Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины

Пафос поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» героический, основой его служит борьба личности за осуществление и защиту возвышенных идеалов, борьба, связанная с опасностями и риском. Героини поэмы проявляют волю ради достижения своей цели. Княгиня Трубецкая так страстно убеждена в необходимости добраться до Нерчинска и в том, что её присутствие поможет её мужу и другим декабристам, осуждённым на каторгу, что губернатор, выдумывающий всё новые причины, чтобы не дать ей возможность ехать далее, наконец признаёт за ней право быть рядом со своим ссыльным мужем. Сила доводов княгини в их искренности, в уверенности в своём праве жены разделить судьбу мужа.

Автор с восхищением относится к своей героине. Это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба — это выбор её свободной воли. Прощаясь с отцом в Москве, она прощается и со всей жизнью, которую вела до сих пор: с привычным домом, с друзьями, подругами, с удобствами и блестящим обществом, к которому она привыкла. Она просит у отца благословения и умоляет его не рвать себе сердце тоской. Женщина уезжает в Сибирь, не зная, возвратится ли она когда-нибудь назад, обещает помнить завет отца. Она не льёт напрасных слёз. Княгиня словно предчувствует, этим её поступком будут гордиться русские люди десятки лет спустя. Два месяца она добирается до Иркутска. Под Иркутском её спутник захворал, и в центр губернии она прибыла одна. Губернатор, выполняя свои обязанности, был вынужден чинить ей всяческие препятствия. Он пугал её опасной дорогой, плохим состоянием отца, страшной жизнью среди каторжников, невыносимым климатом, путём в кандалах, по этапу до Нерчинска. Но поступок княгини был не минутный порыв. Её целью была помощь несчастному мужу, и пафос её слов был настолько убедительным, что губернатор был вынужден приказать: «Эй! запрягать, сейчас! .. ».

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова

Пожалуй, одной из характерных черт России всегда были сильные женщины. Не зря ведь говорят, что женщины "Коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут". В некоторых ситуациях эта сила характера и твердость воли проявляются особенно сильно. Одним из таких громких поступков было сопровождение женами своих мужей-декабристов в далекую Сибирь.

Поэма "Русские женщины"

Поэма "Русские женщины" была создана в 1872 году великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым. Это ода русским женам, которые последовали за своими мужьями на каторгу. Поэт был вдохновлен этими событиями, что и написал в конце своего произведения о том, что это "пленительные образы", которые люди должны помнить.

Н.А. Некрасов в своем произведении действительно смог увековечить подвиг женщин, ведь его поэма вызывает сильные эмоции, которые сложно забыть.

Судьба декабристов

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, не согласных с властью царя. Они хотели уничтожить монархию и крепостное право, однако восстание не удалось провести по плану, и декабристов попросту разогнали. Царь Николай узнал, кто участвовал в восстании, и наказал всех. Дворян он сослал на каторгу в Сибирь, а это было невиданное по силе наказание для высших слоев общества.

Между прочим, первой женщиной, если можно так выразиться, в этом восстании была княгиня Трубецкая. Характеристика героини будет неполной без упоминания о ее муже, который и был руководителем всего восстания.

Краткий сюжет поэмы

Рассказ о женах декабристов начинается с отправления княгини Трубецкой из отеческого дома. Показывается душещипательная сцена ее прощания с родными. Дальше мы видим, как княгиня едет через полстраны в тяжелейших условиях, и это перемежается с ее яркими и счастливыми воспоминаниями, составляя сильный контраст. Пожалуй, основным моментом, где характеристика княгини Трубецкой проявляется в полную силу - это ее встреча с губернатором, который любыми способами пытается остановить княгиню. Но она тем не менее наперекор всему продолжает следовать за своим мужем.

Позднее в пути ее догоняет и другая женщина - княгиня Волконская, чей муж также попал на каторгу. Поэма заканчивается ее свиданием с мужем, которое Некрасов описал с удивительной силой.

Характеристика княгини Трубецкой

У Некрасова в поэме получилась замечательная яркая и понятная характеристика. Княгиня Трубецкая (русские женщины представлены именно в ее лице) называет самым главным долгом женщины священный долг перед мужем. Она ставит его даже выше, чем долг перед отцом.

Цитатная характеристика княгини Трубецкой может занять несколько страниц, поэтому приведем описание лишь в общих чертах.

Любые невзгоды и препятствия готова преодолеть княгиня Трубецкая. Характеристика героини проявляется в разговоре с губернатором. Он пугает ее лишением титула, тяготами жизни на каторге, даже смертью отца, но ничего ее не может остановить. Губернатор даже сказал ей, что надо будет идти вместе с каторжниками пешком всю дорогу, она согласилась и на это. Правда, когда он увидел такую решимость, то не стал препятствовать более и выделил транспорт. Княгиня Трубецкая не только на словах, но и на деле доказала, что готова идти куда угодно за своим любимым мужем.

Возможно, сейчас это представляется не таким страшным наказанием, как раньше. Но если представить, что женщина из высшего света, за которую всегда все делали слуги, согласна на жизнь крестьянки, то ощущения получаются сильными.

Характеристика русских женщин через княгиню Трубецкую

Для того чтобы лучше понять произведение и дух времени, необходима хотя бы одна характеристика героя. Княгиня Трубецкая, ее персонаж в поэме, идеально подходят для того, чтобы нарисовать образ не только одной женщины, но и передать настроения всех женщин России.

Читая поэму, можно сразу сказать, что княгиня искренне любит своего мужа. Ради любви она готова преодолеть любые препятствия, и это одна из главных черт всех русских женщин. Им не нужны ни высший свет, ни положение в обществе, если муж находится где-то на каторге. Княгиня Трубецкая не была одинока в своем решении и своей верности, еще девять русских женщин отправились вслед за своими мужьями.

Как они описывали условия жизни в своих записках, это было очень тяжело. В основном они могли лишь смотреть на тюрьму, но и это придавало огромные силы их мужьям.

Такая самоотверженность действительно может считаться великим подвигом русских женщин.

Реальная история княгини Трубецкой

Жизнь и характеристика княгини Трубецкой являются историческими фактами, и даже более того - они записаны со слов сына, И.С. Трубецкого, с использованием мемуаров самих жен декабристов. Трубецкая была первой женщиной, которая отправилась вслед за мужем, бросив вызов всему светскому обществу. Поскольку она была первой, то ей было тяжелее всего, именно поэтому в поэме речь идет о княгине Трубецкой. Да, княгиня действительно предполагала невероятные мучения и тяготы суровой жизни в Сибири, однако ее судьба оказалась не слишком плохой. Первое время они с мужем действительно жили на каторге, и только спустя 15 лет им дали разрешение выехать оттуда. Они поселились в своем доме и занимались земледелием.

Со временем срок ссылки истек, и они перебрались в Иркутск. Здесь семья смогла приобрести себе дом. Историческая характеристика княгини Трубецкой требует указания, что эта женщина не просто однажды совершила подвиг, но всю жизнь была сильной личностью. Ее знали все в городе, ведь в доме княгини всегда были готовы накормить и обогреть путников, каторжников и всех несчастных. Так княгиня Трубецкая заслужила уважение и почет, поэтому провожать ее в последний путь в 1854 году пришел практически весь город.

/ / / Образ княгини Трубецкой в поэме Некрасова «Княгиня Трубецкая» («Русские женщины»)

Николай Некрасов был среди тех писателей, которые обращались к теме декабристского восстания. Однако он обратил внимание не на смелость самих декабристов, а на подвиг их верных жен. Декабристки оставили свою благополучную жизнь и последовали за любимыми на каторгу. Поэма - это ода отважным русским женщинам.

Поэма включает в себя две части, объединенные одним историческим событием – восстанием декабристов. В обеих частях главными героинями выступают жены декабристов. Обе они принадлежат к дворянскому сословию. Княгини смогли пожертвовать своим состоянием, положением в обществе ради мужей, сосланных в Сибирь.

В первой части автор рассказывает историю княгини Трубецкой. Этот образ собирательный, и одновременно очень индивидуализированный. Княгиня показана женщиной в высшей мере достойной, которая видит свой долг в том, чтобы разделить горькую участь своего любимого мужчины.

Поэма начинает со сцены прощания княгини с отцом. Женщина понимает, как сложно отцу смириться с ее решением. Однако она считает, что ее поступок должен вызывать у него чувство гордости.

Решение уехать на каторгу в Сибирь было сложным и легким одновременно. Княгиня понимает, как усложниться ее жизнь на далеком севере, но она и минуты не сомневается в правильности этого выбора. Она говорит, что «страшна ее судьба», но «сталью я одела грудь».

Трубецкая едет в Иркутск на . Она хочет, чтобы ей дали разрешение поехать к мужу. Но высший чиновник против этого, ведь его просили убедить княгиню остаться. Губернатор убедительно рассказывает Трубецкой о тяготах, которые ждут ее в Сибири. Непривычный суровый климат, бесправность каторжан, тяжелая работа – все это испортит жизнь женщине. Чиновник взывает к различным чувствам княгини. Вначале он напоминает ей о долге перед престарелым отцом. Потом угрожает, что она потеряет свой титул. Княгиня выслушивает поучения, однако остается при своем мнении. Отца она жалеет, но не может остаться. А титул ей кажется теперь и вовсе неважным.

Губернатор говорит княгине так же о том, что женщина – существо слабое. Поэтому она не поддержит мужа, а ослабит его. Однако Трубецкая уверена, что не принесет на каторгу своих слез. Гордость и сила воли присущи этой женщине. Поэтому она исполнит свой долг с достоинством, не проронив слезинки. Губернатор сражен ее смелостью и не имеет другого выхода кроме как помочь ей добраться до Сибири. Ведь пеший путь – это единственное, что пугало княгиню Трубецкую.

Княгиня – представительница высшего общества, привыкшая к роскошной жизни. Она еще молодая и могла бы найти себе второго мужа. Но благополучие она с легкостью меняет на каторгу рядом с любимым.

Некрасов воспевает силу воли, выносливость, верность настоящих русских женщин. Он восхищается их подвигом и приравнивает его к подвигу мужей. Декабристы защищали идеалы, бросив вызов действующим властям, а жены помогли им сохранить чувство достоинства в период ссылки.


Характеристика княгини Ольги

Сделал: студентка 1 курса,
Дизайн: Граф. Дизайн,

Новосибирск, 2016

Ведение
1.Личность Ольги
1.1 Образ Ольги
1.2 Месть древлянам.
1.3 Принятие крестьянства
1.4 Последние годы жизни и смерть княгини Ольги.
2. Княгиня Ольга как правительница
2.1. Внутренняя политика
2.2. Внешняя политика
Заключение
Список использованной литературы

Введение.
Я хочу рассказать о времени, которые оставило неизгладимый след в истории а Российского государств, о Святой Равноапостольной княгини Ольге, первой русской христианке.
Этот образ персонажа сразу бросается в глаза, потому что она считается многогранным деятелем, первой женщиной-правительницей на Руси, до её не было именно славянской государыни. Мне стал интересен образ такой сильной женщины.
Происхождение княгини Ольги является спорным вопросом в современной исторической науке, поэтому этот вопрос особенно актуален.
Объектом исследования являются источники и литература, освещающая жизнь и деятельность Ольги, предметом же исследования станет её образ, освещённый в источниках, и художественной литературе.
Изучение жизни и деятельности княгине Ольги тесно связана с появления и распространения христианства на Руси, вокруг которой немало споров и как она повлияла на всё это.
Анализ жизни и деятельности Ольги очень интересен с точки зрения проблемы, как женщина во главе государства, чем отличается правление женщины от правления мужчины.

1. Личность Ольги
1.1 Образ Ольги
Ольга не была великой княгиней, так как в X веке, не было такого титула. На всю Киевскую Русь был единственный правитель, который назывался просто князем и любые другие самозванства были не допустимы. Великие князья появятся в XII веке с началом феодальной раздробленности Руси. Во главе каждой земли появится свой князь.
Княгиней, Ольгу называют для условности и краткости. Как говорят некоторые источники, она была регентшей при своём сыне княжиче Святославе. Чтобы это подчеркнуть, она брала его в поход против убивших его отца Игоря древлян. Он даже «участвовал» в сражении против них. На Руси до Ольги никогда не правила женщина.
Трудно даже представить, как тяжело ей было браться за это неженское дело. Она чувствовала себя неловко и всячески подчёркивала, что правит вынужденно и временно, чтобы иметь возможность вырастить сына.
Её происхождение окутано тайной, но все чаще придерживаются мнения о её славянском происхождении.
“Повесть временных лет” - это самая древняя (из сохранившихся) летопись нашего народа и древнерусского государства. Историки последующих времён считают её наиболее объективной: она опиралась на более древние летописи, и за 200 лет после Ольги ещё не было необходимости что-то в ней менять или добавлять. Поэтому в этом документе Ольга предстаёт перед читателями и исследователями, так сказать, в первозданном виде, без мифов, легенд и преданий.
Первый раз мы встречаем Ольгу в повести, когда её привели от Пскова Игорю в жёны. Летопись не сообщает о её возрасте, но по традициям того времени, замуж выдавали в 13-15 лет. Наличие других жён Игоря только усложняло положение Ольги. Но у неё, видимо, было какое-то преимущество, возможно, она была из другого варяжского княжеского рода, а другие его жёны были более простого происхождения. Кроме того, глава дружины Игоря Свенельд был тоже варягом, поэтому поддерживал варяжку Ольгу.
1.2 Месть древлянам.
Второй раз «Повесть временных лет» сообщает об Ольге, когда убили её мужа
Узнав о мученической гибели своего мужа, весь этот год мстит она погубившим его древлянам. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй...

Заключение
В каждой эпохе встречаются выдающиеся деятели своего времени, которые оставляют неизгладимый отпечаток на истории государства. Все правители действовали в интересах своего государства и приносилы, что то новое в его развитие и процветание. Они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы. Принятие христианства укрепило власть и территориальное единство Киевской Руси, которая стала равной другим христианским странам, что помогло расширить связь между странами.
Появлению и распространению христианства на Руси мы обязаны великой женщине. Это – Святая Ольга Российская, великая правительница, которая превратила языческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую европейским государствам того времени. Образ княгини Ольги прекрасный пример сильной женщины, правительницы.

?
Список используемой литературы

1.«Повесть временных лет». (XII век) в переводе Д. С. Лихачева.
2. Сайт храма Александра Невского >3. Сайт регионального центра чтения >4. Православие и мир. Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России. >5. «История России в лицах V-XX вв.» М., «Русское слово», 1997