Федор достоевский биография. День рождения Достоевского Федора Михайловича. Биография и творчество Достоевского. Краткая биография Ф. М. Достоевского

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера , Корнеля, Бальзака, Гюго , Гёте, Гофмана, Шиллера , Шекспира, Байрона , так и русских – Державина , Лермонтова , Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым . Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

В 1834 Фёдора с братом Михаилом, после подготовительных занятий вне дома, отдают в пансион Чермака, пользовавшийся в свое время известностью в Москве. Братья поступили туда полными пансионерами и только на праздники приезжали домой. Незадолго перед тем отец Фёдора Михайловича приобрёл небольшое имение в Тульской губернии, где семья проводила лето и где началось первое знакомство мальчиков с крестьянским людом. Эти каникулы в деревне всегда производили на Достоевского самое отрадное впечатление, но не отрывали его от чтения, которое, с поступлением его в пансион Чермака, под влиянием уроков словесности, приняло более систематический характер. Пушкин на первом плане, затем Вальтер Скотт , Загоскин, Лажечников, Нарежный, Карамзин , Жуковский – читались и перечитывались постоянно.

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

К этому же времени относятся и ранние творческие попытки. «Бедные люди » писались Достоевским еще в училище по ночам. Влечение к литературе росло не по дням, а по часам, голова была полна самых разнообразных планов и литературных предприятий, которые, по мнению непрактичного в устройстве своих денежных дел Достоевского, должны были доставить ему славу, обеспеченное положение, гарантию от кредиторов и раздражающих мелочей жизни. Служба ему, как он пишет, «надоела как картофель», и осенью 1844 он вышел в отставку, рассчитывая «адски работать», но пока не имея ни копейки на штатское платье. Продолжая работать над «Бедными людьми» и переводить Жорж Санд, он писал брату: «я чрезвычайно доволен романом моим. Не нарадуюсь. С него-то я деньги наверное получу, а там»...

Весной 1845 роман, по указанию Д. В. Григоровича , был отдан Некрасову . Поэт был в восторге от произведения «нового Гоголя» и передал рукопись Белинскому . На критика она произвела весьма сильное впечатление. «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась, как дар – сказал он Фёдору Михайловичу. – Цените же ваш дар, и оставайтесь верны ей, и будете великим художником». Это был самый памятный момент всей юности Достоевского, о котором он с умилением вспоминал и на каторге. «Я вышел от него в упоении, – рассказывал позже писатель. – Я всем своим существом вспоминал, что в жизни моей произошел торжественный момент, перелом навеки»...

Федор Достоевский как зеркало русской души

В 1849 литературная деятельность неожиданно была прервана. 22 апреля 1849 Достоевский был арестован по делу Петрашевского , этому «заговору идей», о котором, по свидетельству барона Корфа, сама комиссия затруднялась судить: «ибо, если можно обнаруживать факты, то как же уличать в мыслях, когда они не осуществились еще никаким проявлением, никаким переходом в действие?». Тем не менее, Достоевскому было вменено в вину участие в собраниях у Петрашевского , где в одну из пятниц он читал письмо Белинского к Гоголю. Фёдор Михайлович был посажен в Петропавловскую крепость, а через 8 месяцев по выслушании смертного приговора и помилования, сослан в каторжные работы, откуда через 4 года отправлен рядовым в один из сибирских батальонов.

Как бы то ни было, Достоевский через 5 лет после ареста возвратился к литературе и оставался верен ей до самой смерти. Но обстоятельства были тяжелы и во вторую эпоху его жизни. В 1857 он женился на вдове и взял на себя воспитание её сына. Нужны были средства, а их не было; Достоевского поддерживала надежда на литературный талант, но некоторое время он томился неизвестностью, позволять ли ему печатать. «Если печатать не позволят еще год, я пропал, – пишет он по этому поводу. – Тогда лучше не жить»! Разрешение печатать было дано около 1858, и для Достоевского наступают новые терзания: он должен слишком много писать, постоянно торопиться, – не успев отделать одно произведение, приниматься за второе. (См. Достоевский в Семипалатинске .)

Пророчества Достоевского. Читает Людмила Сараскина

Около середины 1859 Достоевскому разрешено было выехать из Сибири, а затем, после нескольких месяцев пребывания в Твери , поселиться и в Петербурге. Здесь он нашел кружок близких людей, стал много работать и вскоре сделался фактическим редактором журнала «Время», основанного в 1861 его братом Михаилом. Журнальное дело кипело в его руках, и на третий год своего существования «Время» насчитывало четыре тысячи подписчиков – довольно крупную по тому времени цифру. Достоевский приободрился, но ненадолго. В апреле 1863 в журнале была помещена статья Страхова «Роковой вопрос», вызванная польским восстанием . По какому-то странному недоразумению, эта статья, проводившая мысль, что «следует бороться с поляками не одними вещественными, но и духовными орудиями», показалась неблагонамеренной, и «Время» было запрещено.

Запрет журнала тяжело отозвался на братьях Достоевских. Для Фёдора Михайловича начались прежние мытарства – хлопоты о займах, запродажа не начатой еще работы. Жена медленно умирала, сам он хворал, а приходилось писать, писать к сроку, вымучивая каждую страницу. «Положение мое, – писал он 5 апреля 1864, – до того тяжелое, что никогда не бывал я в таком». Жена вскоре умерла. Через восемь месяцев после прекращения «Времени» Михаилу Михайловичу Достоевскому разрешено было издавать новый журнал, под названием «Эпоха» (прежде предполагавшиеся заглавия «Правда» и «Дело» признаны были неудобными). Но подписка пошла вяло, и журнал едва дотянулся до февраля 1865, введя Фёдора Михайловича, за смертью брата, в значительные хлопоты и долги.

В том же году Достоевский создает одно из капитальнейших своих произведений. – «Преступление и наказание », которое сразу заняло одно из виднейших мест в русской литературе. Через 2 года он вступил во второй брак, доставивший ему семейное счастье, но вслед за тем, теснимый кредиторами, которые грозили посадить его в долговую тюрьму, Достоевский уехал за границу, где провёл четыре года тягостных скитаний, оканчившихся только в конце 1871 возвращением в Петербург. «Преступление и наказание» появилось в 1868 в «Русском Вестнике»; там же были напечатаны «Идиот » и «Бесы ». Как ему жилось в эти годы за границей, видно из его писем. «Неужели он (издатель «Зари») не мог сообразить после двух моих писем, что у меня ни копейки нет денег, буквально ни копейки! Если бы он только знал, как я достал два талера, чтобы ему телеграфировать. Разве я могу писать в эту минуту?»... «Я опять в такой нужде, что хоть повеситься», – пишет он в другом письме. Раздражительность и мнительность чередуются в его письмах; его мучит неуважение к его письмам редакторов и издателей, ему кажется, что полиция вскрывает его письма, что ей приказано ждать его на границе, чтобы строжайше обыскать.

С возвращением в Россию начинается для Достоевского самый спокойный период жизни; материальные дела значительно улучшаются, так как и издания сочинений, и продажа отдельных произведений идут чем далее, тем успешнее: последняя запродажа была сделана 1878 в редакции «Русского Вестника», и с тех пор явилась возможность не только жить без долгов, но и подумать об обеспечении детей. С 1873 публицистическая жилка снова заговорила в Достоевском: в этом году он по предложению кн. В. П. Мещерского с чрезвычайною заботливостью редактировал журнал «Гражданин», но затем, по неизвестным причинам, отказался. С 1876 стал выходить его «Дневник писателя», под предварительной цензурой (по неимению залога для бесцензурных изданий), начатый три года назад в «Гражданине». Он представлял собой ряд статей, где автор касался самых разных общественных и литературных вопросов. В течение двух лет издания «Дневник» имел большой успех у публики, затрагивая живым, горячим тоном важнейшие стороны русской жизни. Он обнаружил значительный поворот в миросозерцании Достоевского. В начале 1860-х годов писатель ещё высказывал уважение к Белинскому, который когда-то принял участие в молодом авторе. Теперь, в лице Белинского, пред Достоевским «было самое смрадное, тупое и позорное явление русской жизни», немощное и бессильное «талантишком», человек постоянно витавший в оторванных от жизни мечтах. Будущей настольной книгой всех русских Достоевский называл теперь «Россию и Европу » Н. Данилевского – и пророчествовал о грядущем взятии русскими Константинополя.

К 1880 относятся два крупных события жизни Достоевского: его страстная речь на Пушкинском празднике в Москве , вызвавшая восторг у публики и разошедшаяся в тысячах экземпляров – и появление «Братьев Карамазовых ». Литературная слава Достоевского достигла своего апогея. Пушкинский праздник, выдвинувший его на первое место среди тогдашних литераторов, скрасил закат его жизни, но дни Фёдора Михайловича были уже сочтены. В конце января следующего года его не стало. Могила Достоевского находится в Александро-Невской Лавре.

Федор Михайлович Достоевский открыл миру новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Все его произведения близки народу, каждый герой играет роль самого себя, и порой кажется, что это Я живу на страницах известных романов писателя.

Его великое «Пятикнижие» известно каждому еще с ученической скамьи, ведь такие масштабные сочинения навеки врезались в подсознание читателя.

Навеки нам запомнились сюжеты произведений «Преступления и наказания» (1866), где главный герой пытается выбраться из будничной нищеты и совершает ужасное убийство. Самоутверждение личности, стремление к власти, право на эгоизм – такие были умонастроения в тот период, эта книга повествует о истории падения и воскрешения человеческой души, истории освобождения от кругов ада и восторжества добра, правды и любви.

«Братья Карамазовы» – это последний роман писателя, который был закончен в ноябре 1880 года. Через четыре месяца после публикации этого произведения Достоевский умер.

Критики считают это полотно наиболее достоверным и величественным. В лице главных героев, трех братьев представлена вся матушка-Россия.

Митя – широкая душа, способен на высокие и низкие поступки, полная противоположность – Иван, это холодный ум и рассудок, каждое действие взвешенное и просчитанное. Что же говорить про Алешу. Чистый, набожный, добрый и милосердный юнец. Роман высокохудожественный и основанный на реальных событиях.

Роман «Идиот» (1868) до сих пор многими читателями позиционируется неправильно, часто можно встретить на прилавках книжных магазинов анонс произведения такого содержания: «Яркая и почти болезненная история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны». А это ведь далеко не все, только вершина айсберга, а внутри глобальные мысли про божественные силы, предназначение человека на этой земле, история жизни великого мессии Иисуса Христа. Как общество влияет на здорового человека, превращая его в больного. Идиота.

«Униженные и оскорбленные» (1861) – здесь отчетливо видны все устоявшиеся нравы и черты характера писателя. Тяжелый психологический и эмоциональный надрыв, болезненность и острота восприятия действительности, перманентная истерика и захватывающий сюжет, который не дает возможности бросить чтение и ужасает своим продолжительным пафосом. Глубокий и страдальческий роман, который приоткрывает занавес души мыслителя и скорбного писателя.

«Игрок» (1866) – масштабная работа, которая не была включена критиками в «Пятикнижие». Тема азарта российской публики ничтожна и анекдотична. Да, книга писалась в спешке, что бы быстрее выполнить заказ для получения крупной суммы, которую Достоевский проиграл в карты. Но читатели все же смогли разглядеть психологию азартного игрока, который обладает литературным даром и проницательностью великого писателя Руси.

Повесть «Белые ночи» (1848) открыла читателям душераздирающую натуру Достоевского. Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги.

Атмосфера белых ночей Петербурга настолько манящая и заворачивающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович!

Повесть «Записки мертвого дома» (1860) – представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом.

Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома».

(1864) – входит в число произведений писателя, которые обязательно нужно прочесть после ознакомления с великим «Пятикнижием». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. «Подполье», куда загоняет себя петербургский чиновник, заставляет задуматься над своей жизнью и действиями как человека чина, представляющего черты общества. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую.

Спустя два года Достоевский напишет «Преступление и наказание», где раскроет суть морального Раскольникова и его взгляды на действительность. Именно здесь прослеживается натура писателя и характерные черты личности Федора Михайловича.

Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью» , написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Скажем, не часто он прибегал к такому характеру сочинения, что еще больше придает лоску и почтения его творчеству.

Сочинение не оставило без внимания кинорежиссеров и уже в 1984 году было снято с этого водевиля экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли. Это еще раз подчеркивает глубокую силу мысли и высокий писательский талант автора.

Необычный рассказ Достоевского 1865 года. Этот скверный анекдот поражает своей мудростью и смелостью, главный герой – чиновник, проглоченный крокодилом целиком, остался жив после нападения и не изменил своих общественных и политических взглядов. Даже находясь в этом пещерном, холодном и убогом месте, он нелепо рассуждает об открывшихся для него новых перспективах и возможностях.

Именно в этом произведении Федор Михайлович не поскупился на выражения, с едкой ухмылкой он набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря. Вот где порождаются умы и правители социализма.

Все, кто читал гоголевский нос или знаком с творчеством сюрреалиста Кафки, должны понимать, откуда «растут ноги» их произведений. Тема чиновничества, несправедливого и ничтожного, всегда была и будет первой на страницах описания политической истории общественности. Мысли Достоевского до сих пор будоражат умы современного читателя.

Какими жанрами представлен список произведений писателя

Список произведений Достоевского длинный и масштабный. Здесь можно встретить прозу и поэзию, публицистику и романы, рассказы и водевили, все перечислить просто невозможно.

Скрытые образы

По мнению ведущих критиков современности, в работах Федора Михайловича можно встретить зашифрованные страницы священной Евангелии, читая роман «бедные люди». Тема эгоизма и второго «Я» проведена в повести «Двойник» и прослеживается во многих образах героев писателя.

Криминальная сюжетная линия ярко представлена в романах Достоевского «Подросток», «Преступление и наказание», а также «Братья Карамазовы». Образ Верховенства и ужасающей реалистичности, демонстрирует сущность развивающейся российской социал-демократии, полный цинизм народнической идеологии.

Упоминая криминальную тематику, было бы неправильно упустить роман «Бесы», написанный в 1872 году. К сожалению, он практически неизвестен современному читателю, по причине строжайшего запрета. Но сегодня каждый из нас может открыть для себя душу писателя и заглянуть в просторы циничной идеологии, которая привела к большевизму.

Список произведений Ф. М. Достоевского

Восемь романов:

  • (1846)
  • (1861)
  • Игрок (1866)
  • Преступление и наказание (1866)
  • (1869-69)
  • (1871-72)
  • (1875)
  • (1879-80)

Повести и рассказы:

  • Двойник (1846)
  • Роман в девяти письмах (1847)
  • Ползунков (1848)
  • Дядюшкин сон (1859)
  • Чужая жена и муж под кроватью (1860)
  • Скверный анекдот (1862)
  • Записки из подполья (1864)
  • Крокодил (1865)

[около 8 (19) ноября 1788, с. Войтовцы Подольской губ. — 6 (18) июня 1839, с. Даровое, Тульской губ.]

Отец писателя. Происходил из многодетной семьи униатского священника Андрея села Войтовцы Подольской губернии. 11 декабря 1802 г. был определен в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре. 15 октября 1809 г. уже из Подольской семинарии, к которой к тому времени была присоединена Шаргородская семинария, отправлен, по окончании класса риторики, через Подольскую врачебную управу в московское отделение Медико-хирургической академии на казенное содержание. В августе 1812 г. Михаил Андреевич был командирован в военный госпиталь, с 1813 г. служил в Бородинском пехотном полку, в 1816 г. был удостоен звания штаб-лекаря, в 1819 г. переведен ординатором в Московский военный госпиталь, в январе 1821 г. после увольнения в декабре 1820 г. из военной службы, определен в Московскую больницу для бедных на должность «лекаря при отделении приходящих больных женск<ого> пола». 14 января 1820 г. Михаил Андреевич женился на дочери купца III гильдии . 30 октября (11 ноября) 1821 г. у них родился сын Федор Михайлович Достоевский. (Подробнее о биографии Михаила Андреевича до рождения Достоевского см.: Федоров Г.А. «Помещик. Отца убили...», или История одной судьбы // Новый мир. 1988. № 10. С. 220—223). 7 апреля 1827 г. Михаил Андреевич награжден чином коллежского асессора, 18 апреля 1837 г. произведен в коллежские советники со старшинством и 1 июля 1837 г. уволен со службы. В 1831 г. Михаил Андреевич купил в Каширском уезде Тульской губернии имение, состоящее из села Даровое и деревни Черемошна.

Большая семья московского лекаря больницы для бедных (в семье детей — четыре брата и три сестры) была совсем не богата, а лишь очень скромно обеспечена самым необходимым и никогда не позволяла себе никаких роскошеств и излишеств. Михаил Андреевич, строгий и требовательный к себе, был еще строже и требовательнее к другим, и прежде всего к своим детям. Его можно назвать добрым, прекрасным семьянином, гуманным и просвещенным человеком, о чем и рассказывает, например, в своих его сын .

Михаил Андреевич очень любил своих детей и умел их воспитывать. Своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан отцу и домашнему воспитанию. И когда его старший брат писал уже юношей отцу: «Пусть у меня возьмут все, оставят нагим меня, но дадут мне Шиллера, и я позабуду весь мир!» — он знал, конечно, что отец поймет его, так как и он был не чужд идеализма. Но ведь эти слова мог бы написать отцу и Федор Достоевский, вместе со старшим братом бредивший в юности И.Ф. Шиллером, мечтавший обо всем возвышенном и прекрасном.

Эту характеристику можно перенести и на всю семью Достоевских. Отец не только никогда не применял к детям телесного наказания, хотя главным средством воспитания в его время были розги, но и не ставил детей на колени в угол и при своих ограниченных средствах все же не отдавал никого в гимназию только по той причине, что там пороли.

Жизнь семьи Достоевских была полная, с нежной, любящей и любимой материю, с заботливым и требовательным (иногда и излишне требовательным) отцом, с любящей . И все же гораздо важнее не фактическая обстановка в Мариинской больнице, точно воспроизведенная в «Воспоминаниях» А.М. Достоевского, а восприятие этой обстановки писателем и память о ней в его творчестве.

Вторая жена Достоевского говорила, что ее муж любил вспоминать о своем «счастливом и безмятежном детстве», и, действительно, все его высказывания свидетельствуют об этом. Вот как, например, Достоевский впоследствии в разговорах с младшим братом, Андреем Михайловичем, отзывался о своих родителях: «Да знаешь ли, брат, ведь это были люди передовые... и в настоящую минуту они были бы передовыми!.. А уж такими семьянинами, такими отцами, нам с тобою не быть, брат!..» В Достоевский отмечал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным».

Отец заставлял детей читать не только Н.М. Карамзина, но и В.А. Жуковского, и молодого поэта А.С. Пушкина. И если Достоевский в 16 лет пережил смерть поэта как великое русское горе, то кому он этим обязан, как не своей семье, и прежде всего отцу, рано привившему ему любовь к литературе. Именно в детстве следует искать истоки того поразительного преклонения перед гением А.С. Пушкина, которое Достоевский пронес через всю жизнь. И вдохновенное, пророческое слово о нем, сказанное Достоевским за полгода до смерти, в июне 1880 г., на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве, корнями уходит в детство писателя, и связано с именем его отца.

Достоевский на всю жизнь сохранил светлую память о своем детстве, однако еще важнее, как эти воспоминания отразились в его творчестве. За три года до смерти, начав создавать свой последний гениальный , Достоевский вложил в биографию героя романа, старца Зосимы, отголоски собственных детских впечатлений: «Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если только сама душа твоя способна искать драгоценное. К воспоминаниям же домашним причитаю и воспоминания о священной истории, которую в доме родительском, хотя и ребенком, я очень любопытствовал узнать. Была у меня тогда книга, священная история, с прекрасными картинками под названием "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового завета", и по ней я и читать учился. И теперь она у меня здесь на полке лежит, как драгоценную память сохраняю».

Эта черта подлинно автобиографическая. Достоевский действительно учился, как свидетельствует в своих «Воспоминаниях» А.М. Достоевский, читать по этой книге, и когда лет за десять до смерти писатель достал точно такое же издание, то очень обрадовался и сохранил его как реликвию.

«Братья Карамазовы» кончаются речью Алеши Карамазова, обращенной к его товарищам — школьникам, у камня после похорон мальчика Илюшечки: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорили про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение» (Воспоминания о безмятежном детстве помогли Достоевскому впоследствии перенести эшафот и каторгу).

Родители давно задумывались о будущем старших сыновей, знали о литературных увлечениях Федора и Михаила и всемерно поощряли их. После учебы у — в одном из лучших пансионов Москвы, славившимся «литературным уклоном», — Михаил и Федор Достоевские должны были поступить в Московский университет, однако смерть матери и материальная нужда изменили эти планы.

После смерти от чахотки тридцатисемилетней на руках мужа осталось семеро детей. Смерть жены потрясла и сломила Михаила Андреевича, страстно, до безумия любившего жену. Еще не старый, сорокавосьмилетний, ссылаясь на трясение правой руки и ухудшавшееся зрение, он отказался от предложенного ему, наконец, повышения по службе со значительным окладом. Вынужден был подать в отставку, не выслужив двадцатипятилетия, и оставить квартиру при больнице (своего дома в Москве у них не было). Тогда же, как-то вдруг, осознается материальный кризис семьи; дело не просто в бедности — предвидится разорение. Одно их небольшое имение, более ценное, заложено и перезаложено, теперь та же судьба ждет и другое имение — совсем ничтожное.

Московский университет давал образование, но не положение. Для сыновей бедного дворянина был выбран иной путь. Михаил Андреевич решил определить Михаила и Федора в Главное инженерное училище в Петербурге и в середине мая 1837 г. отец отвозит братьев в Петербург.

С отцом Достоевский больше не увидится. Через два года придет письмо отца о близящемся разорении, а за письмом — известие о его безвременной кончине. Достоевский «...Теперь состоянье наше еще ужаснее <...> есть ли в мире несчастнее наших бедных братьев и сестер?»

В образе отца Вареньки Доброселовой в первом произведении Достоевского видятся черты Михаила Андреевича, да и стилистика писем Макара Девушкина родственна манере писем отца писателя». «Мне жаль бедного отца, — писал Достоевский из Петербурга в Ревель старшему брату Михаилу. — Странный характер! Ах, сколько несчастий перенес он. Горько до слез, что нечем его утешить».

Замкнутости и уединенности Достоевского в Инженерном училище способствовало не только ранее предчувствие своего писательского предназначения, но и страшное известие, полученное им летом 1839 г.: крепостные крестьяне имения в Даровом убили в поле 6 июня 1839 г. Михаила Андреевича за жестокое с ними обращение. Это известие потрясло юношу. Ведь совсем недавно умерла его мать. Он вспомнил, как она любила отца настоящей, горячей и глубокой любовью, вспомнил, как бесконечно любил ее отец, вспомнил свое безмятежное детство, отца, привившего ему любовь к литературе, ко всему высокому и прекрасному (А.М. Достоевский пишет, что отец их был «в семействе всегда радушным, а подчас и веселым»). Нет, в насильственную смерть отца он так и не мог поверить до конца своих дней, никогда не мог примириться с этой мыслью, ибо известие о расправе над отцом — жестоким крепостником — противоречило тому образу отца — гуманного и просвещенного человека, который Достоевский навсегда сохранил в своем сердце. Вот почему 10 марта 1876 г. в письме к брату Андрею Достоевский так высоко отозвался о своих родителях: «...Заметь себе и проникнись тем, брат Андрей Михайлович, что идея непременного и высшего стремления в лучшие люди (в буквальном, самом высшем смысле слова) была основною идеей и отца и матери наших, несмотря на все их уклонения...», а мужу сестры Варвары П.А. Карепину Достоевский : «...Будьте уверены, что я чту память моих родителей не хуже, чем Вы Ваших...»

18 июня 1975 г. в «Литературной газете» появилась статья Г.А. Федорова «Домыслы и логика фактов», в которой он показал на основе найденных архивных документов, что Михаил Андреевич Достоевский не был убит крестьянами, а умер в поле около Дарового своей смертью от «апоплексического удара».

Архивные документы о смерти Михаила Андреевича свидетельствуют о том, что естественный характер смерти был зафиксирован двумя врачами независимо друг от друга — И.М. Шенроком из Зарайска, Рязанской губернии, и Шенкнехтом из Каширы, Тульской губернии. Под давлением соседнего помещика , выразившего сомнение в факте естественной смерти Михаила Андреевича, через некоторое время к властям обратился отставной ротмистр А.И. Лейбрехт. Но и дополнительное следствие подтвердило первоначальное заключение врачей и кончилось «внушением» А.И. Лейбрехту. Тогда появилась версия о взятках, «замазавших» дело, причем подкупать надо было много разных инстанций. А.М. Достоевский считает невозможным, чтобы нищие крестьяне или беспомощные наследники могли повлиять на ход дела. Остался единственный аргумент в пользу сокрытия убийства: приговор повлек бы ссылку мужиков в Сибирь, что отрицательно сказалось бы на бедном хозяйстве Достоевских, поэтому наследники и замяли дело. Однако и это неверно. Никто дела не заминал, оно проходило все инстанции. Слухи же о расправе крестьян распространил П.П. Хотяинцев, с которым у отца Достоевского была земельная тяжба. Он решил запугать мужиков, чтобы они были ему покорны, так как некоторые дворы крестьян П.П. Хотяинцева помещались в самом Даровом. Он шантажировал бабку писателя (по матери), приезжавшую узнать о причинах случившегося. А.М. Достоевский указывает в своих «Воспоминаниях», что П.П. Хотяинцев и его жена «не советовали возбуждать об этом дела». Вероятно, отсюда и пошел слух в семействе Достоевских о том, что со смертью Михаила Андреевича не все обстояло чисто.

Невероятное предположение дочери писателя о том, что «Достоевский, создавая тип Федора Карамазова, вероятно, вспомнил скупость своего отца, которая причинила его юным сыновьям такие страдания и так возмущала их, и его пьянство, а также и то физическое отвращение, которое оно внушало его детям. Когда он писал, что Алеша Карамазов не чувствовал этого отвращения, а жалел своего отца, ему, возможно, вспоминались те мгновения сострадания, которое боролось с отвращением в душе юноши Достоевского», — дало толчок появлению целого ряда фрейдистских работ, ложно и тенденциозно обыгрывающих этот факт мнимого сходства отца писателя и старика Карамазова; см., напр.: Нейфельд И. Достоевский: Психологический очерк. Л., 1925), вышедшую, кстати, под редакцией знаменитого психиатра и, наконец, сенсационно абсурдную статью «Dostojewski un die Vatertotung» в книге «Die Urgestalt der Bruder Karamazoff» (Munchen, 1928) самого Зигмунда Фрейда, доказывающего, что Достоевский сам желал смерти своего отца (!).

Критик В.В. Вейдле справедливо замечает по этому поводу: «Фрейд сказал ясно: "У нас нет другого способа побороть наши инстинкты, кроме нашего рассудка", какое же место остается тут для такой противорассудочной вещи, как преображение? Однако без преображения искусства нет, и его не создать одними инстинктами или рассудком. Потемки инстинкта и рассудочное "просвещение", только это видел и Толстой, когда писал "Власть тьмы", но художественный его гений подсказал ему всё же под конец неразумное, хотя и не инстинктивное покаяние Никиты. Искусство живет в мире совести, скорее, чем сознание; этот мир для психоанализа закрыт. Психоанализ только и знает, что охотиться за инстинктами, нащупывать во тьме подсознания все тот же универсальный механизм <...>. В одной из недавних своих работ Фрейд не только приписал Достоевскому желание отцеубийства, осуществленное через посредство Смердякова и Ивана Карамазова, но и земной поклон старца Зосимы <...> объяснил, как бессознательный обман, как злобу, прикинувшуюся смирением. Из этих двух "разоблачений" первое, во всяком случае, не объясняет ничего в замыслах Достоевского, как художника, второе обличает полное непонимание поступка и всего образа старца Зосимы. Психоанализ бессилен против "Братьев Карамазовых"» (Вейдле В.В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. Париж, 1937. С. 52—53).

К этому абсолютно верному замечанию В.В. Вейдле можно лишь добавить, что психоанализ бессилен вообще против христианского духа, против христианского искусства, каким является все искусство Достоевского. А.М. Достоевский записал в своем дневнике: «Отец похоронен в церковной ограде [в Моногарове], рядом с Даровым. На могиле его лежит камень без всякой подписи и могила окружена деревянною решеткою, довольно ветхою». В настоящее время могила не сохранилась и церковь разрушена (см.: Белов С.В. Пять путешествий по местам Достоевского // Аврора. 1989. № 6. С. 142). Есть предположение, что характер отца Вареньки в «Бедных людях» напоминает характер Михаила Андреевича, а антагонизм между отцом Вареньки и Анной Федоровной воспроизводит реальные отношения между Михаилом Андреевичем и сестрой его жены А.Ф. Куманиной.

Известны , написанных совместно с братьями (из них 3 — рукою Достоевского, остальные написаны М.М. Достоевским) и 6 писем к нему самого Достоевского за 1832—1839 гг., а также два письма Михаила Андреевича к Достоевскому за 1837 и 1839 гг. — одно к обоим старшим сыновьям, другое отдельно к Достоевскому.

В октябре 1821 года в семье дворянина Михаила Достоевского, работающего в больнице для малоимущих, родился второй ребенок. Мальчика нарекли Федором. Так на свет появился будущий великий писатель, автор бессмертных произведений «Идиот», « Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

Говорят, что отец Федора Достоевского отличался очень вспыльчивым характером, что в некоторой мере передалось и будущему писателю. Эмоциональную натуру умело «гасила» няня детей, Алена Фроловна. В противном случае, дети были вынуждены расти в обстановке тотального страха и повиновения, что, впрочем, также оказало некоторое влияние на будущее писателя.

Учеба в Петербурге и начало творческого пути

1837 год оказался непростым для семьи Достоевских. Из жизни уходит мама. Отец, на попечении которого осталось семеро детей, принимает решение отправить старших сыновей в пансион в Санкт-Петербурге. Так Федор вместе со старшим братом оказывается в северной столице. Тут он поступает учиться в военное инженерное училище. За год до его окончания начинает заниматься переводами. И в 1843 году издает свой авторский перевод произведения Бальзака «Евгения Гранде».

Собственный творческий путь писателя начинается с повести «Бедные люди». Описанная трагедия маленького человека нашла достойную похвалу у критика Белинского и популярного уже на то время поэта Некрасова. Достоевский входит в круг писателей, знакомится с Тургеневым.

В следующие три года Федор Достоевский издает произведения «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Во всех них он сделал попытку проникнуть внутрь человеческой души, детально описав тонкости характера героев. Но эти произведения были приняты критиками очень прохладно. Новаторство не приняли и почитаемые у Достоевского Некрасов и Тургенев. Это вынудило писателя отдалиться от друзей.

В изгнании

В 1849 году писателя приговаривают к смертной казни. Связанно это было с «делом Петрашевского», по которому было собрано достаточной доказательной базы. Писатель готовился к худшему, но перед самой казнью ему меняют приговор. В последний момент приговоренным зачитывают постановление, согласно которому они должны отправиться на каторгу. Все то время, которое Достоевский провел в ожидании казни, все свои эмоции и переживания он попытался отобразить в образе героя романа «Идиот» князе Мышкине.

На каторге писатель пробыл четыре года. Затем был помилован за хорошее поведение и направлен служить в военный батальон Семипалатинска. Тут же он нашел и свою судьбу: в 1857 году он женился на вдове чиновника Исаева. Следует отметить, что в этот же период Федор Достоевский обращается к религии, глубоко идеализируя образ Христа.

В 1859 году писатель переезжает в Тверь, а потом и в Санкт-Петербург. Десять лет скитаний по каторге и на военной службе сделали его очень чутким к человеческим страданиям. У писателя произошел настоящий переворот мировоззрения.

Европейский период

Начало 60- х годов ознаменовалось бурными событиями в личной жизни писателя: он влюбился в Апполинарию Суслову, которая сбежала за границу с другим. Федор Достоевский отправился вслед за возлюбленной в Европу и два месяца путешествовал с ней по разным странам. В это же время он пристрастился к игре в рулетку.

1865 год ознаменовался написанием «Преступления и наказания». После его публикации к писателю пришла слава. В это же время в его жизни появляется новая любовь. Ею стала молодая стенографистка Анна Сниткина, которая стала его верной подругой до самой смерти. С ней же он сбежал из России, укрываясь от больших долгов. Уже в Европе написал роман «Идиот».