Подготовка к олимпиаде по литературе 3. Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему
Шифр ___________
Олимпиада по литературному чтению. 3 класс.
Дорогой друг! У тебя всё получится. Желаем удачи!
1 . Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему? (по 1б.)
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира нупшик
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 . По началу произведения определи его жанр: (по 1б.)
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса... _____________________________
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...________________
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки...______________________________
4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии..._________________________
5) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...____________________________________________________________
6) Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой..._______________________________________
3 . Соедини название сказки и наиболее подходящую к нему пословицу: (по 1б.)
""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.
""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.
4 . В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов. (по 2 б. за произведение и за авторов)
1) ""Найденная луна"" ____________________________________________
3) ""Прекрасный лебедь"" __________________________________________
2) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _______________________
_________________________________________________________________
4) ""Умник на солнце""________________________________________________
5. Подумай, во что могли превратиться в наши дни эти волшебные вещи: (по 1б.)
1) Гусли-самогуды___________________________________________
2) Ступа___________________________________________________
3) Чудо-зеркало______________________________________________
4) Сани, что везут сами______________________________________
5) Перо Жар-птицы __________________________________________
6. Запиши 3 произведения, имеющие в своем названии какой-либо цвет. Если помнишь авторов, тоже запиши: (по 2б. за произведение и по 2 б. за авторов) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 . В стихотворениях Ф.И. Тютчева немало устаревших слов. Как ты понимаешь следующие слова? Впиши правильный ответ в таблицу: (по 2 б.)
челоочи
ланиты
уста
выя
зеница
длань
вежды
перст
лик
8. На ком или на чём совершили путешествия: (по 2 б.)
а) В Зеленый город Незнайка и его друзья _______________________________
б) За медом Вини-Пух ________________________________________________
в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка _____________________________
г) На крышу Малыш _________________________________________________
д) На юг лягушка-квакушка ___________________________________________
е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _________________________________
9. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно. (до 20б.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за работу!
Ответы к заданиям:
№ 1. Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Пушкин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель. (по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением )
№ 2.
стихотворение
рассказ
басня
летопись
сказка
былина (по 1 баллу за каждый верно определённый жанр)
№ 3. 1 – б, 2 – в, 3 – а. (3 балла)
№ 4. 1) «Краденое солнце» К.Чуковский
2)« Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен
3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин
4) « Незнайка на Луне» Н.Носов
(16 баллов – по 2б за каждое верное название и каждого автора)
№5. Магнитофон, плеер
Самолет
Телевизор, компьютер, скайп
Автомобиль
Лампа (5баллов)
№6. ,Аленький цветочек” С.Аксаков
Синяя борода” Ш.Перро
Красная Шапочка” Ш.Перро
Серая Шейка” Д. Мамин-Сибиряк
Черная курица…” А.Погорельский и т.д.
№7. 1-в,2-г,3-б,4-а,5-Ё,6-д,7-е,8-з,9-ж,10- и (2 б за каждый правильный ответ).
Слова для справок : 1) рот, губы; 2) щёки; 3) лоб; 4) глаза; 5) глаз, зрачок; 6) рука, ладонь; 7) шея; 8) палец руки; 9) веки; 10) лицо
№8. а) на воздушном шаре, б) на воздушном шарике, в) на ласточке, г) на Карлсоне, д) на утках, е) на ковре-самолете (по 2 б.)
Максимальный балл - 100
Олимпиада по литературе для 3 класса. 2010 год.
1.
Прочти, знакомые пословицы, поговорки и соедини стрелкой пословицу со словом, отражающим её значение.
1) Стоит по горло в воде, а пить просит. Трудолюбие
2) Уплыли годы, как вешние воды. Старость
3) Дома как хочу, а на людях как велят. Жадность
4) Чему быть, того не миновать. Помощь
5) Работа силушку копит, а лень топит. Судьба
6) Всякое умение трудом даётся. Приличие
2.
Установи соответствие и соедини стрелкой автора и его произведение.
1) Владимир Даль «Алёнушкины сказки»
2) Всеволод Гаршин «Аленький цветочек»
3) Дмитрий Мамин-Сибиряк «Воробьишко»
4) Семён Аксаков «Девочка Снегурочка»
5) Максим Горький «Лягушка-путешественница»
3
. Устойчивые словосочетания заблудились. Отправь их стрелками в нужное предложение.
Скоро дело наладилось и пошло.. как сивый мерин
Я знал городские улицы... как рыба в воде
Гости свалились... спустя рукава
Он всегда врёт... как по маслу
У себя во дворе Мишка был... как свои пять пальцев
как снег на голову
4. Зачеркни лишнее, напиши, что объединяет.
- Данила-мастер, Серый волк, девочка Дарёнка, Машенька, Хозяйка Медной горы, Серая Шейка, Огневушка-Поскакушка.
- А.Блок, Л.Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.Некрасов, А,Чехов, С.Есенин, М. Лермонтов.
______________________________________________________________________________________________________________
- Осёл, медведь, лиса, мартышка, волк, слон, козёл, лошадь.
__________________________________________________________________________________________________________________________
переверни страницу
5. Подпиши имена героинь сказок, укажи авторов и названия этих произведений.
а) «Меня принес сюда ураган в этом домике… Я только маленькая девочка… Если вы хотите помочь мне, дайте возможность исполнить ваши заветные желания…» __________________________________________________________________________________________________________________________
б) « Я обыкновенная девочка… Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции» __________________________________________________________________________________________________________________________
в) «Правда, что ты взяла моего названого братца? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты отдашь мне его назад!» __________________________________________________________________________________________________________________________
г) «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии кажется… Прежде всего надо убедиться, что на этом пузырьке нигде нет пометки «Яд!»… Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». __________________________________________________________________________________________________________________________
д) «Я просто … посмотрела на себя со стороны. Это очень забавно! Ой! Если ты мое отражение, значит, ты… должна быть левшой?...»
__________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вспомни сказки А. Волкова 1) По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? __________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город __________________________________________ _____________________________________________________________ а)Как зовут волшебницу, которая боялась воды? _____________________________________________________________
б) Сколько лет она не умывалась? ____________________________
6.в. 1)Страна Живунов, Мигунов,Болтунов. 2) Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Храбрый Лев. 3) Бастинда, 500 лет
Олимпиада по литературному чтению для учеников 3-х классов к неделе русского языка «По страницам прочитанных книг».
Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов. Подходит для проведения в 3 -х классах начальной школы.
Цель:
проверка знания по литературному чтению у младших школьников.
Задачи
: Развитие навыков читательской деятельности;
Привитие любви к чтению у младших школьников,
Развитие логики и мышления.
Ход мероприятия.
Олимпиада состоит из 6 заданий.В олимпиаде приняла участие параллель 3 – х классов (3 «А», 3 «Б» , 3 «В» , 3 «Г» классы)
Ведущий: Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать сегодня на олимпиаде по литературному чтению, которая проводится в рамках недели русского языка.
Ребята, я думаю все вы любите читать и наверняка вы частые посетители не только школьной библиотеке, а еще, скорее всего, вы берете книги и в городских библиотеках. А кто из вас самый читающий и любознательный класс мы определим после окончания олимпиады.
Я всем желаю удачи и честной борьбы. Пусть победит сильнейший
1 задание «назови произведение откуда отрывок».
1) «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».
« Царевна- лягушка».
2)«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин.
3)« Положи- ка, внучка, пирожок на стол. Горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
«Красная Шапочка» Ш. Перро.
4)«И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей – душой.
За невестой молодой».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин
5)«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
2 задание «Друзья»
Ведущий называет имя сказочного персонажа, а каждая команда записывает пару - друга.
Герда –… ;
Пьеро – … ;
Малыш – … ;
Винни - Пух – … ;
Чебурашка – … ;
Шерлок Холмс – … .
3 задание «Узнай героя»
1) Этот сказочный герой очень помог своему хозяину (невесту нашел и дом красивый построил). А также съел людоеда (Кот в сапогах)
2) У этого сказочного героя быд зеленый зубастый друг – хищник. А еще он не знал как его зовут.(Чебурашка)
3) « Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице» (Золушка)
4) На имя означает лягушонок. Он очень храбрый и отважный мальчик. Он стал хозяином всех джунглей.(Маугли)
4 задание «Конкурс капитанов»
Участвует только капитан команды. Капитан пересаживается от свой команды и лишается права на помощь своих одноклассников. Ему нужно закончить фразы.
По щучьему веленью – по моему хотенью
Баба- Яга – костяная нога
Сим – сим – откройся
Сивка – бурка – вещая каурка
Молочные реки – кисельные берега
5 задание «Назови имена»
Командам необходимо вспомнить имена всех сказочных персонажей из известных произведений и все записать:
Три медведя (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Три поросенка (Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф-Нуф)
«Три девицы под окном пряли поздним вечерком» (имён нет)
6 задание «Кто автор?»
Необходимо назвать автора произведения.
Красная шапочка - Ш. Перро.
Черная курица - А. Погорельский.
Алиса в стране чудес – Кэрролл.
Крокодил Гена и Чебурашка - Э. Успенский.
1. Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». …………………………………………………………………………………………………
б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия».
…………………………………………………………………………………………………
- Глаза бы мои тебя не видали!» ……………………………………………………………………………………………
2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка_______________________
4. Соедини правильно автора и его произведение:
А. Милн Карлик Нос
Г. Х. Андерсен. Винни-Пух и все-все-все
Ф. Зальтен Пеппи Длинныйчулок
Ш. Перро Бемби.
Х. К. Андерсен Муха -Цокотуха
В. Гауф Дюймовочка
К. Чуковский Снежная королева
А. Лингрен Ослиная шкура
5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь
……………………………………….
………………………………………..
………………………………………….,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
…………………………….
Так поди же попляши!
6. 6. Прочитайте два четверостишия - Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Наступила пора непогоды.
и А.Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Даже дух занялся у вороны...
Объясните значение слов:
амбар — ________________________________
обоз — _________________________________
подвода — _____________________________
вешние (звоны) — _______________________.
7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”
8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
9.Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ответы к олимпиадным заданиям по литературе 3 класс.
1. Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия». «Дикие лебеди»
в) «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла:
- Глаза бы мои тебя не видали!» «Гадкий утёнок»
2.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
Слёзы горькие.
Руки золотые.
Мечи булатные.
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, а сказка будет впереди.
4. Соедини правильно автора и его произведение:
В. Гауф Карлик Нос
А. Милн Винни-Пух и все-все-все
А. Лингрен Пеппи Длинныйчулок
Ф. Зальтен Бемби.
К. Чуковский Муха -Цокотуха
Х. К. Андерсен Дюймовочка
Г. Х. Андерсен Снежная королева
Ш. Перро Ослиная шкура
5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…
всё в музыканты не годитесь. (Квартет)
Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт. (Лебедь, Щука и Рак)
Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)
Ты всё пела? Это дело!
Так поди же попляши! (Стрекоза и Муравей)
6. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
и А. Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________
Объясните значение слов:
амбар — строение для хранения зерна, муки, припасов.
обоз — сборище путевых, кладных повозок,
подвода — грузовая конная повозка.
вешние (звоны) —весенние.
7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая Баба - Яга”
Э Успенский “Крокодил Гена и его друзья ”
Н. Носов “Живая шляпа ”
К. Булычев “Девочка с Земли ”
В. Гауф “Карлик Нос ”
А. Линдгрен “Пеппи Длинный чулок ”
8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться — _______________________________
граница — ______________________________
дрозд — ________________________________
гвозди — _______________________________
помог — ________________________________
красив — _______________________________
смех — ________________________________
Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________
Олимпиада по литературному чтению 3 класс (школьный тур)
2014-2015 учебный год
Фамилия
_________________________ Имя ___________________ Класс_ _________1 . По началу произведения определи его жанр:
А) Чьи там крики у пруда:
Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода! ______________________
б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. _______________________
в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские. ____________________________________
г) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
____________________________________д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка._____________________________
Братья Гримм «Кот в сапогах»
В. Гауф «Волшебник Изумрудного города»
Ш.Перро «Храбрый портной»
П.Ершов «Карлик Нос»
А.Волков «Конёк – горбунок»
3.Подбери рифмы к данным словам:
Ребята-_________________
Птица-_________________
Смех -__________________
Дрозд -__________________
Мыши-_________________
4.Ответь на вопросы
а) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши._______________________________
б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________________
в) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________________
г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________________
д) Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне._______________
5.Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?
сендеран ____________
кинпуш ______________
ропер ________________
дорира ______________
6. Угадай сказку
А). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
Б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
_____________________________________________________________________________________
В) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом? ___________________________________________________________________________
7. Соедини начало и конец каждой пословицы.
У семи нянек кулаками не машут.
С кем поведешься, на том и провалишься.
После драки коли делать нечего.
Скучен день до вечера дитя без глазу.
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
8. У А.С. Пушкина есть такие строки:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Какие краски осени назвал поэт?
А) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;
Б) ярко-красный и светло-жёлтый;
В) тёмно-красный и блестяще-рыжий;
Г) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.
9.Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению.
«Мышь в лаптях» - ____________________________________________________________________
«Знайка в лунной деревне» - ____________________________________________________________
«Беби – короткий носок» -______________________________________________________________
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - __________________________________________
«Быль о серебряной курочке»- __________________________________________________________
10 .Раскрой переносный смысл каждого высказывания .
Бабушка надвое сказала. _______________________________________________________________
Остаться у разбитого корыта. ___________________________________________________________
Чует кошка, чьё мясо съела. ____________________________________________________________
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. ______________________________________________
Найди среди этих пословиц крылатое выражение и выпиши его. Напиши, кто автор и из какого произведения взяты эти строки ._________________________________________________________
11. Знаешь ли ты произведения о Великой Отечественной Войне? Выбери правильный ответ.
А) Этот школьник, герой трилогии Валентины Осеевой.
Васёк Трубачев
Виталий Горнов
Василий Тубачев
Виктор Меньшинин
б) Дневник этой девочки повествует о жизни в блокадном городе.
Елена Иванова
Анна Франк
Таня Савичева
Мария Петрова
В) Стихотворение А.Твардовского называется:
«История артиллериста»
«Сказки моряка»
«Рассказ танкиста»
«Повесть лётчика»
Г) Героиня рассказа С.Георгиевской «Галина мама» на фронте была:
Санитаром
Связистом
Танкистом
Моряком
Д) По мнению Л.Кассиля «Главное войско» - это:
артиллерия
подводники
сапёры
пехота
Ответы
1. Стихотворение, сказка, былина, басня, рассказ.- 5 баллов
2. Братья Гримм - «Храбрый портной», В. Гауф - «Карлик Нос», Ш.Перро - «Кот в сапогах», П.Ершов - «Конёк–горбунок», А.Волков - «Волшебник Изумрудного города» .- 5 баллов
3. По 1 баллу за каждую пару слов, максимально-5 баллов
4. а) «Каша из топора», б) тину, в) к солнцу, г) песнь заводит, д) барон Мюнхаузен – 5 баллов
5. Андерсен, Пушкин, Перро, Родари. Лишний - А.С.Пушкин, так как остальные- зарубежные-5 баллов
6. а) «Теремок», б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в) «Аленький цветочек»- 3 балла
7. У семи нянек дитя без глазу.
После драки кулаками не машут.
С кем поведешься, от того и наберёшься.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. - 5 баллов
8. А) тёмно-красный и блестяще-жёлтый - 2 балла
9. «Кот в сапогах»
«Незнайка в Солнечном городе»
«Пеппи – длинный чулок»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке».- 5 баллов
10 . Бабушка надвое сказала. - Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.
Остаться у разбитого корыта. - Ничего не вышло, мечты не осуществились.
Чует кошка, чье мясо съела. - Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет. - Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.
Крылатое выражение - остаться у разбитого корыта (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). - 5 баллов
11. а) Васёк Трубачев
Б) Таня Савичева
В) « Рассказ танкиста»
Г) Связистом
Д) пехота – 5 баллов
Максимальное количество баллов -50.