Мороз солнце и ветер русская. Проверка домашнего задания. Перечисли главных героев сказки
Шёл старик по дороге. Смотрит - навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
- Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
- Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
- Много вы понимаете! - говорит. - Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
- Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово - до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
- Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
- Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
- Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
- Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
- Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
- Ну что? - посмеивается. - Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
- Ладно же, - говорит Солнце, - я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
- А ничего ты ему не сделаешь, - говорит Ветер. - Я как повею, сразу холодком и потянет.
- Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! - кричит Мороз.
- Не пугай, - говорит Ветер, - не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное - мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
ЦЕЛИ:
- Продолжать работу по знакомству детей с жанром фольклора, одновременно решая задачу формирования исторического сознания, а также, лежащего в основе загадки и сказки.
- Учить детей входить в Cказку, почувствовать себя ее героем.
- Развивать мышление, речь, воспитывать культуру общения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.
2. Проверка домашнего задания.
Без спичек и огня ночью зажигается она.
Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)
Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)
Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)
Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?
Ученик: Сравнением.
Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?
Ученик: Олицетворением.
3. Новая тема.
Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.
Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)
Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)
Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.
Учитель: “Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая так и называется “Мороз, Солнце и Ветер” - русская народная сказка” - открывается запись на доске.
4. Словарная работа.
На доске:
- Поклон отвесил- (устарел) – поклонился.
- Уважить – (просторечие) – оказать уважение.
- Почитает – относится с глубоким уважением.
- Чуб – спускающаяся на лоб прядь волос.
- Скажи на милость – (устарел) – пожалуйста.
- Лютый – злой, свирепый.
- Заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в чем-нибудь.
- В особицу – в отдельности.
- Голубчик – ласковое обращение.
- Невдомёк – не может догадаться сообразить.
(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).
5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).
6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?
Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.
7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.
8. Работа по тексту.
Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?
Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.
Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.
Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.
Дети зачитывают отрывки.
Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?
В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.
Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.
Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.
9. Мифы.
Рассказывает учитель.
В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.
Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.
Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.
И последняя сила – самая могущественная – Ветер.
Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.
Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.
Учитель: Страшно было жить древнему человеку?
Ученики хором “Да”.
Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?
Учащиеся: Нет, он не боится их.
Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.
Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!
10. Работа по ленте времени.
Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?
Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.
Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.
Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.
11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.
Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.
Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.
Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.
Время: 2-3 минуты.
12. Работа по группам. Чтение по ролям.
Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.
Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.
13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.
Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.
14. Итог.
Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?
Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.
Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?
Слушателями
Читателями
Актерами
Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.
15. Домашнее чтение.
а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?
б) сочините свою сказку (устно).
16. Оценивание.
Учитель: Спасибо за урок.
Русская народная сказка "Мороз, Солнце и Ветер"
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки "Мороз, Солнце и Ветер" и их характеристика
- Солнце. Жаркое, светлое, важное
- Мороз. Лютый, холодный, хвастливый.
- Ветер. Сильный, спокойный, уверенный.
- Старик. Умный.
- Встреча в поле
- Поклон
- Погоня
- Неловкий ответ
- Угрозы солнца
- Угрозы мороза
- Заступничество ветра
- Встретились в поле четверо путников - старик, солнце, мороз и ветер.
- Старик поклонился и дальше пошел.
- А солнце, мороз и ветер стали спорить, кому поклон предназначался.
- Решили догнать старика и спросить
- Старик сказал, что поклонился ветру.
- Хотели солнце и мороз старика зажарить и заморозить, но ветер не дал.
Без ветра мороз - мороз, а с ветром жара - не жара.
Чему учит сказка "Мороз, Солнце и Ветер"
Сказка учит не быть хвастливым и заносчивым. Не стремиться к популярности среди простого народа. Учит иметь свою голову на плечах. Учит отстаивать свое мнение. Учит справедливости.
Отзыв на сказку "Мороз, Солнце и Ветер"
Мне не очень понравилась эта история, прежде всего потому, что старик поклонился только ветру. Это очень невежливо, здороваться с одним из целой группы. Старик повел себя как провокатор и потому не заслуживает уважения. А солнце и мороз зря обижались на старика. Мало ли кто что говорит, обижаться на каждого жизни не хватит.
Пословицы к сказке "Мороз, Солнце и Ветер"
На обиженных воду возят.
О вкусах не спорят.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Больше дела, меньше слов.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Мороз, Солнце и Ветер"
Шел по дороге старик. а навстречу ему трое прохожих. Снял старик шапку, низко поклонился и пошел дальше.
А прохожими были Солнце, Мороз и Ветер. Вот остановились они и стали спорить, кому именно старик поклонился.
Солнце кричит, что это ему поклон был, ведь оно самое теплое. Мороз отвечает, что ему старик поклонился, ведь он самый лютый. А Ветер говорит, что это его старик больше всего почитает.
Тут Солнце и Мороз посмеялись, а сами друг на друга чуть не в драку кидаются. Предложил Ветер догнать старика и просто у него спросить. Так и сделали. Выслушал их старик и отвечает, что поклонился он ветру.
Довольный Ветер над Солнцем и Морозом посмеивается, а те в - ярости. Солнце кричит, что спалит старика жаром, а Ветер отвечает, что он на старика подует и вмиг прохладно сделается.
Мороз кричит, что заморозит старика, в Ветер отвечает, что без ветра и мороз - не мороз.
Вот потому люди больше ветер и почитают.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Мороз, Солнце и Ветер"
Сказка «Мороз, Солнце и Ветер» о том, как Мороз, Солнце и Ветер силами мерились. А кто в итоге победил? Прочитайте и узнаете.
Мороз, Солнце и Ветер. Сказка для детей
Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
- Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
- Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
- Воспитывать уважение и любовь к природе.
Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Создание эмоционального настроения.
Учитель:
В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.
Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.
– Это высказывание о загадках.
Учитель: Что знаете о загадках?
3. Проверка домашнего задания
Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.
Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.
Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.
4. Создание проблемной ситуации
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами :
Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?
5. Постановка целей и задач урока
Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
6. Первичное восприятие текста
Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.
Проверка эмоционального восприятия.
Дети:
Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я
первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и
Ветер.
Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?
Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.
Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?
Дети:
В этой сказке есть особенности
сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.
Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?
Дети: Олицетворение.
7. Работа над произведением
Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.
Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.
Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.
Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.
(Читает ученик)
Учитель: Из каких частей состоит сюжет?
Дети: Завязка, кульминация, развязка.
Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.
Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?
Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.
Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Во что перерос спор?
Дети: Спор героев перерос в драку.
Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?
Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.
(Дети зачитывают предложение)
Учитель: Какая основная мысль сказки?
Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Друзья познаются в беде.
- Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.
Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.
Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.
Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.
Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.
Учитель: Как старик относится к силам природы?
Дети:
Человек находится в зависимости
от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к
силам природы.
Учитель: Почему появилась данная сказка?
Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.
8. Итог урока
Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?
Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
9. Домашнее задание
Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.
Учитель: Вот и всё.
Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!