Дагестанские загадки. Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе. Великая абхазская стена

Археология – это не просто наука, а ключ к прошлому всего человечества. Из мельчайших фрагментов каких-то предметов археологи воссоздают картину прошлого. Но, помимо романтических и манящих тайн, археология – это серьезный и кропотливый научный труд. В этом мы убедились, побывав в археологической экспедиции на двух исторических памятниках Дагестана – Мухкай-1 и Мухкай-2 в Акушинском районе, где с 2006 года трудятся дагестанские и московские археологи.

УВИДЕТЬ АКУША И…

Поездку в Акушинский район Дагестана для журналистов республиканских СМИ организовал Дагестанский научный центр Российской академии наук во главе с его руководителем, членом-корреспондентом РАН, известным российским археологом Хизри Амирхановым . Поездка состоялась 14 августа, в преддверии Дня археолога, который отмечается ежегодно 15 августа. Группа из 10 человек рано утром собралась у здания ДНЦ на ул. Гаджиева и, усевшись поудобнее в салоне «Газели», направилась в сторону Акушинского района. Верный железный конь и ровная полоса асфальта под колесами – о чем еще может мечтать заядлый любитель путешествий? Впрочем, иногда можно даже закрыть глаза на отсутствие второго, когда красота расстилающейся вокруг природы перекрывает все неудобства от дорожных неровностей.

Наверно, не раз каждому из нас приходилось видеть подборку фотографий красивых пейзажей разных стран мира, где мысленно мы уже все побывали. Но мало кто догадывается, что по-настоящему живописная, таинственная и местами вовсе не тронутая человеком природа есть и у нас – в Дагестане. Некоторые мои попутчики, как и я, впервые ехали в этот край родной республики. Мы удивлялись, восхищались и недоумевали. Старались по дороге запечатлеть красоту на фотоаппарат. Но… способен ли объектив передать эмоции?

Нас сразу предупредили – до пункта назначения придется ехать около 3-х часов, но, оказавшись под впечатлением от увиденного, мы и не заметили, как прошло время. Беру на себя смелость и говорю за всех коллег, потому что уверена – равнодушных от этой поездки не осталось.

Проехав село Леваши, а потом и Акуша, мы очутились в местности Айникаб (Акушинский район). Здесь у местных жителей каждый год останавливаются археологи. Когда мы приехали, дома археологов не оказалось – они уже с раннего утра уходят в горы, где и расположены культурные памятники. Но во дворе и внутри дома мы увидели некоторые находки.

ИНСТРУМЕНТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

Хизри Амирханов ознакомил нас с этими находками: – Давно это было… примерно 1,5-2,5 млн лет назад. Пока еще никто не знает, как их (древних обитателей) звали, потому как останки их пока не обнаружили, но уже многое можно сказать по тем признакам, открытым археологами. Добытые археологические находки состоят из многочисленных каменных орудий труда, следов кострища и костей животных. Основным орудием обитателей изучаемых стоянок был чоппер – массивное каменное рубящее орудие. Ну а различные кремниевые изделия использовались древними людьми в качестве ножей для разрезания туши животного, обработки шкуры животных и прочих целей.

Чтобы было ясно читателям «МИ», расскажу немного предысторию раскопок.

Археологические раскопки и исследования в Акушинском районе начались в 2006 году. Памятники относятся к эпохе палеолита – каменного века. Поводом для начала исследований послужили результаты работ, которые проводились в местности Айникаб в связи с возведением хозяйственного объекта – антенны для телефонной вышки в 2005 году.

Древний человек, как и человек современный, искал для своего обитания места, богатые ресурсами. Ресурсом жизни в те времена было наличие сырья для орудий, наличие воды, животных. А район богат кремнием, который в древности люди использовали для изготовления различных орудий. Наличие кремниевых выходов и побудило нас начать раскопки. Как оказалось, наше профессиональное чутье нас не подвело, – говорит Амирханов. (Еще в 50-х годах прошлого века дагестанский археолог Владимир Котович нашел в Акушинском районе целый ряд памятников каменного века, но эта эпоха была выделена и широко принята исследователями только в 60-х годах. – Прим. авт.).

От местности Айникаб до местности Шайхла-гIиниз тянется хребет, на котором выявлено несколько пунктов, насыщенных археологическими материалами. Это Айникаб – 1, 2, Мухкай –1, 2, а затем «Гегала шур» –1, 2, 3.

МУХКАЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Чтобы попасть на Мухкай-1 и Мухкай-2, нам пришлось пересесть на машины повышенной проходимости, которые доставили нас на гору. Эти два памятника культуры находятся на возвышенности горы, но каждая в разных сторонах. Сейчас активные раскопки идут на Мухкай-2.

Значение этих памятников состоит в первую очередь в том, что они являются древнейшими не только для центральной части Дагестана, Северного Кавказа, России, но и всей Евразии. Уникальность состоит также и в том, что мощность геологических отложений, в которых и заключены археологические находки, превышает 70 метров. На всю эту толщину приходится 34 культурных слоя (сосредоточение остатков деятельности древних людей).

Эти памятники представляют историческую, геологическую летопись жизни человека и данной территории на протяжении 1,5-2,5 млн лет. Просто невозможно найти еще такие памятники, которые бы позволяли рассматривать развитие культуры на протяжении столь длительного периода в одном и том же месте, – говорит Амирханов.

Наряду с дагестанскими и московскими археологами, на памятниках Мухкай-1 и Мухкай-2 трудятся геологи, палеоботаники, палеобиологи, палеонтологи, палеозоологи и другие специалисты. Например, палеобиологи занимаются восстановлением растительности по остаткам пыльцы. Ими было установлено, что на этой территории Дагестана когда-то росли 60-метровые деревья и растительность, которые на сегодняшний день нехарактерны для Дагестана.

По результатам исследовательских работ на мухкайских памятниках написано множество статей, научных публикаций. Результаты работ вошли и в школьные учебники. И, как говорят сами ученые, благодаря этим находкам, история России удлинена примерно на 1 млн лет.

КРЕМНИЕВЫЕ ДОЛИНЫ ДАГЕСТАНА

Нам посчастливилось познакомиться и с руководителем раскопок на Мухкай-1 – научным сотрудником, кандидатом исторических наук Института археологии РАН города Москвы Алексеем Селезневым . Он рассказал, что исследование Мухкай-1 началось в 2007 году. Сначала раскапывали траншею вдоль всего памятника, на это ушло 4 года, а потом начали выборочно исследовать культурные слои. Селезнев объяснил, что памятники в основном носят названия ближайшего населенного пункта, как, например, Айникаб. А Мухкай – это такое урочье (древнее место проживания людей), которое появилось несколько тысяч лет назад. Дословного перевода слово Мухкай не знают и сами местные жители. А до памятника «Гегала–шур» 1, 2, 3 археологи еще не добрались. Московский археолог рассказал, что мухкайские памятники по культуре и возрасту идентичны. Но вот только на Мухкай-2 обнаружены кости фауны, чего не было найдено на Мухкай-1. Ученые это объясняют тем, что природные условия для этих местностей были разные. Вследствие этого на одном памятнике сохранились кости животных, а на другом – нет. А кремниевые находки находили как в первом, так и во втором памятнике.

Кремниевые желваки (необработанный кремень в известковой корке) залегают как раз в верхней части этого хребта, полтора млн лет назад эти горы были ниже. Древний человек был свидетелем формирования Кавказских гор. Сейчас мы находимся на высоте 1,5 км над уровнем моря, тогда горы были намного ниже, – рассказал Селезнев.

ДВА МЛН ЛЕТ НАЗАД ПО ДАГЕСТАНУ «БРОДИЛИ» ХОМО ЭРЕКТУСЫ…

Ученый рассказал одну историю, услышанную им от местных жителей.

За хребтом расположен населенный пункт Цуликана, что в переводе с лакского языка означает «огненный камень». Во время Кавказской войны там изготовляли для ружей порох и высекали из кремня огонь. Этот факт еще раз доказывает, насколько эти местности богаты залежами кремния.

О том, что эта территория когда-то была населена людьми, а именно прямоходящими (хомо эректусами – так их называют ученые), свидетельствует и наличие поблизости реки. По словам Селезнева, люди этого периода занимались в основном охотой, умели изготовлять орудия из кремния. А в местности Айникаб также был обнаружен очаг древнего костра, то есть люди уже тогда имели дело с огнем.

Судя по костям животных, обнаруженным на памятнике Мухкай-2, можно сделать выводы, что эта территория Дагестана носила когда-то саванный характер – здесь обитали древние слоны, жирафы, зебровидные лошади, гиены, антилопы, олени. Как говорит Селезнев, большой интерес для ученых представляют мелкие грызуны, нежели крупные животные. По скелетам мелких грызунов можно определить точный возраст периода, потому что они постоянно эволюционировали.

Алексей Селезнев поделился и своими впечатлениями о Дагестане. Впервые он приехал в республику в 2003 году с экспедицией, возглавляемой Хизри Амирхановым. До приезда в Дагестан экспедиция побывала в Калмыкии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и только потом приехала в Дагестан. По итогам этой экспедиции, как рассказывает Селезнев, самые интересные памятники были обнаружены как раз в Дагестане.

В 2006 году он уже вторично приехал в Дагестан, чтобы уже основательно заниматься раскопками. На протяжении уже 10 лет каждый год летом он приезжает на раскопки, а в остальное время занимается исследованиями находок в лабораторных условиях.

Дагестан – это великолепный край и с точки зрения культуры, и природы. История археологии самого Дагестана очень интересна. Мы практически попали на курорт. В прошлом году мне лично посчастливилось участвовать и в раскопках Дербента, где были сделаны сенсационные открытия. А в основном мы бываем в Акушинском районе, чувствуем себя уже частью этой местности. И еще раз убедились, насколько трудолюбивы, добры и гостеприимны дагестанцы, – поделился впечатлениями Селезнев.

P . S . Ничто в истории не исчезает бесследно. Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. Cо временем менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные участки земли, а где-то появлялись горы… Археологические раскопки помогают раскрыть тайну мироздания – как жили наши предки в далекой древности, когда еще не было письменности и не осталось никаких свидетельств тех времен, кроме материальных предметов. Пример тому – раскопки мирового значения в Акушинском районе, где археологи с каждым годом разгадывают все новые и новые тайны истории.


1. К этой еде у многих любовь,
Рис, много мяса, лук, морковь.
Кушать его каждый день я готов.
Называется блюдо «Узбекский …….» (Плов)

2. У пророка на лице росла,
Примером внешности была.
Мужчину украшает,
От женщин отличает. (Борода)

3. С неба капает вода
Освежает города,
Повышает урожай,
Стал зеленым, ярким край! (Дождик)

4. Пророк их любил,
С другими делил.
На пальмах растут,
На ифтар их жуют. (Финики)

5. В них должен верить каждый из нас,
Они выполняют Аллаха приказ!
Их не можем видеть мы,
Из света созданы они. (Ангелы)

6. «Ночным светилом» его называют,
Он путникам дорогу освещает,
Определить начало Рамадана помогает,
И просто наше небо украшает! (Луна, полумесяц)

7. Сердцем суры «Бакара» является,
После каждой молитвы читается. (Аят аль-Курси)

8. Это животное как грузовик,
Людей и поклажу таскать он привык.
Летний зной и жару совсем не боится,
Без воды он может долго обходиться. (Верблюд)

9. Пушистый, рыжий хвостик
По веткам прыг да скок,
Кедровые орешки собирает впрок! (Белка)

10. В синем море великан
Волны сильные гонял.
Приказ Аллаха получил
И Юнуса проглотил. (Кит, большая рыба)

11. Этот пророк не умер, он жив.
На землю он спустится снова.
И христианам всю правду открыв,
Даджаля убьёт он сурово! (Иса ибн Марьям)

12. Он был дядя пророка,
Отважный и храбрый!
На защиту ислама встал он однажды.
Он часто ездил на верблюде.
Погиб же в битве при Ухуде. (Хамза)

13. Его называли «Меч Аллаха»
Он не знал поражений
И не чувствовал страха! (Халид ибн Валид)

14. Этот овощ очень любим в России,
Его жарят, парят и варят в мундире! (Картофель)

15. Дочка Пророка,
Жена Али.
Имя скорее её назови! (Фатыма)

16. В море волны гоняет,
В небе тучи сдвигает,
А в лесу он деревья качает. (Ветер)

17. Этот намаз по счету третий,
В Судный день за него мы все ответим. (Аср намаз)

18. Этот намаз перед сном мы читаем,
Потом со спокойной душой засыпаем. (Иша - Ночной намаз)

19. Без него наш намаз недействителен,
И эффект у него освежительный! (Тахарат)

20. На том языке наш пророк общался,
Его изучать мы должны стараться.
На нём говорят много стран,
А также ниспослан Кур’ан! (Арабский язык)

21. Внешне муслим,
Внутри неверный.
Как называют таких? …….. (Лицемеры)

22. Этот продукт в Коране встречается,
Вкусный суп из него получается.
Мусы народ её очень любил,
И забывать совсем не спешил. (Чечевица)

23. Когда слова эти читаются
Шайтаны сразу разбегаются.
Слышим мы их в день пять раз,
Они зовут нас на намаз. (Азан)

24. Этот напиток всемирно известный,
Вкусный, душистый и очень полезный.
В общем в любую страну поезжай,
Встретишь повсюду горяченький ……. (Чай)

25. Для религии спасенье —
Великое переселенье!
Пророк Мухаммад совершил,
Из Мекки в Ясриб поспешил. (Хиджра)

26. Это пятый столп в Исламе,
Его совершить я мечтаю давно.
Отправиться в путь к Священной Каабе
Лишь у Аллаха прошу Одного! (Хадж)

27. У меня есть конь железный,
Он большой и очень резвый!
Скорости на нем меняю,
И отлично управляю! (Спортивный велосипед, мотоцикл)

28. Пользовался им пророк,
Преподнёс и нам урок:
Чем нам зубы очищать,
От болезней защищать! (Мисвак)

29. Время, когда солнце появляется
И вокруг всё сразу оживляется! (Утро, восход)

30. Ползет по земле, миллионами в ряд,
Отряд насекомых — рабочих ребят. (Муравьи)