Характеристика главы максим максимыч

/ / / Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе « » мы встречаемся со многими персонажами и образами, которые создал М.Ю. Лермонтов. Особенностью второстепенных персонажей является их помощь в раскрытии внутреннего мира, черт характера главного героя. В нашем случае таким героем является Печорин. Именно он раскрывал внутренний мир не только одного человека того времени, а целой прослойки молодежи тридцатых годов 19 столетия. Вот поэтому, дабы лучше и четче его передать, автор и вносит в текст романа таких значимых и важных второстепенных героев.

Интересным персонажем является Максим Максимыч. Он был обычным рядовым офицером. Армейская служба повлияла на развитие его личности и сознания. Он беден, без звания и ранга, но, при этом, он очень верен своему служебному долгу и готов исполнять его до конца.

Максим Максимыч обладает тонким и чутким внутренним миром, что редко встретишь в военных, армейских людях. Он милуется красотой окружающей природы, он заботиться об окружающих людях, которые требуют помощи.

Особое внимание Максим Максимыч проявляет к персоне Печорина. Он заботиться о нем с теплотой и добротой. Так же душевно он относится и к , переживает за ее страдания, успокаивает и жалеет, как свою родную дочь. Не смотря на такие положительные черты характера, Максим Максимыч не смог создать свою счастливую семью, поэтому был очень одинок.

Данный персонаж совершенно не похож на образ Печорина. Он обладает необычайной простотой, он не разбрасывается искусственными эмоциями. Он относится к окружающему миру с пониманием действительности.

Достаточно странный для понимания Максима Максимыча. Но, при этом, знакомство Максима Максимыча и Печорина сохраняется по истечению многих лет. Только вот последняя их встреча очень разочаровала рядового офицера. Штабс–капитан что есть мочи спешил обнять Печорина при неожиданном столкновении, на что Григорий Александрович отвечает лишь сухим приветствием. Такое отношение тяжело ранило душу Максима Максимыча.

Если анализировать речь героя, можно заметить, что в своих выражениях он часто использует армейские фразы: «выстроились в две шеренги, с провиантом». Он часто использует местные «кавказские слова» и не делает на них акцент. А если Максим Максимыч вдруг забывает какое-то слово, то, просто заменяет его обычным русским выражением.

Именно стиль повествования разнообразных событий и отличает Максима Максимыча от Печорина. Штабс–капитан ведет рассказ при помощи устного слова. Печорин использует для выражения своих мыслей «дневник - журнал».

Поэтому, в завершение, следует еще раз отметить, что такой простой и добродушный персонаж, как Максим Максимыч очень важен для раскрытия образа главного героя романа. У них есть много общего – любовь к природе, благородство, смелость, непосредственность. Но, Максиму Максимычу, не смотря на привязанность к главному герою, не понятны поступки и характер Печорина.

Максим Максимыч – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Не упоминается. Сам Максим Максимыч просил называть его именно так:

зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма?

Возраст

Он казался лет пятидесяти

Отношение к Печорину

По началу отеческое:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

– Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он на Кавказе?.. – воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость.

Ведь сейчас прибежит!.. – сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, – пойду за ворота его дожидаться…

таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…

его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.

Но после встречи в главе «Максим Максимыч» разочарованное и обиженное:

Старик нахмурил брови… он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.
– Забыть! – проворчал он, – я-то не забыл ничего… Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться…

Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне?

Внешность Максима Максимыча

За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

Социальный статус

Штабс-капитан, давно служащий на Кавказе.

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка

Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он

Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне.

Дальнейшая судьба

Вероятно продолжил службу. Иного в романе не указано.

Личность Максима Максимыча

Максим Максимыч — очень положительный персонаж. Он по-отцовски относится к молодым, пытается научить их чему-нибудь.

Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, (про Печорина)

«Эй, Азамат, не сносить тебе головы, – говорил я ему, яман будет твоя башка!»

Послушай, Григорий Александрович, признайся, что нехорошо … что ты увез Бэлу… .

Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила.

Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, – походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

О себе

не пью. … Я дал себе заклятье.

Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке

Да, признаюсь, – сказал он потом, теребя усы, – мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. (о любви Бэлы к Печерону)

Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу

Максим Максимыч часто рассуждает о жизни

Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

– Конечно, по-ихнему, – сказал штабс-капитан, – он был совершенно прав. (о мести )

Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

Плохое дело в чужом пиру похмелье

«Максим Максимыч» – вторая из пяти частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его краткое содержание , краткий анализ и полный текст).

Содержание её продолжает первую часть («Бэла »). Безымянный повествователь и пожилой штабс-капитан Максим Максимыч, познакомившись в поездке по Кавказу, ненадолго расстаются в пути, но вскоре вновь встречаются на одной станции. Отобедав вместе, они вдруг видят из окна, как во двор въезжает щёгольская дорожная коляска, которая, видимо, принадлежит богатому человеку. У прибывшего с коляской лакея они узнают, что владелец её – тот самый Григорий Александрович Печорин , о котором Максим Максимыч рассказывал в повести «Бэла».

В предвкушении встречи с давнишним товарищем Максим Максимыч сильно радуется. Лакей рассказывает, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. Дав лакею восьмигривенный на водку, Максим Максимыч велит ему идти и сказать хозяину, что здесь находится его друг и сослуживец. Старый штабс-капитан так жаждет быстрее увидеть Печорина, что садится ждать его у ворот, полагая: он «сейчас прибежит».

Герой нашего времени. Максим Максимыч. Аудиокнига.

Но до позднего вечера Печорин так и не приходит. Раздосадованный Максим Максимыч ложится спать в одной комнате с повествователем, и тот слышит, как старик всю ночь ворочается, не в силах заснуть.

Утром Максим Максимыч уходит по служебному делу к коменданту, попросив знакомого: «Если появится Печорин, пришлите за мной» Вскоре показывается Печорин. Повествователь посылает за ушедшим штабс-капитаном, а сам с интересом разглядывает Печорина, который, видимо, и не вспоминая про Максим Максимыча, собирается уезжать. Среднего роста, здорового сложения, Печорин хорошо и чисто одет, имеет небрежные, аристократические манеры. Однако в позе его заметна какая-то нервическая слабость. В улыбке проскальзывает что-то детское, но на лице уже запечатлены следы ранних морщин. Глаза его не смеются, когда смеётся он сам, и лишь сияют странным фосфорическим блеском.

Повествователь подходит к Печорину и напоминает: его хотел повидать Максим Максимыч. Печорин только сейчас вспоминает о старике, который как раз в этот момент показывается на другом краю площади и бежит что есть мочи, весь в поту. Максим Максимыч порывается обнять Печорина, однако тот лишь подаёт ему руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, собирается садиться в коляску.

Максим Максимыч удивлён: неужели расстанемся, даже не поговорив? Он напоминает Печорину про их прежнюю общую жизнь в крепости, про похищенную горянку Бэлу. Услышав о ней, Печорин чуть бледнеет – и торопится ещё сильнее. Максим Максимыч упрашивает его остаться хоть на пару часов, но Печорин, слегка обняв его, садится в коляску. Старик вспоминает: «Да у меня ваши бумаги. Что с ними делать?». Со словами: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Максим Максимыч обижен и раздосадован. Он нервно ходит, в глазах его появляются слёзы. Высказывает: «Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Повествователь спрашивает, что за бумаги оставил ему Печорин. Штабс-капитан отвечает: «Какие-то записки!» В ответ на просьбу собеседника отдать их, он достаёт из чемодана тетрадки, произнося с презрением: «Можете делать с ними, что вам угодно».

Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба «лишнего человека», находится в центре повествования. Впервой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима Максимыча, включенному в записки странствующего офицера. является одновременно и героем произведения, и рассказчиком. Сам Лермонтов придавал большое значение разработке этого образа, о чем свидетельствует примыкающий к роману набросок, озаглавленный «Кавказец»:

  • «Кавказец есть существо полурусское, полуазиатское; наклонность к обычаям восточным берет над ним перевес, но он стыдится ее при посторонних, то есть приезжих из России. Ему большей частью от тридцати до сорока пяти лет; лицо у него загорелое и немного рябоватое; если он не штабс-капитан, то уж верно майор». В тексте романа Лермонтов ограничивается беглой внешней характеристикой Максима Максимыча. Сам о себе герой сообщает весьма скупые сведения: «Надо вам сказать, что у меня нет семейства; об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, - так теперь уж, знаете, и не к лицу...»

Роль Максима Максимыча в различных частях романа разная. Так, в повести «Бэла» он представлен не столько действующим лицом, сколько внимательным свидетелем и талантливым рассказчиком. В этом удивительная находка Лермонтова: Максим Максимыч не только свидетель рассказываемого им события, но его личность объединена с этим событием, как будто Максим Максимыч сам является его героем. Писателю удалось взглянуть на событие глазами «старого кавказца» и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим. Следует обратить внимание на особенности речи Максима Максимыча, рассказчика простого и скромного, в чем заметна традиция сказовой манеры, характерной для «Повестей Белкина» А. С. Пушкина («Станционный смотритель»). В своей речи Максим Максимыч активно использует выражения и обороты из военно-профессиональной терминологии: «пришел транспорт с провиантом», «девки и молодые ребята становятся в две шеренги ». Эту же особенность подчеркивают и совершенно привычные, вошедшие в обиход местные, «кав-каз-ские», слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщина, бешмет, гяур, калым и др. Иногда в своем рассказе Максим Максимыч как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: «Бедный старичишка бренчит на трехструнной... забыл как по-ихнему... ну да вроде нашей балалайки». Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающей действительности. Намеченный в повести «Бэла» образ Максима Максимыча раскрывается автором в одноименной повести. Здесь уже он сам является действующим лицом, а рассказывает нам о нем автор.

В рассказе и поведении Максима Максимыча мы видим, насколько отличается его восприятие действительности от взглядов и отношения к жизни Печорина. Центральное событие повести - пленение юной черкешенки. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Максимыч сначала отрицательно относится к поступку Печорина, однако постепенно его отношение меняется. В наброске « Кавказец» Лермонтов отмечал, что под воздействием суровой кавказской действительности старые офицеры приобретали трезвый, прозаический взгляд на жизнь: «Казачки его не прельщают, но одно время мечтал о плененной черкешенке, но теперь забыл и эту почти несбыточную мечту». В истории похищения Бэлы, рассказанной Максимом Максимычем, Печорин, оказывается, осуществляет «почти несбыточную мечту» всякого «кавказца», в том числе, быть может, и самого Максима Максимыча. Об этом говорит и то, что он сочувственно относится к Печорину, которому долгое время не удается «приручить» непокорную пленницу,

Максим Максимыч отмечает, что привык к ней, как к собственной дочери. Полны сочувствия и грусти его воспоминания о том, что Печорин постепенно разочаровался в своей любви и начал отдаляться от возлюбленной. Более того, зная характер Печорина, Максим Максимыч пытается отвлечь девушку от печальных мыслей:

  • «Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька». После того, как рассерженный Казбек подло убивает девушку, Максим Максимыч признается, что на месте Печорина умер бы от горя. Однако Печорин не такой, чтобы углубляться в страдания и наслаждаться ими. «Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его; начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха...» - делится своими впечатлениями Максим Максимыч со случайным попутчиком. Печорин разбивал все представления Максима Максимыча ожизни.

Холодный блеск его глаз отражал холодный блеск его души. В этом мы еще раз убеждаемся в эпизоде встречи Максима Максимыча с Печориным после пятилетней разлуки. Максим Максимыч убежден, что печальные события прошлого, воспоминания о трагических происшествиях должны сближать людей, даже если они надолго расстаются, но Печорин - иного мнения. Возможно поэтому он не проявляет особой радости, увидев своего давнего товарища. Более того, стремится избежать неприятных воспоминаний и неприятных разговоров, а ведь бедный старик так спешил увидеть его, что даже «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, - и как же он был награжден!» Заключительный аккорд повести, размышления автора окончательно расставляют акценты в характерах героев:

  • «Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды и мечты... Есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».

Таким образом , вложив рассказ об истории Печорина в уста «старого кавказца» Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность души Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека, способного на понимание и сочувствие к окружающим. Однако это не свидетельствует о четком противопоставлении этих персонажей как негативного и позитивного. В Максиме Максимыче отображен русский характер, с присущей ему покорностью судьбе. Он покорно тянет лямку военной службы на Кавказе и не задумывается о цели своего существования. В противовес ему, Печорин охвачен духом протеста, что выражается в его презрении и ненависти к человечеству в целом. И чем больше читатель знакомится с Печориным, тем больше проникается к нему уважением и даже симпатией.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ и характеристика Максим Максимыча в романе «Герой нашего времени» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Он беден, не высок статусом, да и не слишком образован. Но зато будучи всего лишь рядовым армейским офицером, многое поведал на своем веку и имеет большой жизненный опыт. Максим Максимыч очень предан служебному долгу. Гуманность и самоотверженность — вот главные черты, которые утвердились в нем как в офицере. Многие годы основным его кругом общения были солдаты и черкесы. Это и объясняет его достаточно узкий кругозор. Но это не значит, что он далек от прекрасного, наоборот, он довольно чутко воспринимает все окружающее. К тому же он очень привязчив, умеет позаботиться о другом человеке. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Он всегда пытался поддержать, утешить ее в трудные минуты. Даже будучи очень преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки.

В образе Максима Максимыча Лермонтов выразил человека простого, близкого народу, очень преданного службе, обязанностям.

Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба «лишнего человека», находится в центре повествования. Впервой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима Максимыча, включенному в записки странствующего офицера. Максим Максимыч является одновременно и героем произведения, и рассказчиком. Сам Лермонтов придавал большое значение разработке этого образа, о чем свидетельствует примыкающий к роману набросок, озаглавленный «Кавказец»:

Роль Максима Максимыча в различных частях романа разная. Так, в повести «Бэла» он представлен не столько действующим лицом, сколько внимательным свидетелем и талантливым рассказчиком. В этом удивительная находка Лермонтова: Максим Максимыч не только свидетель рассказываемого им события, но его личность объединена с этим событием, как будто Максим Максимыч сам является его героем. Писателю удалось взглянуть на событие глазами «старого кавказца» и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим.

Следует обратить внимание на особенности речи Максима Максимыча, рассказчика простого и скромного, в чем заметна традиция сказовой манеры, характерной для «Повестей Белкина» А. С. Пушкина («Станционный смотритель»). В своей речи Максим Максимыч активно использует выражения и обороты из военно-профессиональной терминологии: «пришел транспорт с провиантом», «девки и молодые ребята становятся в две шеренги ». Эту же особенность подчеркивают и совершенно привычные, вошедшие в обиход местные, «кав-каз-ские», слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщина, бешмет, гяур, калым и др.

Иногда в своем рассказе Максим Максимыч как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: «Бедный старичишка бренчит на трехструнной… забыл как по-ихнему… ну да вроде нашей балалайки». Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающей действительности. Намеченный в повести «Бэла» образ Максима Максимыча раскрывается автором в одноименной повести. Здесь уже он сам является действующим лицом, а рассказывает нам о нем автор.

В рассказе и поведении Максима Максимыча мы видим, насколько отличается его восприятие действительности от взглядов и отношения к жизни Печорина. Центральное событие повести - пленение юной черкешенки. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Максимыч сначала отрицательно относится к поступку Печорина, однако постепенно его отношение меняется. В наброске « Кавказец» Лермонтов отмечал, что под воздействием суровой кавказской действительности старые офицеры приобретали трезвый, прозаический взгляд на жизнь: «Казачки его не прельщают, но одно время мечтал о плененной черкешенке, но теперь забыл и эту почти несбыточную мечту». В истории похищения Бэлы, рассказанной Максимом Максимычем, Печорин, оказывается, осуществляет «почти несбыточную мечту» всякого «кавказца», в том числе, быть может, и самого Максима Максимыча. Об этом говорит и то, что он сочувственно относится к Печорину, которому долгое время не удается «приручить» непокорную пленницу,

Максим Максимыч отмечает, что привык к ней, как к собственной дочери. Полны сочувствия и грусти его воспоминания о том, что Печорин постепенно разочаровался в своей любви и начал отдаляться от возлюбленной. Более того, зная характер Печорина, Максим Максимыч пытается отвлечь девушку от печальных мыслей:

Холодный блеск его глаз отражал холодный блеск его души. В этом мы еще раз убеждаемся в эпизоде встречи Максима Максимыча с Печориным после пятилетней разлуки. Максим Максимыч убежден, что печальные события прошлого, воспоминания о трагических происшествиях должны сближать людей, даже если они надолго расстаются, но Печорин - иного мнения. Возможно поэтому он не проявляет особой радости, увидев своего давнего товарища. Более того, стремится избежать неприятных воспоминаний и неприятных разговоров, а ведь бедный старик так спешил увидеть его, что даже «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, - и как же он был награжден!» Заключительный аккорд повести, размышления автора окончательно расставляют акценты в характерах героев.