Городецкий архитектор высказывания о нем. Владислав Городецкий: биография. Рискованная схема финансирования

Лешек Дезидерий Владислав Городе́цкий – полное имя польского архитектора, который жил и работал в Киеве 30 лет. Первым его заказом здесь был охотничий тир и павильон в усадьбе Киевского отделения Императорского общества правильной охоты, что располагалась возле Лукьяновского кладбища. Здания были построены Городецким бесплатно – ради рекламы. К нашему времени не сохранились, так как были изготовлены из дерева.

Великий архитектор и сам был заядлым охотником. Он путешествовал по землям Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Алтая, Западной Сибири, а зимой 1911 – 1912 гг. побывал в африканском сафари, после которого издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника». Рисунки и фотографии там принадлежат его авторству. Сегодня эта книга является большой редкостью, но увидеть её можно в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске.

Выражаясь современным языком, Городецкий был настоящим техногиком. Ему принадлежал один из первых автомобилей в городе. Кроме этого, он еще и совершал полеты с первыми авиаторами и горячо интересовался работами авиаконструктора Игоря Сикорского.

Владислав Городецкий владел цементным заводом «Фор» под Киевом, а большинство проектов реализовывал на своем же бетоне.

В отделке фасадов архитектор предпочитал работать с итальянским скульптором Элио Саля. Их первой совместной работой стал Национальный художественный музей Украины – первый, построенный при содействии интеллигенции и промышленной элиты города (Ханенка, Терещенка, Хвойки и других меценатов). Итальянец выполнил для музея композицию фронтона, двух львов и грифонов. Саля также был первым, кто отказался от применения алебастра в лепнине и заменил его на полусухой цемент. Его скульптуры отличались особой прочностью и долговечностью.

Караимская кенасса, которая сейчас называется Домом актера, была построена Городецким при содействии мецената и табачного фабриканта Соломона Когена. Караимы – небольшая народность, религия которой включает элементы ислама, иудаизма и других восточных культов. Долгое время община была вынуждена снимать для молитв отдельный дом, но Коген, будучи одним из самых богатых киевлян, решил это исправить. Здание кенассы выполнено в мавританском стиле и своими резными стенами с элементами арабесок напоминает дворцовый комплекс Альгамбра в Испании.

Дом с химерами Городецкий построил на спор за два года. Друзья-архитекторы считали его сумасшедшим за решение возводить здание на склоне, но участок уже был куплен. Из-за его специфики дом со стороны Банковой имеет 3 этажа, а со стороны площади И. Франко – 6. На каждом этаже расположены квартиры с 8, 9 или 10 комнатами, винным погребом, конюшней для экипажа и коровником. Фасад дома оформлен скульптурами носорогов, русалок, жаб, оленей, которых можно встретить и во внутреннем убранстве. Сами же комнаты здания расписаны сценами из охоты и под морское дно. Снимать такое жилье могли позволить себе только очень богатые люди. Например, премьер-министр Украинской Народной Республики Всеволод Голубович.

Костел Святого Николая был построен Городецким в 1909 году. Несмотря на то, что в конкурсе победил молодой архитектор С. Воловский, руководство взял на себя Владислав, путешествовавший для доработки проекта в Вену. Он использовал закладку фундамента на бетонных сваях, добавил традиционное окно-розетку и третью башенку. Поэтому некоторые элементы костела делают его похожим на храм 19 века Votiv Kirsch возле Венского университета.

Владислав Городецкий (настоящее имя - Лешек Дезидерий Владислав Городецкий ) - выдающийся киевский архитектор конца XIX -го века. Многие здания, являющиеся «визитной карточкой» города — его работа.

памятник Городецкому на Крещатике

Владислав Городецкий родился в родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге. Талант к рисованию проявился у мальчика рано.Начальное образование будущий архитектор получил в реальном училище Святого Павла в Одессе, где он неизменно получал «отлично» по рисованию, черчению и начертательной геометрии, а вот по остальным предметам мальчик не очень успевал. Неудивительно, что по окончанию училища Городецкий поехал учиться в Императорскую академию искусств в Петербурге.

Городецкому посчастливилось творить во время «строительной лихорадка» - в конце XIX века . В Киеве тогда начали то и дело появляться многоэтажные жилые дома, разнообразные общественные сооружения (училища, храмы, гимназии, театры).

Кстати, Городецкий, помимо двух своих основных увлечений — архитектура и охота, являлся хозяином цементного завода. В своих архитектурных творениях Городецкий активно использовал свой же цемент, что было абсолютным новаторством на то время.

Совершим прогулку по достопримечательностям, которые оставил Киеву Городецкий

Это сейчас Городецкого величают выдающимся архитектором, а когда он только приехал в Киев — был обычным (хотя очень одаренным) амбициозным выпускником Академии искусств. Так что поначалу, чтобы зарекомендовать себя, ему приходилось выполнять буквально любую работу: молодой архитектор проектировал охотничий тир, корпуса Южноресского завода и даже отхожие места (в ту пору они замысловато величались «ретирадами»).

Но вскоре такой труд принес свои плоды — Городецкому поручили доработать Городской музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей). Архитектор, работавший над зданием до этого, ретировался, когда узнал, что фасад здания должен выходить на Царскую площадь (ныне Европейская), а не на Александровскую улицу, как планировалось раннее. Городецкий блестяще справился с поставленной задачей — благодаря своему недюжинному таланту ему даже удалось скрыть скудность бюджета строительства. В величественном здании все равно были и античные колоны, и вычурная лепнина.

здание Национального художественного музея Украины

Следующей работой Городецкого стал костел святого Николая на Большой Васильковской. Проект этого здания разрабатывал молодой архитектор Станислав Воровский, а Городецкому, как более опытному, поручили наблюдение за стройкой. Но Городецкий настолько «докорректировал» проект юного архитектора, что сам вошел в историю как автор этого произведения. Сейчас в костеле святого Николая помимо богослужений проводят концерты органной и камерной музыки. Подробнее об этом уникальном сооружении можно узнать .

тот самый костел святого Николая

Слава «архитектурного редактора» не прельщала Городецкого — он хотел всколыхнуть Киев, соорудить нечто шокирующее и невиданное. Почему бы не построить собственный дом, который станет знаменит на весь город? Выбор неугомонного архитектора пал на совершенно непригодный для строительства участок земли — мало того что над обрывом, так еще и перепад высот значительный. Помимо вызова обществу был у Городецкого и меркантильный интерес — эту землю ему удалось приобрести за очень небольшую сумму. А через два года на неприглядном участке по улице Банковой появился Легендарный дом с химерами. Этот дом уникален — не только необычной внешней и внутренней отделкой здания, в нем с одной стороны три этажа, а с другой — шесть. Кроме того, здание построенно из цемента — абсолютное архитектурное новаторство. Однако, самое интересное в доме с химерами это сами химеры - фасады дома облеплены скульптурными изображениями всевозможных мифологических чудовищ. Водосточные трубы выполнены в виде змей, каждый из углов дома венчает фигура русалки. Гигантские жабы настолько правдоподобны, что кажется вот-вот спрыгнут под ноги прохожим. Среди дельфинов, слонов, львов и русалок затерялся маленький крокодильчик. Еще немного о доме Городецкого можно узнать .

дом Городецкого

Еще одно произведение Городецкого в Киеве — караимская кенаса (по улице Ярославов Вал, 7). Затейливое сооружение было возведено для киевской общины караимов, чья своеобразная религия (смесь ислама, иудаизма и восточных культов) навела архитектора на нестандартное решение при постройке этого сооружения. Здесь присутствует и мавританский стиль, и элементы мечетей Аравии и намек на архитектуру Гранады и Альгамбры. Это здание до сих пор удивляет киевлян и гостей города своими формами.

караимская кенаса

усыпальница Потоцких

Владислав Городецкий строил гимназии в Умани и Черкассах, в Мошнах — больницу, в Шпику — сахарный завод, в Пещере — мавзолей Потоцких, в Евпатории — собственную виллу и тому подобное.

Неумолимые реалии вынудили архитектора Городецкого эмигрировать 1920 рок к Польше, где он продлил архитектурную практику за счет американских инвестиций в перестройку городского хозяйства разоренной войной страны.

в 1928 году та же американская компания пригласила Городецкого на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог. Там, в далеком Тегеране, уже пожилым человеком, Владислав Городецкий построил железнодорожный
вокзал, дворец для шаха, спроектировал гостиницу и тому подобное.

3 января 130 года Владислав Городецкий отошел в вечность и был похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На сером камне вычеканили польским языком эпитафию со
словами: «Профессор архитектуры».

А улица в центре Киева, которую он проектировал, на которой стоят построенные за его чертежами дома, где он жил, названа именем архитектора Городецкого.

человек из «Дома с химерами»

Лешек Дезидерий Владислав Городецкий (таково полное имя архитектора, названного у нас Владиславом Владиславовичем) родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге.


У Лешека рано проявился талант к рисованию; после окончания реального училища он поступает в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще заканчивает в 1890 году.
С этого времени и вплоть до Гражданской войны судьба связывает Владислава с Киевом.

Одной из первых работ Городецкого стал проект здания Городского музея древностей и искусств на улице Александровской (ныне Михаила Грушевского). Оформленный в виде античного храма с шестью дорическими колоннами и портиком, музей весьма удачно завершает перспективу Европейской площади в направлении Печерска.

Параллельно Владислав Городецкий по заказу киевского табачного короля Соломона Когена занимался строительством на улице Большой Подвальной (ныне — улица Ярославов Вал), 7, кенасы — молельни для общины караимов, небольшой народности со своеобразной религией, включающей элементы ислама, иудаизма и других восточных культов. Решенное в мавританском стиле, это здание напоминает одновременно и мечети Аравии, и дворцы из «Сказок тысячи и одной ночи».

По проекту Городецкого было возведено здание для мебельной фабрики австрийского фабриканта Кимаера на сложном участке в районе улиц Ольгинской и Институтской.
Одной из киевских «жемчужин» Городецкого стал костел Святого Николая на Большой Васильковской (Красноармейской), 75.В 1897 г. состоялся конкурс проектов; победу одержал молодой архитектор С. Воловский, студент последнего курса института. Из-за молодости и неопытности Воловского власти решили поручить рабочее проектирование и руководство строительством уже хорошо известному на ту пору в Киеве Городецкому.
Торжественная закладка храма состоялось 4 августа 1899 года. Костел был построен в традиционном для Городецкого духе историзма, в неоготическом стиле.
Вместе с материальным достатком у Городецкого появилось хобби, которому он уже не изменял всю жизнь. Владислав Владиславович страстно увлекся охотой, путешествуя в самые экзотические места.Охотился Городецкий в Туркестанском крае, на Кавказе и в Полесье...

Наконец, Городецкий решает, что пора строить дом и для себя. Он приобретает два участка в центре Киева, на Банковой; на одном из них и был возведен в 1903 году знаменитый .

C о стороны Банковой у дома всего три этажа, а со стороны площади Франко — шесть! На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже — две небольшие.
Дом действительно «залит» бетонными рельефами и скульптурами: увидишь на нем и носорогов, и гигантских лягушек, и мифических тритонов.

После триумфа «Дома с химерами» заказы посыпались на Городецкого со всех концов Украины: мавзолей графов Потоцких в селе Печера на Подолье, гимназия в Умани, фабрика углекислоты в Симферополе, на Байковом кладбище.
Кроме архитектурной славы, Городецкий стяжал известность и как страстный охотник, заядлый путешественник по экзотическим краям (мечтал ведь с детства!). В 1895 - 1910 гг. он отправился в «охотничье турне» по землям Ленкорани, Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Алтая, Семиречья и Западной Сибири, а зимой 1911 - 1912 гг. — побывал в своем знаменитейшем африканском сафари, о котором судачил не один год весь Киев.
В память об этом путешествии В. Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями. Книга была издана в 1914 г. и сейчас является редкостью. Впрочем, ее можно увидеть в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске...
Во время Гражданской войны, в 1920 году, вместе со своей супругой Корнелией Марр Городецкий уезжает в Польшу.В Польше до сих пор сохранилось немало его творений. Архитектор создал крытый рынок и водонапорную башню в Пётркове Трибунальском, водопровод с башнями и бойни в Радоме, Ченстохове и Люблине, казино в Отвоцке и баню в Згирже.
В 1928 году 65-летний, но по-прежнему неугомонный Городецкий отправляется в Тегеран, где строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Кроме того, им были разработаны для Тегерана проекты театра и отеля...
Незадолго до смерти Владислав Владиславович совершает свое последнее путешествие на охоту — в район Мазендерана на южном побережье Каспийского моря. Зодчий планировал отправиться и в горы Афганистана, но внезапная смерть 3 января 1930 года от сердечного приступа не позволила осуществить задуманное. На лютеранском кладбище в Тегеране, у скромной могилы Городецкого много цветов.

Творчество

  • 1890 — Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897—1899 — Дом национального художественного музея Украины. Киев, ул. Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своем роде.
  • 1899—1909 — Костёл Святого Николая, Киев, ул. Большая Васильковская, 75. Построен в готическом стиле — с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном — «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 — Караимская кенасса в мавританском стиле. Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера, Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Большая Васильковская, 25.
  • 1901—1903 — Дом с химерами — собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, ул. Банковая , 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор — шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора — Элио Саля (1864—1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве.
  • Здание вокзала в Тегеране
  • Гимназии в Умани и Черкассах.
  • Больница в Мошнах .
  • Сахарный завод в Шпикове.
  • Мавзолей Потоцких в с. Печера.
  • Вилла в Евпатории.
  • Тегеранский железнодорожный вокзал (Иран).
  • Дворец для шаха в Тегеране.
  • Гостиница в Тегеране.

Создан 25 янв 2011

Родился в мае 1863 года в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу . В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран . 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на армянском кладбище Долаб в Тегеране.

Творчество

  • 1890 - Южнорусский машиностроительный завод, Киев, ул. Жилянская, 101.
  • 1897-1899 - Дом национального художественного музея Украины, Киев, ул. Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своем роде.
  • 1899-1909 - Костёл Святого Николая, Киев , ул. Красноармейская, 77. Построен в готическом стиле - с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном - «розой», с насыщенным лепным декором.
  • 1900 - Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
  • Мебельная фабрика Кимаера, Киев, ул. Архитектора Городецкого, 13
  • Доходный дом, Киев, ул. Красноармейская, 25.
  • 1901-1903 - Дом с химерами - собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, ул. Банковая, 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор - шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля (1864-1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве .
  • Гимназии в Умани и Черкассах .
  • Больница в Мошнах .
  • Сахарный завод в Шпикове.
  • Мавзолей Потоцких в с.