Воздвижение честного и животворящего креста господня. Воздвижение Креста Господня: история праздника

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня - принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздви́жение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, - преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий - первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина - монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» - первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства - как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Б ольшинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест .

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздви́жение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Впоследствии именно Воздви́жение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) "воскресением" . Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

Фильм Митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц. Леопольд V в 1188 пожертвовал монастырю самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в Крестовых походах. Герцогу этот крест подарили в Иерусалиме, а он подарил его родной Вене.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Студия "НЕОФИТ" по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова "благоверным царем" содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее "царем," без имени, но в Российской империи стали петь "благочестивому императору нашему (имя)". Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Один из 12 главных праздников христианской Церкви – отмечается 27 сентября по новому стилю. В народе он получил название Воздвижение, Ставровый день. И, конечно же, есть старинные обычаи и поверья, связанные с этим днём.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен в память о двух значимых для христианской веры событиях: обретении Креста Господня равноапостольной царицей Еленой Константинопольской в 4 веке и избавлении в тот же день, но три столетия спустя святыни из персидского плена. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Одно из народных названий Воздвижения – Ставровый день (от греч.- крест). Крестьяне поклонялись кресту как символу спасения, символу Бога и вечной жизни. Он считался надёжной защитой от лукавого, нечисти и колдовства. “Ангелов слава и демонов язва”, – так свидетельствовала Церковь о Животворящем Кресте.
На Воздвижение деревенские жители, чтобы защитить своё хозяйство от нечисти, рисовали углями кресты на дверях, окнах жилищ, амбаров и хлевов.

Всех болящих старались в этот день приложить к кресту. Согласно библейскому сказанию, с помощью Животворящего Креста Господня была исцелена тяжелобольная женщина и воскрешён умерший. В народе говорили: “На Воздвижение Животворящий Крест и мёртвого поднимет!”
День Ввоздвижения было принято проводить в строгом посте в память о крестных страданиях Спасителя. “Кто в Воздвижение поститься тому 7 грехов проститься, кто не чтит Воздвижения, на того 7 грехов воздвинутся”.

* Не начинайте никакого важного дела в этот день – все пойдет не так. В Воздвиженье действительно нельзя ничего делать. Это правило соблюдалось всегда, и оно соблюдается в наши дни.

* На Воздвиженье от нечисти избавляйте. Для этого необходимо взять три церковные свечи, установить их на одном блюде. Теперь необходимо обрызгать крестообразными движениями каждый угол своего дома. При этом нужно читать любые молитвы, которые вы знаете. Но лучше всего, если вы будете читать «Отче наш» или псалом 90.

По старинному народному сказанию, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью». Поднимаются в этот день, гласит сказание, воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято». Дрожит, колышется, сотрясается мать сыра земля. Но вот воздвигается из недр ее Святой Господень Крест, вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных, негаснущих лучей. И тает, как воск от огня, все злое, нечистое, вся кривда пред этим лучезарным Крестом и побеждает все праведное, все чистое… «И так до скончания веков», – гласит заключительное слово этого сказания, свидетельствующего о непоколебимой вере народа в торжество правды.

Воздвиженье - приход капустников, капустниц, капустенских вечеров (которые длятся две недели). Действительно, с этой поры начинается у деревенских баб одна из самых важных осенних работ - рубка капусты, заготовка ее на зиму.
С Воздвиженья начинают рубить капусту.
На Воздвиженье первая барыня - капуста.
Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день. У доброго мужика на Воздви- женьев день и пирог с капустой (воронеж.).
Не жди Здвиженья, режь репу, секи капусту (вят.).
Не жди Сдвиженья - режь репу, не жди Покрова - секи капусту (урал.).
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
Гостей угощали пирогами с капустой.

Молитва Животворящему Кресту

Накладывайте на себя крёстное знамение и говорите молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится; обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и , который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка - улица в Москве

Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: “Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!”, “Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!”, или: ” Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!”, “На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась”.

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из господских (от славянского «дванадесять » - двенадцать), то есть самых больших , установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена , мать императора Константина , нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября . Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина , равноапостольная Елена , отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский » и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал ») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй! » Обретение Креста совершилось около , поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое , персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие , Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи →

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения . После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже » выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости ». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя ». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост - пища поставляется только с растительным маслом . В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений - Феофан , Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:

П роњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори2…

Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:

П ріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. П ріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Д нeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Д нeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.

В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни » для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.

————————

Библиотека Русской веры

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах - через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст.

В ознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие - лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже ». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй ». В начале пения «Господи, помилуй » епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли ». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй » епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье - к югу, четвертое - к северу, пятое - вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй !». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX - началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены - по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день . Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем - словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу », или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась ».

Праздник Воздвижения был постным . Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится ». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца » или «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло », - говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

Храмы Воздвижения Креста Господня на Руси. Романов-Борисоглебск

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы ».

По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее - склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм был заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове .

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней.

В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых . В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в . храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Тарбагатай

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин , организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.

В начале XIX века община разделилась на две части - мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится. Более подробно об архитектуре и убранстве поповских и безпоповских старообрядческих храмов можно прочитать в статье «Отличия старообрядческого храма от новообрядческого ».

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Полное название праздника - Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

  • Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
  • И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Воздвижение: традиционные блюда

Если ты в раздумьях, что приготовить на Воздвижение, имей в виду, что день этот - постный. Мало того: считалось, что тем, кто в этот день не есть ни яиц, ни мяса, ни молока, прощается сразу семь грехов.

Так как к этому дню была приурочена уборка капусты, то и вечером принято угощать всех капустными блюдами.

Постный пирог с капустой

  • Дрожжевое тесто: 1,2 кг муки,
  • 2 ст. теплой воды,
  • 1 ст. растительного масла (можно ¾ ст.),
  • 30-40 г дрожжей,
  • 1 ч.л. соли.
  • Для начинки: 1 небольшой кочан капусты,
  • растительное масло, соль.

Как приготовить: Дрожжи растворить в 0,5 ст. теплой воды и поставить в теплое место. Когда дрожжи вспенятся, из указанных продуктов замесить тесто, прикрыть полотенцем и поставить в теплое место. Дважды сделать обминку и сформовать пирог.

Тесто для донышка раскатать толщиной 1 см, перенести на противень, смазанный растительным маслом, расправить, уложить начинку. Сверху прикрыть вторым слоем теста, раскатанным потоньше – 7-8 мм, наколоть вилкой. Если начинка сочная, в середине пирога сделать отверстие, чтобы он не лопнул от пара во время выпекания.

По желанию можно оставить небольшой кусочек теста, тонко его раскатать и вырезать ножом или формочкой различные украшения – полосочки, листики, ягодки, цветки и т.д. Поверхность пирога смазывают крепким сладким чаем при помощи кисточки, сверху украшают подготовленными фигурками, снова смазывают чаем и выпекают при температуре 180o С до готовности.

После выпечки пирог хорошо слегка смазать кисточкой кипяченой водой, накрыть полотенцем и дать «отдохнуть». Очень хорошо ставить тесто не на воде, а на рисовом отваре – тесто тогда получается особенно белым.
Капусту нашинковать соломкой или нарезать квадратиками, потушить в глубокой сковороде под крышкой в растительном масле, добавив небольшое количество воды, и подсолить. Когда капуста станет мягкой, открыть крышку, дать испариться лишней влаге и слегка подрумянить. Остывшей капустой начинить пирог и испечь. Пирог сформовать четырехугольной формы.

Тыквенные оладьи

Потребуется:

  • 1 кг очищенной тыквы,
  • 1 стакан пшеничной муки,
  • соль,сахар по вкусу,
  • растительное масло для жарения.

Тыкву натереть на мелкой терке, добавить соль и сахар, всыпать муку и все вместе перемешать. Раскладывать ложкой на подогретую и облитую растительным маслом сковороду. Обжаривать с двух сторон. Подавать на стол с медом.

Яблоки фаршированные свеклой

Потребуется:

  • 4 яблока,
  • 1 небольшая свекла,
  • 1 столовая ложка кислого сока,
  • 1 корень яблочного сельдерея,
  • 1 чайная ложка хрена,
  • горсть грецких орехов,соль, сахар, растительное масло, зелень укропа.

Яблоки очистить от семечек и семенных камер. Свеклу натереть на мелкой терке, сельдерей порезать мелко-мелко кубиками, сбрызнуть кислым соком, добавить измельченные орехи, хрен, приправить солью, сахаром, растительным маслом, нарезанным укропом. Все перемешать. Яблоки нафаршировать и запечь.

Салат «Препростой»

Состав продуктов:

  • 4 отваренные «в мундире» картофелины,
  • 2 свежих огурца,
  • 1 пучок укропа,
  • 1 пакет соевого или постного майонеза.

Картофель очистить и нарезать кубиками, огурец нарезать тонкой соломкой, укроп измельчить и перемешать все компоненты вместе с соевым майонезом. Выложить в салатник и подавать с бородинским хлебом.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня в 2018 году

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднества. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Традиции и обычаи на Воздвижение Креста Господня

Что можно делать

На Воздвижение было принято заниматься уборкой и заготовкой капусты на зиму. Устраивались капустные вечеринки с песнями, играми и посиделками.

Приметы на 27 сентября

  • Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.
  • Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится.
  • Воздвиженье кафтан снимет, шубу наденет.
  • Воздвиженье с зазимками не беда, что-то скажет Покров-батюшка (14 октября).
  • Воздвиженье осень к зиме двигает.
  • На Воздвиженье гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется.
  • Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день.
  • У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.
  • На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
  • На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.

Именины 27 сентября празднуют: Иван

Имя дня - Иван. Характеристика человека с именем Ваня
Оно имеет значение «Яхве (Бог) смилостивился, помиловал». Мужчина с этим именем отличается тем, что в нем соседствуют самые разные качества — сила и слабость, уступчивость и твердость, доброта и жестокость.

Как правило, окружающие считают, что он разбрасывается: у него очень широк круг интересов, он берется за многое и, как ни странно, ему очень многое удается сделать, хотя неудач случается тоже немало.

Иваны, родившиеся в сентябре, отличаются открытостью миру, их интересует все, что происходит — политика, футбол, новые модели автомобилей, рыбалка и многое другое.

Эти люди очень хлебосольны, они обожают большие компании, любят принимать гостей и подходят к этому творчески, с выдумкой, поэтому у них нет недостатка в друзьях.

Что нельзя делать на Воздвижение?

По народным поверьям, в этот день не стоит начинать каких-то серьёзных, ответственных дел, так как благополучного завершения они не получат. Нельзя ходить и в лес на Воздвижение, так как в этот день особо опасными считались медведи и змеи.

Вот такой праздник отмечают все православные 27 сентября - Воздвижение Животворящего Креста Господня, двунадесятый непреходящий праздник, всегда отмечаемый в один и тот же день.