Учебная программа художественный труд. Рабочая программа дополнительного образования по художественному и ручному труду «мастерская волшебников. Рабочая учебная программа


ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: образовательная программа учебного предмета

Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «СОШ №5» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ «СОШ №5» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
-
Категория обучающихся: дети в возрасте 5 – 7 лет.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 28 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: выполнение практических работ и их анализ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.
Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.
Основы программы:
-удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.
-учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.
-преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.
Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Характеристика программы.
Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.

Ожидаемый результат.
Общее количество часов – 28.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Формы контроля.
Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и словесного оценивания изделия.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

1.1 Цели и задачи программы
Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах,
ориентироваться в представленных рисунках.
Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом,
добываться выразительности образа,
пространственные ориентировки,
умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой,
внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в
совместной деятельности
Обогащать игровой опыт детей.

Работа с бумагой и картоном - 10 ч.
Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию.
Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Работа по изобразительному искусству – 9 ч.
и комбинированные работы
Задачи и учебные возможности:
Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.

Работа с пластилином – 9 ч.
Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины ученик должен
знать: - названия инструментов, приспособлений и правила работы;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;
- названия главных цветов.

Уметь: - правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,
ножницы;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками;
- разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;
- пользоваться простейшими приемами лепки;
- вырезать из бумаги детали;
- складывать бумагу по прямой линии;
- соединять детали;
- экономно разделять детали;
-доводить начатую работу до конца.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины
№ Тема Всего часов Кол-во часов Самостоя-
тельная
работа
теория практика
1 Волшебные цвета красок. Радуга. 1
2 Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша). 1
3 Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко. 1
4 Работа с красками. Рисование осеннего дерева. 1
5 Работа с пластилином. Лепка грибов. 1
6 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок. 1
7 Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев. 1
8 Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке. 1
9 Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик. 1
10 Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе. 1
11 Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок). 1
12 Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары. 1
13 Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой. 1
14 Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум. 1
15 Работа с пластилином. Налепка. Рыбка. 1
16 Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки. 1
17 Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка. 1
18 Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик. 1
19 Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи. 1
20 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка. 1
21 Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами. 1
22 Работа с пластилином. Налепка. Белочка. 1
23 Работа с красками. Друг детства (медвежонок). 1
24 Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок. 1
25 Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца. 1
26 Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка. 1
27 Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки. 1
28 Работа с пластилином. Налепка. Бабочка. 1
Итого 28

Тема 1.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги.
Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги.
Практическая работа: выполнение рисунка по образцу.

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.

Тема 2.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
Выполнение аппликации «рваной» бумагой.
Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай.
Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание.
Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа.
Форма организации занятия: в парах, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ.
.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов
.
Тема 3.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы.
Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров.
Практическая работа: выполнение по этапам
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: мир вокруг нас.
Техническое оснащение занятия: CD- диск с загадками про овощи и фрукты.

Тема 4.
Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины.
Основные понятия: пейзаж,
Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу
Методы проведения занятия: творческая работа, беседа
Форма организации занятия: групповая
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.

Тема 5.
Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок.
Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов
Практическая работа: выставка грибов
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: предметная выставка и слайды с изображением грибов.

Тема 6.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа. Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции
Практическая работа: выполнение работы с комментированием
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»

Тема 7.
Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы.
Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика
Практическая работа: экскурсия,
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений
Полный текст материала Программа "ИЗО и художественный труд" для курсов по подготовке детей к обучению в 1 классе смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 37 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по художественному и ручному труду
«МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Возраст воспитанников 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года
Разработала:

старший воспитатель

Кривоносова Е.И.

г. Керчь

2015г
I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная программа по художественному и ручному труду «Мастерская волшебников» разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровской, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рассчитана на возраст детей от 4 до 7 лет, срок реализации программы три года.

Программа по художественному и ручному труду направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и воспитание у детей интереса к разным видам художественной деятельности, стремление участвовать в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Данная программа ориентирована на среднюю, старшую, подготовительную группу, является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний в каждом занятии используется дидактическая игра или упражнение.
Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и находить применение создаваемым поделкам. Занятия спланированы так, что большая часть - поделок- это нужные в быту предметы и находят применение в игре, на занятиях, служат украшением.

Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:


  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Актуальность программы и в том, что развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Педагогическая целесообразность

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель и задачи программы
Цель программы . Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к художественному и ручному труду.

Задачи программы

1. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях дополнительного образования «Мастерская волшебников»
2. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
3. Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей анализировать образы поделок.
8. Развивать целеустремлённость в работе.
9. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
10. Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
12. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
Отличительной особенностью программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. Первое занятие в каждой группе - это создание волшебной палочки, которая сложнее предыдущей группе. В конце учебного года, на итоговом занятии, в награду и подтверждение его навыков ребёнок получает диплом волшебника волшебной мастерской и свою волшебную палочку. В средней группе детей называют «Маленькие волшебники», в старшей - «Просто волшебники», а в подготовительной группе - «Настоящие волшебники». Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества - солёное тесто, карамель, крашеная манка, поделки из круп, шоколада, губок, ниток, фольги, бисера, бус, страз и так далее.
Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.

Работа с педагогами:


  • Мастер-класс: «Изготовление поделок новогодней тематики»

  • Беседы

  • Семинары- практикумы: «Волшебная бумага»
Работа с родителями

  • Сбор материала для занятий

  • Папки раскладушки: «Бумага + творчество = оригами»

  • Информационные стенды: «Как воспитать творческую личность».

  • Консультации: «Что необходимо для изготовления поделок?», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия»

  • Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).

  • Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»

  • Семинары – практикумы: «Творите своими руками».

Формы и режим занятий

Продолжительность занятия составляет: в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.


Практическая работа детей

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Обсуждение
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и в поделках других детей, принимать и понимать интересы другого человека.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом создаваемом предмете, дидактические игры.


  1. Подготовка к занятию (установка на работу).

  2. Повторение пройденногоматериала (выявление опорных знаний и представлений):

  • повторение названия базовой формы;

  • повторение действий прошлого занятия;

  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

  1. Введение в новую тему :

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.), дидактические игры.

  • показ образца;

  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

  • повторение правил складывания.

  1. Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и
сформированности навыков);

  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Ожидаемый результат и способы определения их результативности

Средняя группа

Развивается творчество, изобретательность.

Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.

Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.

Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.

Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.

Учатся пользоваться ножницами, клеем.

Развивается деловое и игровое общение детей.

Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.

Овладевают различными приемами преобразования материалов.

Развиваются познавательные, конструктивные способности.

Развивается интерес к результату и качеству поделки.

Узнают свойства различных материалов;

Научатся работать с ножницами и клеем.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Развивается мелкая моторика рук.


Старшая группа

Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).

Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).

Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.

Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.

Формируется стремление к совместной деятельности.

Формируются навыки коммуникативного, делового общения.

Продолжает формироваться умение пользоваться инструментами и материалами для труда.

Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Подготовительная группа
Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.

Продолжает формироваться умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах.

Сформированы навыки пространственной ориентации.

Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.

Осваиваются разные виды конструкторов, формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача).

Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.

Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн-деятельности.

Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).

Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.

Приобщаются к дизайну(к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).

Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения.

Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.

Развита поисковая деятельность.

Умеют анализировать поделку.

Сформировано положительное отношение к труду.

Развиты конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Рука подготовлена к письму.

Определение результативности.

Таблица для педагогического обследования по ручному труду


п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, вырезать)

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

нитки

тесто

бросовый

Программа факультатива

«Художественный труд»

для 5-9 классов

Составитель:

учитель Кривинкова И.И.

г. Усть-Каменогорск

Пояснительная записка.

Для гармоничного разностороннего развития личности необходима возможность реализации уникальных способностей человека, подготовка учащихся к жизни и их адаптация, формирование у них функциональной грамотности и ключевых компетенций, овладении необходимыми умениями и навыками, которые позволили свободно ориентироваться в условиях рыночных отношений. Поэтому в практической работе школы построена своя собственная модель адаптивной системы.

Усвоение программы данного факультатива позволит учащимся углубленно и расширенно изучить народные промыслы, дизайн и конструирование. Этот курс опирается на знания и умения, сформированные при изучении технологии и изобразительного искусства. Основное внимание здесь уделяется созданию творческих проектов, панно, изделий для быта и моделирования. Факультатив нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, привитие навыков самостоятельной работы. Ученики должны познать красоту народного искусства и природы, использовать её дары для художественной деятельности, развивать творческое мышление, потребность в труде.

Вся программа рассчитана на 34 занятия продолжительностью по 1 часу. Занятия строятся по схеме: теория + практика, при этом большую часть времени занимает выполнение практической работы.

Для учащихся предполагаются следующие виды деятельности :

Анализ готовых изделий и конструкций;

Сообщения в устной форме и в виде электронной презентации;

Практические работы;

Творческие работы и проекты.

При выполнении творческих заданий и проектов ученики будут пользоваться различными источниками информации:

Народные творчество, наглядные таблицы, специальная литература;

Получат навыки рукоделия, оценки и самооценки результатов художественного труда.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА:

Развитие творческих способностей учащихся и формирование коммуникативных навыков работы в области народных, прикладных дизайнерских программ.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА:

1. Сориентировать педагогов на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на основе адаптивного образования, знания его индивидуальных способностей и возможностей, образовательных потребностей и функциональной грамотности.

2. Привитие учащимся эстетических навыков художественного труда в своей учебной деятельности как средства саморазвития и самореализации.

3. Пробуждение и развитие у учащихся интереса к углубленному изучению материала, предоставление возможности творческого самовыражения, постижения коммуникативной культуры и понимание роли художественного труда в жизни общества, развитие представлений о его роли и месте в современной научной картине мира;

4. Сформировать навыки публичного выступления при защите проектов.

5. Развивать прикладные навыки работы с различными материалами и знакомство с произведениями народных мастеров.

Актуальность факультатива состоит в том, что на сегодняшний день в программе школьного курса технологии нет тем, связанных с изучением творчества народов мира, дизайна и конструирования, хотя указанная программа вызывает большой интерес у учащихся. Это связано с тем, что художественный труд помогает расширить кругозор, развить навыки и умения в изготовлении изделий.

Предлагаемая программа факультатива «Художественный труд » для учащихся 5-9-х классов решает эту проблему. Знания, полученные при изучении прикладного курса «Художественный труд», учащиеся могут использовать при создании сувениров, подарков, конструкций. Знания и умения, приобретённые в результате освоения этого курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области творческого моделирования, плетения, конструирования, создания изделий народного промысла.

Новизна программы факультатива заключается в подходе - в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической деятельностью учащихся. Настоящая программа предлагает содержание данного учебного курса для совместного обучения девочек и мальчиков в 5-9 классах и составлена на основе принципов интеграции и преемственности.

Усвоенные теоретические и практические материалы курса помогут реализовать творческие замыслы, развить стремление к самообучению, к самостоятельному и творческому применению знаний и навыков работы с различными материалами, используя технологии и, возможно, сделать осознанный выбор профессии. Практические занятия разнообразны по своим задачам, методике проведения, приемам подачи учебного материала; направлены на активизацию учащихся.

Выявление динамики интереса:

Диагностика на первом и последнем занятиях;

Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФАКУЛЬТАТИВА:

Метод проектов;

Личностно-ориентированное обучение;

Работа в группах;

Технология проблемного и адаптивного обучения.

В результате обучения, учащиеся должны овладеть знаниями:

О технологии изготовления народного промысла;

Об основных этапах работы в создании изделий, конструкций, модели;

О способах работы и обработки материала.

Освоив прикладной курс, ученики должны уметь :

Создавать конструкции, модели, сувениры, предметы быта и изделия;

Составлять проекты и выступать с защитой творческой работы;

Работать со всеми предоставленными материалами и инструментами.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Форма итоговой отчётности – зачёт за полугодие по теоретическим и практическим знаниям, презентация «Портфолио выполненных работ».

Ученик получает зачёт при условии выполнения обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Баллы могут быть добавлены за выполнение любого из следующих дополнительных условий:

Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательного;

Инициативная работа во время занятий;

Самостоятельная работа (проект), выполненный в школе или за её пределами (конкурс, выставка, смотр и т.п.).

Вся программа рассчитана на 34 занятиях продолжительностью по 1 часу (34 учебных часа), содержит список рекомендуемой для организации занятий литературы.

Распределение часов по классам (34 часов - 1 час в неделю)

Типы уроков

Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.

Конструирование и моделирование.

От класса к классу базовое содержание каждого блока усложняется, обновляется с учётом возрастных возможностей, психологических и физиологических особенностей учащихся.

5 класс

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми

Понятие о народном искусстве. Виды орнаментов: ленточный, замкнутый. Общие сведения о тканях. Техника плетения из бумаги, бисера, изонить. Использование элементов декоративно-прикладного искусства: элементы аппликации, работы с кожей. Виды нитей: мулине, х/б, шерсть. Виды народной скульптуры: круглая, рельеф. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон, стек, доска для лепки.

Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань. А так же кожа ткань, мех, кожа, синтепон, пластилин, бумажная масса.

Наглядность: Образцы тканей. Образцы плетений и швов изонити. Инструкционная карта. Образцы изделий.

Демонстрация: Деформация кожи.

Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства: элементы вышивки изонить, аппликация. Объёмные изделия. Изготовление по шаблону узоров кошкар муиз, кус канаты из кожи, пришивание к сувенирным изделиям. Изготовление бытовых предметов.

Раздел 2. Конструирование и моделирование.

Понятие о конструировании. Техника конструирования: квилинг, бумажная пластика, природный материал, оригами, моделирование, коллаж. Расширить знания о возможностях художественных материалов и их свойствах. Приёмы объёмных форм: сминание, скручивание, изгибание, сгибание, гофрирование. Склеивание поверхностей. Общие понятия о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Построение простых чертежей изделий. Составление и прочтение простейших схем конструкций. Проект. Техника безопасности.

Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал, проволока.

Инструменты:

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Демонстрация:

Практическая работа: Выполнение объёмных работ, пластических конструкций. Техника конструирования: квилинг, бумажная пластика, природный материал, оригами, моделирование, коллаж.

Раздел 3. Дизайн.

Понятие о дизайне. Дизайн в декоративно – прикладном искусстве и в изготовлении предметов быта. Правила выполнения дизайна.

Материалы: Бумага, картон, картонные коробки, пластик, деревянные палочки. Проволока, лампочки, шерстяные нити, ракушки, бусины, пуговицы, калька.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей – карандаш. Клей «Момент», резак, линейка, лекало, шаблон, игла.

Демонстрация: Способы выражения дизайна.

Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Объёмные изделия. Изготовление бытовых предметов. Детская площадка.

Учащиеся 5 класса должны знать:

    Основные сведения об истории и особенностях национального искусства, о видах народного искусства.

    Основные законы дизайна.

    Основные законы конструирования - построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.

    Особенности свойств материалов: бумага, ткань, нитки.

    Технику безопасности при работе с определёнными инструментами.

    Организацию рабочего места.

Учащиеся 5 класса должны уметь:

    Различать виды материалов и способы их использования;

использовать нужные инструменты;

    Определять экологические свойства искусственных и натуральных волокон;

    Различать основы ремесел;

    Различать многообразие видов деятельности и профессий;

    Выполнять графические изображения (эскизы, чертежи)

10.Ухаживать за комнатными растениями;

11.Применять инструкции по технике безопасности;

12.Соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;

13.Правильно организовывать рабочее место.

6 класс

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми .

Понятие о народном искусстве. Национальный орнамент. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Виды плетения. Техника плетения из бисера, кожи, проволоки. Дизайн национальной одежды. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, лекало, шаблон, доска.

Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа ткань. А так же мех, синтепон.

Демонстрация: Теснение ткани.

Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Изготовление бытовых предметов. Конструирование объёмных конструкций. Выполнение дизайна национальной одежды. Объёмные изделия.

Раздел 2. .

Виды конструирования. Техника конструирования: оригами, моделирование. Способы объёмного изображения. Возможности художественных материалов и их свойства. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Составление и прочтение схем конструкций. Возможности художественных материалов и их свойства. Проект. Техника безопасности.

Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал. А так же проволока, пластиковые трубочки.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, лекало, шаблон, игла.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Демонстрация: Способы изображения объёмно-пластических конструкций. Практическая работа:

Раздел 3. Дизайн .

Виды дизайна. Способы выполнения. Правила работы над дизайном. Объёмно – пространственные формы дизайна. Техника безопасности.

Материалы: Цветная бумага, картон, картонные коробки, пластик. Проволока, лампочки, шерстяные нити, ракушки, бусины, пуговицы, калька.

Инструменты: Нитки, иголка, щётка, лейка, рыхлитель и распылитель для комнатных растений. А так же салфетки, ножницы, линейка, карандаш, шило, молоток, гвоздь. Клей «Момент».

Демонстрация: Виды дизайна.

Практическая работа: Органайзер. Воздушный мобиль. Изготовление бытовых предметов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 6 класса должны знать:

    Историю и особенности национального искусства, изготовление сувениров.

    Теоретические основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.

    Основные законы дизайна.

    Особенности свойств материалов: глина, картон, линолеум, бумага и т. д.

    Правила композиции в дизайне и ДПИ.

    Технологию плетения из бумаги, газеты, проволоки и др.;

    Организацию рабочего места.

Учащиеся 6 класса должны уметь:

    Изготавливать несложные изделия декоративно-прикладного искусства из различных материалов с учетом национальных и региональных особенностей;

    Составлять описание внешнего вида изделий;

    Составлять описание внешнего вида изделий;

    Обслуживать себя – пришить пуговицу, заштопать вещи и т.д.;

    Применять полученные умения и навыки для самостоятельного творчества.

10.Создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия; применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;

11.Применять технологию обработки различных материалов;

12.Ухаживать за комнатными растениями;

7 класс

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми декоративно - прикладного искусства.

Понятие о народном искусстве. Специфика и народные промыслы. Национальный орнамент. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Виды плетения: техника плетения из кожи, газеты, проволоки. Декорирование орнаментов. Национальные бытовые предметы. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.

Инструменты:

Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа. А так же ткань, мех, кожа, синтепон, гипсовый бинт.

Демонстрация: Формы плетения.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Изготовление бытовых предметов. Плетение из газеты. Объёмные изделия.

Раздел 2. Конструирование .

Виды конструирования. Техника конструирования: оригами, моделирование, природный материал. Возможности художественных материалов и их свойства. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Составление и прочтение схем конструкций. Знания о возможностях художественных материалов и об их свойствах. Архитектурные стили. Способы объёмного изображения. Проект. Техника безопасности.

Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, проволока. А так же пластиковые трубочки, макаронные изделия и семена.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, лекало, шаблон, игла.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Демонстрация: Способы изображения объёмно-пластических конструкций.

Практическая работа: Выполнение объёмных работ, пластических конструкций. Техника конструирования: природный материал, оригами, моделирование, коллаж.

Раздел 3 . Дизайн .

Дизайн в декоративно – прикладном искусстве. Способы выполнения объёмно – пространственных изделий. Художественный дизайн. Техника безопасности.

Материалы: Пуговицы, картон, цветная бумага. Стеклянная бутылка, лоскутки ткани, шнур, кожа, газеты.

Инструменты: Нитки, иголка, ножницы, клей – карандаш, клей – момент «Кристалл». Клей ПВА, коктейльные трубочки.

Демонстрация: Способы объёмно – пространственного дизайна.

Практическая работа: Сувениры: ваза, деревенский домик, снежинка.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 7 класса должны знать:

    Особенности национального искусства, изготовление сувениров.

    Основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.

    Основные законы дизайна, способы решения.

    Особенности составления панно.

    Технологию плетения из бумаги, газеты, проволоки, фольги и др.;

    Технологию декорирования тканью и кожей.

    Способы реставрации изделий.

    Способы создания скульптуры.

    Правила техники безопасности при работе с инструментами.

    Организацию рабочего места.

Учащиеся 7 класса должны уметь:

    Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;

    Составлять описание внешнего вида изделий;

    Правильно использовать нужные инструменты;

    Изготавливать несложные изделия декоративно-прикладного искусства из различных материалов с учетом национальных и региональных особенностей;

    Выполнять оформительскую работу - декорации;

    Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;

    Составлять описание внешнего вида изделий;

    Подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);

    Создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия;

10.Применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;

11.Применять графические модели, эскизы, чертежи, символы в проектной и исследовательской деятельности с использованием современных графических компьютерных технологий;

12.Применять технологию обработки различных материалов;

13.Применять инструкции по технике безопасности;

14.Соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;

15.Правильно организовывать рабочее место.

8 класс

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми декоративно - прикладного искусства .

Понятие о народном искусстве. Специфика и народные промыслы. Национальные бытовые предметы. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Техника плетения из кожи, проволоки. Объёмная аппликация. Узоры на коже. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон.

Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа, ткань. А так же мех и синтепон.

Демонстрация: Способы изготовления цветов.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства: элементы вышивки, аппликация. Изготовление бытовых предметов. Изделия из шнура. Объёмные изделия.

Раздел 2. Конструирование и моделирование .

Виды конструирования. Техника конструирования: природный материал, моделирование. Возможности художественных материалов и их свойства. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Составление и прочтение схем конструкций. Знания о возможностях художественных материалов и их свойств. Архитектурные стили. Способы объёмного изображения. Оформление школы. Проект. Техника безопасности.

Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал. А так же проволока, пуговицы и бусины, потолочная плитка, пойетки, спичечные коробки.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, лекало, шаблон, игла нитки, салфетки.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Демонстрация: Способы изображения объёмно-пластических конструкций.

Практическая работа:

Раздел 3 . Дизайн .

Дизайн замкнутой объёмной композиции, барельеф, роспись по батику.

Материалы: Солёное тесто, шнур, краски по ткани. Пряжа, бусины и бисер, прищепки, жестяная банка.

Инструменты: Ножницы, стеки, клей ПВА и клей момент «Кристалл», кисти.

Демонстрация: Виды оклеивания.

Практическая работа: Поделки из шнура, объёмные цветы, прорезной рельеф, кукла, батик.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 8 класса должны знать:

    теоретические основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.;

    основные законы дизайна;

    историю и особенности национального искусства, изготовление сувениров;

    особенности свойств материалов: глина, картон, линолеум, бумага и т. д.;

    правила техники безопасности при работе с инструментами;

    правила композиции в дизайне и ДПИ;

    способы украшения интерьера жилых помещений;

    особенности составления коллажей и панно;

    технологию плетения из бисера, бумаги, газеты, проволоки и др.;

10.технологию декорирования тканью и кожей.

Учащиеся 8 класса должны уметь:

    подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);

    создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия;

    применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;

    применять графические модели, эскизы, чертежи, символы в проектной и исследовательской деятельности с использованием современных графических компьютерных технологий; понимать основы научной организации труда; использованием традиционных и современных графических компьютерных технологий;

    применять основы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности

    понимать основы научной организации труда;

    уметь организовать рабочее место;

    применять индивидуальные средства защиты и гигиены;

    применять инструкции по технике безопасности;

9 класс

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми декоративно - прикладного искусства .

Народное искусство и народные промыслы. Национальные бытовые предметы. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Панно в народном стиле. Батик, барельеф.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон, кисти.

Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа, ткань. Солёное тесто, фольга, бусины, краски по ткани, перья, прищепки. Жестяная банка, гофрированная бумага, быстросохнущий пластилин.

Демонстрация: Способы изготовления панно.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Изготовление бытовых предметов. Изделия из шнура. Объёмные изделия.

Раздел 2. Конструирование и моделирование .

Виды конструирования. Техника конструирования. Технический рисунок, эскиз и чертеж. Составление и прочтение схем конструкций. Возможности художественных материалов и их свойства. Творческое моделирование. Способы объёмного изображения. Оформление школы. Проект. Техника безопасности. Квилинг.

Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал. А так же проволока, пуговицы и бусины, пойетки.

Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, лекало, шаблон. Игла нитки, салфетки, скотч.

Наглядность: Образцы готовых изделий.

Демонстрация: Способы изготовления животных - квилинг.

Практическая работа: Выполнение объёмных работ, пластических конструкций. Техника конструирования: квилинг, бумажная пластика, природный материал, оригами, моделирование. Оформление школы к празднику. Плетение из газет.

Раздел 3 . Дизайн .

Творческое моделирование. Поделки из пуговиц, дизайн панно, предметы быта. Техника безопасности.

Материалы: Картон, пуговицы, бусины и бисер, пластик, акриловые краски и краски по ткани.

Инструменты: Пряжа, иголка, ножницы, резак, линейка, циркуль. Клей – карандаш, клей момент «Кристалл», клей ПВА.

Демонстрация: Виды оклеивания.

Практическая работа: Поделки из пуговиц, пластиковой бутылки, изготовление подставки, магнит на холодильник, батик.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 9 класса должны знать:

1.основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.;

2.законы дизайна;

3.особенности национального искусства, изготовление сувениров;

4.свойства материалов: глина, картон, линолеум, бумага и т. д.;

5.правила техники безопасности при работе с инструментами;

6.правила композиции в дизайне и ДПИ;

7.способы украшения интерьера жилых помещений;

8.особенности составления панно;

9.технологию декорирования тканью и кожей.

11.способы реставрации изделий.

12.способы создания скульптуры.

13. организацию рабочего места.

14.технику безопасности.

Учащиеся 9 класса должны уметь:

1.подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);

2.создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия;

3.применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;

4.применять графические модели, эскизы, чертежи, символы в проектной и исследовательской деятельности с использованием современных графических компьютерных технологий; понимать основы научной организации труда; использованием традиционных и современных графических компьютерных технологий;

5.применять основы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности

6.понимать основы научной организации труда;

7.уметь организовать рабочее место;

8.применять индивидуальные средства защиты и гигиены;

9.применять инструкции по технике безопасности;

10.соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;

11.Правильно организовывать рабочее место.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Г.Чимекеева, М.Ирсимбетов.

Д.Альмагамбетова, Т.Амреева, А.Копнинов.

4. «Всё из бумаги» Г.И. Перевертень

5. «Самоделки из разных материалов» Г.Перевертень.

6. «Творческое моделирование» О.Медведева.

7. «Ою» С.Толенбаев.

8. «Мягкие игрушки и марионетки» И.Грей.

9. «Mein buntes Bastelbuch » A.Barti. S.Becker. V.Weber….Germany

10. «Бисер» М.Лукина.

11. «Рукоделие и конструирование» Мэри Энн Ф. Коль.

12. «Всё пригодится» Д.Грин.

13. «Шитьё из лоскутков» Мэри Энн Грин.

14. «100 поделок из природных материалов» И.В. Новикова, Л.В. Базулина.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Учебник по Технологии 5 класс. К.Устемиров, Б.Калназаров,

Г.Чимекеева, М.Ирсимбетов.

2. Учебник по Технологии 6 класс. К.Устемиров, Н.Адамкулов,

Д.Альмагамбетова, Т.Амреева, А.Копнинов.

3. Учебник по Технологии 7 класс. К.Устемиров, Н.Адамкулов,

Д.Альмагамбетова, Т.Амреева, А.Копнинов.

4. Учебник по Технологии 8 класс. К.Устемиров, Б.Калназаров,

Г.Чимекеева, М.Ирсимбетов.

5. «100 поделок из природных материалов» И.В. Новикова, Л.В. Базулина.

6. «Самоделки» Г.И. Перевертень.

7. «Кружок изготовления игрушек - сувениров» О.С. Молотоборова.

8. «Всё из бумаги» Г.И. Перевертень.

Сайты:

www.razumniki.ru/trafaret.html трафареты.

http://subscribe.ru - бумажная пластика. http://www.profi-centr.r u

http://fotofilmi.ru , http://www.youtube.com/watch?v=bSSpeNXXQgs

http://subscribe.ru - бумажная пластика.

http://www.profi-centr.r u

http://vk.com/album-11506409_98723112

Учебно-тематический план

5 класс-34 часа

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Прак-тика

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми

Ловец снов . Основы плетения: перекрёстное плетение.

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Панно. Изонить, вышивка.

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Шкатулка. Овладение навыками технологии теснения.

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Жастык (подушка). Аппликация из ткани орнаментами животного происхождения.

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

Кольцо. Понятие о технологии плетения бисером

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 2. Конструирование. 12 часов.

Цветы. Формирование умений и навыков в технике Квилинг.

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Органайзер. Самостоятельная работа. Композиция из картонной молочной коробки.

Объяснение технологии,

практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Детская площадка. Коллективная работа. Архитектурный дизайн.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Волшебная коробка по темам казахских сказок. Составление схемы-конструкции и выполнение сказочной композиции внутри коробки.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Раздел 3. Дизайн.6 часов.

Ваза. Работа с тканью (обтягиваем форму, вырезаем узоры). Украшение изделия.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Декоративная плитка. Рельеф композиции (для кухни, ванной комнаты)

Практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Скарп. Комбинированные открытки (ткань, бумага, пуговицы)

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Учебно-тематический план

6 класс-34 часа

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Прак-тика

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми декоративно - прикладного искусства.16 часов.

Осенние деревья . Объёмная композиция из ткани, картона и пуговиц.

Практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Национальный костюм. Аппликация из ткани.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Медвежонок. Технология изготовления ниточных бубонов и шаров.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Шкатулка. Технология плетения из газет.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Стакан. Работа с кожей. Декоративное оформление.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 2. Конструирование. 11 часов.

Органайзер. Композиция из банки и прищепок, декор национальными узорами.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Ночник. Совершенствование архитектурных навыков и умений.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Птица. Техника оригами.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Снежинки. Трубчатое соединение конструкции снежинки.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Открытка. Комбинированная композиция (кирпичная стена, принт)

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 3. Дизайн.7 часов.

Подсолнух. Объёмная комбинированная картина.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Воздушный мобиль. Композицияиз ритмичных предметных форм.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Учебно-тематический план

7 класс-34 часа

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Прак-тика

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми

Ваза. Объёмная композиция из ткани, картона, украшение национальными узорами.

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Корзина. Технология плетения из газет.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Ключница. Объёмная композиция (из гипсового бинта).

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Орнамент. Технология ажурных орнаментов из кожи.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 2. Конструирование. 11 часов.

Черепаха. Композиция из пластика и картона.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Город.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Животные. Техника оригами.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Открытка скарп. Комбинированная композиция.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Додекаэдр. Трубчатое соединение конструкции.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 3. Дизайн.9 часов.

Сельский домик. Декорирование бутылки.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Коробка для подарков.

Сборная объёмная схема конструкции.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Торсык. Объёмное изделие из кожи.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Учебно-тематический план

8 класс-34 часа

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Прак-тика

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми декоративно - прикладного искусства.14 часов.

Цветы розы. Объёмная композиция из листьев деревьев.

Объяснение технологии. Практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец

Панно в народном стиле. Выкладывание ажурного орнамента при помощи верёвки.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Жар-птица. Рельеф. Декоративная скульптура.

Практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Рельеф. Прорезной рельеф из потолочной плитки, декорирование.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Батик. Роспись по ткани.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 2. Конструирование. 11 часов.

Открытка скарп.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Фигуры. Моделирование.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Телега с цветами. Композиция из картона.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Органайзер. Конструкция из металлических банок.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 3. Дизайн.9 часов.

Город будущего. Коллективная работа. Совершенствование архитектурных навыков и умений.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Фенечки.

Плетение из кожи.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Сказка.

Коллективная работа.

Бумажная пластика.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Учебно-тематический план

9 класс-34 часа

Название темы

Всего часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Прак-тика

Раздел 1. Технология художественного рукоделия с элемента ми декоративно - прикладного искусства.14 часов.

Топиарий. Объёмная композиция из цветов.

Объяснение технологии. Практическая работа

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Звезда. Выкладывание ажурного орнамента при помощи пуговиц.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон

Панно в народном стиле. Декоративная композиция из бросового материала.

Практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Магнит на холодильник. Композиция из быстросохнущего пластилина, декорирование.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Батик. Роспись по ткани.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 2. Конструирование. 10 часов.

Открытка скарп «Машина». Оформление и украшение в народном стиле.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Фигуры. Моделирование.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Животные. Композиция из бумаги. Квилинг.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Юрта. Конструкция из проволоки и синтепона.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Раздел 3. Дизайн. 10 часов.

Панно. Композиция из шерстяной нити.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец

Клоуны.

Коллективная работа.

Бумажная пластика.

Объяснение технологии,

практическая

Конспект,

практическое задание, образец, шаблон