Образование снг. Распад ссср и образование снг


Введение………………………………………………………………….……………3

1. Создание Содружества Независимых Государств……………...…………..4

2. Правовая природа Содружества Независимых Государств………………..8

3. Членство в Содружестве Независимых Государств…………..……………9

4. Органы Содружества Независимых Государств…………………………..12

5. Правовой статус Содружества Независимых Государств…….…………..15

Заключение………………………………………………………………...…………18

Список литературы………………………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Содружество Независимых Государств (СНГ) является уникальным межгосударственным образованием с декларированными интеграционными целями с дезинтеграционными результатами. Доля взаимного товарооборота стран СНГ в их общем товарообороте последовательно сокращалась.

СНГ - плод развала СССР в итоге поражения Союза ССР в "холодной войне", окончившейся, как и почти все "горячие" войны, территориальными изменениями.

По существу образование СНГ было в известном роде политическим "утешительным призом" для "широких масс трудящихся" (как выражались в советские времена), совершенно обескураженных и разочарованных не чаявшимся крушением Союза "нерушимого республик свободных" (согласно бывшему Советскому Гимну). Ведь еще весной 1991 г. абсолютное большинство граждан СССР, во всех его республиках, высказалось на референдуме за сохранение Союза, а уже к концу того же года Союз был разрушен.

Цель работы состоит в исследовании возникновения и создания Содружества Независимых Государств (СНГ), их правовой природы, членство СНГ и органов СНГ.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи :

    изучение нормативно – правовой базы, касающейся возникновения и создания Содружества Независимых Государств;

    изучение правовой природы СНГ;

Для достижения цели и решения поставленных задач в данной работе были использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Постановление ВС РФ от 12.12.1991 "О Ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств", Решение Совета глав государств СНГ "О принятии Устава СНГ", Гражданский Кодекс РФ; учебная литература и статья В.Г. Вишнякова по вопросу Содружества Независимых Государств.

1. СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) было декларировано в Соглашении, келейно подписанном 8 декабря 1991 г. в местечке Вискули, в глуши Беловежской Пущи тремя тогдашними руководителями России, Белоруссии и Украины - Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком. Это, формально Минское, Соглашение юридически хромает во многих отношениях. Прежде всего, конечно, в том, что "волей" трех из бывших пятнадцати советских республик прекращалось существование федеративного СССР, пренебрегая мнениями не участвующих в Вискульском совещании республик, которые формально имели полное право сохранять Союз за выходом из него лишь трех, хотя и крупных членов Федерации. Впрочем, практически "аутсайдерам" ничего не оставалось другого, как, незамедлительно, подписав 21 декабря 1991 г. Алма-Атинскую Декларацию и Протокол, присоединиться к СНГ.

На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия. 1

Целями Содружества согласно статье 2 Устава СНГ являются:

    осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

    всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

    обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

    сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

    содействие гражданам государств - членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

    взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

    мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Для достижения целей Содружества согласно статье 3 Устава СНГ государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

    уважение суверенитета государств - членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

    нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;

    территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

    неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства - члена;

    разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

    верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

    невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

    обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

    добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

    учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

    объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

    развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

    духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена. 2

Сегодня в Содружестве участвует двенадцать стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Развал СССР осуществлялся руками своих же бывших партийно-советских вождей, преступивших законы СССР, гражданами которого они еще оставались. При этом, однако, интересы и роль победоносных США в расчленении Советского Союза несомненны, еще сокрыты во всех деталях от глаз широкой публики и неизвестно, будут ли вообще когда-нибудь до конца известны. Показательно, что геостратеги США типа небезызвест­ного З. Бжезинского и до сего времени не оставляют надежд на продолжение дальнейшего расчленения России. США бдительно следят и противодействуют любым шагам России по укреплению своих стратегических позиций в странах СНГ.

Практически решающей в этом отношении стала позиция Украины, наиболее значительного после России (в смысле экономического развития, населенности и т.д.) постсоветского государства. Изначально и до настоящего времени официальная Украина неуклонно дистанцируется, ссылаясь, в частности, на свою Конституцию, от создания любых органов в рамках СНГ с "наднациональными" функциями, с правом принятия обязательных решений, не делая секрета в том, что такое позиционирование Украины определяется фактически ее "стратегией европейского выбора". Этому выбору (неизбежно потенциально связанному при вступлении и в НАТО, и в Евросоюз с исключительно высокой степенью отказа от многих суверенных прав и с подчиненностью наднациональным органам ЕС и НАТО) - Конституция Украины, видимо, не препятствует. И этот выбор, коль скоро он действует, по существу полностью определяет не только отношение Украины к сотрудничеству и в СНГ, и в ЕЭП, но влияет также на пониженную эффективность взаимного сотрудничества в СНГ в целом без задействования высокого политического и экономического потенциала Украины как реально заинтересованного или не заинтересованного партнера.

При ратификации 10 декабря 1991 г. Минского Соглашения Верховный Совет Украины сделал оговорки к восьми из четырнадцати статей Соглашения, плюс три оговорки к его Преамбуле и оговорку к Заключительной части. При этом в отдельном Заявлении Верховного Совета Украины указывалось, что "обязательными для Украины являются те положения Соглашения, подписанного Президентом Украины, к которым не сделано оговорок, а также Оговорки к Соглашению, одобренные Верховным Советом Украины"; Соглашение с Оговорками согласно Заявлению Верховного Совета означает, в частности, что Украина возражает против придания содружеству статуса субъекта международного права, а решения "координационных институтов в рамках содружества являются рекомендательными".

Украина, а также Туркмения не приняли и Устава СНГ от 22 января 1993 г., которому придано было значение международного договора, зарегистрированного в Секретариате ООН.

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    О прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил... очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств ; коренным образом изменилась геополитическая...

  • Союз независимых государств проблемы содружества и коллективная безопасность

    Реферат >> Государство и право

    Установленным фактом, что Содружество независимых государств является субъектом международного... которые не ратифицировали Соглашение о создании Содружества от 8 декабря 1991 г. ... отдельных странах и в Содружестве и даже к возникновению между ними (и внутри...

  • Теневая экономика в странах Содружества независимых государств

    Реферат >> Экономика

    Экономику правоохранительных органов. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Причины теневой... в странах Содружества . Поэтому Россия выступила с инициативой создания в рамках... - это сообщество совершенно разных независимых государств , со своими законами и...

  • СНГ — Содружество Независимых Государств — аббревиатура названия нового объединения бывших союзных республик СССР, ставших независимыми государствами после распада в 1991 году Советского Союза

    Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения

    Список стран-членов СНГ (2016 год)

    • Азербайджан
    • Армения
    • Белоруссия
    • Казахстан
    • Киргизия
    • Молдавия
    • Россия
    • Таджикистан
    • Узбекистан

      Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан

      Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами

      Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом

    История создания СНГ

    • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
    • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

    Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

    • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
    • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
    • 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ

      Протокол
      к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
      Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
      Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
      На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
      Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
      Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола

    • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
    • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
    • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
    • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
    • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
    • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
    • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
    • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
    • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
    • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

    Цели СНГ

    • Сотрудничество в экономике
    • Сотрудничество в сфере экологии
    • Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
    • Сотрудничество в военной области

    Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ

    • Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
    • Сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Сотрудничество в миграционной политике

    Руководящие органы СНГ

    • Совет глав государств СНГ
    • Совет глав правительств СНГ
    • Исполнительный комитет СНГ
    • Совет министров иностранных дел СНГ
    • Совет министров обороны СНГ
    • Совет министров внутренних дел стран СНГ
    • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
    • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
    • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
    • Межгосударственный экономический совет СНГ
    • Межпарламентская ассамблея СНГ

      28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

    Образование СНГ - событие, имевшее целью «компенсировать» развал Советского Союза.

    Содружество независимых государств - добровольное соглашение, заново сплотившее страны и нации, которые в культурном и экономическом плане во многом продолжали развиваться как единое целое.

    Во всех странах СНГ, кроме России, русский язык имеет статус второго государственного или официального языка.

    Причины образования СНГ

    Содружество независимых государств было провозглашено 8 декабря 1991 года в небезызвестной Беловежской пуще. В то время учредителями новой формации стали президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич.

    Позже к организации присоединились все остальные страны бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии; последней в списке присоединившихся стала Грузия, вошедшая в состав СНГ только в 1993 году.

    В соглашении были указаны причины образования организации:

    • Историческая общность стран и народов - членов Содружества;
    • Стремление к построению демократического правового общества;
    • Намерение стран-участниц развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве.

    При этом историческая общность затрагивала не только период существования СССР: ранее эти же территории являлись частью Российской империи. Страны Средней Азии и Закавказья именно в составе империи обрели государственность и восприняли европейскую культуру в её русском варианте.

    Функционирование

    Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившее сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооружёнными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т. д.

    Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты (по крайней мере формально). Помимо полноправных участниц, статусом наблюдателей в СНГ являются Монголия и Афганистан. Первая имеет со странами бывшего СССР особо тесные связи - её неофициально называли «шестнадцатой советской республикой».

    Вторая - глубоко отставшая во всех сферах страна с полуфеодальными порядками, но имевшая неудачную попытку строительства социализма и присоединения к восточному блоку. Также в состав СНГ пожелали войти страны бывшей Югославии, однако эти заявления пока что не были претворены в жизнь.

    Критика

    Страны СНГ, на первый взгляд, являются дружественными государствами с очень тесными контактами. Однако различного рода противоречия внутри Содружества сохраняются. В числе затяжных конфликтов можно указать Нагорно-Карабахский, чеченский (в том числе образование непризнанного государства Ичкерия), приднестровский. Из более новых - уничтожение Украины и выход из состава СНГ Грузии.

    СНГ в его нынешнем состоянии часто критикуется как коррупционное образование, имеющее целью не развитие, а подавление входящих в него стран, в том числе России. Большинство стран СНГ развиваются как «сырьевые придатки» развитого мира, руководимые авторитарными и тоталитарными лидерами - бывшими участниками крупных ОПГ; и попытка той или иной страны выйти из данной системы, даже при сохранении членства в СНГ, оборачивается ответными агрессивными действиями остальных членов.

    Тем не менее, есть и относительно успешные примеры развития стран СНГ - к таковым относятся Казахстан и Белоруссия. Это самые богатые, развитые и стабильные участницы СНГ, однако отношения с Белоруссией у российского руководства далеко не идеальны.

    СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 11 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Грузия вышла из состава). Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

    При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:

    Провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,

    Создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

    Сегодня, в результате непоследовательностичцействий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция.

    Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан. Задачами объединения являются:

    Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли,

    Формирование единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования,

    Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки,

    Выработка согласованной позиции государств - членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой Организацией) и другими международными экономическими организациями,

    Создание унифицированной системы таможенного регулирования.

    Основная цель ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства на территории шести указанных государств.

    Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС являются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея,

    Суд сообщества. По решению Межгосударственного совета в странах - членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета.

    Союз Беларуси и России

    Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание:

    В 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в 1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, "

    В апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России,

    В апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.

    В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства Российской федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участников с одновременным формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.

    Целями Союзного государства являются:

    Формирование единого экономического пространства,

    Осуществление единой социальной политики,

    Проведение согласованной оборонной и внешней политики.

    6.3. Европейский Союз: этапы эволюции, механизм функционирования

    Европейский Союз образовался как европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. опоздании ЕЭС; Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

    С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского 1 договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоящее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция-страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Дания, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, вступившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, имеющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г,; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.

    Одной из основных задач Маастрихтского договора явилось завершение экономической интеграции путем создания" Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся:

    Дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран не должен превышать 3% ВВП,

    Накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП,

    Уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции,

    Соблюдение, по крайней мере, в Течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС),

    Долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на два процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

    Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стандартам и имеют общую валюту - евро: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция, Греция, Словения, Кипр, Мальта и Словакия.

    В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз,

    Процесс начался 9 мая 1950 г. речью министра иностранных дел Франции Роберта Шумана, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 г. Парижским Договором о создании Европейского сообщества угля и стали, членами которого стали: Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.

    В 1957 г. Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Этот этап характеризовался созданием зоны свободной торговли (1958-1966 гг.).

    В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ (Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского экономического сообщества), в результате чего была создана интеграционная группировка - Европейское сообщество с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968-1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.

    В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере. В 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. -начала функционировать европейская валютная система.

    Следующий этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.

    Последним этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 г. Это этап создания экономического союза (с 1993 г. по настоящее время).

    Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

    1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). 1

    2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС.

    3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС.

    4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

    5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), т который приходится большая часть бюджета ЕС

    6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.

    7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке слабо индустриально развитых или депрессивных регионов.

    8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

    Крупнейшие международные торговые объединения

    Европа:

      ЕАСТ (европейская ассоциация свободной торговли)

    Америка:

      НАФТА (североамериканское объединение свободной торговли)

      МЕРКОСУР (южноамериканский общественный рынок)

      КАРИКОМ (карибское сообщество)

    Азия:

      АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое содружество)

      АСЕАН (ассоциация государств юго-восточной Азии)

      СААРК (ассоциация регионального содружества южной Азии)

    Африка:

      САДК (южно-африканский комитет развития)

      ЭКОВАС (экономическое сообщество стран западной Африки)

      КОМЕСА (общий рынок)

    Основные региональные интеграционные объединения

    ЕС – 27 стран (на 2011 г.)В Европейский союз входят 27 государств.doc

    Не хотят вступать в ЕС:

    Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия

    Стремятся вступить в ЕС:

    Хорватия, Македония, Сербия, Албания, Босния, Черногория

    Для того, чтобы войти в Европейский валютный союз (16 стран на 2009 год) необходимо удовлетворять следующим критериям:

      низкие темпы инфляции;

      низкий уровень процентных ставок;

      бюджетная дисциплина;

      стабильная валюта.

    Великобритания, Швеция, Дания не согласились на введение евро.

    ЕАСТ – создан в 1960г. как альтернатива ЕС. Входило 7 государств, теперь – 4 (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн).

    НАФТА – США, Канада, Мексика. Причины создания:

      влияние транснациональных компаний;

      противодействие ЕС;

      сохранение конкурентоспособности.

    АТЭС – создан в 1989г. Штаб-квартира – Сингапур, входит 21 государство.

    СНГ – создан в 1991г. Входило 12 государств, сейчас – 11. (11 бывших союзных республик: Азербайджана , Армении , Белоруссии , Казахстана , Киргизии , Молдавии , России , Таджикистана , Туркменистана , Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия , Литва , Эстония и Грузия ).(СНГ было основано главами БССР.doc )

    На просторах СНГ существует несколько альтернативных интеграционных объединений :

      ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности) – 7 государств.ОДКБ.doc

      ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество) – 6 государств. Евразийское экономическое сообщество.doc

      ШОС (шанхайское организационное сотрудничество) ШОС.doc

      ЕЭП (единое экономическое пространство). ТС и ЕЭП.doc

      ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

      СДВ (содружество демократического выбора).Содружество демократического выбора.doc

      МЕРКОСУР (южно-американский общественный рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла). МЕРКОСУР.doc

    Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе

    СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

    В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

    Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7, тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР. Потому что для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и влекло за собой изменения в конституцию. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана,Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

    В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении,Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана,Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.

    Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

    Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

    Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.