Иван саутов поедем в царское село. Поедем в царское село, или нетривиальный город пушкин. Судьба Саарской мызы

Тихий парк Царского Села таит множество загадок. По его аллеям бродят призраки, где-то в укромном уголке прячется след Янтарной комнаты, под землёй скрывается императорский метрополитен, а может быть, где-то в нём есть и другие тайны, до сего дня неведомые историкам.

«Поедем в Царское Село!»

Судьба Саарской мызы

Одной из территорий, занятых русским войском в ходе Северной войны, оказалась усадьба Саари Мойс («мыза на возвышенности»). В 1702 году, когда это случилось, вряд ли кто-то мог предположить, что за жемчужина загородного зодчества вырастет на этом месте всего за полстолетия.
Сначала перспективные земли достались, разумеется, оборотистому Меншикову, и лишь в 1710 году Саарская мыза, как её окрестили на русский манер, была передана супруге Петра I Екатерине. Всего через год самодержец объявил свою супругу государыней, а вслед за этим событием все её владения стали официальной царской резиденцией. До наших дней не сохранилось ни описаний, ни изображений мызы, поэтому историки могут лишь предполагать, что усадьба состояла из скромного деревянного дворца с хозяйственными постройками и небольшого плодового сада. В единственной сохранившейся описи упомянуты всего шесть помещений царских хором: столовая, уборная, спальня, «камора перед спальней», «передняя прихожая» и главная «середняя комната». Последняя, как видно из той же описи, богато украшалась коврами, картинами и гравюрами.
Вблизи дворца находились конюшенный двор, двор приказчика, овин, гумно и прочие «подсобные» строения. Принято считать, что весь комплекс Саарской мызы был не столько дачей или увеселительным замком, сколько традиционной русской усадьбой, не затронутой ещё европейскими преобразованиями. Первый каменный дворец начали строить в окончательно переименованном Царском Селе только в 1718 году, вокруг него выросли заводики для производства кирпичей и изразцов, образовались деревни из привезённых на работы крестьян, и поместье Екатерины понемногу обрело светский лоск.
Вскоре усадьба обзавелась и первыми собственными легендами. Пошли разговоры о подземных ходах в парке, которые будто бы тайно выкопали по приказу Екатерины. Ходы понадобились государыне для встреч с возлюбленным Вильямом Монсом, но едва о них узнал царь, их тут же засыпали. Историки полагают, что подземные ходы могли пригодиться не только для любовных свиданий, но и как запасной «путь отхода», вовсе не лишний в эпоху дворцовых переворотов.

Янтарная комната - старая и новая

В 1735 году Царское Село унаследовала дочь Петра Елизавета. Позже, заняв российский престол, она сделала все, чтобы придать своей вотчине подлинно императорский блеск. При ней архитектор Растрелли выстроил Большой дворец, самым редкостным украшением которого стал Янтарный кабинет. Комната, впервые в истории европейского интерьера оформленная «солнечным камнем», попала в Россию как подарок Петру Великому от прусского монарха Фридриха. При жизни Петра Янтарная комната так и не была собрана ни в одном из дворцов, вспомнила о ней лишь Елизавета. Первоначально интерьер хотели использовать в Зимнем дворце, но затем последовало распоряжение императрицы «без всякого повреждения» перенести его в Царское Село. Приказ был исполнен буквально: 75 гвардейцев в руках несли ящики с «янтарным кабинетом» все 25 вёрст от Петербурга до загородной резиденции. Растрелли ещё дополнил декор кабинета зеркалами, панно из камня и золоченой деревянной резьбой. Свой окончательный вид Янтарная комната обрела только в 1770 году. Хрупкий материал сильно страдал от сквозняков, перепада температуры и печного отопления, и за следующую пару столетий его реставрировали четыре раза. Очередные работы намечались на 1941 год, но их проведению помешала война. Царское Село оккупировали фашистские войска, и комнату из «солнечного камня» вывезли в Германию как ценный трофей. Она так и затерялась на просторах послевоенной Европы, подбросив учёным до сих пор не разгаданную историческую загадку.

Знаете ли вы что…

В 1924 году под Летним садом были найдены туннели, прорытые по приказу Петра I. Они вели к Марсову полю и на другой берег Фонтанки. Однако в 1925 году ходы были засыпаны и с тех пор их не могут обнаружить.

На поиски уникального интерьера ушло несколько десятилетий, но они так и не увенчались успехом. Существует ряд версий местонахождения Янтарной комнаты от исчезновения её при пожаре Кёнигсбергского замка до гибели вместе с пароходом «Вильгельм Густлофф», утопленным «личным врагом фюрера» Александром Маринеско. В 2000 году министр по делам культуры ФРГ вернул в Россию фрагменты подлинной Янтарной комнаты, случайно обнаруженные у некоего нотариуса. В свете этих событий наиболее вероятна версия о том, что уникальный интерьер благополучно вывезли в Германию, где он и рассеялся по частным коллекциям. А в Царском Селе к 2003 году Янтарная комната была воссоздана заново и открыта для посетителей.

«Отечество нам Царское Село»

В начале XIX века во флигеле Екатерининского дворца открылось учебное заведение, совершенно новое для России. По замыслу Александра I, там должны были готовить не просто образованных чиновников, а людей, способных принять участие в грядущих преобразованиях Российского государства. По крайней мере, с первым выпуском расчёт оказался верным: из 30 принятых на обучение мальчиков почти все стали заметными фигурами в культурной либо политической жизни империи. Самыми известными из них сделались два Александра - Пушкин, прославивший Россию на поэтическом поприще, и Горчаков, ставший последним канцлером империи.
Распорядок дня лицеистов был довольно строг: они вставали в шесть часов утра, а через час уже начинались занятия. Уроки чередовались с прогулками и отдыхом, много времени отводилось на чтение. Весьма поощрялись упражнения учеников в разнообразном сочинительстве, на уроках словесности часто давалось задание описать заданную тему в стихах или прозе. Постепенно из рассказов, стихов, эпиграмм и прочего творчества создавались рукописные журналы, а затем литературные опыты воспитанников лицея начали появляться в солидных изданиях.
К сожалению, после 1820 года «вольный лицейский дух» перестал устраивать правительство, и оно приложило много сил, чтобы вместо него внедрить в сознание учеников «дух казармы». Чтобы сделать процесс необратимым, спустя два года лицей передали в ведомство военно-учебных заведений, и на этом историю царскосельской «кузницы талантов» можно было считать законченной.

Тайны императорского метро

В эпоху царствования Николая II легенды о подземных ходах Царского Села получили новую пищу. Очевидцы утверждали, что иногда из-под земли бывают слышны выстрелы, звон оружия и крики. Говорили, что это призраки офицеров, которые в 1917 году задумали освободить из рук большевиков императора и его семью. Но их обнаружили, убили и бросили прямо под землёй, а ходы замуровали. Вывезти же Романовых из Царского Села предполагалось будто бы по подземной железной дороге.
А началось всё с подготовки к трёхсотлетию дома Романовых в 1904 году. Царскосельский парк был закрыт для посещения, на его территории велись обширные земляные работы. Причём работники набирались исключительно из числа заключённых. Парк в это время охраняли казачьи сотни, которым было строго наказано соблюдать полную секретность. Ни в парк, ни из парка не могла пролететь даже птица. Работами руководил сенатор Николай Гарин - самый загадочный из имперских чиновников. Бывший помощник военного министра, он брал на себя все наиболее грандиозные тайные проекты, затеянные двором.
Интересно, что о строительстве императорской подземки не сохранилось никаких документов: стоило кому-то обнаружить хоть тонкую нить, ведущую к его истории, - она моментально обрывалась, словно и не было никакого николаевского метро. Многие очевидцы заявляли, что могут показать линии проложенной при Николае II подземки, но всякий раз оказывалось, что на предполагаемом месте ничего нет, кроме бетонных стен. Возможно, все ходы в таинственное метро были основательно забетонированы большевиками в первые годы после революции. В наши дни учёным удалось обнаружить пустоты под главной аллеей парка в сторону горы Парнас, Китайского театра и Александровского дворца на глубине около восьми метров, но проникнуть в них так никому и не удалось.
Учёные считают, что в 1913 году к трёхсотлетию дома Романовых центральный туннель императорского метро всё же был пущен в ход. Удивительно то, что его никому не показали, о нём ничего не узнала пресса, и даже любитель фотографии император Николай II не оставил о «стройке века» ни единого снимка. Словом, загадочный метрополитен до сих пор не обнаружен и продолжает ожидать своего исследователя, как и прочие тайны Царского Села, уже известные и ещё не найденные.

Перевод: Профессиональный (полное дублирование), cубтитры: отсутствуют
Формат: DVDRip, AVI, XviD, AC3
Страна: Россия
Режиссер: Ольга Высоцкая
Жанр: научно-популярные, путешествия и туризм
Продолжительность: 12 ~ 00:26:00
Год выпуска: 2005
В ролях: Иван Саутов
Описание: 25 верст от Санкт-Петербурга до Царского Села были лучшей дорогой в России. Летом туда переезжал двор, и Царское Село превращалось "в маленький блистательный Петербург". Там царила праздничная жизнь, оттуда Романовы правили Россией. Главными героями авторской программы директора ГМЗ "Царское Село" Ивана Саутова являются цари, литераторы, архитекторы…

1 серия. "Жизнь - вечный праздник". Наконец-то это чудо было готово! Можно было показать новый царскосельский дворец дипломатам и придворным. Он строился 11 лет. И когда дворец "засиял" своей неземной красотой среди окружающих его лесов, Елизавета Петровна пришла в восхищение. Она тогда не знала, что в этом дворце ей отпущено прожить всего два года.
2 серия. "Зачем в Софии наш полк?". Царское Село - ныне город Пушкин, как никакой другой город России несет на себе печать близости Имперской столицы. Построенный на землях, возвращенных Российской армией, ставший летней резиденцией Российских императоров, город Царское Село стал спутником столицы, которую некоторые называли эксцентричной, другие чиновной, но все сходились на том, что во все времена своего существования, это была военная столица.
3 серия. "Царскосельская мечтательница". Программа посвящена пребыванию Екатерины II в своей резиденции в Царском Селе. Главный дворец в Царскосельских парках сегодня называют Екатерининским. Автор расскажет из чего складывались будни Екатерины II. Это ранние прогулки, работа в гротах и в своем кабинете, балы и праздники, а также жизненные радости и неурядицы. О Царскосельском саде, для которого Екатерина специально выписывала редкие растения. Императрица любила гулять по своему саду, или сидя у окна во дворе, разглядывать аллеи и цветники. Здесь она воспитывала своих внуков.
4 серия. "Плыть хочется". Большое Царскосельское озеро. Уникальное озеро. Как сейчас говорят, энергетическое... Оно, пожалуй, не имеет себе равных по числу поэтических строк, посвященных ему в разное время. А сколько биографий начиналось здесь, на его берегах!
5 серия. "Чарлз Камерон". Эта программа посвящена судьбе знаменитого архитектора Чарльза Камерона, воплотившего в камне свою мечту и построившего в Царскосельском парке "Античный дом" . Это о нем Екатерина II писала: "Я увлечена Камероном... Это голова, голова, воспламеняющая воображение. Мы с ним мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, банями внизу и с галереей наверху. Это будет прелесть!". Вечным памятником замечательному архитектору осталась в Царскосельском парке воздушная галерея, носящая его имя. И добрая слава о нем среди понимающих людей.
6 серия. "Я женат и счастлив". Эта дорога для Александра Пушкина была привычной с детства. Взрослым этот путь до Царского Села он преодолевал пешком, обычно с палкой в руках. Но на этот раз он ехал в Царское Село с той, которая только что стала его женой И там, на даче Китаевой, будет их первый дом. Шел май 1831 года. "Я женат и счастлив", - писал он тогда. И как окажется потом, в конце его короткой жизни, это и впрямь для Пушкина и Натали было самое счастливое время. Как протекала их жизнь в Царском расскажет Иван Саутов.
7 серия. "Ангел печали". Великая княжна была удивительным ребенком: любознательным, грациозным и очень музыкальным. Взрослые удивлялись тому, с каким вниманием она слушала Бетховена и уже в 13 лет исполняла его произведения с редким для своего возраста пониманием. Адини - так звали младшую дочь Николая I, обладала удивительно красивым голосом. Специалисты откровенно восхищались ее столь уникальным и ярким даром. Как сложилась судьба Александры Николаевны поведает Иван Саутов.
8 серия. "Неожиданный наследник". Автор и ведущий Иван Саутов расскажет о том, как будущий император Александр III получил право стать наследником престола. В Ницце умирает старший брат Александра - Николай, которому рождением было предназначено занять престол. Вся царская семья собралась у постели умирающего. Николай особенно любил своего брата и в последние минуты жизни он соединил руки своей невесты, датской принцессы Дагмар и Александра.
9 серия. "Царскосельский арсенал". Царскосельский арсенал. Некогда прекрасный павильон в виде шестиэтажной башни, живописно расположился в Александровском парке Царского Села. Строить его начал Адам Менелас, а завершил уже после его смерти архитектор Тон. Но главное - это, потрясающее воображение, собрание оружия, которое здесь находилось.
10 серия. "Загробные приключения Распутина". Со времени смерти Распутина сложилось множество легенд, связанных с местом его захоронения и перезахоронения. Цель этой программы - развеять мифы и, на основании вновь найденных документов, хранящихся в Музее политической истории Санкт-Петербурга, рассказать, что же произошло после революции с телом человека, который имел огромное влияние на семью последнего русского царя.
11 серия. "Царскосельский рыцарь". В первые десятилетия XIX века на дачах Царского Села зачитывались романами Вальтера Скотта. Звон средневековых мечей, поднятых на защиту правды, сливался в воображении с недавними событиями Отечественной войны. Кто не мнил себя прямым потомком древних рыцарей? Довольно скоро, однако, увлечение готикой пошло на убыль. В права вступало новое время. Но для одного странного человека оно как бы остановилось. Среди реалий XIX века он упрямо стремился быть средневековым рыцарем.
12 серия. "Последний дом". Александровский дворец в Царском Селе построен Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II для её любимого внука Александра. В нём проводило лето не одно поколение русских царей. Но поневоле здесь, прежде всего, вспоминаешь о последнем русском царе Николае II и его семье, для которых Александровский дворец был постоянным домом более 10 лет, а потом стал тюрьмой… Отсюда они вместе с детьми были отправлены в Сибирь, чтобы уже никогда не вернуться.


Рейтинг MPAA: G
Видео: 704x528 (1.33:1), 25 fps, XviD build 50, 1411 kbps avg, 0.15 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, 192 kbps
тех. данные серий идентичны

Жанр: документальный, видео экскурсия
Цикл передач об истории и событиях далеко не провинциального села.
Авторская программа Ивана Саутова - директора Государственного музея-заповедника "Царское Село".
25 верст от Санкт-Петербурга до Царского Села были лучшей дорогой в России. Летом туда переезжал двор, и Царское Село превращалось "в маленький блистательный Петербург". Там царила праздничная жизнь, оттуда Романовы правили Россией. Главными героями авторской программы директора ГМЗ "Царское Село" Ивана Саутова являются цари, литераторы, архитекторы...

Проект Бэллы Курковой
Режиссёры-постановщики: Ольга Высоцкая, Михаил Трофимов

Производство: ООО "Лен ТВ" по заказу ГТРК "Культура"

Ведущий: Иван Саутов

Участие в фильмах:

"Я даже и не мечтал, что побываю в таких местах, в таких дворцах и интерьерах. Подержу в руках детскую винтовку Царевича Алексея Романова или саблю, прошедшую Чесменское сражение. Буду сниматься в настоящей кузнице и в закрытых для обычных посетителей залах питерских музеев. Почти сон, почти сказка.
За время съёмок произошло немало удивительных совпадений. Один мистический случай не могу забыть по сей день. Это было под вечер в Юсуповском дворце на Мойке, осталось доснять последние запланированные кадры. Наша немногочисленная группа валилась с ног после целого рабочего дня, а я с трудом пытался держаться в кадре бодро и работать так же, как 10 часов назад. Наконец, долгожданная фраза "Стоп! Снято! На сегодня всё!" произнесена, и я иду переодеваться в гардероб Юсуповского Дворца, который нам любезно предоставили для съёмок. На стульчике возле зеркала лишь одна пожилая женщина, питерская интеллигентка с ясными и внимательными глазами, какие бывают у тех, кто пережил Блокаду. На мне шелковый шейный платок, сюртук тёмного сукна, зауженные брюки со штрипками и остроносые туфли, лицо усталое и печальное.
"А вот и Принц Гамлет" – произносит с улыбкой гардеробщица, предсказывая события, которые произойдут в моей актёрской жизни намного позже. Кто бы мог тогда думать, кто бы мог предполагать?!
Этот сериал считаю чудесным подарком судьбы, прикосновением к русской истории и огромным обретением для себя."

"Жизнь - вечный праздник"

Наконец-то это чудо было готово! Можно было показать новый царскосельский дворец дипломатам и придворным. Он строился 11 лет. И когда дворец "засиял" своей неземной красотой среди окружающих его лесов, Елизавета Петровна Романова пришла в восхищение. Она тогда не знала, что в этом дворце ей отпущено прожить всего два года.

В роли Управителя Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

"Плыть хочется"

Большое Царскосельское озеро. Уникальное озеро. Как сейчас говорят, энергетическое... Оно, пожалуй, не имеет себе равных по числу поэтических строк, посвящённых ему в разное время. А сколько биографий начиналось здесь, на его берегах!

В роли флаг-юнкера Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

"Царскосельский арсенал"

Царскосельский арсенал. Некогда прекрасный павильон в виде шестиэтажной башни, живописно расположился в Александровском парке Царского Села. Строить его начал Адам Менелас, а завершил уже после его смерти архитектор Тон. Но главное - это, потрясающее воображение, собрание оружия, которое здесь находилось.

В роли хранителя Арсенала Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

goldfond в Осеннее очарование царскосельских парков

В субботу, воспользовавшись замечательной погодой, отправились в Царское село, посмотреть отреставрированные Агатовые комнаты в камероновой Холодной бане.

Презрев русскую народную поговорку "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт", приехали туда в половине третьего. Подошли к павильону и радость от встречи с прекрасным начала меркнуть на глазах, т.к. увидели длинную толстую очередь, уныло переминающуюся перед входом.
А когда посмотрели на регламент впуска посетителей (по 15 человек каждые 20 минут) и пересчитали по головам стоящих впереди, поняли, что наша идея накрылась медным тазом.
Во дворец мы тоже не пошли, ограничившись внешним осмотром



Но, поскольку у нас с собой было, то решили просто погулять по паркам, полюбоваться осенней природой и парковой архитектурой, тем более, что давно так просто не гуляли.

Камеронова галерея
Вход - выход


Сама галерея


Пандус и висячий мост. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юпитера, Юноны, Минервы, Марса и Меркурия.


Вид на Большой пруд и павильон Грот


Сам Грот. Арх. Ф-Б.Растрелли


Павильон Эрмитаж. Проектировал М.Земцов, досртаивался под руководством Ф-Б.Растрелли


Морейская колонна.Эта памятник воинской славы в часть побед морской пехоты русского флота под командованием генерал-майора Ф. Г. Орлова на полуострове Морея во время первой Архипелагской экспедиции 1769-1774 годов в Средиземном море.Арх. А.Ринальди


Памятная доска на колонне

Народ на аллеях развлекался, как мог. Самый популярный головной убор в парке


А самое популярное фото - с подброшенными листьями. Издалека сняла каких-то ребят, которые по очереди фотографировали девушку, подбрасывающую листья


Рыбак на Большом пруду что-то мелкое при нас выловил


Турецкая баня. Это не просто красивый павильон, а памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Был возведен в 1852 году по указу Николая I Арх. И.А.Монигетти


Напротив, посередине пруда, - Чесменская колонна, была сооружена по проекту арх. А. Ринальди в 1778 году, в честь победы над турками у берегов Средиземного моря в 1770г.


А совсем рядом с Турецкой баней - Мраморный или Палладиев мост. Образцом для Мраморного моста, сооруженного по модели В. И. Неелова, послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.


Несмотря на целую серию прохладных дней, в парке ещё много живых цветов


А какие красивые деревья на берегах прудов и проток!


И островки, поросшие соснами!


Павильон Пирамида, построен в неоегипетском стиле. Пирамиды было две: на этом месте первоначально построил пирамиду архитектор В.И.Неёлов, а позже, после её обветшания, вторую - уже Ч.Камерон


Мостики через протоки


А недалеко от Орловских ворот


находится Башня-руина, сооруженная в 1771 году по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Это опять-таки, памятник, возведенный в честь блестящих побед русского оружия в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов.


На замковом камне арки высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен».


Башня со всех сторон:


За деревьями виднеется Китайская деревня (Арх. В.Неёлов и Ч.Камерон)


А это Китайская или Скрипучая беседка. Арх. Ю.Фельтен


Китайский мостик


Концертный зал, построенный в 1782 - 1788 годах - одна из ранних работ арх. Дж. Кваренги в России.


Рядом с ним - Кухня-руина построена арх. Дж. Кваренги в 1780-х годах из частей древних мраморов, вывезенных при императрице Екатерине Великой из Греции. Когда-то в этом павильоне хранилась часть коллекции мраморов, которые доставлялись государыне из Рима Рефенштейном, ведшим там все ее дела по художественной части.


Барельеф над входной дверью


В промежутках между колоннами и верхнем участке стен было установлено 6 гипсовых барельефов, изготовленных скульптором Концецио Альбани. Барельефы были нарочно повреждены, чтобы придать им облик глубокой древности. С антиками в соседстве располагаются известняковые фризы, исполненные и специально «состаренные» этим же скульптором (выполнившим и другие детали отделки). Гипсовые барельефы Альбани уподоблены остаткам композиций из мрамора. На них повторяются 3 сюжета, которые были позаимствованы у древних оригиналов: Юпитер - царь богов и его жена Юнона с атрибутами (павлином и орлом), скорбящая Деметра (Церера) и служанка, омывающая ее ноги, Диана и Аполлон.