Как пережить поражение любимой команды: советы психолога. Победа и поражение в романе «Обломов» и притче «Старик и море

В жизни спортсмена бывают не только победы, но и поражения. Если не полениться и изучить карьеры множества спортсменов, то, несомненно, станет ясно, что все они переживали серьезные поражения. Эти спортсмены остались на вершине, потому что сумели справиться с этим.

Даже незначительный неуспех может вызвать у спортсмена негативные переживания, такие как стыд, страх перед предстоящими соревнованиями и др. Как же спортсмену справиться с этими переживаниями? Уменьшить боль можно, если постоянно напоминать себе, что проигрыши – это часть самосовершенствования в спорте, это то, что нужно принять и оставить позади. Не поражения мешают быть на вершине, а негативная реакция на них, которая застревает в сознании спортсмена и «бьёт» по его уверенности.

Поражения влияют на душевное состояние спортсмена и его представление о себе, а не на его умения и способности

После поражения можно чувствовать себя угнетенным и чудовищно разочарованным. Можно даже думать о том, что вы больше никогда не сможете показать хороший результат. Но если посмотреть на ситуацию объективно, то станет совершенно понятно, что физические и технические навыки никуда не исчезли. Вы по-прежнему умеете то, что умели до поражения, вы по-прежнему обладаете теми же умениями и способностями, которые позволяли вам успешно выступать на предыдущих соревнованиях. Поражение может быть просто результатом неправильно выбранной тактики, перенапряжения, невероятного выступления соперника и т.д.

Самое болезненное поражение может стать лучшим уроком

Иногда поражение может быть тем самым «звоночком», который нужен спортсмену, чтобы понять, как сложен «путь на вершину». Вместо того чтобы перекладывать вину за поражение на обстоятельства, от вас не зависящие, найдите проблемные места в своём выступлении и работайте над ними. Ответьте себе на вопросы: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?»

Иногда только болезненное поражение может стать для вас лучшим учителем, показать, чего вам не хватает, и мотивировать на тренировки, которые выведут вас на новый уровень и сделают ещё сильнее.

Успехов Вам!

Староселец Татьяна Станиславовна

Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности , определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.


После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы , которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло» . Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки , установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Евгения ТИХВИНСКАЯ

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть..., тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма - это целая трагедия.

Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап - этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, спортсмен может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза - фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма - это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных неприятностей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

Мария КРАСИЛЬЦЕВА

Каждый может потерпеть поражение. Такой устой жизни. Люди могут проигрывать сотню раз. Но их может ожидать и грандиозная победа. Нельзя точно знать, чем закончится приключение. Нужно попробовать, чтобы узнать.

Необходимость неудач

Жизненный путь состоит из побед и поражений. Это тернистый путь. Судьба может поднять высоко, а затем неожиданно опустить на землю. Если человек ничего не предпринимает, то подняться к вершине ему не удастся. Даже успешная личность однажды может потерять все из-за того, что перестала действовать. Нередко приходится пытаться заново идти к успеху. Чем больше неудач сможет пережить человек, тем сильнее он будет внутреннее. Нужно достойно себя в любой ситуации. Даже проигрыш становиться опытом, которой поможет в дальнейшем.

Достойное поведение книжных героев

В литературе также можно наблюдать достойные примеры поражений. Взять хотя бы произведение «Отцы и дети». Павел стал свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки. Он решил защитить честь девушки и вызвал мужчину на дуэль. Его оппонент не думал, что это действенный способ решить, но согласился. Базаров знал, чем закончиться дуэль, ведь был моложе, чем его соперник. Павел был ранен. Именно Евгений предоставил Кирсанову первую медицинскую помощь.

Павел держался достойно. Свое поражение он принял со всем мужеством. Он подшучивал над своим состоянием. Это своеобразная защитная реакция. Мужчина не стал распространяться, почему ему пришлось вызвать Базарова на дуэль. Он не хотел навредить юной девушки. Это поражение было необходимо Кирсанову, чтобы понять свои ошибки. Он пересмотрел взгляды на жизнь, увидел, что во многих ситуациях вел себя глупо. Жизнь намного улучшилась во всем доме.

Герой произведения «Преступление и наказание» также смог достойно пережить поражение. Раскольников был мечтателем. Он считал, что имеет право на убийство. Главный герой искренне верил, что его поступок пойдет на благо общества. Но его теория потерпела крах. И Раскольников сумел не только принять это, но и вынес из этого определенный жизненный урок. Его грезы были разбиты, но он сам стал только сильнее.

Проигрыши неизбежны в нашей жизни. Но нужно уметь достойно принимать неудачи. Иначе наше существование будет убогим. Как жить в этом жестоком мире, если поражения могут нас сломать.

Завороженные красотой стадионов и рингов, звуками фанфар и треском фейерверков, мы смотрим Олимпиады, соревнования, первенства, матчи. Пластика совершенства, азарт, фарт - все это создают люди спорта. Какой ценной достигаются их победы? Запредельные нагрузки, смертельные срывы, сила духа, страх поражения… Цена победы - жизнь и судьба.

Каждый из нас сталкивался на протяжении своего пути с поражением и не успешностью, потому что мы, независимо от выбранной сферы деятельности, преодолеваем дистанцию длиною в жизнь. По сути, у каждого своя беговая дорожка, ринг, ледовая арена и шахматная партия.

Как пережить поражение, как не потерять мотивацию, откуда взять внутренние силы, чтобы подняться, суметь увидеть ошибки и начать работать над ними? Что делать когда тебя переполняет чувство боли, разочарования, гнева, страха и вины? Вины за неоправданные ожидания тех, для кого ты являешься кумиром, тех, кто вкладывал в тебя силы, время, готовя к очередному поединку. Тренер клуба смешанных единоборств «Стяг» Алексей Горемыкин считает, что поражение - это переломный, но не решающий момент для спортсмена.

«Для любого спортсмена, не только в сфере единоборств, поражение всегда является переломным моментом в карьере. Выходя на ринг или в клетку, ты должен быть морально готов к любому исходу, настраиваться, конечно, надо только на победу, но, к сожалению, поражения это тоже часть любого спорта. Как будет складываться карьера бойца дальше - будет зависеть только от него. Неправильно решить, что это было все, на что ты способен и ты сделал все, что мог. Правильное восприятие проигрыша - вернуться в зал, изучить ошибки, выделить слабые стороны и работать в три раза больше».

Умение эффективно справится с поражением - это залог успеха спортсмена. К сожалению, очень часто люди, окружающие спортсмена, преуменьшают значимость сложившейся ситуации. Одним из немногих способов оказать поддержу служат слова: «Не переживай, это всего лишь опыт, все будет хорошо» . Но тем самым, происходит обесценивание чувств человека, потерпевшего спортивную неудачу. Данное отношение отражается негативно на личности спортсмена, особенно, если это ребенок, и шансы справиться с данной ситуацией сводятся к минимуму. В случае спортивного поражения, важно дать себе возможность эмоционально прожить ситуацию, другими словами - отгоревать, потому что любое поражение - это потеря, потеря чего-то важного и ценного. В среднем данный период длится от нескольких часов до 2-3 дней. В этот момент очень важно, чтобы рядом со спортсменом находился значимый для него человек - родитель, тренер, психолог. Далее, очень важно сознательно проанализировать ситуацию, с позиции, что было сделано хорошо, несмотря на отрицательный результат. Поиск удачных и положительных моментов дает источник для мотивации и силы для преодоления.

Тренер Алексей Горемыкин также считает, что факт поражения отрицать не нужно, но и делать на нем акцент - тоже неправильно.

«Я посоветую не зацикливаться на этом. Понять и принять, что так бывает и никуда от этого не деться. В любом случае, нужно хорошо отдохнуть и с новыми силами в зал. Внимательно разобрать бой с тренером и командой. Провести работу над ошибками и настраиваться на новый бой. Показатель правильного отношения к проигрышу - победа в следующем поединке».

Опираться необходимо на реальные действия и факты. После, следует выделить одну-две конкретные проблемы, которые помешали добиться положительного результата. Эти проблемы - точки приложения сил в предстоящей подготовке, одна задача будет являться приоритетной, вторая - дополнительной, на случай, если произойдет сбой в работе над первой. Важно осознать тот факт, что ошибки есть всегда, важно их увидеть и найти ресурсы для того, что бы их исправить. Ошибка - не означает тот факт, что ты не способен! Очень важно исключить понятие «не повезло», ведь человек, которому не повезло, ничего не будет менять в себе, это закрывает возможности к анализу, а это первый шаг к следующему проигрышу. Парадоксальным, но оправданным шагом, является разработка конструктивного плана действий на случай поражения: «что я буду делать, если опять проиграю?». Например: что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения, в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того, чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного проигрыша. Это достаточно глубинный анализ, который лучше выполнять совместно с психологом, так как эффективное переживание поражения требует времени и специальных навыков.

В завершении, мне бы хотелось привести слова одного из самых успешных спортсменов современности Майкла Джордана:

«За свою карьеру я проиграл почти 300 игр… 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я терпел поражения в моей жизни снова и снова. И это именно то, благодаря чему я преуспел. Ты - не проигравший, до тех пор, пока не сдался!».

Так рождаются чемпионы!

Статью подготовила: руководитель отдела спортивной психологии Клуба смешанных единоборств «Стяг» Алена Самарина

Особая благодарность тренеру КСЕ «Стяг» Алексею Горемыкину

Всем людям свойственно как выигрывать так, проигрывать в разных ситуациях. Будь-то настоящие соревнования, спор, деловое поручение или домашние хлопоты. Одни люди к возможным проигрышам и победам относятся абсолютно безразлично и даже не замечают того, что «раунд остался за ними». Другие же, концентрируют все свои силы только на том, чтобы победить.

Как пережить проигрыш?

Победить они хотят всегда, в любом деле, в каждой ситуации. В случае если им это не удается: очевидно: как проиграть в соревнованиях, или скрыто: как не нашел, что ответить на легкий сарказм, они переживают это поражение как личную трагедию. Мучая себя вопросами, типа, что пошло не так, в чем причина неудачи, как все исправить, что теперь делать и т.д. они посвящают свою жизнь переживанию того, что уже произошло и подготовке к тому, что может случиться.

Пытаясь, стать всегда победителем, они теряют легкость и удовольствие, с которыми обычные люди одерживают победу. Чужой успех для таких людей не выносим, потому что не понятен: «Ведь я делаю больше, чтобы выиграть, но се равно проигрываю». Видя чужие достижения и отсутствие своих, они упрекают себя в несостоятельности, предъявляют к себе все большие требования, которым все сложнее соответствовать.

Им часто кажется, что именно постоянное повышение планки своих достижений и навыков поможет оставаться победителем, потому как полагаться «на случай, авось пронесет» для них не разумно. Победить можно только следуя четкой стратегии, постоянно тренируясь, находясь на страже. Вся жизнь таких людей подчинена одному правилу: «Выиграть».

Откуда в человеке рождается желание всегда выигрывать и страх проиграть?

Кто-то боится негативной оценки. Например, подросткам свойственно социально принадлежать к определенной группе. И если это группа сильных волевых личностей, да к тому же спортсменов, то желание соответствовать и даже быть лучшим вполне объяснимо. Другое дело, когда это стремление проявляет себя в уже взрослой жизни далекой от спорта.

Желание самоутвердиться, доказать собственный статус, удовлетворить запросы своей самооценки. Таким людям нужен не скрытый успех, заметный только им, а внешнее его проявление. Быть признанным победителем значит отстоять свою значимость, поддержать авторитет.

Помочь такому человеку очень сложно, ведь зачастую этот образ жизни он считает нормой, и менять ничего не собирается. К его поведению и переживаниям можно адаптироваться. Не потакать переживаниям, страданиям, самобичеваниям, попытаться понять с рациональной точки зрения и ни в коем случае не подшучивать над «проигрышной ситуацией». Для таких людей главное в близких людях принятие сложности каждой из его ситуаций, рациональная поддержка и отсутствие критических замечаний.

А что вы думаете по поводу людей не умеющих проигрывать? Лично я живу по принципу: «Это не мой проигрыш, это его выигрыш, с чем его и поздравляю!»

Если у Вас раскрученная группа в социальной сети Инстаграм , Вконтакте , Одноклассники , Фейсбук , Твиттер , Телеграм и др…

Обратите внимание на партнерскую программу от KingFin

Приглашая к участию в программе своих посетителей и подписчиков, Вы заработаете приличные деньги (Ревшара — до 60 % , Реферальные отчисления — до 10 % )