Где поставлен памятник гоголю. Замечательный памятник Гоголю Андреева. XIX век. История создания памятника

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Арбатская

Сдан: 1952 г.

Скульптор: Николай Томский

Описание

Памятник знаменитому классику российской литературы Николаю Васильевичу Гоголю, представляет собой большую бронзовую фигуру писателя в полный рост, установленную на высокий, гранитный и прямоугольный постамент. Николай Васильевич запечатлен в полный рост. Одет он в традиционный плащ, в левой руке он держит блокнот, наверное, с записями второго тома Мертвых душ.

На постаменте нанесена памятная надпись: “Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года”.

История создания

Памятник Николаю Васильевичу был установлен в 1952 году вместо другого памятника Гоголю, стоявшего на этом месте до этого. Идея заменить памятник принадлежала Иосифу Сталину, ему не нравился депрессивный, по его мнению, памятник Гоголю. И 2 марта 1952 года в столетие со дня смерти писателя памятник был торжественно открыт на Гоголевском бульваре у Арбатской площади (Гоголевский бульвар д. 33/1).

Как добраться

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю находится в конце Гоголевского бульвара у Арбатской площади (Гоголевский бульвар д. 33/1). Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете налево и по Арбатской площади идете до начала Гоголевского бульвара д. 33/1. Здесь на центральной части бульвара и расположен памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

Памятник писателю Николаю Васильевичу Гоголю, который сегодня находится во дворе мемориального центра, посвященного великому мастеру слова, на был создан еще в 1909 году и простоял более 40 лет на месте нынешнего .

Скульптурная композиция была создана в канун празднования в России 100-летнего юбилея со дня рождения Николая Гоголя. Монумент стал подлинным шедевром искусства и был создан скульптором, вдохновленным произведениями писателя, с большой любовью.

Правда, первоначально, многими обывателями и деятелями культуры творение было принято несколько негативно, но время показало, что этот памятник стал одним из лучших в городе Москве, посвященным великим людям.

Открытие памятника российское общество ожидало с большим нетерпением. Праздничные мероприятия длились два дня, во время которых проходили различные заседания любителей словесности и чтение авторских произведений. К этому дню были созданы мемориальные знаки и медаль, эскиз которой изготовил все тот же скульптор Андреев.

Цветы у подножия монумента были не только от обычных граждан России, но и от самого императора Николая Второго.

К сожалению, этот памятник Гоголю с прежнего места убрали в 1951 году. Якобы, сам Сталин, проезжая мимо с Кунцевской дачи в Кремль, был недоволен этим изваянием из-за того, что Гоголь представлен каким-то обессиленным и опечаленным.

Монумент творения Андреева мог пойти на переплавку, но благодаря деятелям культуры был сохранен и перемещен на площадку , где тогда находился один из филиалов московского .

В годы хрущевской оттепели общественность настояла на установке памятника во дворе бывшей усадьбы, где писатель провел последние годы жизни и где к этому времени находился «Дом Гоголя».

Памятник Гоголю на стоит на массивном постаменте, плоскости которого украшают бронзовые барельефы героев произведений, а на фронтальную нанесена простая надпись «ГОГОЛЬ». Сам писатель, ссутулившись, сидит в старинном кресле, будто обдумывая строки своего нового шедевра.

Оказывается, в районе Арбатской площади можно обнаружить три памятника Н.В. Гоголю. Многие знают о памятнике на Гоголевском бульваре, некоторые - о памятнике во дворе дома №7 по Никитскому бульвару. А кто знает, где находится третий?

1. История первого памятника такова. В 1901 году был объявлен конкурс на составление проекта памятника Н.В. Гоголю. Сначала предполагалось установить памятник к столетию со дня рождения писателя на Арбатской площади. Но ещё до 1905 года место было перенесено на Пречистенский (с 1924 г. Гоголевский) бульвар, конкурс отменили. Памятник был заказан Н. А. Андрееву и открыт на бульваре 26 апреля 1909 года. Отзывы о памятнике были разноречивы: cлишком угрюмой, трагической фигурой смотрелся писатель.
В 1952 году памятник был демонтирован и несколько лет находился в Донском монастыре.

2. Сейчас этот памятник находится во дворе дома №7 по Никитскому бульвару. Справа стоит дом №7а, где жил граф А. Толстой - знакомый Н.В. Гоголя.

3. Это небольшой дворик, окружённый невысокими домами и отделённый оградой от суеты города.

4. Памятник установлен здесь в 1959 году к 150-летию со дня рождения Гоголя. В центре дворика-сквера видим сгорбившуюся, понурую фигуру писателя, кутающегося в крылатку.

5. Бронзовые барельефы опоясывают пьедестал памятника. Среди фигур можно узнать многих бессмертных гоголевских персонажей: Хлестакова, Коробочку, Чичикова и др. Для барельефа Тарасы Бульбы скульптуру позировал известный журналист и писатель В.А.Гиляровский.

6. Трудно представить, что этот памятник предназначался скульптуром Н. Андреевым и архитектором Ф. Шехтелем для установки в другом месте. Очень органично он выглядит здесь во дворе дома, где провёл последние годы (1848-1852) своей жизни Н.В. Гоголь. В этот период он переживал душевный разлад с самим собой и бывшими единомышленниками. Здесь он сжег рукопись второго тома романа Мёртвые души и здесь же скончался 21 февраля 1852 г.

7. За шумной Арбатской площадью с подземным транспортным тоннелем оказываемся на Гоголевском бульваре, где стоит второй памятник Н. В. Гоголю. Его взгляд направлен в сторону дома, в котором он скончался.
(Фото сделано от памятника по направлению взгляда Гоголя.)

8. Это работа скульптора Н.В. Томского. Писатель здесь предстаёт в совершенно другом виде - официозном.

9. Памятник установлен в начале Гоголевского бульвара (вместо памятника работы Н.А. Андреева) в 1952 году к столетию со дня смерти писателя.

10. Сам скульптор считал этот памятник самой неудачной своей работой.

11. Интересно, что на Гоголевском бульваре остались фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева в 1909 году. Они являлись частью единого художественного ансамбля, задуманного автором. Памятник был окружен четырьмя бронзовыми фонарями, в основании которых три бронзовых льва, поддерживающих громадный шар, украшенный масками.

12. Получается, что по обе стороны Арбатской площади оказались два памятника Н.В. Гоголю, отразившие разные периоды жизни писателя и разное душевное состояние.
А где же находится третий памятник?
Нашёлся он в мемориальном музее Дом Н.В. Гоголя по адресу Никитский бульвар, дом №7а. Этот памятник работы скульптора Н.В. Томского стоял на могиле Н.В. Гоголя на кладбище Новодевичьего монастыря, куда прах Гоголя был перенесён в 1931 году.

13. Изначально писатель был захоронен в Свято-Даниловом монастыре, где на его могиле установили камень-голгофу, увенчанный бронзовым крестом.

14. В 2009-м году, во время празднования 200-летнего юбилея писателя, облик места его упокоения, уже на Новодевичьем кладбище, вернули к первоначальному виду. Памятник работы Томского оказался в музее Гоголя, где он и находится в настоящее время.

15. В своё время по Москве ходили жуткие слухи, связанные с захоронением Н. В. Гоголя. Говорили, что, когда приводили в порядок могилу Гоголя к 100-летию со дня рождения, пропал его череп. Якобы, он был похищен кладбищенскими работниками для одного очень известного коллекционера. Второй слух возник, когда в 1931 году переносили захоронение из Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Тогда появились разговоры о том, что, возможно, писатель был похоронен в летаргическом сне, заживо. Якобы, на крышке гроба видели царапины и останки находились в необычном положении.

Многострадальный Николай Васильевич Гоголь... Разговоры о перенесении памятников Гоголю и перезахоронении праха писателя продолжаются до сих пор.
(Иллюстрации 1, 2, 14, 16 сделаны с экспонатов Дома Гоголя .)