Фамилия скульптора создавшего памятник минину и пожарскому. Краткая информация о памятнике минину и пожарскому

Один из наиболее известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года - новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.

Первым монументом, положившим начало украшению памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими , стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения - новгородскому старосте и князю , освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.

Описание монумента

На высоком гранитном постаменте расположены фигуры героев-освободителей России - новгородца Кузьмы Минина, стоящего в полный рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и самого князя, сидящего перед ним на ложе, раненого, в одной руке держащего щит с изображением Спаса, а другой рукой опирающегося на меч, протянутый ему К. Мининым, и полного решимости возглавить народное ополчение. Обе фигуры известный русский скульптор начала XIX столетия Иван Петрович Мартос облачил в античные одеяния с элементами русского костюма и едва уловимыми нюансами в некоторых деталях внешности героев. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а обшитый узором хитон напоминает рубаху землепашца.

Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящая из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая - коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин - отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно - его сын в 1812 году сражался с французами в армии . В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.

Обратную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Д. Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой - в ужасе убегающие враги.

Предыстория создания монумента

Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России - Смуты, окончившейся изгнанием иностранных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 году, недавние выпускники гимназии при Санкт-Петербургской Академии Наук, создавшие литературно-общественную организацию - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, в 1803 году вынесли предложение о увековечивании в бронзе памяти народных героев - К. Минина и Д. Пожарского. Монумент предлагалось установить в - центре народного ополчения.

Скульптору Ивану Мартосу понравилась эта идея, и в 1804 году он приступил к работе над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся монументалист представил общественности в 1807 году. А уже в 1808 году жители Нижнего Новгорода подали прошение императору об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Участие в конкурсе проектов кроме Ивана Мартоса приняли известные в начале XIX столетия скульпторы и архитекторы - Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 года победителем конкурса проектов стал скульптор И. Мартос. Императором Александром I был издан указ о начале сбора пожертвований для возведения величественного монумента. В первых числах января 1809 года началась всенародная подписка, и по всем большим губернским городам и небольшим селениям России были разосланы гравюры, на которых был изображен будущий монумент. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость Российской империи от поляков, поэтому первым внес двадцать тысяч рублей для сооружения исторического монумента.

Средства собирали, что называется, «всем миром». В подписке участвовали, кроме представителей дворянских сословий, купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году сумма, необходимая для начала работ, была собрана, а имена всех подписчиков напечатаны и преданы гласности. К этому же времени окончательным местом установки монумента, как важного памятника героического прошлого России, была определена Москва, а Нижний Новгород решено было украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев - К. Минина и Д. Пожарского.

История создания памятника

Над малой и большой моделями памятника скульптор трудился весь 1812 год, лишь ненадолго прервав работу из-за начавшейся Отечественной войны. Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание монумента Минину и Пожарскому приобрело более глубокий, сакральный смысл, а именно - олицетворение победы России над врагами. В печати освещался не только ход работ над созданием монумента и технологии, которыми пользовались мастера при изготовлении деталей памятника, но этой теме также был посвящен цикл статей, в обсуждении которых принимали активное участие все желающие. В феврале 1813 года большая модель монумента была представлена императорской семье и общественности. Матери Александра I, вдовствующей императрице модель понравилась, равно высоко ее оценили члены Императорской Академии Художеств.

Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший в то время литейных дел мастер - заведующий Литейным домом Академии Художеств Василий Екимов, и заготовлено свыше тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и вот 5 августа отливка, продолжавшаяся десять часов, была произведена. Таких грандиозных работ в Европе тех лет еще не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос - пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.

Постамент изначально планировалось делать из сибирского мрамора, но, учтя немалые размеры монумента, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были доставлены из Финляндии, в то время бывшей провинцией Российской империи, и известный петербургский камнетес Самсон Суханов из трех гранитных глыб изготовил постамент.

Копия монумента в Нижнем Новгороде и другие интересные факты, связанные с легендарным событием

Копию московского монумента, всего на пять сантиметров ниже оригинала, создал российский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Установлен монумент на территории нижегородского Кремля возле церкви Рождества Иоанна Крестителя. Как определили историки, именно с паперти этой церкви осенью 1611 года призывал Кузьма Минин собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника произошло 4 ноября 2005 года - в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года был внесен в список государственных праздников поправкой к федеральному закону «О днях воинской славы».

Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции , когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.

Подвиг русских людей - К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.


Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.


По преданию, после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась надпись:

Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610-1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.


1. Минин. Одежда представителя народа не стилизована под античную: туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нём порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, ещё не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своём имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Её текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Иван Петрович Мартос
1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764-1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804-1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздник — День народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:

Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.

Идея композиции

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.

Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита - их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур - сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов - икона Казанской Божией Матери.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место - в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому - одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.