Иеромонах роман аудио. Иеромонах Роман Матюшин — биография. Что, Адам, сидишь ты против Рая

Биография иеромонаха Романа

Биография иеромонаха Романа

Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Его отец, Иван Константинович, участвовал в Великой Отечественной войне. Мать, Зоя Николаевна, была учительницей в сельской школе, преподавала биологию, химию, географию. В семье было трое детей: две девочки, Светлана и Тамара, и младший сын — Александр.

Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно — иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться — и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.

В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры — и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.

Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве. В 1980 году поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман — в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.

Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, — написал Валентин Распутин. — Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное «избранное», в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего «я», перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.

С 1994 года по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области, служит в храме честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и домовой церкви святого Серафима Саровского.

В последние годы отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда — прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.

В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского — «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» — золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.

В России издано более двадцати поэтических сборников отца Романа. В 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге, в издательствах «Амфора» и «Петроглиф», вышли три книги стихотворений иеромонаха Романа, наиболее полно отражающие его творчество в хронологической последовательности: «Созвездие Креста», «Последний снег» и «Чудный Свет». В 2015 году был выпущен сборник стихотворений иеромонаха Романа «Яблъки от детството» («Яблоки детства») на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново) и сборник «Jасиков шумарак» («Осиновая роща») на сербском языке, также с параллельным текстом на русском («Catena mundi», Белград).

C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман Матюшин-Правдин», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.

Заметки на полях

    Владимир , 23.08.2016 в 23:00

    Слаб человек душой и телом
    И только духом он силён.
    Не потому ли ангел белый?
    Не потому ли — окрылён?

    Бродя по жизни много чудим,
    Ища вопросам всем ответ.
    Вот почему всегда мы видим
    В конце туннеля яркий свет.

    Сергей , 06.11.2016 в 00:41

    Уважаемый редактор, Ольга Сергеевна, доброго времени суток. Почему «с 2015 года отец Роман стал подписываться иеромонах Роман Матюшин-Правдин, добавив к фамилии отца фамилию бабушки»? Вопрос Вам, так как предполагаю, что Вы знаете ответ. Батюшку не стоит безпокоить этим вопросом.

    Редактор , 06.11.2016 в 21:38

    Сергей, фамилия «Правдин» говорит сама за себя. Для отца Романа очень важно ни в чем не солгать — и в жизни, и в творчестве. Слышала, как он говорит: «Очень жалею, что не подписывался так с самого начала». Бабушку свою отец Роман никогда не видел, но знает, что она была верующим и очень прямым человеком, никого не отпускала, не покормив. (Немного подробнее о бабушке отца Романа будет рассказано в третьей части очерка «В веянии тихого ветра» — надеюсь, она скоро появится на сайте.)

    Сергей , 06.11.2016 в 21:50

    Ольга Сергеевна, благодарю за скорый, а главное, понятный и убедительный ответ-разъяснение.

    Редактор , 06.11.2016 в 21:54

    Была рада ответить Вам, Сергей Станиславович!

    Галина Николаевна. , 02.01.2017 в 19:02

    Уважаемый редактор, здравствуйте! Очень люблю стихи батюшки Романа. Читаю сборник «Созвездие Креста». Два стихотворения датированы 1977 годом и указано место «г.Полярный». Я сама родилась в Полярном. Поэтому заинтересовалась как отец Роман связан с этим северным городом? С уважением Галина Николаевна.

    Редактор , 02.01.2017 в 22:37

    Здравствуйте, Галина Николаевна! После университета Александр Матюшин (будущий отец Роман) поехал в г. Полярный к своей сестре. Жили они на улице Фисановича, д.5, кв. 6. Дом давно снесли. Недалеко была школа №1, кинотеатр «Север». Он устроился в бригаду плотников-отделочников, которая работала на высотных зданиях в пос. Вьюжном, сейчас это Снежногорск. Находится Снежногорск между г. Полярный и п. Гаджиево. А само стройуправление было в Полярном на улице Героев Североморцев.

    Галина Николаевна. , 05.01.2017 в 21:18

    Уважаемый редактор! Благодарю Вас за ответ. Я училась в школе №1 бывала в кинотеатре «Север». спасибо!

    Ольга Петровна , 23.01.2017 в 19:07

    Уважаемый редактор! Огромное спасибо Вам и всем тем, благодаря которым смогла приобщиться к творчеству и житию иеромонаха Романа. Он принадлежит к числу тех немногих, благодаря которым открывается дверь в тот мир, о котором всегда как будто знаешь, но не знаешь как в него попасть. А вот через таких людей как батюшка Роман начинаешь понимать где эта дверь. Напишите, если можно, как совершить паломничество к батюшке в скит. С уважением Ольга Петровна.

    Редактор , 23.01.2017 в 19:49

    Дорогая Ольга Петровна, спасибо и Вам за слова благодарности! Что касается паломничества — отец Роман очень просит приезжать к нему только по его благословению.

    Николай Коломейцев , 04.03.2017 в 20:10

    Уважаемый отец Роман! Обращается к вам ваш земляк из Брянской обл раб Божий Николай в настоящее время проживаю в г Ивангороде Лен обл Очень прошу Вас принять меня для личной беседы

    Вера Рябинина , 12.04.2017 в 14:04

    Дорогой отец Роман.Мою жизнь перевернули первосвятитель Кирилл,(когда был ещё не первосвященником Российским), отец Иоанн (Крестьянкин), книга «Не святые святые», и Ваши песни и стихи, наверное потому, что моя душа этого ждала.Вы мне родной человек.. Благодарю за всё.
    Вера Рябинина.

    Мариета Георгиева, София , 07.05.2017 в 12:55

    Здравейте! От вашия сайт разбрах, че мога да прочета в превод стиховете на йеромонах Роман. В България ние имаме поезията на архимандрит Серафим Алексиев. Неговите душеспасителни книжки за нашата вяра, за болната и здрава мистика, за молитвата, покъртителната му книга за св. Серафим Саровски обърна нас, родените в безбожните 70-те, към църквата и нейните тайнства. В училище и в университета разглеждахме светците като исторически личности, никой не искаше да се разбира за съвременните и близките до нашето време светци. Затова всичко,което научихме след промяната за живота по Бога, ни изуми и потресе.

    Любовь Александрова , 26.05.2017 в 01:01

    От всего сердца благодарю отца Романа, я одна из тех, кто, услышав один раз его песнопения, уже не может не слушать их снова и снова. Это источник жизни, чистый родник, это дорогие картинки детства…,а главное — это то, что возвращает нас к истокам, к истине, к Богу.

    Игорь, Оренбург , 11.06.2017 в 08:19

    Уважаемый редактор а как можно свезатся с отцом Романом? помогите пожайлуйста

    Людмила, Москва , 09.09.2017 в 22:15

    Здравствуйте! Как к Вам можно приехать для беседы? Ваши песни мне очень помогли.

    Людмила, Москва , 09.09.2017 в 22:20

    Подскажите, пожалуйста, как взять благолсловения у отца Романа, чтоб к нему приехать. Спасибо.

    Людмила, Серов, Свердловская область , 30.12.2017 в 16:48

    Здравствуйте! впервые я слушала песни отца Романа в них все и боль и страдания и радость и вера только человек с такой утонченной душой и сильным духом и непоколебимой верой смог написать такие песни которые трогают сердце проникают в душу и остаются там уже навсегда ведь в его песнях вся его жизнь вся его боль но он не только смог все это пройти и обрести истинную веру но и помог и продолжает помогать всем нам претерпеть все трудности и обрести веру прежде всего в самого себя я очень рада и благодарна отцу Роману и если бы была такая возможность приехать помолиться и пообщаться с отцом Романом я была бы благодарна я желаю отцу Роману конечно здоровья и я очень жалею что раньше не пришлось мне услышать его песни ведь они помогают просто жить верить и надеяться

    Татьяна, Малаховка , 08.02.2018 в 17:02

    Здравствуйте! Пишет Вам учитель словесности православной школы «Образ» поселка Малаховка Московской области. Читаем с детьми стихотворения и слушаем песнопения отца Романа. Для нас это те самые ступеньки мостика к Храму Божьему… Хотим к школьной конференции написать коллективную работу по мотивам поэзии — восприятие, духовные уроки, что почувствовали и поняли современные чада… Благословите?

    Редактор , 09.02.2018 в 10:55

    Татьяне — от отца Романа: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).

    Здравствуйте уважаемый редактор. Спасибо за ваш благой труд. С творчеством отца Романа познакомилась два года назад, слушала записи песен читаю сборники стихов. Многая лета и низкий поклон автору за его душевный труд. Благодаря и отцу Роману я в храме Гоподнем, исповедываюсь, причащаюсь,стараюсь жить по заповедям. Как же оказывается трудно осознавать что путь по которому шел 45 лет один сплошной грех. Слава Богу за прозрение. Борюсь с грехами, не без падений к сожалению. Извените, но наберусь смелости, просить у отца Романа молитв о многогрешной рабе Божьей ольге. Спаси Господи.

    Наталья Артёмова , 09.07.2018 в 14:05

    Доброе времени суток! Услышала песни первый раз отца Романа, два года назад. Теперь слушаю их постоянно — СПАСИБО ОГРОМНОЕ, за такие Стихи, которые за ДУШУ Берут. НИЗКИЙ Поклон ВАМ, Отец Роман.

    Вера, Донецкая область , 22.07.2018 в 20:54

    Спаси Господи!
    Стихи и песнопения отца Романа способны оживить православную душечку, погребенную под завалами мірской суеты, напитать и очистить. Думаю, что в свое время это увидел батюшка Николай Гурьянов и благословил сему роднику быть. Простите.

    Елена, Москва , 03.10.2018 в 08:44

Вознесут его на вершину страсти. С батюшкой беседовала раба Божия Наталия, разместившая интервью в интернете. В конце статьи многие читатели задали свои насущные вопросы батюшке на самые разнообразные темы и получили со временем ответы.

борец за правду:

Жаль, что автор не спросила у о. Романа о некоторых очень важных вещах: как он, например, относится к ИНН, электронным паспортам... Ему бы я поверил: правильно — не правильно, нужно — не нужно. И следовал бы его заветам.

Иеромонах Роман:

— ИНН не принимал, но в районном правлении (как сказал мне местный священник) дают ИНН заочно, даже не спрашивая и не ставя в известность того, кого сосчитали. Но это уже не мои проблемы.

Я вот хотел бы узнать поподробнее о поездках отца Романа в Сербию: где именно бывал, с кем встречался, что делал, что видел, что думает? Нельзя ли про Сербию отдельно с ним поговорить?

Иеромонах Роман:

— Сербия очень большая тема. Говорить об этой стране в нескольких строках — значит, ничего не сказать.

Мария из Москвы:

Правильно ли скрываться в лесах, живя в прекрасном краю, а не ходить по трущобам города, спасая, увещевая, неся Свет Христов людям каждый день, каждый час, неутомимо, беззаветно, как Иоанн Кроншадтский? Вдали от Москвы спасаться легко, Вы здесь попробуйте что-то сделать и для своей души, и для других!

Иеромонах Роман:

— У всех своя стезя. Правильно жить там, где благословляет Господь. И протоиерей Иоанн Сергиев не стал бы Кронштадтским, скрываясь в лесах, и иеромонах Серафим не стал бы Светильником Саровским, обходя трущобы города. «Вдали от Москвы спасаться легко» — Вы говорите о мирянах или о монашествующих? Если о мирянах — кто Вам мешает «спасаться легко»? Зачем усложняете свой путь? Езжайте в умирающую деревню и попробуйте выжить на единственном заработке — собирании ягод и грибов. Если же имели в виду монашествующих, то знакомый московский архимандрит не нашел НИ ОДНОГО (!) монаха из числа своей братии, который согласился бы поменять трудности московского монастыря на легкости болотного скита. «Вы здесь попробуйте что-то сделать и для своей души, и для других!» Вы ведь меня уже приговорили, и если напишу, что иногда покидал свое уединение, пытаясь «что-то сделать» в Питере, Москве, Минске, Кишиневе, Белостоке, Белграде, Хельсинки, Лейпциге, то обвините, что монах болтается по миру. Заранее соглашаюсь с Вашими обвинениями.

Верит ли иеромонах Роман, что скоро настанет конец света?

Иеромонах Роман:

— Повсюду уничтожается не только Святое, искореняется здравое. Противоестественные пороки вводятся в норму. А противоприродное воюет на природу, которая уже сейчас пытается сбросить с себя сатанеющее человечество. Не для греха Земля сотворена.

Почему нельзя молиться за самоубийц? Моя подруга в отчаянии от тяжелой болезни (у нее был рак) покончила с собой, я хочу молиться за нее, помочь ее душе! За тех, кто истязал детей, девушек, мальчиков, вообще людей, убивал, пытал, значит, молиться можно, а за несчастных, не видящих от горя или страдания другого выхода — нельзя?! Это несправедливо! Говорят — самоубийцы отнимают жизнь, это грех. Но ведь это гораздо меньший грех, чем тот, что совершают разные садисты, маньяки, бандиты, которые Евгения Родионова обезглавили или умучили о. Петра Сухоносова (это я тут у вас прочла статью о нем!).

Иеромонах Роман:

— Молиться ни о ком не грех. Но есть молитва церковная, а есть келейная. В отчаянии накладывать на себя руки — отвергать Милосердие Божие и Промысл Божий о себе, признавая, что Господь несправедлив и дал Крест выше сил. Люди церковные страшатся нести с собой отчаянье в жизнь Вечную. Никто Вам не запрещает молиться о своей подруге, сострадание — Христианская черта («Милости хочу, а не жертвы…»), но враг мстит. Ваша верность внушает уважение, Вы настоящая подруга, но будьте готовы к искушениям. Очень важно брать на себя то бремя, которое не сломает.

«За тех, кто истязал детей, девушек, мальчиков, вообще людей, убивал, пытал, значит, молиться можно, а за несчастных, не видящих от горя или страдания другого выхода — нельзя?!» За тех, кто истязает детей, убивает и пытает — молиться бесполезно, пока они не опомнятся и не начнут каяться, пока они не станут людьми. Хотя, как не помолиться об их вразумлении?

Почему православие так против женщин-священников? Есть женщины-монахини, игуменьи, диакониссы, почему же не может быть священниц? Чем женщины хуже мужчин? Женщины тащат православие на своих согбенных плечах сотни лет, а их место все равно ниже мужчины. Это многих отталкивает от православия. Никто не хочет быть человеком второго сорта.

Иеромонах Роман:

— Потому что Сам Господь так установил! Да и чисто по физиологическим причинам женщина не сможет служить ежедневно. Или нечистота уже не нечистота? Не покланяйтесь идолу равноправия, не ставьте человеческое выше Божьего. Так поступили на Западе, начали рукополагать женщин во священники и пошло-поехало, «венчают» содомитов всех мастей, а в «пасторши» ставят содомиток. И что, кирхи переполнились молящимися? Наоборот, протестанты идут к католикам, а кирхи продают разным дельцам, и те переоборудуют их под магазины или рестораны.

«Чем женщины хуже мужчин?» Ничем. Но женщина-штангист не подымет олимпийский вес мужчины-штангиста. Нельзя преступать Божьи рубежи. Некоторые «мужчины» последовали Вашей логике и сказали: «Чем мужчина хуже женщины? Как это мы лишены радости материнства?! Не хотим быть людьми второго сорта!» И вот счастливые СМИ оповестили осчастливленному миру - «мужчина забеременел! Мужчина родил!» Что сто́ит равноправие, достигнутое путем безумия?

Надежда и Ираида, г. Дятьково:

Стихи и песни отца Романа (нашего брянского земляка) дают силы и вселяют, укрепляют ВЕРУ. Слушаем. Слышим. Молимся. Храни его Господь. Автору публикации Наталье — низкий поклон!

Иеромонах Роман:

— Поклон родной Брянщине!

Я тоже хочу спросить: Иеромонах Роман, есть ли у Вас друзья? Наверняка, есть — кто они?

Иеромонах Роман:

— Живу один. Какие друзья в полном уединении? Во многих городах и странах есть люди, о которых молюсь, иногда встречаюсь, переписываюсь, но душа скучает только о Господе.

Иеромонах Роман, считают ли сербы, что русские сдали их америкосам? И так ли это оно и было? Мы ведь многого не знаем, сербам на месте, в центре беды, яснее все.

Иеромонах Роман:

— Разные есть сербы, но среди моих знакомых, которые приходят в Белградский монастырь, где останавливаюсь (после Литургии обычно общаемся), только любящие Россию. Есть в этой любви и вере что-то детское.

Ну, и я спрошу: когда и как можно с Вами встретиться, о. Роман? Мне очень нужна духовная поддержка, теряюсь перед множеством проблем, испытаний. Если приеду, примете, поговорите?

Иеромонах Роман:

— Сейчас уже выпал снег, до скита трудно добраться. Если доживем до весны, если Господь благословит, можете приехать с автором этой статьи Н. Лясковской. А пока, чтобы не множить трудности, сходите в храм к священнику.

Анна Пермь:

Доехать до о. Романа у меня вряд ли получится, а вот по какому адресу можно написать письмо? Ведь в статье сказано, что он отвечает на письма?

Иеромонах Роман:

— Обычная почта в виде почтовой машины проезжает пару раз в неделю. Поздравительные открытки из Польши (отправленные к Пасхе) получал уже после Троицы. Почему и завел электронный адрес. Переписка отнимает очень много времени, нарушает уединение, но стараюсь, хоть и кратко, по возможности отвечать, не отворачиваться от людской беды. Обычно мне пишут: Псковская область, скит Ветрово, иеромонаху Роману. Как ни странно - доходят, а полный адрес: Псковская обл., Псковский р-н, п/о Боровик, скит Ветрово.

Мой вопрос: не нужна ли помощь в скиту? Чинить построить там, отремонтировать? я бы с радостью.

Иеромонах Роман:

— Благодарю за желание помочь! Одному мне уже не потянуть, за всем нужен уход. Оставьте свои координаты автору этой статьи, может, по весне и приедете.

Отец Роман, считаете ли Вы грехом питье вина?

Иеромонах Роман:

— Разве Безгрешный грешил на браке? Мало того, Он воду претворил в вино. Вредит нарушение меры. К тому же, мы, славяне, не среди виноградников выросшие, защита у нас не ахти какая. Алкоголем, табаком, блудом, сквернословием уничтожаем себя.

Алина Самоконтроль:

Отец Роман, Вы могли бы стать Инквизитором? Мне кажется, я могла бы. Иногда хочется выжечь огнем всю заразу ужасную, вроде пусирайток. Может, пора?

Иеромонах Роман:

— Очень Вас понимаю, но не приведи, Господь! Даже страшно представить, какая греховная нечистота и смрад подымаются от Земли в Небеса! Не потому ли мир второй бережется для огня? Не будем ускорять время, наполняя свои сердца ненавистью.

Отец Роман, как вы считаете — можно лечиться у врачей-иноверцев? Вы сами принимаете лекарства, лечитесь? То есть в статье прочитал что у вас была операция, а так то — от простуды или там голова если болит, можно пить лекарства?

Иеромонах Роман:

— Да разве мы выбираем врачей? Вот в районной больнице в прошлом году меня чуть не угробили. Когда знакомый игумен привез меня туда, главврач глянул на нас, резко встал и… захлопнул двери. Мы только переглянулись. Меня, все же, положили. На третий день, когда терял сознание в коридоре (нюхая нашатырь, который постоянно держал при себе), краем глаза увидел проходящего главврача. «Мне плохо, помогите!» — обратился к нему. Тот глянул и… пошел своей дорогой. Правда, он прислал ко мне медсестер и меня закатили в палату. Потом отправили на рентген и срочно перевели в областную Псковскую больницу. Там меня встретил приветливо улыбающийся молодой хирург с крестиком на шее. Он же сразу пригласил меня в операционную. Был очень внимательным, чувствовалось - верующий врач. Конечно, это лучший вариант, но, повторюсь, мы в больнице не выбираем себе врачей. Что касается лекарств… Не принимаю ничего. Если чувствую озноб, пью чай с медом, и никаких порошков и пилюль! Мы сейчас едим столько химии, что травить себя самому неразумно. Впрочем, в скиту у меня совсем другие условия, чем в городе. Здесь и вода, и воздух не так загажены, пью колодезную воду, которая тоже лечит. Мой совет: не подсаживайтесь на лекарства.

Как вы, отец Роман, относитесь ко всяким «православным коммунам», братствам, молодёжным «когортам»? Не приведёт ли создание таких «православных групп» к греху гордыни тех, кто входит в эти группы? «Элита Православия» — кому не захочется состоять в таком братстве?

Иеромонах Роман:

— Мы очень разобщены. Мне не нравятся словосочетания «православные коммуны», «молодежные когорты», но Православные братства и сестричества делают большое дело. Было время, Православные братства помогли выстоять Православию. А к гордыне может привести все, в миру гордятся даже своими падениями. И, тем не менее, Вы правильно отметили, что легко захворать избранностью. Нужен трезвый духовник.

Я бы хотел спросить у глубокоуважаемого иеромонаха Романа: почему современное (особенно в больших городах) духовенство так жадно до денег? Иногда просто невозможно спокойно помолиться в храме, так и ходят старухи с тарелками по нескольку раз, прямо чуть ли не в живот упираются ими каждому — дай, дай! От исповеди отходишь: положите деньги! — говорит священник. А если у меня нет? Не отысповедует меня? Насколько я знаю, все ведь зарплату получают, как и миряне, должны ее отрабатывать, а не выжимать «чаевые». Господи, прости меня — не осуждаю, огорчаюсь, что так себя ведут те, кто пример бескорыстия должен подавать...

Иеромонах Роман:

— Да, дорогой, затронули очень больную тему. Был в одном монастыре на Всенощной… Только запели псалом - пошли с тарелками! Потом еще раз, потом на полиелее… Также и на Литургии ходили несколько раз. Только пропели Херувимскую — Всякое ныне житейское отложим попечение — идут! Отложили попечение! Давно бы нужно прекратить это вымогательство! Есть ящики для пожертвований — достаточно! Подошел тихонько, положил незаметно и отошел. Жертва должна быть тайной. Какая польза от вынужденной жертвы? Доброхотного дателя любит Бог! Очень печально, что уроки прошлого ничему нас не научили! Тем хуже для нас! Лучшие умы древности, находясь во тьме язычества, знали, что «пристрастие к роскоши никогда не уживается с честностью»! А мы только гордимся, что просвещены Светом Христовым, но своими пристрастиями затыкаем уши, чтобы не услышать: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5.13).

Ольга Райская:

Как Вы оцениваете исполнение Ваших песен Жанной Бичевской и Ваенгой? Они делают это с Вашего разрешения или самочинно? Если, допустим, я захочу спеть на концерте Вашу песню, нужно спросить у Вас разрешения? Я пою песни на стихи многих современных поэтов: Евтушенко, Риммы Казаковой, Ирины Лоскутовой и др.

Иеромонах Роман:

— С Жанной Бичевской и ее мужем Геннадием Пономаревым встречались один раз в Москве, очень давно. Жанна брала благословение на исполнение. Она профессиональная певица, приобрела известность задолго до иеромонаха Романа. Есть песни, которые мне очень понравились, а есть, которые не коснулись сердца. Ваенга, к сожалению, пока не нашла времени взять благословение на исполнение. Не могу ее судить, так как со мной трудно связаться. Исполняет она очень эмоционально, нужно бы ровнее, и, к сожалению, перевирает слова (в песне «Я лежу на холме» вместо «что ты заслужил» поет «что ты натворил», что меняет смысл песни). Очень жаль, что не слышал Вашего исполнения. Важно, чтобы исполнители сами понимали, о чем поют. Тогда и автор, и исполнитель делают Божье дело. Тяжело видеть (и не только мне), когда поющий(ая) занимается самолюбованием. Надеюсь, к Вам это не относится. Если есть возможность, пришлите Н. Лясковской ссылку на Ваше исполнение, чтобы я мог прослушать.

не певец:

Отец Роман, мне должны делать пересадку почки, как вы относитесь к трансплантации? Или уж помирать? Была ещё история в прессе: женщина сохранила сперму сына в банке ДНК в специальном институте, а когда сын молодой умер от рака, нашла суррогатную мать, ее оплодотворили и теперь у той женщины есть внук. А так бы не было никого, сын у нее один был. По-человечески ее понять можно: она хотела, чтоб род не прервался, чтоб было продолжение сына и т. п. А все же что-то есть в этом противоестественное...

Иеромонах Роман:

— Помоги Вам, Господи! В наше время ставятся такие вопросы, которые даже и не мыслились в прошлом. В трансплантации, как мне кажется, есть какое-то занижение достоинства человека: царь природы, Образ и Подобие Божие, низводится до уровня машины, само лечение превращается в замену механизма. Но мы принимаем решение, исходя из меры нашей веры. В Вашем случае мне трудно что-то посоветовать. Не знаю, сколько Вам лет, есть ли жена и дети. Моему знакомому иерею два раза вскрывали череп (опухоль мозга) - болезнь возвращалась. Врачи предложили сделать третью операцию. Он пошел в монастырь, и старая матушка ему сказала: «Довольно операций! Молись, причащайся, готовься к Вечности!» После такого наставления он пришел ко мне и спросил совета. Я сказал, что старая монахиня предлагает ему пойти по максимуму, но решать ему придется с матушкой. «Как, матушка, отпускаете батюшку в Вечность?» — бедняжка вздохнула и замотала головой: «Помилуйте, как мне без него с малыми детьми?» «Видите, батюшка, нельзя Вам идти по максимуму. Идите поисповедайтесь, причаститесь и ложитесь на операцию, а мы будем молиться, чтобы исполнилась воля Божия». Так он и сделал. И, слава Богу, болезнь отступила! Наверное, и Вы не одинок, а потому решать Вам нужно со своими ближними, и думается мне, Вам тоже не придется пойти по максимуму. Сигналы поступили серьезные, но не все сигналы к смерти. Подумайте, где могли дать повод болезни… Жаль, не назвали своего имени, чтобы мог о Вас помолиться и попросить молитв в монастырях, где бываю. Да исполнится на Вас воля Божия!

А об истории с женщиной ничего не хочется говорить. Это совсем другая тема, противоестественная, как сами же написали.

Батюшка, мой брат в тюрьме заболел туберкулезом, помолитесь за него, очень прошу! Сидит за драку, влез, как дурак, за одного там вступился, а оказалось зря, человек был гнилой. Но Леха увидел, что трое противу одного и влез, такие дела. Жалко брата за никчемного человечишку страдает.

Зачтется ему у Бога его заступление, если тот мужик не стоил доброго слова?

Иеромонах Роман:

— Помоги, Господи, Алексею! Он поступил по человечески, не испугался, заступился за обижаемого, это угодно Богу! Нельзя жалеть о том, что была оказана человеку помощь, даже если человек оказался «никчемным». Очень жаль, что он заболел туберкулезом. В тюрьме легко заболеть.

Вот ещё, батюшка: можно ли перед исповедью, когда уже стоишь в толпе ожидающих, читать Последование к Причащению? У нас в храме запрещают.

Иеромонах Роман:

— Не понимаю, почему на исповеди запрещают готовиться к Причащению. Если человек заранее приготовился к исповеди дома, если читает молитвы не вслух, кому он мешает? Может, исповедь совершается во время Службы и священник не хочет, чтобы прихожане отвлекались от Службы?

Отец Роман, может ли человек стать православным монахом, если в детстве он был обрезан по мусульманскому обряду и воспитывался также, а потом вырос и крестился? Мне это очень важно.

Иеромонах Роман:

— Христос в детстве тоже был обрезан. Не вижу в обрезании, которое произошло в детстве, до Крещения, препятствия монашеству или священству. Важна вера!

Отец Роман, где можно увидеть иконы Вашего письма, в каких храмах, в каких городах и странах?

Иеромонах Роман:

— Иконописец я слабенький, не имею возможности писать ежедневно, пишу раз в год, да и то не один. Много икон было написано в польском православном монастыре под Белостоком. Писал только Лики, руки и ноги, а облачение, золочение, надписи писала монахиня этого монастыря, потому что мне нужно было возвращаться в свой скит. Еще в Кишиневе в Кафедральном соборе нижний ряд расписан нами.

Николай М.:

Был на прошлой неделе в Псково-Печерском. Нет уж там того, как в песне о. Романа: "Пела братия простая, как в обители поют. И мелодия святая утешала скорбный люд"... Пора нашим священнослужителям быть ближе к простым людям. А то чуть какое-то начальство или эстрадно-телевизио-киношная "звезда" прибыла - все забегали, "скорбный люд" пораспихали по углам...»

Иеромонах Роман:

— Печально, если все это так, как увидели. Неприятно видеть, когда и в миру бегают перед начальством или «звездами», а уж «бегать» в рясах в святой обители негоже вовсе.

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).

Отец Роман, кто Вас учил играть на гитаре? Как получилось, что Вы стали играть и петь свои песни?

Иеромонах Роман:

— Пел и играл еще в миру. А как взял в руки гитару уже монахом - это особая тема. Если сказать кратко - то благословил на это о. Николай Гурьянов.

Отец Роман, как Вы относитесь к деятельности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета? Я специально интересовалась, действительно деятельность этого учебного заведения приносит пользу7 Никаких реальных результатов не нашла. Значит, просто очередной междусобойчик, где на факультете педагогики учится 10-20 человек, а все проводимые "мероприятия" мелки и случайны. Выступают в школах и ставят спектакли с детьми сотни тысяч людей, и, на мой взгляд, многие делают это с большей самоотдачей, творческой искрой и боговдохновенностью, чем какой-нибудь унылый "Маленький принц" в подготовке выпускников ПСТГУ.

Иеромонах Роман:

— Чтобы дать объективную оценку, нужно хоть раз там побывать или почитать о деятельности этого университета. Даже если всё так, как пишете, что изменит мое отношение? Спектакль же и боговдохновенность понятия несовместимые.

Подготовила Наталья Лясковская

) - иеромонах Русской православной церкви , поэт, автор стихов и духовных песнопений, член союза писателей России .

Биография

С 1972 года учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета , но от сдачи выпускных экзаменов отказался. В дальнейшем работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе . В юности серьёзно занимался каратэ .

Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью, первая публикация появилась в районной газете . До 1980 года он был по преимуществу поэтом есенинской лирики .

Призвание к монашеству он ощутил уже в ранней юности (об этом свидетельствует поэтическая строка: «Хочу быть схимником»). 1980 год, когда он поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь , стал судьбоносной вехой в духовном становлении молодого человека. В 1981 году перешёл в Псково-Печерский монастырь , в котором в 1983 году принял монашеский постриг. Служил на приходах Псковщины (пос. Кярово, г. Каменец), в Киево-Печерской лавре после её открытия. В рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).

Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Жанной Бичевской , Олегом Погудиным , Сергеем Безруковым , Максимом Трошиным , Еленой Ваенгой , Ириной Скорик, Александром Михайловым, Геннадием и Анастасией Заволокиными, Кубанским казачьим хором .

24 января 2012 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) иеромонаху Роману была вручена Всероссийская православная литературная премия имени Святого благоверного князя Александра Невского 2011 года - «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» - золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго [ ] .

Вот что пишет о иеромонахе Романе Валентин Распутин : «…песни его, прозвучавшие в скорбную пору нашей Голгофы так неожиданно и так необходимо <… > есть­ ответ на духовные отеческие потребности <…>. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос - значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы её обретения». Сам иеромонах Роман в предисловии к своему сборнику «Пред всеми душа виновата» утверждает: «Один Бог - Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь - Святая Цель всего творения. И любые виды искусства - прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворённым. Посему - да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!»

Иеромонах - это монашествующий священнослужитель. Соответственно, существует два способа стать иеромонахом: либо священник принимает монашеский постриг, либо монах принимает рукоположение в священники.

Белые и чёрные священники

В Русской православной церкви существует две разновидности священства: белое и чёрное. Белые - это те служители церкви, которые не принимали монашеский постриг, а чёрные - это священнослужители в монашестве. По некоторым данным, существует традиция, когда выпускникам семинарий, перед тем, как стать священниками предлагается либо жениться, либо стать монахом. Из числа иеромонахов выбирают всё высшее духовенство Русской православной церкви.

Иеромонахи - это явление, которое получило широкое распространение лишь в двадцатом столетии. У древних христиан монахов, которые носили священный сан, не было. Если не считать обязанностей служителя церкви, то жизнь иеромонаха ничем не отличается от жизни обыкновенного монаха. Он проживает в монастыре, носит монашеское облачение. При постриге монах даёт следующие обеты, которые должен соблюдать в течение всей последующей жизни: обет нестяжания (отказ от мирских благ), обет безбрачия, обет послушания, обет молитвы. С территории монастыря нельзя выходить, не испросив благословения.

Главные занятия иеромонахов и монахов вообще - это труд и молитва. Обитатели монастырей обязаны трудом добывать себе всё необходимое для существования.

Иеромонах Матюшин

Среди наиболее известных иеромонахов наших дней, можно назвать Фотия Мочалова, лауреата второго сезона телевизионного конкурса «Голос» и иеромонаха Романа.

Песни Иеромонаха Романа знакомы многим почитателям православной поэзии. Александр Иванович Матюшин-Правдин (такое имя носил отец Роман до принятия пострига) родился в 1954 году в Брянской области. Учился на филфаке КалмГУ, но диплома не получил, так как сдавать госэкзамены отказался. Преподавал в школе уроки музыки, также занимался плотницким ремеслом, а одно время был рабочим на силикатном заводе. Уже в юные годы Александр осознал, что его жизненное призвание - стать иеромонахом, это отражено в его ранних стихотворениях.

В начале восьмидесятых годов двадцатого века молодой человек принял решение осуществить свою мечту. Так он оказался в монастыре города Вильнюс, а затем в Псково-Печерском монастыре, где и был пострижен в монахи с именем Роман. Спустя четыре года принял сан иеромонаха. Мать отца Романа, работавшая учительницей в сельской школе, тоже стала монахиней. Все эти годы иеромонах Роман продолжал писать стихи. Первое время монастырской жизни песен он не писал, но, после разговора с одним старым священником, пересмотрел своё отношение к музыке. По его собственным словам, священник сказал ему, что гитара, в отличие от прочих музыкальных инструментов, это инструмент, с помощью которого можно молиться.

Литературный и монашеский труд Иеромонаха Романа

С середины девяностых годов отец Роман несёт монашеский подвиг в скиту Ветрово в Псковской области, где в двухтысячных годах на какое-то время затворялся от мира и держал связь с другими монахами только с помощью записок.

Песни отца Романа исполняются такими известными артистами, как Максим Трошин, Ирина Скорик, Кубанский казачий хор.

Жанна Бичевская, Сергей Безруков и Олег Погудин записали альбомы песен, написанных иеромонахом Романом. Безруков вспоминает, что во время записи альбома работники студии приезжали в скит отца Романа, но пообщаться с ним не удалось, так как тот в это время исполнял обет молчания. Письменное же разрешение на использование его произведений получить удалось. Сам иеромонах считает, что авторских прав существовать не должно, так как стихи и песни даруются человеку Господом.

Из бесед с Романом Матюшиным

В своих немногочисленных интервью иеромонах говорит о некоторых важных для верующего человека вопросах. Отец Роман считает жизнь на природе полезной для духовного развития человека, хотя и говорит, что всё-таки главное не место, а вера в Господа и искренняя молитва.

О силе народного искусства батюшка Роман говорит, что сам испытал эту силу, когда народная песня, спетая Николаем Гурьяновым (священник, автор духовных песен и стихов, в частности, его песни звучат в фильме «Остров» в исполнении Петра Мамонова) укрепила его в решении стать монахом.

Также он говорит о бесполезности «облегчённого» православия, которое, часто воспринимается многими людьми как истинное. Облегчённое - то есть такое, которое основывается только на внешнем исполнении обрядов, без веры в Бога.

В заключение

Песни Романа Матюшина - это образец истинной поэзии, продолжающей традиции русских классиков. Если говорить о музыкальной составляющей, то эти песни уходят своими корнями в русский романс. Слушая эти произведения в авторском исполнении, трудно поверить, что написал и исполнил это иеромонах Роман - наш современник.

Недавно в газете «Вера» была опубликована подборка стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), посвящённых празднику Рождества. () За прошедшее время у отца Романа вышли три сборника стихотворений – «Надмiрный Путь», «Единственная Радость» и «Лазурь святая», готовится к изданию книга его прозы и книга для детей «Святорусье». Наш давний автор Ольга НАДПОРОЖСКАЯ, с благословения отца Романа на публикацию в газете «Вера», передала его новые произведения.

Недавно в газете «Вера» была опубликована подборка стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), посвящённых празднику Рождества. («Вера» № 771, первый выпуск 2017 г.) За прошедшее время у отца Романа вышли три сборника стихотворений – «Надмiрный Путь», «Единственная Радость» и «Лазурь святая», готовится к изданию книга его прозы и книга для детей «Святорусье». Наш давний автор Ольга НАДПОРОЖСКАЯ, с благословения отца Романа на публикацию в газете «Вера», передала его новые произведения.

«Однажды я показала иеромонаху Роману свою книгу “Три святителя”, написанную для детей, – вспоминает она. – Отец Роман, перелистывая её, остановился на одной из страниц и спросил:

– Кто это? Неужели Иоанн Златоуст?

– Нет, это святитель Григорий Богослов.

– Больше похож на Степана Разина… Очень уж телесные святители в этой книге. Слишком много плоти… А это ещё кто такие?

На картинке был изображён мальчик в светлой тунике, а возле него – две девушки в белых одеяниях, с лицами, полузакрытыми покрывалами.

– Это эпизод из жития святителя Григория, помните? Когда он ещё был отроком, ему явились во сне две девы – Чистота и Целомудрие. Они пообещали, что унесут его высоко-высоко и поставят перед престолом бессмертной Троицы.

– Мне ведь тоже однажды приснились три девы, – сказал отец Роман, помолчав. – Куда-то далеко в луга повели меня, водили со мной хороводы… Проснулся таким счастливым!»

О своём творчестве отец Роман говорит:

«После ночной службы кладу на стол Библию и церковнославянский словарь, призываю Духа Святаго, молюсь: “Господи, дай мне сказать то, что полезно людям. То, что не повредит ни им, ни мне в первую очередь”. Потом крещу келью на все четыре стороны, чтобы никакая муза ко мне не слетела, никакой пегас не прискакал… Пегас и муза не одного за собой увели – и пропал, заблудился человек…

Тот, кто рвётся к славе и привык к аплодисментам, рушит себя как личность. Помните, священник возглашает на литургии: “Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу”. Всякая слава, честь и поклонение только Богу!

Роберт Рождественский незадолго до смерти написал:

Из того, что довелось мне сделать,
Выдохнуть случайно довелось,
может, наберётся строчек десять…
Хорошо бы,если б набралось.

И за эти строчки ему многое можно простить!

…Слово просто так не пропадает. Есть такие слова: “Всё исходящее от нас на нас вернётся”. Если мы помним об этом, мы просто обязаны себя пожалеть и постараться, чтобы от нашего сердца шло высокое, чистое».

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Ныне покойный митрополит Псковский и Порховский Иоанн, несмотря на преклонные годы и болезнь ног, всегда вставал, когда к нему входил кто-то из священников, и всегда благословлял только стоя. Он был милостивым отцом для нас. Его почитал старец Николай. Однажды я оказался свидетелем их встречи. Был я тогда ещё иноком. Стоял и внимал словам митрополита-старца. И вдруг раздался стук, открылась дверь – зашёл отец Николай. Митрополит встал. Не глядя на него, старец прошёл мимо, положил два земных поклона иконе Богородицы, приложился.

– Это прозорливый старец, – сказал митрополит, – подойди к нему под благословение.

Я подошёл. Старец благословил.

– Вот скоро буду рукополагать, – продолжил митрополит.

– Бог благословит, Бог благословит! – отец Николай перекрестил меня, подошёл к митрополиту и положил ему земной поклон. И я залюбовался обоими. Оба показали высоту своей жизни. Митрополит стоянием на больных ногах оказывал уважение старенькому протоиерею. Старец, пройдя мимо архиерея, показал, что Небесное превыше всего, с поклонами приложился к иконе Богородицы и только потом земно, в ноги, поклонился митрополиту.

«Вот как надо!» – подумал инок, ранее довольствовавшийся поясным поклоном перед митрополитом. С той поры, уже став иеромонахом, так же и я входил к митрополиту. Правда, сострадая стоящему на больных ногах и дабы не показаться дерзким (и в то же время избегая показного благоговения), быстро делал два земных поклона иконе Богородицы и третий – митрополиту.

– Лёгок на поклоны, – улыбкой одобрял он мои кувыркания, – мне уж так не сделать.

Упокой, Господи, покоившего и прости прощавшего!

Как только Киево-Печерскую лавру вернули Церкви, я приехал туда. До сих пор очень тепло вспоминаю прихожан и братию. Но не всё душа приняла. Помню приезд Киевского, не преклонных лет митрополита в Лавру. Все забегали-засуетились, промчались туда-сюда иподиаконы. Наконец явился святитель. Приложился к престолу, сел в кресло. Опустив головы, братия поплыла брать благословение. Благословлял он сидя, как открещивался, выставляя для поцелуев руку. (Сразу вспомнился стоящий на больных ногах престарелый иерарх Церкви митрополит Иоанн.) Благословились – и рассыпались партизанами кто куда. Иногда святитель подзывал к себе одного или другого игумена. Те подходили, становились на колени и внимали.

Хорошо, если внешние знаки продиктованы любовью и уважением, но… впрочем, опущу свои невесёлые размышления. И вот мановением святительского пальца был позван к креслу и аз. Подошёл, склонил голову.

– Вы очень гордый! – недовольно заметил митрополит всея Украины.

– Да, Ваше Высокопреосвященство, я знаю об этом. Прошу ваших святых молитв.

– Идите! – так же недовольно молвил архипастырь.

Иеромонах поклонился и, думая про себя, что лучше ходить в гордецах, чем в холуях, отправился восвояси. А нелюбимая в других гордыня привела обличителя иеромонаха в свои бездны – раскол и лжепатриаршество.

Будущее

Не только в нашей стороне –
Повсюду было изначально:
И прошлое всегда в огне,
И настоящее печально.

Что впереди? Цветущий сад
Иль пепелище вместо дома?
Да был ли зрелым виноград,
Когда во рту одна оскома?

Чего от будущего ждать,
Коль имя попрано Христово?
И всадников не удержать,
И ангелы трубить готовы.

5 января 2017 г.,
скит Ветрово

Стоим возле старца. Вразумляя, батюшка легонько хлопнул по лбу приезжую.

– Батюшка! Меня ударьте! – выдвинулась вперёд её подруга.

– Да? – оживился отец Николай. Собрал старческие силы и… как ахнул желающую! Голова её дёрнулась, на глазах выступили невольные слёзы.

– Больно? – посочувствовал батюшка. И разочарованно: – Так вы ж сами просили!

(Не выпрашивай то, что потом не сможешь понести.)

Пошли с матушками по грибы. Разбрелись. Почему-то вспомнилось, как один старец, собирая с чадами эти дары леса, помолился: «Господи, пошли тринадцать боровичков, в честь Тебя и апостолов, ради чад, утешь их малым». И вот смотрят: на поляне двенадцать боровиков, а над ними – тринадцатый.

Нет, думаю, то старец, а ты… Отогнал тщеславный помысл, спустился в лощинку – и семья боровиков! Один другого краше! Дерзнул пересчитать – девять. И неудивительно: знай своё место. Позвал матушек. Подошли – радуются как дети. И вдруг: «Батюшка, ещё четыре!»

Всё правильно: не ради нас подаётся.

В бору

Среди дерев – не средь людей,
Заходишь в лес, как в Божий дом.
Ни разговоров, ни вестей
И думы только о святом.

Во всём высокая волна,
Дух от земного отрешён.
Шумит о вечности сосна,
Душа поёт: ей хорошо.

Приют молитвы вековой…
Плывут в лазури облака.
Водой небесною, живой
Кропит погода грибника.

И никого на свете нет –
Одна душа да горний Свет.

12 ноября 2017 г.,
скит Ветрово

Храм, где служит отец Роман

Будучи иноком, не уклонялся от общения. Говорил со всеми, пытаясь обратить к вере всех и вся.

– Что ты! – возмутился знакомый иеромонах. – Пока за тобой не пробегут два километра, пока не покажут, что это им в самом деле нужно, нечего «благовествовать»!

Трудно было согласиться, но жизнь показала его правоту.

Уже иеромонахом еду из Печор. Сидящая рядом женщина что-то спросила. Ответил. Снова спросила. Снова ответил. Завязалась живая беседа о вере, о назначении человека – о едином на потребу.

– Прошу прощения, – обратился к ней в Пскове при выходе, – много говорил, не подумайте, что все монахи такие.

– Что вы! – улыбаясь, ответила благодарная слушательница. – Мы так хорошо убили время!

А я-то – о вечности! А я-то – о Боге!

Еду на дальний приход. Молоденькая попутчица спросила о крещении. Ответил.

– А правда, что есть вечность, что будет Страшный Суд?

– Вы читали воспоминания тех, кто пережил клиническую смерть?

Отрицательно качнула головой. Пришлось что-то рассказывать. Первое время девушка очень внимательно слушала, кивала и вдруг… раскрыла сумочку и начала подкрашивать ресницы и губы. Кто её знает, может, и на Страшном Суде хочет быть неотразимой? Взял чётки и замолчал: не человеку воскрешать из мёртвых.

И вот уже, учёный-переучёный, еду в поезде.

– Святой отец, можно задать один вопрос?

– Один? Хорошо, давайте один, – ответил скучавшему мужчине.

– Сколько вам лет?..

Давно как-то в монастыре задал и я такой вопрос благоговейному иеродиакону. «Прости, брат, это не монашеский вопрос», – ласково, но твёрдо вразумил иеродиакон инока. До сих пор благодарен о. N за то, что он не проявил человекоугодия. Но вернёмся в поезд.

– Вы могли задать один вопрос. Ну что изменится для вас, если узнаете мой возраст? Мы же больше никогда не увидимся. Неужели больше не о чём спросить?

– А почему вы не хотите мне ответить?

– А это уже второй вопрос, – ответил учёный-переучёный.

Загрустил попутчик, потерял развлекателя: с духовным говори о духовном, с внешним – о житейском.

Два пути

Что избираем, то и воздаёт.
К чему винить превратности судьбы,
Коль путник обязательно придёт
Туда, куда направлены стопы?

Идущим в пропасть оправданья нет,
Закон извечный разумеет всяк:
Свет просвещает возлюбивших Свет,
Мрак поглощает возлюбивших мрак.

4 мая 2017 г.,
скит Ветрово

Известный поэт написал много жизнеутверждающих песен. Время было безбожное, посещал ли он храмы – не знаю. Вряд ли он прожил без скорбей, но они не отражались на его творчестве. Но вот скончалась жена – и земля начала уходить из-под ног, жизнь потеряла смысл. И самое дорогое, что у него осталось на этой холодной земле, – посаженное ею дерево. И никто не ждёт его:

Только клён, только клён, да и тот,
Между прочим, уже осыпается.

До чего щемящие строки! Как же одиноко и обречённо он жил! Какая безысходная тоска у живущего прошлым и ничего не ожидающего от будущего!

Сирота человек без Бога!

Суды людские топят без вины,
Как малыши игрушечный кораблик.
Хоть яблоня и не стройней сосны,
Но кто желает шишек, а не яблок?

Природа учит здраво рассуждать.
Взгляни вокруг – премудростью повеет.
Что согревает, не должно питать,
И что питает, не всегда нас греет.

Мы все пришли на землю в первый раз.
Затем ли, чтоб блуждать по бездорожью?
Коль всё не так – причина только в нас:
Кто виноват, что мы слепы? на Божье?

22–25 сентября 2017 г.,
Брянск – Петриков

Страна берёз

Не миновать войны и гроз,
Пока живём единым хлебом .
Мне по душе страна берёз:
Вон как берёзы рвутся к небу!

Земная ширь им ни к чему,
Растут одной семьёю дружной,
Избрали свет, и потому
Им воевать совсем не нужно.

Ненастье не всегда в былом,
От лиха никуда не деться,
Но самый страшный бурелом
Не обломал вершины в детстве.

Вовсю стремятся к высоте,
Являя истину простую:
Что никогда не тесно тем,
Кто возлюбил лазурь святую.

Но почему лазурь свята?
И шлёт земле благословенье?
Где высота – там чистота,
Где чистота – там освященье.

15–16 января 2017 г.,
скит Ветрово

Роза

Безмолвно роза говорит:
Не всё добро, что око просит.
И запах мил, и нежен вид,
Одна беда – не плодоносит.

Что? красота живых цветов,
Когда приходит лихолетье?
Не зря цветенье без плодов
Зовут в народе пустоцветьем.

На красоту ль идём войной?
Безумен тот, кто Божье хает.
Что обличает род людской,
Цветы совсем не обличает.

Им оправдание – Господь!
А человек не оправдится:
Не может тем, что ищет плоть,
Душа небесная живиться.

Как часто походя грешим,
До края полня чашу гнева,
Когда желания души
Идут от похотенья чрева.

23–29 мая 2017 г.,
скит Ветрово

Страсть и любовь – подруги-близнецы,
Нам говорят мiрские мудрецы.
В безумном мiре Правды Божьей нет:
Свет от кумиров – люциферов свет.

Расстроены и мера, и весы,
Пути уводят, речи помрачают.
И каплю лужи с каплею росы
Всё те же музы испокон венчают.

Страсть и любовь не отличить на вид,
Но как себя по-разному являют!
Страсть сеет рознь, любовь миротворит,
Страсть полонит, любовь освобождает.

Палач и жертва, раб и господин…
Не много ли в себя душа вмещает?
И разве может быть в одной груди
То, что мертвит, и то, что воскрешает?

Пред Рождеством

На земле такая тишь –
Божья благодать!
А в селе один малыш,
Не с кем поиграть.

Не побегаешь с отцом:
Он отец, не друг.
Вот и вышел на крыльцо
Поглядеть вокруг.

Намело так намело,
Видимо, не зря:
В огоньках стоит село,
В искрах января.

Словно в сказке иль во сне –
Так легко дышать!
Чистый воздух, чистый снег,
Чистая душа!

2 января 2017 г.,
скит Ветрово

Изображение с сайта solomko.ru