Мифы о развивающих игрушках. Что такое миф

Очень часто, когда человек начинает свое познание, он сталкивается с такими понятиями как , и, к сожалению, не каждый может объяснить что это такое и как он это понимает.

Дух это просто чистый свет, который изливается (рождается) из Источника. Он не имеет какой-либо формы и содержит в себе все знания Вселенной.

Уровень, на котором существует дух очень тонкий, он не имеет ни энергетической, ни эфирной плотности, в нем полностью отсутствуют энергетические вибрации. Что-то напоминающее бесконечную тишину.

Закономерным будет вопрос, а зачем вообще появляется Дух ? У него есть как минимум две функции:
1. Стать самому еще одной Вселенной, через практическое применение тех знаний о Вселенной, которые он имеет.
2. Вернуть все, что стало плотным к чистому свету.

Каким образом происходит реализация этих функций?

Для того чтобы понять как состоит и «работает» Вселенная, Духу нужно пройти через все стадии воплощения. Эти воплощения начинаются с того, что чистый свет каким-то образом должен превратиться в материю. Естественно, что из света сразу не получиться такая плотная материя как тело человека Этот процесс идет постепенно.

Дух способен расширяться (переходить из плотного состояния в чистый свет) и сжиматься (образовывать материю из чистого света), и в этом расширении и сжатии духовной сущности необходимо сделать материю опять тонкой, вернуть его к своему источнику. Этот процесс можно выразить такими словами “Принесите небо на Землю и возвратите свет на небо” . Эта фраза включает в себя все, чем мы живем и для чего мы здесь на этой планете.

Таким образом Духу необходимо понять, как все происходить во Вселенной, для того чтобы самому стать другой Вселенной. И Дух рождается для того, чтобы воплотиться в плотное тело человека, а потом привести это тело в чистый свет.

Когда чистый свет (Дух ) распространяется по всей Вселенной, он конденсирует и становиться молекулой, таким компактным сгустком энергии. И когда эти молекулы начинают уплотняться образуется некая материя. Эта Материя создает саму себя из Вселенского Хаоса – «движения» Духов.

Душа это плотная энергия. Она служит первым воплощением для Духа. Она состоит из различных энергий, поэтому она плотная, поскольку не является исключительно чистым светом. Душа сотворена в ячейках того, кого мы называем Богом, и она является “эфирным накопителем”, который способен вибрировать с теми же частотами, что и материя. Это позволяет чистому свету проникнуть в материю. Такой эволюционный процесс проделывает индивидуальный Дух , независимо от того, в какой степени он принадлежит целому – чтобы развиваться и понять суть существования во Вселенной … чтобы быть способным стать другою Вселенной.

Существуют различные виды воплощений. Мы знаем, человеческое – одно из лучших. Но, на самом деле, различные воплощения начинаются на энергетических уровнях.

Первичному Духу следует практиковаться энергетически и воплотиться в то, что известно как Душа . Дух приспосабливается к свойствам Души и учится управлять тем, что является Сущностью Души.

После чего он начинает практику воплощений в молекулу и в газообразный уровень. Как Духи, мы должны сначала попрактиковаться на наименее плотных воплощениях, и это есть адаптация к Душе.

Уплотнение предметов позволяет нам понять текучесть физических вещей внутри плотных миров. Максимальная плотность позволяет нам узнать, как чувствует себя материя и признать нашу ограниченность в физическом мире.

Растения позволяют понять, как распространяется Божественный свет и как закрепляется на Земле. Чтобы такое случилось, мы должны практиковать процесс фотосинтеза в течение длительного времени и усваивать его день за днём.

Существование в виде животных позволяет нам научиться движению и контролю за своим телом, принятию решений, инстинктам, взаимодействию с остальными Существами и коммуникации.

Существование в виде разумных животных позволяет нам практиковать духовность, медитацию через досуг, культуру и семейные ценности.

Существование как Человека : после этого момента, спустя примерно 70 жизней, мы учимся единению неба и Земли, принимая во внимание все, чему мы научились ранее. Это последний физический уровень, вместе с внеземным.

Время это сущность, которая существует, чтобы разрушать материю, поэтому оно существует только в физическом мире. Этот опыт может длиться годами или тысячелетиями, в зависимости от того, чему каждая душа и дух должны в целом научиться.

Эволюция имеет богатую историю, которую можно найти в душе, и которую можно использовать Духовными Сущностями для практики в физическом мире.

После разрушения материи и прожития всевозможного опыта в физическом существовании Дух переходит на другой уровень - Ангелы и Сущности из седьмого измерения.

На этом уровне, эволюция меняется. Здесь они работают, служа физическим мирам, используя свой опыт проводника, который проводит через физическую плотность.

После 7-го измерения начинается другой тип эволюции, которая является более эфирной. Это означает, что Существа, которые уже прошли через физические уровни, начинают воплощаться на эфирном уровне, поскольку они оказались способны высветить свою материальность и возвыситься над материей.

Когда происходит вознесение над материей, начинается новый процесс эволюции , потому что их тело уже стало самим светом. Теперь, их задача помочь тем, кто находится ниже на ступени, сообщить им об этом каким-то образом, заставить их понять процесс озарения материи, подобно тем, кого мы знаем, как Иисуса, Будду, Мухаммеда и многих других, которые родились и не настолько хорошо известны в нашем обществе.

Дух, душа и тело - составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа - это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть - основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы - гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника , именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая - сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная - выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела - храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов . Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный - только чувствует его.

Духовный человек - образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

11 июня по новому стилю - день памяти святителя Луки Крымского. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был епископом Симферопольским и Крымским, проповедником, богословом. И вместе с тем - замечательным ученым и хирургом: есть свидетельства, как он возвращал зрение людям, слепым от рождения.

Предлагаем читателю 20 цитат из знаменитой книги святителя «Дух, душа и тело» с его собственными пояснениями. Это неожиданные факты об устройстве мира, строении и способностях человека, животных, растений. Святитель Лука сам признает, что его тезисы могут показаться кому-то невероятными, противоречащими науке и «общепринятым» представлениям. С ними можно соглашаться или нет, но, по меньшей мере, их стоит принять во внимание, потому что это точка зрения святого человека и ученого.

Если вам будет интересно всё сказанное - рекомендуем прочитать книгу «Дух, душа и тело» целиком. В ней гораздо больше научных фактов, библейских цитат и жизненных примеров.

Статья адресована студентам медицинских вузов, семинарий и всем, кто интересуется строением и возможностями своего тела. В тексте много естественнонаучных терминов и сложных описаний, но, согласитесь, тем познавательнее. Давайте разбираться вместе.

1. В мире существуют другие, неведомые нам формы энергии

Только 50 лет назад [уже более - это было в конце 19 века] наука обогатилась познанием новых, чрезвычайно важных форм энергии - радиоволн, инфракрасных лучей, катодных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии. Не дает ли это нам право предполагать и даже утверждать, что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия?

Модель атома. Электричество не может быть названо материей, а, несомненно, должно считаться энергией. Можно предположить, что со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными. А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального».

Как же мы представляем себе эту духовную энергию? Для нас она есть всемогущественная любовь Божественная. Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее - потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира.

2. Если есть неведомые виды энергии, значит, у человека должны быть органы чувств для их восприятия

Если мы не знаем многих, несомненно действующих форм энергии, то это зависит от явной недостаточности для познания мировой жизни наших бедных пяти чувств и от того, что не найдены еще научные методы и реактивы для обнаружения того, что недоступно нашим чувствам. Но верно ли то, что у нас только пять органов чувств и нет никаких других органов и способов непосредственного восприятия?

Я полагаю, что несомненные факты психического порядка, о которых дальше будет идти речь, обязывают нас не только допустить возможность обострения наших пяти чувств, но и прибавить к ним сердце как специальный орган чувств, средоточие эмоций и орган нашего познания.

3. Сердце - орган чувств и познания, а не только мотор кровообращения

Нам приходится в повседневной жизни слышать о том, что сердце «страдает», «болит» и т. д. В художественной литературе, в беллетристике можно найти выражения: «сердце тоскует», «радуется», «чувствует» и т. д.

Сердце все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности.

Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, и притом чрезвычайно тонким и универсальным, указывающим наше субъективное состояние и всегда его изобличающим, а не только центральным мотором кровообращения.

Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше:

· Сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.

· Сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого - вера в Бога и любовь к Нему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22:37), Господа Бога святите в сердцах ваших (1 Пет. 3:15).

· Сердцем мы молимся, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Богу. Сердце их вопиет к Богу , - говорит пророк Иеремия (Плач. 2:18).

· Сердце есть хранилище добра и зла: от избытка сердца говорят уста; добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12:34-35).

· В сердце - седалище совести нашей, этого ангела-хранителя. Если сердце наше осуждает нас... (1 Ин. 3:20).

4. Сердце - второй орган мышления и интуиции

Именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, - именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф.9:4). Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12).

Сердце - второй орган восприятия, познания и мысли. В нем рождается из этой деятельности познание и почивает в нем мудрость.

То, что впоследствии Бергсон окончательно назвал интуицией, Паскаль назвал чувством тонкостей, чутьем суждения, чувством, вдохновением, сердцем, инстинктом. Его вывод таков: «Надо, следовательно, возложить наше упование на “чувство”, иначе упование наше постоянно будет шататься».

5. Головной мозг - это «телефонная станция»

Удивительные и совершенно новые суждения о мозге - кумире интеллектуалистов - высказал Бергсон. Он полагает, что разница между спинным мозгом, рефлекторно реагирующим на получаемые импульсы, и головным мозгом - только в сложности, а не в характере функций. В головном мозгу только регистрируется восприятие, пришедшее извне, и выбирается подходящий способ ответной реакции.

Наш гениальный физиолог Иван Петрович Павлов исследовал физиологическое значение лобных долей полушарий мозга. Эти доли доселе считались важнейшей частью головного мозга, центрами высшей психической деятельности, органом мышления по преимуществу, даже седалищем души. Но Павлов не нашел в них никаких особенно важных приборов, которые устанавливали бы высшее совершенство нервной деятельности.

Это то же самое, что говорил Бергсон: «Мозг не что иное как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. Он ничего не прибавит к тому, что получил».

6. Мысль одного человека сообщается мыслям других людей

Таинственным образом мысль одного человека сообщается мыслям других людей. Мы не изолированы, мы в неведомой связи со всеми людьми. И несомненно, есть истина в том, что называют «духом толпы». Мощный поток симпатии или гнева, негодования или энтузиазма вызывает в собрании, объединенном в театре, на форуме или в парламенте, почти единодушное единство.
Гоящее сердце Данко освещает людям путь

Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско. Этот мощный поток духа храбрости и отваги, излившийся из одного пламенного сердца, воспламеняет сотни других сердец, воспринявших его, как антенна воспринимает радиоволны. Чем, если не могучей духовной энергией, назвать эту всепобеждающую силу!

7. Материи нет. Есть только энергия

Вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее различных формах, конденсация которой и является в форме материи.

Материя представляет собой устойчивую форму внутриатомной энергии, а теплота, свет, электричество неустойчивые формы той же энергии. Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, духовной энергии и считать ее первичной формой, родоначальницей и источником всех форм физической энергии

8. Нет четкой границы между «живым» и «неживым». Всё проникнуто духовной энергией

Мы признаем наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный мир духовный. Нетленный Твой Дух пребывает во всем (Прем. 12:1). Не наполняю ли Я небо и землю? - говорит Господь (Иер. 23:24).
Сотворение мира

Во всех этих текстах Священного Писания вполне ясна мысль о всеобщем осуществлении и оживотворении Духом Божиим. Нельзя говорить о «мертвой природе». Нет четких границ между неорганической и органической природой. Такова точка зрения и современной науки.

Из тех же химических элементов и по тем же физическим законам построена неорганическая и органическая природа. Один великий всеобщий закон развития управляет всем мирозданием, и не может быть остановки в развитии, не может быть резкой границы между нею и неорганической природой. Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа.

9. Нет четкой границы между растительным и животным миром

Одухотворенность животных совершенно ясно свидетельствуется Священным Писанием. Вот тексты, подтверждающие это: Душа тела (животных) в крови... потому Я сказал сынам Израилевым: Не ешьте крови ни из какого тела (Лев. 17:11-14). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 8:21).

В молитве Духу Святому именуем Его подателем жизни. И если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения и животных надо считать одухотворенными.

Между миром растительным и миром животным нельзя найти определенной границы, ибо в области простейших одноклеточных много почти совершенно похожих форм, из которых одни служат началом растительного мира, другие - животного, и различить их почти невозможно.

10. У растений есть бессознательная воля к жизни

По наблюдениям Спаланцани, в болотной воде и песке водосточных желобов живут коловратии, которых можно высушить вместе с песком и сохранять в стеклянных посудах. Если через 3–4 года смочить водой песок, то студнеобразные в обычном состоянии коловратии, высохшие до такой степени, что если прижать их концом иглы, то они разламываются подобно крупинке соли, опять оживают.

Из этих опытов мы видим, что временная смерть возможна, если действие, задерживающее жизнедеятельность, не доходит до разрушения организма.
Растение тянется к свету и пробивает асфальт

Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святого Духа.

Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю.

11. У животных есть душа, но она смертна

Что такое душа? В простейшем ее виде, у животных - это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений.

Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов.

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов. Но без обязательного участия в этом высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям.

Органические ощущения и чувственные восприятия неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

12. Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой

У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия (Ис. 2:1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2:14). А есть люди, о которых апостол Иуда говорит: Эти люди... душевные, не имеющие духа (Иуд. 1:19).

Бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой.

Изыдет дух его, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145:4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7). Эти два текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.

«В тот день погибнут все помышления его», т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность.

При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой. В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа: Когда же душа Его принесет жертву умилостивления... (Ис. 53:10), Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2:31).

Что дух может иметь существование отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств родителей детям. Я говорю о наследственности именно духовных свойств, а не душевных, как обыкновенно говорят, потому что наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли, но никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства. Это свидетельствует о разделении духа от души и тела.

Любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

13. И у животных есть бессмертный дух

Что скажем о духе животных? Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности: религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.

Дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8:20-21): ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

14. Психика влияет на течение болезни

Центральная нервная система главенствует над всеми процессами в организме, определяет и направляет работу всех органов, их рост и состояние.

Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни.

Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней.

15. Мы обладаем трансцендентальными, духовными способностями

Просветленный дух святых в полной мере и всегда обладает теми трансцендентальными способностями, которые у обыкновенных людей проявляются только в состоянии сомнамбулизма (гипноза).

Мы обладаем не только пятью чувствами. Есть у нас способности восприятия высшего порядка, неизвестные физиологам. Дмитрий Иванович Менделеев много размышлял о периодической системе элементов, и в конце концов «увидел» ее во сне

Широко известны факты творчества во сне. Весьма важная подсознательная деятельность может иметь место и наяву, и в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием. То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания действительности. К сверхъестественным, научно необъяснимым способностям духа относятся и вещие сны.

16. Когда человек умирает, вся жизнь может внезапно пронестись в его сознании

Давно известно, что перед смертью с поразительной ясностью и невероятной быстротой может пронестись в сознании умирающего вся его жизнь. В этих удивительных фактах воспроизведения в две-три минуты событий целой жизни, длившейся десятки лет, нас поражает, во-первых, сверхъестественная быстрота течения воспоминания, и, во-вторых, удивительная полнота и ясность их.

Один человек, отличавшийся замечательно светлым умом, переходил через рельсы в ту минуту, когда вдруг показался поезд, приближавшийся на всех парах. Ему не оставалось ничего другого, как лечь между рельсами. И вот в то время, когда вагоны пролетали над этим обмершим человеком, чувство опасности привело ему на память все события его жизни, так что словно страничка из книги судеб развернулась перед его глазами.

Если такой внезапный пересмотр всей жизни возможен у умирающего и даже во сне, то становится понятным, как на Страшном Суде раскроется в нашем сознании «Книга грехов».

17. За память отвечает не столько мозг, сколько дух

Из физиологии известно, что все процессы в нервной системе требуют известного времени. Во времени протекают и все мыслительные и чувственные процессы, совершающиеся в головном мозгу. И если бы можно было сложить и вычислить время всех психических процессов, имеющих место во всей нашей жизни, то получилась бы солидная и очень солидная сумма времени. А следовательно, невозможно, чтобы в мозгу в потоке мгновенного воспоминания всей жизни эти процессы были воспроизведены вне времени.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты - все то, что происходит в нашем феноменальном сознании.

А если, тем не менее, они все-таки протекают с трансцендентальной быстротой, то мы вправе заключить, что это совершенно не в мозгу. Где же в таком случае?

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты - все то, что происходит в нашем феноменальном сознании. Это нечто иное, чем те следы и отпечатки в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

Невозможно допустить, чтобы мозг мог сохранить навсегда все мельчайшие события нашей жизни со всеми их деталями, их чувственной окраской и нравственной оценкой. Число мозговых клеток, хотя и очень велико (6 миллиардов по Майнерту), но все-таки совершенно ничтожно по сравнению с числом психических процессов, которые, как предполагается, запечатлеваются в них.

Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функций мозга. Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности.

18. Ни одно воспоминание о прошедшем не изглаживается

Вероятно, ни одно воспоминание о прошедшем не изглаживается. Сознание многое забывает, память ничего не забывает. Все множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания.

Становятся понятными удивительные явления гипермнезии, сообщаемые многими авторами. Упомянем лишь немногие из них.

Многие авторы сообщают об удивительных фактах воспоминания давно забытых языков. Один ростовский крестьянин в лихорадочном бреду начал вдруг произносить на греческом языке случайно слышанные им 60 лет назад начальные слова Евангелия от Иоанна, а Сенека упоминает об одной крестьянке, в лихорадочном бреду произносившей сирийские, халдейские и еврейские слова, случайно услышанные ею от одного ученого, у которого она жила маленькой девочкой.

Свидетельством Священного Писания утверждается правильность нашего объяснения памяти. Разговор царя Саула с призраком пророка Самуила, которого вызывала для него аэндорская волшебница (1 Цар. 28:13-15), свидетельствует о том, что в духе Самуила после его смерти сохранились все воспоминания о его военной жизни, все способности ума, воли и чувства.
Аэндорская волшебница вызывает дух пророка Самуила

Это же несомненно относительно Моисея и Илии, явившихся при Преображении Господнем на Фаворе.

19. У всех людей есть трансцедентальные способности

Самая важная и глубокая психическая деятельность происходит за порогом нашего сознания и никогда не прекращается.

Пока наша жизнь протекает в калейдоскопе и шуме внешних восприятий, пока в полной силе работает наше феноменальное сознание, - скрыта никогда не прекращающаяся деятельность сверхсознания. Но когда в состоянии сна нормального, сомнамбулического или гипнотического, или при отравлении мозга угасает нормальная деятельность мозга, тогда вспыхивает свет сознания трансцендентального. Известно также, что слепота углубляет работу мысли и нравственного чувства, значительно отодвигает порог сознания.

При некоторых особых условиях и у людей в высшей степени сенситивных трансцедентальные способности проявляются с необыкновенной силой в ясновидении, предчувствии и пророческом предвидении в неведомом и таинственном шестом чувстве, которым они узнают многое о людях по вещам, принадлежащим им.

Почти у всех людей, даже наименее сенситивных, есть способность познания иная, чем познание пятью чувствами.

Почти у всех людей, даже наименее сенситивных, есть способность познания иная, чем познание пятью чувствами. Чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания. Апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).

Hаш внутренний, трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, в глубине и долготе, ибо он обновится и усилится в познании даже по образу Создателя своего: уразумеет превосходящую всякое земное разумение любовь Христову. Ибо верою вселится Христос в него. То, что непостижимо «геометрическим умом», станет понятно озаренному Христовым светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека.

20. Мы бессмертны

Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи.

Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла, сатаной.

В вечном мучении тяжких грешников нельзя, конечно, винить Бога. Всякий человек получает и имеет дыхание Духа Святого. Никто не рождается от духа сатаны. Кто возлюбил зло, а не добро, тот сам уготовал себе вечные мучения в жизни вечной.

По ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников.

Настанет время нового мироздания, новой земли и нового неба. Все будет совершенно иным, и новая жизнь наша будет протекать в совершенно новых условиях. Будет работать напряженно мысль наша в познании нового мира. Ум есть часть духа нашего, и потому должен быть бессмертным и мозг наш. Бессмертное сердце будет средоточием новых, чистых и глубоких чувств.

Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое (Откр. 21:5) относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31 ). Человеку будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем. Да будет! Да будет!

Мигальников Алексей, студент III курса

Ключевые слова: Сердце, тело, душа, дух, чувства, мысли, смерть, бессмертие, энергия.

Многие люди считают понятия «душа» и «дух» одинаковыми по смыслу. Но так ли это на самом деле? Как объясняют эти два слова: душа и дух - в чем разница?

Каждый человек состоит из трех сущностей: души, духа и тела. Они гармонично объединяются в единое целое. Потеря одного компонента означает потерю самого человека.

Что такое душа?

Душа - это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Дух - это самая высокая сущность, которая также живет в теле человека. Если душа может быть у растения или животного, то дух может быть только у существа, обладающего высшим разумом. В священном писании говорится, что дух - это дыхание жизни.

Благодаря духу, люди выделяются из всего живого мира и становятся превыше всего. Формирование духа происходит еще в детском возрасте. Это воля и знания, сила и самопознание. Дух выражается тем, что стремится к Господу, отбрасывая все мирское и греховное.

Именно дух тянется к гармонии и всему высокому, что есть в жизни.

Господь Бог спас нас, чтобы мы больше не совершали греховных дел, а жили в духе. Мы должны стать не высоконравственными, высоко духовными людьми. Многие добрые люди не являются духовными. Они просто живут, совершая мирские дела, но в них не чувствуется присутствие духа. А есть те, кто, по сути, вел обычную жизнь, но был богат духовно.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух - совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать . Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Бытие 2:7)

Творение физического тела

Вначале Бог сотворил физическое тело , некую проявленную форму, этакий сосуд, вмещающий в себя невидимую для физического зрения сущность самого человека, состоящую из и души . Само по себе физическое тело мертво, если в нем отсутствует сущность. За примером далеко не надо ходить: покойник не чувствует боли, не испытывает никаких желаний, это просто пустая хижина – самого человека там уже нет, он оставил свою земную обитель и переселен в небесное жилище.

Прах земной – это фактически просто земля со всеми микроэлементами, какие есть в природе. Она, практически, содержит в себе всю таблицу Менделеева. Известно из научных исследований, что физический космос содержат в себе те же самые элементы. Нет ни на земле, ни в космосе элемента, который бы не присутствовал в человеческом теле .

Назначение физического тела

Бог дал человеку физическое тело для того, чтобы личность могла проявить себя, живя на земле. Представьте себе, что было бы, если бы человек не имел тела . Как смог бы он общаться с другими людьми, если бы не было речевого аппарата. Как смог бы он обнять свою любимую, если бы не было рук? Мог ли бы он в полной мере насладиться ароматом цветущей розы, не имея обоняния? Сумел бы он оценить красоту Божественного творения, не имея глаз? Вот для этого Всевышний и облек человека в физическую форму.

Творение души живой

Бог вдунул в лице его дыхание жизни…Слово "вдунул" подразумевает собою внести дыхание во что-то. Другими словами, наш Создатель внес в человеческое тело частицу Своего Духа , несущего жизнь. Дух Божий, войдя в еще мертвое тело, вызвал его к жизни, и человек стал душою живою. В Библии очень часто слова человек и душа являются синонимами.

Назначение души человеческой

Исследуя Писание, мы узнаем, что душа представляет собой совокупность трех составляющих: ум, воля .
Ум – это способность адекватно воспринимать окружающий мир, логически мыслить, иметь суждения, общаться с подобными себе.
Чувства – это способность человека видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус, испытывать радость, печаль, гнев и прочие эмоциональные состояния.
Воля – это способность человека принимать определенное решение в каждой конкретной ситуации, руководствуясь своими мыслями и чувствами. Человек в отличие от робота всегда имеет свободу выбора по решению той или иной жизненной ситуации, возникающей на его пути. В этом видна всеобъемлющая любовь Бога к своему творению. В отличие от всего живого, что сотворил Господь, только человек имеет свободную волю.
Таким образом, душа живая, посредством физического тела может проявлять себя в этом физическом мире со своим пространственно-временным континуумом.

Что же представляет собою дух человека?

Основываясь опять же на Священном Писании, можно с уверенностью сказать, что дух дан Богом только человеку. Все остальное, что движется, плавает, летает, пресмыкается, - духа не имеет, только душу , притом, значительно уступающую человеческой душе по своим параметрам.

"И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо." (Бытие 1:21)

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так." (Бытие 1:24)

Составляющие духа

1. Совесть – определение

Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и ; тайник души , в котором отзывается одобрение или каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Владимира Даля)
А вот, как написано в Библии:

"они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим.2:15)

2. Интуиция

Энциклопедический словарь: Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio - от intueor - пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
Интуиция человека в корне отличается от животного чутья, свойственного животному миру.
Интуиция зарождается в духе человека и осмысливается разумом.

3. Способность к общению со своим Создателем

– дана только человеку. Животный мир лишен этой способности. Бог, не смотря на нравственное падение человечества, оставил человеку возможность общаться с Ним посредством сердечной молитвы. Молитва – это канал связи, по которому человек может общаться с Богом.

Итак, подведем итог

* Человек имеет тройственную природу, состоящую из духа, души и тела .

* Дух, душа и тело неразрывны и подчинены закону взаимопроникновения друг в друга.

* Человек без духа – это просто животное состояние.

*Человек без души , но имеющий только дух и тело , ничем не отличается от растения, которое не имеет сознания.

* Человек, имеющий дух и душу , но не имеющий тела – фактический лишается возможности реализации себя, как личности.

Дам простейшую иллюстрацию: солнце, которое мы привыкли видеть над собой, имеет три составляющие: физическая масса, заключенная в шарообразную форму, излучаемый яркий свет и осязаемое тепло от лучей света. Представьте на мгновение, что солнце вдруг перестало излучать яркий свет. Мы видим в небе только лишь какой-то темный шар и ощущаем лишь излучение тепла. Или, видим шар, излучающий яркий свет, но вместо тепла – могильный холод. Или, видим в небе ослепительный свет, ощущаем на себе пронизывающее тепло, но не видим источника тепла и света, то есть привычного шара, висящего над головой. Сможете ли вы в данных случаях назвать увиденное вами солнцем? Так и человек, сотворенный по образу и подобию Божию, - ведь Бог также троичен: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, - не может называться человеком без одной, хотя бы, составляющей его сущности.

И закончу словами Апостола Павла из 1Фесс.5:23:

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. "

Обязательно посмотри видеоролик!