Где сейчас артисты ушедшие из хора турецкого. Михаил турецкий - биография, информация, личная жизнь. Основные этапы творчества

Михаил Борисович Турецкий. Родился 12 апреля 1962 года в Москве. Российский музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и SOPRANO. Народный артист РФ (2010).

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии. В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву, где учился в педагогическом техникуме, а затем в Академии внешней торговли. Работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике.

Мать - Белла (Бейля) Семёновна Турецкая, работала няней в детском саду. Ее семья была уничтожена гитлеровцами во время войны.

Родители Михаила познакомились перед самой войной в местечке Пуховичи под Минском. Они прошли всю войну: отец ушел на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, был участником прорыва Ленинградской блокады, мать была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком.

Михаил - поздний ребенок. На момент его рождения отцу было 50, а матери - 40. Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики, ребёнка хотели назвать Юрием - в честь . Но отец настоял на имени Михаил. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери - так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых.

Имеет старшего брата Александра (разница между ними 15 лет).

Как вспоминал Михаил, его отец даже в преклонном возрасте был энергичным и бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал: даже в 70 лет работал, ходил на каток и в танцзал.

Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская».

Уже в раннем детстве Михаил проявил музыкальные способности. В 3 года он уже пел, а первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно. Но занятия продлились только четыре месяца: преподаватель заявил об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

Тогда Михаил Турецкий стал посещать музыкальную школу по классу флейты-пикколо (малой флейты). Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

Всего за восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами.

Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

Благодаря совместному концертному турне с , в 1997-1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением , который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого» . Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

Хор Турецкого - С тобой навсегда

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

В 2005 году к 15-летию коллектива Михаил Турецкий написал книгу-автобиографию «Хормейстер» - о своей жизни, работе и коллегах по хору.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

Несмотря на то, что коллектив существует много лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В 2010 году он учредил новый проект - женский - под названием «SOPRANO» . Это уникальный проект, которому подвластны произведения мировой музыкальный культуры любой сложности создавался на протяжении двух лет. За право петь в коллективе боролись сотни претенденток, и в результате нескольких кастингов в проекте остались лучшие из лучших. В «SOPRANO» представлены все существующие женские певческие голоса: от самого высокого (колоратурное сопрано) до самого низкого (меццо). Каждая солистка представляет свой стиль пения: от академического до фольклорного и эстрадно-джазового. В одном концерте арт-группы «SOPRANO Турецкого» звучат классика и рок, джаз и диско, модная современная музыка и ретро хиты. За последний год коллектив сделал мощный рывок в сторону авторских песен и достиг высоких показателей.

Со своими композициями девушки выступали на фестивалях «Песня года», «Новая Волна», «Славянский Базар», «Пять звезд». В профессиональной биографии проекта – ежегодные гастрольные туры в России и за рубежом (США, Канада, Швейцария, Израиль и др).

Soprano Турецкого - Зима, Зима

В 2017 году Михаил Турецкий стал Лауреатом премии Правительства РФ 2016 года в области культуры и был удостоен Ордена Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.

Рост Михаила Турецкого: 170 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Турецкого:

Первая жена - Елена, его однокурсница по институту имени Гнесиных. Поженились вопреки воле родителей в 1984 году. В том же 1984-м у них родилась дочь Наталья.

Жена Елена трагически погибла в ДТП. В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

Он вспоминал: "Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры. По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих".

В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель (Белла), которая живёт со своей матерью Татьяной Бородовской в Германии. Они встретились в 2000 году, когда Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину и, потрясенный ее внешностью, спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Затем попросил телефон. Так начался их короткий роман, от которого в декабре 2001 года родилась дочь. Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность - играет на скрипке.

Татьяна Бородовская - мать внебрачной дочери Михаила Турецкого

Вторая жена - Лиана, она армянка. История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на непривычную для нее жизнь в России. Лиана на момент их знакомства была женщиной с пятилетним ребенком - имела дочь . Михаил Турецкий говорил: "И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял".

У пары родились две дочери: Эммануэль (2005 г.р.) и Беата (2009 г.р.).

В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич. А в 2016 году Наталья родила ему внучку Елену.

Старшая дочь Турецкого Наталья - юрист, работает в офисе «Хора Турецкого». Сарина окончила МГИМО, факультет международной журналистики, работает музыкальным продюсером.

Михаил Турецкий в программе "Пока все дома"

Библиография Михаила Турецкого:

2005 - Хормейстер

Дискография «Хора Турецкого»:

1999 - High Holidays (еврейская литургия)
2000 - Jewish Songs
2001 - Bravissimo
2003 - Хор Турецкого представляет...
2004 - Звёздные дуэты
2004 - Такая великая любовь
2004 - Когда поют мужчины
2006 - Рожденные петь
2006 - Великая музыка
2007 - Музыка всех времён и народов
2007 - Москва - Иерусалим
2009 - Аллилуйя любви


В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. Михаил Турецкий собрал группу единомышленников, желавших заняться возрождением в СССР еврейской духовной музыки (все участники хора имели музыкальное образование, были выпускниками или студентами музыкальных учебных заведений). Это направление, практически не развивалось в советский период. Исключение составлял концерт в 1945 г. в Московской синагоге тенора Михаила Александро́вича. Первые репетиции хора состоялись в сентябре 1989г., а первое публичное выступление - весной 1990 г. Первые гастроли состоялись в Калининграде и Таллинне. В том же году состоялись концерты Ленинграде (большой зал консерватории) и в Москве (в синагоге). В этот период финансированием коллектива занималась американская благотворительная организация "Джойнт" (известная по антисемитской кампании по борьбе с "космополитами" и обвинениями по "делу врачей" в 1949 - 1952 гг.).
В 1991 г. состоялись гастроли коллектива во Франции и в Великобритании. Коллектив выступал под названием " Еврейский камерный хор". Гастроли вызвали большой интерес, так как впервые из СССР прибывал подобный коллектив. За 15 дней было дано 17 концертов. Летом того же года хор прибыл на гастроли в Израиль. Выступление в синагоге в Иерусалиме показало, что у хора был недостаточен репертуар, но звучание было гораздо лучше, чем у кантора и хора из этой синагоги. Президент туристической компании "People Travel Club" Марина Ковалёва в 1991 услышала случайно репетицию хора в аэропроту "Шеннон" в Дублине. Эта компания в течение нескольких лет была спонсором хора. После полуторамесячных гастролей в США коллектив захотел перенести свои выступления из синагоги на концертные площадки. Однако это желание не нашло поддержки у спонсоров из "Джойнта". Был создан "альтернативный" хор при московской синагоге. Однако, ни один солист из хора Михаила Турецкого не перещёл во вновь образованный коллектив. В 1993 г. Михаил Турецкий был награждён американской Ассоциацией музыкального искусства "Золотой короной канторов мира" (лишь 8 человек в мире нараждены этим знаком отличия). С помощью Марины Ковалёвой в 1995 - 1996 еврейский хор под руководством Михаила Турецкого пел в синагоге в Майами. Часть участников хора осталась в США, другая часть остаётся в Москве. К этому времени в составе хора уже появились почти все современные солисты (за исключением Бориса Горячева и Игоря Зверева).
Интересный факт: во время гастролей в Чечне (после первой чеченской войны) за безопасность артистов (Кобзона и хора) отвечал тогдашний вице-премьер Шамиль Басаев, на тот момент самый известный террорист в мире. После окончания совместного тура с Кобзоном по городам России, в марте 1998 г. был дан концерт в Большом зале консерватории в Москве. Концерт состоялся в субботу, день, в иудаизме запрещенный для любого труда. По этой причине возник конфликт с главным раввином московской хоральной синагоги. Хору было запрещено выступать в стенах синагоги. Коллектив нашёл поддержку у мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Хор стал муниципальным. В 1997 - 1999 гг. коллекив выступал под названием "Московский еврейский хор". В этот перид начинает меняться и репертуар. Наряду с традиционными религиозными произведениями появляются классические оперные арии, произведения советских и зарубежных композиторав, авторская песня и дворовые песни (например, "Мурка"). В 2000 г. хор выступал на сцене Театра Эстрады. С помощью олигарха Владимира Гусинского бывшего в то время руководителем Российского Еврейского Конгресса, хор вновь получил возможность выступать в московской хоральной синагоге. В 2000-2001 г.г. состоялись гастроли с Кобзоном в Израиле, и самостоятельные гастроли в США, Австралии, Германии и Израиле.
В 2002 г. Михаилу Турецкому было присвоено звание Заслуженного артиста России.
В 2003 году хор приобретает современное имя: Арт-группа «Хор Турецкого». Зто произошло во время концерта, посвящённого дню Украины и России. Меняется и репертуар коллектива. Еврейская литургия (например, "Кадиш" или "Кол нидрей", песни на идише и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, "Мурка"), оперные арии, православная литургия (например, молитва "Отче наш"). В своей книге "Хормейстер" Михаил Турецкий писал, что он не сразу нашёл понимание этих перемен у своих коллег по коллективу, но постепенно все солисты согласились с изменением репертуара. В этом же году несколько участников хора (Апайкин, Калан и Астафуров) покинули коллектив. Были приняты два новых солиста - Борис Горячев и Игорь Зверев.
В январе 2004 г.состоялся концерт «Десять голосов, которые потрясли мир» в ГЦКЗ "Россия" с участием звёзд российской эстрады (Лариса Долина, Николай Басков, Филипп Киркоров и др.). В ноябре 2004 г.состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Израиле (Хайфа и Тель-Авив). Вскоре после этого, в начале декабря 2004 г.состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Кремлёвском Дворце Съездов с участием Эммы Шапплан и Глории Гейнор.
В январе 2005 г. состоялось турне по городам США с концертом «Когда поют мужчины» (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Атлантик-Сити, Бостон и Чикаго), а в 2005-2006 гг. - тур с программой «Рождённые петь» по городам СНГ.

Имя: Михаил Турецкий (Mikhail Turetsky)

Возраст: 57 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: шоумен, дирижёр, певец.

Основатель арт-групп "Хор Турецкого" и "SOPRANO Турецкого"

Семейное положение: женат

Михаил Турецкий - биография

Путь к вершине всегда нелёгкий. Михаилу Турецкому пришлось преодолевать его, буквально неся на плечах целую толпу народа, которую мы знаем как «Хор Турецкого». Между прочим, покорившему полмира коллективу в этом году 25 лет!

Родился Михаил в дружной, полной любви, поддержки и понимания семье. Отец - фронтовик, прошедший войну и чудом оставшийся в живых. Из ста человек, с которыми он служил, вернулись только трое, включая его, Бориса Борисовича Эпштейна. Семья матери погибла по время Холокоста, фашисты заживо закопали всех, кроме неё. Борис Борисович успел вовремя вывезти будущую 17-летнюю жену за пределы местечка, в котором она жила. Тем самым спас род Турецких.

Михаил Турецкий - детство

Миша стал их младшим, поздним ребёнком. Все отговаривали его маму рожать - лет-то ей было уже немало. Но она твёрдо решила подарить жизнь ещё одному сыну. У их старшего, Александра, были большие проблемы с лёгкими, он всё время болел, и лечение влетало в копеечку. Врачи без сострадания твердили: жизнь мальчика зависит целиком и полностью от финансовых вложений в его здоровье. Работая на фабрике, отцу не раз приходилось идти на преступление - выносил под широкой армейской курткой продукцию, чтобы потом продавать. Он знал, что ему грозит до пяти лет тюрьмы, но желание спасти сына было сильнее страха.

Миша с детства боялся потерять родителей - он был ещё маленьким, а они уже люди в годах. Понимал, что надо скорее стать на ноги, потому что рассчитывать придётся лишь на себя. Но больше всего он любил петь. Уже в полтора года напевал песенки, путая слова и не понимая смысла.

Заметив его увлечения, мама с папой записали младшенького в музыкальную школу. Учёба давалась тяжело, Миша плакал и не хотел запоминать неподдающийся материал. Видя такое дело, отец махнул рукой: «Делай что хочешь!» И тогда у Миши включился характер: догнать и перегнать всех стало смыслом его жизни. Поднимаясь ни свет ни заря, он уже в шесть утра сидел за инструментами. А после училища отправился прямиком в Гнесинку.

Михаил Турецкий - биография личной жизни

«Пора жениться!» - решил Михаил, как только ему исполнился двадцать один год. Курносая милаха Лена оказалась тут как тут - в Гнесинке. Со стороны они казались абсолютно разными, но интересы, вкусы и предпочтения их были так похожи, что в отношениях быстро поселилась гармония, и влюблённые решили оформить отношения официально. Лена любила суженого честно и преданно, и даже обычный для всех корень преткновения - деньги, которых было так немного, - не стал поводом для разногласий.

Михаил зарабатывал извозом - купил старые «Жигули» и каждый субботний вечер отправлялся возить пассажиров. Довелось ему поработать и грузчиком в подмосковном универмаге - правда, оттуда он летел пулей, тем более что появилась идея преподавать музыку детям. В общем, зарабатывал как мог и чем мог. Когда у Лены с Михаилом родилась Наташа, счастью не было предела. Но по закону подлости продлилось оно недолго.

В августе 1989 года Михаил поехал в гости к другу в Клайпеду. В разгаре отдыха ему принесли телеграмму от брата Саши: «Срочно позвони в Москву». Дрожащими руками набрал Михаил московский номер: неужели что-то с родителями? Но в трубке услышал истерический крик матери: «Они все погибли! Все! Лена, её отец и брат!»

На трассе Москва - Минск машина жены выехала на встречку... По дороге к месту аварии Михаил до последнего надеялся, что произошла ошибка. Но всё оказалось так, как он даже боялся думать. На обочине в глаза ему бросилась зелёная подковка - сувенир, его подарок тестю...Потом позвонили из милиции, попросили приехать за телами. Что происходило дальше, Михаил помнил смутно. Он понимал: они с дочкой остались вдвоём.

Хор Михаила Турецкого

«Как такой молодой отец сможет поднять ребёнка?» - переживала тёща и предложила оформить опеку над пятилетней Наташей. Михаил наотрез отказался. Дочь была для него всем, единственной его поддержкой.

Так устроена жизнь - всё в ней неслучайно. Именно в тот момент Михаилу Турецкому предложили создать в Москве хор еврейской духовной музыки. Это было настоящим спасением! За полтора года Михаил сделал программу и вместе с хором начал гастролировать по Европе. Успех оказался оглушительным! Но настоящей золотой жилой стала Америка. Понимая, что по-настоящему заработать можно только там, вместе с хором, Наташей и тёщей Турецкий улетел в США.

Перспективный коллектив имел неплохих покровителей - финансовую поддержку оказывал Борис Березовский, это и помогло хору добраться до вожделенного Майами. Наташа пошла в школу - элитную гимназию для детей богатых. А еврейский хор, как и ожидалось, оказался очень востребованным на заокеанских берегах, известные композиции на русском, английском, иврите и других языках шли на ура. Популярность росла, а вместе с ней и кассовые сборы. На родину вернулся уже не просто еврейский хор, а коллектив с коммерческим именем - «Хор Михаила Турецкого».

Чужая тётя

Двенадцать долгих лет Михаил носил печальное звание вдовец. Многие женщины хотели женить его на себе, но он и представить себе не мог, как приведёт к ним с дочкой в дом чужую тётю и скажет: «Теперь она будет жить с нами». Всё изменила одна встреча. Как-то на Хеллоуин выступали в американском Далласе. Один из организаторов концерта пришёл с дочерью Лианой.


Увидев Лиану, Михаил впал в ступор. Высокая, длинные стройные ноги и откровенный, но со вкусом костюм с открытым животом - не отвести глаз. На вопрос «А где же муж?» она отвечала коротко: «Объелся груш!» После концерта Михаил пригласил Лиану на кофе, проговорили в кафе до утра. После следующего выступления в Чикаго Михаил понял, как безумно ему хочется позвонить этой девушке. Их общение стало ежедневным. Ну а привело это всё к тому, что Михаил приехал к отцу Лианы просить руки его дочери. Не всё было гладко - возникли проблемы с вывозом Сарины из Штатов. Всё устаканилось лишь когда Михаил удочерил её и смог забрать новую семью в Россию.

«Хор» и «Сопрано»

25 лет на сцене - это солидно! Секретом успеха хора было, пожалуй, то, что репертуар Михаил не ограничивал. Классика, народное творчество разных стран, современные поп-хиты, рок, джаз, мюзиклы - каждый мог найти то, что бы его зацепило. «Петь только классику - это как иметь строгие брюки в гардеробе, красивые, дорогие, но одни. А можно ведь переодеться и во что-то подемократичнее. Или сочетать, как это начали делать в Голливуде, надевая смокинг с джинсами и кроссовками», - размышлял Турецкий.

В общем, коллектив ударился во фьюжн - смешение стилей. «Почему в коллективе отсутствуют женские голоса?» - часто спрашивали Михаила. А и вправду, почему? Ведь большинство поклонниц хора как раз дамы, да и большой пласт музыки, который лучше звучит именно в женском исполнении. Так пришла мысль создать женский коллектив. Под началом Михаила оказалось сразу два хора. Он ценит каждого подопечного, а те уверены в своём руководителе на все сто и точно знают - пока будут петь хором, без работы не останутся.

— это настоящий театр с собственной оригинальной режиссурой, в котором сочетаются вокальное, актерское и хореографическое мастерство.


В 1989 г . выпускник института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. Гастролировать хор начал с 1990 года при финансовой поддержке американской благотворительной организации "Джойнт".


С 1991 года хор начал выезжать с гастрольными турами за пределы страны под названием


"Еврейский камерный хор" .


Уже через 2 года к ним пришла мировая известность. Это стало возможным благодаря таланту дирижера, маэстро Михаила Турецкого и исполнительскому мастерству солистов. Всем вместе им удалось создать уникальный формат шоу, сделав его узнаваемым брендом. Брендом Михаила Турецкого.


Артисты поют только вживую, на более чем 10 языках: английский и испанский, французский и итальянский, немецкий и русский, идиш и иврит, узбекский и китайский — с оркестром и a-капелла, легко заменяя музыкальные инструменты голосами.

Михаил Турецкий

Жена и 4 дочери Михаила Турецкого
Михаил Турецкий. Художественный руководитель и дирижер


Коренной москвич с блестящим музыкальным образованием и обширным профессиональным опытом. Звездный выпускник "свешниковского" хорового училища и прославленной Гнесинки. Из скромного хора московской синагоги сотворил всемирно известную арт-группу "Хор Турецкого". Элегантен, спортивен, популярен. Как рассказывает «Экспресс газета», по официальной версии артист воспитывает 28-летнюю дочь Наталью (от первого брака), двух дочек от второго брака - 6-летнюю Эммануэль и 2-летнюю Беату. А вот свою 10-летнюю дочку Беллу Михаил скрывает и категорически отказывается ее признавать.

В работе — эффективный деспот и справедливый тиран.


Помог хору Иосиф Кобзон, пригласив их с собой в один из очередных прощальных туров. А «крестными отцами» стали Березовский с Гусинским.


Между прочим, мало кто знает, что во время первой поездки хора в Чечню за их безопасность отвечал лично Шамиль Басаев.


В коллективе еврей только Турецкий З аядлый горнолыжник




С отцом



С Борисом Борисовичем Турецким




Я обожаю Евгения Кульмиса...




Евгений Кульмис
Директор хора, бас-профундо,
обладающий неповторимым низким мужским голосом.


В хоре с 1991 года.


Родился на Южном Урале, 25 июля 1966 года в г. Копейске. Родители рано заметили музыкальную одаренность сына и отдали его в музыкальную школу. Евгений с красным дип-ломом окончил Челябинское музыкальное училище, в 20 лет поступил в институт имени Гнесиных, а через месяц его забрали в армию. После армии продолжил учебу в институте, а затем в аспирантуре. Начинал музыкальную карьеру как пианист. В 1991 г. увидел объявление о приеме певцов в мужской хор Московской хоральной синагоги. Эта была та музыка, которая была ему интересна. Уникальный бас-профундо, редкий по своей глубине и одновременно мягкости голос (на октаву ниже баса) привлек к себе внимание Турецкого. За годы концертной деятельности Евгений исполнил множество самых разнообразных партий: от Мефистофеля до композиций Виктора Цоя. Он — автор переводов многих текстов из репертуара группы. Женат. Двое детей

Интересен тот факт, что на момент становления коллектива в его репертуар входила исключительно духовная музыка для Московской Хоральной Синагоги. Однако именно эта особенность и привлекла Евгения Кульмиса, так как в его планы входило написание дипломной, и именно духовная музыка стала объектом его изучений еще на третьем курсе института имени Гнесиных.



Евгений Тулинов, драматический тенор


В хоре с 1991 г.

Родился 7 августа 1964 года в Москве.Заслуженный артист России, зам. художественного руководителя. Музыкальный слух, звонкий дискант и прекрасное чувство ритма унаследовал от отца. С 5 лет занимался музыкой с преподавателем, в 7 лет пошел в музыкальную школу по классу фортепиано, потом музыкальное училище при Московской Государственной Консерватории имени Чайковского, а затем в институт имени Гнесиных. Во время учебы много занимался вокалом, учился владеть голосом.
В 1984 году познакомился с Турецким, вместе с ним участвовал в создании Хора, а с 1991 года он — заместитель художественного руководителя арт-группы. Исполняемые Евгением партии незабываемы для ценителей классики.
Он обладает ярким и красочным драматическим тенором, который завораживает зрителей своей силой, мощью и проникновенностью. Пластичность голоса позволяет легко переходить из оперного жанра в эстрадный и обратно порой в пределах одного произведения.
Любимый проект позволяет раскрыться Евгению и как актеру: то трагичный и мечтательный, то полный юмора и движения, он заставил плакать о себе не один театр.
Евгению Тулинову в 2007 году присвоено звание Заслуженный артист РФ.
Евгений является хормейстером коллектива и помощником художественного руководителя.


Алекс Александров, драматический баритон


Мама Саши профессионально играла на гитаре и прекрасно пела. Первые уроки вокала Алекс брал в дошкольной группе Большого детского хора Гостеле-радио. Студентом, гастролировал с хором. Один из самых молодых солистов, но в хоре он старожил. Алекс не только солист, но и помощник хореографа, а еще он блистательно копирует голоса политиков, артистов и может повторить манеру исполнения любого эстрадного певца. Например:Тото Кутуньо, Бориса Моисеева и др." На сцене он находится в самом центре коллектива, это значит, что именно через него проходит эмоциональное сценическое обращение участников хора.
Поклонник западной музыки, он особенно уверенно чувствует себя в эстрадных направлениях репертуара группы, исполняя соло в разных по стилю сочинениях.
Любит бильярд, дайвинг и пляжный волейбол. Женат. Есть дети




Михаил Кузнецов тенор-альтино


В хоре с 1992 г.

С 6 лет учился в музыкальной школе, а с 8 пел в детском хоре Большого театра. Служил в Ансамбле песни и пляски МО ПВО.
Михаил может исполнять партии для колоратурного сопрано — таких певцов единицы в мире.Окончил музыкальное училище имени Гнесиных, потом институт имени Гнесиных. Учась в институте, познакомился с Турецким и легко влился в коллектив Хора.
У Михаила уникальнейший очень высокий голос — на стыке мужского и женского. Он может исполнять партии для колоратурного сопрано — таких певцов единицы не только в России, но и в мире. С легкостью испол-няет сложные партии, предназначенные для самых высоких женских голосов, сменяя один сценический образ на диаметрально противоположный, что вызывает неизменный восторг зрителей. В 2007 году Михаилу Кузнецову присвоено звание Заслуженного артиста РФ. Женат. Двое детей.



Олег Бляхорчук, эстрадный, лирический тенор


В хоре с 1996 года.
Родился 12 сентября 1966 года в городе Минске в Беларуси.


Закончил музыкальное училище им.М.Глинки и Белорусскую Государственную консерваторию им. А.Луначарского. Лауреат международных конкурсов артистов эстрады. Обладает прекрасным эстрадным, лирическим тенором. В хоре Турецкого поет с 1996 года. И на сцене, и в жизни Олег - сама нежность. Когда он поет про великую любовь, хочется ему верить. И веришь, что у каждого есть или будет Такая Великая Любовь.


Безоговорочная сценическая фактурность, мужское обаяние и голос человека, тонко чувствующего душевные переживания других, - его достоинства, в полной мере раскрывшиеся в хоре. Олег является проводником эстрадного направления в хоре. С одинаковым успехом и легкостью может исполнять французский шансон на языке оригинала и с чисто русской проникновенностью лирические песни отечественных авторов


Вячеслав Фреш Контр-тенор.


В хоре с 2008 года.


Родился 21 января 1982 года в Москве. Окончил факультет музыки и изящных искусств Университета им. Иоганна Гуттенберга в Майнце (Германия)

Вячеслав обладает одним из редчайших тембров. Он контр-тенор - самый высокий из мужских голосов, по высоте соответствующий женскому контральто или меццо-сопрано. Большинство музыки, исполняемой контр-тенорами, написано в эпоху барокко, при этом Вячеславу по силам не только старинная музыка, но и современные композиции, в том числе его "коронные" Queen и The Beatles. Не женат

: «Игорь Зверев - очень интересный и разноплановый артист. Имея классический и эстрадный опыт, Игорь стал давать в звучании такую басовую, яркую, красочную, низкочастотную основу, на которой наши тенора летают по звуковому пространству. Может петь во всех стилях. Исполняет и рок, и поп, и классику, и джаз. У него необыкновенное человеческое нутро, он чрезвычайно тонко чувствует музыку. Очень трогательно может петь народные песни без микрофона, умело плавая по тонким струнам души.


Борис Горячев Лирический баритон.

В хоре с 2003 года.
Родился 7 октября 1971 года в Москве в музыкальной семье.
Окончил музыкальную школу по классу аккордеона, Хоровое училище
им. Свешникова, институт им. Гнесиных. Работал в Мужском камерном хоре "Акафист", исполняющем русскую духовную музыку, в хоре "Пересвет", одновременно занимаясь собственным проектом — квартетом, который исполнял духовную и русскую народную музыку.Глубокий, обволакивающий, задевающий душу голос.
Ради работы в коллективе Маэстро Турецкого Борису пришлось несколько перестроить себя, поменять имидж, образ жизни и стиль, освоить актёрское мастерство. Но зато сейчас певец поражает публику глубиной звучания прекрасного лирического баритона, артистизмом и обаянием. Его голос поклонники и музыкальные критики часто сравнивают с голосом Дмитрия Хворостовского.




Константин КабоТенор.

В хоре с 2007 года.
Родился 18 июня 1974 года в Москве. Его музыкальная жизнь началась с фортепиано «Лира» в 6 лет.
Окончил Хоровое училище им. Свешникова, ГИТИС.
Служил в Красно-знаменном Академическом ансамбле песни и пляски Российской армии им. Александрова.
Играл в мюзиклах «Норд-Ост», «Ромео и Джульетта», «Маmmа Mia».

Кроссовер

Годы

1989 - настоящее время

Страна

Россия

Город Лейбл Руководитель Состав

Олег Бляхорчук, Евгений Тулинов, Вячеслав Фреш, Константин Кабо, Михаил Кузнецов, Алекс Александров, Борис Горячев, Евгений Кульмис, Игорь Зверев

Бывшие
участники arthor.ru

«Хор Турецкого» - музыкальный коллектив под руководством народного артиста России Михаила Турецкого . Основа уникальной концепции коллектива - «живые» голоса. Артисты исполняют композиции более чем на десяти языках без фонограммы, в том числе - а капелла , и могут заменить своими голосами оркестр. Десять вокалистов представляют всю палитру мужских певческих голосов.

История коллектива

«Хор Турецкого» дебютировал в 1990 году в филармонических залах Таллинна и Калининграде . В начале карьеры репертуар коллектива отличался от современных шоу «Хора Турецкого». Истоки арт-группы берут начало в Хоре при Московской Хоральной Синагоге . В конце 80-х годов будущий Хор Михаила Турецкого исполнял Еврейскую литургическую музыку. Спустя нескольких лет амбиции коллектива вышли за пределы этой достаточно узкой области. Сегодня группа успешно комбинирует в репертуаре самые разные жанры: оперную, духовную (литургическую), народную, популярную музыку из разных стран и эпох.

«Очень немногие были заинтересованы в такой музыке тогда, и вообще никто в пост-Советских странах… … … Поэтому, когда я получил возможность, я проделал некоторые исследования в библиотеках Нью-Йорка и Иерусалима и обнаружил этот глубокий, разнообразный, и очень стильный пласт музыки, доступный на эмоциональном уровне каждому человеку… … … Со временем мы пришли к пониманию того, что нам необходим более широкий круг слушателей и начали включать светский материал в наши программы. … … … Сегодня наш репертуар включает музыку четырёх последних столетий: от Генделя и хитов Советской эпохи до шансона и лучших образцов современной поп-культуры…»

Основные этапы творчества

1989 - Михаил Турецкий создает и возглавляет мужской хор Московской хоральной синагоги. Там же в 1990 г и официально дебютировал коллектив.

При поддержке благотворительной организации «Джойнт» прошли первые концерты Хора в Калининграде , Таллинне , Кишиневе , Киеве , Ленинграде , Москве и других городах. «Мужской камерный еврейский хор» под руководством Михаила Турецкого в тот период выступил своеобразным локомотивом возрождения интереса к иудейской музыкальной традиции. Музыка, находившаяся на грани исчезновения с 1917 года, вновь прозвучала за пределами синагог и стала достоянием широкого круга зрителей.

2002-2003 - Коллектив активно гастролирует по Германии и США.

2004 январь - Первый сольный концерт арт-группы «Хор Турецкого» в ГЦКЗ «Россия» с программой «Десять голосов, которые потрясли мир», за которую Михаил Турецкий удостаивается звания «Человек Года - 2004» в номинации «Культурное событие года» национальной Премии «Человек Года - 2004».

2004 декабрь - Арт-группа «Хор Турецкого» представляет программу «Когда поют мужчины» в Государственном Кремлевском Дворце (с участием Эммы Шаплан и Глории Гейнор).

2005 январь - Американское турне: концерты в лучших залах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Атлантик-Сити, Бостона и Чикаго.

2005-2006 - юбилейный тур арт-группы «Хор Турецкого» с новой программой «Рожденные петь» охватывает более 100 городов России и стран СНГ.

2006-2007 - Гастрольный тур коллектива с программой «Музыка всех времен и народов» по 70 городам России и стран СНГ.

2007 - Арт-группа «Хор Турецкого» становится лауреатом премии российской музыкальной индустрии «Рекордъ-2007» за лучший классический альбом года - коллекционное издание «Великая музыка», а также лауреатом Ежегодной Национальной Премии «Эмоция» в номинации «Уважение» . Премия присуждена за самый громкий социально-значимый благотворительный проект - детский благотворительный концерт «Твори добро сегодня!», состоявшийся 27 марта при поддержке Правительства Москвы и Комитета по культуре города Москвы на главной площадке страны, в Государственном Кремлевском дворце, прошедший. Концерт посетило более 5000 детей: одаренные и талантливые ребята, дети из социально незащищенных и многодетных семей, дети-инвалиды. «Наша акция - уникальная возможность обратиться к огромной аудитории слушателей с призывом творить добро, - считает Михаил Турецкий, - ведь не секрет, что язык музыки, как никакой другой, доступен и понятен каждому из нас. Бурные аплодисменты, море цветов, восторженные детские лица, огонь в их глазах - все это свидетельствует о том, что поставленная нами цель была достигнута».

2007-2008 - Гастрольный тур коллектива с программой «Аллилуйя любви» по городам России и стран СНГ. Хор дает рекордное количество концертов в Москве: 4 «сольника» в Кремлевском Дворце и один дополнительный концерт в Лужниках (ГЦКЗ «Россия»).

2008-2009 - Гастрольный тур коллектива с программой «Шоу продолжается…» по городам России, стран СНГ и США.

2011 - стартует тур «Начало».

Солисты

Фото Солист Год начала работы в коллективе
Михаил Турецкий - лидер и создатель группы, лирический тенор, Заслуженный артист РФ с г., Народный артист РФ с 2010 г.

«Не представляю, чем бы я мог заниматься, если бы не стал музыкантом… Сложные композиции без дирижера невозможно исполнить Я веду хор и вовлекаю аудиторию в наш вокальный диалог XXI век- это век информации и профессионализма Когда я слышу великолепный звук, вижу оригинальную режиссуру и современную сценографию - вот тогда я понимаю, что здесь работает группа настоящих профессионалов»

Алекс Александров - драматический баритон

Один из самых молодых солистов Хора, и, одновременно, старожил коллектива. Алекс Александров не только солист, но также и помощник хореографа, многие танцевальные номера в концертах поставлены с его помощью. Прекрасно копирует голоса других певцов - Бориса Моисеева, Тото Кутуньо и др.
Родился в 1972 г. в Москве. Выпускник Хорового училища им. Свешникова и института им. Гнесиных в 1995 г. Окончил и институт им. Гнесиных в 1995 г.

«Арт-группа „Хор Турецкого“ - это вся моя жизнь, большая её часть. Здесь я рос, становился личностью. Не представляю своей жизни вне хора. Маэстро для меня - не просто руководитель и создатель коллектива, для меня он - второй отец… Я верю в себя. Мне ещё есть к чему стремиться, да и просто интересно жить».

Евгений Кульмис - бас-профундо , поэт, в прошлом - директор хора.

Родился на Южном Урале, под Челябинском в 1966 году. Начинал музыкальную карьеру как пианист. Окончил институт им. Гнесиных по специальности «музыковедение» (историко-теоретико-композиторское отделение), учился в аспирантуре. Евгений Кульмис - автор текстов и стихотворных переводов отдельных номеров Хора. Например, он автор русского варианта композиции из репертуара ELO - «Twilight».

«Это мое, это то, что мне нравится и это то, что я умею делать…Наверное, в ХТ я и умру» - шутит артист. «Сейчас я ощущаю себя в коллективе гораздо увереннее как исполнитель, чем ранее. Все-таки по образованию я - теоретик, а не вокалист. Но сейчас это стало моей профессией, моей жизнью».

Евгений Тулинов - заместитель художественного руководителя, драматический тенор
Заслуженный артист РФ с г.

Родился в 1964 году в Москве. Окончил музыкальное училище при Московской консерватории и институт им. Гнесиных. На первых курсах института Евгений пел на службах в Церкви св. Иоанна Воина, был хормейстером в ДК «МЭЛЗ», преподавал в музыкальной школе и работал в «Мужском камерном хоре» под управлением В. М. Рыбина.

«Пение в оперной манере - это величайшее наслаждение для меня самого. Кроме того, я смотрю на пение и с актёрской точки зрения, продумываю, как бы я, например, эту роль не только спел, но и сыграл, передав и показав весь её драматизм… Мы все - творческие единомышленники, некая субстанция, которая существует вне всего остального реального мира. Мы понимаем друг друга и разговариваем на одном языке».

Михаил Кузнецов - тенор-альтино
Заслуженный артист РФ с г.

Родился в 1962 году в Москве. Окончил институт им. Гнесиных. Работал в академическом хоре под руководством Владимира Минина и в Мужском хоре издательского отдела журнала «Московская Патриархия».

«Мой коллектив - это мой родной дом. Здесь я ощущаю творческий рост, получаю моральное удовлетворение и профессиональную реализацию, у меня возникает желание жить и работать ещё и ещё… Каждый раз, выходя на сцену, я стараюсь отдать своему зрителю как можно больше любви и душевного тепла».

Олег Бляхорчук - лирический тенор , мульти-инструменталист (фортепиано, гитара акустическая и электро-, аккордеон, мелодика).

Родился в 1966 году в Минске (Беларусь). Окончил Минское музыкальное училище им. М. И. Глинки и Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского по специальности «хоровое дирижирование». На третьем курсе училища у Олега была своя вокально-инструментальная группа, в которой он был руководителем, вокалистом и клавишником одновременно. Работал в Хоре радио и телевидения, где главным дирижёром был ученик А. В. Свешникова Народный артист СССР В. В. Ровдо, затем как солист концертного оркестра республики Беларусь под руководством Михаила Финберга.

«Что я думаю сейчас о своей жизни и работе? Я думаю, что все сложилось так, как должно было быть. Я счастлив, что востребован как музыкант. Не всем моим однокурсникам и друзьям так повезло… Сегодня хор для меня - это все: это и работа, и образ жизни, и способ зарабатывания денег».

Борис Горячев - лирический баритон .

Родился в Москве, в 1971 году. Окончил Хоровое училище им. Свешникова , поступил в Московскую Консерватории, окончил отделение хорового дирижирования института им. Гнесиных. Работал в Мужском камерном хоре «Акафист» под управлением А. В. Малютина. Коллектив исполнял русскую духовную музыку, что в то время было интересно и ново. В 1995 году перешёл работать в хор «Пересвет» и параллельно занимался собственным проектом - квартетом, который исполнял духовную и русскую народную музыку.

«Когда долгое время живешь в таком стремительном ритме, привыкаешь к нему. Невозможно представить свою жизнь без концертов и поездок. Знаете что такое счастье для музыканта? Когда на сцене чувствуешь уверенность в себе, когда у тебя есть своя определенная ниша, когда видишь благодарные глаза зрителей, когда знаешь, что ещё не полностью раскрыл свои голосовые способности и понимаешь, что все ещё впереди…».

Игорь Зверев - высокий бас (бас-кантанто)

Родился в 1968 году в Подмосковье. Окончил Хоровое училище им. Свешникова , Московскую академию культуры и искусства, отделение «хоровое дирижирование». Работал в ансамбле песни и пляски МВД и в хоровой капелле им. Полянского.

«Я понимал, что работа в этом коллективе может дать мне, как артисту, колоссальную возможность самореализации и профессионального роста… Сейчас я чувствую энергию в своем голосе, уверенность в подаче, просто новое ощущение себя самого».

Константин Кабо - баритональный тенор , композитор.

Родился в 1974 году в Москве. Окончил Хоровое училище им. Свешникова , затем РАТИ (ГИТИС) по специальности «актер музыкального театра». Пел в мюзиклах «Норд-Ост», «12 стульев», «Ромео и Джульетта», «Мама Миа». Параллельно он писал музыку, в частности, к программе «Цирк на льду».

«Я доволен и счастлив. В „Хоре Турецкого“ я обрел свое „я“. Работа в группе дает мне колоссальный заряд энергии, которой я с удовольствием делюсь как с публикой, так и с близкими мне людьми».

Вячеслав Фреш - контр-тенор

Родился в 1982 году в Москве. Окончил факультет музыки и изящных искусств Университета им. Иоганна Гуттенберга в Майнце (Германия).

«Я очень боялся посылать свои записи. Мне они казались „художественной самодеятельностью“, ведь я системно не занимался вокалом и был, по сути, обычным молодым человеком, имеющим голос. Таких - миллионы… Записал несколько треков со своими любимыми „Квинами“, добавил несколько классических композиций - и отправил их по почте в офис коллектива. Прошло несколько месяцев… мне написали, что ждут меня на прослушивании в Москве. Это было просто чудом… Знакомство и сотрудничество с Хором я считаю огромной удачей в своей жизни. Это большая честь для меня, как молодого музыканта выступать с такими профессиональными певцами на одной сцене, впитывать их опыт, умение держаться на сцене, владение голосом, актёрскую игру. Буду стараться соответствовать уровню знаменитого коллектива и расти в профессиональном смысле этого слова».

Краткая дискография

Полную дискографию см. в статье Хор Турецкого (дискография)

Официальные альбомы

Название диска Год выпуска
High Holidays (еврейская литургия)
Jewish Songs
Bravissimo
Хор Турецкого представляет…
Звёздные дуэты
Такая великая любовь
Когда поют мужчины
(Концерт в Хайфе , DVD, 2004 г.)

Когда поют мужчины
(Концерт в Москве , DVD, 2004 г.)
Рождённые петь

1-я часть
2-я часть

Рождённые петь.
(Концерт в Москве , 2005 г., DVD)