Городские фонари: немалое значение малых архитектурных форм. Юбилей от фонаря или назад в будущее Березы в саду эрмитаж

Ирина Трубецкая

В продолжение разговора о Главной выставке, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.

Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.

Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.

Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.

А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.

Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.

Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».

Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.

Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?

Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!

Схема сада «Эрмитаж» (нажмите для приближения)

Имя выдающегося театрального предпринимателя и мецената Якова Васильевича Щукина хорошо известно не только ценителям высокого искусства, но и широкой публике. Правда, многие слышали о нем как о создателе театра «Эрмитаж» – старейшего в одноименном саду. Однако он стоял у истоков и самого парка, о чем, может, не все знают. Благодаря его усилиям некогда заброшенная местность, где прежде была усадьба купца Олонцова, за короткое время превратилась в любимое место отдыха сначала московской богемы, а потом и простых горожан. Фактически сад «Эрмитаж» был открыт в 1894 году, когда сюда пригласили первых посетителей. Но эта дата не является официальной.

На территории находилось старое фабричное здание, тоже заброшенное. Его запросто можно было снести, поскольку в окружающий ландшафт оно никак не вписывалось. Но предприимчивый и дальновидный Щукин решил иначе – обратился к городским властям с просьбой переоборудовать помещения под театр. Ему дали на это добро, и в том же 1894 году бывшая фабрика приросла одноэтажной галереей и крыльцом, которые построил архитектор В.П. Загорский. Затем начатое продолжил его коллега Балевич, осуществивший перепланировку всего парка. С его легкой руки появились летние эстрады, а также навесы для буфета.

И вот настало 18 июня 1895 года – долгожданный момент официального открытия сада, который получил название «Новый Эрмитаж» (первое слово добавили, чтобы не путать с увеселительным садом «Эрмитаж», который находился на Божедомке). В народе же его для удобства прозвали Щукинским. Еще через год, 26 мая 1896-го, здесь состоялся первый в городе киносеанс – на синематографе знаменитых братьев Люмьер. Событие стало важной вехой в культурной истории Москвы и всей России, тем более что присутствовать на нем могли все желающие.

Премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович», состоявшаяся 26 октября 1896 года, тоже вписана в славную летопись театра «Эрмитаж» и одноименного сада. Ведь этой постановкой, под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, торжественно открылся Московский художественный общедоступный театр. Первый успех вдохновил на новые премьеры: были показаны спектакли по чеховским произведениям «Дядя Ваня» и «Чайка».



Одновременно с успехами на театральном поприще развивался и сам сад «Эрмитаж», расцветая буквально на глазах. Я. В. Щукин преобразил прежний пустырь буквально до неузнаваемости. Тут появилось множество деревьев, разбили дорожки и клумбы. Вскоре на территорию подвели водопровод, а затем провели электрическое освещение. По тем временам это был настоящий рывок по пути технического прогресса. В 1907 году по заказу Якова Васильевича в парке появилось несколько каменных построек работы архитектора Б. М. Нилуса. А в 1909 году тут построили летний театр, его позже назвали «Зеркальным» (архитектор А. Н. Новиков). Щукин руководил садом «Эрмитаж» до революции 1917 года. В 1926 году именитый театрал и меценат скончался в возрасте 70 лет.


В 30-е годы прошлого века новым директором сада «Эрмитаж» был назначен известный советский архитектор Дмитрий Дмитриевич Булгаков, работавший в стиле постконструктивизма и специализировавшийся на постройке домов так называемой повышенной комфортности, где получала квартиры тогдашняя элита. Считается, что установка новых фонарей и тумб, появление других малых форм в саду – его заслуга, однако некоторые исследователи спорят по этому поводу. Еще одним известным руководителем сада был заслуженный работник культуры РСФСР Иосиф Эммануилович Брагилевский, проработав на этой должности до 1984 года.

В 40-х годах реконструкции подвергся старый зимний театр. Ею занимались архитекторы Михаил Васильевич Посохин и Ашот Ашотович Мдоянц. По их проекту приказал долго жить входной вестибюль – его просто сровняли с землей. Вместо него построили замечательную колоннаду, оснастив ее открытым двориком. Само здание, которое является старейшим на территории сада «Эрмитаж», осталось, разумеется, нетронутым. Начиная с 1959 года, в его стенах ставила спектакли труппа Московского театра миниатюр, который в 1987 году преобразован в театр «Эрмитаж». Немногим ранее, в 1981-м, здесь открылся еще один театр – «Сфера».

Сад «Эрмитаж»: день сегодняшний

В Москве насчитывается больше ста садов, скверов и парковых зон. В одном только Центральном административном округе, к которому относится «Эрмитаж», их 27. Площадь основанного меценатом Щукиным сада составляет 4,90 га, что в сравнении с другими немного. Однако он выделяется среди остальных рядом особенностей, что делает его популярным среди москвичей и гостей города. Компактность тут гармонично сочетается с множеством примечательных мест и интересных аттракционов, для которых, казалось бы, нужно больше пространства. Различные культурные события – праздники и концерты, фестивали и конкурсы – здесь проводятся регулярно. Один из самых известных – Международный джазовый фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж».



В студии искусств, балетной и хореографической школах, работающих на территории парка, талантливые дети приобщаются к миру прекрасного. Посетители играют на свежем воздухе в настольный теннис, участвуют в занятиях по йоге. Есть чему посвятить время и зимой: в саду «Эрмитаж» под открытым небом оборудуют каток, считающийся в Москве самым романтичным. Вообще, романтичных мест, притягивающих молодежь, в саду немало. Одним из них является металлический памятник Всем Влюбленным, выполненный в форме сердца. Он появился с легкой руки работников радиостанции «Серебряный дождь», которая ежегодно 14 февраля, в День св. Валентина, приглашает в «Эрмитаж» всех влюбленных на необычное и приятное соревнование – массовый поцелуй.


Для самых маленьких оборудована современная детская площадка, на которую мамы и папы с удовольствием приводят своих чад. Малыши с интересом наблюдают за местной живностью, например, породистыми голубями, белками, ручными фазанами. А еще вместе со взрослыми любуются неповторимой природой парка, где растет много яблонь и лип, высажены зеленые кустарники, цветут клумбы. Детский смех здесь слышен отовсюду, что наполняет «Эрмитаж» особой энергетикой, и сюда хочется возвращаться вновь и вновь.

Прогуливаясь дорожками сада, невольно ловишь себя на мысли, что идешь по следам великих русских писателей Льва Толстого и Антона Чехова, которые наверняка останавливались у единственного фонтана, обдумывая идеи своих бессмертных произведений. Кроме того, что здесь расположены известнейшие столичные театры – «Эрмитаж», «Сфера» и «Новая опера», истинных ценителей искусства притягивают и находящиеся на территории памятники. Это бюсты знаменитого французского писателя Виктора Гюго и итальянского поэта Данте Алигьери.


Побывав на интересном спектакле, прогулявшись по аллеям или посмотрев на эстраде парка концерт знаменитостей (в разное время здесь выступали Высоцкий, Зыкина, Жванецкий и другие), можно заглянуть в ресторан «Чайхана». Как вы догадались по названию, потчуют в заведении блюдами национальной узбекской кухни. Незабываемым будет и посещение «Чайного клуба», одного из крупнейших в Москве. Посетителям предложат поучаствовать в древней китайской чайной церемонии и расскажут о пользе этого напитка, а также сортах чая.

Вход в сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, 3. Работает ежедневно с 9:00 до 22:00. Официальный сайт: www.mosgorsad.ru .

Доехать можно общественным транспортом. Остановки – станции метро «Чеховская», «Тверская» или «Пушкинская». Дальше пешим ходом всего 5-7 минут.

Фотографировать и осуществлять видеосъемку в саду «Эрмитаж» можно, но только по предварительной заявке и получив соответствующее разрешение администрации.

Сад "Эрмитаж" - небольшой и тихий зелёный уголок на улице Каретный Ряд, являющийся памятником садово-паркового искусства.

"Эрмитаж" занимает особое место среди московских садов: дело в том, что он вырос из своеобразного садово-театрального квартала, обустроенного в конце 19 века. За время своего существования сад не раз был реконструирован и дошёл до наших дней в виде благоустроенного зелёного парка с красивыми фонарями и фонтанами - и, конечно же, театрами на своей территории.

История сада "Эрмитаж"

Сад "Эрмитаж" (сначала - "Новый Эрмитаж") был официально открыт в 1895 году по инициативе известного театрального предпринимателя и мецената Якова Щукина. Изначально он был задуман как летний увеселительный сад с театральной функцией, и Щукин основательно взялся за его обустройство: верхний слой грунта глубиной до одного метра на всей территории сада был выкопан и заменён на свежий чернозём, а для озеленения территории использовали специально отобранные деревья и кустарники из окрестностей Москвы. Планировка сада была осуществлена по проекту архитектора Алексея Белевича, он же разработал проекты первых летних павильонов: эстрад и буфета.

В каком-то смысле щукинский сад стал одной из колыбелей театральной жизни Москвы: в 1896 году здесь прошёл первый общедоступный показ синематографа братьев Люмьер, в 1898 - премьерой спектакля "Царь Фёдор Иоаннович" открылся Московский художественный общедоступный театр (будущий МХАТ); на эстрадах сада выступали Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Михаил Вавич, балерина Анна Павлова и другие известные артисты театра и балета и певцы прошлого. В театре "Эрмитаж" состоялись премьеры пьес Антона Чехова "Чайка" и "Дядя Ваня".

Щукин активно занимался привлечением талантливых артистов и развитием сада. В 1907 году по проекту архитектора Богдана Нилуса в саду был возведён ряд каменных построек, позже появился "Зеркальный театр", было проведено электрическое освещение и внедрены различные технические новшества, "подсмотренные" владельцем в Европе. Под руководством Щукина сад работал вплоть до 1917 года, когда его национализировали.

В советские годы капитальные здания были реконструированы и перестроены, в саду появились новые фонари, тумбы и фонтаны, и постепенно из увеселительного сада он превратился в "обычный" парк в центре города.

На сегодняшний день на территории сада расположены театр "Эрмитаж", Московский драматический театр "Сфера" и театр "Новая Опера".

Интересные объекты и достопримечательности

В саду "Эрмитаж", помимо театров, расположен ряд менее масштабных объектов и достопримечательностей, достойных внимания посетителей.

Чугунные беседки-павильоны «Гарден-коттедж» - два удивительно изящных садовых сооружения из чугуна, украшенных кружевными чугунными решётками. Производят необычное впечатление и практически силой заставляют посетителей сада фотографироваться внутри и снаружи.

- арт-объект, разработанный в студии Артемия Лебедева и установленный в саду "Эрмитаж" в 2013 году. Гармонично вписавшийся в пейзаж сада небольшой знак стал его необычной достопримечательностью, но, к сожалению, фотографироваться рядом с ним, вопреки названию, хочется далеко не всем.

Щукинская сцена - уникальное сооружение, возведённое в 1910 году. Задумано Щукиным как инновационный зимний театр с различными техническими новшествами на 4 тысячи мест. К сожалению, всё остановилось на этапе кирпичной коробки: из-за начала Первой Мировой войны, постепенного разорения владельца и последующей Революции проект не удалось осуществить.

Бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго появились на аллеях сада в 2000 году. Бюст Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) был передан в дар Москве правительством Италии, бюст Виктора Гюго (скульптор Лоран Маркест) - подарок от мэрии Парижа. Также вблизи эстрады сада расположены бюсты отечественных композиторов Петра Чайковского и Михаила Глинки.

Также на территории сада можно найти голубятню и бельчатник.

Сегодня сад "Эрмитаж" - современный и благоустроенный парк, любимый простыми москвичами и театралами. На аллеях сада регулярно проходят выставки, городские фестивали и ярмарки, а эстрада становится площадкой различных концертов, выступлений и показов. Для посетителей с детьми есть отличная большая детская площадка.

В дни выходных и фестивалей сад бурлит жизнью, а вот по будням он, как правило, малолюден и идеально подходит для тихого отдыха в тени деревьев.

Сад "Эрмитаж" находится на улице Каретный Ряд в Тверском районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, "Тверская" Замоскворецкой, а также "Чеховская" и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии.

Всего 11 фото

Фонари со 100-летней и даже 200-летней историей до сих пор украшают московские улицы, дворики и усадьбы. И это настоящие музейные экспонаты под открытым небом — многие из них создавались по проектам самых знаменитых московских архитекторов.


01. Фонарь в Газетном переулке

Появился в конце 1770-х. С начала установки был масляным. Автор работы - Матвей Казаков, один из ведущих архитекторов Москвы екатерининской эпохи. Он состоял в экспедиции кремлёвского строения, по его проекту был построен Петровский путевой дворец, а также императорская резиденция в Царицыно.


.
02. Фонарь на Страстном бульваре

Точная копия фонаря, появившегося у Ново-Екатерининской больницы в 1820-1840-х годах. Создан по проекту Осипа Бове, известного проектами восстановления Москвы после пожара 1812 года, спроектировал Александровский сад, Манеж, Театральную площадь.


.

03. Фонари усадьбы Усачевых-Найденовых

Созданы по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди и были установлены в начале 1830-х. Жилярди известен тем, что спроектировал для столицы несколько усадеб и занимался архитектурным восстановлением Москвы после пожара 1812-го.

.
04. Фонарь у входа в учебный театр ГИТИС

Газовый фонарь образца установки 1860 - 1930-х. Три тысячи таких чугунных осветительных приборов были установлены в городе к 1868 году. Фонари отливались по английским технологиям.

.
05. Фонарь настенный в Кривоколенном переулке

Надомный керосиновый фонарь можно найти возде дома 3а. Он появился там в период с 1870 по 1890 годы.

.
06. Фонари на Пушкинской площади

В год открытия памятника Александру Пушкину - 1880-й — рядом с монументом установили и газовые фонари. Они были спроектированы архитектором Иваном Богомоловым, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. В 1930-е эти фонари стали электрическими. .

.
07. Фонари на Пятницкой улице

.
08. Фонари в саду «Эрмитаж»

Одни из первых электрических фонарей в Москве. Время установки — 1890 — 1910 годы. На цоколях фонарей видны инициалы московского купца Якова Щукина, купившего генераторы для электрического освещения в саду.

.
09. Фонари на воротах особняка Зинаиды Морозовой

.
10. Фонарь на Гоголевском бульваре

Фонари расположены рядом с памятником Николаю Гоголю и сделаны по проекту архитектора Николая Андреева — автора скульптуры. Электрические осветительные приборы появились здесь в 1909 году — с открытием монумента. Позже на этом месте был установлен памятник по проекту Николая Томского, однако фонари остались дореволюционные.


.
Источники

Дивная в этом году осень. Деревья всё еще бушуют буйством красок и лишь недавно стали облетать с них листья. А неделю назад так и вовсе красовались все на местах.

А я нашла новую забаву. Мало мне прогулок во время обеда, я теперь иной раз и по утрам прогуливаюсь:))) Просто начало рабочего дня нам перенесли на 10 часов, а начало занятий в школе никто и не думал переносить. В свете этого всё равно просыпаешься как и раньше, и в школу ребенок идет как и раньше, вот и получается у меня теперь с утра почти целый час времени. Благо, работаем мы теперь в центре и мест для прогулок - ну не пересчитать. И как я наслаждаюсь этим обстоятельством!

На той неделе стояла чудесная погода. И как-то утром я решила прогуляться до сада "Эрмитаж". Много раз мы ходили мимо него во время наших прогулок, а внутрь как-то и не попадали.

По дороге в сад смотрела на оформление всяких кафе

А это, видимо, название в свете санкций возникло:)))

Велопарковка почти пустая. Стало очень популярным доезжать до офиса на велосипеде, каждый день вижу офисных работников на велосипедах с велопарковки

Просто накануне я тут видела интересный домик

А интересное - украшение. Никогда не видела, чтобы дома летучими мышами украшали

По переулкам до сада Эрмитаж идти быстро. Вот он уже на горизонте. Но время у меня было и я решила пройтись по Успенскому переулку, который рядом с садом и только-только отреставрирован.

Мы много раз ходили по этому переулку, но как-то он совсем мне не запомнился ничем. А теперь он выглядит гораздо лучше. Поставили лавочки-клумбы

И фонари, по виду такие же, как газовые, которые стояли в Москве более ста лет назад.

Стоит чуть-чуть подкрасить здание, сделать акцент на нем - и вид переулка совсем другой

А за зданием то, без чего невозможно представить город - купола церквей

Ну а теперь можно и в сад "Эрмитаж" заглянуть

Я заходила с Успенского переулка и сразу наткнулась на большую детскую площадку

В этом вольере, говорят, живут белки. Но ранним утром я там застала только дворника.

Как описать чувство, когда ты гуляешь по очень популярному месту в Москве, где вечером тут всегда немало народа, а ты идешь - и кругом ни души? Красота!!! Раннее утро, осенние деревья, листья под ногами, да только дворник редко промелькнет где-нибудь.

В саду "Эрмитаж" располагается несколько театров.
Памятник - это памятник Виктору Гюго.

Памятник Данте Алигьери (кажется, подарен Москве итальянцами)

Еще один театр - "Новая опера". Зданию уже больше ста лет, это я потом вычитала. А сначала подумала, что удачный новодел.

А на балконах по бокам вот такие посетители