Дом Л.Н. Кекушева на Остоженке. Московское наследие Льва Кекушева - Наводы — LiveJournal Дом кекушева на остоженке стиль модерн

На Октябрьской улице микрорайона Мамонтовка города Пушкино расположен выделяющийся на фоне дачных построек старинный дом. Облик этого особняка производит противоречивое впечатление. С одной стороны, это рубленный и даже несколько грубоватый на вид терем, а, с другой стороны, дом украшен изящными плавными линиями и формами, в которых узнается утонченный стиль модерн. Огромное окно той части особняка, которая напоминает башню, убеждает, что это действительно постройка модного в начале прошлого века архитектурного направления.

В конце XIX - начале XX века активно строились новые ветки железных дорог, благодаря чему в ближайших окрестностях Москвы наметился настоящий «дачный бум». Дач и особняков в стиле модерн вдоль новых транспортных магистралей было построено немало. Однако дом в Мамонтовке - это не просто одна из рядовых чудом уцелевших старинных дач, а работа знаменитого московского архитектора Льва Николаевича Кекушева. Этот зодчий стал автором около сотни проектов и зданий, многие из которых считаются сегодня ключевыми памятниками раннего модерна в России.

Лев Кекушев - загадочная фигура в истории архитектуры. Даже формальные сведения его биографии покрыты туманом. Известно, например, что будущий зодчий появился на свет в Вильно в 1862 году, но сам Кекушев указывал в документах другие год и место своего рождения. Еще более таинственными остаются обстоятельства смерти архитектора. Зодчий, чьими московскими купеческими особняками восхищалась столица в начале 1900-х годов, после 1912 года неожиданно и бесследно пропал, так что у современных исследователей до сих пор нет бесспорных данных о месте, причине и времени ухода из жизни архитектора. По одной из версий Кекушев окончил свои дни в психиатрической больнице.

Пожалуй, самая известная работа Льва Кекушева в Москве - особняк его супруги Анны на Остоженке. За этим домом, видимо, благодаря его необычному облику, напоминающему маленький средневековый замок, закрепилась репутация прообраза дома главной героини романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Особняк Миндовского, дом Листа, доходный дом Исакова, городской дом Коробкова - эти и другие работы Кекушева навсегда прославили архитектора и являются сегодня настоящими украшениями столицы. Элегантные особняки строились, как правило, для богачей отнюдь не аристократического происхождения, а для выбившихся в миллионеры промышленников, фабрикантов и разбогатевших купцов, в руках которых во второй половине XIX века оказались огромные капиталы.

Подмосковные постройки Кекушева, однако, не всегда могли похвастаться тем же размахом и красотой, что его столичные работы. Дача в Мамонтовке, тем не менее, занимает особое место в творчестве зодчего, поскольку материалом для нее послужило дерево, в то время как в Москве зодчий чаще строил из кирпича, камня и других материалов. Наиболее известная московская работа Кекушева из дерева - это дом Носова, расположенный недалеко от метро Электрозаводская. Конечно, трудно сравнивать этот деревянный особняк со скромной подмосковной дачей А.И. Ермакова - помощника ивантеевского фабриканта В.А. Лыжина. Купец-старообрядец Василий Дмитриевич Носов обладал несравненно большим бюджетом для постройки дома, чем Ермаков. Тем не менее, отдаленное сходство между двумя этими разными постройками заметить нетрудно.

Дача Ермакова роботы Кекушева неслучайно расположилась недалеко от железнодорожной станции Мамонтовка. В 1890-е годы архитектор познакомился с предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, который предложил Льву Николаевичу заняться проектированием построек Северной железной дороги. Вологодско-Архангельская железная дорога была масштабным начинанием, и Мамонтов искал архитектора, который бы взялся создать единый облик различных железнодорожных сооружений: станций, водонапорных башен, депо, изб для сторожей и других хозяйственных построек. Так появились на этой ветке вокзал в Мытищах, станция в Сергиевом Посаде, к сожалению, не сохранившаяся, и часть крыла здания Ярославского вокзала в Москве работы Льва Кекушева.

Исследователь наследия знаменитого московского архитектора Мария Нащокина отмечала, что все эти железнодорожные постройки были выполнены из дерева и намеренно совмещали в себе черты модерна московских купеческих особняков и традиционные формы добротных домов Архангельска и Вологды, куда вела строящаяся транспортная магистраль. «Открытые рубленные из бревен стены, высокие вальмовые кровли, широкие оконные проемы и немногочисленные декоративные детали - резные кронштейны, простые наличники… эти элементы были присущи абсолютному большинству возведенных сооружений». Все станции на Вологодско-Архангельской дороге, по воспоминаниям путешественников, были окрашены в желтый цвет. Многие признаки железнодорожных построек мы найдем в облике дачи Ермакова в Мамонтовке, в том числе и желтый цвет, которым выкрашена фасадная часть с огромным окном и навершием в виде башни.

В 1990-е - 2000-е годы в Пушкино и окрестностях было уничтожено пожарами впечатляющее количество значимых деревянных памятников: дача Владимира Маяковского на Акуловой горе, здание Летнего театра в Пушкино, церковь Гребневской иконы Божией Матери в поселке Клязьма, сказочная дача Александренко и другие. Хотелось бы верить, что дом Ермакова работы Льва Кекушева избежит этой же участи и останется на долгие годы редким подмосковным памятником талантливому архитектору.

Напоминает средневековый замок с ассиметричной композицией и высокой «рыцарской» башенкой. Для создания сложной композиции архитектор использовал объемы разной величины, украсив их затейливой лепниной с растительным мотивом, тщательно проработанной мастером. Сочетание розового и белого цветов в отделке дома, шатровая башенка, скругляющая угол дома, изящные оконные переплеты придают зданию особую романтичность. Высокий фронтон главного уличного фасада украшала трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером. К сожалению, фигура льва не сохранилась.

На первых двух этажах дома располагались зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Внутренняя планировка дома характерна для модерна – все помещения сгруппированы вокруг парадной светлой лестницы, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании во многом сохранилась первоначальная планировка комнат и элементы отделки.

Для этого особняка Л. Кекушев использовал свой собственный проект, выполненный по заказу Саввы Мамонтова и «Северного домостроительного общества», которые планировали возвести дом на продажу в районе Тверского бульвара и Большой Никитской улицы. Однако планам помешало банкротство Мамонтова, и Кекушев решил использовать проект для постройки собственного дома на Остоженке. Там как раз пустовал участок, где в 1900 году началось строительство дома по проекту архитектора В. Кузнецова, но по каким-то причинам было остановлено. Л. Кекушев частично использовал этот план для собственного жилья, которое было построено уже к 1903 году.

Здание часто попадает в число претендентов на дом, в котором поселил свою Маргариту. Эта гипотеза основана на описании жилища героини: «готический особняк» в «саду в одном из переулков близ Арбата» и спальня, «выходящая фонарем в башню особняка».

В 1960‑х годах в доме размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики, позднее – Оборонное ведомство Посольства Арабской Республики Египет.

Особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Этот дом известен как адрес архитектора Льва Кекушева, однако в 1901 г. соседний дом также принадлежал архитектору. Здания считались единым владением – доходным домом самого архитектора. Здание было построено через два года после особняка самого архитектора и записано на жену архитектора Анну Ионовну. В настоящее время дом является жилым, а часть помещений находится в аренде у коммерческих структур.

За время существования особняка была утрачена значительная часть исторического декора фасадов и изменены объемно-планировочные решения интерьеров. В 2017–2018 гг. в рамках проекта научной реставрации воссозданы утраченные элементы архитектурного, лепного, штукатурного и металлического декора (лепное завершение входного тамбура, орнаментальные тяги и т. д.). Воссоздана колористика фасадов. В интерьерах восстановлена первоначальная планировка, проведена реставрация с элементами воссоздания исторических элементов отделки и декора помещений. 7 декабря 2017 г. после столетнего перерыва на крышу особняка вновь установили медную статую льва.

В 2018 году особняк Кекушевой стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и приспособления" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

December 7th, 2017

В течение всего 2017 года часто упоминалось имя архитектора Льва Николаевича Кекушева, ведь в этом году исполнилось 155 лет со дня его рождения. В Москве сосредоточены многие великолепные здания, построенные Кекушевым, - это и особняки, и доходные дома, и общественные здания. Год плавно движется к своему завершению, и сейчас уже можно посмотреть, что было сделано и что делается для сохранения наследия зодчего. Самое важное, что к юбилею приурочили реставрацию четырёх его шедевров - особняка Миндовского на Поварской, дома самого архитектора на Остоженке, Никольских торговых рядов и доходного дома Быкова.

Лев Николаевич Кекушев родился 19 февраля 1862 года, предположительно в Вильно. Отец его был офицером, что известно из воспоминаний его сына. Известно также, что он учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, затем переехал в Москву. Довольно быстро Лев Кекушев приобрёл известность и крупные заказы. У него даже появился свой фирменный знак - статуя или барельеф льва.

В 1893 году Кекушев основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893-1898 годах состоял московским участковым архитектором. В августе 1898 года был уволен со службы согласно поданному прошению. С 1899 года Кекушев возглавлял архитектурную контору Московского торгово-строительного акционерного общества, по заказам которого возвёл ряд особняков и доходных домов в Москве и Тамбове. В 1899 году Кекушев выиграл конкурс на проект гостиницы "Метрополь". Впоследствии проекты Кекушева, Валькота и других победителей конкурса были соединены в один, а потом еще раз изменены, когда родилась идея разместить на фасаде "принцессу Грезу".

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898-1899) преподавал в Императорском Московском Техническом училище, с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище. В 1901-1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения. В 1890-е годы совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектировал инфраструктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги, впоследствии расширил здание Ярославского вокзала.
Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в основном пришёлся на 1900-1903 годы. Кекушев построил такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в Царицыне, особняк И. А. Миндовского на Поварской. Длительное время помощником Кекушева работал архитектор С.С. Шуцман. После революции 1905 года общественное мнение повернулось в сторону неоклассики, но Кекушев не изменил своему стилю. Рубежом, после которого имя Кекушева перестало упоминаться в профессиональной печати, стал 1912 год; этим же временем датированы последние проекты зодчего. Достоверных сведений о дате, месте и обстоятельствах смерти знаменитого архитектора нет. Согласно воспоминаниям сына, Николая, на момент его поступления в 1912 году в кадетский корпус, отца уже не было в живых. Дочь Кекушева указывает датой смерти 1917 год.
Давайте ещё раз посмотрим на 16 самых известных зданий Льва Николаевича Кекушева в Москве .

1. Первой самостоятельной работой Кекушева в Москве стал, возможно, небольшой особняк А.И. Обуховой в Малом Козловском переулке. Уже в этой постройке заметны некоторые характерные черты творческого почерка зодчего.


Особняк А. И. Обуховой, Малый Козловский переулок, 4. 1891

2. Первым по времени произведением московского модерна и одним из первых сооружений в этом стиле в России считается особняк в Глазовском переулке, 8. Известно, что особняк Кекушев строил для себя, но Адольф Лист, зять и кузен промышленника Г.И. Листа, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться.


Особняк О. А. Листа, Глазовский переулок,8. 1898-1899

Крупная каменная кладка цоколя, индивидуальный рисунок рам каждого окна, арочные ниши, утрированная угловая колонка - эти характерные "кекушевские" приёмы были впервые применены архитектором при постройке этого особняка.

3. Жилой дом на Поварской улице известен как второе по времени произведение модерна в Москве. Сейчас имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.


Особняк М.С. Саарбекова, Поварская улица, 24. 1899-1900 . Фото NVO

4. Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице Лев Кекушев перестраивал в 1899-1900 годах. Асимметричное здание, имеющее чешуйчатый купол и выразительный скульптурный декор, образующий козырёк над входом, в 2015 году отреставрировано и является объектом культурного наследия федерального значения. В ходе реставрации зданию вернули его первоначальный цвет - лиловый.


Особняк Коробковой, Пятницкая, 33-35. 1899-1900 . Фото: Юрий Потехин

5. Проект Ново-Никольских торговых рядов выполнен архитектором Л.Н. Кекушевым по заказу Петербургского общества страхования, для посетителей ряды были открыты в 1903 году после завершения отделки интерьеров. Центральный купол здания гармонично сочетался с башней колокольни расположенного рядом Заиконоспасского монастыря. Фасады строения имели огромные окна с дубовыми рамами, маленькие колонны, обрамляющие окна третьего этажа, изящный лепной декор в виде маскарон.


Ново-Никольские (Иверские) торговые ряды, Никольская улица 5/1, Москва. 1899-1900

В настоящее время архитектурный памятник принадлежит Государственному историческому музею, идёт реставрация Никольских рядов.

6. Уже после публикации первых проектов гостиницы "Метрополь", появилось множество заказчиков домов в модном стиле того времени. В городе строились здания, ориентированные на декоративность и живописность. В их числе - четырехэтажный доходный дом Бочаровых по проекту Кекушева.


Доходный дом Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21. 1902

Несмотря на позднейшие пристройки, фасад дома сохранился до наших дней почти без изменений. Скульптур сов несут выступы эркеров на своих крыльях.

7. Реконструкция ресторана Прага была завершена Кекушевым в 1902 году. На этой фотографии - здание после этой реконструкции.


Арбат, 2. 1902

Впоследствии здание еще трижды перестраивалось. Более привычный для нас облик ресторан получил в 1914 году, когда был надстроен по проекту Адольфа Эрихсона, тогда и появилась колоннада на крыше. Так "Прага" выглядит сегодня.

8. В истории Москвы был короткий период, когда в центре стали строить небольшие комфортабельные виллы-усадьбы. Такой особняк был построен в 1903 году по проекту Л.Н. Кекушева. Принадлежал он старообрядческому купеческому роду Носовых.


Особняк Носова, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1. 1903 . Фото: Маргарита Федина

Процесс возрождения этого памятника истории и культуры начался в начале 90-х годов прошлого столетия по инициативе Российской государственной юношеской библиотеки и на средства Министерства культуры Российской Федерации.


Фото: Маргарита Федина

9. На Остоженке три рядом стоящих дома связаны с именем Льва Кекушева - №№ 17, 19, 21. Наиболее известен, как адрес архитектора Кекушева, - дом по Остоженке, 21.


Остоженка, 17, 19, 21. 1901-1903

До сих пор за более чем вековую историю в здании были лишь ремонты. Сейчас дом находится на реставрации, реставраторы обещают вернуть особняку первоначальный вид, в том числе водрузить на место отличительный знак Льва Кекушева - бронзового льва на фронтоне.

И вот, в комментариях мне уже сообщили, что льва только что установили!


ФОТО: ГлавУпДК при МИД России

10. Дом №17 построен в 1901 году совместно с архитектором С.С. Шуцманом. Фасад здания довольно скромный, но благородный, имеются и характерные кекушевские черты.

11. Следующий дом №19, построен в 1902 году. Первый этаж арендовал Грязнов для чайного магазина, два верхних этажа сдавались внаём.

12. Дом № 42 на Поварской изначально выглядел не так, как сейчас. Угловую башню венчал единственный в Москве четырехгранный купол с глубоким карнизом, покрытый листовой медью. По периметру он был окружен широкой площадкой. При перестройке купол был утрачен, и теперь его можно увидеть только на старых фотографиях. Необычной была и отделка фасадов, построенная на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен.


Особняк М. Г. Понизовского, Поварская, 42. 1902

В 1914-1915 годах осуществлена полная классическая переработка фасадов. В результате перестроек здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л.Н. Кекушева лишь ступенчатую объёмно-пространственную композицию.

13. Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке был построен Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту Л.Н. Кекушева в 1904-1906 годах.


Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, 28. 1904-1906

Центральная часть здания выделена небольшим заглублением фасада, четырьмя парными балконами, окружёнными кованными решётками.

14. Особняк Миндовского построен по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества с целью его дальнейшей перепродажи.

Дом возведён во франко-бельгийской интерпретации стиля модерн. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера.

15. Этот четырёхэтажный особняк в центре Москвы появился в 1909 году по проекту Льва Кекушева. Изначально это был доходный дом, на первом этаже которого располагались магазины. Для своего времени технология его строительства считалась передовой - были использованы железобетонные перекрытия и металлические опоры, хорошо сохранившиеся по сей день. Здание отличали сложные фигурные оконные переплеты с уникальными дутыми стеклами, которые за счет игры света напоминали с улицы витражи. Также фасад украшали своеобразные волны (элементы декора плавно переходили в основные линии) и творческий автограф Льва Кекушева - лепная львиная маска, какую мастер оставлял практически на всех своих проектах.


2-я Брестская улица, дом 19/18. 1909 . Фото: oldmos.ru . Фотограф: Дмитрий Лубовский

Комплексная реставрация доходного дома Быкова началась в 2013 году, когда здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время практически завершена реставрация фасадов, начинается восстановление внутренних помещений. Планируется, что все уцелевшие детали интерьера соберут вместе в одной-двух комнатах на втором этаже. После реставрации дом будет жилым. Во всей своей красоте дом, как обещают московские власти, должен предстать в 2019 году.


Фото: Агентство городских новостей "Москва"

16. Ресторан Эльдорадо построен в 1908 году архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту, разработанному Л.Н. Кекушевым. Строительство ресторана "Эльдорадо" могло стать одним из крупных проектов Кекушева.


Бывший ресторан Эльдорадо, Красноармейская улица, 1. 1908

Первоначальный авторский замысел, осуществлённый другим зодчим со значительными изменениями, сейчас читается в сложном и оригинальном пространственном решении. По-видимому, Кекушев не смог закончить этот проект, так как с середины 1900-х годов уже отошёл от активной творческой деятельности, а примерно с 1912 года полностью её прекратил.

P.S. В 1930 году, прогуливаясь по улицам Москвы, Луи Арагон заметил: "Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности…"

ГДЕ И КАК ЖИВУТ ДИПМИССИИ В МОСКВЕ

Старинные особняки Москвы отнюдь не всегда превращаются в музеи. Некоторые из них и сегодня как и сотни лет назад продолжают жить насыщенной светской жизнью своих обитателей, вольготно вдыхая столичный воздух глубокими окнами с широченными подоконниками. По роскошным лестницам с кружевными перилами поднимаются избранные гости, в просторных гостиных проходят торжественные приемы, семьи каждый день собираются на завтрак, обед и ужин за огромными столами внушительных столовых, а стены мрачноватых кабинетов в английском стиле освежают картины известных живописцев…

Текст: Елена ШПИЗ

Именно благодаря историческим особнякам центр Москвы был и остается особым миром, словно заговоренным от современной суеты, неизбежности небоскребов и вечных пробок.

В сущности, это даже не дома, а архитектурные личности, пережившие революции, войны, множество романтических сюжетов и настоящих драм. Вероятно, талант истинных реставраторов в том и заключается, чтобы, несмотря на неизбежное внедрение современных материалов, сохранять «душу» пропитанных временем стен. Так и хочется назвать этих мастеров архитектурными эскулапами, которые возвращают здоровье «уставшим организмам» старинных особняков и вдыхают в поникшие облики фасадов первоначальную историческую красоту.

Фото из архива В. Маяковского

В наше время такие дома лишь в редких случаях выкупаются в частную собственность, чаще находятся в ведомстве различных госструктур, которые отвечают за их сохранность.

Как известно, часть московских особняков занимают зарубежные посольства. Все эти здания находятся в хозяйственном ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (далее ГлавУпДК, ‒ прим. ред.).

ГлавУпДК отвечает за многие объекты столичной исторической недвижимости, которая, преимущественно, предоставляется на особых условиях посольствам и дипломатическим миссиям разных стран, а также зарубежным и российским компаниям с безупречной репутацией. Долгосрочная аренда позволяет достойно содержать архитектурное наследие. Особняки, в буквальном смысле, обретают новую жизнь. Эксперты ГлавУпДК контролируют и силами лицензированных подрядных организаций осуществляют реставрацию подведомственных зданий.

Проект особняка Льва Кекушева на Остоженке, 21

«ОСОБНЯК МАРГАРИТЫ»

В настоящий момент ГлавУпДК реставрирует знаменитый «готический замок» законодателя московского модерна Льва Кекушева на Остоженке, 21 ‒ один из самых узнаваемых особняков столичной «золотой мили» с граненой башенкой, ассиметричной композицией и интригующей динамикой разноформатных окон.

‒ Для нас принципиально важно в точности восстановить исторический облик особняка, ‒ делится с обозревателем «МВ» главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов . ‒ Это первая полная реставрация за всю, более чем вековую, историю здания, и если есть хоть малейшая возможность сохранить исходные материалы, мы боремся за каждый миллиметр. Потому что именно в этих деталях живут атмосфера и дух старинных зданий. Но при всем желании досконально воссоздать прошлое, мы вынуждены считаться с реалиями настоящего. В частности, с колоссальным движением машин непосредственно перед особняком и проходящей под фундаментом веткой метро, которые вызывают сильные вибрации и оказывает мощную дополнительную нагрузку на фундамент и стены дома. А ведь 80% несущих конструкций ‒ исторические! Мы заменяем лишь полностью разрушенные элементы, в частности, фрагменты покрытия кровли и стропильной системы, и, конечно, удаляем с поверхности стен и лепнины многочисленные наслоения краски разного времени и глубоко въевшиеся загрязнения. Однако, в основном, только лечим и докомпановываем архитектурное наследие, используя техники и материалы времени строительства здания, то есть начала XX века. Причем лечим в буквальном смысле: делаем различные укрепляющие и гидроизолирующие инъекции, «вживляем» специальные металлические конструкции, дополняем утерянные фрагменты заново изготовленными по старым технологиям элементами. Наши реставраторы ‒ опытнейшие мастера, мы работаем с ними много лет.

Главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов со своей командой: творческий процесс в разгаре…

Сейчас во всех помещениях особняка на Остоженке, 21 – зале, гостиной, кабинете, спальнях ‒ по задумке Кекушева, окружающих выразительную лестницу ‒ ведут ремонт и усиление перекрытий

‒ Вот, видите, белый потолок? – продолжает наглядно погружать нас в историю Георгий Орлов. – Но, если присмотреться, можно увидеть на его плоскости специальные пробные расчистки красочного слоя, выполненные художниками-реставраторами, где слой за слоем снимаются красочные покрытия, обнажая авторский колер. А за снятой обшивкой из гипсокартона обнаружены уникальные потолки из дерева, повторяющие сводчатое перекрытие, редкая для Москвы находка.

В ходе работ открылись несколько заложенных дверных оконных проемов, о существовании которых никто не знал.

Под металлом оконных отливов найдена историческая керамическая черепица, некогда покрывавшая всю кровлю, но в советское время замененная на обычный стальной лист. На основе найденных образцов изготавливается черепичное покрытие, которое накроет здание и защитит его на много десятилетий вперед.

В реальности, работа мастеров под контролем специалистов ГлавУпДК, оказалась настоящим ювелирным искусством. В этом обозреватель «МВ» убедилась лично, взобравшись на строительные леса и вживую соприкоснувшись с реставрацией уникального лепного декора фасада.

Кстати, к вопросу о лечении: одним из инструментов реставраторов оказался самый настоящий медицинский скальпель. До чего же интересно было наблюдать, как молодой мастер, и в самом деле будто опытный хирург, уверенной рукой бережно снимал потухшие от времени верхние слои изящной лепнины.

Команда реставраторов ГлавУпДК

Сколько времени в целом уйдет на реставрацию особняка Кекушева на Остоженке, 21? ‒ интересуюсь у главного архитектора ГлавУпДК, вдохновившись увиденным.

‒ Работы рассчитаны на 19 месяцев, ‒ уточняет Георгий Орлов.

Исследователи убеждены, что особняк на Остоженке, 21 ‒ один из главных прототипов «Дома Маргариты» ‒ того самого, из окна которого возлюбленная Мастера вылетала на бесовский бал. И, хотя в литературном описании присутствуют детали и других существовавших в то время домов – в частности, Ивана Коровина в Малом Власьевском, 12 (1903), Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17 (1893-1898), Сергея Соловьёва в Малом Ржевском, 6 (1901-1902) и Степана Рябушинского на Малой Никитской, 6 (1900-1903), все же «кекушевские черты» наиболее пронзительны. Особенно, трехстворчатое окно… Даже судьба самого Кекушева ‒ попавшего в психушку (или, как тогда говорили, «дом скорби»), бесследно исчезнувшего Мастера ‒ вызывает чуть ли не мистические ассоциации с булгаковским романом.

КЕКУШЕВ: БОГАЧ, БЕДНЯК…

Лев Николаевич Кекушев будто и в самом деле существовал вне времени и пространства. Точных сведений о местах его рождения и смерти нет. (На свет он появился то ли в Вильно (ныне Вильнюсе), что наиболее вероятно, то ли в Саратове ‒ прим. ред.) Где и когда похоронен, тоже неизвестно.

Кто бы мог подумать, что подобная развязка может ждать одного из самых успешных, богатых и счастливых людей своего времени!

По рассказам единственного внука, Лев Николаевич Кекушев отличался прекрасным характером, благодушным нравом и поистине булгаковским чувством юмора. Обожал розыгрыши. Всегда был добр к родственникам, друзьям и коллегам. Отличался невероятной увлеченностью и растворялся в архитектурных проектах с утра до вечера. Каждый день с шести утра чертил, придумывал, экспериментировал и всячески шалил, не боясь многократно превышать заложенные заказчиками сметы ‒ только бы в совершенстве воплотить созданный в воображении образ. При этом все перерасходы по сметам Кекушев покрывал из собственного кошелька, и в результате, несмотря на то, что по подсчетам историка Аркадия Крашенинникова, заработал «никак не меньше миллиона рублей», оставил после себя исключительно долги, как рассказывала потом его жена, забыв упомянуть о великом архитектурном наследии…

Судьба Льва Кекушева ‒ одна из самых печальных загадок, так и не разгаданных даже самыми въедливыми и азартными исследователями. Известнейший архитектор, чьи здания изначально стали визитными карточками Москвы, умирал в каком-то противоестественном отрыве от родных и друзей ‒ неизвестно где, неизвестно, когда. И это при том, что был отцом троих детей, для которых когда-то построил настоящий сказочный дворец ‒ единственный в Москве особняк со львом на крыше.

Кстати, из-за этого льва некоторые коллеги открыто злились на Кекушева, осуждали его за имперские замашки и даже прозвали «львом московского модерна». Впрочем, какое это имело значение, если и москвичи, и приезжие не уставали любоваться на роскошного зверя, взиравшего на город с царственной высоты.

Лев и в самом деле был авторитетный: порядка 4 метров в длину и более трех метров в высоту. При этом весил целую тонну!

Но самое удивительное, что в какой-то момент этот коронный кекушевский лев исчез так же загадочно и бесследно, как и сам Лев Николаевич…

Любопытно, кстати, что создавал льва австрийский скульптор Рудольф Вейер по аналогу со своими львами на шлюзе плотины в Нюссдорфе в Вене, построенной по проекту Отто Вагнера.

Венский лев Рудольфа Вейера — прототип московского на особняке Кекушева

Львы Рудольфа Вейера на шлюзе плотины в Нюссдорфе в Вене, построенной по проекту Отто Вагнера

Вероятно, такая симпатия Кекушева к австрийским мастерам объясняется тем, что, приехав в Москву после окончания Института гражданских инженеров и первой успешной архитектурной практики в Санкт-Петербурге, Лев Николаевич три года стажировался у модного московского архитектора Семёна Эйбушитца ‒ австрийца по происхождению, принявшего российское подданство.

Уроки австрийского зодчего определенно сказались на авторском стиле Кекушева, а кроме того заметно помогли ему сформировать круг весьма обеспеченных потенциальных заказчиков ‒ преимущественно, выходцев из богатых купеческих семей.

Казалось бы, все само ложилось к ногам Кекушева.

В середине 90-х Кекушев получил заказ от самого Николая II, выиграв тендер на оформление официальной коронации императора. С работой справился блестяще, и с того момента, несмотря на молодость, обрел известность и богатство, которые не снились и куда более возрастным его коллегам.

Известный предприниматель Савва Мамонтов активно привлекал Кекушева к своим проектам ‒ в частности, строительству «Метрополя». Правда, реализовать замысел не удалось, потому как Мамонтова арестовали по обвинению в растратах. И, хотя впоследствии суд полностью его оправдал, предприниматель был разорён, и все его имущество, в том числе, начавшаяся стройка «Метрополя», ушло на погашение долгов. Однако новые владельцы снова пригласили Льва Кекушева вместе Николаем Шевяковым в качестве соавторов гостиничного комплекса, и они существенно изменили существующий проект Вильяма Валькота, что, по мнению современников, принесло зданию колоссальный успех.

Кто бы мог подумать, что прекрасный красно-белый замок, который архитектор построил для своей семьи ‒ в народе» его до сих пор называют «особняком Кекушевой», потому как архитектор записал дом на жену, хотя впоследствии особняк был продан и на архивной фотографии 1908 обозначен самим же Львом Николаевичем как «Дом Смитского» ‒ станет для своего созидателя главным символом фатальных жизненных противоречий ‒ сбывшейся и разрушенной мечты, абсолютного счастья и крушения всех надежд, родового гнезда и потерянной семьи.

После революции 1905 года вкусы общества резко изменились, и романтику раннего модерна вытеснили неоклассицизм и строгий северный модерн, к которым у Кекушева категорически не лежала душа. Да и вообще, в его жизни наступила беспросветная пасмурная полоса.

В 1907 году один из крупнейших его проектов ‒ ресторан «Эльдорадо» (1907) – ушел к другому архитектору, который изрядно отклонился кекушевских чертежей. Однако сломало Кекушева совсем другое.

Согласно косвенным историческим сведениям, жена Кекушева Анна Ионовна, в девичестве Болотова, которая была моложе мужа почти на 16 лет, увлеклась сотрудником его же архитектурного бюро, и в 1906–1907 годах у супругов произошел разрыв. Архитектор переехал на съемную квартиру. Впоследствии Кекушевы дважды пытались снова жить вместе (в 1908–1909 гг. и после 1913 г., ‒ прим. ред.), но разрушенную любовь отреставрировать не удалось. И семью воссоединить ‒ тоже.

Самое непостижимое, что после смерти Кекушева, точная дата которой неизвестна, ни вдова, ни дети именитого архитектора так и не нашли его могилу. Известно только, что похоронен он на одном из московских кладбищ…

Понятно, что время было сложное, и многое могло помешать подобным поискам, но ведь и годы спустя никто из родных могилу не разыскал. Хотя сын Кекушева, Николай, стал известным авиатором (в 1924-м его наградили орденом Красного Знамени, в 1930-м он добрался до Северного Полюса, во время блокады Ленинграда эвакуировал жителей северной столицы на гражданском самолете, ‒ прим. ред.) и, вероятно, имел достаточные связи, чтобы узнать хоть что-то о таком известном отце. Но, как видно, пользоваться ими не стал. Впрочем, и у самого Николая судьба сложилась драматично. Как водится, несмотря на заслуги и подвиги, после войны ему пришлось пройти тюрьму и лагеря. В результате, после освобождения он опубликовал книгу воспоминаний под красноречивым названием «Звериада». Однако даже в мемуарах Николай написал о Льве Николаевиче как-то крайне несущественно: «Отец, вышедший из военной семьи, ненавидел царскую муштру и воспитывал меня в ненависти ко всему военному».

Удивительно на самом деле все сложилось: в свое время отец Льва Кекушева прочил ему военную карьеру, однако будущий архитектор решительно ее избежал. С его же собственным сыном все вышло наоборот…

Между тем, совсем недавно выяснилось, что родные знали, где умирал Мастер.

‒ Чуть ли не в 2006 году, исследователи обнаружили архивные материалы, из которых стало известно, что одна из дочерей Кекушева в 1935 году устраивалась на работу в организацию, которая занималась спецпроектами и реставрацией, ‒ рассказывала обозревателю «МВ» руководитель музейной службы ГлавУпДК Лидия Нечаева. ‒ Так вот в своей биографии она написала, что ее отец, Лев Николаевич Кекушев ‒ известный архитектор, построивший около 60 объектов в Москве ‒ был помещен в психиатрическую больницу, где умер в 1917 году.

А ведь если верить этой информации, то нынешний 2017 год совпал сразу с двумя юбилеями Льва Николаевича Кекушева ‒ 155-летием со дня рождения, и 100-летием с года смерти.

Тем символичней знаковый жест, которым ГлавУпДК собирается выразить уважение к памяти великого архитектора. Помимо полной реставрации двух особняков Кекушева в центре Москвы, ведомство намерено вернуть на крышу замка на Остоженке, 21 таинственно исчезнувшего льва.

ЛЕВ НА ВЫСОТЕ

Если честно, даже не верится, что меньше, чем через два года, мы сможем увидеть царя зверей на его законной 15-метровой высоте.

Именно здесь изначально крепился кекушевский лев. Фото: Елена Шпиз

На самом деле воссоздание пропавшего льва ‒ прямо-таки детективная история. Дело в том, что точных данных о материале, из которого он был изготовлен, нет. Так же, как и о времени и причинах его исчезновения.

Любопытно, что на фотографии Владимира Маяковского за 1920 год лев еще был…

В одних источниках предполагают, что лев исчез в военные годы. Якобы внутри он был металлическим, и его попросту переплавили на оружие. Другие исследователи утверждают, что скульптура была из мрамора, и ее тайно продали, потому как попытки купить льва за баснословные деньги предпринимались еще в то время, когда Анны Кекушева жила в особняке и, надо отдать ей должное, отказалась продавать авторский знак мужа. По третьей же версии, лев был сделан из непрочного материала и попросту разрушился.

‒ Мы изучаем огромное количество архивных материалов, чтобы досконально воссоздавать фасады и интерьеры исторических зданий, ‒ рассказывает Георгий Орлов. ‒ Иногда это бывает невероятно сложно, потому что в некоторых случаях даже архивных материалов не остается. Особенно трудно было разыскать точную информацию о скульптуре исчезнувшего льва. И все-таки мы обнаружили фотографию, на которой лев виден во всей красе, так что теперь сможем его воссоздать.

Учитывая несовпадение сведений из различных источников, из какого, в итоге, материала будет создаваться скульптура нового льва?

‒ Очевидно, что в наше время это могут быть только оптимальные материалы, ‒ отмечает Георгий Орлов. ‒ С одной стороны очень прочные, невосприимчивые к погодным катаклизмам и вибрациям на 15-метровой высоте, с другой ‒ не слишком тяжелые, чтобы избежать слишком сильной нагрузки на само здание. Возможно, мы будем отливать льва из бронзы.

ЛАВАНДОВЫЙ ЗАМОК

После окруженного лесами дома на Остоженке нас ждал полностью восстановленный особняк купцов Коробковых на Пятницкой, 33 ‒ еще один кекушевский архитектурный шедевр. Столичные дамы романтично прозвали его «лавандовым замком», благодаря цвету фасада, пробуждающему радость и таинственно меняющему тон в зависимости от погоды.

Тем интересней было увидеть интерьеры и отдать должное каждой детали особняка – от знаменитой лестницы с забежными ступенями и уникального витража, выходящего в холл, до нежной лепнины роскошных потолков и альфрейной живописи, имитирующей фактуру дорого дерева стен в английском кабинете.

Деревянная фактура выполнена в технике «альфрейная живопись». Фото: Юрий Потехин

Откровенно говоря, и зрительно, и тактильно дерево ощущалось как настоящее. Однако Георгий Орлов убедил, что на самом деле – это мастерски выполненный рисунок.

‒ Технология очень сложная и дорогая, ‒ пояснил главный архитектор ГлавУпДК. ‒ Осуществить такую идею стоило большого труда, и мы очень рады, что все удалось.

СПРАВКА «МВ»:

Название «альфрейная живопись» происходит от итальянского «альфреско», т.е. рисунка по сырой штукатурке, имитирующего объемную фактуру. Чаще всего эта техника применяется в храмах, поражая воображение прихожан красотой и зрительной объемностью церковных сюжетов.

_______________________________________________________________________________

Руководитель музейной службы ГлавУпДК Лидия Нечаева рассказывает о знаменитых забежных ступенях лестницы Кекушева. Фото: Юрий Потехин

С не меньшей гордостью Лидия Нечаева рассказывала об коронной кекушевской лестнице, которую архитекторы считают отдельным произведением искусства.

‒ Это одна из самых красивых и необычных лестниц в истории московской архитектуры, ‒ рассказывает руководитель музейной службы ГлавУпДК. ‒ Она настолько выразительна, что делает вестибюль в этом особняке одним из самых красивых в Старой Москве. Особенно интересны кружевная дугообразная рокайльная решетка и необычные забежные ступени, которые встречаются довольно редко.

Мы с удовольствием бродили по «круговой системе» небольших, но зрительно на редкость просторных помещений второго этажа. Больше всего удивило единство совершенно разных интерьеров. Кекушев не изменил своему удивительному таланту не повторяться и развлекать глаз. Именно, не просто радовать, а развлекать, интригуя органичной динамикой форм, цветов и фактуры. Вроде как превращая в сюрприз каждое новое, открывающееся взору пространство. Мы любовались огромными люстрами, которые казались нежными и легкими вопреки размерам и совершенно не подавляли «докучной роскошью».

Приятно было чувствовать себя первопроходцами в свежеотреставрированном историческом особняке и вживую представлять сказочную жизнь в таком доме – да еще в тишайшем красивейшем уголке столичного центра. Мысленно обставлять еще пока пустующие интерьеры.

Так и тянуло выпить чашечку кофе в просторной столовой, глядя в счастливые кекушевские окна…

А когда уходили, невольно еще раз залюбовались на лавандовый фасад.

Любопытно все-таки, как Кекушев придумал такой невероятный цвет? – невольно вопрошаю в ожидании романического объяснения.

‒ Пошутить хотел, ‒ улыбается Георгий Орлов. ‒ Кекушев любил шутить и удивлять…

Редакция «МВ» выражает благодарность за сотрудничество советнику начальника Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России Светлане Чумиковой.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

НЕВОСПОЛНИМЫЕ ПОТЕРИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ… Остается лишь надеяться, что силами мирового сообщества уничтоженная красота хотя бы частично будет восстановлена…

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке

Особняк Кекушева на Остоженке

Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.

Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу Кекушеву. Точнее, его жене.

Со времени постройки, а он возводился в 1900–1903 годах, особняк стал считаться выдающимся достижением модерна в Москве.

Особняк Кекушева

Лев Николаевич был выпускником Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По окончании института с правом на чин 10-го класса по табели о рангах Кекушева зачислили в Техническо-строительный комитет МВД.

Вскоре молодой специалист переехал в Москву и поступил на стажировку к Семёну Семёновичу Эйбушицу (Эйбушитцу). Семён Семёнович, выходец из Австрии, был известным в Москве архитектором и художником. В качестве помощника Эйбушица в эти годы Кекушев участвует в постройке Центральных бань и Охотного Ряда.

За время совместной работы Кекушев овладел различными прикладными декоративными техниками: ковкой, гальванопластикой, травлением по стеклу и металлу.

В 1893 году, закончив стажировку, Кекушев открывает собственное архитектурное бюро. Лев Николаевич отдаёт предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию. Преподавал он в Московском Техническом училище и в Строгановском художественно-промышленном училище. В Строгановском училище он обучает студентов серебрению, железной ковке и композиции. Затем его приглашают на работу в Московское инженерное училище путей сообщения.

В те же годы он находился на посту участкового архитектора и уже самостоятельно построил здание для богадельни имени Гера на Верхней Красносельской улице. Это был исключительный случай в его практике, так как в оформлении здания он использовал элементы мавританского стиля.

Первым зданием, построенным Львом Николаевичем Кекушевым в стиле модерн, был доходный дом в Варсонофьевском переулке. В наши дни дом был перестроен. Фасад здания при перестройке сохранили, а внутренние интерьеры были полностью утрачены.

Продемонстрированную зодчим новую манеру поддержали основные московские застройщики и меценаты. К архитектору приходит известность и финансовый успех, он становится одним из самых популярных специалистов в этой сфере.

В 1898 году Лев Николаевич строит для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом № 8).

Растительные орнаменты, каменный цоколь и редкие ордерные фрагменты в отделке дома поражали всех, кто видел дом. Это здание так понравилось фабриканту Отто Листу, что он предложил архитектору продать ему дом за небывало большую сумму. Лев Николаевич согласился, и у здания появился новый хозяин.

Дом в Глазовском переулке отчётливо показал, что архитектор придерживается традиции нового стиля – модерна. Стиль модерна зародился в Европе в конце XIX века. Заявив о себе, он отбросил существовавшие до него каноны пространственного построения зданий и их декоративного оформления. Новые идеи в разных странах мира дали свои национальные особенности и направления этого стиля: франко-бельгийский ар-нуво, немецкий югенд-стиль, австрийский сецессион, русский модерн и так далее. Первую в мире постройку в стиле модерн осуществил бельгиец Виктор Орта. Виктор Орта был знаменит тем, что первым перенёс графику художников модерна в пластику камня. Считается, что бельгийский модерн был очень чувственным, каким стал затем и русский модерн. Стиль Кекушева наиболее близок к раннему бельгийскому модерну Виктора Орта. В России этот стиль модерна окрестили франко-бельгийским.

Кекушев не остановился на создании особняков, напротив, он старался проектировать сооружения различного функционального назначения. При этом не отступая от варианта бельгийского модерна, а развивая его.

Так, в 1898 году Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово, строил здание вокзала в Царицыно, в 1899–1900 годах совместно с Сергеем Сергеевичем Шуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды. Также вместе с Шуцманом Кекушев перестраивал другие особняки.

В 1898 году Льва Николаевича Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского домостроительного общества, занимавшегося строительством гостиницы «Метрополь». Новые владельцы наняли Кекушева управлять строительством после ареста Саввы Мамонтова. Считается, что участие Льва Николаевича Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта. В то же время он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского общества страхования, планировавшего начать в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле модерн.

В 1900 году он приступил к постройке особняка на Остоженке.

При взгляде на здание кажется, что его облик в целом заимствован из средневековой европейской архитектуры. Но Средневековье причудливо преломляется архитектором. Становится некой игрой. Автор лишь берёт средневековые сюжеты за основу, преобразуя их в соответствии с принципами стиля модерн. В результате изменяются пропорции здания, подчеркивается глубина ниш и оконных проемов, а толща стен превращается в своего рода скульптурную массу.

Особняк увенчан романтической многоярусной гранёной островерхой башенкой с высоким шатром, что придаёт ему ещё большую схожесть со средневековым замком. Башенка втиснута между сильно расчленёнными основными объёмами здания, узкие вертикальные фасады которых обращены в разные стороны.

Проектируя особняк, архитектор искусно сгруппировал объёмы разной высоты, живописно украсив их лепниной. Придав асимметричность композиции, он выгнул контуры проёмов, использовал обилие растительных мотивов в орнаменте.

Особую эффектность здание приобретает благодаря красно-белой обработке его стен. Гладкая поверхность стен сочетается с кирпичной кладкой и декоративными щипцами, украшающими здание.

Ярким приёмом стиля модерн стала внутренняя группировка помещений обоих этажей, в основном парадных, вокруг лестницы. Над этими парадными комнатами располагались жилые мансарды.

Однако через несколько лет после постройки здания супруги развелись, и дом был продан, поэтому в литературе особняк известен также как Дом Смитского.

Авторским знаком Кекушева, своеобразным автографом, были статуя или барельеф льва в своде здания. Так Лев Николаевич обыгрывал своё имя. Был такой автограф и на здании на Остоженке. В своём особняке архитектор установил скульптуру льва на высоком фронтоне главного уличного фасада. Скульптурная фигура была выполнена архитектором Отто Вагнером по образцу львов с плотины и шлюза в Нюссдорфе, в Вене.

Но судьба этого знака неизвестна. Как, впрочем, оказалась неизвестной судьба самого выдающегося архитектора после 1917 года. Все исследователи сходятся во мнении, что Лев Николаевич трагически погиб в пожаре Гражданской войны, как и миллионы других ни в чём не повинных русских людей.

А вот уникальное творение зодчего сохранилось и не потеряло того чистого обаяния, которое так свойственно раннему модерну.

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Всеевропейский курорт» на Остоженке В двадцатых годах XIX века в Хилковом переулке было открыто необычное заведение. Создал его известный доктор медицины, профессор Христиан Иванович Лодер. Называлось его детище Заведение искусственных минеральных вод.Незадолго до

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Особняк Матильды Кшесинской Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.На дуге Кронверкского

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке Это самое необычное здание в самом центре Москвы называли испанским домом и испанским замком. Даже некоторые путеводители говорили, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV–XVI веков». Однако это не

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

автора

Постройки Льва Кекушева в Москве Лев Кекушев проектировал и строил не только роскошные особняки, доходные дома для состоятельных жильцов, но и объекты различного назначения. И все они были оригинальными, так сказать, штучными

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903) Вначале несколько слов о самой улице.Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке, № 17 (1893–1898) По всеобщему признанию этот особняк является одним из самых ярких творений Шехтеля. Хотя построен он не в стиле модерн, а готики, – ну как пройти мимо него?Франц Шехтель был знаком со многими богатейшими людьми Москвы –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Н.В. Кузнецовой на проспекте Мира, № 41, стр. 1 (1893) Эта городская магистраль в разные годы называлась по-разному: Троицкое шоссе, Большая Алексеевская улица, Большая Ростокинская улица и, наконец, 1-я Мещанская улица, которую в 1957 году в честь VI Всемирного фестиваля

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905) По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П.

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

12. Откроет ли тайну особняк Рябушинских? В 1964 г. в Москве состоялось мое знакомство с многочисленным семейством Пешковых: дочерью писателя Надеждой Алексеевной, которую все близкие называли Тимоша - шутливым прозвищем, данным ей в молодые годы А. М. Горьким, ее

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят