Примерный вес ребенка в 1 год. Рост и вес ребенка в первый год: что считается нормой

В 2006 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала нормативы динамики роста и веса детей разных возрастов, созданные по результатам масштабных наблюдений. Этими таблицами и сегодня пользуются специалисты и родители, чтобы оценить темпы развития младенцев. У мальчиков и девочек эти параметры различаются, поэтому информация разделена на 4 разных таблицы.




Почему так важны эти показатели

Дело в том, что с помощью оценки темпов роста и веса тела специалисты оценивают физическое развитие малыша, как оно соответствует установленным нормам. Слишком низкая или, наоборот, чересчур большая масса тела может послужить сигналом о наличии нарушений в режиме кормления и сна ребенка, и врачи могут своевременно дать грамотные рекомендации. Например, перейти на новую смесь или ввести прикорм.


Начальный рост и вес новорожденного

Сразу же после первого осмотра малыша педиатром родители узнают его рост и вес: нормальной считается масса от 2700 до 3700 граммов и рост в 46–56 сантиметров. После 4–5 дней, проведенных в больнице, ребенка повторно взвешивают при выписке, причем цифра может быть ниже первоначальной - дети в среднем теряют 5–8% массы из-за потери жидкости с дыханием и через кожу, а также из-за адаптации к окружающей среде. Поэтому именно от данных при выписке принято отслеживать динамику изменения веса.


Нормы прибавки роста и веса

Из-за активных темпов роста малыша на первом году жизни, эти параметры будут измерять раз в месяц и заносить в медицинскую карту ребенка.

Нормальной считается следующая динамика веса:

  • В 1 месяц - прибавка веса по 90–150 граммов еженедельно.
  • В 2, 3, 4 месяца - прибавка веса по 140–200 граммов в неделю.
  • В 5–6 месяцев - прибавка в весе по 100–160 граммов. К 6 месяцам малыш должен весить примерно в 2 раза больше, чем при рождении.
  • К году ребенок обычно весит в 3 раза больше, чем при рождении - это объясняется замедлением темпа набора массы в возрасте с 6 до 12 месяцев.

Нормы прибавки роста:

  • В 1, 2, 3 месяца - ребенок вырастает на 3–3,5 сантиметра ежемесячно.
  • В 4, 5, 6, месяца - прибавка по 2,5 сантиметра ежемесячно.
  • В 7, 8, 9 месяцев - прибавка в росте по 3–3,5 сантиметра каждый месяц.
  • В 10, 11, 12 месяцев - рост немного замедляется, прибавка в 1 сантиметр каждый месяц.

По этим данным можно сделать вывод, что прибавка роста и веса носит скачкообразный характер, поэтому если ваш ребенок стал набирать чуть меньше сантиметров и граммов на 4–5 месяце жизни - это еще не повод для тревоги.

То, как ребенок будет прибавлять в росте и массе, во многом зависит от его наследственности, питания и от условий жизни в целом. Причем рост ребенка больше всего запрограммирован генетически ("высокий в папу"), а вот вес напрямую зависит от качества питания малыша. Часто бывает, что мальчики набирают вес быстрее, чем девочки, и при искусственном питании у ребенка гораздо выше шансы набрать больше массы - это также следует учитывать.

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

  • подползает под препятствие;
  • вползает по наклонной поверхности, сползает;
  • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
  • стоит без опоры;
  • приседает, выпрямляется, наклоняется;
  • ходит, держась одной рукой;
  • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
  • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
  • подражает знакомым движениям взрослого;
  • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ


Познавательное развитие ребенка 1 года

Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого,
  • самостоятельно.

Открывает и закрывает крышечки:

  • по подражанию,
  • в самостоятельной игре.

Ставит один кубик на другой (по подражанию).

Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

Недоволен:

  • при слове "нельзя",
  • резким тоном голоса взрослого,
  • при неумении выполнить желаемое действие.

Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: "Покажи то-то".
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: "положи", "отдай", "отнеси", "закрой", "открой".
Подчиняется словам "нельзя", "можно".
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого "до свидания":

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово "нет".

По просьбе взрослого:

  • играет в "ладушки",
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в "ку-ку",
  • "вытирает" нос платком,
  • "вытирает" лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: "Кто это?".
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, "говорит" по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки ребенка 1 года

Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, "вытирается" полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).


В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ


В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.



Динамику развития детей контролируют по целому ряду показателей, в том числе и по росту. Причём самый стремительный скачок в развитии происходит в течение первого года жизни. Всего за один месяц дети этого возраста могут вырасти на 3-4 см, рост ребёнка в 1 год обычно отличается от новорожденного на целых 25 см!

На втором году малыши растут немного медленнее, в среднем на 8-10 см, а с 3 лет – на 4 см за год.

Почему цифры так важны

Размеры ребёнка, которые определяются его ростом, весом, окружностью головы и обхватом груди свидетельствуют о том, насколько физиологически правильно происходит его взросление.

Если замедляется процесс роста, могут начаться отклонения в развитии мышечной ткани, миокарда и даже головного мозга.

Отставание от сверстников иногда говорит о серьёзных нарушениях в организме малыша и является веской причиной для консультации у специалистов. Они помогут определить, какие процессы протекают неправильно, или порекомендуют корректировку питания крохи.

На первом году жизни размеры детей контролируются каждый месяц, с года до двух лет – раз в 2-3 месяца.

Полезный материал:

Средние показатели роста

Рост здорового годовалого малыша должен быть в пределах 74-80 см. Если размеры карапуза ниже 71 см, он считается низкорослым, либо имеются проблемы. Верхняя граница роста находится на 90 см.

Ежемесячный прирост до двух лет будет составлять в среднем по 1 см. Обычно девочки несколько отстают по цифрам от мальчиков.

Развитие считается нормальным, если отклонения от значений в таблице находятся в пределах 3%, при разнице более 10% необходимо обратиться за помощью к педиатру.


В то же время не торопитесь бить тревогу, если дитя генетически предрасположено к другим значениям роста и веса. Например, когда родители малыша и сами не очень высокие или в его возрасте тоже отставали от сверстников, небольшие размеры крохи вполне приемлемы. Главное, чтобы сантиметры, «заработанные» карапузом, соответствовали его массе тела. Это легко проверить по таблице.


Существует специальная формула расчета роста детей: сложите значения роста папы и мамы и поделите сумму на 2. Если вы растите девочку, отнимите от полученного числа 2 см. Родителям сына нужно наоборот прибавить 5 см.

От чего зависит рост малыша

Рост детей осуществляется за счет выработки особого гормона – соматотропина. В основном это происходит, когда они спят, а именно, между 22 и 24 часами. Еще один факт в пользу соблюдения режима!

Тематический материал:

Кроме вышеупомянутых наследственных предпосылок, на физиологическое развитие крохи может повлиять следующее:



Со времен советского прошлого россияне немного «подросли», женская половина населения в среднем до 165 см, мужская – до 175.

Если малыш болен, его рост может немного замедлиться, но он обязательно придёт в норму после выздоровления.

В некоторых случаях наблюдается канализирование роста. Это случается, когда устраняется причина, которая сдерживала рост младенца. Например, недоношенные и или маловесные крошки к 12 месяцам догоняют и даже опережают своих сверстников.

Тематический материал:

Обхват головы

Какие еще цифры характеризуют развитие детей 1-2 лет? Кроме веса и роста также производятся регулярные замеры окружности головы.

Как и в остальных параметрах, этот показатель немного разнится у мальчиков и у девочек (см. таблицы). Особенно быстро окружность головы увеличивается в первые месяцы жизни младенца, за второй год прирост составляет около 2,5 см.


Окружность головы мальчиков


Окружность головы девочек

В данных таблицах значения окружности головы поделены на группы. В «голубом» столбце представлены средние показатели. «Зеленые» также соответствуют нормам, но являются допустимым отклонением. Остальные значения окружности головы («желтый» и «розовый» столбец) могут свидетельствовать о наличии патологии и требуют консультации невропатолога.

Увеличенная окружность головы встречается чаще, чем уменьшенная. Обычно она связана с дефицитом витамина Д. Но бывают и более серьезные причины.

В любом случае не стоит паниковать раньше времени и ждать страшных диагнозов. Возможно, такой размер головы перешел крохе «по наследству» от родственников.

Как измерить голову карапуза

Окружность головы, как и другие биометрические данные, измеряется ежемесячно до года, с 1 до 2 лет – каждые 2-3 месяца. Эти данные должны быть зафиксированы в медицинской карте малютки.

Чтобы измерить окружность головы дома, возьмите сантиметровую ленту и обхватите ею голову крохи на уровне бровей.

Иногда головные уборы приходится покупать детям заранее. Их размеры обычно соответствуют возрастам: 12 месяцев – 46/48 р., 18 месяцев – 48/50 р., 2 года – 50/52 р. Но точнее будет, если вы заранее будете знать окружность головы.

Размер стопы

Размер ноги - не совсем показатель развития. Он скорее нужен, чтобы правильно подобрать карапузу обувь. Особенно это важно для детей от 1-2 лет, когда навык ходьбы только формируется.

Размер ноги очень индивидуален, ведь на него сильно влияют генетические факторы. Однако дети до 2 лет чаще всего имеют одинаковые стопы:

  • с 1 до 1,5 лет – длина ноги 12,5 см, что равняется 20 р.;
  • с 1,5 до 2 лет – 13,4 см или 21-22 р.;
  • 2 года – стелька 14,3 см, что соответствует 23 р.

Чтобы подобрать обувку, многие мамы проверяют положение ноги своим пальцем. Если он проходит – обувь подошла. На самом деле, этот метод не совсем точный, т.к. дитя может попросту загнуть пальчики.

Лучше всего обведите ножку на картоне и проверяйте размер с помощью этого макета.


Что делать, чтобы карапуз хорошо рос?

Вышеупомянутые цифры нужно использовать как справочный материал. Каждый маленький человечек имеет право на свои нормы. Родителям же нужно обратить внимание на другие показатели здоровья: количество, частоту стула и мочи, чистоту кожных покровов (они должны быть без сухости, высыпаний и пр.), двигательную активность и любознательность, психоэмоциональное состояние крохи.

Старайтесь с раннего детства прививать карапузу здоровые привычки: правильные вкусовые пристрастия, соблюдение правил гигиены и режима дня, закаливание.

Занимайтесь физическим развитием. Каждый день должны быть насыщен длительными прогулками, динамическими играми и упражнениями.


Главными критериями оценки развития должны быть не многочисленные замеры его биометрических данных, а то, какие навыки он приобрел, и чему научился на данном возрастном этапе.

Читайте тематические статьи

В 1 год эти показатели могут разниться от нормы. Все зависит от физиологии чада, выбранного рациона и многих других нюансов.

Сколько весит ребенок в 1 год

C 12 месяцев малыш начинает все больше двигаться: ползать по наклонным поверхностям, спускаться с дивана на пол, стоять без опоры, приседать и выпрямляться, подражать взрослым в простых движениях. Именно поэтому вес ребенка в 1 год может остановиться на одной отметке с 11 месяцами. Дело в том, что повышение активности малыша прямым образом сказывается на набранных килограммах, так как при движении сжигаются жиры и кишечник работает в усиленном режиме.

В 1 год должен быть в пределах от 7,5 до 12 кг. У мальчиков этот диапазон может начинаться от 8 килограмм, а у девочек - от 7. Также важными характеристиками в этом возрасте является рост. У мальчиков он должен быть в пределах 71-80 см, у девочек - 68-79. Многие терапевты уделяют особое внимание окружности головы. У мальчиков норма - от 43,5 до 48,5 см, у девочек - от 42 до 47,5 см.Ребенок (1 год), рост, вес и показатели окружности головы которого превышают допустимые пределы значений, может быть подвержен заболеваниям костной системы и немного отставать в развитии. Связано это с аномальным распределением биологических элементов в организме. В этом случае рекомендуется пройти надлежащее лечение у лечащего врача. Маленький ребенок (1 год), рост, вес и показатели окружности головы которого значительно ниже нормы, может страдать от кислородного голодания, астмы, гепатоцеребральной дистрофии и т.д. Стоит отметить, что многие физиологические характеристики малыш наследует от своих родителей.

Вес ребенка в 1 год и 2 месяца должен быть в пределах от 8 до 12 кг. На этом этапе важно, чтобы малыш плотно кушал, так как он находится в постоянном движении. Вес ребенка в 1 год и 2 месяца напрямую зависит от рациона и активного образа жизни. К этому возрасту разрешаются отклонения от нормы в 0,5 кг.

Развитие в 1 год

К 12 месяцам малыш уже должен уметь собирать пирамидки из 3-4 колец, сначала повторяя за взрослым, затем проделывая процедуру самостоятельно. Большинство детей могут складывать из кубиков лесенку, хлопать в ладоши, катать мяч, тянуть за собой игрушку на веревочке, открывать двери, выдвигать ящики и прочее.

Также к этому возрасту ребенок уже самостоятельно пьет из бутылочки, кусает хлеб, помогает себе при одевании, знает названия вещей, просится на горшок. При купании годовалые дети умеют умываться и вытираться полотенцем. Кроме того, в этом возрасте у чада начинают проявляться недовольства при нарушении опрятности.

Эмоциональный фон в 1 год

В этом возрасте малыш улыбается не только родителям и знакомым людям, но и любимым игрушкам. Может резким тоном выразить свое недовольство при запрете того или иного действия. Начинает подражать мимике сверстников и взрослых. Вопросительно смотрит в затруднительных ситуациях и настораживается при виде незнакомого человека.

Если показать годовалому ребенку фотографию с родителями, то на его лице вмиг появляется улыбка. При звуках музыки начинает подпрыгивать и агукать. Ближе к 1 году и 2 месяцам малыш уже может выполнять знакомые для него действия по просьбе родителей, например, «положи», «закрой», «отдай», «нельзя», «покажи» и т.д. Также ребенок должен уметь обращаться к родителям («мама» и «папа») и близким («баба», «тетя» и пр.). При слове «до свидания» будет махать рукой прощаясь.

Сколько весит ребенок в 1 год 3 месяца

Теперь дети могут не только приседать и поворачиваться, но и пятить, ходить без помощи взрослых и устойчиво стоять на наклонной поверхности. Иногда малыш продолжает ползать, но только в случае усталости.

Вес ребенка в 1 год и 3 месяца не должен быть менее 8,5 кг. У мальчиков он может доходить до 12,8 килограмма, а у девочек - до 12,4.

Если вес ребенка в 1 год и 3 месяца значительно отклоняется от нормы, то это сигнализирует о наличии серьезного инфекционного заболевания, патологии или о неправильном питании. Если не уделить этому должного внимания, впоследствии у малыша могут развиться хронические пороки внутренних органов и ЦНС.

Вес ребенка в 1 год 4 месяца может остаться на уровне 4-недельной давности. На этом этапе дети заметно набирают в массе только по кварталам. Именно поэтому плановые взвешивания проводятся каждые 3 месяца, начиная с одного года.

К этому возрасту должен быть в пределах от 74 до 84 см, девочки - от 72 до 83 см. Нормальный диапазон окружности головы равняется 43-49,5 см.

Развитие в 1 год 3 месяца

Малыш начинает ориентироваться по величине, форме и цвету предметов: отличает мячики от кубиков, показывает большие и маленькие игрушки и т.д. К этому возрасту дети должны уметь подбирать вещи по оттенкам. Рекомендуется начинать обучение с темных (ярких) цветов и светлых (блеклых), например, в одну сторону синие и черные игрушки, в другую - белые и желтые.

Многие дети уже умеют рисовать, хотя пока это похоже на хаотичное черкание по бумаге. Карандаш плотно лежит в ручке. В 15-16 месяцев ребенок самостоятельно нанизывает кольца на стержень пирамидки, кормит куклу, строит высокие лесенки из кубиков. Ближе к 1 году и 5 месяцам у малыша в приоритете становятся предметы обихода, а не привычные игрушки.

Также в этом возрасте дети умеют самостоятельно пить, держать ложку под нужным углом и умываться.

Эмоциональный фон в 1 год 3 месяца

Дети становятся более уравновешенными на долгий период времени. В этом возрасте они чаще смотрят на взрослых, запоминая их движения, поведение и мимику в отдельных моментах и действиях, чтобы потом им подражать. Более эмоционально реагируют на любимые игрушки, «заражаются» смехом или плачем от сверстников.

Теперь при виде незнакомого человека реакция может быть как негативной, так и положительной. В целом эмоциональный фон стабилизируется, однако приступы неоправданного плача могут все еще давать о себе знать. Чаще всего это связано с капризами и усталостью.

Речь начинает дополняться характерной мимикой и жестикуляцией. Появляются предпочтения в музыке и визуализации (анимации).

Сколько весит ребенок в полтора года

Ближе к 18 месяцам дети уже ведут полноценный активный образ жизни: самостоятельно ходят, начинают бегать на короткие расстояния, перешагивать через высокие игрушки, подниматься по лестнице. Все это требует больших затрат энергии. Для ее пополнения важно своевременно и правильно кормить ребенка, однако его вес будет расти еще медленнее, чем раньше. Малыш может набирать только 30 г в неделю.

В 1,5 года мальчик должен весить от 9 до 13,7 кг. Девочки набирают в массе немногим меньше. Их норма варьируется от 8,3 до 13 кг. Вес ребенка в 1 год и 7 месяцев должен увеличиться на 120-200 г. Любое отклонение от нормы является следствием нарушения работы кишечника или серьезного инфекционного заболевания. Вес ребенка в 1 год и 8 месяцев может варьироваться от 9,7 до 10 кг (у мальчиков) и от 9 до 9,7 (у девочек).

Нормальный рост малыша в этом возрасте - от 75 до 88 см. Окружность головы - от 43,5 до 50 см.

Развитие в 1,5 года

К этому возрасту малыш уже должен уметь различать не только шар и куб, но и другие формы предметов: ромб, прямоугольник и прочие. Все зависит от того, насколько родители заинтересованы в развитии кругозора своего чада. В полтора года ребенка может научить складывать элементарные пазлы и конструктор, начинает лучше ориентироваться в величинах: побольше, поменьше, средний и т.д.

Пирамидка складывается в считаные секунды. Улучшается ориентация по цветам. Рисунки обретают очертания конкретных предметов. Ребенок начинает делать вид, что читает (переворачивает страницы, слева направо поворачивает глаза). Девочки катят коляску, мальчики - машинки.

В полтора года дети способны самостоятельно есть ложкой полужидкую пищу (короткий промежуток времени) и пить из чашки, не проливая жидкости.

Эмоциональный фон ребенка в 1,5 года

С каждым днем у детей становится все более важный и деловой вид. Они могут явно проявлять социально значимые эмоции - жалость, грусть, обиду, заинтересованность. В этом возрасте ребенок особенно часто отвлекается.

Смена привычных условий и режима доставляет малышу беспокойство, которое в итоге может перейти в плач. Появляется заинтересованность действиями своих сверстников. В полтора года дети предпочитают больше общаться со взрослыми, но для своевременного развития не стоит их ограничивать в коммуникации с другими детьми. Разлуки с родителями особенно эмоциональны, ярко проявляется скука.

В этом возрасте малыш уже способен понимать небольшие предложения.

Сколько весит ребенок в 1 год 9 месяцев

В этом этапе своего детства малыши могут не только самостоятельно передвигаться по ровной поверхности, но и активно работать руками: бросать мяч, держаться за брусья, залезать на диван и т.д. Все эти действия влияют на вес ребенка. В 1 год и 9 месяцев дети едят не с большой охотой, так как все их внимание направлено на познание окружающего мира и собственного тела. Нередко мамам приходится пристегивать своих активных малышей специальными ремнями безопасности, чтобы вовремя их накормить.

Вес ребенка в 1 год и 9-10 месяцев должен быть в допустимом диапазоне от 9,1 до 14 кг (у девочек) и от 9,7 до 15 кг (у мальчиков). Рост может варьироваться от 77 до 91 см, а окружность головы - от 44 до 51 см.

Развитие в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыши могут различать не только цветные, но и прозрачные предметы. То же самое касается и формы: выпуклая, вогнутая, с отверстием и т.д. Ребенок должен уметь выбирать из 5-6 предметов именно тот, что ему описал взрослый. Также дети могут нанизывать на стержень сразу по 2-3 кольца.

К 2 годам ребенок должен знать названия всех больших предметов и вещей в квартире, поэтому обучение нужно начинать именно сейчас.

Кроме того, малыш способен самостоятельно взять и начать есть хлеб, жидкую пищу из тарелки, снимать шапку, надевать обувь, указывать родителям на грязное лицо и руки. Проявляется сильное желание все делать самостоятельно.

Эмоциональный фон ребенка в 1 год 9 месяцев

Освоение окружающего мира открывает малышу новые чувства и эмоции: боль при зажатии пальца, ожог при касании горячего и прочие. Вместе с этим приходит соответствующая мимика, которая откладывается в мышечной и рефлекторной памяти ребенка. Появляются новые эмоции, к примеру, встревоженность и безразличие.

При расставании с родителями малыш сильно скучает до потери аппетита. В незнакомом месте появляется недоверие к чужим людям, напряженность. Контакт со сверстниками осуществляется посредством жестов, мимики, возгласов и чтения эмоций по глазам.

Также в этом возрасте ребенок способен понимать короткие рассказы, глядя на картинки. Многие дети начинают по-своему называть конкретные предметы и действия родителей.

от 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 года малышу требуется сбалансированный правильный рацион. При составлении меню обязательно следует учитывать физиологические особенности ребенка.

К году у детей увеличивается объем желудка, появляются вкусовые пристрастия, улучшается жевательный аппарат. Поэтому постепенно следует переходить от жидкой пищи до полутвердой.

Стоит помнить, что вес ребенка после 1 года напрямую зависит от частоты кормления и подбираемых продуктов. В день должно быть 4 полноценных приема пищи. Важно, чтобы в рацион входили различные овощи, неаллергенные фрукты, мясные и рыбные изделия. Все эти продукты должны быть приготовлены на пару или в вареном виде. В пюре можно смешивать сразу несколько ингредиентов.

До 2-х лет нельзя исключать из рациона жидкий прикорм.