Сказка. По щучьему велению, по моему хотению. Сказка «По щучьему веленью Сказка по моему велению по моему хотению

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
- Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
- Неохота…
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну, ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку.
Изловчился и ухватил щуку в руку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
- На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…
Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:

По моему хотенью.
Емеля и говорит:

По моему хотенью -
ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.
Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
- Неохота…
- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

По моему хотенью -
поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь…
Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
- Да вы-то на что?
- Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
- Мне неохота…
- Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
- Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
- Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По моему хотенью -
ступайте, сани, в лес…

Сани сами поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать.

"Для мудрости нет ничего ненавистнее чем хитрость".
Восточная мудрость.

Эту сказку мне рассказывали мои родители. Моим - их дедушки и бабушки. Потому этой сказке уж точно более ста лет. В царские времена цензоры престола допускали трактовку всего и истории и легенд и сказок в том воспитательном контексте, который поддерживал систему рабства русских народов. Воспитание, как известно, закладывается с детства и так Его Высочайшее Щучье превосходительство было настроено чтобы оставить лишь начало и конец сказки не тронутым, а середину отредактировать как Сам велел. Иногда сказки можно сокращать до уровня анекдота, к примеру как сказка "Аленький цветочек", в иных, это недопустимо потому как теряется смысл сказки, ее доброе и положительное волшебство.

Сказка "По щучьему веленью" созданная русским народом имеет совершенно другой смысл! В ней прослеживается рост Емели как человека, от малой затеи к средней, от среднего творения к высшей цели. Да, он лентяй и русский народ всегда в меру любит посмеяться над собой а кто хочет гнуть спину? Емеля в русской сказке простой, грубый парень, благодаря творчеству, смекалке и труду, любви и вниманию Марьи-царевны избавляется от сквернословия и становиться правителем государства.

Здесь уместна поговорка: "Лень и нищета - двигатели прогресса".

Любой парусник можно сделать гребной лодкой, плыть хоть и трудно но можно, как и обратный суррогатный процесс превращения человека в раба и обезьяну. И уж что сталось со сказкой то и вышло в печать. А почитайте произведения А. С. Пушкина, написанные по сказаниям Арины Родионовны и сразу же меняется само представление о русском человеке. В них Иван - ...царевич, поборник добра и справедливости, добрый и отважный герой.

В глубинке нашей большой Родины, сказки сохранились в чистом, народном ключе. Они остались первозданными, такими как мне рассказывала моя мама. Она была потомок казачьего рода из Средней Азии и рассказывала так как их сказывал русский народ.

Конечно мне было трудно восстановить эту сказку, она изобиловала народной мудростью, поговорками русского народа, ярким юмором и загадкой скрытой для детского восприятия. Моей целью стало исправить недоразумение, сложить по новому былое и утраченное, нарастить на скелеты оставленные в детской литературе - живое тело мудрой и доброй русской народной сказки.

Сказка, сказке рознь а уж как сказывать, дело родителей. Не зря же говорят: "Как запряжешь так и поедешь" и "Что посеешь то и пожнешь".

Я решил написать ее для Вас - на Проза. ру и рассказать Вам как слышал сам в далеком детстве.

Приятного Вам прочтения дорогие читатели.

Русский народ простой, да не простой.
И сказки сказывает простые да непростые.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. "ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ".

Жил-был старик и было у него три сына, два вумных а третий чудила - дурачок Емеля.

Братья трудятся аж глаза потеют а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Только и мечтает про то чтоб все само собой, валом, с неба валилось.

Один раз братья уехали на базар мозги проветрить да ладони попарить. А бабы невестки давай зубки скалить, на авось посылать - на дурачка:

Сходи Емеля за водой.

А он им с печки:

Ага.
Где бабы гладки там и воды нет в кадке.

Не, мне не охота…

Сходи Емеля, а то братья с базара воротятся гостинцев тебе не привезут.

Ну уж, коли так. То, ладно!
Спать, так спать! А не спать, так вставать!

Потянулся Емеля, слез с печки, обулся, оделся, выскочил во двор умылся снежком, забежал в сени взял ведра да топор и пошел на речку. А на встречу ему с коромыслами на плечах идут девицы, про свое щебечут, воду плещут.

Только они разминулись, уразумел Емеля свою оплошность, понял что надо за коромыслом домой воротится. Повернулся, поскользнулся да так по косогору кубарем с ведрами вниз и слетел. Духом домчался до края полыньи, со всего маху бадейками по воде грохнул, брызги аж во все стороны полетели. Да и сам головой об лед крепко брякнулся.

Очухался Емеля, вытащил бадейки из воды а в одной щука брюшком вверх ошарашенная, будто громом пораженная...

Взял Емеля щуку за жабры, поднес к лицу, любуется не нарадуется. Смеется, разбитую губу облизывает да сам с собою приговаривает:

Ого! Котлет братьям нажарим. Для бати - щучью голову заправим чесночком и запечем. Потрошки сварим, ух!, уха будет сладка.

А щука уставилась на Емелю выпученными глазами, раскрыла царскую пасть, взмолилась и голосом с небес да с речного простора ему и молвит:

Слушай Емеля! Отпусти меня по добру поздорову а за это, я тебя отблагодарю.

Емеля разявил варежку, дивится, сам себе не верит, щука!, а говорит человеческим языком.

Спрашивает Емеля щуку:

Чем же ты меня отблагодаришь?

Она и говорит:

Слушай же и вникай.

Все! В этом Мире делается - по Моему велению! Запомни это! Тебе остается одно. Только захотеть... Как произнесешь слова мои заветные, так все и исполнится.

Емеля аж опешил, думает про себя:

Не слабо я шандарахнулся, раз такое, слышится.

Стал Емеля вникать в рыбий язык, смотрит в пасть осмысливает чудодейственные слова. А тем временем владычица реки пришла в себя, вертится как на сковородке, изловчилась и напоследок, в знак великой благодарности за восприятие - наградила Емелю, звезданула его волшебным хвостом по морде, вложив на память в затрещину всю скрытую силу писанных на воде обещаний.

Емеля рта не успел открыть и уж так сталось, с молчаливого согласия выскользнула Царь-рыба из Емелиных рук. Помахала плавниками и на прощание, голосом с небес да речного простора, ласково ему молвила:

Придет время, счастливым станешь Емелюшка. Поминай, не забывай что сказала...

И ушла, в свое заколдованное речное царство.

Емеля, от такого расклада аж остолбенел.

Живые котлеты сквозь пальцы провалились.

Задумался закручинился Емеля. А как же! Много было говорено, да мало сказано... Припоминает, путается никак вспомнить не может что ему рыба шептала:

По моему, говорит...веленью, по твоему...стало-быть желанию...или, по нашему хотению? И все ишполнится!

Ну дела...

Стал Емеля себя корить, сам с собою говорить да приговаривать:

Вот ведь, щу... Вот ведь?!...щу - ка.

Своим ушам не верит, поежился, встряхнулся, разбитую губу облизывает, чует как ум за разум заходит, даже обомлел... от такого прозрения.

А девицы на горке стоят уха-хатываются за животы держатся да на перебой вопрошают:

Что Емеля, щуке в любви объяснялся а она отказала? И давай смеяться аж надрываются.

А Емеля сконфузился и говорит:

Да она упросила, сказала мне пока нет у тебя жены, буду для тебя матушкой посаженной и стану во всем помогать, только стоит тебе захотеть!, и все твои желанья будут ишполнятся. Я за это обещание, подобру-поздорову взял ее и отпуштив.

Ох не хило видать Емелю от щучьей оплеухи переклинило. Думает про себя Емеля: мужик я аль не мужик, буду что ль как бабы воду на коромысле таскать? Не, надо умом дела решать. Всего-то и дел! Стоит, только...захотеть!

Вернулся домой, сделал стойки с колесной тягой, одну в прорубь воткнул, другие на берегу поставил. Натянул ремни, зацепил бадейки, сам уперся ножками в косогор, руками ременную тягу на себя тянет а на девчат смотрит, смеется, одной ладонью рот прикрыл и тихо говорит:

По щучьему велению, по моему хотенью.

Только сказал, перехватил второй рукой ременную тягу и ведра сами пошли в гору. Народ улыбается, дивится а Емеля и сам рад, ловко он настроил свою механику что ведра аж в избу влетели и сами стали на лавку. А Емеля вошел в дом и залез на печь.

Прошло много ли мало ли времени – невестки говорят ему:

Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

Неохота…

Не нарубишь дров, братья с базара воротятся гостинцев тебе не привезут.

Емеле лень слезать с печи. Да уж больно подарки любил. Слез с лежанки, умылся, оделся, стал обуваться а сам про себя думает: - с ведрами, любой дурак - мастак. А вот чтобы дрова топором колотились..., тут задачка, чуточку посложнее будет.

Присел на лавку, задумался, вспомнил про вал колесный, поднапрягся, покумекал, взял в руки инструмент, собрал диво-дивный агрегат.

Да говорит невесткам:

– Усе вроде справно и все складно получилось.

Прикрыл ладонью рот чтоб невестки не услышали и шепчет:

Давай топор, наколи дров а дрова сами в избу ступайте и в печь складывайтесь…

Все закрутилось завертелось на дворе и давай дрова топором колотиться да сами в избу идут и в печь лезут.

Невестки от изумления аж рты по-открывали...

А Емеля думкой думает, собирает чудо машину, день и ночь в ней живет, сам не спит, не ест, не пьет.

Собрал, забрался на печь и спит отдыхает о счастье мечтает.

Много ли мало ли времени прошло, невестки опять говорят:

– Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес наруби.

А он с печки подтрунивает:

Да вы-то все на что?

Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

Ага, как языки почесать так против вас никого не сыскать.

Не, мне не неохота а сам смеется...

Ну не хочешь как хочешь, не будет тебе подарков.

Слез Емеля с печи, оделся потеплее, взял веревку, пилу и топор и вышел во двор.

Сел в сани да говорит:

Что зубки скалите, отворяйте ворота!

Невестки его спрашивают:

Что ж ты чудила, сел в сани а лошадь не запряг?

Не надо мне лошади!

Невестки отворили ворота а Емеля прикрыл ладонью рот чтоб невестки не слышали и говорит потихоньку:

По щучьему велению, по моему хотенью...

Ступайте сани в лес…

Сани сами и поехали за ворота да так быстро – на лошади не догнать. А в лес то пришлось ехать через столицу и тут он много бездельников да ротозеев чудо-санями помял.

Белоручки давай кричать:

Держи его! Лови его!

А он знай сани погоняет. Приехал в лес да от всей души во весь голос и ляпает:

Вот ведь щука дела, лезут все не туда, смотрят, не на то! Ничто сами не сделамши! Хотят щука всего. Да что с ними тут поделаешь! Потому, придется тебе топор: - по щучьему велению, по моему хотенью - рубить дровишек посуше! А дровишки пусть сами валятся в сани, сами вяжутся…

Ох и начал ладно слаженный топорик, подрубать рубить, а пила пилить сухие дрова. Дровишки же сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом, Емеля велел топору вырубить себе дубинушки да такие, чтоб насилу поднять.

Стал топорик в руках Емели чудеса творить, славно срубил. На загляденье! Привязал Емеля дубинки к зубчатому колесу, сел на воз и говорит:

Давайте сани, езжайте домой сами.

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по улицам да боярским дворам, там где давеча помял многих праздных пузочесов а те его уже дожидаются. Только хотели ухватить Емелю за рукава а Емеля выкрутился, шпонку выдернул да и говорит:

Ну-ка дубинки, обломайте им бока…

Дубинки выскочили из под колеса и давай молотить колотить лоботрясов. Они и кинулись прочь.

А уставший за день Емеля приехал домой и не поевши, залез на печь.

Долго ли коротко ли времени прошло, услышал царь об Емелькиных проделках и посылает начальника жандармерии в ту деревню за Емелей.

А народу много приходило к Емеле, вот он и сделал два входа, один к себе где сам мастерил и поделки делал а другой был на скотном дворе. Да невесткам наказал, в зависимости от того как попросят, приглашать приходящего либо к нему, либо посылать во двор в другую дверь. Для злословных и грубых вход был с секретом как войдешь так сразу в яму попадешь.

Царский слуга с порога не поздоровался, не представился а с ходу начал языком махать как шашкой рубить:

Что образины уставились? Да и ты старый пень расселся, не видишь что-ли кто перед тобой стоит! Давай говори где твой сучий сын Емеля?

А невестки ему и говорят:

Смилуйтесь, не признали. Уж вы не обессудьте, отец его и глух и подслеповат а Емелюшка вас на скотном дворе с самого утра ждет - дожидается...

Вышел во двор царев холуй, вошел в ту дверь да тут же в отстойник провалился. Насилу выбрался а тут на него еще и солома с перьями просыпались. Вот таким обделанным красавцем, он и предстал перед царем.

Рассерчал царь, посылает своего самого набольшего вельможу:

Привези ко мне во дворец - дурака, сукина сына Емелю.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток:

Что любит Емеля?

Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят тогда он все сделает что ни попросишь!

Набольший вельможа угостил невесток изюмом, пряниками, черносливом а сам вошел в ту дверь где Емеля мастерил - поздоровался и говорит:

Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

Емеля ему отвечает:

– Мне и тут тепло а сам думает: - ох барин-боярин, вроде царский слуга а сам-то дурак дураком, телегу от печи отличить не может.

А вельможа рвется царское веленье исполнить - уговаривает и сладко так поет:

Емеля, брюхо-то печкой не согреешь, а у царя тебя будут хорошо кормить, поить, пожалуйста поедем.

Емеля от дел не отрывается, мастерит и говорит:

А мне неохота.

Вельможа не отстает, вон из кожи лезет, раскраснелся, пыхтит как самовар, аж вспотел.

Думает про себя, что ж еще предложить?

Вспомнил!, что невестки ему при встрече сказали.

Стукнул себя ладонью по лбу и говорит:

Емеля! ...Царь тебе красный кафтан подарит! ...Шапку и сапоги!

Емеля посмотрел на вельможу и думает: - вроде прост, как свинья а лукав как змея.

Знаешь, по правде мне не так лень как некогда. Ну-да ладно, ступай ты вперед а я за тобой - вслед буду.

Уехал вельможа а Емеля раскочегарил топку до красна и говорит невесткам:

Что тут поделаешь? Хоть на людей погляжу да себя покажу. Охота, пуще неволи а потому, по щучьему веленью! По моему хотенью - давай "печь" езжай во дворец…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо ко дворцу.

Царь глядит в окно, дивится:

Это что за чудо экипаж такой?

Набольший вельможа ему отвечает:

А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо да говорит:

Что-то Емеля на тебя много жалоб! Ты много раззяв моих помял и ворон подавил. Меня сим крепко огорчил.

Емеля отвечает:

Они из-за своего любопытства пострадали. Сами лезли под невиданные сани. А сани не простые, новые да не обкатанные. А ведь не зря-ж говорят: "Любопытной Варваре - на базаре нос оторвали" вот и им досталось.

Ладно, говорит царь - грешки тебе твои прощу, коль захочешь утереть нос одной заносчивой заграничной королевне а не захочешь! Голову с плеч сниму.

И достает крохотный хрустальный ларец и в руки Емеле подал. Открыл ларчик Емеля да дивиться, сидит на красном бархате серебряная блоха да ножками перебирает. А пока Емеля блоху рассматривал, сам во все это время одним глазком глядел на царскую дочь Марью-царевну и влюбился.

Уж стало вечереть а Емеля стоит и мечтает:

Вот ведь сейчас... Как было-бы здорово! По царскому велению, по моему хотению!... Женится мне, на красавице царевне... И закатили б мы пир! - на весь Мир!

Стал Емеля просить царя, говорит:

Отдай мне в жены дочь свою! Хочу на ней жениться!

Услыхала это Марья царевна, обрадовалась, сама то тоже с первого взгляда в Емелюшку влюбилась. Бывает же так!

Да и как не влюбится? Парень то русский, свой, с головой и мастеровой!

Царь хитро прищурился и говорит Емеле:

Хотеть, не вредно! Марьюшка тебе не чета, к ней принц заграничный сватается. Одно лишь, только говорит как вешний ручеек журчит.

Так что давай, езжай по добру по здорову да смотри блоху не сломай. И заруби себе на носу, придет время - спрошу.

Емеля закручинился а что поделаешь. Забрал ларец, сел на "печь" самоходную и поехал домой.

Опять лежит-полеживает, над царским велением пыжится-каряжится, Марьюшку забыть не может.

Да и говорит:

Вот ведь щука, сам царь и тот без меня не может, никто не дает мне покоя ни днем ни ночью! Одно слышишь: - спит да спит а отдохнуть некогда. И задачку поставил - непростую заковыристую.

Слез с лежанки, завел блоху, поставил на стол а она давай по кругу скакать. Невестки смеются, удивляются.

Одна говорит:

Ой!... Хоть и блоха а как жеребенок возле матки крутится...

Что ж думает Емеля, ...возьму-ка я ее...

Взял он блоху...да и...подковал.

А тем временем у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него. Просит отца чтобы выдал он ее замуж, за Емелю. Тут царь забедовал затужил, говорит Марье-царевне:

Если мне не покоришься! И по Моему велению за принца не пойдешь - по миру пущу.

А сам позвал набольшего вельможу и говорит:

Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок и поехал в ту деревню. По свойски вошел в ту избу и начал невесток угощать, отца и братьев байками кормить, всех потчевать да поить.

Хозяевам по полной чарке наливает а себе самую малость. От пуза налегает на пироги с зайчатиной, с капустой да со стерлядью. Разрумянился, сидит и без умолку то да се, про царя и про царство - всяко сказывает. Сам же, незаметно все наливает Емеле да подпаивает.

Емеля про себя думает:

Ох барин-боярин, хитер да как щука прожорлив и вовсе не так прост как кажешься.

Уж поздний вечер к полуночи клонится, невестки с братьями от разговоров утомились и спать удалились а вельможа все балагурит, никак не уходит. Емеля устал с работы за день, сильно захмелел даже не заметил как задремал. А царев слуга положил мертвецки спящего Емелю в повозку да повез во дворец.

Царь растормошил, разбудил Емелю и спрашивает:

Ну что сукин сын, утер нос иносранцам?
Давай показывай блоху!

Достал Емеля ларчик, только отдал царю в руки и тут же уснул.

Царь смотрит ничего не видит, рассерчал, велел прикатить большую бочку с железными обручами, в нее посадили Емелю и не покорную Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли коротко ли плыли они – проснулся Емеля, чует что вокруг темно да тесно. У самого голова болит, в ушах звон стоит. Спрашивает сам себя:

– Где ж это я?

Марья-царевна отвечает:

В море мы Емелюшка. Выйти б нам с тобой на волю вольную... Волю раздольную.

Обрадовался Емеля, рот прикрыл и тихо говорит:

По щучьему велению, по моему хотению – ветры буйные выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

Марья-царевна говорит:

– Емелюшка, где же мы будем спать и жить? Построй какую ни на есть избушку с пастелью и подушкой.

А он ей отвечает:

– Не, ничего не хочу... Мне невмоготу, я устал и выспаться хочу.

Тут она стала его еще пуще просить да приговаривать:

Емелюшка а ты постарайся и захочь. Я на траве не спала и в шалаше жить не стану.

Вздохнул Емеля, прикрыл ладонью рот чтоб Марья-царевна не услышала и говорит:

– Что ж... По щучьему веленью...

И начал строится, расти в ширь, подниматься в высь каменный дворец с золотой крышей, такой как сама Марья-царевна на языке вертела да главное Емелюшка для Марьюшки и себя хотел. Очень хороший дворец получился. Кругом – зеленый сад, цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец и сели у окошечка.

Смотрят они в дали далекие, чай пьют с вареньями и медами, о небывалой, новой вольной жизни беседуют.

Емеля говорит:

Ох Марьюшка! Как же скучен день до вечера когда делать нечего.

Да! Емелюшка так всегда, когда для себя живется то и сердце к труду рвется.

Марья-царевна расцвела, улыбается и спрашивает:

Емелюшка а нельзя тебе красавчиком стать? Сам аглицкую блоху подковал так и зубки себе вставь наперед. А не поправишь то не стану ни миловать, ни целовать.

Тут Емеля стал тужить, забедавал... Понял, что теперь просто да запросто, щуку не помянешь.

Да и говорит:

Ладно Марьюшка, шделаю.

И стал Емеля еще и дантистом да таким что ни в сказке сказать ни пером описать. Зубы справил, шепелявить перестал, первым парнем в царстве стал.

Говорит Емеля:

Отныне Марьюшка, все делать буду, только - по твоему велению! И... Моему разумению.

Молодец Емелюшка, ума тебе не занимать! А хотение... Я тебе, завсегда обеспечу.

Так они и жили не тужили.

Много ли мало ли времени прошло, решил царь свои владения осмотреть. А к тому времени, стал царь уже дряхлым и беззубым. Собрал царь слуг своих и поехал на охоту. Долго ли коротко ли ехал и вдруг увидел... стоит дворец где раньше ничего не было.

Спрашивает царь у слуг своих:

Это что же за невежа такой - щучий потрох, без моего высокого на то дозволения да на моей земле дворец поставил?

И послал узнать, спросить кто такие. Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

Кто же ты будешь таков, добрый молодец?

А помнишь дурачка, чудилу Емелю. Как приезжал к тебе на печи а ты велел его со своей дочерью в бочку посадить и в море бросить?

Я тот самый Емеля и есть, что и блоху подковал и самоходную печь собрал.

Нахмурился царь и говорит:
- Так это значит ты! ...Щучья башка?!

А Емеля ему отвечает:
- Вы, ваше величество говорите да не заговаривайтесь. Захочу! Такое наворочу – все ваше царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался и хитро так спрашивает:

Хочешь женится на моей дочери?... Емелюшка.

Да.
Марьюшка и счастье! И любовь моя.

Так, женись...

Царь сидит под нос себе бубнит:

Вот, ведь! ...щу - ка...

Встал царь из-за стола и говорит Емеле:

Отныне, будешь мне родней как щынок дорогой! Бери Мое Царство! Только...не губи.

Тут устроили пир - на весь Мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править Царством.

Вот и сказке конец а кто слушал, молодец!

Русские пословицы:

Когда человек верит в свои силы, в себя - он творец и рождает чудеса. Щука на то чтоб пескарь не дремал. У наших, само главное - чтоб мужик на печи не спал а хотел и желал. Если жизнь становится лучше, тогда и работа спорится. Взявшись за гуж, не говори что не дюж. Царство взял так умей владеть, только - не губи. Управлять, большое мастерство, что б всем стало хорошо. Хорошо жить в почете да ответ велик. Русский дух в культуре и воспитании. Свободы не хватает. Когда женушки бранят, тогда часто говорят: я ж тебе сказала, по человечески. Когда начальник требует выполнить прямо-противоположные поручения, нужно исполнить оба, как того требовал царь: - "...привези мне Емелю живого или мертвого".
Народ засмоленный живет, окованный железными обручами и люд ведь какой, мастеровой и с головой.

Сказка главному учит:

Как человек чего захочет так он о том и похлопочет. Захочет человек - на голой вершине цветы зацветут.
На всякое хотение имей время и терпение. Без хотения и труда не выловишь и рыбку из пруда.

Стремись хотеть! Мечтай, учись, читай. Цель ставь! Трудись и воплощай мечты. Верь в знания, в Себя!
Будь смелым, сильным и станешь сам свободным и счастливым! И Мир фантазий, явью станет для тебя.

Бывает и так. Порой других ругая - восхваляешь а восхваляя, сам себя ругаешь...

В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В семье своей Емеля считался человеком недалеким, да и к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что-то сделать по дому. Дело делать он соглашался, только если гостинец ему пообещают.

Как-то раз удалось поднять Емелю с печи и отправить его на речку за водой. Дело зимой было. Взял Емеля ведра и топор и пошел к реке. На реке он не только прорубь вырубил и воды набрал, но и сумел голыми руками щуку поймать. Щука оказалась не простой, а волшебной. Сказала она Емеле заветные слова, которые любое желание выполняют. Емеля тут же загадал, чтобы ведра с водой сами домой пошли.

Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся.

Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой кандидат в женихи не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе с царевной в бочке по морю отправили.

Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался.

Мимо дворца как-то царь проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал.

Таково краткое содержание сказки «По щучьему велению».

Герой сказки, простой крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.

В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.

Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — всё нет ничего! «Эх, — думает сам с собой, — доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри — придётся с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? — хозяйство большое, барыши сами в карман плывут. Видно, я богу не угодил; стану я с утра до вечера молиться, авось господь и смилуется». Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу — ужо вместо щей похлебаю». Взял ведерко, пошёл к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по божьему благословенью явись то-то и то-то — сейчас явится!» Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось — появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава тебе господи! Есть чем разговеться». Пошёл в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку.

На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идет с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына!» По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. «Признавайся, — говорит, — с кем согрешила?» А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: «И сама не ведаю, за что меня господь покарал!» Сколько царь ни допытывался, ничего не узнал.

Меж тем мальчик не по дням, а по часам растёт; через неделю уж говорить стал. Царь созвал со всего царства бояр и думных людей, показывает их мальчику: не признаёт ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Приказал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать всякого чина людям и женатым и холостым. Няньки и мамки понесли ребёнка по всем дворам, по всем улицам; ходили, ходили, он всё молчит. Подошли, наконец, к избушке бедного мужика; как только увидал мальчик того мужика, сейчас потянулся к нему ручонками и закричал: «Тятя, тятя!» Доложили про то государю, привели во дворец убогого; царь стал его допрашивать: «Признавайся по чистой совести — твой это ребёнок?» — «Нет, божий!» Царь разгневался, обвенчал убогого на царевне, а после венца приказал посадить их вместе с ребёнком в большую бочку, засмолить смолою и пустить в открытое море.

Вот поплыла бочка по морю, понесли её буйные ветры и прибили к далёкому берегу. Слышит убогий, что вода под ними не колышется, и говорит таково слово: «По щучьему веленью, по божьему благословенью распадись, бочка, на сухом месте!» Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. «Что, — спрашивает убогий, — знаешь теперь, какова жажда и голод?» — «Знаю!» — отвечает царевна. «Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!» Потом говорит убогий: «По щучьему веленью, по божьему благословенью стань здесь богатый дворец — чтоб лучше во всем свете не было, и с садами, и с прудами, и со всякими пристройками!»

Только вымолвил — явился богатый дворец; выбегают из дворца слуги верные, берут их под руки, ведут в палаты белокаменные и сажают за столы дубовые, за скатерти браные. Чудно в палатах убрано, изукрашено; на столах всего наготовлено: и вина, и сласти, и кушанья. Убогий и царевна напились, наелись, отдохнули и пошли в сад гулять. «Всем бы здесь хорошо, — говорит царевна, — только жаль, что нет никакой птицы на наших прудах». — «Подожди, будет и птица!» — отвечал убогий и тотчас вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть плавают на этом пруде двенадцать уток, тринадцатый селезень — у всех бы у них одно перо было золотое, другое серебряное; да был бы у селезня чуб на головке бриллиантовый!» Глядь — плывут по воде двенадцать уток и селезень — одно перо золотое, другое серебряное; на головке у селезня чуб бриллиантовый.

Вот так-то живёт царевна с своим мужем без горя, без печали, а сын её растёт да растёт; вырос большой, почуял в себе силу великую и стал у отца, у матери проситься поехать по белу свету да поискать себе невесты. Они его отпустили: «Ступай, сынок, с богом!» Он оседлал богатырского коня, сел и поехал в путь-дорогу. Попадается ему навстречу старая старуха: «Здравствуй, русский царевич! Куда ехать изволишь?» — «Еду, бабушка, невесты искать, а где искать — и сам не ведаю ». — «Постой, я тебе скажу, дитятко! Поезжай ты за море в тридесятое королевство; там есть королевна — такая красавица, что весь свет изъездишь, а лучше её нигде не сыщешь!» Добрый молодец поблагодарил старуху, приехал к пристани, нанял корабль и поплыл в тридесятое королевство.

Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю и стал за его дочь свататься. Говорит ему король: «Не ты один за мою дочь сватаешься; есть у нас ещё жених — сильномогучий богатырь; коли ему отказать, он всё моё государство разорит». — «А мне откажешь — я разорю!» — «Что ты! Лучше померяйся с ним силою: кто из вас победит, за того и дочь отдам». — «Ладно! Созывай всех царей и царевичей, королей и королевичей на честной бой поглядеть, на свадьбе погулять». Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника — снёс его буйную голову.

Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери. Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень — за одну утку можно полцарства дать! Отпировали гости и вздумали домой ехать; не успели они до пристани добраться, как бегут за ними скорые гонцы: «Наш-де хозяин просит вас назад воротиться, хочет с вами тайный совет держать».

Цари и царевичи, короли и королевичи воротились назад; выступил к ним хозяин и стал говорить: «Разве этак добрые люди делают? Ведь у меня утка пропала! Окромя вас некому взять!» — «Что ты взводишь напраслину? — отвечают ему цари и царевичи, короли и королевичи. — Это дело непригожее! Сейчас обыщи всех! Если найдёшь у кого утку, делай с ним, что сам знаешь; а если не сыщешь, твоя голова долой!» — «Хорошо, я согласен!» — сказал хозяин, пошёл по ряду и стал их обыскивать; как скоро дошла очередь до царевнина отца, он потихоньку и вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть у этого царя под полой кафтана будет утка привязана!» Взял, приподнял ему кафтан, а под полой как есть привязана утка — одно перо золотое, другое серебряное. Тут все прочие цари и царевичи, короли и королевичи громко засмеялись: «Ха-ха-ха! Вот каково! Уж цари воровать начали!» Царевнин отец всеми святыми клянётся, что воровать — у него и на мыслях не было; а как к нему утка попала — того и сам не ведает. «Рассказывай! У тебя нашли, стало быть, ты один и виноват». Тут вышла царевна, бросилась к отцу и призналась, что она та самая его дочь, которую выдал он за убогого замуж и посадил в смоляную бочку: «Батюшка! Ты не верил тогда моим словам, а вот теперь на себе спознал, что можно быть без вины виноватым». Рассказала ему, как и что было, и после того стали они все вместе жить-поживать, добра наживать, а лиха избывать.

Главные персонажи сказки - простой, глуповатый парень Емеля, который к тому же чрезвычайно ленив, и волшебная щука, которую поймал удачливый лоботряс и получил от нее магическую силу.

Как «удачливый лентяй» может быть Мастером Жизни?

Сказка «По щучьему веленью» обладает уникальным шифром, совершенно не свойственным другим русским народным сказкам. Она о Мастере Жизни. Как правило, в сказках читатель встречается с героями, когда они только в начале своего пути. Про прошлое же Емели ничего не известно, он уже Мастер Жизни, уверен в себе и в своей правоте. Он желает лежать на печи. И это первый код в повествовании. Печь – центральный элемент в русской избе, символ мощи и силы.

Далее Емеля в буквальном смысле «ловит удачу за хвост» . Он голыми руками выудил из проруби волшебную щуку. Он не отпустил ее просто так подобно старику из сказки о золотой рыбке. Емеля не отказывается от чудесных способностей, которые дарит ему щука, и считает, что он достоин этой удачи.

Об уникальности Емели говорит еще один код. Во многих сказках волшебные существа – это не просто помощники, это провокаторы . Иногда желания обращаются против заказчика. Если главный герой находится в начале своего эволюционного развития, то он просит материальные блага и не может остановиться из-за жадности. Что просит Мастер Жизни Емеля? Он заказывает облегчение своего сиюминутного труда: чтобы ведра сами носили воду, чтобы топор сам рубил дрова и т.д.

Заветные слова в первоначальном варианте сказки звучат так: «По щучьему веленью, по божьему произволению». Они были заменены в советское время. Теперь в различных источниках можно встретить фразу: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Код, который изначально содержался в этом заклинании, был сломан. В первом случае оно означало: «Я так хочу, и если это угодно миру, то пусть так будет». Во втором: «Я так хочу и точка». Мелкие желания Емели никому не приносят вреда, а для него это большое подспорье. Он точно знает, что попросить, что сделать, куда пойти. Он - Мастер Жизни.

Большое значение имеет то, как люди реагируют на проявления волшебства. Кто-то завидует, что у Емели так все легко получается, кто-то его ругает. Сани, которые наезжают на людей и давят их, в иносказательном смысле давят шаблонное мышление, мнения, которые мешают главному герою в достижении его целей. Мораль в том, что если ты выбрал правильную дорогу, вселенная поможет тебе ее пройти.

Какова главная мораль произведения?

Простой крестьянский сын Емеля оказался не таким уж тунеядцем и лоботрясом. Узнав волшебное заклинание, он проявил огромную фантазию, придумывая, как можно облегчить себе тяжелый труд.
В результате у него появился дворец, сам Емеля стал богатым красавцем. Царь, который до этого его сильно невзлюбил и даже хотел с ним расправиться, попросил у Емели прощения. После отдал ему царство и выдал за него свою дочь.

Мораль сказки «По щучьему веленью» в том, что счастье человека зависит от него самого. Для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему стремиться. Емеля хоть и слыл дурачком, но правильно воспользовался возможностями и все же смог добиться своего счастья.