Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера. Биография берреса фредерика скиннера

Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.

Беррес Фредерик Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Фредерик Скиннер , опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Личные данные

В 1990 году за несколько недель до смерти Беррес Фредерик Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера , боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don? t believe in God, so I? m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Биография Берреса Фредерика Скиннера

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У. Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Беррес Фредерик Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера . Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Беррес Фредерик Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т. е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Беррес Фредерик Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Беррес Фредерик Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Основные публикации

1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427-458.
1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.

СКИННЕР

Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон-колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в Гарвардском университете. С 1948 г. - профессор Гарвардского университета, член Национальной академии наук.
С. выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. У И. П. Павлова, идеи которого оказали влияние на С., реакция возникает в ответ на стимул, т. е. условный или безусловный раздражитель; в «скиннеровском ящике» животное сначала производит реакцию, а лишь затем она подкрепляется.
Начиная с 1930 г. С. изучал оперантное поведение животных и предложил ряд оригинальных приборов и методик. Называя вербальное поведение сугубо человеческим, т. е. имеющим специфические свойства, С. считал возможным распространить на человека методы, примененные в экспериментальном исследовании на животных, не подвергая их существенной модификации («Наука и поведение человека», 1953). Взгляды на природу процесса научения были перенесены затем с лабораторных условий и воплотились в концепции программированного обучения («Технология обучения», 1968), охватывающего усвоение речи, обучение в школе. Начиная с 50-х гг. методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику (поведенческая психотерапия).
В дальнейшем С. разработал идеи управления поведением и создал технологию поведения, целью которой являлось разрешение социальных проблем и переустройство общества путем модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Этому посвящена его книга «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), которая была подвергнута критике в разных странах, в том числе и в нашей. Данная концепция получила название социального бихевиоризма.
В 70-е гг. вышли труды С., обобщающие прежние его идеи: «О бихевиоризме» (1974), «Автобиография: в 2-х т.» (1976).
Ряд методов поведенческой психотерапии - позитивное подкрепление, угашение, некоторые аверсивные приемы - основаны на модели оперантного обусловливания.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "СКИННЕР" в других словарях:

    Скиннер, Беррес Фредерик (англ. Burrhus Frederic Skinner, 1904 1990) американский психолог. Скиннер, Бретт (англ. Brett Skinner, род. 1983) канадский хоккеист. Скиннер, Джетро (англ. Jethro Skinner, род. 1977) английский актёр.… … Википедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, шт. Пенсильвания, США), амер. психолог, лидер совр. бихевиоризма. Выступил против нео биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых… … Философская энциклопедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (20.03.1904, Саксуэханна, штат Пенсильвания) американский психолог, с 1974 г. профессор психологии Гарвардского университета, представитель бихевиоризма. Разработал оригинальную технику и методику изучения поведения… … Энциклопедия социологии

    - (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного, подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с… … Современная энциклопедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский физиолог, развивший концепцию инструментального подкрепления УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм обретает новые реакции благодаря тому, что сам… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Скиннер, Б. - Скиннер, Б. (1904 1990) Американский психолог, автор ьконцепции «оперантного бихевиоризма», одним из центральных шонятий которой является «оперантное обусловливание». Это понятие обозначает особый путь образования условных рефлексов,… … Большая психологическая энциклопедия

    Скиннер - Бихевиоризм и Скиннер После Уотсона бихевиоризм распался на несколько разных направлений. Можно сказать, что эпистемологическая основа идей Уотсона близка к прагматизму, а эпистемологическая основа более позднего бихевиоризма к… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20.3.1904, Саскуэханна, штат Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного Бихевиоризма. Профессор (с 1939) в университетах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Национальной АН США. Выступил… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • ValueWeb. Как финтех-компании используют блокчейн и мобильные технологии для создания интернета ценностей , Скиннер К.. Новая книга от автора «Цифрового банка» о третьем поколении Интернета - или ValueWeb - позволяющем машинам и потребителям торговать, обмениваться и делиться ценностью в режиме реального…
  • Истоки современной политической мысли. Эпоха реформации Том 2. Квентин Скиннер , Скиннер К.. Второй том двухтомного труда Квентина Скиннера посвящен исследованию политической мысли Реформации и Контрреформации. Автор прослеживает основные этапы развития лютеранства и кальвинизма,…

Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Эксперименты ученого

Теория Скиннера подробно изложена в одном из его основных трудов, который носит название «Поведение организмов». В нем ученый излагает принципы так называемого оперантного обусловливания. Проще всего понять эти принципы, рассмотрев один из наиболее типичных экспериментов ученого. Вес крысы снижали до 80-90 % от обычного. Она помещается в особое устройство, которое носит название скиннеровского ящика. В нем предоставлена возможность совершать только те действия, которые наблюдающий экспериментатор может видеть и контролировать.

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг - посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, - не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Формирование поведения по Скиннеру

Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Но Скиннер определяет эту целенаправленность в терминах обратной связи. Иными словами, на поведение воздействуют определенные последствия животного.

Скиннер был согласен со взглядами ученых Уотсона и Торнадайка на двоякую природу психического развития. Они считали, что на формирование психики оказывают влияние два типа факторов - социальные и генетические. При оперантном обучении подкрепляются особые операции, которые совершаются субъектом. Иными словами, генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды.

Скиннер также считал, что оперантное обусловливание может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.

Положительное подкрепление

Оперантное научение в теории подкрепления Скиннера базируется на активных действиях субъекта («операциях»), осуществляемых в определенной среде. Если некое спонтанное действие становится полезным для восполнения определенной потребности или достижения цели, оно подкрепляется позитивным результатом. Например, голубь может научиться комплексному действию - игре в пинг-понг. Но только в том случае, если эта игра становится средством получить пищу. Поощрение в теории Скиннера получило название подкрепления, поскольку именно оно подкрепляет наиболее желаемое поведение.

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени - зарплата - способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
  • Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
  • Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
  • Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
  • Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
  • Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Личность и концепция научения

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера - это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Мы привыкли к тому, что психолог - это человек, который выслушает, поможет и подскажет, на приеме у которого можно вдоволь полежать на кушетке и выплакаться. Хотя психологи были такими далеко не всегда. Когда-то они мучали людей и злостно манипулировали ими. Звали таких психологов бихевиористами, и началась их история больше ста лет назад.

Джон Уотсон и «куски мяса»

Полный тезка доктора Ватсона родился в Калифорнии в 1878 году. Религиозная мать Джона мечтала, что сын станет проповедником, а посему в семье запрещались курение, выпивка и танцы. Единственным развлечением были баптистские собрания-исповеди, длившиеся по три дня. Отец Уотсона не разделял христианский стиль жизни супруги и вскоре после рождения Джона сбежал из семьи к двум индианкам-чероки.

Когда Уотсону исполнилось тринадцать, он последовал примеру невидимого отца и пустился во всех тяжкие: начал дерзить учителям, пить, курить и делать то, чем его мать никогда не занималась даже при выключенном свете. Вскоре Уотсон уже мог похвастаться двумя арестами - за драку и стрельбу в черте города.

Позор семьи решают сбагрить в Баптистский колледж. Там атеист Уотсон становится изгоем. Но знакомится с пастором Гордоном Муром, еретиком и преподавателем модной психологии. Вскоре одиозного профессора выгнали, и Уотсон отправился вслед за ним - в Чикагский университет.

Там Уотсон разочаровывается в психологии, которая тогда напоминала науку еще меньше, чем теперь. Основным методом работы психолога являлись самоотчеты испытуемых, а людям Уотсон не доверял. Вместо людей он изучал крыс: конечно, требовать от них самоотчеты бессмысленно, зато можно со стороны наблюдать и фиксировать их поведение.

Постепенно Уотсон решил перенести этот принцип на человека. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», где заявляет: сознание субъективно, изучать нужно поведение, а «разница между человеком и скотиной» несущественна. Люди - разновидность животных, и задача психологов - предсказание и контроль их реакций.

Статья производит фурор. Уотсон превращает умозрительную психологию в серьезную науку. Кроме того, к началу XX века в авангарде изучения психики были немецкоговорящие страны. Уотсон предложил американский путь развития психологии и в 1915 году стал президентом Американской психологической ассоциации.

Познакомившись с трудами Павлова, Джон решил обучать людей реакциям тем же манером, что русский применял к собакам. В 1920 году Уотсон провел эксперимент, который психологи позже назвали самым жестоким в истории своей науки. В одной из больниц Джон нашел 9-месячного Альберта. Его мать про Уотсона «что-то слышала» и, не раздумывая, согласилась на опыты ученого во внушающем доверие хорошо скроенном костюме.

Суть эксперимента (о нем Уотсон маме Альберта не рассказывал) была в следующем. Джон показывал мальчику кролика. Ребенок тянул ручки к зверьку. В этот момент ассистентка била по металлическому щитку, который издавал пугающе громкий звук, и ребенок начинал плакать. Эксперимент многократно повторялся - сохранилось немое, но весьма драматичное видео об отношениях мальчика и животных. Скоро Альберт икал от страха при виде крысы, кролика, мехового пальто и бороды Санта-Клауса.

Продолжая экспериментировать на своих и чужих детях, Уотсон написал книгу «Психологическая помощь младенцу и ребенку». «Помощь» стала бестселлером: 100-тысячный тираж разошелся за пару месяцев. Издания принялись брать у Джона интервью, его стали приглашать на конференции.

В итоге в первой половине XX века «по Уотсону» воспитывали каждого второго американца. К счастью, получалось не всегда: требования у психолога-бихевиориста были серьезные. Так, Уотсон утверждал, что для того, чтобы «кусочки мяса» (да, это цитата) выросли самостоятельными, к ним ни в коем случае нельзя прикасаться. Излишняя родительская любовь - это педофилия.

Самое главное - научить ребенка правильно ходить на горшок: «логову сатаны» (так мать Уотсона называла вовремя не опорожненный кишечник) Уотсон уделяет целую главу. Детей нужно оберегать от «гомосексуализма»: мальчиков нельзя отдавать в бойскауты, а девочкам следует чуть ли не законодательно запретить держаться за руки.

Результаты уотсоновского воспитания видны на судьбах его собственных детей. Дочка провела жизнь в попытках суицида. Сын стал фрейдистом и оспаривал идеи отца. Оспаривал недолго: в отличие от сестры, ему удалось покончить с собой со второго раза.

Другим детям Джона повезло больше: пройдя курс психотерапии, они зажили нормальной жизнью. Правда, проблемы с кишечником их преследовать не перестали.

А внучка Уотсона, лауреат «Эмми» Мэриет Хартли, написала книгу о дедушке и собственном маниакально-депрессивном психозе.

Тем не менее авторитет Уотсона и его вклад в психологию и по сей день неоспорим. За год до смерти он удостоился высшей награды американской психологической ассоциации, а недавно вошел в двадцатку самых влиятельных психологов всех времен.

Мистер Скиннер и голуби-камикадзе

Беррес Фредерик Скиннер, родившийся в Пенсильвании в 1904 году, с самого детства увлекался изобретательством. Из-за этого его чуть не выкинули из колледжа: он постоянно разыгрывал преподавателей. Однажды даже провел к ведру воды над дверью сложный пусковой механизм. А вот аппарат для отсеивания неспелой рябины сделал Скиннера самым успешным юным предпринимателем в штате.

После колледжа Фред заперся на чердаке отчего дома, желая написать роман. Не получилось, из-под пера непризнанного гения выходили лишь вялые юморески. Скиннер страдал, обрастал грязью, огрызался. Друзья посоветовали обратиться к «мозгоправу». Сходив на пару сеансов, Фред неожиданно для близких решил сам стать психологом.

В те годы опыты на животных имели недостаток: они проводились «на глаз», их результаты зависели не столько от самих крыс, хомяков и голубей, сколько от реакции ученого, державшего в руке секундомер. Изобретенный Фредом «ящик Скиннера» помог решить эту проблему, ведь он фиксировал поведение зверей с компьютерной точностью.

Помещаемый в «ящик Скиннера» голубь случайно взмахивал крыльями и получал пищу. Голубь начинал махать крыльями специально, но подкрепление прекращалось. Голубь, продолжая взмахи, случайно наклонялся - и вдруг снова получал еду. Прибавляя реакции, Фред заставлял голубя поворачиваться, приседать и выполнять прочие непотребства.

Неожиданно голуби Скиннера пригодились на войне: в рамках проекта «Пиджеон» Фред тренировал голубей-камикадзе. Под руководством бихевиориста птицы мира научились корректировать полет ракеты. Но, к несчастью для амбициозного Скиннера и к счастью для всего мира (и голубей), война закончилась.

Как и Уотсон, Скиннер мечтал о построении идеального общества. После войны он сел за утопический роман «Уолден-2». Вышедшая одновременно с «1984» книга Фреда описывала маленькую общину, построенную на законах подкрепления и наказания. Тотальный контроль, пугавший Оруэлла, преподносился в романе Скиннера как всеобщее благо.

В интервью Скиннер признался, что идеи романа кажутся жутковатыми даже ему. Но это совершенно не смущало его фанатов: вдохновленные «Уолденом», они организовали коммуну Твин Оукс, которая существует по сей день. После рождения своего второго ребенка Скиннер между делом изобрел кроватку, в которой поддерживался оптимальный микроклимат для младенца. Фред отправил статью о кроватке в женский журнал, не понимая, что губит свою и без того сомнительную репутацию. Редакторы, не вдаваясь в детали использования кроватки, озаглавили статью «Детский ящик Скиннера». По Америке пополз слух: Скиннер построил тренировочную коробку для человека и запер там свою годовалую дочь.

Но, даже несмотря на слухи, в 1972 году Американская психологическая ассоциация поставила Скиннера на первое место в списке выдающихся психологов XX века. Обойти Фрейда ему не помешал даже тот факт, что за всю жизнь Скиннер не провел ни одного эксперимента на людях.

ПРАКТИКА БИХЕВИОРИЗМА

В СССР бихевиоризм был признан «вымирающей империалистической теорией». Сейчас русские авторы пишут, что он себя изжил. Это не мешает бихевиоризму до сих пор проникать во все уголки человеческой жизни.

Родоначальником бихевиоризма в продвижении товаров был сам Уотсон. Уволившись из университета, он перешел в легендарное рекламное агентство JWT, где ведущему психологу в стране пришлось начинать карьеру практически с нуля. И хоть поначалу Джон считал, что ремесло рекламщика «немногим лучше выращивания капусты», желание претворить собственные идеи в жизнь позволило Уотсону вскоре стать вице-президентом компании.

Уотсон был первым, кто поставил науку на службу оболванивания потребителя. До Уотсона реклама лишь информировала, Джон действовал смелее. Он заявил, что реклама продает не товар, а образ жизни.

Именно после Уотсона кофе перестал быть просто напитком, а начал повышать продуктивность и помогать в карьере. Благодаря ему в рекламе появились знаменитости: они формировали положительную реакцию на стимул в виде зубной пасты или шоколадки.

«Секс продает» - еще одна формула Уотсона. Но дело не в символическом обретении красавицы, как объясняют современные рекламщики знойную красотку на упаковке подгузников. Идея Уотсона проста: если страх можно увязать с кроликом, то сексуальное возбуждение - с чем угодно. При этом качество продукта не важно. Покупатель, взявший товар из-за красивой упаковки, купит его и не станет сравнивать с аналогами. Важны и слоганы. Многие Уотсон придумывал сам, в меру своих представлений о прекрасном. Бихевиоризм используется в выкладке товаров, стимулировании ненужных покупок, формировании лояльности клиента. Ты не купил шоколадку, расположенную на уровне глаз ребенка, и он лег на пол супермаркета и закатил истерику? Взял товаров на 10 тысяч и получил в подарок пакетик? В восьмой раз ешь в третьеразрядной закусочной, надеясь получить одиннадцатый обед бесплатно? Привет тебе от бихевиориста Уотсона.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Бихевиоризм лег в основу когнитивно-бихевиоральной терапии, которую фамильярно называют КБТ. По мнению многих специлистов, это куда более эффективный способ добиться успеха у пациента, чем длительная и нудная психотерапия.

Желая сгладить осадочек от экспериментов с Альбертом, Джон взял 6-летнего Питера, который боялся крыс без помощи доктора, и решил «сбить» эту реакцию сладостями. Пугаясь крысы в другом конце комнаты, мальчик ел и успокаивался. Уотсон ставил клетку ближе. Еще ближе. Вскоре Питер стал даже подкармливать зверька*. Крыса стала ассоциироваться с наслаждением. Этот метод применяется в психологии до сих пор. Только вместо еды используют релаксацию.

Другие проблемы людей - это самоподдерживающиеся циклы, заставляющие наступать на те же грабли. Человек сдал начальнику доклад и беспокоится о результате (представляешь, есть люди, которых это реально волнует!). Доклад одобряют. «Я волновался - все прошло хорошо». Потом человек снова волнуется и снова получает похвалу. Когда третий доклад разносят в пух и прах, человек думает, что недостаточно волновался. И в четвертый раз усиливает страх десятикратно.

Разрушить цикл помогают регистрация уровня страха и полученного результата (чтобы понять, что это никак не связано), релаксация, медитация, секс, наркотики и рок-н-ролл, а также навык игнорировать происходящее.

КБТ так эффективна, что входит в американскую систему медстрахования. Бихевиорист не копается в прошлых травмах, а решает проблему здесь и сейчас. Психоаналитики считают, что понимание проблемы изменит поведение, и ищут ее (проблему) до старости. Бихевиоризм работает с поведением напрямую и с рядом ситуаций справляется за пару месяцев.

КБ-терапевт не сюсюкает с пациентом, а толкает к решению проблемы. Требование к консультанту: у него самого нет проблем клиентов, он должен быть примером, а не решать параллельно собственные трудности, как делают психологи из сериалов.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Если вместо премии у тебя корпоратив с Укупником, обвиняй бихевиористов: корни «нематериальной мотивации» растут оттуда.

Дело в том, что бихевиористы доказали: повышение зарплаты не работает на длинной дистанции. Любое подкрепление приедается. Чтобы голубь выплясывал джигу в ящике, стимул в виде еды нужно спустя время заменить.

После повышения зарплаты «трудолюбивая» реакция быстро угасает. Поощрение должно меняться и удивлять сотрудника. Конечно, удивить можно и премией в китайских евро (не каждый день платят в несуществующей валюте), но есть и более дешевые способы «поглаживания» сотрудников - вроде уже упомянутого корпоратива или экзотических должностей. Так, Apple избежал оттока персонала, переименовав должность «консультант» в «гений».

ПЕДАГОГИКА

Идея, что лупить ребенка нельзя, была и до бихевиористов, но носила нравственный характер. Сторонники пряника настаивали: ставить детей на горох как-то неправильно. «Да, неправильно, - соглашались родители. - Но как из них людей-то вырастить?»

Скиннер доказал: телесные наказания неэффективны. «Ребенок не изменит поведение. Он научится избегать наказания». К наказанию привыкаешь быстрее, чем к поощрению. В первый раз достаточно оплеухи, во второй - ремня. Чтобы отбить желание соваться куда не следует, нужно повышать ставки. В итоге прекратить неправильное поведение сможет только физическое уничтожение ребенка.

Если наказание неизбежно, нужно не пороть, а лишать положительного подкрепления: не взять в зоопарк или забрать бинокль, через который ребенок подглядывает за переодевающейся соседкой. Наказывая, нужно предложить модель верного поведения и «плюшки» за его выполнение.

ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПРЕСТУПНИКОВ

Про бихевиоризм рассказывает сериал «Мыслить как преступник». Сейчас будут спойлеры. Дело в том, что попытки составить портрет маньяка предпринимались со времен Джека Потрошителя, но пионером в исследовании убийц считают Джона Дугласа из отдела бихевиорального анализа ФБР.

Дуглас разработал методику вычисления преступников на основе их поведения. Изучая материалы дела, следователь выделяет два качества убийцы: способ действия и почерк. Способ (modus operandi) - все, что делает преступник, чтобы убить жертву. Взлом замков свидетельствует о возможном криминальном прошлом, ловкое обращение с ножом - о службе солдатом в армии или поваром на кухне. Если убийства совершаются в промежутке между 18.30 и 19.00 - не исключено, что убийца выпускает пар, идя с работы.

Modus operandi может меняться («форточник» может взять пару уроков у знакомого медвежатника) и ничего не говорит о патологии маньяка. Если ножа нет, убийца использует молоток. Способ совершенствуется, позволяя определить опыт маньяка.

А вот почерк - это уже фетиш убийцы. Почерком могут быть украденные для коллекции или оставленные на месте преступления вещи, тип жертвы, нанесенные повреждения. Почерк, в отличие от способа, незыблем, ведь он удовлетворяет психологическую потребность от убийства. То есть без почерка преступление просто бессмысленно.

Часто в газеты попадает информация о способе убийства, а не почерке. Это позволяет вычислить подражателя: если тот воспроизвел modus, но не оставил засохшей розы, скорее всего, преступление совершено по личным, а не патологическим мотивам.

Различить способ и почерк не всегда просто. Важно помнить: modus operandi - это «как», почерк - «зачем». Если убийца действует любым тупым предметом (ваза, гантель, томик «Советской энциклопедии»), речь о способе убийства. Но когда удается установить, что все жертвы умерщвлены банкой с горошком, - это почерк.

Для сравнения. Ты предпочитаешь знакомиться в клубах. Но если девушка подвернется в другой ситуации, ты тоже этим воспользуешься. А вот если тебе нравится заниматься сексом в женском бюстгальтере, то без этого элемента ты просто не получишь удовольствия от процесса.

Метод Дугласа доказал свою эффективность. Но у него есть и противники, заявляющие, что он ненаучный, путает полицию и губит жизнь невиновным. Если ты хочешь лучше познакомиться с поведенческим профилированием, но лень отсматривать 10 сезонов «Мыслить как преступник», есть другая возможность. Посмотри нетфликсовский сериал Дэвида Финчера «Охотник за разумом», в создании которого Джон Дуглас принял непосредственное участие.

Американский филолог (по образованию) и психолог по роду деятельности, создатель концепции оперантного бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения.

«По окончании колледжа Скиннер был полон решимости стать писателем. В автобиографии он приводит письмо, в котором отец пытается убедить его отказаться от подобной карьеры: она не позволит ему заработать даже на кусок хлеба. Несмотря на предостережения, молодой Скиннер проявил упорство и целый год занимался художественным творчеством в Гринвич-Виллидж , литературном квартале Нью-Йорка. Письмо, полученное Скиннером от поэта Роберта Фроста, которому он отправлял несколько своих рассказов с просьбой не просто оценить их, но и дать совет по поводу будущей карьеры, стало решающим в выборе жизненного пути. Фрост советовал Скиннеру задуматься об этом до того, как он окончательно станет писателем. За это время Скиннер принял решение поступать в Гарвард на факультет психологии, которую он почти не изучал в колледже. Прежде чем принять подобное решение, он прочел книгу русского физиолога Ивана Павлова , чья теория условных рефлексов, основанная на опытах с собаками, была опубликована на английском в конце 1920-х годов. В 1929 году на международном конгрессе в Гарварде Павлов выступил с лекцией. Скиннер был знаком также с работами Джона Уотсона по бихевиоризму. Его теория и элегантный стиль письма захватили Скиннера. С тою же жадностью в те годы Скиннер поглощал и философские труды Бертрана Рассела . В числе гарвардских педагогов Скиннера были Генри Мюррей , Эдвард Боринг и ещё несколько представителей «интроспективной психологии», которая не соответствовала позитивистским и бихевиористским моделям, преобладавшим в его сознании. Большое влияние на молодого ученого оказал и философ Альфред Норт Уайтхед , благодаря которому Скиннер сблизился с Бертраном Расселом ».

Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. Джоя Палмера, М., «Высшая школа экономики», 2012 г., с. 103.

В 1938 году Беррес Скиннер опубликовал книгу: Поведение организмов / The Behavior of Organisms, где выдвинул концепцию «оперантного» (от термина «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их и только после этого внешние стимулы вызывают его реакции (такова была концепция И.П. Павлова ).

Иногда используют аналогичный термин: инструментальное обусловливание.

«Оперантная методика состоит в том, что животное «тренируют» на выполнение задачи, за которым последует вознаграждение. Крысу можно заставить нажимать на рычаг, голубя - клевать освещённый диск, летучих мышей-вампиров - лизать стеклянную трубку, рыбу - щипать губами стерженёк в аквариуме. Каждое из этих приспособлений играет роль ключевого стимула. Такая методика тренировки обозначается английским словом shaping (шейпинг, т.е. формирование)».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с. 39-40.

В отличие от принципа классического обусловливания по И.П. Павлову : Стимул - Реакция, Эдуард Торндайк , а позже - Беррес Скиннер разработали принцип оперантного обусловливания: Реакция - Стимул, согласно которому, поведение контролируется его результатами и последствиями. Исходя из этой формулы, один из возможных путей воздействия на человека - влияние на его результаты, или: подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г., с. 418-419.

Принципиально, что Беррес Скиннер определял оперантное научение в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей или неких внутренних состояний организма - психических или физиологических.

«Вот как выглядит рассказ самого Скиннера о «дрессировке» лектора в изложении Карен Прайор (1981): И вот виднейший авторитет в области психологии человека и столь же видный хулитель «бесчеловечного» скиннеровского подхода приехал в Гарвард прочитать лекцию. Одни лекторы предпочитают смотреть куда-то в глубину зала и говорить в пространство, другие же выбирают в одном из передних рядов какого-нибудь чутко реагирующего слушателя и обращаются к нему. Этот психолог относился ко второму типу. Скиннер, с которым он не был знаком, отправился на лекцию, сел в первом ряду, слушал с чрезвычайно увлечённым видом и заставил психолога сосредоточиться на себе. Затем Скиннер принялся изображать скуку, когда психолог говорил о любви, но оживлялся и начинал одобрительно кивать всякий раз, когда лектор делал раздражённый или воинственный жест. «К концу лекции, - сказал Скиннер, - он потрясал кулаками не хуже Гитлера».

Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 53.

«Во время Второй мировой войны Отдел стратегических служб ЦРУ был буквально наводнён идеями. Б. Ф. Скиннер, психолог, предложил использовать голубей для наведения управляемых ракет. Дело в том, что эти птицы в состоянии без перерыва в течение четырёх-пяти минут клевать изображение цели на экране. Идея: голуби будут клевать перемещающееся изображение на экране, корректируя тем самым сигналы наведения ракет. Идея Скиннера не нашла применения. В ОСС пришли к выводу, что представители «Трибунала» умрут от смеха раньше, чем успеют рассмотреть идею».

Майкл Микалко, Игры для разума: тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2009 г., с. 433.

В 1948 году Беррес Скиннер издал роман: Уолден-два / Walden Two, описывающий модель общины, основанной на принципах бихевиоризма.

«Заголовок романа, безусловно, отсылает к знаменитой книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854), рисующей безоблачную жизнь вдали от городского шума. В своей книге Скиннер выступает в роли - некоего социального изобретателя, описывающего общество, в котором знание о том, как побудить людей к определённым реакциям, скрывается. В романе есть фрагмент, где основатель нового общества, alter ego автора, произносит такие слова:
«За всю мою жизнь меня посетила лишь одна навязчивая идея - но Я был ею поистине одержим. Если говорить предельно прямо, то это идея заставить других поступать по-моему. «Контроль» - можно выразить ее так. Контроль за человеческим поведением. Когда я только начинал свои эксперименты, меня одолевало бешеное желание управлять. Я помню свою злость, когда прогноз оказывался ошибочным. Хотелось закричать своим «подопытным»: «Вы, ублюдки! Ведите себя правильно! Ведите себя, как положено!»
Публикация романа «Уолден-2» (в том же году вышла знаменитая книга Джорджа Оруэлла «1984») была почти не замечена общественностью, по крайней мере, на европейской стороне Атлантики. Но в 1960-х годах, когда в атмосфере разочарования молодёжи в общественном укладе по миру прокатилась волна студенческих возмущений, многие начали реализовывать на практике описанную в романе жизнь в «коммунах», как их называли. Продажи книги резко подскочили и достигли порядка миллиона экземпляров».

Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. Джоя Палмера, М., «Высшая школа экономики», 2012 г., с. 107.

В 1954 году Беррес Скиннер сделал доклад на тему: The Science of Learning and the Art of Teaching / Наука учения и искусство преподавания, где впервые представил концепцию линейного программированного обучения.

«Бихевиористская философия Скиннера основывалась на том, что поведением животного можно полностью управлять, создав соответствующий порядок подкреплений. Эти представления опираются на закон эффекта Торндайка , согласно которому положительное подкрепление какого-либо действия увеличивает вероятность его проявления, а отрицательное уменьшает. Основываясь на своих результатах успешного формирования поведения лабораторных животных (а также и на идеях Эрнста Маха - Прим. И.Л. Викентьева), Скиннер выдвинул, в частности, принцип наименьшего усилия, согласно которому животные стремятся получить вознаграждение самым простым и удобным способом».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с.155-156.

«В период расцвета своей карьеры он с оптимизмом взирал на открывающиеся возможности, однако к концу жизни с отчаянием понял, что ему не удалось убедить мир и что наша неуправляемая технология ведет нас к уничтожению. Все его основные проекты - обучающие машины и программное обучение, проекты культур и бихевиористская терапия - оказали своё влияние, но не были приняты в качестве технологии, способной изменить судьбу человечества . Возможно, самого очевидного успеха он добился в самоорганизации. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни, пользуясь принципами «решения задач» во всём до самой старости. В своей работе он в полной мере подчинялся протестантской этике, но делал это безболезненно, скорее применяя приятные подкрепления своим ежедневным достижениям и успехам, нежели требуя от себя идеала служения во имя спасения души».

Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г., с. 573.

«Олдос Хаксли в своей антиутопии «Этот дивный новый мир» (1932) пародировал воззрения Уотсона и Скиннера , описав выращенных в пробирке методами генной инженерии младенцев, специально сформированных для того или иного места в жизни. Дети, обречённые стать чернорабочими, получали электрический удар, если пытались прикоснуться к цветам или книгам, что вырабатывало у них глубокое отвращение к чтению и к красотам природы. В научно-фантастическом рассказе Дж. Макконелла «Теория обучения» профессор-бихевиорист, будучи помещен некими инопланетными учеными - тоже бихевиористами - в «ящик Скиннера», должен был совершать малопонятные для него самого цепочки действий, за вознаграждение в виде пищевых капсул или даже в виде снимка обнажённой киноактрисы».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с.16.