Масса тела. Оценка эффективности питания

Под термином «физическое развитие» в педиатрии понимается процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела). Как правило, сюда добавляется у детей раннего возраста формирование статических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем в основном запрограммированы наследственными механизмами. Но неблагоприятные факторы, особенно во внутриутробном периоде и в раннем детстве, могут нарушать последовательность развитие детей ииногда вызывать необратимые изменения. Факторы внешней среды, то есть условие питания, воспитания, заболевания, социальные и др., могут оказывать большое влияние на рост, чем генетические, особенно в период интенсивного роста и развития ребенка.

На физическое развитие детей оказывают влияния различные факторы:

I . Генетические (эндогенные)

Считается, что генов, регулирующих рост человека больше 100.

II . Экзогенные факторы

1. Питание

Умеренный дефицит питания приводит в основном к уменьшению массы, не влияя на рост. Большой дефицит приводит к низкорослости.

Избыточность питания, особенно в раннем возрасте также неблагоприятно отражается на процессе развития.

2. Режим жизни:

а) Адекватная физическая подвижность. Она является стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также мышечного развития.

Избыточная вертикальная нагрузка, например, при переносе тяжестей тормозит рост.

б) недостаточность сна

3. Эмоциональное состояние – психическая напряженность, депрессия, психическая травма всегда приводит к торможению роста.

4. Острые и хронические заболевания – могут вызвать задержку роста, так как нарушаются обменные процессы.

5. Среда – жаркий климат, высокогорье тормозят рост, но могут ускорять созревание. Рост ускоряется весной и тормозится осенью и зимой.

6. Небольшое влияние оказывает порядковый номер беременности и родов, возраст матери.

Внутриутробное развитие

При внутриутробном (гестационном) периоде развития ребенка происходит самое интенсивное нарастание длины и массы тела за счет клеточного размножения.

За 40 недель внутриутробного развития масса увеличивается в 6 х 10 12 раз. Длина плода увеличивается в 5000 раз.

К концу внутриутробного развития скорость роста замедляется. Для ориентировочного суждения о длине и массе плода акушеры пользуются различными формулами.

Масса тела после рождения

Средняя масса тела новорожденного мальчика равна 3500 г., девочки примерно 3300-3350 г. Допустимые колебания считаются 2500-4000 г.

Масса тела меньше 2500 г. - признак недоношенности

Масса тела больше 4000 г. – крупный вес

Сразу после рождения масса тела ребенка начинает несколько уменьшаться, то есть происходит так называемая физиологическая убыль веса. Максимальная потеря отмечается у большинства детей к 3 дню жизни и соответствует 6-8 % от массы тела при рождении (не более 10%). В последующем происходит восстановление массы тела обычно уже к 7-10 дню.

Эти изменения тела обусловлены механизмами адаптации. Например, потеря массы происходит за счет потери воды через кожу и легкие при дыхании, за счет высыхания пуповинного остатка, выделения мекония и мочи. Кроме того, в первые 1-2 дня жизни ребенок мало получает материнского молока, так как еще не установилась лактация. Длительная и большая потеря массы (больше 10%) может указывать на патологию у новорожденного. После восстановления масса тела неуклонно начинает увеличиваться.

Прибавки веса на первом году жизни у доношенных

Возраст

Масса (гр.)

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

6 мес.

7 мес.

8 мес.

9 мес.

10 мес.

11 мес.

12 мес.

Удвоение веса раньше происходило у детей к 6 мес., в настоящее время из-за акселерации к 5 мес. и раньше. Средний вес ребенка в 1 год 10,5 кг.

Долженствующий вес после 1 года можно подсчитать по формулам:

От 1 года до 10 лет

Дв = 10 + 2х n n – годы жизни

Старше 10 лет

Дв = 30 + 4 (n -10) n – годы жизни

От года до 5 лет

Дв = 19 – 2(5 – n ) n – годы жизни

Старше 5 лет

Дв = 19 + 3(n – 5) n – годы жизни

Рост

Длина тела доношенного новорожденного в норме колеблется от 46 см. до 56 см. Средняя длина тела у новорожденного зависит от пола ребенка: у мальчиков – 50,7 см., у девочек – 50,2 см.

У некоторых новорожденных после рождения на голове появляется родовая опухоль. В течение двух дней она рассасывается, и длина тела может оказаться несколько меньше. На первом году жизни отмечается интенсивный рост ребенка; причем, чем младше возраст, тем интенсивнее прибавки роста.

I квартал – по 3(2,5) см. за каждый месяц

II квартал – по 2,5(2) см. за каждый месяц

III квартал – по 2(1,5) см. за каждый месяц

IV квартал – по 1,5 см. за каждый месяц

Общая прибавка длины тела за 1 год жизни составляет 25 см. После 1 года скорость роста замедляется.

Для ориентировочного подсчета используют формулы:

От года до 4 лет

Др = 100 – 8(4 – n ) n – годы жизни

Старше 4 лет

Др = 100 + 6(n – 4) n – годы жизни

Кроме этих формул, для определения долженствующего веса и роста ребенка пользуются специальными таблицами.

Окружность головы (ОГ)

При рождении ОГ 34-36 см., в среднем 35 см.

Окружность грудной клетки (ОГК)

При рождении ОГК 32-34 см.

В 3-4 мес. ОГ=ОГК

В дальнейшем ОГК больше ОГ.

Изменения пропорций тела

Длинники тела (высота головы, длина туловища, ног) в различные возрастные периоды увеличиваются с разной интенсивностью. Это создает определенные пропорции тела.

Изменение длины и массы тела

Для того, чтобы вовремя обнаружить отклонения от нормального темпа прививок веса и роста в педиатрической практике пользуются регулярными антропометрическими измерениями: на первом году жизни – через 1 месяц; с1-3 лет не менее чем 1 раз в 6 мес.

Изменения массы тела более чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (например болезнь) обязательным является ежедневное взвешивание.

Изменение массы

В грудном возрасте быстрое падение массы чаще всего бывает связано с расстройствами пищеварения, которые сопровождаются рвотой, жидким стулом:

С недостаточным введением жидкости

С потерями воды через кожу и легкие при повышенной температуре.

Быстрое падение массы (в течение 1-2 суток) чаще всего говорит об обезвоживании.

Хронические расстройства питания и заболевания обычно приводят к более медленным изменениям массы. У детей первого года жизни при дефиците массы больше 100% говорят о гипотрофии. Выделяют три степени гипотрофии:

I степень – дефицит массы 10-20%

II степень – 20-30%

III степень – больше 30%

Превышение массы на 1 году жизни больше 10% называется паратрофией . У детей старше 1 года – «тучность» и «ожирение».

Недостаточность питания детей нередко приводит к параллельной задержке и массы и роста тела. Такое состояние называется гипостатурой (для первого года жизни). Для более старших – субнанизм .

Гипостатуру надо отличать от наследственных форм низкорослости .Здесь задержка или отставание роста нередко отмечаются уже с первых месяцев жизни при отсутствии дефицита питания или тяжелых заболеваний ребенка; совершенно нормально идет моторное и нервно-психическое развитие. Обычно и родители отмечают, что их дети росли медленнее своих сверстников.

Особую группу малорослости составляют дети с врожденными аномалиями костной системы.

Высокорослость патологического характера встречается реже, чем низкорослость.

В антенатальном периоде транзиторно увеличение длины и массымогут быть и женщин с СД. После рождения гигантизм может быть при гиперфункции соматотропного гормона гипофиза (опухоль).

Врожденная гипотрофия ( внутриутробная, пренатальная)

Масса 3 кг. и более при рождении

Массо-ростовой показатель:

60-56 –врожденная гипотрофия I ст.

55-50 – II ст.

50 и более – III ст.

Это масса тала при рождении у доношенного 3 кг. и меньше.

Причины врожденной гипотрофии

Первородящие до 18 лет

Острые и хронические заболевания во время беременности

Первородящие старше 30 лет

Больше 5 родов

Социальное неблагополучие

Нарушение режима питания беременной

Профессиональные вредности

Психические расстройства

Выделяют три степени внутриутробной гипотрофии в зависимости от массо-ростового коэффициента:

масса тела (гр.)

длина тела (см.)

I степень 60-56

II степень 55-50

III степень меньше 50

От момента рождения до полной зрелости для роста и развития организма характерны следующие закономерности:

1. Неравномерность темпа роста и развития

Чем моложе организм, тем более интенсивно (быстро) протекают процессы роста и развития. Это касается всех основных антропометрических показателей (вес, рост, ОГ, ОГК)

Существуют понятия:

Хронологический возраст

Биологический возраст

Хронологический – период, прожитый от рождения

Биологический – совокупность морфологических и функциональных особенностей организма.

Разница между хронологическим и биологическим возрастом иногда достигает 5 лет.

Дети с замедленным биологическим развитием чаще всего выявляются перед поступлением в школу или во время обучения. Они менее активны на уроках, у них повышенная отвлекаемость. У этих детей чаще бывают снижены антропометрические показатели, отклонения в опорно-двигательном аппарате, НС, ССС.

При ускоренном биологическом развитии (чаще у девочек) чаще встречается гипертония, выше заболеваемость

2. Неравномерность роста развития отдельных органов и систем.

Например, в первые годы жизни преимущественно увеличивается голова и спинной мозг.

Лимфатическая ткань наоборот в первые годы жизни не развивается, а формируется в основном в 10-12 лет. После 12 лет развивается половая система. Темп роста отдельных частей тела также различны. Это приводит к тому, что в результате роста меняются пропорции тела.

В раннем возрасте относительно большая голова, короткие ноги и длинное туловище. В период интенсивного роста и развития, какой либо системы она становится наиболее чувствительной к неблагоприятным факторам. В период развития мозга он наиболее чувствителен к недостатку белка в пище; в период развития движений к двигательной активности; в период развития речи – к речевому общению.

3. Зависимость роста и развития от пола.

До начала полового созревания мальчики имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания наоборот по весу, росту, ОГК девочки опережают мальчиков.

Сила кисти руки у Мальчикова всегда выше, чем у девочек.

4. Биологическая надежность систем и организма в целом. Это проявляется широкими жизненными возможностями организма. Например, высокой прочностью обладает стенка сонной артерии, многие органы являются парными (почки, легкие, зрение, слух).

5. Зависимость роста и развития от наследственности.

Более 50 генов контролируют процессы роста.

6. Зависимость роста и развития от факторов внешней среды:

Питание

Загрязнение атмосферного воздуха

Условия жизни

Двигательная активность

7. Акселерация роста и развития

Это ускоренный рост и развитие. Этот процесс начинается с самого раннего детства. Например, средний вес новорожденных в настоящее время выше, чем раньше. Более раннее прорезывание зубов. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте, например, более ранним наступлением менструации.

Теории акселерации:

1. Солнечная радиация

2. Электромагнитное поле

3. Космическая радиация

4. Повышенная концентрация СО 2 из-за роста производства

5. Алиментарная

6. Социально-бытовая

Самые первые данные, поступающие к матери и врачам о новорожденном малыше, это показатели его веса и роста. По этой информации дается первая оценка общему состоянию ребенка. Так сколько должен весить ребенок сразу после своего рождения?

Какой вес при рождении считать нормальным

Большинство педиатров сходятся во мнении, что оптимальные показатели веса находятся в пределах между 3 кг и 4 кг. Маловесными считаются дети массой менее 3-х кг, а родившиеся с весом более 4-х кг - крупными. Если малыш появился на свет с недостаточным весом, то это означает, что он не получал достаточно питательных веществ во внутриутробном периоде, или же период беременности был связан с какими-либо осложнениями. С недостаточным весом чаще всего рождаются недоношенные дети.

Появление на свет маленького ребенка не всегда можно связать с осложнениями. Возможно, по своей генетической предрасположенности ему всегда суждено быть небольшим. При многоплодной беременности тоже часто рождаются дети с малым весом.

В последнее время выявляется устойчивая тенденция к рождению крупных малышей. Связывается это с тем, что будущие мамы стали лучше питаться и получать достаточное количество витаминов. Однако с питанием надо быть аккуратнее. Ведь если беременная женщина много кушает, то вместе с ней и малыш набирает лишний вес. Это может привести к травмам во время родового процесса, как ребенка, так и самой матери. Поэтому врачи частенько стали прибегать к кесареву сечению.

Как растет новорожденный

Родителей кроме цифр, сколько должен весить ребенок интересует еще и показатель его роста. Длина тела (рост) зависит от пола ребенка (мальчики при рождении весят больше девочек), маточно-плацентарного кровотока, качества питания самой матери и наследственности. Норма роста новорожденного колеблется от 44-х до 56 см.

Развивается малыш после появления на свет по следующим закономерностям:

  • Самый интенсивный рост наблюдается от рождения и до 3-х месячного возраста, прибавляя по 3 см в месяц.
  • В среднем 2,5 см он прибавляет на 4-ом, 5-ом и 6-ом месяце жизни.
  • 7-9 месяцы - прибавка в росте составляет не более 1,5-2 см.
  • 10-12 месяц - не более 1см/мес.

Как изменяется вес новорожденного

Грудные младенцы растут довольно быстро. Однако происходит это не сразу. Сколько должен весить ребенок в первую неделю после рождения подсчитать нетрудно, так как за это время он может потерять 8-10% от своей первоначальной массы, но не более:

  • Первоначальная потеря веса связана с потерей жидкости новорожденным, да и сам режим кормления еще не стабилизировался.
  • Потом в течение своего первого месяца его ежедневная прибавка составляет уже 20 гр.
  • 30 граммов/день ваш грудничок должен добавлять в свой второй месяц.
  • К 4-х месячному возрасту вес новорожденного должен удвоиться.
  • За первый год своей жизни младенец должен потяжелеть в 3 раза.
  • С возраста 2-х лет и до периода полового созревания, как правило, масса ребенка увеличивается со средней скоростью 2 кг за год.

Формулы для расчета веса ребенка

Так называемая долженствующая (какая должна быть) масса тела рассчитывается педиатрами по следующим схемам: Масса тела = 800хN + масса тела при рождении:

N - число месяцев. Эта формула верно отражает прибавку веса малыша до достижения им возраста 6 месяцев.

Со второго полугодия темпы прибавки массы снижаются и сама формула усложняется:

Масса тела = 800х6 + 400х(N - 6) + вес при рождении

800х6 - прибавка веса за первые полгода

N - число месяцев (6-12).

Упрощая эту схему, можно сказать следующее: в полугодовом возрасте малыш должен весить примерно 8200 г, в каждый последующий месяц нужно прибавлять 400 г, а в каждый "лишний" вычесть 800 граммов.

Вес тела - показатель с большей динамикой, в отличие от "консервативного" роста. Поэтому вес тела имеет "привязку" к длине тела. Так, например, массе тела в 8 кг должен соответствовать рост в 65 см. Соотношение того, сколько должен весить ребенок в определенный период своего развития и длины его тела определяется по специальным таблицам, которые есть у каждого врача-педиатра.

  1. Как правило, первый ребенок по росту и весу бывает меньше, чем все последующие дети.
  2. Еще в животе дети узнают голос своей матери. После рождения ее лицо они начинают узнавать раньше других.
  3. В некоторых случаях ребенку нужен шум, который помогает ему заснуть.
  4. Для очистки своих носовых проходов дети частенько фыркают и чихают во сне.
  5. Новорожденные плачут, но при этом слез у них не бывает.
  6. Слюни у малышей появляются только в 2 месяца.
  7. В первые два года жизни мозг ребенка развивается особенно интенсивно.
  8. Все необходимые для нормального развития питательные вещества дети могут получать с молоком матери до 4-х месячного возраста.

Вес и рост новорожденного – одни из основных параметров, оцениваемых после появления малыша на свет. В течение первого года жизни особенно важно ежемесячно маленького человечка. Для этого существует несколько способов оценки прибавления веса.

Точкой отсчета будет являться вес новорожденного. Нормальными для доношенного младенца считаются следующие параметры: масса: 2600 – 4500 грамм, рост: 45-55 см. Мальчики обычно крупнее девочек. На эти цифры влияют и другие факторы, как то: генетические особенности, рацион матери во время беременности, состояние плаценты.

Для понимания, правильно ли растет малыш, можно воспользоваться расчетами прибавки веса или оперировать уже готовыми таблицами. Вес и рост ребенка, как правило, имеют прямую взаимосвязь.

Поквартальный расчет. За первые шесть месяцев новорожденный прибавляет около 800 грамм в месяц. В дальнейшем — по 400 грамм. Рост в первые три месяца увеличивается на 3 см, с трех до шести месяцев – на 2,5 см, за третий квартал жизни – на 1,5 см, и в четвертом квартале – на 1 см.

Можно вести отсчет от середины срока. В шесть месяцев вес должен составлять в среднем 8200 грамм. На каждый предыдущий месяц отнимается по 800 грамм, а для каждого последующего прибавляется по 400 грамм.

Для определения применяют один из вариантов индекса Кетле. Его вычисляют по формуле: масса тела, гр/ рост, см. Нормой считается значение от 60 до 70 единиц. Обратите внимание, что эти значения верны только при оценке развития новорожденных.

Абсолютно нормальным является то, что в первые несколько дней после рождения малыш теряет до 8% своей массы. Вес восстанавливается к концу первой декады жизни, когда завершаются основные процессы, связанные с переходом организма от внутриутробного развития к самостоятельному существованию.

Таблица веса и роста детей до года

Необходимо знать, что существует несколько вариаций таких таблиц. В каждой стране данные будут немного отличаться. Разработана также таблица для детей, находящихся на искусственном вскармливании.


Груднички, получающие материнское молоко, будут расти несколько медленнее своих сверстников, питающихся искусственными смесями. Нормы для них на 15-20% ниже. Более старые таблицы основаны в основном на данных для детей, находящихся на искусственном вскармливании.

Наиболее верной для статистического российского ребенка будет таблица, утвержденная Министерством Здравоохранения РФ. Можно ориентироваться и на таблицу, разработанную на основе данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году. Ниже приведены значения, включающие в себя диапазон от «ниже среднего» до «выше среднего».

В этой таблице представлены данные, взятые от средней статистической половины детей. То есть, у 25% малышей вес будет больше, а у 25% — меньше приведенного в таблице. Независимо от этого, относительно предыдущего месяца должен приблизительно соответствовать табличным данным.

Если вес отличается от нормы

Недостаток веса

Очень многих мам беспокоит малый вес ребенка в сравнении с другими детьми. Недобор веса может быть связан с несколькими причинами:

  1. Как уже было отмечено выше, дети, находящиеся на грудном вскармливании, имеют вес на 15-20% ниже, чем у своих сверстников-искусственников. Это обусловлено естественными процессами и не должно быть поводом для беспокойства. Низкий вес может быть обусловлен соответствующей комплектацией родителей, наследственностью по материнской или отцовской линии.
  2. Ребенок не получает достаточно пищи. Особенно часто такое бывает при пониженной выработке грудного молока. В этом случае нужно быть очень внимательной к тому, наедается ли ваш малыш. Если нет – принимать соответствующие меры. После перенесенных заболеваний, особенно инфекционного характера, вес также снижается.
  3. При – жидком стуле (диарее) – вес будет снижаться за счет обезвоживания. Это опасно для здоровья малыша, следует немедленно устранить причину расстройства. Как только ребенок начинает проявлять повышенную двигательную активность – ползать, ходить – вес также может несколько снижаться по сравнению с нормативом.
  4. Проявление какой-либо аллергической реакции или непереносимости определенного вида продуктов.

Нужно помнить, что обязательное посещение педиатра избавит вас от излишнего беспокойства и позволит получить консультацию по конкретному вопросу, связанному именно с вашим ребенком. Будьте внимательны к вашему малышу, замечайте, а еще лучше записывайте все изменения в режиме и рационе питания, как реагирует вес на те или иные изменения. Лучше вас никто не знает вашу кроху, а врачу нужна информация.

Избыток веса


Слишком быстрая прибавка в весе должна настораживать не меньше, чем недостаток массы. Это плохо сказывается на здоровье ребенка, так как прежде всего организм должен развивать все системы и органы, а не накапливать жир. Дети с избыточным весом менее активны, позже других осваивают необходимые двигательные реакции, чаще болеют и подвергаются риску аллергических реакций.

Обычно такая ситуация возникает при . Если вы заподозрили лишний вес у вашего малыша. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром относительно количества смеси, кратности кормления. При введении прикорма предпочтительнее использовать фруктовые и овощные смеси. Следите за низким содержанием «быстрых углеводов» (сахар, глюкоза).

Особенности прибавления веса по месяцам

В зависимости от набора массы необходимо корректировать питание малыша. В первые три месяца устанавливается пищеварение. Происходит значительный набор массы – в первый месяц до 20-25% от начальной. В этот период важно установить подходящий режим кормления и, если применяется искусственное вскармливание, подобрать нужную смесь. Начиная с четвертого месяца наблюдается снижение ежемесячной прибавки на 50 грамм.

С шестого месяца обычно рекомендуется начинать прикармливать младенцев на грудном вскармливании. Нормы веса рассчитаны на грудное вскармливание с вводом прикорма примерно в этот период или чуть позже. Вес может отличаться от нормы по причине раннего или позднего прикорма. Но помните, что относительно своего прежнего веса малыш должен иметь стойкую прибавку с постепенно уменьшающейся разницей.

Ближе к году, когда ребенок начинает ползать и ходить, двигательная активность также будет влиять на прибавление веса, он может быть меньше нормы.

Не стоит забывать, что каждый из нас – это большая индивидуальность, и ваш новорожденный человечек — не исключение. Не впадайте в панику, если он не вписывается ни в какие таблицы. Здоровый сон, хорошее развитие двигательной активности, отличное настроение ребенка будут для вас знаком, что все идет как нельзя лучше. Отмечайте все особенности, выведите свою формулу роста и развития – и наслаждайтесь тем, как растет ваш малыш. Не забывайте о регулярности плановых осмотров у врача-педиатра. Здоровья вам и вашим деткам!

Смотрите все о развитии крохи до года на видео:

В норме индекс равен:

грудной возраст -20-25 см;

2-3 года — 20 см;

6-7 лет — 10-15 см;

до 8 лет — уменьшается до 6 см.

Индекс Эрисмана применяется до 15 лет.

Окружность груди — 1/2 длины тела.

В норме равен: грудной возраст — 13,5 — 10 см;

  • 2-5 года — 9-6 см;
  • 6-7 лет — 4-2 см;
  • 7-8 лет — 0 см;
  • до 15 лет — 1-3 см.

Для более точной оценки всех показателей физического развития ребенка и пропорциональности антропометрических данных широко используются центильные таблицы.

Критерии оценки нервно-психического развития ребенка

  1. Моторика (движение) — это целенаправленная, манипуляционная деятельность ребенка от хаотичных движений новорожденного до координированных целенаправленных движений всех мышц к концу первого года жизни;
  2. Статика — это фиксация и удержание определенных частей тела и всего тела в необходимом положении. От удержания головы (на 2-3 месяце жизни) до ходьбы к концу первого года жизни;
  3. Условно-рефлекторная деятельность — адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Сюда же относиться и развитие речи у ребенка. Рефлекторная деятельность появляется у малыша с самого его рождения. С начало, это безусловные (врожденные) рефлексы, которые со временем угасают. И на смену им приходит условно-рефлекторная деятельность. Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе жизни, когда он начинает аукать. Далее появляется гуление — произношение первых звуков. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, еще не понимая их смысла — это лепет. К концу первого года жизни в лексиконе ребенка насчитывается 5-10 простых слов, смысл которых он понимает (дай, на, мама и др.). Среди них есть звукоподражатели — ам-ам — кушать, тик-так -часы, ав- собачка и др. В 2 года запас слов доходит до 300 слов, появляются предложения. Все слова ребенок может говорить в 5-6 лет;
  4. Высшая нервная деятельность — этот критерий развивается на основании созревания нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Высшая нервная деятельность является признаком становления умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно делать в 5-6 лет.

Следует помнить, что развитие ребенка — это индивидуальный процесс. Диапазон появления умений ребенка колеблется в значительных пределах. Некоторые дети развиваются быстрее, другие чуть медленнее. Так что нет ничего страшного если тот или иной навык появится на 1-2 месяца раньше или позже указанных сроков.

Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.

Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.

Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).

Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.

Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.

Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.

Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).

В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7-10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.

Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.

Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:

1) масса тела может быть определена как сумма:

Масса тела при рождении + 800 г х n,

где n – число месяцев в течение I полугодия;

800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;

2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.

Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.

Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.

Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.

Психомоторное развитие детей в I полугодии

В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.

В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.

В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.

В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.

Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.

Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:

1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:

(800 х 6) + 400 х (n – 6),

где n – возраст в месяцах;

400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;

2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).

Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.

Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.

Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.

В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.

Психомоторное развитие детей во II полугодии

В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.

Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.

В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.

Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.

Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.

Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:

1) масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна:

10,5 кг + 2 n,

где n – возраст ребенка до 11 лет;

10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;

2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.

У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.

Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.

Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.

У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.

В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.

Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:

1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:

100 см – 8 (4 – n),

где n – число лет.

Если возраст старше 4, рост ребенка равен:

100 + 6 (n – 4),

где n – число лет;

2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.

На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.

Долженствующую окружность головы для детей 2-15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.

Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:

1) для детей до 10 лет:

63 см – 1,5 см (10 – n),

где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

2) для детей старше 10 лет:

63 см + 3 см (n – 10),

где n – возраст детей старше 10 лет;

3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.

К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.

Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.

Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.

Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3-15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.

Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.

В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.

Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.

Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.

Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.