Чему научился малыш в четыре месяца

Совершенно незаметно промчался еще один месяц, даже не было времени оглянуться. Удивительно, насколько возрос аппетит грудничка к этому времени, не правда ли?

Мамочки при грудном вскармливании даже иногда начинают волноваться, что не хватает молока. Но не стоит переживать, все объясняется очень просто: развитие ребенка в 4 месяца совпадает с периодом усиленного роста. Пройдет несколько дней с чуть более частыми кормлениями и лактация вновь будет соответствовать потребностям. А для малышей-искусственников следует, посоветовавшись с педиатром, увеличить порции или частоту кормлений.

Что же нового появилось в жизни крохи за это время, чему он научился, на что способен?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Карапуз теперь учится имитировать речь: звуки, которые он гулит, становятся все ритмичнее. Как же забавно звучат все эти повторяющиеся «мем-мем» и «ге-ге-ге»! А Вы заметили, как он затихает при звуках музыки и чутко прислушивается? Кстати, грудничок уже запоминает голоса и начинает смешно активничать (размахивать в воздухе ручками и ножками), едва услышит самые любимые — мамин или папин.

Сидя на руках у взрослого и услышав шум или чей-то голос, ребенок быстро оборачивается туда, откуда тот раздается. В этом возрасте уже нельзя рисковать, оставляя его вне кроватки или манежа в одиночестве без присмотра, потому что он все более активно разворачивается и даже учится переворачиваться. Значит, есть риск упасть с высокой поверхности без бортиков.

Грудничок все уверенней хватает погремушки, попадающие в поле зрения, хотя и часто еще промахивается. От этого особенно страдают попадающие под цепкие пальчики книги, поэтому убирайте такие предметы подальше от жаждущего новых игрушек и впечатлений карапуза. Да, он совершенно очаровательно оживляется при виде непривычных ярких погремушек, неваляшек. Особенно хороши для крошки разнообразные кольца: их так удобно хватать и тянуть к себе в рот!

Малыша по-прежнему завораживает человеческое лицо, он с огромным вниманием наблюдает за мимикой, бурно радуясь улыбке и очередной маминой шуточной гримаске. Грудничку нравится с комфортом сидеть у родителей на руках, при этом он уже с уверенностью держит головку ровно.

Понаблюдайте за здоровым и довольным ребенком, когда тот лежит в кроватке или на ровной поверхности. Есть своя специфика в поведении карапуза, исходя из которой, можно судить о том, что развитие идет нормально.

Оказавшись на животике, кроха сразу начнет приподниматься на предплечьях, свободно поворачивая голову по сторонам, едва только что-то привлечет его внимание. Таз и широко расставленные бедра должны плотно лежать на пеленке или одеяльце, как и весь живот. Ступнями он может двигать, приподнимая их.

Положите карапуза в хорошем настроении на спинку, он начнет приподнимать ручки и ножки вверх. Заметив перед собой ладошки, станет рассматривать и потянет в ротик. То же произойдет и со стопами: едва окажутся в поле зрения, как он ухватит их ручками и попробует на вкус, почмокивая пальчики. Проконтролируйте, пока дитя играет, чтобы затылок, ягодицы и спинка плотно лежали на опоре.

Как и для всякого возрастного этапа, существуют свои нормативные показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Если наблюдаются какие-то отклонения, то важно своевременно проконсультироваться с детским врачом. Известный американский педиатр Бенджамин Спок рекомендовал обратиться к доктору, если четырехмесячный карапуз:

Не способен приподнять туловище, пытаясь опираться на предплечья;

Непроизвольно отклоняет назад голову, когда его приподнимают за ладошки из положения лежа на спине;

Не пытается даже опираться на кончики пальчиков ног, когда его держат под мышки в вертикальном положении;

Не улыбается разговору родных;

Не радуется играм.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

За истекший месяц грудничок прибавил в массе на 450 г, а в длине подрос на 2,5 см. Не пугайтесь, если дальше прирост показателей идти будет чуть медленней: это является нормой.

Согласно разработанным ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) стандартным показателям основных физических параметров детей до года и старше, в этом возрасте Ваш малыш соответствует следующим критериям:

Рост девочек находится в диапазоне 59,9-64,3 см, а мальчиков — 61,8-66,0 см;

Масса маленьких принцесс варьируется от 5,7 до 7,3, а их ровесников — от 60,2 до 7,8 кг;

Окружность головы крохотных умниц составляет 39,3-41,8 см, а умников — 40,4-42,8 см.

Если дитя не попадает по своим показателям в диапазон средних значений, то не торопитесь расстраиваться: каждый ребенок уникален и развивается в собственном, удобном темпе. Тем не менее всенепременно посоветуйтесь со своим детским врачом, чтобы знать, как Вы можете помочь малышу.

Зарядка для грудничка

Физические упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему крохи, стимулируют кровообращение и дыхание, формируют двигательные навыки.

1. Из положения лежа на спине сначала поочередно сгибают правую и левую ножки. Затем то же выполняют обеими одновременно. Коленки при этом разведены, согнутые ножки должны коснуться животика, затем выпрямиться. Количество движений — по 3-4 раза.

2. В том же положении вложите большие пальцы рук в ладошки — кулачки рефлекторно сожмутся. Плавно разведите ручки в стороны, вытяните вперед и по кругу опустите. Движения выполняются 5-6 раз.

3. Малыш держит Вас за большие пальцы рук. Аккуратно разведите ручки в стороны, скрестите их на груди. Поочередно меняйте положение рук при скрещивании (сверху то левая, то правая). Темп ритмичный, быстрый чередуется с медленным, повторения — 6-7 раз.

Упражнения для развития ребенка в 4 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.

1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.

2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.

3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.

4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик. Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка.

5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.

6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.

Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.

7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.

Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.

Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.

К этому возрасту ребенка жизнь в доме понемногу входит в свое русло. Родители привыкли к своему новому образу жизни, кроха тоже «освоился». В норме к 4 месяцам малыша уже не должны мучить проблемы с работой кишечника, а его сон ночью уже не так прерывист, что дает возможность выспаться родителям. Однако дольше бодрствует, начиная активно исследовать окружающую обстановку. Это обязательно сопровождается требованиями внимания со стороны взрослых. Видя, как малыш буквально по дням развивается и растет, многие родители озадачиваются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 4 месяца?» По сути, он еще младенец, однако именно с этого периода начинают закладываться и формироваться многие важные для его будущего развития навыки. От их уровня будет зависеть психическое, эмоциональное и физическое становление ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - все индивидуально

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - базовые навыки

  1. Переворачиваться со спины на бок и на живот. В положении лежа на животе малыш способен перемещать взгляд за движущимися объектами.
  2. Приподнимаясь или лежа на животе, опираться на поверхность ладошками. В таком положении хорошо держать голову, свободно поворачивая ее влево и вправо.
  3. Реагировать на появление знакомых и незнакомых лиц.
  4. Прислушиваться к появлению звуков и определять источник их происхождения.
  5. Самостоятельно брать и удерживать в ручках игрушки и предметы. Проявлять реакцию на новые, выражать «недовольство», если их у него забрали.
  6. Без поддержки устойчиво держать головку.
  7. Отзываться на свое имя.
  8. Хватать или пытаться схватить висящие над ним игрушки. Реагировать на яркие предметы в доме.
  9. Рассматривать, трогать и переворачивать в ручках игрушки.
  10. Опираться на кончики пальцев ножек, когда его поддерживают в вертикальном положении.
  11. Смеяться, когда его забавляют взрослые.
  12. Подолгу гулить с добавлением долгих, протяжных гортанных звуков.

Это основные элементы поведения, присущие всем детям данного возраста. Какие-либо явные несоответствия с тем, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, должны быть внимательно изучены соответствующими специалистами.

Развитие вашего ребенка


Природа - природой, однако то, что умеет ребенок в 4 месяца, в немалой степени зависит от того, как родители общаются со своим малышом и что делают для его полноценного развития. Известно, что дети, с которыми много разговаривают близкие, быстрее адаптируются и развиваются. В дальнейшем у таких деток наблюдаются высокие способности к любому обучению. Непременный атрибут нормального развития - игрушки. В таком возрасте это могут быть погремушки или даже развивающие игры по возрасту. На данном этапе главное - мелкая моторика, концентрация взгляда, хватательный рефлекс и цветовое восприятие. Всеобщее развитие не будет полным без физической активности - массажи, гимнастики, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию умственной деятельности. Все эти меры хороши, если малыш, прежде всего, окружен любовью. В такой обстановке он будет расти легко и радостно, а его развитие всегда будет на должном уровне.

Прошел еще один месяц жизни маленького человека, за этот небольшой период произошло много изменений, получено немало новых навыков. Поэтому меняется и распорядок дня, так как он должен соответствовать новым потребностям ребенка. Так же, как ранее он включает в себя кормления, прогулки, развивающие игры, гигиенические процедуры и массаж. Меняются только временные промежутки.

Примерный распорядок для четырехмесячного малыша

Распорядок дня грудничка в 4 месяца, как правило, уже вырабатывается легко. Можно предложить примерный график, но при этом следует учитывать, что для каждого малыша он будет немного разным. По этой причине не стоит соблюдать его очень строго, так как индивидуальные особенности каждого младенца будут вносить свои коррективы.

  1. С 6 и до 8 часов утра после пробуждения идет первое кормление, умывание и гигиенические процедуры. После этого можно проделать легкую гимнастику в сочетании с воздушными ваннами.
  1. От 8 и до 10 утра – сон.
  1. С 10 и до 12 – второе кормление, активное бодрствование проведением упражнений, массажа, игр для ускорения развития, совместимое с общением.
  1. С 12 до 14 часов рекомендуется совершить прогулку, лучше всего ее совместить со сном.
  1. С 14 до 16 – третья трапеза, активная игра, занятия для развития, прогулка по квартире.
  1. 16-18 часов – вечерний моцион, совмещенный со сном или знакомством с внешним миром.
  1. От 18 и до 21 идет четвертое кормление, игра и купание.
  1. С 21 до 22 желательно подготовить малыша ко сну.
  1. В 22 или 22.30 ночное кормление.
  1. С 23 до 6 – ночной отдых.

Ребенок в 4 месяца режим дня не должен соблюдать досконально, но есть моменты, которые следует обязательно учитывать:

  • промежутки между кормлениями должны составлять четыре часа;
  • длительность дневного сна – около шести часов, разделенных на три части.

Особенности питания

Режим 4 месячного ребенка на грудном вскармливании несколько отличается от расписания малыша-искусственника. И в первую очередь это касается самого вскармливания. При кормлении грудью дополнительный прикорм не требуется, так как материнское молоко в полной мере перекрывает все потребности в питательных веществах. А сокращение частоты кормлений связано с тем, что за один раз младенец высасывает большее количество молока, чем ранее.

В сутки норма потребления молока у четырехмесячного грудничка составляет до 1000 мл, а одна порция приравнивается к 200 мл. Поэтому режим 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании также подразумевает приготовление в одной бутылочке 200 мл смеси.

Для искусственников в 4 месяца вводится первый прикорм. Некоторые специалисты считают, что лучше всего с этой целью использовать кефир, немолочные каши или творог. Но большинство педиатров считают, что лучшим прикормом являются соки и пюре из овощей, а затем и фруктовые. Питание 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании с добавлением прикорма может чередоваться с большими промежутками, поскольку переваривание в этом случае проходит несколько медленнее.

Обязательным моментом во введении прикорма является наблюдение за реакцией малыша. Еда не должна вызвать у него негативных эмоций. Начинать следует с одной маленькой ложечки, а потом постепенно довести объем до 150 мл. Как только это произойдет, одно кормление полностью замещается прикормом, а остальные четыре осуществляются таким же способом, что и ранее.

При недостаточном количестве молока у матери используется смешанное вскармливание. В таком случае схема питания в четыре месяца должна включать 500 мл грудного молока, 400 мл смеси и 150 мл прикорма.

Сон у малыша в 4 месяца

В возрасте четырех месяцев у малыша сохраняется высокая потребность в сне. Ему требуется для полноценного отдыха около 16 часов за сутки, но режим сна несколько меняется из-за увеличения времени бодрствования.

В норме ребенку нужно отдыхать около 10 часов в ночное время и шесть часов днем, которые следует разделить на три. Однако такое правило не следует соблюдать строго, некоторым детям по-прежнему необходимо спать не менее четырех раз в день, а многие прекрасно себя чувствуют, если спять один раз в день. Есть крохи, которые просыпаются по ночам и каждые три часа просят еду.

Именно в этот период могут возникать у малыша проблемы со сном. Кризис сна в 4 месяца заключается в том, что малыш становится беспокойнее, меньше спит, капризничает, часто просыпается по ночам. И это не всегда связано с каким-либо заболеванием. Зачастую такое явление отмечается в результате интенсивного роста организма и его перестройки во взрослое состояние.

Что можно сделать:

  1. Постараться приспособится к новым условиям, и помочь малышу в этом. Например, если он плохо спит в ночное время, можно уложить его немного позднее, в этом случае придется его развлекать, пока он не спит. Это поможет ему проспать оставшееся время до утра.
  1. Обязательно уделять малышу максимум внимания. Доброжелательность и поддержка очень важны для него в период интенсивного роста организма.
  1. Следует сделать свободное время вашего ребенка как можно более занимательным. Чем активнее он проведет свое время, тем лучше и крепче будет спать.

Игры для развития

Период бодрствования теперь занимает около восьми часов, и это время следует заполнять гигиеническими процедурами, общением, гимнастикой, но основную часть времени должны занимать развивающие игры для детей 4 месяцев.

Полезно с малышом совершать экскурсии по квартире. В этом время он должен ознакомиться с предметами и их названиями. Подойдя к каждой вещи с ребенком, нужно громко и отчетливо, несколько раз называть данный предмет. Все это постепенно откладывается в памяти, что со временем станет заметным. В этот период достаточно произнести наименование уже знакомого предмета, и крошка будет поворачивать голову в его сторону.

Еще чем заниматься с ребенком в 4 месяца? Очень полезно ставить ему для прослушивания красивую музыку, а еще лучше негромко хлопать ладошками в ритм для вырабатывания чувства такта. Рекомендуется также покружиться с грудничком на руках.

Можно уже в этом возрасте давать книжки с яркими большими картинками, сопровождать просмотр пояснениями. Необходимо читать стихи и потешки, рассказывать сказки.

Как играть с ребенком в 4 месяца? С целью развития тактильных ощущений следует давать маленькому игрушки, различные по цвету и фактуре. Очень важно все игрушки обрабатывать и мыть, так как они часто оказываются у маленького исследователя во рту, и могут занести инфекцию. На сегодняшний день существует множество приспособлений, помогающих в развитии малыша. Это – развивающие коврики и развлекательные центры для развития органов зрения, слуха и мелких сенсорных способностей.


Когда ребенку 4 месяца, то развитие и уход за девочкой не слишком сильно отличается от ухода за мальчиком. Единственное, что следует строго соблюдать – подмывание следует производить по направлению спереди назад. Нарушение этого правила могут привести к тому, что может возникнуть цистит или даже пиелонефрит. Не исключен занос инфекции и в половые органы.

Развитие ребенка в 4 месяца, мальчик это или девочка, проходит приблизительно одинаково. Только у мальчиков отмечается несколько больший набор веса и рост, по сравнению с младенцами женского пола.

Способности и навыки в четырех месячном возрасте

Развитие малыша не стоит на месте, рассмотрим подробнее, что умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Хватание перестает быть рефлекторным и становится произвольным и осознанным. Теперь малыш сжимает кулачок только в том случае, когда сам хочет взять предмет. Это большой прогресс, так как у него возникает первая тренировка управления движениями собственного тела и начинается развитие координации.
  1. Еще что ребенок делает в 4 месяца? Он не просто рассматривает предмет в свое руке, но и делает какие-то движения (стучит, трогает пальцем отдельные детали, тянет в рот). Правда, в связи с тем, что мышечная система у него еще развита слабо, происходит это пока не продолжительное время.
  1. Если в три месяца младенец мог уже переворачиваться на животик, то теперь он умеет занимать прежнее положение. И это вынуждает родителей держать его под постоянным присмотром, либо перекладывать на пол, чтобы не допустить падения с кровати. Новыми движениями ребенок становится способен добираться до интересующих его предметов.
  1. На спине грудничок начинает приподнимать голову с плечами, как будто при попытке сесть. Поэтому у многих родителей возникает вопрос о том, можно ли сажать ребенка в 4 месяца. Современные специалисты-ортопеды выступают категорически против такого раннего высаживания, до тех пор, пока малыш не будет садиться самостоятельно. При этом нельзя использовать для опоры мягкие предметы. Место высаживания и все опоры должны быть жесткими.
  1. Из положения лежа на животике малыш начинает делать попытки ползти. Он приподнимает тазовую часть, и перебирает ножками. У некоторых детей получается в этом возрасте передвигаться «по-пластунски». Для того чтобы развивать желание и умение ползать, перед малышом на некотором расстоянии можно выкладывать яркие и интересные для него игрушки.
  1. Зрение изменяется в лучшую сторону, и если ранее ребенок мог только видеть предмет на расстоянии 70 см, то теперь он способен рассматривать то, что находится от него в пределах 3 – 3,5 метров. Поэтому он уже свободно разглядывает комнату или пейзаж за окном.
  1. Слух начинает воспринимать многие звуковые оттенки, музыку, ловить их эмоциональную окраску. Но, несмотря на это, самым приятным для него сохраняется звук материнского голоса.
  1. Вместе с этим начинают формироваться зачатки речи. Он может произносить отдельные слоги, пытаясь повторить артикуляцию взрослого. На высоте положительного эмоционального состояния происходит самый интенсивный «разговор». В некоторых случаях малыш сам может выступать в качестве инициатора общения.
  1. В четыре месяца кроха уже четко делит всех людей на «своих» и «чужих». Своими он считает тех, кого видит чаще всего. Нередко он начинает плакать или капризничать в присутствии постороннего. Для того чтобы попасть в категорию «своих», следует хотя бы показываться на глаза ребенка один раз в два дня. Это необходимо потому, что долговременная память в данном возрасте еще не слишком развита.

Проблемы малышей в четыре месяца

Одной из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются родители, является нарушение сна. Ее решение уже был описано выше.

Не так часто, но иногда появляются признаки прорезывания зубов у грудничка 4 месяца:

  • десна становятся красными и отекают;
  • возникает сиперсаливация;
  • возможно появление кисловатого запаха во рту из-за раздражения слизистой;
  • в некоторых случаях у малыша опухают щечки;
  • ребенок постоянно тянет в рот твердые предметы и грызет их;
  • у него появляется плаксивость, нарушается сон и аппетит.

Поскольку такие явления могут сопровождать некоторые заболевания, то при их возникновении следует сразу обратиться к лечащему педиатру.

Отказ от грудного кормления

Наряду с кризисом сна довольно часто бывает такая ситуация, когда малыш отказывается от грудного кормления, и мамы вынуждены по этой причине его прекращать. Какие же причины могут лежать в основе отказа от груди малыша в четырехмесячном возрасте? Это, прежде всего, переходный период с повышением чувствительности к условиям проживания. Малейшее нарушение в правилах организации питания, или резкое изменение распорядка может привести к тому, что ребенок перестанет брать грудь.

Есть и другие объяснения такому явлению:

  1. Заболевания. Часто воспалительные процессы в носу, горле или ухе доставляют малышу сильный дискомфорт, и процесс сосания и глотания весьма болезнен. Если начать вовремя лечение, то аппетит восстановится. Такие же неприятные ощущения могут доставлять воспаление десен или поражение полости рта грибком.
  1. Может быть неудобной поза, в которой проходит кормление. Особенно часто это бывает при мышечном гипертонусе, который встречается у детей после родовой травмы. В любом случае, следует либо поменять положение ребенка, либо устранить причину.
  1. Отказом может служить и раннее прорезывание зубов. Но это временное явление, и оно проходит в течение нескольких дней.
  1. Иногда причиной становится качество молока. В случае, когда у матери избыточная лактация малыш захлебывается молоком и постоянно его отрыгивает. При недостатке молока ребенок усиленно сосет грудь, но при этом остается голодным. Если же при этом начинает его кормить искусственной смесью из соски, то он совершенно теряет интерес к материнскому молоку.
  1. Ребенок изучает активно окружающим мир, и начинает отвлекаться на внешние раздражители. Решением проблемы становится кормление в отдельном посещении при отсутствии посторонних лиц и звуков.
  1. Иногда отказ малыша от груди в 4 месяца происходит в результате того, что одна из них не использовалась некоторое время по назначению (в силу болезненности при появлении трещины или лактостаза).

Предлагаем посмотреть видео о развитии и уходе за ребенком в 4 месяца:

При отказе малыша от грудного молока следует помнить, что в этом возрасте у него нет лучшей возможности получать все необходимы элементы, поэтому следует проявить терпение и настойчивость.

Младенец быстро растет и меняется. Еще недавно он только ел и спал, а вот уже улыбается и активно двигается. Каждый месяц малыш приобретает новые навыки. И вот крохе 4 месяца. Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте часто интересуются неравнодушные родители. Это важно знать, чтобы быть уверенным, что малыш растет и развивается нормально.

Что должен уметь

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.


Рефлексы, эмоции и «речь»

В возрасте 4 месяца некоторые рефлексы новорожденного угасают. На их место приходят более осмысленные движения. Ослабевают и исчезают такие рефлексы:

  • Хватательный рефлекс новорожденного, который проявляется схватыванием и удерживанием младенцем предмета при касании к его ладони;
  • Рефлекс Моро. Его определяют различными приемами.
  • Один из них, ударить по столу, на котором лежит ребенок на расстоянии 15-20 см от него. Малыш при этом вскидывает ручки в стороны с разогнутыми пальцами, а затем вновь возвращается в исходное положение. Не стоит самостоятельно проводить этот эксперимент, чтобы не пугать ребенка;

  • Рефлекс Бабкина. При надавливании пальцем на возвышение большого пальца ладони младенца, открывается рот и сгибается голова.
  • Рефлекс повторяется на обеих ладонях. Если не проходит к 4 месяцам, то могут быть неврологические проблемы;

  • Рефлекс ползанья по Бауэру.

Ребенок лежит на животе и поднимает головку. При этом пытается ползти, так называемое спонтанное ползание. Если к стопам приставить ладонь, то ребенок отталкивается от нее. Это можно использовать как подготовку к выработке навыка ползания. В 4 месяца рефлекс угасает.

Больше всего родители радуются всплеску эмоционального развития малыша в этом возрасте. Ребенок к 4 месяцам очень любит общаться, часто улыбается близким людям, любимым вещам, смеется.


В психоэмоциональном развитии ребенка этого возраста можно выделить такие моменты:

  1. Малыш хорошо научился узнавать близких ему людей , которые за ним ухаживают.
  2. Он радуется, когда видит их, смеется, просит внимания к себе. Особенно при этом он выделяет маму. Ребенок в этом возрасте очень тесно связан со своей матерью и тонко улавливает ее настроение.

  3. Незнакомые люди вызывают у четырехмесячного младенца настороженность .
  4. Иногда он может заинтересоваться ими, но может и испугаться. Если знакомый человек сильно изменит внешность, то ребенок его не узнает.

  5. У ребенка активно развивается речь .
  6. Пока он только произносит звуки, особенно гласные. Из согласных часто может произносить «м», «б», «п». Иногда получаются слоги из этих букв. Малыш любит гулить, «петь» и производит множество звуков.

  7. Если ребенку показать бутылочку или мамину грудь, то он уже знает, что последует кормление .
  8. Младенец в 4 месяца любит рассматривать игрушки и прочие предметы, может брать их в ручку, перекладывать из одной руки в другую.
  9. Ребенок уже способен испытывать такие эмоции как радость, любопытство, страх, обиду .

В этом возрасте ребенок по-новому учится смотреть на различные предметы, у него изменяется зрение и слух.

Зрение

Зрение младенца в этом возрасте уже связано с осмысленным восприятием предметов. Он различает своих близких, узнает себя в отражении зеркала. Малыш не только видит предметы, а и старается их запомнить. В 4 месяца ребенок уже умеет различать цвета. Он способен отдавать предпочтение определенному цвету игрушки.

Показывать ребенку игрушку лучше располагая ее на расстоянии 25 см. Так малыш способен ее рассмотреть.

Если игрушку передвигать, то кроха уже будет следить за ее перемещением.

Можно заметить, что движения глаз ребенка хорошо скоординированы и синхронны.


Слух

Слух четырехмесячного малыша развит настолько, что он узнает голоса знакомых ему людей. Поворачивает головку в сторону звука. Малыши этого возраста любят слушать музыку, могут предпочитать определенную мелодию, хотя еще не различают многих тонов. Поэтому лучше, если мелодия будет простая и ритмичная. В этом возрасте дети любят слушать голос мамы или папы. Поэтому очень полезно разговаривать с ними, читать сказки, показывать и называть предметы. Ребенок постепенно будет повторять звуки.

Что должно насторожить

Не все малыши развиваются одинаково. Некоторые опережают сверстников, другие отстают. Поэтому если кроха не умеет выполнять что-то из того, что «должен» в этом возрасте, не стоит переживать. Со временем он всему научится. Однако есть ряд признаков, которые могут свидетельствовать о нарушениях здоровья ребенка. Поэтому их нельзя игнорировать. Насторожить родителей должны такие моменты:

  • Младенец не удерживает в руке предметы, не пытается взять их;
  • Не различает людей, никак на них не реагирует: не следит, не улыбается, не расстраивается, вообще не проявляет эмоций;
  • Даже не пытается переворачиваться на животик;
  • Когда лежит на животе, не старается подниматься, опираясь на ручки;
  • Не угасают рефлексы новорожденного.

В таких случаях лучше обратиться за консультацией к специалисту, чтобы вовремя обнаружить заболевание.


Уход за малышом 4 месяцев

Кормление

Для малышей, находящихся на грудном вскармливании, особых изменений в режиме кормлений нет. Ребенка кормят по требованию, контролируя объем съеденного, взвешивая ребенка. Если малыш хорошо набирает вес, то все нормально.

При искусственном вскармливании на 4 месяце детей кормят 6-7 раз в день.

Объем смеси в сутки составляет 1/6 от веса ребенка. Это приблизительно 900-1000 мл.

Таким образом, порция на одно кормление составляет 150-170 мл смеси.

Режим дня

По-прежнему обязательны каждодневные прогулки. Можно гулять, когда ребенок бодрствует, знакомя его с новыми предметами. Также полезно для малыша спать на свежем воздухе.

В теплое время желательно обеспечить ребенку дневной сон на улице. Ограничить прогулки можно только зимой при температуре ниже 10 градусов мороза. Прогулки и сон на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и нервной системы ребенка.

Спит ребенок 4 месяцев два или три раза в день по 1.5-2 часа. Ночной сон малыша становится более продолжительным. Некоторые дети могут проспать всю ночь около 10 часов. Поэтому мама уже сможет лучше высыпаться.

Важно соблюдать режим сна и активности. Лучше приучить ребенка ложится спать в одно и то же время. Для этого и родителям необходимо соблюдать этот режим: утром не лениться рано вставать, чтобы часов в 10-11 снова уложить малыша спать. Вечером тоже ложиться пораньше, чтобы спать, когда спит ребенок.

Режим дня ребенка в 4 месяца выглядит приблизительно так:


Вес и рост

В этом возрасте ребенок продолжает интенсивно расти. Прибавка в весе может превышать норму. У детей этого возраста часто округляется личико, появляются складочки на руках и ногах. Окружность головы увеличивается и практически равна окружности груди. То есть пропорции тела ребенка приближаются к взрослым.

Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Средняя прибавка веса за месяц 800 грамм.

Мальчики в 4 месяца в среднем весят 6-8 кг при росте 62-66 см. Девочки – 5,5-7,5 кг с ростом 60-64 см.

Прививки

В возрасте 4,5 месяцев проводится очередная вакцинация АКДС, если первая прививка была в 3 месяца. Кроме того ребенка необходимо привить от полиомиелита.

Общение с малышом

В этом возрасте очень важно общаться и разговаривать с малышом. На прогулках пусть изучает окружающий мир. Показывайте ему цветы и деревья, собачек, кошек, птичек. Ребенку все очень интересно. Он получает удовольствие, узнавая новое. Если ребенок доволен, то он улыбается и смеется.

Малыш в 4 месяца с удовольствием общается с папой и мамой и другими близкими людьми. Он радуется им, «разговаривает» с ними, любит с ними играть. Но не стоит спешить приглашать для общения посторонних. Дети в этом возрасте с недоверием относятся к чужакам. Они могут хмуриться, сердиться и капризничать. Могут даже испугаться. Поэтому круг общения ребенка можно расширить позже, когда он будет к этому готов.

Ребенок в 4 месяца не любит оставаться один. Он, конечно, может некоторое время рассматривать игрушки, но не долго. Ему хочется быть в компании, чтобы его развлекали. Поэтому хорошо проводить с малышом больше времени: читать ему, петь, играть в игры, выполнять гимнастику, рассказывать потешки. Можно носить его по комнате и рассказывать обо всем вокруг. Это поможет развитию ребенка.

При кормлении малыш отвлекается на окружающих. Поэтому лучше, чтобы оно проходило в тишине.


Как помочь ребенку развиваться

Развитие каждого ребенка проходит по его индивидуальному графику. Однако можно ему помочь овладеть некоторыми навыками.

Если ребенок не умеет делать переворот со спинки на живот, то можно ему помочь. Для этого необходимо удерживая малыша за ручку и ножку аккуратно повернуть его на противоположный бочок и слегка подтолкнуть, чтобы он перевернулся.

Если ребенок уже может поворачиваться на бок, то можно положить на расстоянии яркую игрушку, пусть он потянется за ней и перевернется. Обычно детям нравится лежать на животе и подниматься на руках. Для стимуляции можно выкладывать рядом в игрушки, чтобы малыш играл в таком положении. Ежедневные упражнения помогут развиться необходимым навыкам.

Игры, общение с малышом, своеобразные разговоры с ним на его языке помогают развитию речи у ребенка. Прислушайтесь, что говорит малыш и повторяйте за ним. Постепенно и он начнет повторять звуки.

Так у ребенка развивается стремление к подражанию, в том числе и речи.

Игры и игрушки в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает интересоваться игрушками. Однако не нужно спешить заваливать малыша ими. Достаточно несколько интересных ярких игрушек, которые ему будут интересны:

  1. Резиновая уточка или другой формы игрушка с пищалкой часто привлекает внимание малышей.
    Они постепенно учатся самостоятельно извлекать из нее звук. Пусть она будет достаточно мягкая.
  2. Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов .
  3. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры.
  4. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели .
  5. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными.
  6. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры:
  7. Прятки . Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает;
  8. Ладушки . Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку;
  9. Можно показывать малышу «кукольный театр» .
  10. Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них;
  11. Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями .

Например, мама показывает на ручки, потом на ножки, потом на животик и произносит такой стишок:

Ручки – вот,

Ножки – вот,

А где с кашкою живот?

Такой стишок развлечет ребенка и поможет изучить свое тело.

В 4 месяца у ребенка могут начать прорезываться зубы. При этом воспаляются десны, и малыш может стать капризным и беспокойным. Иногда на фоне прорезывания зубов может возникать повышение температуры, понос, насморк. В этом случае лучше обратиться к врачу.

  • Больше контактировать с ребенком
  • Помогать его развитию играми, рассказами, упражнениями;

  • Можно приобрести ребенку развивающий коврик со множеством специальных развлечений на это возраст;
  • Начинать закаливать малыша.
  • Для начала подойдут воздушные ванны до 10 минут и прогулки на свежем воздухе;

  • Мыть и кипятить игрушки, так ка в этом возрасте дети очень любят все пробовать на язык;
  • Обязательно выполнять водные процедуры ежедневно, можно добавить легкий массаж;
  • Развивать двигательные способности ребенка с помощью специальной гимнастики.

Видео о развитии малыша в этом возрасте

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.



Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.


Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.


Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, купании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.