Что такое финансовый контроль. Понятие и значение финансового контроля, его цели и задачи. Банк России как контрольный финансовый орган

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально- экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль выступает важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Целью финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина достигается путем соблюдения:

  • – требований федерального законодательства и законодательства РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления;
  • – требований, основанных на законе подзаконных нормативных правовых актов;
  • – законных и обоснованных предписаний органов финансового контроля и их должностных лиц.

Независимость проведения финансового контроля должна быть обеспечена: 1) финансовой самостоятельностью контрольного органа; 2) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; 3) закреплением в Конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям (рис. 5). В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

  • – предварительный – осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.;
  • – текущий – происходит повседневно при проведении финансовых операций;

Рис. 5.

– последующий – проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он подразделяется на:

  • – государственный;
  • – ведомственный;
  • – производственный;
  • – общественный;
  • – аудиторский.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.). Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

Ведомственный контроль осуществляется контрольноревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.

Производственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций.

Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

Ведущую роль в осуществлении финансового контроля играет государственный контроль. Большое значение для его развития имеет Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, ФНС России, Федеральная служба финансовобюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, ФТС России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль проводят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Финансовый контроль осуществляется различными методами. Принято различать следующие методы финансового контроля: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Обследование отдельных сторон финансовой деятельности обычно происходит с применением таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.

Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" и др.

Также различными органами финансового контроля принимаются специальные нормативные правовые акты о порядке проведения ревизий, например: приказ ФТС России от 06.11.2008 № 1378 "Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии"; приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999 № 89н/1033/717 "Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности

Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)"; письмо ЦБ РФ от 07.12.1994 № 24 "О Методических рекомендациях об организации проведения документальных ревизий учреждений системы Центрального банка Российской Федерации".

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить: Счетная палата РФ; Минфин России; Федеральное казначейство; территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Как правило, ревизии осуществляется на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере осуществляются не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере – не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требованию.

Переоценить сложно. Ведь он является одной из форм проверки законности денежного потока любого звена. Наличие такого понятия обусловлено тем, что денежным средствам в любом государстве присуща функция контроля. На практике она осуществляется именно благодаря финансовому контролю, который призван проверять выполнение хозяйственных действий с точки зрения их правомерности, экономической целесообразности и законности.

Основные аспекты

Понятие и значение финансового контроля рассматривается как:

1. Деятельность специально созданных государством контрольных органов, следящих за соблюдением фин. дисциплины.
2. Один из основных элементов управления денежными потоками на микро- и макроуровне, ставящих перед собой цель обеспечить эффективность и целесообразность хозяйственных операций.

Эти два аспекта, которые и определяют понятие, а также значение финансового контроля, тесно взаимовязаны друг с другом. Отличаются они лишь методами и целями, а также субъектами, подлежащими проверке. Если в первом варианте максимально рассматривается количественная, а кроме того, и правовая сторона денежной дисциплины, то во втором основной акцент ставят на аналитическую сторону работы.

Что такое финансовый контроль?

Есть множество видов проверок. Одни из них рассматривают деятельность предприятий и организаций в экологической сфере, другие проверяют санитарную дисциплину и т. д. Однако все эти и многие другие виды деятельности не входят в понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина - вот основной предмет, который рассматривается при таких проверках. При их проведении изучаются категории, связанные со стоимостью. Это такие показатели, как доходы и прибыль, себестоимость и рентабельность, налог на добавленную стоимость и издержки, отчисления в те или иные фонды и на различные цели. Эти показатели являются синтетическими, и поэтому охватывают все стороны коммерческой и производственной деятельности, а также денежно-кредитные взаимосвязи предприятий.

Таким образом, понятие и значение финансового контроля кратко можно описать как совокупность различных мероприятий, которые проводятся специально созданными для этих целей организациями. Задача такого контроля состоит в проверке денежных и связанных с ними операций государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц любой формы собственности, а также населения. Все это необходимо для создания обоснованной финансовой политики и хорошо работающего финансового механизма.

Объект и предмет контроля

Финансовая проверка на любом уровне затрагивает вопросы системы денежных отношений. Ее не интересует ни состояние окружающей нас среды, ни технические механизмы. Самым важным для нее являются денежные процессы, которые имеют место при формировании, распределении и использовании местных бюджетов. Это и есть объект такого контроля. А его предметом являются:

Бюджетные показатели;
- финансовые составляющие деятельности юридических лиц;
- показатели, указывающие на кредитно-денежные отношения, а именно расчеты, проводимые с участием коммерческих банков;
- показатели, характеризующие страховой рынок.

То есть все то, что содержится в бухгалтерских документах, сметах, отчетах и т.д.

Для полноты освещения темы важно рассмотреть еще один немаловажный вопрос. А именно понятие, значение и содержание финансового контроля. Что подразумевается под содержанием столь важной функции государства? В это понятие включены различного рода операции, которые осуществляются в форме ревизий и проверок либо госорганами, либо органами местного управления. Порой контролирующей организацией выступает банк. Все эти операции направлены на то, чтобы обеспечить эффективность финансовой деятельности муниципалитетов и государственных образований. В число таких контрольных операций входят:

Проверки, призванные выявить полноту исполнения обязательств финансового характера перед бюджетом со стороны не только организаций, но и и физических лиц;
- проверки по целевому использованию сумм, выделенных из государственных и местных фондов, а также бюджетов;
- проверки точного исполнения кассовой дисциплины, а также соблюдения правил приема и использования валютной выручки;
- проверки общей финансово-хозяйственной работы предприятий и т.д.

Цели и задачи

Контроль финансового характера содействует успешному внедрению денежной политики хозяйствующих субъектов и государства. Если рассматривать понятие и значение финансового контроля, его цели и задачи, то становится ясно, что он в конечном итоге обеспечивает эффективность формирования, а также распределения и дальнейшего использования бюджетного денежного потока.

В этом и заключается его основная цель. А что касается задач, то проверки, проводимые специально созданными для этого органами, призваны:

Обеспечить соблюдение банковского, бюджетного и гражданского законодательства в финансовой сфере;
- выявить несвоевременность и неполноту уплаты налоговых обязательств в бюджет;
- содействовать целевому и эффективному использованию денежных потоков;
- выявлять резерв, способный повысить уровень финансовых ресурсов;
- обеспечивать верность ведения отчетности и учета.

Обширно понятие и значение финансового контроля при проверках бюджетной сферы. В таком случае рассмотрению подлежат такие вопросы, как:
- грамотное составление бюджетов на различном уровне, а также правильность их исполнения;
- соблюдение принципов ведения бух. учета, а также действующего налогового законодательства;
- целевое использование, а также эффективность вложения средств, находящихся в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
- выявление резерва экономии и количественного роста государственных средств;
- пресечение правонарушений, касающихся бюджетной сферы;
- проведение разъяснительной и профилактической работы с целью улучшения финансовой дисциплины.

Методы

Понятие, значение и содержание финансового контроля может быть определено исходя из тех способов, которые применяются при его осуществлении. Применение конкретного метода напрямую зависит от некоторых факторов, а именно от:

Особенностей формы деятельности и правового положения проверяющих органов;
- цели и объекта контроля;
- оснований для проведения проверки и т.д.

Что же предусматривает финансовый контроль? Понятие, значение, виды, финансовая дисциплина - все эти термины подлежат расшифровке только при определении конкретного метода проведения проверки. Как же классифицируются те способы, которые применяются специалистами?

По методике проведения осуществляемый финансовый контроль можно подразделить на:

Проверки, в ходе которых рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности, изучающие расходные документы и отчетную документацию;
- обследования, охватывающие довольно широкий пласт финансово-экономической деятельности субъекта и определяющие финансовое состояние предприятия, а также перспективы его дальнейшей работы;
- надзор, который осуществляют контролирующие органы за субъектами, имеющими лицензию на проведение финансовой деятельности;
- анализ, предполагающий детальное изучение годовой или периодической финансовой отчетности для вынесения общей оценки хозяйствующему субъекту;
- мониторинг (наблюдение), который постоянно ведут кредитные организации по отношению к своим клиентам;
- ревизия, то есть полное обследование итогов финансово-хозяйственной работы юридического лица с целью проверки ее правильности, законности, эффективности и целесообразности.

Виды проверок

В зависимости от компетенции государственного органа или субъекта местного самоуправления применяется тот или иной метод осуществления контроля. Так, бывают проверки:

Тематические, изучающие отдельные стороны работы предприятия;
- документальные, проводящие анализ только на основании отчетов, балансов и др.;
- налоговые, которые являются разновидностью тематических и проводятся должностными лицами ИМНС.

По результатам проведенных проверок составляется акт. Исключением является только подведение итогов работы представителями Здесь по окончании проверки составляется заключение.

В актах находят отражение факты нарушения налогового законодательства и выдвигаются предложения по устранению таковых.

Принципы

Все проводимые проверки и ревизии невозможны без гласности и плановости. Все эти понятия относятся к основным принципам финансового контроля. Сюда также можно включить законность и федерализм.

Рассмотрим понятие, принципы и значение финансового контроля:

1. Это, прежде всего, законность. В финансовой деятельности это понятие означает то, что создание, распределение и дальнейшее использование денежных потоков регламентируется утвержденными нормами по финансовому праву. При их соблюдении обеспечивается возможность применения различных принудительных мер к правонарушителю. Если юридическое лицо не выполняет предписания законодательных и прочих нормативных актов, то это непременно повлечет за собой нестабильность финансовых отношений, а также будет иметь много других негативных последствий.

2. Гласность. Данный принцип работает при осуществлении той или иной финансовой деятельности. Он проявляется в том, что до граждан с помощью различных СМИ доводятся сведения о содержании проектов финансово-правовых актов, а также о результатах работы, проводимой ревизиями и проверками.

3. Федерализм. Этот принцип проявляется в том, что, согласно Конституции РФ существуют некоторые разграничения в компетенции субъектов РФ в области финансов, касающиеся денежной эмиссии, кредитного регулированияналогообложения и т.д.

4. Плановость. Соблюдение данного принципа приводит к тому, что общая финансовая деятельность, осуществляемая государством, имеет в своей основе целую систему финансово-плановых актов. Их структуры, порядок составления, последующего утверждения и исполнения закреплены в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Наряду с общими принципами построение финансового контроля осуществляется на некоторых специфических принципах, а именно на независимости, объективности и компетентности проверяющих органов.

Виды контроля

Как видим, проведение проверок в области правильного использования денежных потоков охватывает разнообразные области жизни общества.

Именно поэтому эффективность такой работы напрямую зависит от ее организации, форм и методов.

Рассмотрим понятие и значение финансового контроля и его виды. Он имеет разграничения в зависимости от того, каким субъектом осуществляется проверка, от времени проведения и т.д.

Классификация

Рассмотрим понятие, значение и виды финансового контроля в зависимости от различных оснований. Например, исходя из времени проведения. Данный финансовый контроль делят на предварительный, а также текущий и последующий. Все эти виды проверок находят распространение в работе органов, следящих за соблюдением дисциплины по движению денежных потоков. Что касается предварительного контроля, то его осуществляют еще до начала образования, дальнейшего распределения и последующего использования денежных средств. Каково понятие и значение финансового контроля этого вида? Он призван предупредить нарушения по соблюдению финансовой дисциплины.

Оперативные или проводятся уже при осуществлении денежных операций. Они контролируют получение и дальнейшее использование денежных потоков. В их задачу входит и рассмотрение своевременности и правильности исполнения финансовых обязательств перед страной и т.д.

Какова основная цель последующих проверок? Они контролируют расходование денежных средств после окончания тех или иных финансовых операций. В таком случае также велико понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина при последующих проверках видна наиболее ярко. Здесь можно легко выявить все ее нарушения, а также порекомендовать пути их предупреждения и различные меры по их устранению.

Также имеющие место виды контроля классифицируются на обязательный и инициативный. Первый из них проводится согласно действующему законодательству. Второй - по инициативе компетентных органов государственной сферы.

Понятие, значение и виды финансового контроля могут быть описаны в зависимости от того, какими он осуществляется органами (субъектами). В этом случае выделяют проверки, проводимые по инициативе:

Органов, осуществляющих местное самоуправление и государственной власти;
- президента;
- исполнительных органов.

Государственный контроль

Он необходим для внедрения в жизнь финансовой политики страны и созданию самых выгодных условий для экономической стабилизации.

Понятие, значение и роль финансового контроля со стороны нашего государства велики. Это не только проверки полноты и правильности исполнения федерального бюджета. Он включает в себя и контроль над использованием денежных и кредитных ресурсов, состоянием внешнего, а также внутреннего долга, предоставлением налоговых и финансовых преимуществ и льгот.

Осуществляют контроль денежных потоков со стороны государства органы законодательной власти и специально созданные для этих целей органы власти исполнительной. К ним относятся:

Федеральное казначейство;
- российская Счетная палата;
- Центральный банк;
- Служба бюджетно-финансового контроля.

Законодательством утверждена необходимость проведения ежегодных комплексных ревизий, а также тематических проверок финансовыми и контрольными органами не только в органах государственной исполнительной власти, но и в иных организациях, а также на предприятиях.

Прочие виды контроля

Финансовый контроль также разграничивается на внутрихозяйственный и ведомственный, аудиторский и общественный. Рассмотрим их подробнее.

Итак, осветим понятие и значение финансового контроля, органы финансового контроля при осуществлении ведомственных проверок. К организациям, призванным стоять на страже денежной дисциплины, прежде всего можно отнести министерство. Его ревизионные органы проводят проверки деятельности тех учреждений, которые входят в соответствующую систему. Такая же работа осуществляется и разнообразными ведомствами. А вот внутрихозяйственный контроль над использованием денежных потоков призваны вести те субъекты хозяйствования, которые не входят в какую-либо систему.

В некоторых случаях, которые непосредственно указываются в законодательных актах, хозяйствующие субъекты проводят обязательную аудиторскую проверку. Этот вид контроля может быть и инициативным. В таком случае аудиторы приглашаются по решению администрации предприятия. Цель такой проверки состоит в установлении достоверности бухгалтерской финансовой отчетности субъектов хозяйствования.

Работа Минфина

Каково понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации? Оно настолько велико, что одним из его основных субъектов является Министерство финансов России. Этот орган власти исполнительной осуществляет функции, касающиеся выработки государственной политики, а также нормативно-правового регулирования таких сфер деятельности, как страховая и валютная, банковская и аудиторская. Рассматриваются Минфином и вопросы бухгалтерской отчетности и учета, аудиторской деятельности, переработки, производства и обращения драгоценных камней и металлов и т.д.

Понятие и значение финансового контроля в РФ формируется во многом благодаря деятельности данного органа. В своей работе Минфин руководствуется Конституцией России, а также актами Президента, государственными законами, международными договорами и т.д.

Пути совершенствования

В настоящее время перед контролирующими органами ставится задача повышения эффективности и действенности осуществляемых ими проверок. При этом наиболее приоритетными являются такие направления, как:

Принятие единой концепции в области финансового контроля, что позволит установить единые правовые и методологические основы осуществления проверок, которые будут основываться на научно-методических разработках в области основ оценки деятельности контролирующих органов;
- переход к аудиту, что предполагает проведение контролирующими органами анализа экономности и результативности использования федерального бюджета.

Одна из важнейших проблем при осуществлении контроля заключается в низком проценте возврата неверно использованных бюджетных средств. Именно поэтому стоит постоянно повышать эффективность проводимых проверок и ревизий как основного метода контроля в финансовой сфере.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль - неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров - аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;


Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

Обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

Проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

Проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

Проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия - метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии бывают:

Комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

Частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

Тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

Плановые и внеплановые;

Сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия - клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Задачами Счетной палаты являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

Монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

Функция финансового агента, банкира Правительства,

Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

Кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй.

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

Ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

Выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

Определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

Классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

Правоохранительная деятельность - борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

Некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей - таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно - ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

Государственный;

муниципальный;

внутрихозяйственный (внутрифирменный);

независимый.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственно-го долга, предоставление налоговых льгот и др. В последнее время возросло значение парламентского контроля - контроля со стороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляется право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы. Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств. Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и нор-мативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внут- рипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке1. На практике функции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями - аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Кроме того, аудиторские фирмы в соответствии с международными аудиторскими стандартами и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» могут оказывать широкий комплекс услуг по консультированию, финансовому анализу, разработке инвестиционных проектов, обучению персонала и др.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется:

на предварительный;

Текущий (оперативный);

последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов. Предварительный контроль носит предупредительный характер, способствует предотвращению неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов. Этот вид контроля позволяет выбрать наиболее эффективные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов.

" В соответствии с п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208- ФЗ «Об акционерных обществах» «для осуществления контроля за финансово- хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент совершения финансовых операций. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в целях выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности и предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежных средств, а также позволяет выявить недостатки или ошибки, допущенные в ходе предварительного контроля. При текущем контроле более точно учитывается экономическая ситуация, что дает возможность скорректировать финансовые планы, расчеты и тем самым получить больший эффект от проводимых финансовых операций.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций или завершения отчетного периода (финансового года). Данный вид контроля позволяет проверить целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и проверки финансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклонения полученных результатов от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходности и др. На практике считается, что последующий финансовый контроль наиболее эффективен, поскольку он дает возможность проанализировать весь процесс осуществления финансовых операций от планирования до проведения и получения конечных результатов. Последующий финансовый контроль позволяет сделать выводы об эффективности всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:

на бюджетный;

налоговый;

банковский;

страховой;

валютный и др.

Данные виды финансового контроля будут рассмотрены в со-ответствующих разделах.

В соответствии со ст. 10 «Структура бюджетной системы РФ» Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельности бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и воспроизводственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.

Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы выполняют функции:

Понятно, что они имеют большое значение в процессе воспроизводства, решения социальных задач государства.

Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.

Государственный финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики , и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов , а также применяемых налоговых льгот.

Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами , сфера бюджетного процесса , перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

К функциям финансового контроля относятся:

  1. анализ - включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета ; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);
  2. корректировка - включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;
  3. предупредительная функция - состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности , эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Составляющие финансового контроля

Проверяется порядок отражения доходов, полученных от операций с финансовыми вложениями, порядок отражения превышения покупной стоимости ценных бумаг над их номиналом и наоборот. Необходимо проверить порядок погашения ценных бумаг, проконтролировать, чтобы на дату погашения их стоимость в балансе была равна их номинальной стоимости.

Особое внимание при контроле над операциями по финансовым вложениям уделяют экономической эффективности проводимых вложений, т. е. изучают критерии, повлиявшие на принятие решения о финансовых вложениях. Необходимо знать специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в деятельность которого вкладываются инвестиции, т. е. должностные лица организации обязаны тщательно проработать вопросы финансовых вложений, ожидаемой величины прибыли и величины участия в других предприятиях, проработать все договорные вопросы.

Контролер должен убедиться, что данными операциями не прикрывались другие сделки и мотивы, т. е. не было искусственного отвлечения средств предприятия с целью получения доходов нелегальным путем отдельными лицами через другую фирму.

При контроле финансовых вложений в другие организации необходимо проверить договоры о совместной деятельности, цели создания такой деятельности, порядок учета совместных операций (кто ведет, организован ли раздельный учет общих дел и операций участника, которому поручено ведение учета операций по совместной деятельности), порядок уплаты налогов на доход от операций по финансовым вложениям.

При проверке операций по предоставленным займам контролю подвергаются бухгалтерские справки и другие расчеты по оценке их дисконтированной стоимости согласно ПБУ 19/02, проверяется расчет первоначальной стоимости выбывающего объекта в порядке уступки права требования.

Контролируется порядок создания резерва под обесценивание ценных бумаг и порядок переоценки ценных бумаг, котирующихся на биржах регулярно. Данная переоценка должна соответствовать действующему законодательству (Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 27 ноября 1997 г. № 40 «Об утверждении Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами»).

Проверяют порядок операций с векселями , облигациями, сертификатами, фьючерсами, опционами и т. д.

Все ценные бумаги должны быть учтены на забалансовом счете 004 «Бланки строгой отчетности» по номинальной стоимости и зарегистрированы по видам в специальном журнале.

Основные требования, предъявляемые к организации внутрифирменного финансового контроля

Основными принципами внутрифирменного финансового контроля являются:

Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определения эффективности работы и точности исправления ошибок.

В крупных компаниях потенциальное преимущество регулярного финансового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутреннего аудита .

Важным критерием контроля является снижение потенциальных убытков. Система контроля предназначена для помощи руководителям предприятий в вопросах:

  1. выбора между различными альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть предприняты в течение определенного периода времени;
  2. выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут заключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;
  3. осуществления действий, которые могли бы исправить ошибки и закрепить успех.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

  1. объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
  2. предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда , расходов сырья и материалов, энергии и т. д.);
  3. субъекты контроля - структурные подразделения и экономические службы предприятия;
  4. методы контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для определения отклонений фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах.

Контроль над выполнением доходной части сводного бюджета предприятия призван обеспечить бесперебойность финансирования его операционной (текущей) и инвестиционной деятельности. Осуществляет такой контроль финансовая служба.

Контроль над соблюдением расходной части консолидированного бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно- финансовой деятельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

  1. оперативный анализ фактических отклонений от плановых функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);
  2. разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
  3. оформление и предоставление дирекции предприятия аналитических материалов по исполнению комплексного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей.

Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комплектующую автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что поможет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюджетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:

После перехода на качественно иной уровень планирования и контроля предприятия должны стать более привлекательными и открытыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расширит их финансовые возможности для расширения производства.

Виды и система контролирующих органов финансового контроля

Его назначение - отслеживать стоимостные пропорции распределения налогового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанные с формированием государственных финансовых ресурсов (полнотой и своевременностью их поступления, а также с их целевым использованием).

В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных организаций - это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы - Счетную палату РФ, Банк России , Министерство финансов анализа , посредством которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целенаправленное финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально-налогового механизма. Оперативный контроль предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

К деятельности органов государственного контроля примыкает контрольная деятельность органов представительной власти , а также Президента РФ . Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

Понятие финансового контроля негосударственной сферы экономики и граждан со стороны государства затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед государством следующих денежных обязательств :

  1. уплата налогов и других обязательных платежей;
  2. соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Деятельность органов финансового контроля регламентируется письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.11.2005 г. № 09-2/1773 «О государственном финансовом контрольном органе».

Классификация финансового контроля

Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны; на микроуровне - в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д. Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок , финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы . Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля:

  1. документальные и камеральные проверки (в процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений);
  2. обследование (охватывает более широкий спектр финансово-экономический показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития);
  3. надзор (осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, несоблюдение нормативов, приводящее к банкротству и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии);
  4. анализ финансового состояния (как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования);
  5. наблюдение (мониторинг) (постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию долгосрочного возврата ссуды);
  6. ревизии (обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности).

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ , аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.