Вечеринка в стиле Бал-маскарад: сценарий, наряды, оформление и конкрусы. Великие оперы:"Бал-маскарад" Д.Верди - Калейдоскоп — LiveJournal Балл маскарад

Впервые опера была представлена на суд зрителей в Риме 17 февраля 1859 года в театре «Аполло».

В основу произведения лег текст Огюстина Эжена Скриба, который писал для Даниеля Обера, положившего его на музыку для оперы «Густав III, или Бал-маскарад». Джузеппе Верди написал произведение на либретто Антонио Сомма в трех действиях. На сайте клуба «Орфей» вы можете совершенно бесплатно послушать любимые арии онлайн.

События происходят в Бостоне в 18 веке.

I действие

Первая сцена начинается с вступления, которое представлено несколькими главными линиями произведения. Хор воспевает графа Ричарда, губернатора Бостона, здесь весь двор, и вот юный паж Оскар провозглашает о прибытии правителя. Он занят просмотром правительственных бумаг, в числе которых и список приглашенных на бал-маскарад. Имя его возлюбленной Амелии тоже среди гостей. Роберт исполняет арию о своей любимой «Вновь хоть на миг моя любовь» («La rivedro nell estasi»),никто эту мелодию не слышит за исключением зрителей в зале, но это и к лучшему, ведь Амелия замужем за

другом Ричарда Ренато. В это время заговорщики строят планы о покушении на Роберта, и об этом Ренато пытается напомнить своему другу в арии «Помни, граф, с твоей судьбою». Но граф не обращает внимания на тревожное известие. Появляются судьи, в их руках указ, который имеет отношение к ведьме Ульрики, и его должен подписать Ричард. Вернувшись, паж пытается вступиться за колдунью (демонстрируя виртуозное исполнение арии «С ней звезда заодно»).

Ричард находит в этом повод повеселиться и приглашает всех присутствующих присоединиться к нему во время визита к ведьме, и даже Самуэль и Томазо, заговорщики, надеются при этом осуществить задуманное.

Вторая сцена. Большая толпа наблюдает, как Ульрика варит зелье перед своей хижиной и приговаривает заклинание «Царь преисподней мне явись». Сильвано, матрос, спрашивает, получит ли он когда нибудь заслуженное им жалование, и колдунья отвечает ему, что получит. Переодетый до неузнаваемости Ричард незаметно подкладывает в карман матросу деньги. Все радуются, когда Сильвано неожиданно находит в своем кармане деньги.

Слуга Амелии уговаривает ведьму, чтоб она тайно приняла его хозяйку. Когда девушка приходит, она рассказывает колдунье о своих чувствах к Ричарду и просит, чтоб Ульрика помогла избавиться от запретных чувств. Колдунья обещает помочь девушке, но та должна в эту же ночь пойти на пустырь, где проводят казни и собрать волшебную траву, и непременно Амелия должна быть одна. Но Ричард притаился в хижине и подслушал разговор, и мы понимаем, что граф тайно последует за девушкой.

Весь двор, за исключением переодетого Ричарда возвращается, он поет замечательную баркаролу «Скажи, не грозит ли мне буря морская» и упрашивает колдунью поворожить о будущем. Увидев по руке, что перед ней стоит аристократ, Ульрика отказывается гадать, но после настойчивых уговоров соглашается. Она предсказывает скорую гибель графу, и убьет его тот, кто первым пожмет руку Ричарда, то есть его друг. Молодой человек воспринимает это как злую шутку, и просит, чтоб кто ни будь, пожал ему руку, но никто не соглашается. Но Ренато ничего не известно о предсказании, и войдя, он пожимает руку своему другу. После этого Ричард рассказывает ведьме, кто он на самом деле и говорит ей, что ей можно остаться в стране, потому что ее предсказания неправдивы. Хор восхваляет графа, истинного сына Англии.

II действие

События разворачиваются поздно ночью среди скал. Впереди холм с виселицами, которые освещает луна. Амелия дрожит от страха, но ей необходимо нарвать волшебную траву, и она полна решимости. Сетуя на свою запретную любовь, она, все-таки, выполняет задуманное. Девушка, уже заканчивая свое тайное дело, замечает приближающегося человека, поначалу испугавшись, она узнает Ричарда, который уговаривает отказаться Амелию от задуманного. Но девушка тверда в своем выборе, и говорит, что вернее друга, чем Ренато у графа нет, а ведь он ее муж, и Ричард уступает. Замечая приближающуюся фигуру, Амелия прячет лицо, накидывая капюшон, это Ренат идет к ним, граф просит проводить девушку в город, но говорить Ренат с ней не должен.

Ричард удаляется, и самое время - появляются недруги, которые задумали убить губернатора - Самуэль и Томазо. Они злятся, увидев вместо Роберта его друга, и язвят в адрес девушки. Ренат в негодовании обнажает шпагу, а девушка встает между противниками и вуаль падает с ее лица. Узнав жену, Ренат в корне меняет свое мнение о друге и встает на сторону заговорщиков.

III действие

Первая сцена. Негодующий Ренато возвращается с Амелией домой, он убежден, что жена изменница, и прощением может быть только ее смерть. Никакие объяснения не действуют на обиженного мужа, и девушка просит в последний раз обнять их сына.

Амелия уходит, пока ее нет, входят заговорщики, каждый из них жаждет нанести смертельный удар графу и они решают тянуть жребий. Входит Амелия, и с сарказмом ее муж требует выбрать, кто из присутствующих нанесет смертельную рану. Девушка вытаскивает листок и видит имя своего мужа. В звучащем квартете слышно чувства каждого действующего персонажа. Присоединяется новый голос, это входит Оскар, паж, он принес приглашение на бал.

Вторая сцена. Вечер перед балом. Граф Ричард один, он принимает решение отослать Ренато и Амелию в Англию, возможно, так они обретут душевный покой. Ричард получает анонимную записку, где его просят не появляться на празднике, но графа нелегко напугать и он отправляется на бал.

Третья сцена. Без перерыва сменены декорации, и мы оказываемся на балу. Гости в масках, но одной маске Оскар передает записку с предупреждением о

готовящемся покушении. Амелия находит графа во время танца и, меняя голос, тоже предостерегает о заговоре. Узнав любимую, Ричард поведал ей о решении отправить ее с мужем в Англию. Подслушавший их Ренато с победным возгласом вонзает кинжал в грудь своему сопернику. Умирающий граф прощает своего друга и передает подписанный указ о возвращении Ренато и Амелию в Англию. Конец оперы сумрачен, все в скорби о смерти графа, Ренато раскаивается, убитые горем Амелия и Оскар, потрясены заговорщики.

Степень сложности подготовки


высокая

Декор


свечи, гирлянды, бархат, маски, цветочные композиции

Цветы


белые и темно-красные розы, фиолетовые тюльпаны, зеленый и белый бульденеж

Музыка


Бах, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукс, Перселл
Цвета

Фиолетовый, зеленый, золотой, серебряный, черный, красный, белый, бордовый, пурпурный

Угощения

Медальоны из говяжьей вырезки, салат с морепродуктов, курица с розмарином, французский хлеб, пирожные, печенье, торт, фрукты, шампанское

Тематические развлечения

Танцы, аукцион, прогулка, игра «Театр», танцевальные карты, голосование за лучший костюм, фотосессия

Идея тематической вечеринки бал - маскарад

Идея бал-маскарада заставляла быстрее биться сердце, и течь в венах кровь начиная с 16 столетия. Какой-то умный (или слишком влюбленный) француз придумал прийти на королевский бал в маске. Немного позже маска стала символом равенства богатых и бедных, умных и глупых, мужчин и женщин. В принимали участие лишь пестрые птицы без пола, возраста, даже, порой, голоса. Это была идеальная среда для вероломных интриг, сплетен, и, конечно же, запретной любви. А еще - человек в маске мог позволить себе быть другим. Одним маска помогала победить комплексы, а другим, напротив, позволяла тщательно скрыть свою развратную сущность. Истинное «Я» оставалось, где то там, в свете полдня. В полумраке же маскарадного бального зала рождался новый человек, который писал свою, загадочную историю. Так какой же будет загадочная история вашего праздника? Начинаем планировать вечеринку!

ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРИНКЕ БАЛ - МАСКАРАД

1. Выбор темы маскарада

Выбор темы зависит от нескольких факторов. Прежде всего, вашего общего виденья праздника и предпочтений. Вот несколько опробованных на практике предложений:

Mardi Gras

(тематический для почитателей ярких цветов и красок, перьев, бурного веселья и танцев)


Призрак оперы

(более сдержанный праздник в духе викторианской величественной эпохи, с классической музыкой и соответствующим теме драматизмом)

Аристократический бал 18 столетия

(роскошное мероприятие, главным акцентом которого является помпезность нарядов, множество драгоценных украшений, изысканные кушанья)

Старый Голливуд

(мир гламура светской тусовки, представители которой кокетливо прикрывают взгляд изысканной маской)

Кроме того, на выбор темы может повлиять и место проведения праздника (для викторианского бала необходимо арендовать большой танцевальный зал, а для старого Голливуда хватит и скромной гостиной вашего дома). Ну и, конечно, бюджет. Если, например, «Голливуд» и «Призрак оперы» - малобюджетные мероприятия, то на «Mardi Gras» и «Аристократический бал» - придется основательно раскошелиться.


2. Приглашения на бал - маскарад

После того, как с темой определились - начинаем приглашать гостей. Доминирующим символом для любой темы праздника в духе , является, конечно же, .

Для лицевой стороны планшета такой стильной пригласительной открытки использована идея оформления венецианских будуаров. Стены расписаны золотом, мерцающие в свете канделябров цветы, дорогие, утонченные ткани…

Этот вариант более прост и экономен. Маску-основу вырезаем из плотной бумаги (картона), и декорируем, с использованием подручных средств. Вместо серпантина (или вместе с ним) можно использовать аэрозольные серебряные блестки на основе клея или металлизированные крупные «горошины» конфетти.
Текст приглашения формулируем произвольно. Важно указать дату, время, тему праздника, место, дресс-код, и сроки RSVP информации.

3. Наряды для бал - маскарада

Нет ничего хуже, чем тематический праздник с гостями, которые проигнорировали строку о дресс-коде. Маскарад без костюмов изначально обречен на провал. Избежать неловкостей, конфузов и испорченного настроения помогут три простых правила:

I. Пригласительные открытки нужно вручить всем гостям как минимум, за две недели до мероприятия;

II. Ставить вопрос о дресс-коде четко, громко и категорично.

Постарайтесь объяснить своим гостям, что благодаря их сказочным костюмам тема вечеринки «оживет», что во время эпохи Возрождения маскарады проводились лишь для избранных, элиты общества, и под конец - объявите конкурс на самый лучший карнавальный костюм (с последующим вознаграждением победителя).

III. Подготовьте запасные маски для тех гостей, которые страдают «дефектами слуха», или - слишком прагматичны по своей сути, чтобы прочувствовать всю глубокую философию будущего праздника.

Запасная , вместе со строгим указанием: мужчины во фраках, женщины - в вечерних платьях - вполне способна спасти бал-маскарад, который может оказаться на грани провала.

А если гости добавят к наряду маленькую изюминку - туфли в стиле ярких птиц Рио - получится замечательный маскарадный туалет.

Костюм для бал-маскарада может быть как тщательно продуманным помпезным нарядом так и неким юмористическим образом с эротическим подтекстом.

Мужчины так же, в зависимости от темы праздника, могут прийти как в строгом фраке с бабочкой, так и в костюме развязного пирата в треуголке, или Зорро.

4. Маски для вечеринки бал - маскарад

Отличным решением для дорогого бала в духе Средневековья станет вот такая на основе гипса.

Сделать ее можно в домашних условиях, применив немного подручных средств и художественного таланта. Для одной маски понадобится: 20 лент медицинского гипса на марлевой основе (шириной 2,5 см и длиной 4 см), жирный крем, вода. Смажьте лицо кремом (чтобы избежать раздражения и аллергической реакции), наложите размоченные в воде гипсовые полоски. Позвольте гипсу высохнуть у вас на лице. С помощью острого ножа придайте готовому оттиску нужную форму. А дальше - дайте волю творчеству и фантазии.

Более простой вариант - маска-очки из ткани. Гипюр, жемчуг, стразы, кожа - это лишь малая часть инструментов, способных сделать женский взгляд из-под маски таинственным, загадочным, совершенным.

И самый элементарный вариант маски - гипюровая повязка на глаза. Тайна, экспрессия, харизма - это только несколько слов, из плеяды тех, которые вы услышите благодаря маске в свой адрес на вечеринке.

5. Декор для бал - маскарада

Идеальным местом для бал-маскарада станет танцевальный зал эпохи Ренессанса. Гобелены, картины, канделябры со свечами, громоздкая резная мебель… К сожалению, таких во всем мире осталось не больше десятка, да и те - музеи. Что же делать? Вернуть свой (или арендованный) дом на несколько столетий назад во времени!

Драпировка . Купите несколько отрезов бархата для драпировки стен «бального зала». Отлично подойдут бордовые, темно-зеленые и темно-синие ткани.

Свечи . Бал-маскарад требует создания романтический, загадочной атмосферы. Отключите центральное яркое освещение на вечер, воспользуйтесь боковыми светильниками и красиво оформленными свечами.

Маски . Маскарадные маски (с перьями, стразами, лентами) станут отличным украшением для стен, стола, входных дверей вашего дома.

Бокалы . Для вина, шампанского, других напитков стоит тоже декорировать в духе праздника.

Меню . Если вы планируете фуршет с самообслуживанием, то этот атрибут вам не понадобится. А если ваш бал-маскарад по сценарию должен медленно превратиться в званый ужин - подготовьте для каждого гостя такое меню. Впечатление о вашем празднике возрастет в несколько раз.

Гирлянды . Необычные подвески из цветов или бабочек придадут вашему вечеру шарма, необычности, загадочности.

Другое для маскарада . Серебряные, золотые, фиолетовые, зеленые воздушные шары, серпантин и электрические гирлянды тоже можно использовать в качестве декора для бал-маскарада (особенно, если тема праздника Mardi Gras). Для яркого праздника подойдет и живая зелень в качестве декора, и разноцветные ленты.

6. Музыка для взрослой вечеринки бал - маскарад

Участники бал-маскарада эпохи Ренессанса слушали элитарную музыку того времени: Баха, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукса, Перселла. Пластинки и диски с классической музыкой можно найти в продаже. Вечные мелодии будут задавать тон вашему вечеру, поощрять гостей войти в образ, пообщаться на вечные темы и просто хорошо провести время.

ХОД ВЕЧЕРИНКИ БАЛ - МАСКАРАД (СЦЕНАРИЙ)

1. Развлечения на маскараде

Конечно, основным видом деятельности на бал-маскараде являются танцы. Классические (если вы при французском или итальянском дворе), зажигательные латинские (если вы на ярком карнавале). Неплохо было бы, если бы кто-то из гостей сделал имениннику необычный подарок - пригласил инструктора по бальным танцам для праздничного мастер-класса.

Можно также обыграть на вашем празднике идею танцевальных карт. Помните, при дворе Людовика 14 дама танцевала следующий танец с тем кавалером, имя которого значилось в ее карте. А еще можно поэкспериментировать с танцевальной картой, и внести туда не реальные имена ваших гостей, а имена героев, в которых они перевоплотились.

Игра «Театр»

Интеллектуальное, творческое и вместе с тем - веселое занятие. Гости делятся на две команды. Одна команда составляет короткий сценарий, другая - выполняет указания «режиссера». Основой сценария может стать известный фильм (на который вы общими усилиями сделаете пародию), театральное представление, или детская сказка.

Обязательный конкурс, который нужно провести среди ваших гостей, если они пришли на праздник в маскарадных костюмах и тщательно поработали над своим образом. Устройте тайное голосование (установив ящик для записок с голосами в прихожей), или - явное (посредством подсчета самых громких аплодисментов в адрес того, или иного героя вечера). А победителя наградите призом.

«Бал-маскарад» — опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Сомма по сюжету Э. Скриба. Первая постановка состоялась в римском Театро Аполло 17 февраля 1859. Сюжет оперы основан на истории убийства короля Швеции Густава III, но был сильно изменён по требованию цензуры. В настоящее время при многих постановках используются изначальные шведские имена.

«Бал-маскарад» — единственная из опер Верди, место действия которой Соединенные Штаты Америки. Более того, оно было перенесено туда случайно или, вернее, цензором. Сюжет оперы Верди был написан по пьесе французского драматурга Эжена Скриба, и его пьеса первоначально была основана на эпизоде убийства короля Швеции Густава III. Но в 1858 году, почти накануне премьеры, произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя были напуганы: они сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. В результате от Верди потребовали внести в сюжет определенные изменения. Цензоры (народ всегда очень умный и хитрый) согласились, что сюжет никого не заденет, если убитым будет никакой не король вообще, а просто наместник в каком-нибудь колониальном Бостоне.Таким образом, опера в конце концов была исполнена на следующий год — не в Неаполе после всех этих перипетий с цензурой, а в Риме. И теперь мы это с уверенностью говорим — не было никакого восстания, и ни один король не был убит в результате постановки этой оперы. Когда «Метрополитен-опера» возобновила постановку в 1940-х годах, а затем снова в 1950-х, место действия было перенесено в Швецию, где оно и должно было быть по первоначальному замыслу. Но и при этом не обошлось без курьезов. Например, постановщики сохранили имена персонажей — так их певцы и выучили.

Премьера оперы «Бал-маскарад» состоялась 17 февраля 1859 года в Риме. Про эту, 23-ю по счёту оперу Верди, отличающуюся богатством мелодий и вокальным разнообразием, говорили, что каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия вокальна. Русская премьера «Бала» прошла на сцене Большого театра 8 декабря 1880 года. Выдержав ещё постановку и возобновление в 90-е годы XIX века, «Бал-маскарад» исчез с афиши в 1902, чтобы вернуться на сцену Большого только через 77 лет в постановке Альгиса Жюрайтиса и Семёна Штейна и в роскошных декорациях главного художника Ла Скала, представителя знаменитой русской «живописной» династии Николая Бенуа.

Действующие лица.

Ричард, граф Уорик, губернатор Бостона (Густав III - король Швеции) - тенор
Амелия, жена Ренато - сопрано
Ренато, муж Амелии, секретарь Ричарда - баритон
Оскар, паж - сопрано
Ульрика, гадалка - контральто
Судья - тенор
Сильван тенор
Сэмюэль бас
Том бас

Акт I
Картина первая

Утро. Ричард, губернатор штата Массачусетс,(Густав III) принимает посетителей, среди них — враги Ричарда: Сэмюэль и Том, чей недовольный ропот смешивается со всеобщим восхвалением губернатора. Паж Оскар приносит Ричарду список приглашённых на бал, который должен состояться в скором времени. Среди приглашённых и Амелия, жена секретаря и друга губернатора креола Ренато, в которую он тайно влюблён. Ренато сообщает Ричарду, что Сэмюэль и Том готовят заговор, угрожающий жизни губернатора. Затем они, а также Оскар и судья отправляются в масках к негритянке Ульрике, прославленной волшебнице.

Картина вторая

Ульрика колдует в своём жилище. Появляется Ричард в костюме рыбака, но в этот момент Сильвано, слуга Амелии, просит принять его госпожу. Ульрика остаётся с ней наедине. Ричард, спрятавшись, слышит их разговор. Амелия признаётся, что влюблена и просит дать ей зелье, которое излечило бы её от преступной страсти. Колдунья велит Амелии пойти ночью на пустырь, где совершаются казни и собрать там волшебную траву. Как только молодая женщина уходит, Ричард просит Ульрику предсказать ему судьбу. Ульрика говорит, что он умрёт от руки друга. Ричард настроен скептически. Колдунья предупреждает графа, что его убийцей станет тот, кто первым пожмёт его руку. Этим человеком оказывается Ренато, и все убеждаются в лживости её предсказаний.
Акт II

Ночь. Пустынное поле в окрестностях Бостона. Луна освещает силуэты виселиц. Сюда пришла Амелия. Она влюблена в Ричарда, и мысль о разлуке с ним для неё невыносима. Появляется Ричард и признаётся ей в любви. С восторгом он узнаёт, что Амелия тоже любит его. Их идиллию нарушает неожиданный приход Ренато: он предупреждает губернатора о близкой опасности. Ричард просит позаботиться о его даме, скрывшей лицо под вуалью, и бежит. Ренато преграждает дорогу заговорщикам, Амелия, придя к нему на помощь, случайно открывает своё лицо. Сэмюэль и Том подсмеиваются над Ренато. Он же, горя жаждой мщения, договаривается с ними о встрече, намереваясь участвовать в заговоре.

Акт III
Картина первая

Кабинет в доме Ренато. В глубине — портрет Ричарда во весь рост. Ренато угрожает Амелии смертью, она просит позволить ей в последний раз обнять сына. Муж понимает, что должен мстить не ей, а другу-предателю и с горечью обращается к портрету. Приходят Сэмюэль и Том и вместе с Ренато решают тянуть жребий, кому убить графа. Ренато заставляет Амелию вынуть жребий: он падает на её мужа. Убийство должно произойти во время бала-маскарада, и заговорщики уже предвкушают победу.
Картина вторая
Кабинет Ричарда. Он подписывает указ, по которому Ренато и его жена должны переехать в Англию. Грустные предчувствия теснят его душу, когда он думает об Амелии.
Картина третья
Бал. Ричард спешит увидеть возлюбленную Смешавшись с толпой гостей, Ренато узнаёт у Оскара, под какой маской скрылся Ричард. Амелия предупреждает его об опасности, оба вновь охвачены страстью. Ричард сообщает Амелии о предстоящей разлуке. Когда он прощается с ней, Ренато наносит ему смертельный удар. Среди всеобщего замешательства Ричард оправдывает Амелию. Он умирает, простив своих убийц.


– Древний Египет и современная автору Франция, средневековая Испания, Сицилия и Генуя… не обошел композитор вниманием и Соединенные Штаты Америки. Впрочем, задумывая оперу «Бал-маскарад», автор менее всего предполагал, что ее события будут разворачиваться за океаном. Изначально речь шла о подлинном факте из истории Швеции: в марте 1792 года лидер аристократов, недовольных либеральным настроем короля Густава III, во время бала-маскарада нанес монарху смертельную рану. В эту политическую историю французский драматург Эжен Скриб вплел любовную интригу: в его пьесе «Густав III Шведский» убийца короля ревнует к нему свою жену. Драму Скриба уже взял за основу оперы французский композитор Даниэль Обер, но Верди тоже решает обратиться к данному сюжету.

Либретто по просьбе композитора написал венецианский литератор Антонио Сомма. В январе 1858 года Джузеппе Верди завершил оперу, которая первоначально именовалась «Месть в домино» и передал ее в неаполитанский театр Сан-Карло. И тут в планы композитора и театра вмешалась политика: во Франции произошло покушение на Наполеона III, и совершил его политический эмигрант из Италии. В условиях жестокой реакции, последовавшей за этим событием, показать на сцене убийство короля было поистине немыслимо. Сначала опера была запрещена категорически, затем композитору предложили измененный вариант либретто, написанный… служащим полицейского цензурного управления: действие переносилось в средневековую Флоренцию, король становился простым дворянином, а сцена убийства на балу исключалась.

Джузеппе Верди был глубоко возмущен таким обращением с его произведением и отказался вносить требуемые изменения. Дело дошло до серьезного конфликта: импресарио театра намеревался предъявить иск композитору, тот тоже подал в суд, дело получило огласку и вызывало возмущение неаполитанцев. Проблемы с цензурой возникали у Верди и раньше – но до такого скандала дело не доходило еще ни разу, пришлось вмешаться даже королю Фердинанду II. В конце концов, был найден компромиссный вариант: запрет на оперу снимался, а в либретто вносились изменения – но не такие, как предполагалось первоначально. Действие переносилось в США – страну, где королей не было вообще никогда, Густав III превратился в Ричарда Уорика – губернатора Бостона, граф Анкарстрём – в его секретаря по имени Ренато, другие заговорщики – графы Риббинг и Горн – получили имена Сэмюэль и Том. Такое либретто отказался признать своим произведением Антонио Сомма, и оно было подписано NN. Впоследствии текст переработал Франческо Пиаве.

Музыка оперы «Бал-маскарад» чрезвычайно богата в мелодическом отношении, она изобилует выразительными оркестровыми штрихами, многие мелодии опираются на бытовые танцевальные и песенные жанры – например, ариозо Ренато в первом акте («Облеченный свыше властью» выдержано в ритме болеро, а обращение Амелии к колдунье Ульрике («Позабыть хочу я») по интонационному складу напоминает романс. Главный конфликт отражен уже в увертюре, где зловещая тема заговорщиков сопоставляется с лирической темой любви, которая впоследствии будет играть важную роль в характеристике Ричарда – в частности, на ней строится его ария в первом действии («Вновь передо мной блеснет она»), а во время его монолога во второй картине четвертого акта она появляется в оркестре. Вообще, контрастов в опере много: в мрачной сцене в жилище Ульрики звучит романтически-приподнятая, исполненная молодого задора ария Ричарда в ритме баркаролы («Волна не изменит мне в море седая»), а трагическая развязка происходит во время бала-маскарада. На контрастах строятся даже отдельные номера – так, в квинтете из четвертого действия сочетаются жажда мести, охватившая Ренато и заговорщиков, горе Амелии и беззаботность пажа Оскара. Вообще, этот персонаж своей беспечностью нередко оттеняет страшные события оперы – например, в заключительной картине трагической развязке предшествует его изящная песенка в вальсовом ритме.

Сценическая судьба оперы «Бал-маскарад», так серьезно осложнившаяся уже при ее создании, и в дальнейшем оставалась непростой. В Неаполе она так и не была поставлена – премьера состоялась в феврале 1859 года в Риме, в театре «Аполло». Спектакль прошел с огромным успехом.

Впоследствии при постановках оперы «Бал-маскарад» действие нередко переносится в Италию или – как первоначально предполагал Джузеппе Верди – в Швецию. Иногда при этом возникают несоответствия – когда изменяют место действия, а имена персонажей оставляют прежними (впрочем, иногда меняется и список действующих лиц – главный герой становится Густавом III). Но, несмотря на все эти сложности, опера «Бал-маскарад» ставится в различных театрах мира. Она увековечена даже в космосе: астероид главного пояса, открытый российским астрономом С. Белявским в 1917 году, был назван Ульрикой – в честь колдуньи из оперы.

Музыкальные сезоны

БАЛ-МАСКАРАД
Дж. Верди

Продолжительность: 2 ч. 10 мин.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Владимир Понькин
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер-постановщик - Евгений Ильин
Балетмейстер-постановщик - Эдвальд Смирнов

Премьера состоялась 05.09.2013

Политический триллер или опера о любви? Роскошная опера Верди «Бал-маскарад» в постановке Дмитрия Бертмана снова в «Геликон-опере». В ней есть всё, что может привлечь современного зрителя: захватывающий сюжет, богатство и выразительность вокальных партий, блеск оркестра, мастерство построения ансамблей.… Не случайно эту оперу Верди называют «самой мелодраматической из мелодрам».
Убийство на балу в 1792 году шведского короля Густава III послужило сюжетом сразу для нескольких мелодрам. По сюжету одной из них Верди сам написал сценарий, а автором либретто стал венецианский литератор Антонио Сомма. К слову, ни одна из опер Верди не подвергалась такой цензуре, как «Бал-маскарад»: авторам даже пришлось изменить сюжет, и короля Густава сменил мифический губернатор Бостона, а его убийцу – секретарь губернатора. Верди пошел на эту переделку, чтобы спасти оперу.
Для режиссера Дмитрия Бертмана опера «Бал-маскарад» – о двух страстях, двух «наркотиках», опьяняющих людей: власти и любви. В основе интриги – политический заговор, в результате которого любовь становится разменной монетой. Любовная драма, колдовство, предательство и кровавая месть… В яростном котле эмоций смешалось всё!

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое.
Картина первая.

Подданные ожидают выхода Ричарда, графа Уорвика, заговорщики обсуждают планы мести. Появляется Ричард. Оскар показывает ему список приглашенных на бал-маскарад. Среди приглашенных Амелия, жена Ренато, друга и соратника Ричарда, в которую граф тайно влюблен. Ренато предупреждает Ричарда о заговоре. Судья требует выслать из страны гадалку Ульрику. Ричард решает лично рассмотреть это дело.

Картина вторая.
Скрывшись под масками, граф и его приближенные являются к Ульрике. Туда же приходит Амелия. Ричард подслушивает ее разговор с колдуньей. Графу Ульрика говорит, что он умрет от руки друга. Попутно она указывает на заговорщиков, но Ричард не обращает на это внимания.Ульрика предсказывает: графа убьет тот, кто первым пожмет ему руку. Этим человеком оказывается Ренато.

Действие второе.
По указаниям Ульрики Амелия, изменив свою внешность, отправляется за волшебной травой. Ричард выслеживает ее. Для него это единственный шанс объясниться с возлюбленной. Внезапно появляется Ренато и предупреждает Ричарда о приближении заговорщиков. Ричард скрывается. Верного друга он просит проводить даму, не пытаясь раскрыть ее инкогнито.Однако на своем пути супруги встречают заговорщиков.Узнав незнакомку, заговорщики потешаются над Ренато. Тот приглашает их назавтра к себе домой.

Действие третье.
Картина первая.
Ренато хочет убить Амелию, но она просит дать ей проститься с их сыном, играющим неподалеку. Мысли оскорбленного мужа направляются в иное русло. Он будет мстить только графу. Являются заговорщики. Ренато клянется жизнью сына, что отныне присоединяется к ним. Бросают жребий, кто станет убийцей Ричарда. Амелия своей рукой вытягивает жребий, предназначенный Ренато.

Картина вторая.
Ричард решает отказаться от любви к жене верного друга и отослать Ренато и Амелию в Англию. Но сначала он тайно простится с ней на маскараде. Отправленное Амелией анонимное письмо с предостережением его не останавливает.

Картина третья.
На балу Амелия вновь напоминает Ричарду об опасности. Граф сообщает ей о ее скором отъезде в Англию. Ренато убивает Ричарда. Перед смертью тот клянется в невиновности Амелии и прощает своих убийц.

Спектакль идет с одним антрактом после второго действия.