменить платеж или подписку

Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@сайт, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.

Виталий Михайлович Волович (род. 1928) - советский и российский художник, график. Народный художник России (2016), Заслуженный художник РСФСР (1973), действительный член РАХ (2012).

Биография

Виталий Волович родился 3 августа 1928 года, в Спасске-Дальнем, Приморского края в писательской семье. Мать, Клавдия Владимировна Филиппова (1902-1950) - журналистка (сотрудничала с «Уральским рабочим», «Уральским современником», «Литературным альманахом»), писательница (повести «В гимназии» (1938), «Между людьми» (1940)). Отчим, Константин Васильевич Боголюбов (1897-1975) - писатель, литературовед, исследователь уральской литературы. В 1932 году семья переезжает в Свердловск.

После окончания в 1948 году Свердловского художественного училища Волович начал сотрудничать со Среднеуральским книжным издательством: оформляет обложки книг Н. Куштум «Сторона моя родная» (1953), Б. Дижур «Раздумья» (1954), М. Пилипенко «Дороги» (1955) и др. К наиболее ярким работам этого периода можно отнести иллюстрации к «Кладовой солнца» М. Пришвина, которые одобрил сам писатель: «„Кладовую солнца“ издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке „Кладовые“ всех размеров и цветов. Но Ваша - лучшая»

Первые работы создавались в технике перового рисунка тушью, затем художник обращается к технике линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графике; в последнее время использует темперу, акварель, гуашь. Стилистическое своеобразие определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.

Известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы: «Слова о полку Игореве», «Ричарда III», «Романа о Тристане и Изольде» и других произведений.

С 1952 года Виталий Волович участвует в художественных выставках, первые работы были выставлены в Ирбите (Свердловская область). В 1956 году принят в Союз художников СССР.

Работы Виталия Воловича находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, в музее современного искусства в Кельне, в музее И. В. Гете в Веймаре, галереях Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска, Перми, Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее Санкт-Петербурга, Екатеринбургской галерее современного искусства и др.; в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и т. д.

В настоящее время (2009 год) Виталий Волович живёт и работает в Екатеринбурге.

Признание и награды

  • 1973 - Заслуженный художник РСФСР
  • 1995 - лауреат премии имени Г. С. Мосина
  • 1999 - лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
  • 2005 - Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
  • 2007 - Член-корреспондент Российской академии художеств
  • 2007 - Почётный гражданин города Екатеринбурга
  • 2008 - в Екатеринбурге установлена скульптурная группа «Горожане. Разговор», изображающая трёх знаменитых уральских художников Виталия Воловича, Миши Брусиловского и Германа Метелёва
  • 2008 - Почётный гражданин города Ирбита
  • 2012 - Академик Российской Академии художеств.
  • 2016 - Народный художник России.

А также многочисленные медали и дипломы всероссийских, всесоюзных и международных смотров искусства книги.

Творчество

Циклы

  • «Цирк»
  • «Женщины и монстры»
  • «Средневековые мистерии»
  • «Иерусалим» (1995)
  • «Екатеринбург» (1997)

Иллюстрации

  • «Слово о полку Игореве»
  • «Орестея» Эсхила
  • «Ричард III», «Отелло» Шекспира (1972. Офорт.)
  • «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье (1972. Автолитография)
  • «Эгмонт» И. В. Гёте (1980)
  • «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (1970. Офорт)
  • Ирландские саги
  • Сказы П. П. Бажова